Больше оборотов двигателя меньше расход
Какой стиль вождения обеспечит наименьший расход топлива?
Расход топлива – значимая статья затрат. Экономия даже в 5% может стать ощутимой. Мы расскажем, при каком стиле вождения обеспечивается наименьший расход топлива в нашей статье.
Расход топлива – значимая статья затрат для транспортных компаний и корпоративных автопарков. Экономия даже в 5% может стать ощутимой, если речь идет о регулярных перевозках людей и грузов. По данным экспертов, один из способов сократить расход топлива на 20-25% – экономичный стиль вождения. В этой статье мы поговорим о том, какие принципы стиля вождения обеспечивают наименьший расход топлива, как добиться соблюдения экономичного стиля вождения в вашей компании и организовать контроль водителей на линии.
При каком стиле вождения расход топлива будет наименьшим?
Давайте разберемся, какие факторы влияют на расход ГСМ, и какой стиль вождения обеспечивает наименьший расход топлива:
- Во-первых, расход топлива зависит от скорости движения автомобиля. Если мы едем слишком медленно или слишком быстро – топлива уходит больше. Скорость, при которой расходуется минимум топлива, – 60 км/ч для города и 90 км/ч для трассы;
- Во-вторых, чем выше обороты двигателя – тем больше расход ГСМ. Топливо расходуется наиболее рационально при оборотах двигателя на любой передаче в пределах 2000-2500 об/мин;
- Кроме того, расход топлива зависит от аэродинамичных характеристик кузова. Например, если при скорости 90 км/ч в салоне открыт люк или окна – топлива расходуется на 4-5% больше, а при более высокой скорости перерасход может быть и того выше – 25-30%. Отсюда правило: на высокой скорости люк и окна должны быть закрыты;
- Работа систем кондиционирования, климат контроля и т.п. на полной мощности «съедает» примерно 15% топлива. Вывод: использовать охлаждение салона нужно только при реальной необходимости;
- Еще один значимый фактор – резкие ускорения и торможения. Во время резких маневров в цилиндры поступают большие порции топлива, которые расходуются нерационально и не полностью. Если избегать форсированных стартов и перегазовок, реже пользоваться тормозами для снижения скорости и реже разгоняться – расход топлива становится существенно ниже;
- Повышают расход топлива и другие факторы, например, низкое давление в шинах, высокооктановый бензин, прогрев силовой установки на холостых оборотах, езда при экстремальной температуре (сильный мороз или жара) и т.п. По-возможности, за всем этим тоже нужно следить.
Соблюдение вышеперечисленных правил обеспечивает экономичный стиль вождения с наименьшим расходом топлива. Но вы, наверное, уже заметили, что далеко не все эти правила применимы в работе транспортных компаний. Например, при внутригородских перевозках нельзя избежать большого количества торможений и ускорений, работы двигателя на холостом ходу и езды на низкой скорости в условиях пробок. Останавливать работу компании при плюс/минус тридцати тоже никто не будет: заказчики ждут свой товар и если его не привезете вы – это сделают ваши конкуренты.
В то же время, есть универсальные принципы экономичного стиля вождения авто, которыми вполне могут пользоваться и ваши сотрудники. Вот эти принципы:
- плавная и аккуратная езда без резких маневров, интенсивных разгонов и торможений;
- соблюдение скоростного режима;
- выключение двигателя во время длительных стоянок (если нет объективных причин этого не делать);
- закрытые окна и люки при езде на высоких скоростях;
- составление оптимальных маршрутов, которые обеспечивают максимально возможную длительность движения с постоянной скоростью.
Соблюдение этих несложных правил позволит вам экономить до 25% расходов на ГСМ.
Какие инструменты помогут контролировать стиль вождения и обеспечат наименьший расход топлива?
Безусловно, мало вывести правила, нужно сделать так, чтобы сотрудники применяли их, а для этого необходимы эффективные инструменты контроля.
Для контроля стиля вождения авто мы разработали систему спутникового мониторинга ITOB ECO-DRIVE на базе программного продукта «1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS».
Решение позволяет отслеживать:
- скорость движения, обороты двигателя, температуру, пробег;
- резкие ускорения и торможения;
- местоположение, маршруты движения, остановки и стоянки транспорта;
- простои с включенным зажиганием;
- текущий и общий расход топлива, места заправок и сливов;
- формирует рейтинг водителей по путевым листам.
Система фиксирует все параметры в онлайн-режиме, о любом нарушении диспетчер узнает мгновенно. Наличие такого контроля повышает дисциплинированность водителей, обеспечивая аккуратную и экономичную езду. В результате расходы на топливо снижаются, и это заметно уже с первых дней применения ITOB ECO-DRIVE.
Еще один плюс экономичного стиля вождения – оптимизация расходов на содержание автопарка. Бережное отношение к технике продлевает срок ее эксплуатации, автомобили реже нуждаются в ремонте, сокращаются расходы на запчасти. Применение системы спутникового мониторинга позволяет участвовать в программах льготного страхования и экономить до 30% на КАСКО.
