0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разрешена ли стоянка на островке безопасности?

Что такое островок безопасности на дороге, можно ли заезжать и парковаться на разметке?

Говорят, что человек может привыкнуть даже к самым строгим, драконовским, но постоянным законам. И, наоборот, будет чувствовать себя некомфортно при законах мягких и здравых, но если их нормы постоянно меняются. Именно на второй вариант и похожа сегодня ситуация с островками безопасностями на российских дорогах.

Все указать, расписать, регламентировать – может и неплохая идея. Но поменять все кардинально, при этом оставляя в силе и старые нормы, не указывать напрямую на санкции, но выписывать штрафы, запутать автолюбителей так, что они перестали понимать где можно останавливаться, и как именно перемещаться в районе этой разметки – это не только плохая задумка, это прямые проблемы для дорожного движения.

Однако на свете есть автоюристы! И мало кому удается запутать эту категорию профессионалов, готовых помочь разобраться. Сложностям, связанным с островками безопасности (их нормам и штрафам за нарушения) будет посвящена эта статья.

Что это такое? Определение

Постараемся не сыпать юридической терминологией (хоть без нее совсем и не обойтись), а объяснять все простым и доступным большинству языком.

Островок безопасности – это место на разделительной полосе или проезжей части в районе пешеходного перехода, где пешеходы могут дождаться возможности перейти дорогу далее.

Это может быть территория, выделенная только разметкой, или и разметкой, и бордюром (приподнятый островок безопасности). Кроме этого существует ГОСТ Р 52766-2007 (регламентирует элементы обустройства дорог общего пользования), задающий отдельные нормы. О них поговорим ниже подробнее.

Сразу оговоримся, что приподнятые островки, а тем более переходы в местах, оборудованных ограждением, рассматривать не будем. Мало кому придет в голову ездить там или парковаться. Наша дальнейшая задача разобраться с островками, обозначенными только разметкой.

Как выглядит разметка 1.16.1 – 1.16.3? Фото треугольника безопасности

Казалось бы, что может быть проще – сфотографировать островок безопасности, и предоставить читателю его внешний вид? Однако, если бы все было настолько просто, статья бы на этом и завершилась. Но… нет! Сложности только начинаются, и именно во внешнем виде разметки (вернее в его интерпретации) и кроются основные проблемы, о которых пойдет речь далее.

Придется снова обратиться к ГОСТам. Уже упомянутый ГОСТ Р 52766-2007 в свою очередь ссылается на другой нормативный акт, регламентирующий нормы дорожной разметки. До недавнего времени это был ГОСТ Р 51256–2011, но теперь заменен на ГОСТ Р 51256–2018.

Остров безопасности, обозначенный в этих нормах, визуально отличается. Давайте сравним:

НомерГОСТ Р 51256 – 2011ГОСТ Р 51256 – 2018
1.16.1
1.16.2
1.16.3

Нумерация указанных пунктов совпадает в обоих ГОСТах. Отличается ли внешний вид островков? Если смотреть на фото, кажется, что да, и довольно сильно. Но фактически все несколько сложнее. Это требует отдельного пояснения.

В чем отличие разметок, и какие проблемы с этим связаны?

При действии старого ГОСТ проблема связывалась со штрафными санкциями. Конкретного ПДД, запрещающего заезжать на островок безопасности, нет. Однако автолюбители получали штрафы. Аргументация была в пересечении сплошной разметки 1.1 , которой ограничен островок.

Водители часто настаивали, что указанная линия не является сплошной, а есть лишь часть общей разметки. Нередко удавалось убедить суды, что нарушения не происходило.

Теперь, по новому ГОСТ, сплошная разметка на рисунках и вовсе отсутствует. Может показаться, что спор решен в пользу участников движения, но это не так – запрет не только не снят, он стал еще более очевидным!

Вернемся к ГОСТ Р 52766-2007. Теперь в нем указано, что пп.1.16.1 (по ГОСТ Р 51256 – 2018) — это разметка площади островка безопасности, т.е. разметка внутренней части. Отдельно обозначено, что его границы обозначаются в соответствии с п.1.1 ГОСТ Р 51256 – 2018 – сплошной наклонной линией, т.е. прямо указано, что граница островка есть сплошная.

