Тюнинг велосипеда аист
Тюнинг велосипеда Аист
AIST (ранее Аист) — одна из самых известных марок советских велосипедов. Выпускалась в различных модификациях с 1947 года. Пользовательской популярностью заслуженно пользовался весь модельный ряд «аистов»: дорожные, городские, шоссейные, складные, горные и, конечно, детские байки. А все благодаря их конструкционной простоте, а также легкости в обслуживании и ремонте.
Велосипеды AIST и сегодня выпускает завод «Мотовело» (Республика Беларусь). Однако особым шиком среди заядлых велолюбителей считаются тюнингованные «аисты» еще советских времен.
Классификация Аистов и их характеристики
Конечно, за более чем 60 лет производства велосипедов марки Аист менялся и функционал этих байков, и материалы изготовления. Помимо традиционных дорожного и шоссейного вариантов, выпущены были:
Легкая городская веломодель стильного дизайна, идеально подходящая для ровных дорог, с колесами 24-28 дюймов и единым задним тормозом барабанного типа.
- Трековый спортивный байк с особой конструкцией руля, рамой из алюминия, жесткой вилкой и задним ножным тормозом.
- Горный велосипед, легко справляющийся с пересеченной местностью и бездорожьем, имеющий в арсенале несколько скоростей и оснащенный амортизационной вилкой.
- Грузовая трехколесная модель, укомплектованная вместительной корзиной.
- Детские велики, предназначенные для поездок самых маленьких пользователей и не уступающие по своим техническим и эксплуатационным характеристикам лучшим европейским детским веломоделям.
Тюнинг велосипеда
Велосипедный тюнинг выполняется для решения 2-х задач:
- эстетической (чтобы придать байку индивидуальности, яркости);
- и/или функциональной (чтобы улучшить важные технические характеристики транспортного средства).
Функциональный тюнинг
В зависимости от желаемого результата и типа велосипеда, можно заменить следующие элементы:
раму, чтобы облегчить транспортное средство (заменить имеющуюся деталь можно на алюминиевую, титановую, стальную и пр.);
- сиденье (на узкое и жесткое для спортсменов или на широкое и мягкое для любителей прогуляться);
- втулки, чтобы увеличить коэффициент полезного действия (на алюминиевые);
- педали (стандартные на контактные), чтобы увеличить управляемость байка, облегчить дорожный контроль;
- покрышки («переобуть», например, летнюю резину на зимнюю и наоборот), чтобы увеличить сцепление с дорогой и повысить уровень безопасности езды.
Эстетический тюнинг
Тюнинг из эстетических соображений делается, конечно, ради красоты транспортного средства (хотя такой апгрейд иногда решает и некоторые задачи комфорта). И тут все зависит от фантазии владельца байка. Велосипед может принять любой образ, если велосипедист не без рук, чтобы воплотить свои фантазии в жизнь. Только необходимо помнить: эстетические тюнинговые достижения не должны негативно сказываться на технических и эксплуатационных возможностях транспортного средства.
Сегодня самый модный велостайлинг — это анимированные колеса байка. Установка нехитрого приспособления для управления, достаточно простое оснащение — и вот уже во время движения на колесах появляется текст или рисунок. Работает все это от нескольких батареек, энергии которых хватает на пару суток.
Эксклюзивный тюнинг своими руками
Проще всего своими руками организовать эксклюзивный тюнинг велосипеда с помощью светодиодных лент. И инструментов для этого потребуется немного. А все, что нужно будет сделать, это закрепить ленту на спицах колеса, да поместить батарейки в нужное место. И не стоит думать, что получится просто красиво. Это будет еще и функционально: такая «красота» освещает дорогу велосипедисту, и также привлекает к нему внимание других водителей в темное время суток, а значит снижает риск ДТП.
Своими руками можно выполнить и еще один вариант абсолютно эксклюзивного велотюнинга. Окрасить раму в необычный цвет и/или флуоресцентными красками. Этот прием всегда производит неизгладимое впечатление на окружающих и необыкновенно популярен в среде креативных велосипедистов.
Сделать такой тюнинг самостоятельно несложно. Достаточно:
- предварительно подготовить раму, сняв ее саму и с нее все, что можно;
- очистить рамную поверхность от пыли-грязи;
- зашкурить раму, а после загрунтовать ее;
- и можно приступать к окрашиванию, согласно инструкции, размещенной на банке или флаконе с флуоресцентным составом.
