Американцы разработают свои ракетные двигатели
Как скоро американцы смогут заменить российские двигатели на своих ракетах?
Двигатели BE-4 планируется устанавливать на американские ракетоносители нового поколения Vulcan Centaur. Первый пуск такой ракеты назначен на 2020 год, и в дальнейшем предполагается либо вообще прекратить использование ракеты-носителя Атлас-5 с российскими двигателями первой ступени РД-180, либо оснастить ее двигателями собственной американской разработки BE-4.
Насколько это реально? Несомненно, что, в принципе, при соответствующих затратах американцы в состоянии сделать в будущем собственные мощные ракетные двигатели на замену российским РД-180. Однако все не так просто. Обратимся к истории этого вопроса.
Ракета-носитель Атлас-5 на настоящее время является самой надежной и самой мощной американской серийной ракетой, на долю которой приходится более половины американских космических миссий научного и хозяйственного назначения. Помимо запуска спутников-шпионов, использование именно ракет-носителей Атлас-5 позволило успешно запустить космические станции к астероидам, Плутону, Луне, Солнцу, Марсу и другим космическим телам. По состоянию на начало 2018 года было осуществлено 6 запусков ракет Атлас-3 и 78 Атлас-5 (77 успешных и один частично успешный) со 100% надежностью работы российских двигателей РД-180 на первой ступени. В чем же причина такой феноменальной надежности российских двигателей?
Дело в том, что продаваемые американцам двухкамерные (т.е. с двумя камерами сгорания) российские двигатели РД-180 являются как бы «отрезанной половиной» уникальных российских же четырехкамерных двигателей РД-170, ранее разработанных для первой ступени гигантской ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Хотя ракета-носитель «Энергия» и совершила всего только два старта (оба успешные), но ее двигатели первой ступени еще до первого запуска были тщательно отработаны на пусках ракет семейства «Зенит» именно с этими двигателями. На начало 2018 года было осуществлено 84 запуска ракет семейства Зенит.
Соглашение между Москвой и Вашингтоном на поставки из России в США 101-го двигателя РД-180 общей стоимостью примерно в 1 м лрд долларов, было заключено в 1997 году, т.е еще при Б. Н. Ельцине. Пока все производство двигателей РД-180 сосредоточено в России. Продажа осуществляется совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», под названием СП «РД-Амрос». Монтаж двигателей производит компания United Launch Alliance (ULA). В дальнейшем США дополнительно заказали у НПО «Энергомаш» еще 20 РД-180 с поставкой до 2020 года.
По недальновидности нашего тогдашнего высшего руководства по условиям контракта США получили не только готовые двигатели РД-180, но и всю техническую документацию с правом их производства на территории США (хорошо, хоть все патентные права на конструкцию двигателя остались за НПО «Энергомаш»). Срок лицензионного соглашение действителен еще до 2030 года, вследствие чего американцы попытались было наладить производство двигателей РД-180 у себя, но пока безрезультатно. Дело в том, что техническая документация на сложное производство отражает далеко не всё, есть множество неуловимых тонкостей, т.е. «ноу-хау» на уровне слесаря-сборщика «дяди Васи». По этой причине передача технологий с одного предприятия на другое даже внутри страны всегда сопровождается серьезными проблемами, в чем на собственном опыте в настоящее время убеждаются некоторые «горе-менеджеры» НПО им. Хруничева в ходе передачи производства наших самых мощных серийных ракет «Протон» из Москвы в Омск.
В начале 2017 года американская компания Blue Origin представила свой новый двигатель BE-4 (в качестве горючего он вместо керосина использует более прогрессивное топливо — сжиженный газ метан, окислитель — жидкий кислород), которым американцы предполагают заменить российские РД-180. Новый двигатель разрабатывается с 2011 года, его испытания состоялись в апреле текущего года. НАСА планирует перейти на новые ракеты-носители с двигателями BE-4 после 2022 года. Не дремлет и конкурент Blue Origin компания Aerojet Rocketdyne. Она тоже пытается создать свой новый мощный ракетный двигатель AR1. Конкуренцию им может составить и Илон Маск со своей компанией SpaceX.
