9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Быстрый запуск для турбо двигателя

Как не попасть на ремонт турбомотора в зимний период: о чем нужно знать?

В последние годы на автомобильном рынке существенно увеличилось количество моделей с турбомоторами. Связано это с тем, что, по сравнению с атмосферными двигателями, данные агрегаты отличаются более высокой мощностью и экономичностью, однако есть у них и минусы.

К примеру, данные движки не так хорошо переносят холода, особенно если речь идет об экстремальных условиях русской зимы, когда температура воздуха нередко отпускатся до -30 градусов Цельсия и ниже.

Во время работы горячие выхлопные газы проходят через «улитку» турбины и раскручивают ее свыше десятка тысяч оборотов. В результате она может разогреваться до 1 000 градусов, но при этом очень чувствительна к резкому перепаду температур. Что же нужно знать, чтобы избежать возможного повреждения турбины в холодное время года?

Прогревайте мотор перед поездкой

Если вы являетесь владельцем машины с турбомотором, то постарайтесь по возможности избегать холодных стартов. Прогревать двигатель следует даже если машина простояла на морозе всего пару часов, не говоря уже о продолжительных ночных стоянках. В противном случае поломка турбины не заставит себя ждать.

Связано это с тем, что на морозе трущиеся части «улитки», валы, подшипники и другие узлы изменяются в размерах, а при длительных (ночных) стоянках в турбине так же отстаивается масло, из-за чего при старте рабочие поверхности испытывают дефицит смазочного материала.

В результате, если вы сядете за руль «холодного» авто и сразу же решите нагрузить его по полной, раскрутив мотор свыше 2 500 об/мин и тем самым задействовав турбину, последняя столкнется с экстремальными нагрузками. Она резко разогреется, при этом столь быстрое изменение температур повлечет за собой активное температурное расширение упомянутых выше деталей.

В такие моменты зазоры между трущимися поверхностями могут сокращаться до нескольких микрон, из-за чего возникает риск разрыва масляной пленки и, следовательно, повреждения рабочих деталей.

Во избежание масляного голодания, водителям рекомендуется подождать около 5 минут после запуска двигателя. Активации турбины на холостых оборотах не происходит, и этого времени достаточно, чтобы насос прокачал масло ко всем агрегатам и узлам, тем самым обеспечив качественную смазку всех рабочих поверхностей. Впрочем, даже после этого срываться «с места в карьер» не стоит.

Стартуйте не спеша

Полностью прогреть мотор на ходу можно примерно за 15 минут, в течение которых движок нужно держать в пределах 2 300 — 2 500 об/мин. Это позволит избежать активации пока еще холодной турбины и привести ее в рабочее состояние. Наконец-то поддать газку можно будет только когда температура охлаждающей жидкости достигнет 90 градусов, а из печки — потянет теплый воздух.

Завершайте поездку правильно

В холодное время года владельцы турбированных машин должны не только правильно стартовать, но и по уму останавливаться. Перед выключением зажигания мотор должен поработать еще пару минут на холостых оборотах, что поспособствует более плавному охлаждению турбины за счет подкачиваемого к ней масла.

Если же просто глушить мотор и оставлять раскаленную турбину на морозе, то рано или поздно на последней появятся выщербины и микротрещины, которые приведут к серьезным поломкам. Плюс при таком подходе после выключения зажигания происходит коксование застаивающегося масла, в результате чего на подшипниках и рабочих поверхностях образуется твердая корка нагара, которая опять же не способствует нормальной работе турбины.

Признаки неисправной турбины

Если вы будете эксплуатировать машину с турбомотором не соблюдая вышеперечисленные рекомендации, то вскоре турбина придет в негодность. Определить находящийся на последнем издыхании турбонаддув можно по постороннему гулу и свисту, появляющимся после запуска мотора. Плюс о неисправности свидетельствуют повышенный расход масла и сизый дым из выхлопной трубы.

Эти признаки грядущей поломки обусловлены тем, что смазочная жидкость проникает в турбину через люфты в стопорных кольцах и закачивается вместе с воздухом в выпускную систему. Впрочем, по мере прогрева мотора посторонние шумы и дым из патрубков пропадают, однако расход масла меньше не становится.

Излишки смазочной жидкости проникают в зоны высоких температур, из-за чего на валах подшипников образуется нагар. Наличие последнего сперва приводит к появлению дисбаланса на улитке, а затем — к постепенному разрушению самих подшипников и других деталей.

При наличии неисправности турбина уже не способна обеспечить необходимый уровень давления воздуха, из-за чего происходит существенное снижение мощности двигателя.