Чтобы краска легла ровно, надо использовать специальный распылитель-пистолет, но можно справиться и обычной кисточкой, если действовать аккуратно, не допуская подтеков и непрокраса.
Важно: после окрашивания флуоресцентными красками рама велосипеда должно сохнуть несколько дней (2-3).
Как можно тюнинговать Аист?
Каждый владелец велосипеда Аист самостоятельно решает для себя, каким образом ему совершенствовать железного друга. Можно усовершенствовать функциональные качества байка, а можно визуальные. Или же совместить одно с другим.
Начать можно с модернизации навесного оборудования — попробовать усовершенствовать, например, руль, седло, трансмиссию или тормозную систему, прочие элементы и узлы.
В частности владельцы «аистят»:
выгибают и опускают руль для более спортивной посадки;
- меняют заднюю звезду (с 19 на 16 зубьев), чтобы получалось ехать быстрее, а педали крутить реже;
- устанавливают современные багажные корзины, сумки, а то и просто обрезные пластиковые канистры для перевозки грузов;
- ставят полуслики «KENDA»;
- меняют цепь на более современный вариант;
- увеличивают стандартные крылья (с 3,5-4,5 см до 5,5 см) для более качественной защиты колес байка от грязи;
- или меняют крылья на стоковые (кому как нравится);
- устанавливают брызговик на переднем крыле, отлично защищающий каретку и цепь от грязи и воды;
- меняют втулки и амортизационные вилки на более современные и дорогие варианты;
- меняют обода на хромированные и ставят «грязевую» резину с водоотводами;
- совершенствуют тормозную систему (в том числе устанавливают дополнительные тормоза для подстраховки);
- устанавливают спидометры, фары (в том числе электронные), катафоты, поворотники, неоновую подсветку асфальта;
- красят рамы и крылья в эксклюзивные цвета (золотой, серебряный, яркие оттенки с флуоресцентным эффектом);
- ставят аудиосистемы и велокомпьютеры.
Но прежде чем приступать к тюнингу, Аист (особенно, если речь идет о старой, «заезженной» модели) следует привести в нормальное рабочее состояние, проведя ряд восстановительных и профилактических мероприятий. Все детали и узлы байка должны быть хорошенько очищены, перебраны, смазаны и настроены. Если какие-то элементы велосипеда вышли из строя (деформировались, растрескались или лопнули), они подлежат замене в обязательном порядке.
Расходники для тюнинга
Расходные материалы для самостоятельного тюнинга покупаются в специализированных магазинах или с рук, а также изготавливаются своими руками. И если проявить фантазию, желание и терпение, можно «на выходе» получить абсолютно эксклюзивный вариант велосипеда.
В результате грамотно проведенных тюнинговых мероприятий любой Аист может без проблем ездить еще долгие годы, радуя комфортабельной ездой владельца-велосипедиста, а индивидуальным внешним видом не только его, но и окружающих.
Опыт эксплуатации и модернизации дорожного велосипеда
Посмотрев рубрику про велосипеды на Usamodelkina.ru, я обратил внимание, что никто не обращает внимания на модернизацию старых велосипедов. Так как у меня имеется опыт модернизации старого велосипеда, я решил поделиться опытом модернизации и эксплуатации старого дорожного велосипеда. От велосипеда, выпущенного в начале прошлого века, остались рама, вилка и переднее колесо. Все остальное покупалось по мере необходимости.
На велосипеде жены установил усиленное заднее колесо. Толщина спицы у него 3 мм.
Главная деталь велосипеда, его «хребет» – это велосипедная рама. Я вынужден был заняться восстановлением старого велосипеда в девяностые сложные годы, хотя «наши» некоторые журналисты почему — то называют их «святыми», «лихими». Забравшись на чердак родного дома, я обнаружил там несколько велосипедов. Велосипеды были в разной степени неработоспособности. Восстановить удалось старейший из них.
Рама у самого старого оказалась легче, да и прочнее, как показало в последствии время. Работает эта велосипедная рама у меня тридцать лет, да и до девяностых я думаю не меньше она «проходила». Дорожный велосипед с одной скоростью считаю рабочим, а современные велосипеды с несколькими скоростями – « для покататься».
