Советский культовый велосипед
Советские велосипеды vs современные байки
Сегодня на рынке велосипедв представлен огромный ассортимент агрегатов с различными характеристиками и оборудованием. Заходя в магазин, можно увидеть и шоссейные, и горные, и гибридные велосипеды.
Имеются подростковые и взрослые модели. Из множества вариантов можно выбрать для себя агрегат с соответствующим типом тормозов, количеством скоростей, разновидностью покрышек, манеток, кареток и других «плюшек».
Однако многие современные велосипедисты помнят советские модели. Их забыть невозможно.
Они не отличались таким разнообразием видов и деталей, но велосипеды нашего детства навсегда останутся в памяти.
Давайте рассмотрим отличия велосипедов того времени от современных моделей и попробуем разобраться, что же в них особенного.
А после рассмотрим некоторые типичные модели, которые в детстве пользовались большой популярностью.
Основные отличия
Конечно, советский велосипед в целом имеет те же составные части, что и современные модели.
Однако у них были отличительные черты, которые заметно их выделяют. Среди них:
- Тип рамы;
- Наличие крыльев;
- Наличие багажника;
- Ножной тормоз;
- Отсутствие подножки;
- Особый звонок.
Первое, что бросается в глаза при виде советского велосипеда – оно и выдает модель прошлого века – это рама. Преимущественно она была выполнена в трех видах:
- Верхняя прямая горизонтальная;
- Верхняя выпуклая;
- Нижняя под углом (верхняя при этом отсутствовала).
Агрегаты с последним типом рамы называли «женским велосипедом». Такое название было обусловлено отсутствием верхней рамы.
Садиться на данный аппарат было проще, поэтому он считался облегченным вариантом для женщин.
Конечно, это были всего лишь предрассудки. Данный тип рамы также встречался на подростковых моделях.
Наиболее популярным велосипедом с верхней горизонтальной рамой был «Урал».
Из-за высокой рамы ездить на нем могли только достаточно высокие взрослые люди, преимущественно мужчины.
Он отличался большим весом. Вообще рама советских велосипедов была значительно тяжелее.
Поэтому советских велосипедистов считали особенно стойкими, ведь управлять тяжелым велосипедом без переключения скоростей при подъеме в горку со встречным ветром – это подвиг! Для детей «Урал» был не рассчитан. Но кого из нас это останавливало.
Большинство стремились научиться ездить под рамой, и многим это удавалось. Вот это был настоящее достижение! Советский велосипед так крепко запал в душу потому, что с ним связаны незабываемые воспоминания:
- Радость от управления агрегатом, который весил почти столько же, сколько мы сами;
- Боязнь разбить его при падении, поскольку он был редкостью во многих семьях;
- Огромное количество часов, проведенных с ним на улице, потому что компьютеров и других гаджетов не было и в помине.
Обязательными атрибутами для моделей того времени были крылья и багажник.
Благодаря тяжелой, но прочной и длинной раме, а также багажнику, на одном велосипеде можно было передвигаться втроем: первый человек на раме, второй – на багажнике, а третий – на сидении.
Прочность и надежность крепления багажника даже позволяла ездить на нем стоя, удерживаясь за плечи водителя.
Одним из главных отличий советских велосипедов является тип тормозов. О V-brake и, тем более, дисковых механизмах многие даже не слышали.
Замедлить велосипед можно было, прокрутив педали в обратную сторону.
Эффективность ножного барабанного тормоза была схожа с V-brake на бюджетных моделях современных городских велосипедов.
Он отличался надежностью и долговечностью, поэтому в большинстве случаев данный вид тормозов эксплуатировался наравне с велосипедом до самого конца.
Модели
Рассмотрим некоторых типичных представителей советских велосипедов. Наиболее популярный из них – это «Урал».
Данная модель является классическим типом односкоростного велосипедаа.
Он отличался достаточно большим весом, прямой горизонтальной рамой, а также сумочкой для хранения ключей, закрепленной под сидением.
Большие 28 дюймовые колеса и широкая в диаметре звездочка обеспечивала быструю, но трудно развиваемую скорость.
«Урал» является настолько прочным велосипедом, что многие модели советских времен можно встретить в рабочем состоянии до сих пор.
Аналогичными характеристиками обладали и велосипеды производства Харьковского велосипедного завода, например, «Украина» и «Турист».
Теперь можно поговорить о детских аппаратах.
Поскольку малышам невозможно было научиться ездить на массивных и тяжелых велосипедах, для них были разработаны миниатюрные трехколесные модели. Их отличие заключалось в том, что педали располагались на переднем колесе.
Конструкция данной модификации также отличалась высокой прочностью, поэтому один аппарат могли испытывать дети нескольких поколений.
Говоря о подростковых моделях, между «Уралом» и трехколесными агрегатами, на ум приходят 2 названия — «Школьник» и «Кама».
Оба отличались одноуровневой рамой и средними по размерам колесами, что позволяло активно использовать его в городских условиях для прогулки или поездок в магазин.
А регулируемые по высоте сидения и рули позволяли комфортно передвигаться на них даже взрослым.
На «Каме» подростки пытались выполнять свои первые трюки, поэтому его без преувеличения можно назвать прародителем велоэкстрима в России.
Помимо них в гаражах прошлого века можно было встретить:
- «Салют» — складной вариант, отличающийся отсутствием верхней рамы и меньшими пропорциями;
- «Орленок» — подростковый велосипед с выпуклой верхней рамой, которая придавала эффекта спортивности;
- «Аист» — компактный, но выносливый агрегат, способный удерживать и детей, и взрослых.
Благодаря высокому качеству сборки, а также прочности материалов немало агрегатов того времени дожили до сегодняшних дней.
Их можно встретить на досках объявлений в интернете.
Вскоре мы сможем их увидеть только в музеях, но эти велосипеды навсегда останутся в наших сердцах потому, что они подарили нам счастливое детство!
10 «неубиваемых» велосипедов с маркировкой «сделано в СССР»
Урал. ПВЗ
«Урал». Еще один бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ). Но если «Кама» была складным велосипедом, то «Урал» представлял собой почти вершину советского велостроения, тяжелый дорожный велосипед.
Турист. ХВЗ
«Турист». Бренд Харьковского велосипедного завода. Основан завод в 1923 году и существует по сей день, производя велосипеды «Украина», Tiger, Junior и ряд других.
Спутник. ХВЗ
«Спутник». Недолго выпускавшийся — всего-то с 1964 по 1968 год — на Харьковском велозаводе велосипед для взрослых.
Старт-шоссе. ХВЗ
Велосипед 155−411 «Старт-шоссе» изготавливался по заказу Федерации велоспорта СССР Харьковским велосипедным заводом им. В. И. Петровского. Годы выпуска: 1976−1979 и 1981−1986.
Салют. ПМЗ
Велосипед «Салют» является символом советской велосипедной индустрии. Этот двухколесный байк умеет складываться на две части, что явно облегчает транспортировку и делает его удобной туристической моделью. Сама конструкция рассматриваемого велосипеда напоминает «Каму». Главным отличием между ними являются увеличенные колеса «Салюта».
Школьник. ГАЗ
«Школьник». Бренд Горьковского велосипедного завода, входящего в объединение ГАЗ. Предназначались «Школьники» для детей школьного возраста (как нетрудно догадаться по названию) и производились с 1956 по 1996 год. Сам завод делал велосипеды с 1940-го.
Орленок. ШВМЗ (в дамском исполнении)
«Орленок». Аналог горьковского «Школьника», только производившийся на Минском мотовелозаводе, а позже — еще и Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ).
Кама. ПМЗ
«Кама». Бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ), который позже назывался «Велтой», а ныне — это бренд Forward, прямой наследник «Камы». Завод существовал с 1939 по 2006 год.
Аист. ММВЗ
«Аист». Бренд Минского мотовелозавода (ММВЗ), основанного в 1947 году. Что интересно, ММВЗ существует по сей день и прекрасно производит современные велосипеды под тем же брендом — Aist, просто находится уже в другой стране, Беларуси.
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.
8 легендарных советских велосипедов, на которых катался и стар, и мал
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. «Тахион»
Это был настоящий спортивно-шоссейный велосипед, который выпускали на велосипедном заводе города Харькова. История «Тахиона» насчитывает более 10 лет, поскольку выпускался он с 1981г. по 1992г. Для его создания применялся ряд зарубежных разработок и компонентов, а также алюминиевые сплавы и титан. Такие технологии позволили производителю добиться веса изделия в 9,5 кг.
Было разработано 9 моделей «Тахиона», которые предназначались для шоссейных либо трековых гонок. За все время, пока существовала марка, было выпущено всего 400 велосипедов, которые имели различные технические параметры. К сожалению, обычные люди не могли себе позволить этот дорогой велосипед, поскольку он целенаправленно создавался для участия в гонках и имел стоимость 6500 рублей.
2. «Зич-1»
На авиационном заводе им.Чкалова выпускался велосипед «Зич-1». Он был настолько хорош, что вскоре стал предметам мечтаний почти всех детей 40-х годов, поскольку он являлся наиболее технически совершенным (и, кстати, дорогим) среди аналогов того времени. Столь дорогую покупку могли себе позволить лишь представители партийной номенклатуры, научной интеллигенции, а также крупные военные чины.
Первый «Зич-1» появился в 1946г. и сразу стал культовым. Многие велолюбители оценивают его, как лучший за период 30-х – 70-х годов. Он не только имел оригинальный на то время дизайн, но и был оснащен ручными тормозами и устройством для переключения скоростей. Кроме того на переднем крыле «Зич-1» находилась фара, которая питалась за счет небольшого генератора.
3. «Спутник»
Во многих советских семьях был именно такой велосипед. «Спутник» выпускали в 60-х – 70-х годах на Харьковском велосипедном заводе, а затем он расходился по магазинам всей страны.На «Спутник» устанавливались дюралевые либо стальные обода, усиленные педали, тормоза с симметричной тягой, улучшенные переключатели скоростей, руль спортивного типаЭтот легкодорожный велосипед считался мужским. В комплекте шли: насос, звонок, а также сумка с набором инструментов.
4. «Школьник»
Этот велосипед выпускался с 1956г. на Горьковском велосипедном заводе и являлся самым популярным среди детей. «Школьник» с успехом продавался не только на территории СССР, но и во многих других социалистических странах.
Ранние модели, рассчитанные для мальчиков, имели раму закрытую, а со временем от такой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда обладала свободным ходом, руль имел увеличенный вынос, а мягкое сидение было с жестким каркасом.
5. «Аист»
Эта марка велосипеда оказалась настолько удачной, что и сейчас выпускается и является популярной у пользователей. «Аист» отличает простота конструкции и легкость в ремонте. Сейчас велосипеды этой марки выпускаются белорусским заводом «Аист». Сейчас разработано много модификаций и типов, таких как шоссейные, горные, дорожные, детские и пр.
6. «Москва-80»
Название велосипеда говорит само за себя, поскольку он был создан в канун проведения в СССР олимпиады в 1980г. Предполагалось, что именно на них должна была выступить на соревнованиях советская сборная, однако позднее этого так и не случилось. Знатоки говорят, что «Москва-80» были лучшими моделями 70-х – 80-х годов.
Велосипед был изготовлен с применением отечественных алюминиевых и титановых сплавов. Вес модели едва превышал 8,0 кг, что является оптимальным для велогонок. Именно на велосипедах марки «Москва-80» ездили такие сборные команды таких стран, как Киргизия, Беларусь, Литва, Латвия, Эстония и Украина.
7. «Орленок»
Этот велосипед считался культовым среди подростков 50-х. Он выпускался в Литовской ССР на Шуляйском велосипедно-моторном заводе. Конструкция «Орленка» была очень удачной для перехода от совсем детских велосипедов к взрослым моделям. За счет сверхустойчивого заднего колеса и уникальной конструкции рамы, которая не предусмотрена в других моделях этого класса, «Орленок» зарекомендовал себя, как самый надежный велосипед для детей 7-12 лет.
8. «Урал»
Этот велосипед можно назвать неубиваемой классикой. Он был очень тяжелый и надежный: «Урал» не пугали большие грузы или бездорожье. Он комплектовался аптечкой, насосом и ремонтным набором. Прямо на раму можно было закрепить второе пассажирское сидение. Именно эти велосипеды часто можно видеть на дачах и в селах. Их хозяева утверждают, что такой надежности невозможно найти среди современных велосипедов импортного производства.
Тем, кто ждёт от велосипеда чего-то особенного, стоит обратить внимание на новый уницикл, который сможет освоить каждый .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Велосипеды СССР: популярные модели прошедшей эпохи
10 mins Автор: Михаил Скворцов 464
О разнообразии велосипедов сейчас известно практически каждому. Это и мощные МТБ для туристической езды по бездорожью, трюковые BMX, высокоскоростные шоссейники, гибриды, дорожные синглспиды и скоростные модели…. Однако не всегда велик был так хорошо представлен в стольких лицах. В СССР, например, основная масса населения довольствовалась односкоростными моделями. Реже встречались скоростные модификации, а маунти-байки вообще существовали в единичных количествах.
Советские велосипеды занимают особое место: их нельзя просто взять и забыть. Более того, некоторые продолжают активно катать старого двухколесного коня, всячески совершенствуя его. Увидеть байк советского производства можно на досках объявлений. Это популярный и продаваемый товар в Сети.