Однако следует учитывать, что процесс доводки двигателя до соответствующих уровней надежности — процесс достаточно долгий и трудоемкий. Даже если у американцев все будет идти без серьезных происшествий (что маловероятно), то достигнуть удовлетворительного уровня надежности они смогут не ранее, чем через 3–5 лет, а сравниться по надежности с российскими РД-180 не ранее, чем через 15-20 лет. А, учитывая, что процесс производства каждого двигателя длится много месяцев, еще потребуется и достаточно много времени для производства необходимого количества самих новых двигателей.
«Американцы думали, что они начнут с нами работать, а года через четыре возьмут наши технологии и будут сами их воспроизводить. Я им сразу сказал: вы затратите больше миллиарда долларов и десять лет. Четыре года прошло, и они говорят: да, надо лет шесть. Прошли еще годы, они говорят: надо еще восемь лет. Прошло уже семнадцать лет, и они ни один двигатель не воспроизвели. Им сейчас только на стендовое оборудование для этого нужны миллиарды долларов», — говорил еще шесть лет назад по этому поводу создатель двигателя РД-180 академик РАН Борис Каторгин.
Таким образом, даже если все у американцев будет продвигаться успешно, еще лет десять они будут вынуждены (хотя бы частично) использовать наши двигатели для вывода в космос своих тяжелых особо важных грузов.
Американцы разработают свои ракетные двигатели
Не знаю, заметил кто, или нет, но случилось у нас очередное событие типа «кровавой гэбни» с массовыми расстрелами посетителей. От посещения сайта было отказано сразу нескольким читателям, вставшим на путь оплевывания всего, до чего смогут дотянуться. Половина — под американским флагом.
Но не во флаге дело, и из числа обладателей российского триколора нашлось некоторое количество яростно плюсовавших.
Речь шла, как понятно из названия, о двигателе РД-180. И о статейке умного Андрея Шипилова, который в своем пасквиле, размещённом бывшими читателями в комментариях, рассказывал «правду» об этом двигателе.
Ну что же, давайте пройдемся и расставим точки над буквой латиницы. Чтобы стало понятно, за что «народ пострадал».
Итак, ракетный двигатель РД-180 — он чей? Российский или американский?
Если по Шипилову, то американский.
«Времена в России были тяжелые, приходилось демпинговать. Но главное, у «Энергомаша» был хороший задел. Для того, чтобы получить двигатель с нужными американцам характеристиками, надо было лишь «уполовинить» уже имеющийся двигатель от ракеты «Энергия», сделать вместо четырех камер только две.
В результате «Энергомаш» «разработал» нужный двигатель, который получил название РД-180, передал все права и всю документацию на его производство американцам, а те, в соответствии с условиями тендера, разместили производство двигателя в России на заводах Энергомаша, поскольку там уже была вся необходимая технологическая оснастка».
Как общеизвестно, лучшая ложь — это где есть частичка правды. Так же и у Шипилова, готового пойти на все, лишь бы плюнуть в сторону России.
«Так что все американские Атлас 5 сейчас имеют первую ступень, оснащенную двигателем РД-180 компании Pratt & Whitney, который собирается в России».
Начнем с того, что для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 действительно считается «Pratt & Whitney». Шипилов намеренно пропустил слово «совместным», а я его подчеркнул.
Производитель двигателя — НПО «Энергомаш». И «Pratt & Whitney» тут никаким боком не стоит, поскольку 100% двигателя собирается в России и из российских материалов.
Продажа РД-180 осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (RD-AMROSS). Продажа.
Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. Это «Боинг» + «Локхид». И да, у ULA эксклюзивное право на монтаж РД-180 в США.
Насчет «передачи всех прав и всей документации», которые по Шипилову делают РД-180 американским двигателем, который только собирают в России.
С правами мы разобрались: РД-180 — это экспортный вариант, который создан для «Атласа» и может эксплуатироваться только на нем при участии альянса ULA.
Техническая документация действительно была передана. Но не потому, что это «спешил фор ЮЭсЭй». В рамках лицензии на производство, действующей до 2030 года, американцы имели полное право на выпуск этого двигателя у себя. Но не смогли.