Я передвигаюсь на своём велосипеде фактически ежедневно с ранней весны до поздней осени на дачу и с дачи. Катаюсь на велосипеде не один, с женой. Так вот. Один велосипед пришел в негодность. Разрушилась рама. Пришлось купить новый. А через некоторое время пришлось менять на нем вилку.
При эксплуатации основные проблемы создавали следующие узлы:
— педальная ось с подшипниками с деталями крепления их к раме,
— шатун без звездочки в месте его крепления к педальной оси с помощью клиньев.
Родная ось была изношена, подшипники держались около месяца. Купил новую ось в магазине и подумал, что я решил проблему. Через два месяца эксплуатации приходилось менять эту «новую» ось на старую «родную» ось, поэтому мне не хотелось брать в магазине такую же ось. Покупал ось другого производителя. Но менять старое на новое мне пришлось несколько раз. Как я понимаю, у нас, а может быть в Китае, совсем забыли о закалке и цементировании стали. Поэтому мне экономически выгоднее было менять подшипники и ездить с родной осью. Пришлось купить запасных подшипников с запасом. Покупал даже набор: ось, чашки каретки, подшипники.
Правая чашка каретки с большим износом.
Открутить правую чашку каретки можно рожковым ключом номером 36.
Правая чашка каретки и рожковый ключ номером 36
Узел крепления педальной оси с шатунами педалей с помощью клиньев оказался тоже проблемным по тем же причинам. Металл клиньев казался пластилиновым. Проблему отчасти решили шатуны с креплением на квадрат и ось под них.
Год назад увидел я в магазине набор для модернизации.
Поискал производителя в сети. Нашел. Чертежа там не нашел. Набросал чертеж. Прошу отнестись с пониманием. Чертил последний раз давно. Пригодился наконец мне штангенциркуль.
Подшипники из набора имеют маркировку 6202Z. В СССР тоже был подшипник с маркировкой 6202Z. Но эти подшипники разные.
Чертеж 2 В середине подшипник из СССР.
Чертеж 3 В середине подшипник из СССР.
На фотографии выше я посчитал количество полных витков. Их оказалось 12.
Резьба на подшипниках метрическая М35х1, не гостовская.
Измерил я также размеры нашего подшипника 6202Z.
Диаметр нашего подшипника равен 35,1 мм. Ширина подшипников из набора равна 10,75 мм. Диаметр внутреннего отверстия равен 15, 05 мм.
Диаметр подшипников из набора равен 34,8 мм. Ширина подшипников из набора равна 13,95 мм. Диаметр внутреннего отверстия равен 16, 05 мм. Толщина посадочной площадки на оси равны 16,2 мм.
16,1 — 16, 05 = 0,05 мм. Следовательно, подшипники предстоит запрессовывать на ось. Я один подшипник запрессовал заранее, второй пришлось запрессовывать с помощью резьбы. Использовал модернизированный (подточил) «семейный» ключ.
Модернизированный «семейный» ключ.
Хотел найти про запас болт. Походил по магазинам, но не нашел.
Диаметр болта – 7,85 мм. Длина резьбы 14,9 мм.
Болт с подшипником.
Установил набор для модернизации. Пришла дачная весна, лето и осень 2019 года.
Каретка в сборе.
Эксплуатация выявила несколько недостатков нового узла.
Откручивается левый болт. Стал применять фиксатор резьбы MANNOL 9927 Fix-Gewinde.
Но это решение работает не на 100%. Пришлось возить с собой торцовую головку на 14 мм.
Мобильное решение для подтягивания левого болта.
Разбивается также посадочное отверстие левого шатуна.
Для решения этой проблемы сделал следующее — приобрёл и установил комплект шатунов с креплением на квадрат. Длина шатунов у этого комплекта меньше, так же как и диаметр звездочки. Пришлось укоротить цепь. Снизилась динамичность. Но мне это понравилось.
Для демонтажа шатунов приобрел съёмник.
Съёмник для демонтажа велосипедных шатунов с педальной оси.
Планирую купить дорогой набор шатунов, дорогую цветную цепь, покрасить раму.