Построение зависимости часового расхода топлива от скорости вращения коленчатого вала
Для работы большого двигателя требуется больше топлива – это правило является неизменным, и применимо к любым транспортным средствам, которые сегодня поступают на мировой рынок. В Украине перед водителями встает выбор между силовыми агрегатами с большими и малыми объемами. При этом они полагают, что первые будут мощными, а вторые – экономичными. В действительности все не настолько просто, как может показаться на первый взгляд. Поэтому вопрос следует разобрать подробнее.
Как рассчитать расход топлива?
Расход топлива двигателем исчисляется исходя из объема бензина затраченного на сто километров пути.
То, в каких условиях используется автомобиль, напрямую влияет на количество потребляемого бензина. Поэтому для удобства подсчетов движение автомобиля разбивают на три цикла.
Городской цикл. Езда в городе характеризуется нерегулярной скоростью автомобиля: резкие остановки с последующими разгонами, из-за которых машина «съедает» большое количество топлива;
Загородный цикл. Этот вариант противоположен первому: машина двигается равномерно, нет резких скачков скорости и неожиданных остановок, благодаря чему расход небольшой;
Смешанный цикл характеризуется тем, что имеет общие черты и загородного цикла, и городского.
С чем это связано? Дело не в обмане покупателя непорядочным производителем, а в том, что испытания новых машин и замеры параметров производятся в благоприятных условиях с использованием расходомера, которые мало похожи на эксплуатацию в жизни.
Несмотря на предоставляемую поставщиком информацию о потенциальном расходе топлива автомобиля, с точностью рассчитать примерные расходы на бензин не представляется возможным.
Поэтому даже при большом желании узнать заранее расход топлива и прикинуть возможные траты нельзя: заявленные параметры просто не сходятся с замерами, сделанными на практике.
Если вы все-таки хотите прикинуть примерный расход топлива еще в автосалоне, то можете быть уверены, что заявленный расход будет значительно меньше реальных показателей.
Распространённые причины повышенного расхода топлива
Классификация двигателей
Одним из основных показателей, по которому классифицируются характеристики машин, является объем двигателя. При этом машины с кардинально различным показателем могут отличаться еще и внешним видом, размерами. К примеру, малолитражные автомобили Ока и Daewoo Matiz отличаются тем, что имеют значительно меньшие габариты даже в сравнении с классическими седанами. Таким легким и небольшим машинам вполне достаточно маленького силового агрегата, чтобы передвигаться по улицам города. Бывают и случаи, когда зависимость между размером силового агрегата и массой отсутствует. Чаще всего такое встречается у спортивных автомобилей, в которых объем двигателя делается большим, а масса маленькой, чтобы машина была максимально динамичной.
Малолитражные силовые агрегаты, как правило, высокооборотистые, из-за чего их приходиться чаще раскручивать оборотов. С большими арегатами наоборот – они неплохо себя чувствуют и на низких оборотах. Нагляднее всего это заметно при трогании с места – малолитражке для этого нужны более высокие обороты, в то время как объемные двигатели имеют не плохую тягу с самых низов.
Какие факторы влияют на расход топлива. Возможно ли рассчитать примерные объемы
Чтобы узнать, можно ли хоть как-то проконтролировать расход топлива и уменьшить его, нужно обратиться к фактам. Все факторы, которые влияют на расход, можно разделить на два типа:
Факторы, зависящие от внешних условий;
Распространённые причины повышенного расхода топлива
Факторы, зависящие от водителя.
Это уклон дороги, погодные условия, летний ливень, сопротивление осадкам, зимний ветер, низкое качество дорожного полотна.
Первый вариант – неизбежность, на которую человек повлиять никак не сможет.
На факторы, которые зависят от водителя, можно напрямую повлиять, снизив воздействие, или их можно даже избежать. Именно эти факторы мы и разберем.
Распространённые причины повышенного расхода топлива
Техническая неисправность автомобиля. Негласное правило: чем больше проблем и неисправностей в авто, тем больше оно будет «съедать».
Регулярное техническое обслуживание инжектора, периодическое посещение автосервиса и своевременный ремонт позволят избежать перерасхода сырья!
То, как водится автомобиль, также может повысить или понизить расход топлива. Как придерживаться определенного стиля вождения?
Как влияет размер двигателя на динамику
Объем двигателя оказывает значительное влияние на динамические параметры автомобиля. Основными из них являются:
- Мощность.
- Эластичность.
Стоит знать, что чем больше размер цилиндра, тем больше топлива сгорит в цилиндрах и тем быстрее и динамичнее будет автомобиль. Как видим, по факту, все характеристики автомобиля зависят от размера «сердца» машины, такое нельзя упускать из виду.
Есть и плохая зависимость – чем больше мотор, тем больше расход топлива, что неприятно для бюджета владельца машины.