Для велика времен 70-х и 80-х абсолютно нормально прокатать на себе несколько поколений, несущая конструкция и колеса сохраняют свой первозданный вид. Разумеется, при соблюдении нормальных условий хранения. Можно смело сказать, что советский байк – это своего рода музейный экспонат, раритет и повод для гордости. Окунемся в прошлое и вспомним, какие велики выпускали в те времена.
Особенности велосипедов времен СССР
Какими-то супер-отличиями советские велосипеды от нынешних не обладали, однако они сразу бросаются в глаза. Есть у них, что ли, своя магия, хранящая воспоминания давно ушедших лет. А если серьезно, то рама обычных великов представлялась в нескольких вариантах:
- прямая;
- выпуклая верхняя труба;
- открытая.
Шоссейный велосипед всегда выпускался только в прямом варианте и был легче обычного синглспида. Правда, почти все байки тех времен имели больший вес по сравнению с нынешними моделями. Этот недостаток компенсировался высокой прочностью как самой рамы, так и всех остальных деталей. Недаром говорят, что велосипеды из СССР практически не убиваемые и смогут выдержать любые дорожные и погодные условия!
Рамы односкоростных велосипедов были тоньше, чем сейчас. Обязательно было наличие крыльев. Они присутствовали и на городских, и на гоночных велосипедах. Размеры колес варьировались от 20 до 28 дюймов. Впрочем, последний размер можно было встретить чаще.
Традиционно велосипед имел ножной барабанный тормоз, даже сейчас можно услышать выражение «советский тормоз». Приводился в работу движением педалей назад. Тормоз удобен, рассчитан на весь срок эксплуатации велика, по эффективности сопоставим с ободным. Тип V-brake ставился только на гоночные скоростные модели. Могли отличаться и размеры задней звезды на синглспидах: она была чуть больше, а цепь на несколько звеньев длиннее.
А вот аксессуар, который на велосипедах советских времен был исключительной редкостью – это подножка. Тем, кто пользуется этим вариантом велотранспорта, не слишком удобно парковаться. Впрочем, исправить этот недостаток и поставить подножку можно самостоятельно.
Трехколесный друг для юных велосипедистов
Учить езде на велосипеде в СССР старались с самого детства. Именно как детский и подростковый этот транспорт позиционировался долгое время, пока не вырвался на свободу и не покорил все возрастные категории.
Учить ребенка на взрослом и даже подростковом байке просто нереально, поэтому производители изначально стали выпускать специальные детские модели на трех колесах. К характерным признакам этих великов относятся:
- задняя осевая балка рамы;
- жесткое закрепление колес;
- «передний привод», педали закреплены к переднему колесу;
- задние колеса меньше переднего в диаметре;
- ни седло, ни руль не регулируются.
Трехколесный велосипед был излюбленным транспортом для малышей: его легко освоить, на нем быстро ехать, да и здоровье активные покатушки укрепляют неплохо. Стоит упомянуть и отличное качество сборки «малюток». Они спокойно могли выдерживать не только детей, но и «тяжелых» подростков-хулиганов. Об этих велосипедах узнали и дети 90-х годов, ведь конструкция не только выдерживала любые нагрузки, но и хорошо сохранялась.
Дорожные синглспиды советской эпохи
Итак, переходим к подростковым и взрослым велосипедам. Их названия отражали не производителей, а нарицательные и собственные имена: «Школьник», «Аист», «Орленок», «Салют», «Урал», «Кама». Это еще одно веское отличие от современных велосипедов.
Школьник – это популярный двухколесный транспорт среди подрастающего советского поколения. Его история началась в 1956 году и продолжалась почти 40 лет. В лихие 90-е выпуск этой модели прекратили.
Аудитория велосипеда – дети от 10 до 13 лет. Всем известно, что подростки не слишком бережно относятся к вещам: покупают-то все равно родители. Однако, этот байк исключение. Счастливый обладатель берег его как зеницу ока, ведь велосипеды стоили по тем временам недешево, второй раз взрослые вряд ли сделали бы такой подарок. Школьник – это не совсем индивидуальный велик. Один байк мог запросто прокатить еще двоих пассажиров без поломок.
- открытая прямая рама;
- 20-дюймовые колеса;
- дорожные покрышки;
- ножные тормоза;
- высокий регулируемый руль;
- щиток для цепи, крылья;
- вес порядка 10 кг.
Еще одним ярким представителем подросткового байка является «Орленок» производства Шуляйского веломоторного завода (Литва). Изогнутые трубы рамы придавали велосипеду вид круизера. Вообще, машина смотрелась красиво и аккуратно: ровный лазоревый окрас рамы и крыльев, двухцветное седло, простая форма руля.