И здесь дело не в цене. Хотя и в цене тоже. Дело в стандартах (нет, наверное, надобности объяснять разницу), действующих в странах. Даже резьбы разные. Дело в материалах.
Все вот эти доводы в пользу нищих насчет того, что «в США есть все, просто купить в нищей России дешевле», — это за борт. Ставка на доллар — это хороший ход, не спорю. Однако же почему тогда, несмотря на завывания Маккейна и требования сенатора срочно послать РД-180 на свалку истории и оснастить ракеты «своими» движками ничего не вышло?
А нечем. И точка.
И прошел уже 21 год с момента заключения договора, а «свой» ЖРД в США так и не создали. Все еще невыгодно? Даже при наличии всей документации?
А может, потому, что в соответствии с советскими канонами, ракетную технику у нас делают всей страной? Да, полную сборку производят на НПО «Энергомаш». А камеры сгорания поставляются из Самары, специальная сталь приходит из Челябинска.
Самара — это в Оклахоме? А Челябинск — в Айдахо? И это тоже предприятия «Pratt & Whitney»? Видимо, нет. И это тот самый камешек, который и помешал американцам просто начать самим делать РД-180.
Ненавидящие нашу страну начнут, конечно, выступать по теме того, что «там могут все, просто не хотят». Еще как хотят. Но не могут. Китайцы тоже с радостью бы продавали свои копии «сушек», и у них бы их покупали. А вот турбины-то передрать не смогли.
Здесь все то же самое.
У американцев есть свои ЖРД, и они их используют. Не часто, но используют. Те же Дельта-4. Потому что опять же, вопрос цена/качество.
Так почему же РД-180 не удалось воссоздать на американских заводах? У американцев ничего не получается с камерой сгорания. Это и есть главное достижение российской техники. В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает около 600 кг топлива в секунду.
Эта камера — уникальное оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счёт внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря оригинальному способу «выстилания» на них плёнки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку.
А Шипилов вещает о том, что для выпуска таких двигателей надо воссоздавать устаревшие технологии. Ну-ну… Отрабатываем «лизнуть» по полной программе.
«РД-180 — очень хороший двигатель, но — уже сильно устаревший, для его производства придется возрождать технологии, от которых во всем мире давно отказались. Наука и технологии не стоят на месте, и в самих США есть куча фирм, которые могут сделать то, что требуется, гораздо лучше, гораздо быстрее и главное — уже сильно дешевле по сравнению с «Энергомашем».
Что тут можно сказать? Аплодисменты. Оказывается, весь мир так ушел в своем развитии, что для производства ракетных двигателей надо даже возрождать устаревшие технологии. Интересно, как?
Вот как я в принципе понимаю, на заводе 21 века вполне можно выпускать автомобили середины 20-го. Но никак не наоборот. На ВАЗе в 1980 году собрать «Калину» — маловероятно. И тут примерно та же ситуация.
Какие древние технологии надо было бы возродить, чтобы наладить выпуск в США РД-180 — это тайна, покрытая мраком.
Ну и эпический финал от Шипилова:
«Короче, выяснилось, что РД-180 больше не нужен.
Поэтому General Dynamic провело новый тендер, который выиграли две американские компании. United Launch Services которая, начиная с 2019 года начнет поставлять двигатель Vulcan BE-4, который заменит РД-180. И Aerojet Rocketdyne, которая разработает следующее поколение принципиально новых двигателей, которое в свою очередь заменит Vulcan BE-4.
Ну и чтобы было понятно, что произошло, упомяну только одну деталь — весь контракт с United Launch Services стоит 46 миллионов долларов — это стоимость всего пяти РД-180.
А конгресс США, чтобы подстраховаться и создать запас на переходный период разрешил Энергомашу выпустить еще 18 штук РД-180. Последних РД-180 в истории».
Здорово, да? Конгресс США разрешил «Энергомашу»… Ну ну.
Хотя чего еще можно ждать от лицемера и вруна, базирующегося на Кипре?
Очень любопытно было бы кроме голословных рассуждений увидеть хоть одну ссылку (уж не важно на каком языке) где было бы рассказано о собственности компании Pratt & Whitney на двигатель РД-180. И о РАЗРЕШЕНИИ от Конгресса США для «Энергомаша».