Стиль вождения: как уменьшить использование топлива
Следите за давлением в шинах. Старайтесь придерживаться оптимальных значений во время движения. Найдите информацию с рекомендуемыми показателями в зависимости от веса машины и повышайте давление до оптимального при полной загрузке автомобиля. По статистике оптимальное давление в шинах позволит сэкономить до пяти процентов топлива;
Держитесь высшей передачи после разгона и перехода на постоянную скорость, обороты можно установить на отметке ниже 2000;
Старайтесь двигаться накатом при возможности;
Разгоняйтесь постепенно без резких скачков, переключая передачи на 2000-2500 оборотов. Ездите мягче, без агрессии, развивая максимальную скорость постепенно. Не переключайте передачи на максимальные обороты;
Глушите двигатель, когда есть возможность, не позволяя ему работать на холостом ходу. Оставив машину работать, но при этом не двигаясь, можно за пару минут сжечь количество бензина необходимое для езды на километр пути;
Следите за качеством топлива (если дизельный двигатель – тоже);
Используйте очищенные воздушные фильтры. Грязный фильтр имеет большее сопротивление, чем чистый, и требует больше топлива даже на один цикл работы;
Контролируйте качество форсунок. Уплотнительные кольца из резины имеют свойство изнашиваться, из-за чего топливо может растекаться. Регулярное техническое обслуживание и замена форсунок позволит избежать проблемы.
Распространённые причины повышенного расхода топлива
Мифы об экономичности двигателя
Чтобы реально оценить степень экономичности двигателя, давайте разберем экономию на примере одного автомобиля. У нас есть два совершенно одинаковых автомобиля, но на них установлены разные моторы – 1.4, 1.6 литра. Что же получается, для того, чтобы разогнать автомобиль до 100 км.ч двигатель 1.4 литра должен работать на более высоких оборотах чем мотор 1.6, соответственно при этом количество потребляемого топлива будет также больше, чем у двигателя с большим объемом двигателя, вот и вся арифметика).
Факторы влияющие на чрезмерный расход топлива
В агрессивном стиле вождения на низких передачах есть минусы. Резкий старт, быстрый расход скорости и частые остановки могут привести не только к аварии, но и стать причиной перерасхода топлива. Старайтесь ездить вдумчиво и более плавно – выбор за вами;
Развитие высокой скорости при езде по некачественному дорожному полотну или бездорожью;
Использование устройств, которые могут «съедать» топливо. Это отопление, кондиционер, обогрев зеркал, фары и др.;
Высокий удельный вес пассажиров и багажа. Чем большее давление автомобиль с дополнительным весом оказывает на шины, тем сложнее мотору «раскручиваться» и разгоняться. Старайтесь не перевозить регулярно слишком много багажа за один раз;
Грязные воздушные фильтры, нагар на свечах;
Распространённые причины повышенного расхода топлива
От чего зависит еще расход бензина
Большое влияние на расход топлива оказывает техника вождения — правильный выбор передач, оптимальная скорость движения на прямых участках, поворотах, спусках и т.д. На практике применяют различные способы экономичного вождения, так как отсутствует универсальный, пригодный для всех дорожных условий, типов автомобилей и любого водителя. В качестве примера можно привести наиболее распространенные способы:
- Экономичный — сокращение расхода топлива достигается за счет плавности движения и грамотного использования дорожной ситуации (полосы движения, режима включения светофоров и т.д.). Скорость движения автомобиля на высшей передаче ограничивается даже на автомагистралях величиной 80–90 км/ч. При разгонах вторая, третья и последующие передачи включаются как можно раньше, когда частота вращения двигателя не превышает 2000 об/мин. Так управлять автомобилем не всегда возможно и достаточно утомительно, но это оптимальный способ экономии. При этом удается заметно снизить расход, а двигатель и другие механизмы автомобиля используются в щадящем режиме.
- Динамичный — отличается от экономичного только тем, что вместо плавных ускорений применяют короткие, энергичные разгоны. За счет максимального сокращения их времени ускорения удается частично компенсировать возросший расход топлива.
- Специальный — применяется в соревнованиях на экономичность вождения и позволяет снизить до минимума расход топлива. Он малопригоден для повседневной эксплуатации и небезопасен из-за слишком медленного режима движения, зачастую не совпадающего со скоростью потока транспорта. Кроме того, для получения максимальной экономии изменяют заводские регулировки двигателя, передаточные числа трансмиссии, уменьшают количество смазки в механизмах и т.д., что ухудшает динамические свойства автомобиля и снижает ресурс его узлов.
- Наименьшему расходу топлива способствует плавное движение автомобиля, без резких разгонов и торможений. Каждое нажатие на педаль акселератора (газа) для
Какие неисправности повышают топливный расход
Умение подсчитать объем использованного топлива помогает проводить первичную диагностику своей машины. Отклонение самого популярного показателя часто указывает на серьезные нарушения в работе узлов и механизмов транспорта. Подтверждением данного факта может послужить срез показателей на абсолютно одинаковых моделях автомобилей.
Первая причина увеличения расхода горючего кроется в засорении элементов топливной системы. Забившиеся воздушный фильтр или инжекторы способствуют увеличению нагрузки на топливный насос. В первом случае не происходит нормативного обогащения смеси, которая дополняется за счет того же бензина. Во втором случае долив горючего в цилиндры происходит не полноценно, требуется новая порция топлива, увеличиваются обороты двигателя.
Сбои в работе электроники или нарушения в работе кондиционера способствуют повышению скорости сжигания топлива, также, как и износившийся адсорбер. На расход также оказывают влияние нарушение монтажных параметров дисков и слишком вязкое масло.
Своевременное устранение неисправностей авто, смена манеры езды и привычек в эксплуатации позволят снизить затраты на содержание автомобиля по самой главной статье – расходу топлива.
В каком режиме ездить по городским улицам
Наиболее прожорливым по потреблению бензина считается городской цикл. Однако, в пределах одного и того же населенного пункта, расход у разных участников движения может отличатся на 10, а то и 20%. Чтобы двигатель не тратил больше топлива, заблаговременно подбирайте маршрут следования. Не беда, если проедете больше километров, зато не будете торчать в пробках и на светофорах, с постоянным троганием с места и торможением.
Давно подмечено, что уличные гонки в черте города не дают ощутимых преимуществ, зато бьют по карману. Держать высокие обороты вовсе ни к чему, гораздо экономичнее двигаться в общем потоке. При этом, набирать скорость нужно плавно и вовремя подмечать момент перехода на более высокую передачу. При замедлении нецелесообразно переходить на нейтраль, ведь на автомобилях, оснащенных инжектором, гораздо эффективнее тормозить при помощи двигателя, убрав ногу с педали акселератора.
При определенном диапазоне оборотов (как правило, это 1500–2000) происходит отключение подачи горючего, за которое отвечает электронная система. Однако на карбюраторных транспортных средствах использовать накат в режиме «Холостой ход» имеет смысл, если водитель видит, что до развилки или светофора машина сможет докатиться по инерции.
Это только с точки зрения экономии топлива, а не как не с точки зрения безопасности
Целесообразно ли глушить мотор во время стоянки в затяжной пробке — зачастую интересуются автолюбители? Да, таким приемом пользуются опытные водители. Главное в принципе экономичной езды состоит в правильном выборе режима движения, особенно перед предстоящим препятствием, когда требуется перейти на пониженную передачу или катиться на «холостом ходу».
Движение на трассе
Осталось рассмотреть, с каким режимом целесообразно двигаться по загородным трассам, где существуют совсем другие ограничения скорости. В этом случае отпадает необходимость в постоянных ускорениях с последующим торможением, а оптимальная и наиболее экономичная скорость составляет 90–100 км/час для большинства автомобилей. С другой стороны, ее превышение приводит к существенному росту расхода горючего.
Чтобы вычислить точный расход бензина или дизтоплива, залейте бак под горловину и не забудьте записать показания одометра. Как только бак опустеет, снова заправьте его полностью, не забыв снять показания пройденного километража. После этого Вы сможете узнать, каков средний, но главное реальный, расход топлива в загородном режиме. И помните, что, чем выше передача, тем меньшим будет нажатие на педаль газа, а, значит, и меньше расход.
При какой скорости у автомобиля минимальный расход топлива — результаты исследований
Для экономии: какие основные датчики влияют на расход топлива в автомобиле?
Все механизмы и системы современного автомобиля функционируют благодаря непрерывной работе электронного блока управления (ЭБУ), который анализирует поток информации, идущий от контроллеров. Первоочередное значение данный процесс имеет для работы силового агрегата и экономии топлива. Основные датчики производят мониторинг следующих параметров:
- Температура охлаждающей жидкости.
- Количество кислорода в выхлопе.
- Положение дроссельной заслонки.
- Уровень разреженности воздуха в системе впуска.
- Количество воздуха, направляемого в цилиндры.
Некорректная работа датчиков, отвечающих за контроль перечисленных факторов, является причиной нарушения смесеобразования, что негативно сказывается на мощностных параметрах силового агрегата. Зная, какие датчики влияют на расход топлива, а также их функции, неисправности этих приборов легко определяются.
Температурный контроллер системы охлаждения двигателя
Все опытные автолюбители знают, что это устройство контролирует не только состояние жидкости в СОД, но и отвечает за экономичность работы двигателя. Принцип функционирования прибора заключается в изменении сопротивления в зависимости от температуры. После анализа показаний ЭБУ дает команду на увеличения или уменьшение подачи топливной смеси.
При обнаружении повышенного расхода горючего это первый датчик, который стоит проверить. Для этого проводится ряд измерений при фиксированных температурных значениях и сравнение показаний с табличными данными. Средние цифры сопротивления при непрогретом двигателе составляют от 2 до 6 кОм, а при «горячем» – от 250 до 350 Ом.
Факторы влияющие на чрезмерный расход топлива
В агрессивном стиле вождения на низких передачах есть минусы. Резкий старт, быстрый расход скорости и частые остановки могут привести не только к аварии, но и стать причиной перерасхода топлива. Старайтесь ездить вдумчиво и более плавно – выбор за вами;
Развитие высокой скорости при езде по некачественному дорожному полотну или бездорожью;
Использование устройств, которые могут «съедать» топливо. Это отопление, кондиционер, обогрев зеркал, фары и др.;
Высокий удельный вес пассажиров и багажа. Чем большее давление автомобиль с дополнительным весом оказывает на шины, тем сложнее мотору «раскручиваться» и разгоняться. Старайтесь не перевозить регулярно слишком много багажа за один раз;
Грязные воздушные фильтры, нагар на свечах;
Распространённые причины повышенного расхода топлива
Датчик положения дроссельной заслонки
Неполадки, связанные с контроллером механического регулятора проходного канала дросселя, определяются по следующим признакам:
- повышенные обороты ХХ;
- нестабильная работа мотора на холостом ходу;
- некорректный угол опережения зажигания;
- состав топливовоздушной смеси несбалансирован;
- затрудненное переключение передач на автомобилях с АКПП.
Неисправность датчика TPS не дает машине эффективно ответить на нажатие акселератора, потому что ЭБУ не в состоянии вычислить оптимальную нагрузку для ДВС. Для некоторых владельцев авто с «автоматом» будет открытием, что перерасход топлива и потеря мощности напрямую связаны с нерациональным выбором передачи.
При появлении перечисленных признаков становится практически понятно, какие из датчиков системы влияют на расход топлива авто. Для полной уверенности следует произвести два элементарных действия:
- Проконтролировать размыкание контактов холостого хода (IDL).
- Проверить целостность переменного резистора.
Используя мультиметр, можно проверить работоспособность контроллера следующим образом:
- подключить прибор к контактам IDL;
- вручную передвигать дроссельную заслонку и фиксировать показания прибора.
Если датчик TPS в норме, то мультиметр должен показать на шкале напряжение до 12 Вольт.
Как рассчитать расход топлива?
Расход топлива двигателем исчисляется исходя из объема бензина затраченного на сто километров пути.
То, в каких условиях используется автомобиль, напрямую влияет на количество потребляемого бензина. Поэтому для удобства подсчетов движение автомобиля разбивают на три цикла.
Городской цикл. Езда в городе характеризуется нерегулярной скоростью автомобиля: резкие остановки с последующими разгонами, из-за которых машина «съедает» большое количество топлива;
Загородный цикл. Этот вариант противоположен первому: машина двигается равномерно, нет резких скачков скорости и неожиданных остановок, благодаря чему расход небольшой;
Смешанный цикл характеризуется тем, что имеет общие черты и загородного цикла, и городского.
С чем это связано? Дело не в обмане покупателя непорядочным производителем, а в том, что испытания новых машин и замеры параметров производятся в благоприятных условиях с использованием расходомера, которые мало похожи на эксплуатацию в жизни.
Несмотря на предоставляемую поставщиком информацию о потенциальном расходе топлива автомобиля, с точностью рассчитать примерные расходы на бензин не представляется возможным.
Поэтому даже при большом желании узнать заранее расход топлива и прикинуть возможные траты нельзя: заявленные параметры просто не сходятся с замерами, сделанными на практике.
Если вы все-таки хотите прикинуть примерный расход топлива еще в автосалоне, то можете быть уверены, что заявленный расход будет значительно меньше реальных показателей.
Распространённые причины повышенного расхода топлива
Управляющее устройство состояния поступающего воздуха
Контроль состояния воздуха для смеси осуществляется двумя приборами:
- MAP Sensor – измеряет объем поступающего воздуха. Работает по принципу – чем больше поступает воздуха при открытой заслонке, тем больше подается горючего. Задача – создать оптимальное соотношение смеси 14,7:1.
- MAF Sensor – контролирует массу воздуха, который поступает в цилиндры. Конструктивно состоит из резистора и платиновой нити, температурные показатели которой в идеале поддерживаются на одном уровне. ЭБУ определяет перепад температур и подает на контроллер сигнал, соответствующий определенному потоку воздуха.
Выяснить, какой из этих датчиков неисправен, можно при помощи автосканера. Некоторые авто оснащаются режимом самодиагностики, но не стоит полностью полагаться на его возможности. Поэтому специалисты рекомендуют использовать сканирующее устройство и проверять характеристики не только сенсоров, но и инжекторной системы.
Контроллер кислорода
Устройство оценивает количественный показатель несгоревшего кислорода в выхлопе. Прибор имеет несколько названий:
- O2 Sensor;
- Oxygen Sensor;
- Лямбда-зонд.
Не все, кто знает, какие датчики влияют на уровень расхода топлива, в курсе, что после обработки полученного от Oxygen Sensor сигнала, ЭБУ подает команду для оптимизации горючей смеси. Такая схема работы позволяет выдерживать нормативы на вредные выбросы, а также не допускать перерасхода топлива.
Ориентируясь на отзывы о работе преобразователя, можно сделать вывод, что он довольно редко выходит из строя. Но знания о его проверке не помешают. Для этого к колодке устройства подсоединяется цифровой вольтметр. Базовое напряжение должно быть около 0,45 В. В дальнейшем можно моделировать определенные ситуации, например, при подозрении на обогащенную смесь искусственно создать подсос воздуха.
Скорость и обороты: экономия на топливе и ресурс двигателя
Итак, от водителей можно часто услышать, что как только автомобиль разгонится до 60 км/ч, можно включать, например, 5 передачу (если КПП 5-ступенчатая). В этом случае обороты упадут до 1900-2000 тыс. об/мин и в таком режиме расход топлива окажется минимальным. Другими словами, наиболее экономным вариантом является езда, когда включена самая высокая передача и скорость небольшая.
Если немного изучить теоретическую часть, разгон до определенной скорости потребует затрат энергии. Чем интенсивнее происходит разгон, тем больше энергии расходуется. После достижения постоянной скорости (крейсерской) расход топлива становится меньше, однако нужно учитывать, что автомобиль также преодолевает сопротивление воздуха.
Не вдаваясь в математические расчеты, увеличение скорости, например, с 50 км/ч до 100 км/час будет означать, что сопротивление воздуха увеличивается не в 2 раза, как многие могли бы подумать, а в целых 8 раз. То есть, чтобы поддерживать набранную скорость, потребуется израсходовать в 8 раз больше энергии. Именно на преодоление сопротивления воздуха затрачивается мощность двигателя.
Статья в тему: Жидкость AdBlue: что это такое и для чего нужно в машине
Получается, чтобы поддерживать скорость около 50 км/ч, нужно около 30-35 л.с., тогда как при разгоне до 120-130 км/ч для преодоления сопротивления потокам воздуха нужно уже 80-90 «лошадок». К этому нужно добавить массу самого автомобиля, которая у каждого ТС разная, сделать поправку на дорожные условия и т.п.
Еще нужно помнить о том, что поршневые двигатели внутреннего сгорания демонстрируют наилучший КПД в зоне максимального крутящего момента, а не максимальных оборотов. Параллельно следует учитывать и то, что коробки передач тоже разные, имеют разные передаточные числа.
Становится понятно, что самый экономный режим действительно достигается тогда, когда автомобиль движется на высшей передаче с невысокой скоростью, однако оптимальная скорость движения на такой передаче для каждого автомобиля будет отличаться.
Еще одним важным моментом является, скажем так, целесообразность экономии горючего таким способом. В мануале многие производители автомобилей отдельно указывают, что на самые высокие передачи нужно переходить не на 50, а на 80 или даже 100 км/ч. Дело в том, что чем меньше обороты двигателя, тем сильнее падает расход, однако такая езда на низких оборотах и на высокой передаче может навредить двигателю.
Например, двигатель с рабочим объемом 2.0 литра на автомобиле весом около 2 тонн, который движется на высокой передаче со скоростью около 60 кмч, будет работать на низких оборотах. При этом нагрузка на мотор будет очень большой. Дело в том, что давление масла при низких оборотах также низкое, то есть износ деталей и узлов силового агрегата максимальный.
Чтобы снизить нагрузку, нужно или добавить оборотов и увеличить скорость движения, или же перейти на более низкую передачу. Если же машина с таким же двигателем будет иметь вес, например, 1.3 тонны, нагрузка на ДВС будет меньше, чем в случае с двухтонным автомобилем, однако ускоренный износ двигателя все равно будет присутствовать.
Если суммировать полученную информацию, тогда становится понятно, что чем меньше обороты и выше передача, тем меньше и расход топлива. При этом езда на низких оборотах «убивает» двигатель. Получается весьма сомнительная экономия на топливе, которая в дальнейшем никак не перекрывает затраты на ремонт мотора.
Выводы
Все описанные способы доступны для выполнения своими руками даже малоопытным автолюбителям. Однако получить полную информацию о состоянии устройств и ускорить этот процесс, несомненно, удобнее при помощи автосканера.
Следует точно различать некорректную работу ЭБУ от неисправности одного из датчиков. Также стоит учитывать другие причины перерасхода, например, работающий кондиционер увеличит потребление горючего на полные 10%. Своевременное устранение поломки позволяет избежать непредвиденных затрат на приобретение бензина.
На каких оборотах двигателя лучше ездить
Опасность езды на высоких оборотах
Общеизвестно, что высокие обороты, в особенности около красной зоны тахометра будут крайне опасными для двигателя. В подобном случае отмечается износ силового агрегата, моторное масло плохо смазывает подвижные элементы, появляется износ мотора и его перегрев, при этом смазка быстро теряет свои свойства, что еще больше усугубляет состояние двигателя.
При этом нужно помнить, что несколько раз в месяц всё же полезно раскручивать двигатель до таких высоких оборотов и давать ему, что называется жару. То есть, на трассе прохватывать на высокой скорости 5-10 километров, что позволит убрать весь нагар и закоксовку внутри двигателя. Нужно лишь обязательно помнить о безопасности во время таких профилактических поездок на высоких оборотах.
Поездки с низкими оборотами
Часто автовладельцы совершают распространенную ошибку, они стараются держать обороты двигателя на отметке в 2000 в минуту, что, по их мнению, позволяет существенно снизить нагрузку на мотор. Действительно, расход топлива в подобном случае уменьшается, однако, как ни странно, нагрузка на силовой агрегат лишь увеличивается.
Дело в том, что на таких низких оборотах отмечается неправильное формирование топливной смеси, а на цилиндрах и в поршнях появляются многочисленные отложения, которые не сгорают полностью и загрязняют двигатель. На низких оборотах мотора могут отмечаться проблемы с циркуляцией масла, что объясняется особенностью вращения коленвала и низким давлением от масляного насоса. Поэтому, если вы хотите продлить срок службы двигателя вашего автомобиля, всё же постоянно передвигаться на низких оборотах не стоит.
При частой эксплуатации автомобиля на минимальных оборотах существенно увеличивается нагрузка на трансмиссию, так как автовладельцу приходится постоянно переключать передачи, соответственно существенно уменьшается её эксплуатационный ресурс. Поэтому водителю не рекомендуется постоянно держать обороты на бензиновых автомобилях у отметки в 2000 в минуту. В подобном случае буквально к пробегу в 100 тысяч километров потребуется выполнять уже капитальный ремонт мотора.
Недостатки езды на низких оборотах
На каких оборотах лучше ездить? Многие инструкторы в автошколах и некоторые автолюбители отвечают на этот вопрос однозначно – ездить нужно на как можно более низких оборотах, «внатяг», разгоняя двигатель максимум до 2500 оборотов в минуту
, оправдывая это экономией двигателя и увеличением ресурса двигателя.
Что касается первого пункта, то приверженцы данной точки зрения правы лишь отчасти – при равномерной езде по ровному рельефу топливо, безусловно, экономится, однако стоит начать взбираться в горку, и автомобиль сразу же перестанет ехать на низких оборотах – придётся «топтать» педаль газа, обогащая тем самым топливную смесь и сводя всю экономию на нет.
Что же касается мнения об увеличении ресурса двигателя, то здесь приверженцы езды на низких оборотах откровенно заблуждаются – езда «внатяг» не только не способствует увеличению ресурса двигателя, но и наоборот, губит его,
«съедая» полезный ресурс
.
Происходит повышенный износ двигателя из-за того, что главные в автомобиле подшипники скольжения рассчитаны на работу в так называемом режиме «гидродинамической смазки», при котором масло под давлением подаётся в зазоры между вкладышами и валом, не допуская тем самым соприкосновения деталей (коэффициент трения при гидродинамической смазке очень мал и составляет примерно 0,001).
Давление масла, из-за которого собственно и образуется эффект гидродинамической смазки, зависит прямо пропорционально от оборотов двигателя (чем больше оборотов двигателя, тем больше давление масла), а значит, в ситуации, когда нагрузка на двигатель большая, а количество оборотов невелико, вкладыш начинает ломаться и в конечном итоге разрушается полностью.
Каковы оптимальные обороты двигателя
В каждом конкретном случае оптимальные обороты двигателя будут различаться, в зависимости от мощности силового агрегата, наличия или отсутствия турбины, типа топлива и так далее. Например, дизельные моторы являются низкооборотистыми, максимум тяги у них отмечается в диапазоне 2000-2500 оборотов. Тогда как небольшой по своему объему турбированный бензиновый мотор выдаст свою наивысшую мощность на показателях 3000-3500 оборотов в минуту.
Большинство экспертов и автомастеров рекомендуют оптимальные обороты двигателя на уровне 2500-3000 оборотов в минуту. В этом случае отмечается существенное уменьшение нагрузки на двигатель, сокращается расход топлива, автомобиль двигается в так называемом крейсерском режиме, что в особенности на трассе сокращает нагрузку, продлевая срок службы силового агрегата. Также необходимо при использовании автомобиля на трассе активировать высшую передачу, что позволяет улучшить показатели расхода топлива, одновременно при этом обеспечивается качественная смазка двигателя и его оптимальное охлаждение.
Подведём итоги
В каждом конкретном случае показатель оптимальных оборотов двигателя будет различаться, в зависимости от его мощности, рабочего объема, типа топлива и так далее. Автовладельцу на бензиновых авто следует стараться держать мотор в диапазоне 2,500-3,500 оборотов коленвала в минуту, что позволяет несколько снизить нагрузку на двигатель. Кстати, современные коробки автомат имеют продвинутую логику управления, они оптимальным образом переключают передачи, поддерживая обороты мотора таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на силовой агрегат.
Какие обороты двигателя нужно держать
Практически каждому водителю хорошо известно, что от индивидуального стиля езды напрямую зависит ресурс двигателя и других узлов автомобиля. По этой причине многие автовладельцы, особенно начинающие, часто задумываются о том, на каких оборотах лучше ездить. Далее мы рассмотрим, какие обороты мотора нужно держать с учетом разных дорожных условий во время эксплуатации транспортного средства.
Ресурс двигателя и обороты при езде
Начнем с того, что грамотная эксплуатация и постоянное поддержание оптимальных оборотов двигателя позволяет добиться увеличения моторесурса. Другими словами, существуют режимы работы, когда мотор изнашивается меньше всего. Как уже было сказано, срок службы ДВС зависит от стиля вождения, то есть сам водитель может условно «регулировать» данный параметр. Отметим, что данная тема является предметом обсуждений и споров. Если конкретнее, водители делятся на три основные группы:
- к первым относятся те, кто эксплуатирует двигатель на низких оборотах, постоянно передвигаясь «внатяг».
- ко вторым следует отнести таких водителей, которые только периодически раскручивают свой мотор до оборотов выше средних;
- третьей группой считаются автовладельцы, которые постоянно поддерживают силовой агрегат в режиме выше средних и высоких оборотов двигателя, часто загоняя стрелку тахометра в красную зону.
Езда на низких оборотах
Давайте разбираться подробнее. Начнем с езды на «низах». Такой режим означает, что водитель не поднимает обороты коленвала выше 2.5 тыс. об/мин. на бензиновых двигателях и держит около 1100-1200 об/мин. на дизеле. Такая манера езды навязывается многим еще со времен автошколы. Инструкторы авторитетно утверждают, что ездить необходимо на самых низких оборотах, так как в данном режиме достигается наибольшая экономия топлива, двигатель нагружен меньше всего и т.д.
