Старые советские велосипеды
10 «неубиваемых» велосипедов с маркировкой «сделано в СССР»
Урал. ПВЗ
«Урал». Еще один бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ). Но если «Кама» была складным велосипедом, то «Урал» представлял собой почти вершину советского велостроения, тяжелый дорожный велосипед.
Турист. ХВЗ
«Турист». Бренд Харьковского велосипедного завода. Основан завод в 1923 году и существует по сей день, производя велосипеды «Украина», Tiger, Junior и ряд других.
Спутник. ХВЗ
«Спутник». Недолго выпускавшийся — всего-то с 1964 по 1968 год — на Харьковском велозаводе велосипед для взрослых.
Старт-шоссе. ХВЗ
Велосипед 155−411 «Старт-шоссе» изготавливался по заказу Федерации велоспорта СССР Харьковским велосипедным заводом им. В. И. Петровского. Годы выпуска: 1976−1979 и 1981−1986.
Салют. ПМЗ
Велосипед «Салют» является символом советской велосипедной индустрии. Этот двухколесный байк умеет складываться на две части, что явно облегчает транспортировку и делает его удобной туристической моделью. Сама конструкция рассматриваемого велосипеда напоминает «Каму». Главным отличием между ними являются увеличенные колеса «Салюта».
Школьник. ГАЗ
«Школьник». Бренд Горьковского велосипедного завода, входящего в объединение ГАЗ. Предназначались «Школьники» для детей школьного возраста (как нетрудно догадаться по названию) и производились с 1956 по 1996 год. Сам завод делал велосипеды с 1940-го.
Орленок. ШВМЗ (в дамском исполнении)
«Орленок». Аналог горьковского «Школьника», только производившийся на Минском мотовелозаводе, а позже — еще и Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ).
Кама. ПМЗ
«Кама». Бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ), который позже назывался «Велтой», а ныне — это бренд Forward, прямой наследник «Камы». Завод существовал с 1939 по 2006 год.
Аист. ММВЗ
«Аист». Бренд Минского мотовелозавода (ММВЗ), основанного в 1947 году. Что интересно, ММВЗ существует по сей день и прекрасно производит современные велосипеды под тем же брендом — Aist, просто находится уже в другой стране, Беларуси.
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.
Велосипеды СССР: популярные модели прошедшей эпохи
10 mins Автор: Михаил Скворцов 464
О разнообразии велосипедов сейчас известно практически каждому. Это и мощные МТБ для туристической езды по бездорожью, трюковые BMX, высокоскоростные шоссейники, гибриды, дорожные синглспиды и скоростные модели…. Однако не всегда велик был так хорошо представлен в стольких лицах. В СССР, например, основная масса населения довольствовалась односкоростными моделями. Реже встречались скоростные модификации, а маунти-байки вообще существовали в единичных количествах.
Советские велосипеды занимают особое место: их нельзя просто взять и забыть. Более того, некоторые продолжают активно катать старого двухколесного коня, всячески совершенствуя его. Увидеть байк советского производства можно на досках объявлений. Это популярный и продаваемый товар в Сети.
Для велика времен 70-х и 80-х абсолютно нормально прокатать на себе несколько поколений, несущая конструкция и колеса сохраняют свой первозданный вид. Разумеется, при соблюдении нормальных условий хранения. Можно смело сказать, что советский байк – это своего рода музейный экспонат, раритет и повод для гордости. Окунемся в прошлое и вспомним, какие велики выпускали в те времена.
Особенности велосипедов времен СССР
Какими-то супер-отличиями советские велосипеды от нынешних не обладали, однако они сразу бросаются в глаза. Есть у них, что ли, своя магия, хранящая воспоминания давно ушедших лет. А если серьезно, то рама обычных великов представлялась в нескольких вариантах:
- прямая;
- выпуклая верхняя труба;
- открытая.
Шоссейный велосипед всегда выпускался только в прямом варианте и был легче обычного синглспида. Правда, почти все байки тех времен имели больший вес по сравнению с нынешними моделями. Этот недостаток компенсировался высокой прочностью как самой рамы, так и всех остальных деталей. Недаром говорят, что велосипеды из СССР практически не убиваемые и смогут выдержать любые дорожные и погодные условия!
Рамы односкоростных велосипедов были тоньше, чем сейчас. Обязательно было наличие крыльев. Они присутствовали и на городских, и на гоночных велосипедах. Размеры колес варьировались от 20 до 28 дюймов. Впрочем, последний размер можно было встретить чаще.