Иллюстрация разметки 1.1 по ГОСТ Р 51256 – 2018

С трудом, но с первой проблемой разобрались. Теперь однозначно указано, что проезд по островку безопасности есть пересечение одиночной сплошной. Но это еще не все.

Для чего нужен островок безопасности на дороге?

Прежде чем переходить к другим проблемам, давайте уточним параметры островков безопасности. В первую очередь установим разницу между внутренней разметкой по пунктам 1.16.1 – 1.16.3:

  • 1.16.1 – это прямые параллельные линии разной длины. Используются для обозначения островков, разделяющих потоки разных направлений.
  • 1.16.2 – ломаные полосы, чьи вершины направлены в сторону сближения потоков. Применяется для обозначения островков при разделении потока одного направления.
  • 1.16.3 – так же ломаные, но их вершины противоположны сближению потоков. Обозначают слияние одностороннего потока.

В большинстве случаев, островки безопасности соответствуют пункту 1.16.1. Остальные чаще применимы для направляющих островков (которые не являются темой данной статьи). Однако бывают и исключения, поэтому мы указываем на все виды возможной разметки.

Требования к островку безопасности по ГОСТу

Еще немного нормативов. Согласно ГОСТ Р 52766-2007 существуют следующие нормы:

  1. Поток автотранспорта в местах установления островков составляет не менее 400 ед./ч.
  2. Ширина проезжей части от края островка до ближайшей обочины проезжей части – не менее 7,5 м.
  3. Островок не может быть меньше, чем ширина пешеходного перехода, а его минимальная длина – 1,5 м.

Есть свои требования к разметке и у ГОСТ Р 51256 – 2018:

  • Линия 1.1 «Сплошная» . Это белая непрерывная линия шириной 0,10 или 0,15 м.
  • Разметка 1.16.1 «Внутренняя разметка островка». Белые наклонные сплошные полосы параллельные друг другу. Ширина каждой полосы (а) – 0,40 м. Расстояние между полосами (с) – 1,2 м. Угол наклона оси данных полос относительно оси сплошной (α) равен 45˚.

Иллюстрация разметки 1.16.1 в ГОСТ Р 51256 – 2018

Параметры полос по пунктам 1.16.2 и 1.16.3 соответствуют нормам линии 1.16.1.

Штраф за заезд, остановку и пересечение островка безопасности в 2020 году

Здесь начинаются главные расхождения и трудности. Одну проблему мы уже уточнили – это пересечение сплошной полосы (нарушение действия разметки – ч.1 ст.12.16 КоАП). К санкциям по ней мы еще вернемся, пока же рассмотрим другие возможные нарушения:

  1. Можно ли парковаться на островке безопасности? Вспомним, что островок напрямую связан с пешеходным переходом. Соответственно, вторым нарушением может быть признана остановка / стоянка (парковка) на островке, как остановка / стоянка (парковка) на пешеходном переходе (ч.3 и 6 ст.12.19 КоАП).
  2. При этом вполне могут быть применены и санкции за парковку «далее правой полосы», что предусмотрено ч.3.2 той же статьи.
  3. Статья 8.1 ПДД РФзапрещает разворот на пешеходном переходе. Часть 2 ст. 12.14 КоАП РФ устанавливает за это штраф (к точным цифрам вернемся чуть ниже).
  4. Статья 11.4 ПДД РФ полностью запрещает обгон на пешеходном переходе. Это относительно недавние изменения в правилах, и в КоАП пока не выделено точной статьи для случая. Однако, в зависимости от обстоятельств, применяется либо уже упомянутое нарушение разметки (ч.1 ст.12.16 КоАП), либо выезд на встречную полосу (ч.4 ст.12.15 КоАП).