Описание и принцип работы турбонаддува двигателя

Среди всех возможных вариантов наддува двигателя внутреннего сгорания наибольшее распространение получил турбонаддув, в котором воздух подается в цилиндры при помощи специального устройства – турбокомпрессора (турбины). Вращение турбины осуществляют отработавшие газы, что позволяет существенно увеличить мощность двигателя без увеличения частоты оборотов последнего. Помимо этого, турбонаддув позволяет получать большие значения крутящего момента при небольшом расходе топлива. В сравнении с классическими конструкциями при аналогичной мощности турбированный двигатель имеет более компактные габаритные размеры.

  1. Устройство системы турбонаддува
  2. Принцип работы турбонаддува
  3. Особенности эксплуатации турбированных двигателей
  4. Виды систем турбонаддува
  5. Что такое турботаймер и для чего он необходим
  6. Достоинства и недостатки системы турбонаддува

Устройство системы турбонаддува

На практике турбонаддув применяется как на моторах, использующих дизельное топливо, так и на бензиновых. Однако наиболее часто эта система встречается именно на дизельном двигателе, поскольку для них характерна высокая степень сжатия, меньшая температура выхлопа и низкие обороты коленчатого вала. Более высокая степень сжатия обеспечивает повышение мощности турбированного двигателя и увеличивает его КПД.

Читать еще:  Mitsubishi outlander какое масло для двигателя

В бензиновых моторах температура отработавших газов выше, что может спровоцировать эффект детонации, приводящий к быстрому износу поршневой группы. Для предотвращения этого явления необходимо использовать бензин с более высоким октановым числом, что не всегда является экономически выгодным.

Принцип работы турбины

Система турбонаддува состоит из следующих элементов:

  • Воздухозаборник;
  • Воздушный фильтр;
  • Перепускной клапан – регулирует подачу отработавших газов;
  • Дроссельная заслонка – регулирует подачу воздуха на впуске;
  • Турбокомпрессор – повышает давление воздуха во впускной системе. Состоит из турбинного и компрессорного колес;
  • Интеркулер – охлаждает воздух, способствуя лучшему наполнению цилиндров и снижению вероятности детонации;
  • Датчики давления – фиксирует давление наддува в системе;
  • Впускной коллектор – распределяет воздух по цилиндрам;
  • Соединительные патрубки – необходимы для крепления элементов системы между собой.

Принцип работы турбонаддува

Принцип работы системы турбонаддува заключается в следующем:

  • Отработавшие газы двигателя, проходя через турбокомпрессор, раскручивают турбинное колесо.
  • Вращение турбинного колеса передается компрессорному, поскольку они закреплены на одном валу.
  • Компрессор сжимает воздух, поступающий из воздухозаборника, и направляет его в интеркулер.
  • В интеркулере воздух охлаждается и поступает на впуск в цилиндры двигателя.

В турбокомпрессоре предусматривается возможность регулировки давления выхлопных газов на лопасти турбины с целью не допустить превышение давления наддува в системе. Это осуществляется с помощью перепускного клапана, который приводится в движение пневмо- или электроприводом. В свою очередь, управление приводом осуществляется электронным блоком управления, который считывает информацию с датчика давления.

Особенности эксплуатации турбированных двигателей

На режимах разгона автомобиля в силу инерционности системы возникает явление, получившее название “турбояма”. Сущность явления заключается в следующем:

  • Автомобиль движется с небольшой постоянной скоростью.
  • Турбина вращается в соответствующем режиме.
  • При резком нажатии на педаль ускорения в цилиндры двигателя подается больше топлива.
  • После его сгорания образуются отработавшие газы, которые с большей силой воздействуют на турбину и увеличивают мощность двигателя. Однако происходит это с некоторой временной задержкой.

Таким образом, между моментом нажатия на педаль и фактическим ускорением автомобиля присутствует некоторая временная задержка – “турбояма”. Также данное явление проявляется в виде недостатка крутящего момента на малых оборотах двигателя.

Виды систем турбонаддува

Производители разработали различные способы избавления от “турбоямы”:

  • Турбина с изменяемой геометрией. Конструкция предусматривает изменение сечения входного канала. За счет этого выполняется регулирование потока отработавших газов.
  • Два турбокомпрессора, установленных последовательно (Twin Turbo). На каждый режим работы (обороты двигателя) предусматривается свой компрессор.
  • Два турбокомпрессора, установленных параллельно (Bi Turbo). Схема разбиения на две турбины снижает инерцию системы, и турбояма становится не так ощутима.
  • Комбинированный наддув. Устройство предусматривает и механический, и турбонаддув. Первый включается при низких оборотах, второй при высоких.