Традиционно велосипед имел ножной барабанный тормоз, даже сейчас можно услышать выражение «советский тормоз». Приводился в работу движением педалей назад. Тормоз удобен, рассчитан на весь срок эксплуатации велика, по эффективности сопоставим с ободным. Тип V-brake ставился только на гоночные скоростные модели. Могли отличаться и размеры задней звезды на синглспидах: она была чуть больше, а цепь на несколько звеньев длиннее.
А вот аксессуар, который на велосипедах советских времен был исключительной редкостью – это подножка. Тем, кто пользуется этим вариантом велотранспорта, не слишком удобно парковаться. Впрочем, исправить этот недостаток и поставить подножку можно самостоятельно.
Трехколесный друг для юных велосипедистов
Учить езде на велосипеде в СССР старались с самого детства. Именно как детский и подростковый этот транспорт позиционировался долгое время, пока не вырвался на свободу и не покорил все возрастные категории.
Учить ребенка на взрослом и даже подростковом байке просто нереально, поэтому производители изначально стали выпускать специальные детские модели на трех колесах. К характерным признакам этих великов относятся:
- задняя осевая балка рамы;
- жесткое закрепление колес;
- «передний привод», педали закреплены к переднему колесу;
- задние колеса меньше переднего в диаметре;
- ни седло, ни руль не регулируются.
Трехколесный велосипед был излюбленным транспортом для малышей: его легко освоить, на нем быстро ехать, да и здоровье активные покатушки укрепляют неплохо. Стоит упомянуть и отличное качество сборки «малюток». Они спокойно могли выдерживать не только детей, но и «тяжелых» подростков-хулиганов. Об этих велосипедах узнали и дети 90-х годов, ведь конструкция не только выдерживала любые нагрузки, но и хорошо сохранялась.
Дорожные синглспиды советской эпохи
Итак, переходим к подростковым и взрослым велосипедам. Их названия отражали не производителей, а нарицательные и собственные имена: «Школьник», «Аист», «Орленок», «Салют», «Урал», «Кама». Это еще одно веское отличие от современных велосипедов.
Школьник – это популярный двухколесный транспорт среди подрастающего советского поколения. Его история началась в 1956 году и продолжалась почти 40 лет. В лихие 90-е выпуск этой модели прекратили.
Аудитория велосипеда – дети от 10 до 13 лет. Всем известно, что подростки не слишком бережно относятся к вещам: покупают-то все равно родители. Однако, этот байк исключение. Счастливый обладатель берег его как зеницу ока, ведь велосипеды стоили по тем временам недешево, второй раз взрослые вряд ли сделали бы такой подарок. Школьник – это не совсем индивидуальный велик. Один байк мог запросто прокатить еще двоих пассажиров без поломок.
- открытая прямая рама;
- 20-дюймовые колеса;
- дорожные покрышки;
- ножные тормоза;
- высокий регулируемый руль;
- щиток для цепи, крылья;
- вес порядка 10 кг.
Еще одним ярким представителем подросткового байка является «Орленок» производства Шуляйского веломоторного завода (Литва). Изогнутые трубы рамы придавали велосипеду вид круизера. Вообще, машина смотрелась красиво и аккуратно: ровный лазоревый окрас рамы и крыльев, двухцветное седло, простая форма руля.
Колеса 24 дюйма – в самый раз для подрастающего велосипедиста. «Орленок» – это потрясающая выносливость, прочность деталей и высококачественная сборка.
«Аист» – полноценный взрослый велосипед с рамой открытого типа. Кроме удобства катания, велик дарил возможность сложить себя и хранить в укромном уголке. Предназначение велика – неторопливые прогулки, поездки на работу или в магазин. Простая конструкция была доступна для освоения даже 10-летнему ребенку, что говорить о взрослом человеке.
Аисты начали свой полет еще в пятом столетии ХХ века (1947) и продолжали выпускаться вплоть до начала XXI века. Наибольший пик выпуска – вторая половина советского периода, далее марка стала сбавлять обороты. На данный момент сохранилось лишь название, ито в англоязычном варианте. Под брендом «AIST» производят велики на любой вкус: МТБ, гоночные, дорожные, детские.
«Салют» – дорожный велосипед для активных поездок по городу. Марка и общая конструкция сохранились в наше время. Встретить велик можно в любом магазине, где продаются синглспиды. Во времена СССР эти велосипеды выпускались в нескольких вариантах:
- складная рама, средние колеса, изогнутый руль;
- разборная конструкция;
- ромовидная нескладная рама, прямой руль, большие колеса.
Сейчас в продаже встречается только первый вариант, а вообще старые модели «Салют» еще немало пользуются успехом в селах и райцентрах.
«Урал» – разновидность нескладного «Салюта», классический вариант односкоростного велосипеда.
Он удобен в использовании, хорошо разгоняется на своих 28-дюймовых колесах, неприхотлив на дорогах (как и все другие велосипеды из СССР), а также оснащен специальной сумочкой для хранения инструмента и лекарств. Если сравнивать какой-либо дорожный синглспид, то с «Уралом»!
А вот больше всего признания получила «Кама». Этот небольшой компактный велик был настолько прост в обслуживании и так хорошо ездил, что покупался налету и выстраивал за собой длинные очереди. Кроме поездок, «Кама» позволяла еще и совершать трюки, благодаря небольшим колесам и мобильности рамы.
Компактные колеса – это хорошая проходимость и выносливость. «Кама» больше всего подвергалась тюнингу: именно с нее вошли в моду зеркала заднего вида, свет, украшения. Впрочем, велик и сам был в отличной внешней форме: яркий окрас, узорчатая передняя звезда, плавный руль, компактный багажник. Возможно, сейчас этот велик вызовет лишь улыбку, но в свое время это он был лучший.
Гоночные модели для дорог и шоссе
В среде гоночных велосипедов выпускались следующие марки:
Производство спортивных скоростных байков поглотил ХВЗ – Харьковский велосипедный завод, который существует и по сей день.
«Тахион» – мощный шоссейный велосипед, первоклассная машина для развития максимальной скорости по трассе. Внешне этот велик практически не отличается от современного гоночного аналога. Собирался преимущественно из импортных деталей, стоил очень дорого. Из-за высокой цены, куда, кроме материалов, входила и сборка, тираж этого велосипеда не превысил 400 единиц. Обладатель «Тахиона» считался настолько крутым и богатым, что даже превосходил владельца хорошего автомобиля.
«Спутник» – популярный спортивно-прогулочный велосипед. Трансмиссия включала несколько скоростей, благодаря чему байк можно было разогнать до хороших 30 – 35 км/час. Седло напоминало дорожное, а вот руль – чисто шоссейный, изогнутые бараны. Тормозная система была представлена ободным прижимным механизмом.
«Спутник» – это недешевый велосипед, но не заоблачный, как «Тахион». Его отличительная черта – это расширенный комплект: велосипед, зеркало, насос и набор инструментов.
«Москва-80» – суперлегкий и прочный велосипед, выпущенный к началу олимпиады 1980 года в Москве. Поразительный вес – 8 кг в сочетании с выносливостью – мечта любого профессионала-гонщика. Предназначение байка – спортивные соревнования. Выпуск велосипедов составляет всего 10 штук, так что широкие массы увидели его только на картинках.
«Турист» – 4-скоростной легкий велосипед для продолжительных поездок. Оснащен рулем-бараном, ободными тормозами и крыльями. Имеется багажник и специальная сумочка-органайзер для хранения мелких инструментов. В остальном это обычный шоссейник наших лет.
Пришла пора вернуться в наше время. Конечно, сейчас велосипеды намного превосходят советские по скорости, комплектации и специфике. Однако в те времена, как выяснилось, они тоже пользовались большим спросом. Возможно, именно те ушедшие модели напомнили о себе и дали толчок к развитию велоиндустрии.
Советские велосипеды
“Турист»
Легкодорожный велосипед для туристических и прогулочных поездок.
Велосипед — легенда! Массово популярный велосипед, дошедший с успехом из прошлого в будущее!
“Тахион”
Спортивный велосипед лимитированного производства! Если у вас был тахион, то вам завидовал весь двор! Ведь тахионом могли владеть лишь лучшие.
“ЗИЧ — 1”
Шедевр среди велосипедов! Этот велосипед стал одним из самых популярных у советской молодежи. ЗИЧ — 1 был так же предметом престижа.
“Спутник”
Легкодорожный велосипед для настоящих мужчин. Ведь в комплекте с велосипедом идут насос, сумка с инструментом и звонок. Это приятные дополнения к столь прекрасному велосипеду.
“Школьник”
Велосипед для детей 10 — 12 лет. Каждый родитель в СССР считал своей обязанностью купить своему чаду велосипед “Школьник”.
“Москва — 80”
Велосипед символ Олимпиады 1980х. Наши олимпийцы выигрывали соревнования на этом произведении искусства.
“Орленок”
Велосипед — символ взросления ребенка. Орленок, как трамплин из детства во взрослую жизнь.