От указанных условий зависит и размер штрафов. В основном они такие:

НарушениеШтрафПримечание
Нарушение действия разметки (ч.1 ст.12.16 КоАП)500 руб.Так может интерпретироваться выезд на островок безопасности, а также минимальное наказание за обгон по островку.
Остановка / стоянка на переходе (ч.3 ст.12.19 КоАП)1 000 руб.Внимание: при аналогичных нарушениях, произошедших в Москве или Санкт-Петербурге, применяется часть 6 данной статьи – штраф составит 3000 рублей .
Остановка / стоянка «далее первого рада» (ч.3.2 ст.12.19 КоАП)1500 руб.
Разворот на «зебре» (ч.2 ст. 12.14 КоАП)500 руб.К этому может быть приравнен разворот на островке безопасности.
Выезд на встречную полосу (ч.4 ст.12.15 КоАП).5000 руб. или лишение прав до полугодаТаким образом может быть интерпретирован наихудший вариант обгона по островку безопасности.

Кроме этого, в некоторых обстоятельствах может быть применен совокупный метод наказания по нескольким статьям.

Нужно понимать, что разрешено останавливаться на разметке в случае технической неисправности ТС или плохого состояния здоровья водителя.

Может ли камера зафиксировать данное нарушение?

Обгон, разворот, стоянка на островке безопасности – все это может быть зафиксировано как сотрудниками ДПС, так и с помощью фотокамер. Нередко возникают споры, что камера не в состоянии отличить остановку от стоянки, однако в данном случае это не имеет значения — ч.3 (а значит и ч.6) ст.12.19 КоАП одинаково интерпретируют санкции за оба вида этого нарушения.

Проблема может быть при технической неисправности. Включения аварийной сигнализации на фото можно определить далеко не всегда. В этом случае придется обжаловать штраф за выезд на островок безопасности.

Что делать, если выписали протокол о нарушении?

Если штраф выписан и водитель с ним согласен, его надо оплатить. Причем большинство штрафов, за исключением повторных нарушений, если они были оплачены в течение 20 дней, могут быть погашены со скидкой в 50% (ч.1.3 ст.32.2 КоАП РФ).

Если водитель не согласен с выписанным постановлением, он может обжаловать штраф. Оспорить можно:

  • В течение 10 дней с момента оформления постановления (например, при фотофиксации — ст.30.3 КоАП).
  • В течение 10 дней со дня, следующего за днем оформлением постановления (при оформлении непосредственно сотрудником ГИБДД — ст.4.8 КоАП).

Обжалуется штраф за наезд или движение по островку безопасности по месту произошедшего. Обратиться с заявлением можно либо к начальнику местной ГИБДД, либо в районный суд. Оба варианта равнозначны по возможности решения данного вопроса.

В завершении хотим еще раз напомнить, речь в статье шла именно об островке безопасности, т.е. ограниченном пространстве, связанном с пешеходным переходом. Нередко с ним путают «направляющие островки» — похожи разметки, но не имеющие отношения к пешеходам. Правила для обоих случаев могут отличаться.

Что касается островков безопасности, то очевидно, что нарушений, связанных с ними, довольно много. В зависимости от обстоятельств, это могут быть небольшие проступки со штрафов в 500 рублей или серьезные правонарушения, предполагающие лишение прав. В последнем случае вам поможет юрист по лишению водительских прав.

Не стоит нарушать ПДД и стоять, оставлять машину на островке безопасности, но нужно знать и свои права, чтобы не быть обвиненным напрасно.

Была ли статья полезной?

Главный юрист сейчас в сети , пишите в чат ⤵️ или звоните по 8(800)350-34-84

Задать вопрос эксперту сайта «Юрист-консультант»

  • Есть ли штраф за парковку на велодорожке?

  • Задать вопрос

SPRUT623 › Блог › Можно ли стоять на «островке безопасности»

Частенько сотрудники ГИБДД штрафуют водителей не только за то, что они паркуются на «островках безопасности», но и даже просто за езду по ним. На самом деле это не вполне законно, но оспаривать штрафы за это водители почему-то не торопятся.