1. Так как США фактически облажались с производством ЖРД, то «Pratt & Whitney» купило право на использование на территории США российских РД-180.
2. Американскими фирмами было также куплено право на производство РД-180 на территории США. Смотрим п.1 и понимаем, что облажались два раза.
3. Двигатель РД-180 разработан российскими инженерами на базе советского двигателя РД-170.
4. РД-180 производится исключительно в России, российскими руками и из российских материалов. Единственный материал, который предоставляет США — это доллары, за которые РД-180 и производится.
5. Из пунктов 3 и 4 следует, что это российский двигатель. США в целом и «Pratt & Whitney» в частности могут идти лесом со своими правами в отношении РД-180 хотя бы потому, что уже были разработано следующее поколение двигателей.
6. В США сегодня делаются титанические усилия, чтобы уйти от российской зависимости в средних стартах.
«Blue Origin» представила новый двигатель, BE-4, который предположительно заменит РД-180 с 2020 года.
Ключевое слово — предположительно. Если заработает как надо — посмотрим.
ULА сообщила об успешном продвижении работ по созданию аналога РД-180.
Не вопрос, еще 13 лет спокойной работы, может, что и выгорит. Производство двух узлов уже освоили, молодцы.
«Aerojet Rocketdyne» провела первые огневые испытания предкамеры своего двигателя AR1.
Предкамера — еще не весь двигатель.
В целом же, конечно, свой ЖРД нового поколения на метане или керосине американцы создадут. Весь вопрос — как скоро.
Сомнительно, что проект стоимостью в 5 единиц РД-180 — панацея. И более того, мы-то в курсе, как в Америке все дорожает ближе к финалу. Доказано «Раптором» и «Лайтнингом».
Так что посмотрим, как все это осуществится.
Возвращаясь к началу. Уважаемые любители цитат и аплодисментов иностранным резидентам, плюющим в сторону России! Вы ошиблись, это несколько не та площадка, где можно вытворять подобное. И вам здесь не место, увы.
Мы пока еще в состоянии встать на защиту того, что было создано в нашей стране умами и руками наших соотечественников. И с треском вышвырнуть тех, кто мечтает унизить все советское и российское. Разумная дискуссия и критика — это нормально, цитирование шипиловых — моветон. Равно как и попытки доказать нам исконную убогость и второстепенность.
Примите к сведению, господа. Товарищи могут не беспокоиться.
РД-180
РД-180 | |
---|---|
![]() Модель двигателя РД-180 | |
Тип | жидкостный ракетный двигатель |
Топливо | керосин |
Окислитель | жидкий кислород |
Камер сгорания | 2 |
Страна | Россия |
Использование | |
Время эксплуатации | 2000 год — настоящее время |
Применение | «Атлас III и Атлас V» (первая ступень) |
Производство | |
Конструктор | НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко |
Время создания | 1994—1999 гг. |
Производилось | 1999—2021 гг. |
Массогабаритные характеристики | |
Полная масса | 5950 кг |
Сухая масса | 5480 кг |
Высота | 3600 мм |
Диаметр | 3200 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга | вакуум: 423,4 тс уровень моря: 390,2 тс |
Удельный импульс | вакуум: 338,4 c уровень моря: 311,9 с |
Время работы | 270 c |
Давление в камере сгорания | 261,7 кгс/см² (253,3 атм) |
Степень расширения | 36,87:1 |
Тяговооружённость | 77,3 |
Медиафайлы на Викискладе |
РД-180 — российский двухкомпонентный (горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород) жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащён двумя камерами сгорания и двумя соплами.
Разработан в середине 1990-х годов на основе мощнейшего советского двигателя РД-170 [1] , производится на территории России в «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко». Проект двигателя РД-180 был разработан под руководством Б. И. Каторгина [2] [3] .
Содержание
- 1 История
- 2 Конструкция
- 3 Использование
- 3.1 Ситуация с американским рынком сбыта
- 4 Модификация
- 4.1 Русь-М
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Ссылки
История [ править | править код ]
РД-180 был создан в середине 1990-х годов на основе жидкостного ракетного двигателя РД-170 [1] под руководством Бориса Ивановича Каторгина, в 1996 году проект РД-180 выиграл конкурс на создание и продажу двигателей для РН США «Атлас-3» и «Атлас-5» [3] .