Отметим, что на курсах вождения советуют не крутить агрегат, так как одной из главных задач является максимальная безопасность. Вполне логично, что низкие обороты в этом случае неразрывно связаны с ездой на малых скоростях. Логика в этом есть, так как медленное и размеренное движение позволяет быстрее научиться ездить без рывков при переключении передач на автомобилях с МКПП, приучает начинающего водителя двигаться в спокойном и плавном режиме, обеспечивает более уверенный контроль над автомобилем и т.д.
Очевидно, что после получения водительского удостоверения такая манера езды далее активно практикуется и на собственном авто, перерастая в привычку. Водители данного типа начинают нервничать, когда в салоне начинает прослушиваться звук раскрученного мотора. Им кажется, что повышение шума означает значительное увеличение нагрузки на ДВС.
Что касается самого двигателя и его ресурса, слишком «щадящая» эксплуатация срока службы ему не добавляет. Более того, все происходит с точностью до наоборот. Представим ситуацию, когда машина движется со скоростью 60-км/ч на 4-й передаче по ровному асфальту, обороты, допустим, на отметке около 2 тыс. В таком режиме двигателя почти не слышно даже на бюджетных авто, топливо расходуется минимально. При этом главных минусов в такой езде два:
- практически полностью отсутствует возможность резко ускориться без переключения на пониженную передачу, особенно на «атмосферниках».
- после изменения рельефа дороги, например, на подъемах, водитель не переключается на пониженную передачу. Вместо переключения он просто сильнее нажимает на педаль газа.
В первом случае мотор, зачастую, находится вне «полки» крутящего момента, что не позволяет быстро разогнать машину при такой необходимости. В результате, подобная манера езды влияет на общую безопасность движения. Второй пункт напрямую сказывается на двигателе. Прежде всего, движение на низких оборотах под нагрузкой с сильно нажатой педалью газа приводит к детонации мотора. Указанная детонация в буквальном смысле слова разбивает силовой агрегат изнутри.
Что касается расхода, экономия практически полностью отсутствует, так как более сильное нажатие на педаль газа на повышенной передаче под нагрузкой вызывает обогащение топливно-воздушной смеси. В результате расход горючего увеличивается.
Также езда «внатяг» повышает износ двигателя даже в случае отсутствия детонации. Дело в том, что на низких оборотах нагруженные трущиеся детали мотора смазываются недостаточно. Причиной является зависимость производительности маслонасоса и создаваемого им давления моторного масла в смазочной системе от все тех же оборотов двигателя. Другими словами, подшипники скольжения рассчитаны на работу в условиях гидродинамической смазки.
Такой режим предполагает подачу масла под давлением в зазоры между вкладышами и валом. Так создается нужная масляная пленка, которая препятствует износу сопряженных элементов. Эффективность гидродинамической смазки имеет прямую зависимость от оборотов двигателя, то есть чем больше оборотов, тем выше давление масла.
Получается, при большой нагрузке на двигатель с учетом низкого числа оборотов существует большой риск сильного износа и поломки вкладышей.
Еще одним аргументом против езды на низких оборотах является усиленное коксование двигателя. Простыми словами, с набором оборотов растет нагрузка на ДВС и температура в цилиндрах существенно повышается. В результате часть нагара попросту выгорает, чего не происходит при постоянной эксплуатации на «низах».
Высокие обороты двигателя
Ну что, скажете вы, ответ очевиден. Мотор нужно раскручивать посильнее, так как машина будет уверенно откликаться на педаль газа, легко идти на обгон, двигатель очистится, расход топлива не так уж сильно возрастет и т.д. Это так, но только отчасти. Дело в том, что постоянная езда на высоких оборотах также имеет свои минусы.
Высокими оборотами можно считать такие, которые превышают приблизительный показатель около 70% от общего числа доступных для бензинового двигателя. С дизелем ситуация немного другая, так как агрегаты данного типа изначально менее оборотистые, но имеют более высокий крутящий момент. Получается, высокими оборотами для моторов данного типа можно считать те, которые находятся за « полкой» крутящего момента дизеля.
Теперь о ресурсе двигателя при таком стиле езды. Сильное раскручивание двигателя означает, что нагрузка на все его детали и систему смазки значительно возрастает. Также увеличивается и показатель температуры, дополнительно нагружая систему охлаждения. В результате повышается износ мотора и возрастает риск перегрева двигателя.
Также следует учитывать, что на режимах высоких оборотов требования к качеству моторного масла повышаются. Смазочный материал должен обеспечивать надежную защиту, то есть соответствовать заявленным характеристикам по вязкости, стабильности масляной пленки и т.д.
Игнорирование данного утверждения приводит к тому, что каналы системы смазки при постоянной езде на высоких оборотах могут забиться. Особенно часто это происходит при использовании дешевой полусинтетики или минерального масла. Дело в том, что многие водители меняют масло не раньше, а строго по регламенту или даже позже этого срока. В результате происходит разрушение вкладышей, нарушая работу коленвала, распредвала и других нагруженных элементов.