Колеса 24 дюйма – в самый раз для подрастающего велосипедиста. «Орленок» – это потрясающая выносливость, прочность деталей и высококачественная сборка.
«Аист» – полноценный взрослый велосипед с рамой открытого типа. Кроме удобства катания, велик дарил возможность сложить себя и хранить в укромном уголке. Предназначение велика – неторопливые прогулки, поездки на работу или в магазин. Простая конструкция была доступна для освоения даже 10-летнему ребенку, что говорить о взрослом человеке.
Аисты начали свой полет еще в пятом столетии ХХ века (1947) и продолжали выпускаться вплоть до начала XXI века. Наибольший пик выпуска – вторая половина советского периода, далее марка стала сбавлять обороты. На данный момент сохранилось лишь название, ито в англоязычном варианте. Под брендом «AIST» производят велики на любой вкус: МТБ, гоночные, дорожные, детские.
«Салют» – дорожный велосипед для активных поездок по городу. Марка и общая конструкция сохранились в наше время. Встретить велик можно в любом магазине, где продаются синглспиды. Во времена СССР эти велосипеды выпускались в нескольких вариантах:
- складная рама, средние колеса, изогнутый руль;
- разборная конструкция;
- ромовидная нескладная рама, прямой руль, большие колеса.
Сейчас в продаже встречается только первый вариант, а вообще старые модели «Салют» еще немало пользуются успехом в селах и райцентрах.
«Урал» – разновидность нескладного «Салюта», классический вариант односкоростного велосипеда.
Он удобен в использовании, хорошо разгоняется на своих 28-дюймовых колесах, неприхотлив на дорогах (как и все другие велосипеды из СССР), а также оснащен специальной сумочкой для хранения инструмента и лекарств. Если сравнивать какой-либо дорожный синглспид, то с «Уралом»!
А вот больше всего признания получила «Кама». Этот небольшой компактный велик был настолько прост в обслуживании и так хорошо ездил, что покупался налету и выстраивал за собой длинные очереди. Кроме поездок, «Кама» позволяла еще и совершать трюки, благодаря небольшим колесам и мобильности рамы.
Компактные колеса – это хорошая проходимость и выносливость. «Кама» больше всего подвергалась тюнингу: именно с нее вошли в моду зеркала заднего вида, свет, украшения. Впрочем, велик и сам был в отличной внешней форме: яркий окрас, узорчатая передняя звезда, плавный руль, компактный багажник. Возможно, сейчас этот велик вызовет лишь улыбку, но в свое время это он был лучший.
Гоночные модели для дорог и шоссе
В среде гоночных велосипедов выпускались следующие марки:
Производство спортивных скоростных байков поглотил ХВЗ – Харьковский велосипедный завод, который существует и по сей день.
«Тахион» – мощный шоссейный велосипед, первоклассная машина для развития максимальной скорости по трассе. Внешне этот велик практически не отличается от современного гоночного аналога. Собирался преимущественно из импортных деталей, стоил очень дорого. Из-за высокой цены, куда, кроме материалов, входила и сборка, тираж этого велосипеда не превысил 400 единиц. Обладатель «Тахиона» считался настолько крутым и богатым, что даже превосходил владельца хорошего автомобиля.
«Спутник» – популярный спортивно-прогулочный велосипед. Трансмиссия включала несколько скоростей, благодаря чему байк можно было разогнать до хороших 30 – 35 км/час. Седло напоминало дорожное, а вот руль – чисто шоссейный, изогнутые бараны. Тормозная система была представлена ободным прижимным механизмом.
«Спутник» – это недешевый велосипед, но не заоблачный, как «Тахион». Его отличительная черта – это расширенный комплект: велосипед, зеркало, насос и набор инструментов.
«Москва-80» – суперлегкий и прочный велосипед, выпущенный к началу олимпиады 1980 года в Москве. Поразительный вес – 8 кг в сочетании с выносливостью – мечта любого профессионала-гонщика. Предназначение байка – спортивные соревнования. Выпуск велосипедов составляет всего 10 штук, так что широкие массы увидели его только на картинках.
«Турист» – 4-скоростной легкий велосипед для продолжительных поездок. Оснащен рулем-бараном, ободными тормозами и крыльями. Имеется багажник и специальная сумочка-органайзер для хранения мелких инструментов. В остальном это обычный шоссейник наших лет.
Пришла пора вернуться в наше время. Конечно, сейчас велосипеды намного превосходят советские по скорости, комплектации и специфике. Однако в те времена, как выяснилось, они тоже пользовались большим спросом. Возможно, именно те ушедшие модели напомнили о себе и дали толчок к развитию велоиндустрии.