В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics. Ею он был впервые использован 24 мая 2000 года в качестве первой ступени РН «Атлас IIA-R» — модификации ракеты «Атлас IIA»; в дальнейшем ракета была переименована в «Атлас III». После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле (англ. Common Core Booster ) основной ступени ракеты «Атлас-5». Цена одного двигателя по состоянию на 2010 год составляла 9 млн долл [4] . Таким образом, с начала 1999 года двигатель РД-180 используется в РН «Атлас-3» и «Атлас-5».
РД-180, который использовался на испытательном стенде, был показан на 23-й встрече Большой восьмёрки (июнь 1997 года, Денвер, США).
Так как целью программы использования двигателя являются запуски коммерческих спутников и спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. При этом, несмотря на распространяемые в интернет-СМИ и блогах многочисленные слухи [5] [6] , патентные права на конструкцию двигателя принадлежали НПО «Энергомаш» [7] [8] [9] до октября 2019 года (срок действия патента США — 20 лет [10] ); на конец 2018 года всё производство двигателя сосредоточено в России [11] . Продажа осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП « РД-Амрос [en] »; приобретение и монтаж производились United Launch Alliance (ULA). C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда, в связи с иском конкурента — компании SpaceX; поставки двигателей по старым контрактам продолжаются [12] .
Конструкция [ править | править код ]
Двигатель состоит из:
- двух камер сгорания,
- турбонасосного агрегата,
- бустерного насосного агрегата горючего,
- бустерного насосного агрегата окислителя,
- газогенератора,
- регулятора расхода горючего в газогенераторе, дросселя окислителя, дросселя горючего, пуско-отсечных клапанов окислителя и горючего,
- блока баллонов, двух ампул с пусковым горючим, пускового бачка.
- системы рулевых приводов, системы приводов автоматики, блока управления автоматикой и датчиков системы аварийной защиты,
- рамы двигателя, донного экрана, теплообменника для подогрева гелия на наддув бака окислителя.
Массовое соотношение окислителя и горючего — 2,72, дросселирование возможно в диапазоне 40—100 %.
Использование [ править | править код ]
Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне LRO (2009), аппараты для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010) и Solar Orbiter (2020), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу MRO (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011), MAVEN (2013), InSight (2018) и «Марс-2020» (2020), миссию за грунтом астероида OSIRIS-REx (2016).
В конце 2018 года проект носителя с шестью боковыми блоками, оснащенными РД-171, и одним центральным, снабженным РД-180, был выбран в качестве базового облика новой российской сверхтяжелой ракеты. Готовность ракеты планируется на 2027 год, а пуск носителя — на 2028 год с космодрома «Восточный» [13] .
Ситуация с американским рынком сбыта [ править | править код ]
В 2008—2009 годах чистый убыток «Энергомаша» от поставок двигателей РД-180 в США составил 880 миллионов рублей или почти 68 % всех убытков компании. Счётная палата России выявила, что двигатели продавались только за половину стоимости затрат на их производство [14] . По словам исполнительного директора НПО «Энергомаш» Владимира Солнцева, до 2010 года ракетные двигатели продавались с убытком, поскольку себестоимость производства росла более высокими темпами, чем цена, по которой удавалось наладить сбыт. В 2010—2011 годах был принят ряд мер, и ситуацию удалось выправить [15] .
В связи с ухудшением российско-американских отношений (с 2014 года), политики обеих стран выдвигали предложения о прекращении поставок двигателя, используемых американцами. В частности, запрет на закупки двигателя введён поправкой Джона Маккейна [16] . С инициативой запрета использования двигателя для военных запусков США выступал зам. председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин [17] .
В качестве замены РД-180, в США рассматривался новый двигатель, на разработку которого Пентагоном выделено [ когда? ] 160 млн долларов. Ожидалось, что он будет готов к использованию не ранее 2019 или даже 2025 года [16] . Альтернативным вариантом является разворачивание производства РД-180, по имеющейся у США лицензии (до 2030 года), на заводе ULA в Декейтере [18] .