Существуют две типичные ситуации, когда водителя штрафуют за нахождение его машины на островке безопасности: за стоянку на нем и за проезд по нему. Что касается стоянки, то в каждом случае нужно смотреть, что это за «островок». Соответствующая разметка бывает нанесена на асфальт посреди улицы, на пешеходном переходе (чтобы они могли переждать пока вновь им зажжется «зеленый»), на перекрестке, чтобы машины ехали по правильным траекториям, а также в местах слияния/разделения потоков машин на многополосной дороге. Если гражданин решил припарковать свою машину на «островке безопасности», предназначенном для пешеходов, то он, скорее всего, окажется прямо в зоне «зебры».
На этот случай в КоАП есть специальная статья — 12.19 (нарушение правил парковки и остановки). За «переход» она обещает 1000 рублей штрафа. Да и вообще, эвакуировать могут. В случае, когда «островок безопасности», выбранный гражданином для парковки, находится в месте «пересечения проезжих частей» — в пределах перекрестка, то есть — эвакуировать его машину уже закон не позволяет. Тут ему грозит лишь штраф (все по той же 12.19) — но уже всего 500 рублей. Самый двусмысленный вариант парковки — в пределах «островка», который находится в месте слияния или разделения транспортных потоков, но не на перекрестке. Таких полосатых клочков асфальта предостаточно на съездах-въездах не только на скоростные магистрали и вообще на на более-менее крупные улицы и транспортные развязки.

Заметим, что в этих местах водителей активно штрафуют не только за парковку, но и просто за проезд через «островок» — в столице, к примеру, есть несколько камер автоматической фиксации нарушений, нацеленных исключительно на «стрижку» штрафов за проезд по подобного рода белым полоскам на асфальте. Штрафуют за оба эти нарушения одной и той же статье КоАП — 12.16, за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. Штраф — 500 рублей. В штрафных постановлениях такого рода обычно пишут, что водитель нарушил требования пункта 1.16.2 приложения 2 к ПДД.
Но если прочитать этот самый пункт 1.16.2, то выяснится, что подобная разметка ничего, на самом деле, не требует и не предписывает водителю, а всего лишь, цитата, «обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления». То есть на самом деле проезд по подобному «островку» не является с точки зрения ПДД нарушением в принципе. За парковку же в таком месте, если и надо штрафовать, то уж совсем не по статье о нарушении требований разметки, которого, по сути нет. Тут, к примеру, можно найти состав правонарушения для пункта 3.2 статьи 12.19 КоАП — «остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части», которая подразумевает 1500 рублей и допускает эвакуацию машины на штрафстоянку.

Почему знающие водители никогда не паркуются на островке безопасности

Сотрудники ГИБДД особенно ревностно относятся к нарушению водителями требований разметки, в том числе и за парковку на островке безопасности или за проезд по нему. В последнем случае нередко возникают споры, так как многие водители уверены, что в отдельных случаях пересекать подобные зоны дозволяется. Однако ПДД однозначны и запрещают проезд или парковку на островках безопасности.

Разрешена ли парковка на островке безопасности

Правомерность наложения штрафа и его размеры за стоянку или проезд по островкам безопасности зависит от того, в какой части дорожного полотна расположены зоны безопасности и какую функцию они выполняют.

Наибольшее распространение получили островки безопасности на пешеходных переходах, призванные обезопасить пешеходов, если те не успели перейти улицу на разрешающий сигнал светофора. Так как подобные островки расположены на пешеходном переходе, то и сами зоны безопасности находятся в зоне действия «зебры». В таком случае парковка на нём является нарушением пункта 3 ст. 12.19 КОАП РФ. Стоянка на пешеходных переходах, а также ближе чем на 5 метров до или после него наказывается штрафом в 1 тыс. руб. Кроме того, автомобиль может быть эвакуирован на штраф-стоянку, если водитель отсутствует на месте правонарушения.

Ещё одна разновидность островков безопасности располагается на перекрёстках и призвана регулировать движение поворачивающих автомобилей и обеспечивать безопасность переходящих дорогу пешеходов. Естественно, парковать автомобиль на перекрёстке также нельзя, хотя санкции в таком случае мягче. Парковка автомобиля на островке безопасности на перекрёстке облегчит кошелёк нарушителя на 500 руб. (пункт 1 ст. 12.19 КоАП РФ).