Первый складной велосипед для взрослых.
Заработал свою популярность среди взрослых тем, что являлся самым надежным и практичным велосипедом своего времени!
“Салют”
Велосипед любимый всеми за надежность и простоту. Выпускалась так же и складная модель, что очень облегчало жизнь людям с активной жизненной позицией.
“Украина”
Флагман велостроения СССР! Вобрал в себя лучшее своего времени.
“Спорт — Шоссе”
Велосипед, созданный по заказу Спортивной Федерации для профессиональных велогонщиков.
“Ласточка”
Аналог велосипеда “Орленок”, созданный для женщин. Идеально подходит для любительниц поездок по городу.
Каталог Советских велосипедов
Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского
Жуковский велосипедный завод
Пермский машиностроительный завод
Атигский машиностроительный завод
Горьковский автомобильный завод
Шауляйский велосипедно–моторный завод
Минский мотовелосипедный завод
Рижский мотовелозавод “Саркана Звайзгне”
Пензенское ПО “Завод имени Фрунзе”
Львовский мопедный завод
Йошкар-Олинский велозавод
Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачёва
Московский велосипедный завод
Дамский дорожный велосипед ДД-20 — нет данных
Дамский дорожный велосипед ДД-22 — нет данных
Завод имени Кирова
Велозавод г. Узловая
Московский экспериментальный завод
Даугавпилсский завод приводных цепей
Тульский велозавод
Завод имени Чкалова
Саратовский завод колясок
Саранский механический завод
Разное
Женский дорожный велосипед В-22 “Харьков” выпускался на Харьковском велосипедном заводе им. В. И. Петровского с 1949 по 1954 год. Содержание […]
Дорожный мужской велосипед 111-421 «Украина» выпускался на Харьковском велосипедном заводе им. В. И. Петровского. Являлся базовой моделью для велосипедов 111-422 […]
В долговременном автономном вело или пешем походе всегда возникает проблема с источниками питания для различных устройств. Заряжать аккумуляторы негде, а […]
Велотрек Крылатское был построен в 1979 году специально к Олимпийским Играм в Москве и на тот момент являлся самым быстрым в […]
19 thoughts on “ Каталог Советских велосипедов ”
К каталогу ХВЗ:
Мы в группах сваяли примерно следующее
Группа «ХВЗ» «В контакте».
В-14 «Харьков» (?1930-40е?) *26″
В-22 «Харьков» (1949-54?) *26″ дамский
В-31 «Турист» (?-1950-1953-?)
В-32 «Турист» (?-1950-1958-?)
В-33 «Турист» (?-1958-1961)
В-34 «Спутник» (1961-1964)
В-37 «Спутник» (1964-68)
В-39 «Спутник» (1968-73?)
В-41 «Харьков?» (?-1955?) *3 передачи, дамский
В-42 «?» (?) *3 передачи, дамский ?спецзаказ?
В-53 «Харьков» (1949-1953-?)
В-54 «Харьков» (?-1955-?),
В-55 «без названия» (?-1957)
шоссейно-гоночные на трубках
трековые:
В-62 «Харьков» (1949-50?),
В-63 «Харьков» (?-1956-?),
В-64 «Харьков» (?-1960-?),
В-64 «Рекорд» (?-1978?),
В-67, В-67-и (импортные трубы. ) «Спринт» (?1967-70?),
В-68, В-68-и (импортные трубы. ) «Метеор» (?-1979-?),
В-72 «Орленок» (?-1950-?)
В-94 «Тандем» (?-1955-1956-?)
В-110 «Прогресс» (1951-56)
В-117 «Харьков» (?-1959-?) тяжелый со скоростями
В-120 «Украина» (1961-64?)
В-130 «Украина» (1965?-67?)
В-134 «Украина» (?1970-1973-?)
В-301 «Спутник» (1973-1975?)
153-414 «Спутник» (1976-77?)
153-424 «Спутник» (1978-82?)
В-541 «Спорт» (1959?-70?)
В-542 «Спорт» (1971-77?)
В-542-01 «Спорт» (?-1974-76?) монетки на руле
В-542-01-8 «Спорт» (?-1976-?) *монетки на руле
В-551 «Чемпион» (1957-63)
В-552 «Харьков» (?-1962-1964-?)
В-553 «Харьков» (?-1967) *1967 г. с надписью 50 лет Октябрь
В-553 «Старт-Шоссе» (1967 -1969)
В-555 «Старт-Шоссе» (1970-1976)
155-411 «Старт-шоссе» (1976-1979 и 1981-86),
155-412(. ) «Старт-шоссе Москва-80» (1979-81)
В-552ИМ «Чемпион-шоссе» (1976?-80?)