В 2014 году был заключён контракт с частной компанией Blue Origin на создание аналога российского РД-180; их новый двигатель BE-4 (в качестве горючего используется метан) был представлен в начале 2017 года [19] .
В августе 2018 директор НАСА Джим Брайденстайн в интервью телеканалу C-Span заявил, что американские разработчики трудятся над тем, чтобы создать альтернативу российским двигателям РД-180 [20] .
В январе 2018 года Financial Times со ссылкой на представителей НПО «Энергомаш» заявило о том, что китайская компания Great Wall Industry ведет переговоры о покупке технологии ракетных двигателей; издание отмечало, что РД-180 развивает в три раза бо́льшую тягу, чем самый мощный китайский двигатель YF-100, который создан на основе более раннего двигателя РД-120 [21] [22] .
В декабре 2018 года глава SpaceX Илон Маск заявил о неловкости факта, что Boeing/Lockheed вынуждены использовать российский двигатель на ракете Atlas, а сам двигатель назвал великолепным [23] .
12 февраля 2019 года главный конструктор НПО «Энергомаш» Пётр Левочкин отметил, что двигатель РД-180 сертифицирован с 10 % запасом, а это значит, что давление в его камере сгорания может быть выше 280 атмосфер [24] .
20 декабря 2019 года ракета-носитель «Атлас V» с российскими двигателями РД-180 запустила с авиабазы на мысе Канаверал на орбиту космический корабль CST-100 Starliner компании Boeing [25] [26] .
Летом 2020 года ULA получила первый тестовый двигатель BE-4 производства «Blue Origin» [27] .
По состоянию на 08 апреля 2021 года (более 20 лет с момента первого пуска РН «Атлас» с РД-180) в США поставлено 116 двигателей, состоялось 92 пуска, все они признаны успешными [28] [29] .
16 апреля 2021 года Роскосмос сообщил об отправке в США последней партии из 6 двигателей РД-180. [30]
Модификация [ править | править код ]
Русь-М [ править | править код ]
РД-180В для первой ступени планировалось использовать в новой разработке — серии российских ракет-носителей «Русь-М»; в различных модификациях ракеты могло использоваться от 1 до 5 двигателей. Но в 2013 году НПО «Энергомаш» прекратило работу над этим двигателем, так как ранее «Роскосмос» отказался от самой ракеты [31] .
США еще более усугубляют зависимость от российских ракетных двигателей
«Когда у России действительно есть предложить что-то интересное и реальное, то Запад купит это у нас, несмотря ни на какие политичекие разногласия». Так эксперты оценивают решение американской компании продолжить закупку в России уникального товара, который Соединенные Штаты не производят, – двигателей РД-181.
Новый контракт Энергомаша можно воспринять как то, что российское предприятие нашло в США нового постоянного покупателя. Им стала компания Orbital Sciences, производящая ракеты Antares, а также грузовые корабли Cygnus. Кроме того, не будут прекращены поставки двигателей РД-180 по контрактам, рассчитанным до 2019 года.
«Согласно заключенному контракту, мы обязаны поставить с 2017 по 2018 год 14 двигателей. Не думаю, что будут какие-либо замены на другие двигатели: время на эксперименты вышло, и альтернативы российским силовым устройствам в Америке не найдено», – сказал Арбузов РИА «Новости».
Значимая сделка
Как считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени. К. Циолковского Юрий Караш, для России новый контракт значит многое. Как минимум это положительно скажется на работе предприятия «Энергомаш».
«Для США это тоже немаловажно, потому что двигатели, установленные на ракетах Antares, будут использоваться для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС). Поэтому это та ситуация, когда выигрывают все. Она показывает то, что когда России действительно есть предложить что-то интересное и реальное, то США и, в более широком смысле – Запад, купят это у нас, несмотря ни на какие санкции и политические разногласия», – заявил ученый газете ВЗГЛЯД.
Сумма нового контракта остается неизвестной. По оценкам экспертов, стоимость одного силового устройства равна примерно 10 миллионам долларов.