Что такое турботаймер и для чего он необходим

Другой стороной инерционности системы с турбокомпрессором является необходимость снижать обороты постепенно. Нельзя резко выключать зажигание после того, как двигатель работал на высоких оборотах. Это обусловлено тем, что подшипники будут продолжать вращение, а поскольку масло не будет подаваться в систему – возникнет повышенное трение. Оно, в свою очередь, спровоцирует быстрый износ вала турбины.

Для решения этой проблемы применяется турботаймер. Это устройство устанавливается на приборной панели и подключается в цепь зажигания. После выключения зажигания ключом система запускает таймер, который глушит двигатель спустя некоторое время, давая возможность турбине снизить обороты до приемлемых значений.

Достоинства и недостатки системы турбонаддува

Подводя итоги, можно выделить плюсы и минусы использования на моторе турбонаддува. В числе достоинств:

  • увеличение мощности двигателя;
  • повышение КПД двигателя;
  • снижение расхода топлива.

К минусам можно отнести:

  • низкий крутящий момент на малых оборотах двигателя;
  • более высокая стоимость;
  • более сложное обслуживание и эксплуатация.

Жидкость “Быстрый старт” для двигателя

Автохимия — это активно развивающийся сегмент бизнеса. Регулярно компании выпускают на рынок новые разработки, направленные на улучшение качеств автомобилей. Одним из средств, которое в последнее время все больше набирает популярность, является жидкость “Быстрый старт”. Она предназначена, в первую очередь, для владельцев автомобилей, которые испытывают трудности при запуске двигателя зимой, когда температура окружающей среды сильно ниже нуля. При низких температурах многие жидкости в автомобили, в том числе и масло, меняют свою консистенцию, из-за чего могут возникать всевозможные проблемы. Чтобы “разогреть” масло можно использовать средство “Быстрый старт”, но есть свои нюансы, про которые перед этим нужно знать.

Жидкость “Быстрый старт”: что это?

Жидкость “Быстрый старт” (она же может называться “Быстрый запуск”) — это средство в виде аэрозоля, которое строится на базе компонентов, способных сделать топливо более горючим. В зависимости от производителя, состав жидкости “Быстрый старт” может отличаться. Но в нее всегда входит определенный набор составляющих: легковоспламеняющиеся эфиры, спирты, бутан, пропан, смазывающие компоненты, стабилизаторы, антикоррозийные присадки и прочее.

Куда добавлять жидкость “Быстрый старт”

Добавляется состав “Быстрый старт” во впускной коллектор. В зависимости от состава жидкости и производителя, инструкция по использованию жидкости может отличаться, поэтому важно с нею ознакомиться — она нанесена на баллон с составом. Обобщая, можно сказать, что при использовании жидкости “Быстрый старт” нужно выполнить следующую последовательность действий:

  1. Встряхнуть баллон с жидкостью “Быстрый старт” на протяжении 10-15 секунд. Это необходимо, поскольку внутри баллона состав расслаивается на тяжелые и легкие жидкости. Важно привести жидкость в однородную консистенцию;
  2. Далее жидкость впрыскивается во впускной коллектор. При этом продолжительность впрыска должна быть не дольше 2-3 секунд;
  3. После этого сразу можно заводить двигатель — он должен стартовать без проблем.
Читать еще:  Шаговый двигатель и работа с ним

Важно: В случае, если с первого раза “Быстрый старт” не помог запустить двигатель, можно попробовать во второй раз использовать состав. Если и со второй попытки присадка не возымела желаемый эффект, вероятнее всего, имеются существенные проблемы с зажиганием — нужно провести диагностику системы пуска, свечей зажигания и электрооборудования.

Зачем добавлять “Жидкий старт”

Как было отмечено в начале статьи, состав “Жидкий старт”, в первую очередь, нужен, чтобы устранить сложности при пуске в холодное время года, которые обусловлены:

Высокой вязкостью масла. При низкой температуре окружающей среды масло становится более вязким, в связи с чем становится труднее производить пуск двигателя. Вязкое масло медленнее движется по магистралям, из-за чего трущиеся детали недостаточно смазываются и не имеют нормального скольжения, то есть работают с повышенным износом;

  • Низким напряжением в аккумуляторе. Из-за недостаточного напряжения возникают трудности с пуском мотора, поскольку стартер не может раскрутить маховик до требуемых оборотов;
  • Конденсатом на контактах. Из-за образования при низкой температуре конденсата на различных контактах возникают сложности в образовании искры между электродами свечи.
  • Именно с проблемой недостаточного образования искры между электродами свечи для воспламенения горючей смеси справляется жидкость “Быстрый старт”. Она делает смесь более горючей, тем самым ее воспламенение возникает даже при искрении недостаточной силы.

    Можно ли применять “Быстрый старт” с дизельным двигателем?

    Вопрос, который интересует владельцев автомобилей с дизельными двигателями, подойдет ли для них жидкость быстрый старт. Не все производители подобных составов указывают в инструкции возможность применения жидкости на дизеле. Связано это с тем, что дизельное топливо воспламеняется из-за высокого давления. А жидкость “Быстрый старт” состоит из эфиров, которые имеют давление воспламенения значительно ниже, чем дизельное топливо. Соответственно, если залить данную жидкость, то воспламенение случится намного раньше, чем предусмотрено конструкцией двигателя, что может навредить состоянию поршневой группы и другим узлам мотора.

    Негативное воздействие “Быстрого старта” на двигатель

    Провоцируя воспламенение, имеется большая вероятность серьезно навредить автомобильному двигателю. Средство “Быстрый старт” имеет большую способность детонировать, соответственно, при раннем воспламенении данной смеси идет серьезный динамический удар на элементы двигателя, особенно на поршень. В зависимости от качества компонентов двигателя, последствия такого удара могут быть разными.

    Можно назвать несколько проблем, к которым может привести регулярное использование жидкости “Быстрый старт”:

    Вероятность искривления поршня в результате удара;

  • Деформация, повреждение или разрыв поршневых колец;
  • Прогорание клапанов из-за высоких температур;
  • Снижение эффективности работы масла из-за возможного “конфликта” химических элементов в составе смазочного компонента и жидкости “Быстрый старт”;
  • Потенциальный перегрев двигателя и термическая деформация деталей.
  • Специалисты рекомендуют не использовать жидкость “Быстрый старт” на регулярной основе. Ее лучше применять в экстренных ситуациях, когда пуск двигателя осложнен из-за низких температур или в результате долгого простоя автомобиля.

    Boosterjet или зачем двигателю турбина?

    Если помните, в прошлый раз мы говорили о работе вариатора — его особенностях, преимуществах и недостатках. А сейчас разберёмся в причинах бешеной популярности малообъёмных турбированных моторов, которые буквально заполонили рынок. Кто-то в восторге от их динамики и экономичности, а кто-то опасается, что как и всё яркое, живут они недолго. Как обстоят дела на самом деле, нам расскажут их создатели — инженеры. Сегодня мы говорим с Вадимом Назаровым, тренером по продукту компании «Сузуки Мотор Рус».

    Почему турбодвигатели так популярны? Они экономичнее, дешевле в производстве, современнее? В чём их преимущества?

    Действительно, в последнее время турбированные моторы уверенно вытесняют атмосферные. Ярким примером служит автомобильный рынок Европы, где турбомоторы не только прочно вошли в обиход, почти полностью заменив атмосферные, но и получили дальнейшее развитие в виде так называемых мягких гибридов, когда вместе с турбодвигателем устанавливают электромотор небольшой мощности, на котором автомобиль начинает движение. Так что секрет популярности в характеристиках и возможностях турбонаддува. Если конкретно, то прежде всего это:

    Мощность. При одинаковых рабочих объёмах, турбированный двигатель оказывается более производительным. Например, наш 1.6 л атмосферный развивает мощность 117 л.с., а 1.4-литровый Boosterjet, при меньшем объёме — 140.

    Экономичность. Обладая более высокой мощностью, турбомотор потребляет меньше топлива, что особенно заметно при равномерном движении в городском трафике и пробках. Ведь в пробке турбина почти не работает и расход сопоставим с расходом атмосферного двигателя аналогичного объёма. Средний показатель Boosterjet, может опускаться до 5 литров на 100 километров.

    Читать еще:  Горит ли чек когда троит двигатель

    Экологичность. Очевидное следствие невысокого расхода топлива. Меньше расход — меньше выбросов в атмосферу.

    Габариты. На автомобилях компактного и среднего классов, как правило, устанавливают турбомоторы небольшого объёма. Они занимают меньше места под капотом и меньше весят, что приводит к снижению массы и размеров всей конструкции.

    Тяговые свойства. Есть такое понятие «полка момента» — это диапазон оборотов, на которых двигатель обладает максимальной тягой, то есть крутящим моментом (у Suzuki этот показатель 220 Нм). Так вот у турбомоторов она значительно длиннее, то есть начинается чуть ли не с холостых и заканчивается «зоной максимальных оборотов». Конечно, речь прежде всего идёт о бензине, на дизеле это не столь очевидно. То есть тяговые свойства у турбированных автомобилей лучше, чем у атмосферных, а значит они более эффективны.