Наиболее сложными являются случаи, когда островки располагаются не на перекрёстке, а в местах разделения разнонаправленных потоков, сужении дороги, выездах на автомагистраль и т. д. За парковку или проезд по островкам безопасности, расположенных в таких местах, часто штрафуют по статье 12.16 КоАП РФ, определяющей санкции в отношении нарушителей, не соблюдающих требования разметки. Размер штрафа — 500 руб. В постановлениях инспекторы часто указывают, что действия водителя противоречат требованиям пункта 1.16.2 Приложения 1 к ПДД, что и вносит путаницу в этот вопрос.

Многие автовладельцы упирают на то, что разметка островков безопасности не относится к линиям, которые нельзя пересекать. Действительно, пункт 1.16.2 не содержит никаких упоминаний о запрете на пересечение подобную подобного типа разметки. Однако ГОСТ Р 52289–2004, в числе прочего регулирующий правила нанесения разметки, утверждает, что для выделения границ островков безопасности применяется линия 1.1 (одинарная сплошная). Разумеется, её пересечение запрещено как для проезда, так и для парковки автомобиля.

Поэтому в этом случае необходимо смотреть на границы островка безопасности, а точнее — на разметку. Если границы обозначены одинарной сплошной — пересекать островок нельзя. Если же границы обозначены пунктиром, что на практике случается крайне редко, то формально на островок безопасности заехать можно.

Что касается парковки в таких местах, то 500 рублей — это минимальная сумма, на которую может быть оштрафован нарушитель. Если сотрудники ГИБДД придерутся, то вполне могут применить к водителю пункт 3.2 ст. 12.19 КоАП РФ, запрещающий стоянку автомобилей далее первого ряда от края дороги. Штраф при подобном нарушении составляет 1,5 тыс. руб. Также автомобиль может быть эвакуирован на штрафстоянку, если водитель отсутствует на месте правонарушения.

В подавляющем большинстве случаев проезд, остановка или парковка на островках безопасности прямо или косвенно запрещается ПДД и подлежит наказанию в виде административного штрафа. Исключения редки, поэтому в подавляющем числе случаев нарушители, остановленные сотрудниками ГИБДД или попавшиеся на камеры слежения, наказываются в административном порядке.

Можно ли безнаказанно парковаться на «островке безопасности»

Но прежде чем говорить об «островках безопасности» следует разобраться в их разновидностях. В частности, подобного вида разметка может быть нанесена на асфальт посреди улицы в зоне наземного регулируемого пешеходного перехода. Она применяется, чтобы дать возможность людям, не успевшим пересечь проезжую часть до проезда машин, пропустить поток и дождаться зеленого сигнала светофора.

Следующий тип «островков» применяется в комплексе с так называемой направляющей разметкой — на перекрестках и в местах, где организован разворот. Кроме того, «островки» бывают организованы в областях слияния или разделения транспортных потоков, но не на перекрестке. Итак, по порядку.

Когда водителю вздумается припарковать машину на «островке безопасности», который организован в зоне «зебры», он должен отдавать себе отчет, что его действия однозначно попадают под юрисдикцию ст7 12.19 ч. 3 КоАП, наказывающей за остановку на пешеходном переходе или ближе 5 метров от него. За это полагается 1000 рублей штрафа и, по идее, эвакуация на штрафстоянку со всеми сопутствующими при этом тратами.

Когда автовладелец решил использовать для парковки «островок безопасности» в месте пересечения проезжих частей в пределах перекрестка, ему может грозить лишь чисто символическая кара по все той же ст. 12.19, но по ч. 1 — 500 рублей.

Самый двусмысленный вариант парковки — в пределах «островка», находящегося в месте слияния или разделения транспортных потоков, но не на перекрестке. Таких полосатых клочков асфальта предостаточно на съездах-въездах не только на скоростные магистрали, но и на более-менее крупные улицы и транспортные развязки. Наказывают в подобных случаях обычно по ст. 12.16 КоАП — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой на 500 рублей. В постановлениях, как правило, пишут, что водитель нарушил требования п. 1.16.2 приложения 2 к ПДД. Но если прочитать этот самый пункт внимательно, выяснится, что подобная разметка ничего, на самом деле, не требует и не предписывает водителю, а всего лишь «обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления».

То есть, на самом деле, нахождение машины на подобном «островке» не является с точки зрения ПДД нарушением в принципе. И выписанное постановление можно обжаловать.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию