Регулировка клапанов на ваз 2110 своими руками инструкция
Закатываем рукава: регулировка газораспределительного механизма на LADA 2110
Любая машина состоит из множества деталей, которые имеют свойство изнашиваться и пластически деформироваться.
Книга по сервисному обслуживанию любого автомобиля предусматривает перечень всех необходимых регулировочных операций некоторых узлов.
Срок их обслуживания указан либо величиной времени, либо цифрой пробега.
К сожалению, эти цифры у отечественных авто не могут похвастаться большим количеством нолей.
Какие действия необходимо регулярно предпринимать с двигателями на протяжении эксплуатации? Различия в настройке моторов различных комплектаций LADA 2110
Согласно содержанию мануала «десятки», с ДВС необходимо периодически проводить следующие манипуляции:
- замену масла и масляного фильтра (15000 км);
- регулировку газораспределительного механизма (20-25 тыс. км);
- промывку системы охлаждения (60 тыс. км или 5 лет);
- устанавливать новые ремни генератора и ГРМ (70 тыс. км);
- монтировать новые свечи зажигания (30000 км).
Настройка системы распределения фаз проводится только на 8V двигателях. Осуществлять процесс регулировки клапанов на шеснадцатиклапанных ВАЗ 2110 не требуется. В 16V моторах предусмотрены гидрокомпенсаторы, которые убирают зазор между распредвалом и толкателем под давлением жидкости.
Однако, эта система требует качественного синтетического масла. В случае поломки, на ремонт автоматического механизма потребуется кругленькая сумма.
Подготовка рабочего места к проведению операции наладки узла управления фазами
Приемы, направленные на корректировку работы тепловой машины, должны осуществляться в помещении с температурой воздуха около 20-30 градусов по Цельсию. Кроме того, следует вооружиться:
- щупами;
- таблицей, отражающей зависимость процессов впуска/выпуска в определенных цилиндрах от взаимного положения меток на шкиве и корпусе;
- калиброванными шайбами;
- набором головок и воротком;
- приспособлением для отжима и фиксирования толкателя;
- герметиком.
Проводим регулировку клапанов на ВАЗ 2110 своими руками
Процесс настройки ГРМ можно произвести самостоятельно. Для начала необходимо пройти ряд контрольных переходов:
- Снять клапанную крышку.
- Освободить ремень привода от корпуса.
- Ищем приливы на зубчатом колесе и ГБЦ, совмещаем их, поворачивая коленвал.
- Довернуть шкив еще на 3 зуба и проверить зазоры в первом и третьем кулачках.
- Поворачивая на пол-оборота распределительный вал, измерять щупами размеры тех сопрягаемых деталей, которые указанны в таблице (приведена в руководстве по эксплуатации «десятки»).
При несоответствии размеров между требуемыми 0,20 мм (впуск) или 0,35 мм (выпуск) следует произвести регулировку, руководствуясь следующими приемами:
- Установить приспособление на шпильки корпуса ГБЦ.
- Ввести его «клык» между кулаком и толкателем.
- Веревести последний в нижнее положение путем нажатия на рычаг «металлического помощника».
- Поставить фиксатор.
- Извлечь шайбу и положить новую надписью вниз.
- Повторить цикл контрольных операций.
Настраиваем ГРМ на десятом семействе. Советы опытных владельцев
Автолюбители, не раз делавшие регулировку клапанов на двигателе ВАЗ 2110, знают многие нюансы, которые, возможно, не описаны в книгах. Проводя измерения с помощью тонких пластин, не стоит забывать о полном контакте последней с сопрягаемыми деталями. Часто новички меряют необходимое расстояние скраю, чем обеспечивается ложность показаний.
Применение пинцета значительно облегчит жизнь при вытягивании тонкостенного цилиндрика из-под кулачка. Подобрать правильную подкладку поможет простая формула: H = B + (A – C), где:
- H – толщина новой шайбы (указана на ее поверхности в мм);
- B – размер снятой детальки;
- A – замеренный зазор;
- C – номинальная величина последнего.