Есть такие наборы педальных шатунов, что стоят дороже двух колес в сборе.
Можно еще попробовать вместо каретки поставить картридж, но не уверен, что установится.
Буду рад, если мой опыт поможет модернизировать Ваш велосипед.
Удачи!
Модернизация старого велосипеда
7 минут Автор: Михаил Скворцов 730
В наши дни велик все более востребованный вид транспорта. О его пользе для здоровья сказано много, а еще это полноценное транспортное средство в городе. Велосипед удобен, компактен и не требует таких финансовых вложений, как личный автомобиль.
В былые советские времена сити-байки были почти единственным вариантом передвижения на двух колесах. Сейчас великов пруд пруди, на любой вкус и цвет. Односкоростные «жучки», похожие на советские модели, все равно не те. А осталась ли сейчас советская классика? Да полно! И если в гараже вдруг стоит без дела старенькая модель СССР, то стоит проделать модернизацию велосипеда своими руками.
Что лучше: отреставрировать старый велосипед или купить новый?
Решать каждому, насколько целесообразно самостоятельно привести в порядок старую модель. И здесь больше зависит не от того, что велик прожил добрых три десятка лет (советские рамы перекатают не одно поколение), а от сферы использования в последующем. Так, например, не стоит модернизировать советскую классику тем, кто:
- предпочитает катать по пересеченной местности;
- любит скорость, легкость и бездорожье;
- не желает возиться с подбором новых запчастей.
И конечно, если рама имеет серьезные повреждения, то гораздо безопаснее будет сдать ее в металлолом.
Для быстрых и комфортных поездок по городу модернизация простого советского велосипеда оправдана. Работа потребует финансовых и временных затрат – придется сменять весь навес, кроме вилки и рамы, и поработать над внешним обликом.
Стайлинг советского велосипеда
Внешний вид велосипеда определяет цвет рамы и колес. Дополнительно можно установить цветные шины, аксессуары и проделать световой тюнинг.
Перед покраской рамы полностью разбираем велосипед. Работа состоит из этапов:
- Снять старую краску с помощью растворителя.
- Зачистить ржавчину – на заброшенном советском велике ее может быть очень много.
- Обезжирить все поверхности.
- Нанести грунтовку в несколько слоев, дать высохнуть.
- Из баллончика нанести краску на загрунтованные поверхности в несколько тонких слоев.
- Высушить в проветриваемом и теплом помещении. Соблюдаем аккуратность и не красим вблизи огня и раскаленных предметов.
Из эстетических соображений сводим к нулю появление насекомых в помещении – застывшие в краске мушки только испортят вид. Вилка и рама красятся отдельно. Рисунки на раме делаются с помощью виниловых наклеек или трафаретов.
Аналогично прокрашиваются ободья колес. Правда, здесь необходимо уберечь спицы и втулки от попадания краски – замотать их полиэтиленовой пленкой.
Дополнительные навесы, или чем можно разнообразить велосипед:
- яркие грипсы;
- зеркало заднего вида;
- фара и задний фонарь;
- аналоговый спидометр, велокомпьютер;
- сумочка для инструментов (в советском стиле);
- новые крылья и брызговики;
- фляга и флягодержатель;
- подножка.
Все это в широкой доступности в веломагазинах.
Световой тюнинг придаст велосипеду оригинальности в темное время суток. Кроме стандартных фонарей, можно сделать велик еще заметнее. Самое главное, это все очень просто поставить своими руками. Итак:
- светящиеся колпачки на ниппели – самое простое и недорогое решение, покупаем несколько комплектов и меняем время от времени;
- светодиодные ленточки на колеса и раму;
- диски-аниматоры – выставки на спицы колес; в движении играют световыми рисунками;
- елочная гирлянда, работающая от батареек.
Этими простыми способами можно выделить свой велосипед среди подобных, а также обеспечить себе безопасность на дорогах.
Техническая сторона модернизации
В качестве исходного материала возьмем старенький велосипед «Урал» и новомодный в советские времена скоростной «Турист». Апгрейдить односкоростную модель проще, здесь нет необходимости возиться с переключателями и манетками. Однако при желании и скоростной велосипед можно подогнать под современный лад, главное – желание.