Также ранее в СМИ были сообщения о том, что российское предприятие фактически продавало американцам ракетные двигатели себе в убыток. Экономическая ситуация на научно-производственном объединении действительно была нестабильной с 2008 года по 2014-й. В отчетах демонстрируется то прибыль, то убытки в сотни миллионов рублей. Но сейчас ситуация стала меняться, и НПО по итогам 2015 года вышло на чистую прибыль в 1 миллиард 581 миллион 636 тысяч рублей. По итогам 2016 года чистая прибыль предприятия может составить 2,5–3 миллиарда рублей, а выручка от реализации ракетных двигателей – 11–12 миллиардов.
Двигательная зависимость
Как рассказал гендиректор предприятия Игорь Арбузов, сейчас с американцами до 2017–2019 годов действуют твердые контракты на поставку еще одного типа двигателей – РД-180. Он предназначен для ракет Atlas III и Atlas V. В 2018 году на борту Atlas с российским двигателем американцы планируют совершить пилотируемый полет в космос, впервые со времен закрытия программы «Спейс Шаттл». Сейчас их астронавты летают на МКС российскими «Союзами».
Впрочем, к 2019 году США намерены создать аналог российских двигателей. Однако Арбузов заявил об уверенности в продолжении закупок отечественных двигателей и после этого времени, вплоть до 2023 года. По крайней мере, американский консорциум United Launch Alliance, занимающийся запусками ракет Atlas, заявил о желании приобрести до этого времени еще от 10 до 20 РД-180.
«Даже имеющийся сейчас в США запас российских двигателей не полностью обеспечивает потребность в них по американским программам, формируемым в период с 2020 по 2023 годы. Партнеры сами признают, что если даже будут вовремя готовы американские двигатели BE-4 для нового носителя Vulcan, переход с Atlas-5 на Vulcan будет происходить до 2024 года, одномоментно ничего не произойдет», – заявил Игорь Арбузов.
С начала 2000-х на первых ступенях ракет-носителей Atlas III и Atlas V используются российские жидкостно-реактивные двигатели РД-180, разработанные специально для них во второй половине 1990-х годов. Как сообщается на сайте НПО «Энергомаш», в настоящее время в США поставлено 70 двигателей РД-180. В 2014 году суд запретил компании ULA покупать и использовать российские двигатели. Такое решение было принято после иска частной компании SpaceX, которой владеет бизнесмен Илон Маск. Тогда речь шла о том, что Пентагон передал заказ компании ULA на 36 ракетных двигателей без проведения тендера. Впрочем, решение суда не касалось уже действующих до этого периода соглашений. Решение суда не нашло большой поддержки среди военных.
Также два года назад в Конгрессе США предлагали совсем отказаться от российских двигателей. Но дело в том, что на создание собственных силовых устройств, аналогичных по характеристикам и цене РД-180, потребуется около пяти лет – разработка, испытания, сертификация. Об организации лицензионного производства в Америке, даже несмотря на наличие у США необходимых документов, также речи не шло – были бы упущены время и деньги. Поэтому в июне 2016 года сенат США сдался под напором военных и согласовал закупки российских ракетных двигателей РД-180.
«Лунный» Antares
С ракетами Antares немного другая история. Они разработаны частной компанией Orbital Sciences совместно с украинским КБ «Южное» и предназначены для вывода на орбиту грузов массой до 5,5 тонн. Фактически они уже эксплуатировались с российскими двигателями. Фирма Aerojet поставляла для них купленные и лицензированные под своим брендом AJ-26 советские двигатели НК-33, разработанные в конце 1960-х годах в Куйбышевском научно-техническом центре имени Кузнецова для ракет Н-1 в рамках лунной программы СССР. Фактически двигателям американцы дали вторую жизнь, совместив их со своим топливом, оснастив своей электроникой и улучшив тяговые свойства.
Однако после запуска пятого Antares, во время которого произошел отказ двигателя, Orbital Sciences приняла решение переключиться на РД-181 производства Энергомаша, являющиеся экспортной модификацией РД-193, созданного для ракет легкого класса на основе используемого на новых российских ракетах семейства «Ангара» двигателя РД-191.