Приспособление для настройки фаз не «строит погоду». При его отсутствии регулировку клапанов на ВАЗ 2110 можно произвести с использованием двух плоских отверток. Поскольку одна из них будет выполнять роль фиксатора, ее конец должен быть толщиной не менее 10 мм. Также необходимо правильно осуществлять поворот коленчатого вала – только за гайку.
Самостоятельная регулировка газораспределительного механизма поможет Вам сэкономить бак топлива, именно такова стоимость услуг мастеров СТО по корректировке. К операции следует отнестись ответственно с соблюдением ряда вышеописанных требований.
А тут у нас видео по теме:
Регулировка клапанов на ВАЗ-2110 — ход выполнения работ и полезные советы
Чтобы предотвратить преждевременный износ распределительного вала и прогорания клапанов, следует проводить регулярную профилактику газораспределительного механизма. Двигатели, оснащенные простой системой ГРМ, должны периодически перенастраиваться, и поэтому регулировка клапанов ВАЗ-2110 (8 клапанов) представляет собой довольно рутинную процедуру для большинства автомобилистов.
Регламент настройки
Любой владелец ВАЗ-2110 8 клапанной инжекторной машины может ознакомиться с стандартным регламентом, указанным в инструкции по эксплуатации. При этом стоит отметить, что регулировка клапанов ВАЗ-2110 и инжектора 8 клапанов осуществляется еще в процессе производства автомобиля. Первую настройку владелец автомобиля должен выполнить после того, как автомобиль пройдет первые 10 000 км, и данную процедуру принято называть обкаткой. После этого повторять процедуру нужно будет регулярно с достижением последующих 45 000 км пробега, но при этом в некоторых случаях работа двигателя не требует никаких дополнительных манипуляций и до того, как будет пройдено 80 000 км.
Как отрегулировать клапана на ВАЗ-2110
Для того, чтобы провести правильную настройку, нужно:
- Для начала удостовериться в том, что данная процедура действительно требуется, изучив поведение мотора.
- Собрать все необходимые инструменты для правильного выполнения работ.
- Выполнить регулировку.
Периодичность регулировки клапанов
После длительной эксплуатации автомобиля его владелец может обратить внимание на то, что работа двигателя выполняется уже не так, как это было ранее. Все изменения в работе двигателя в принципе должны всегда настораживать водителя, так как нередко это чревато довольно серьезными последствиями. В большинстве случаев регулировка клапанов ВАЗ-2110 (8 клапанов) требуется при наличии следующих симптомов:
- излишний шум при запуске мотора после того, как машина долго простоит;
- отсутствие компрессии в цилиндрах (заметное снижение мощности двигателя);
- протечки масла через прокладку крышки;
- регулярные «прострелы» в глушитель или карбюратор;
- повышенный расход топлива.
Инструмент для проведения работ по регулировке клапанов ВАЗ
Перед тем, как будет проведена регулировка клапанов ВАЗ-2110 (8 клапанов), следует обзавестись всем необходимым слесарным инструментом:
- рейка, с помощью которой будет осуществляться отжатие толкателей;
- микрометр;
- многосоставной щуп.
Последнее требуется для того, чтобы провести замер теплового зазора, образовавшегося между регулировочной шайбой и кулачком распределительного вала. Если рейку достать не удалось, можно будет заменить ее двумя мощными шлицевыми отвертками.
На сегодняшний день можно без каких-либо трудностей найти весь необходимый монтажный комплект в любом магазине, продающем запчасти для автомобилей. Стоимость такого набора в большинстве случаев находится в диапазоне от 200 до 500 рублей. Стоит обязательно обзавестись комплектом, так как наличие нужных инструментов во многом скажется на успехе регулировки.
Процесс регулировки
Не стоит заранее покупать регулировочные шайбы, так как стоимость этих деталей является достаточно высокой. В первую очередь, следует определиться с величиной зазоров, и только потом уже идти в магазин для того, чтобы подобрать там нужный размер шайб и купить их в нужном количестве. Все работы должны проводиться в условиях гаража с хорошим освещением, так как закрытое помещение позволит защитить автомобиль от крайне нежелательного воздействия дождя и ветра, которые неизбежно заносят грязь в незакрытый распределительный вал.
При этом не забывайте остудить двигатель перед тем, как будет проведена регулировка клапанов ВАЗ-2110 восьми клапанного мотора
Разборка клапанов ВАЗ 2110
Регулировка клапанов ВАЗ-2110 (8 клапанов) всегда начинается с демонтажа необходимых комплектующих, который выполняется следующим образом:
- Отключается клемма аккумулятора.
- Демонтируется корпус воздушного фильтра (если в автомобиле используется карбюраторный двигатель).
- От клапанной крышки отключается кронштейн газового троса, а также шланги картерных газов.
- Полностью достаются все болты, которыми фиксируется кожух привода ГРМ. После того, как крышка будет снята, можно будет свободно работать со шкивом.
- Достаются свечи зажигания. За счет этого упростится вращение КШМ, что поможет найти НМТ и ВМТ.
- Снимается крышка клапана.
Перед тем, как приступать к непосредственно настройке, следует разобраться в особенностях механизма работы ГРМ.
Ознакомьтесь с инструкцией к своему автомобилю и прочитайте порядок работы клапанов. В частности, там будет присутствовать таблица, указывающая порядок регулировки клапанов. При этом стоит отметить, что регулировка клапанов ВАЗ-2112 (16 клапанов) предусматривает совершенно иную схему.
Регулировка зазоров как проводить самостоятельно
После того, как будет проведен демонтаж крышки клапана, следует полностью устранить образовавшиеся остатки моторного масла возле толкателей. Для этого следует воспользоваться обыкновенной резиновой грушей или специальным медицинским шприцем. При наличии рейки фиксатора нужно будет поставить ее на две крайние шпильки, с помощью которых крепится крышка ГБЦ.
После этого уже можно приступать непосредственно к ремонту:
- Выставляется верхняя мертвая точка. Для этого нужно будет совместить между собой метки, расположенные на внутреннем кожухе привода ГРМ и шкива распределительного вала. Чтобы это сделать, можно вывесить и прокрутить одно переднее колесо, после чего с помощью накидного ключа провернуть распределительный вал, закрепившись за болт, крепящий шкив. Однако сразу стоит предупредить, что эта операция может закончиться поломкой болта, поэтому ее следует выполнять крайне аккуратно, а еще лучше предварительно запастись дополнительным болтом.
- После того, как верхняя мертвая точка будет обнаружена, следует провернуть распределительный вал, чтобы сместить шкив приблизительно на 40-50 градусов от ВМТ. Теперь нужно будет поставить свою метку, от которой будет осуществляться еще несколько вращений распределительного вала с дополнительными пометками.
- Выполняется измерение теплового зазора выпускного клапана. Для этого следует один из шупов поместить между толкателем и кулачком распределительного вала. Стандартный зазор составляет 0.35 мм.
- Если щуп прошел без каких-либо препятствий, стоит взять более крупный, и повторять процедуру с шагом 0.05 мм.
- Если щуп с диаметром 0.4 или 0.45 мм уже не может пройти, это говорит о необходимости замены регулировочной шайбы.
- Толкатель разворачивается так, чтобы паз смотрел на вас, после чего на него нужно будет надавать рычагом рейки фиксатора и достать оттуда отработавшую шайбу с помощью простого пинцета. На ней будут цифры, указывающие первоначальный размер.
- Для получения нужного размера нужно от толщины отработанной шайбы отнять разницу между вымеренным и номинальным зазором, после чего записать его в блокнот, чтобы потом купить нужную шайбу в магазине.
- Номинальный зазор во впускном клапане – 0.2 мм. Зазор замеряется с таким же шагом, как и в предыдущем случае.
- Выполняется замена шайбы так же, как в предыдущем случае.
- В соответствии с таблицей проводится проворачивание КШМ на нужный угол, после чего процедура выполняется с каждым клапаном по отдельности.
- В магазине покупаются все необходимые шайбы.