Итак, для модернизации старого велика времен СССР понадобится:
- заменить каретку и шатуны с педалями;
- перебрать вилку, заменить руль;
- поставить новые колеса;
- улучшить тормозную систему;
- поменять седло.
Дополнительно для скоростной модели – подобрать манетки и установить новую систему переключения передач.
Каретка – самый важный и первый узел, который стоит поменять. Идентичные запчасти найти в наше время невозможно, поэтому придется подумать над тем, как поставить самую простую и доступную картриджную (закрытую) каретку.
Для установки передней системы понадобится:
- переделать резьбу или установить специальные переходники под меньший диаметр;
- установить каретку и новые шатуны «под квадрат» специальными съемниками;
- для скоростного велосипеда приобретаем шатуны с трехзвездочной системой;
- поставить новые педали.
Переборка вилки – вторая по важности задача после замены кареточного узла. Возможно, придется заменить шайбы и подшипники. В любом случае переборка необходима хотя бы для простой смазки деталей. Для начала необходимо правильно разобрать вилку. Менять руль необязательно, если он только не проржавел или нет желания поставить руль другой конструкции. Новые рули советского стандарта сейчас найти сложнее, придется побродить по магазинам, где продаются односкоростные дорожники и запчасти к ним.
Следующий этап – обновление велосипеда под v-brake. На сегодня это самый распространенный тип тормозов в продаже в противовес клещевым u-образным тормозам – их днем с огнем не сыскать. Да и эффективность векторов повыше будет. Для установки на велосипед «Урал» на вилку нужно будет наварить специальные посадочные места. «Турист» на своей раме предусматривает v-brake.
Замена колес. Выбираем двойные обода, так они прослужат долго и не так часто придется возиться с восьмерками (в отличие от одинарных). Что нужно найти: колеса 28 дюймов на двойных ободьях. Для Урала выбираем колесо с тормозной втулкой. Если такового нет, придется устанавливать втулку отдельно или же поставить обычное колесо под v-brake. А перед этим наварить посадочные места на задних перьях.
Для скоростного велосипеда придется менять и переключатели, и манетки. Все это сделать своими руками несложно, важнее правильно подобрать их друг к другу: манетка на 7 скоростей должна соответствовать 7-звездочной трещотке. Кстати, желательно ставить на советские велики именно трещотки, хотя можно потратиться и на более дорогие кассеты.
Заключение
Модернизировать советский велосипед под современный несложно. Для этого понадобится вложиться по деньгам и выделить время на поиск нужных запчастей с их установкой, все необходимое для покраски рамы и вилки и покупку аксессуаров. Советский велосипед наших дней будет еще долго выполнять свое прямое предназначение и радовать окружающих.
Consigliere › Блог › Реставрация велосипеда «АИСТ». Часть 6. Финальный аккорд. Проект AURA своими руками.))
Моя любимая как-то на ютубе увидела такое:
и сказала — ХОЧУ!)))
Поискал я эту тему в инете, все зарубежом, и все долго ждать.
Изучал вопрос, смотрел как делает народ у нас.
Сплошь колхоз в стиле рукалицо в виде наклеенной автомобильной светодиодной полосы по всему ободу + аккумуляторы на 12 вольт от скутеров или пожарных сигнализаций. ((
Ужасно.((
Решил максимально как на видео!
Четко, аккуратно, и максимально незаметно на общем фоне вела.
Купил 12 сверхярких желтых диодов на 5мм., 4 батарейки, 2 обоймы под батарейки типа ААА и белую изоленту.
Снял колеса, разбортовал.
Забрал на работу и в там в слесарке зажав в тиски и разметив малярным скотчем примерно, более менее точно планируемое расположение диодов начал кернить и сверлить.
Потом отдал диоды и обоймы в КИПиА, мне все там рассчитали и собрали.
Дома, посадил диоды в отверстия до упора с помощью клевого термопистолета. Все грибочки спиц колес, были замазаны герметиком, а также вся проводка.
Обоймы с батарейками размещены на осях колес и там же выключатель. привязано на белой изоленте на фото, сейчас еще и на белых пластиковых хомутах.
Процесс и результат на фото и видео.)))
Надеюсь тоже понравится!
На этом работы над велом завершены — пожинаем плоды и наслаждаемся красивой ездой в удовольствие!