В-910 «?» (?) *одноколесный цирковой средний
В-911 «?» (?) *одноколесный цирковой низкий
В-912 «Триал» (?) *фигурный
111-431 «Украина» (?-1991-?)
111-441 «Украина» (?-1991-?)
153-452 «Турист» (?-1991-?)
153-462 «Турист» (?-1991-?) * женская рама
197-411 «Тандем» (?-1991-?) * база — турист
У меня был велосипед в детстве Вела или Вело. Не помню точно уже.Не нашел тут такого.Помню самый красивый считался у нас во дворе
По моему это был поздний ПВЗ -ЗИФ 90тых уже годов. Видел такие надписи Велта на фотографиях велосипедов .
У меня тоже был велик»вело» конце 80х-начало 90х… Нигде не могу найти такой..
Поделитесь информацией о детском велосипеде «Лёвушка». Очень интересно!
У меня был и есть велосипед из совдепии «Луч» он похож на Урал но Луч на раме написано, где его изготовили кто знает?
Олег, добрый день. Я тоже счастливый обладатель «луча». Вы нашли информацию по нему? Можно с Вами связаться?
Виталий приветствую Вас! Я тоже нигде не могу найти информацию о велосипеде «Луч», буду рад узнать хоть что-нибудь о мвоем «друге детства».
Олег, у меня тоже был «Луч», экспортный вариант, противоударные колеса, мягкое сидение (желто-коричневое), черный цвет рамы, на раме на синем фоне было написано большими белыми буквами «Луч». Я тоже ничего не знаю о производителе, но велосипед был классный!
Валерий, добрый день. У меня тоже был в детстве велосипед Луч и я не могу найти сейчас где его производили. Я посмотрела другие марки и думаю, что это «велосипед дорожный для взрослых “Минск” 111 — 322 «Люкс». По крайней мере его фото и описание похоже. У других не было клещевых передних тормозов, катафотов, ручки на руле тоже были с выемками под пальцы. И фары. И мягкое сиденье!
Еще на московском заводе имени Хруничева производили детский велосипед «Дружок»
Вот одним из первых моих велосипедов был комбинированный велик, но названия его я не помню ( и так, как велосипед был украден у своего следующего владельца узнать название теперь уже нельзя), он очень легко с помощью запасного колеса и оси первращался из двухколесного в трехколесный, имел своеобразную конструкцию со смещенным к заднему колесу центром тяжести, седло чем-то отдаленно напоминало мотоциклетное. (и при попытке «сесть на козла» велик просто переворачивался назад). Вообще он очень похож на «Спорт Люкс», но руль и рулевая колонка отличались, помоему, и еще сзади под седлом были металлические пружинки, а на ручках, регулирующих высоту седла были красно-белые катафоты. Возможно это была более поздняя модификация, т. к. велик был уже где-то 88-90 года выпуска и смотрелся намного привлекательнее, чем например «Спорт Люкс».
И, кстати колеса у него были литые, и тяжелыми они совсем не казались. Вообще во дворе этот велик очень выделялся. Было бы интересно узнать, что же это был за велик и как он точно назывался..
»Вела» как я надеюсь правильно определил это Саранские клоны зифовских велосипедов начиная с 80десятых годов . Я нашел немного фото »Вела» в сети , одно было с объявления о продаже и гласило что это велосипед 82 года выпуска . Я нашел раму 86ого , мелкие отличия от зифовских это крайне частое использование кожаного двух-пружинного седла типа »Украина» как на мужских так и на дамских рамах которое на ЗИФ сошло на нет в 80е и ставилось по моему исключительно на одну позднюю модель редкой серии типа »Диана» , еще слабый оттиск овал на передней вилке как будто под объемный шильдик но без отверстий под него (на фото часто с квадратными наклейками в этот ненужный овал) тогда как на ЗИФ шли в это время абсолютно гладкие рулевые колонки . Наклейки Вела и крючки для насоса внизу нижней трубы рамы в основном хотя у меня они на дамке сверху как ни странно… Еще хромированная труба рулевой , чашки и конрагайки которые на Зиф просто полированные . Еще на выброшенной дамке я заметил отличие в геометрии от своей старой пензенской того же года выпуска -под меньшим углом поставленная подседельная труба , немного более короткая передняя вилка и в целом более аккуратная обработка труб и сборка .
Не нашёл велосипед «универсал» пермского завода со складной рамой