- Шайбы монтируются в толкатели.
- Все зазоры должны соответствовать стандартным, то есть 0.2 или 0.35.
- Проводится проверка новых тепловых зазоров.
- Когда новые шайбы будут установлены, все демонтированные комплектующие возвращаются на рабочее место.
- Запускается двигатель и отслеживается его работа.
Понаблюдать за процедурой можно на этом видео:
Регулировка клапанов на ВАЗ-2110 – это непростая и ответственная работа, которая требует внимательного подхода. Если сделать что-то неправильно, в конечном итоге могут возникнуть проблемы в работе мотора вместо ожидаемого улучшения.
Как регулируются клапаны на ВАЗ 2110 и где они находятся?
Во время эксплуатации автомобиля требуется периодическая регулировка клапана на ВАЗ-2110, где они находятся, необходимо знать каждому владельцу данной марки. При необходимости можно обратиться к мастерам ближайшего автосервиса, но за это придется платить. Между тем регулировка клапанов ВАЗ «десятого» семейства не настолько сложна, чтобы ее нельзя было выполнить своими руками, сэкономив таким образом средства.
Зачем нужна настройка
Все модели «десятого» семейства, начиная от 2110, где установлены силовые агрегаты на 8 клапанов, нуждаются в настройке последних. Настраиваются не сами клапаны, а тепловые зазоры между их толкателями и кулачками распределительного вала. Общеизвестно, что металл при нагревании существенно расширяется, что проявляется и в паре кулачок — толкатель. Если между ними будут большие зазоры, то клапаны откроются не до конца, инжектор подаст в цилиндры меньше топлива.
При отсутствии зазоров после теплового расширения на толкатель станет нажимать круглая часть кулачка, отчего большинство клапанов будет открыто постоянно. Это ведет к резкому снижению компрессии и неработоспособности двигателя.
Существуют признаки, по которым можно определить, что пора произвести настройку клапанов ВАЗ-2110:
- появление звонких щелкающих звуков, доносящихся из верхней части головки цилиндров;
- отказ одного или нескольких цилиндров из-за отсутствия компрессии;
- проведение ремонта, связанного с разборкой силового агрегата и демонтажем распределительного вала.
Щелчки при работе мотора слышны под клапанной крышкой, когда тепловые зазоры слишком велики. Эти звуки ни с чем не спутаешь, вдобавок они сопровождаются снижением мощности двигателя и падением динамики довольно «резвого» автомобиля ВАЗ-2110. Когда зазоров нет, то ничего не стучит, но мотор работает нестабильно, «троит» либо вообще отказывается запускаться. Диагноз подтверждается измерением компрессии во всех цилиндрах.
В автомобилях ВАЗ-2110 — ВАЗ-2112 (16 клапанов) настройку тепловых зазоров делать не нужно. В этих более совершенных моторах установлены устройства, автоматически обеспечивающие оптимальные настройки: гидрокомпенсаторы. Когда появляется одна из вышеописанных проблем, гидрокомпенсаторы меняются на новые, а служат они довольно долго, не менее 100 тыс. км пробега.
Подготовка и разборка механизма
Для проведения работ придется приобрести специальное приспособление для нажатия на толкатели и набор регулировочных шайб различной толщины — без них обойтись не удастся. Если вы постоянно планируете выполнять регулировку собственными руками, то данное приобретение поможет сэкономить средства за услуги автосервиса. При одноразовой акции покупка приспособлений нецелесообразна, лучше сразу обратиться к мастерам.
Чтобы произвести разборку и отрегулировать просветы под кулачками, понадобятся такие инструменты:
- пара плоских щупов толщиной 0,2 и 0,35 мм;
- обычный слесарный набор с отвертками и пассатижами;
- пинцет;
- наборы ключей накидных и рожковых;
- ключ для свечей зажигания.
Поскольку в процессе настройки придется неоднократно поворачивать коленчатый вал, то для облегчения вращения рекомендуется вывернуть все свечи зажигания, предварительно сняв и убрав в сторону высоковольтные провода. Дальнейшая разборка включает в себя:
Обтерев ветошью потеки масла на фланце головки цилиндра, где стояла прокладка, можно приступать к настройке.
Помните, что регулировка проводится только на холодном двигателе.
Порядок настройки
Первым делом необходимо поставить на место регулировочное приспособление, после чего поворотом коленчатого вала совместить метку на его шкиве с выступом на блоке цилиндров. При этом метка на шестерне распределительного вала тоже должна совместиться со своим выступом. В таком положении поршень первого цилиндра находится в самом верху (ВМТ), что нетрудно проверить отверткой через свечное отверстие.
Дальше действуйте в такой последовательности:
- Проверьте степень натяжения ремня ГРМ, повернув его вокруг своей оси, насколько возможно. Хорошо натянутый ремень не повернется больше чем на 90°. При обнаружении слабины подтяните ремень с помощью ролика, иначе выполнять дальнейшую настройку будет затруднительно.
- Ключом немного поверните распределительный вал по часовой стрелке таким образом, чтобы шестеренка сместилась на 2,5 зуба относительно выступа. Нацарапайте острым металлическим предметом собственную метку на шестерне — она пригодится вам в будущем.
- Щупами проверьте просветы в клапанах №№1 и 3, они должны составлять 0,35 и 0,2 мм соответственно. Когда зазор выставлен правильно, щуп в нем движется с некоторым усилием.
- Величина зазора регулируется шайбами. Если он слишком мал или велик, извлеките установленную шайбу пинцетом и посмотрите на маркировку, где электрографическим способом нанесена толщина. Для верности ее можно измерить микрометром.
- Подберите такую общую толщину шайб, чтобы выдержать указанные зазоры, проверьте их щупами.
- Отсчитав от первой метки 11 зубьев, поставьте вторую, через 10,5 зубцов — третью и еще через 11 — четвертую.
- Поворачивая распредвал по часовой стрелке и совмещая свои отметки с выступом, повторите регулировку клапанов в соответствии с таблицей:
Число зубьев между новыми метками | 0 | 11 | 10,5 | 11 | |
Номер впускного клапана | Зазор 0,2 мм | 3 | 2 | 6 | 7 |
Номер выпускного клапана | Зазор 0,35 мм | 1 | 5 | 8 | 4 |
По окончании настройки снимите приспособление, поставьте на место пластиковый щиток ремня ГРМ и произведите обратную сборку. Дальше запускаете мотор и проверяете его работу на слух и на ходу.
Регулировка зазоров в приводе клапанов
Регулировка зазоров в приводе клапанов ВАЗ 2110
Проворачивайте коленчатый вал только за болт крепления к нему шкива (запрещается проворачивать коленчатый вал за шкив распределительного вала).
Проворачивать коленчатый вал за болт крепления к нему шкива неудобно, поэтому, чтобы установить кулачки распределительного вала в верхнее положение, включите любую передачу (лучше четвертую) и медленно прокатите автомобиль до момента, когда кулачки займут нужное положение. Если нет возможности катать автомобиль, вывесите любое переднее колесо и, включив любую передачу, выставите кулачки, поворачивая вывешенное колесо.
Порядок регулировки зазоров не имеет значения.
Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, а при уменьшенном – полностью закрываться.
Зазор измеряется щупом на холодном двигателе (при температуре +20 °С) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана. Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, для выпускного – (0,35±0,05) мм. Зазоры регулируются подбором толщины регулировочных шайб. В запасные части поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 0,05 мм.
Считая от ремня привода распределительного вала : 1, 4, 5 и 8-й клапаны выпускные, 2, 3, 6 и 7-й – впускные.
Общие сведения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Видео про «Регулировка зазоров в приводе клапанов» для ВАЗ 2110
Регулировка клапанов на ВАЗ 2110, 2114, Калина, Гранта, 2109, 2108
Регулировка клапанов ВАЗ 2110, ВАЗ 2108, ВАЗ 2111 (8 кл.)
Регулировка клапанов на 8 клапанных двигателях ВАЗ