    С мощностью и эффективностью ясно, но как это влияет на ресурс? Многие уверены, что он снижается?

    Я бы так не сказал. При правильном обращении с турбированными двигателями их ресурс вполне сопоставим с атмосферными. Разве что более технологичным агрегатам необходим чуть более тщательный уход. Например, за четыре года эксплуатации Boosterjet на российском рынке, мы не получили ни одной претензии.

    А расход топлива у них выше или ниже?

    Как я уже сказал, расход топлива турбодвигателя значительно ниже, особенно если сопоставить такие показатели как объём, мощность и крутящий момент. При равных мощностных характеристиках, турбодвигатель будет априори расходовать меньше, в силу меньшего рабочего объёма. Однако, не стоит забывать про стиль вождения — у всех он разный и встречаются случаи, когда при довольно агрессивной езде турбодвигатель может расходовать больше топлива. Тем более, что его динамика провоцирует ехать быстрее. Попробуйте, например, нашу Vitara с Boosterjet — это же палубный истребитель.

    Как часто нужно менять масло? Нагрузки-то довольно высокие.

    При эксплуатации любого автомобиля достаточно придерживаться рекомендаций производителя. Как правило, межсервисный интервал составляет около 10 тыс. километров. Однако, хочу заметить, что это не полноценное ТО, а лишь замена масла и фильтра. Таким образом, получается одна промежуточная замена масла между основным техобслуживанием. И я бы не рекомендовал увеличивать этот интервал.

    А как он чувствует себя зимой? Есть какие-нибудь особенности?

    Эксплуатация турбированного двигателя зимой ничем не отличается от обычного атмосферного.

    Ну хорошо, а как турбодвигатель ведёт себя на офф-роуде? И сокращает ли бездорожье его жизнь?

    Интересный вопрос. Безусловно, тяжёлое бездорожье и постоянные вылазки «месить грязь», сказываются на любом моторе — неважно, турбированном или атмосферном. Но поскольку у современных двигателей с турбиной тяга начинается практически с холостого хода, на бездорожье он ведёт себя более предсказуемо, позволяя добиться большего контроля над автомобилем в целом. Если владелец практикует регулярные выезды на бездорожье, то могу посоветовать чаще проверять уровень масла и перейти на более короткий период между его заменами.

    Тренер по продукту компании «Сузуки Мотор Рус» Вадим Назаров

    Что нужно учитывать обычному пользователю, чтобы избежать проблем и продлить жизнь турбодвигателя? Есть какие-то секреты, советы, рекомендации?

    Глобальных отличий нет, однако стоит учитывать некоторые особенности их повседневной эксплуатации. Хотя бы раз в месяц проверяйте уровень масла и при необходимости доливайте его. Да, такое явление как долив, всё ещё существует. Большинство производителей в «руководствах по эксплуатации» на всякий случай указывают допуск по расходу до 1 л на 1 000 км пробега. Причём, это касается и атмосферных, и турбированных двигателей. В идеале, проверку лучше осуществлять не реже одного раза в неделю (много времени это не занимает) или при заправке бака топливом.

    Установите сигнализацию с турботаймером, позволяющим двигателю поработать немного на холостых, после выключения зажигания. Это не касается автомобилей с дополнительным охлаждением турбокомпрессора, но в бюджетном ценовом сегменте они встречается редко. Турботаймер продлевает жизнь турбины, поддерживая работу на холостых в течение примерно минуты и отводя избыток тепловой энергии после завершения поездки (если владелец торопится и не может ждать). Можно привести прямую цитату из «руководства», которое лежит в наших машинах: «Прежде чем остановить двигатель после движения в гору или движения на высокой скорости, дайте ему поработать на холостых оборотах не менее минуты, для охлаждения турбонагнетателя и масла в двигателе. Это необходимо для предотвращения быстрого старения моторного масла. Ухудшение качества моторного масла может привести к повреждению подшипников турбонагнетателя. »

    Используйте качественный высокооктановый бензин — от 95-го и выше. Хотя эта рекомендация распространяется на все виды двигателей.

    Без прогрева до рабочей температуры не раскручивайте его до максимальных оборотов. Это правило, опять же, позволит продлить жизнь любому агрегату.

    Ну а в целом, не стоит бояться турбированных двигателей. Страшные истории об их ресурсе распространяют, как правило, совершенно некомпетентные люди. Сегодня можно с уверенностью говорить, что двигатели проверенных автопроизводителей, могут долго служить верой и правдой своему хозяину, обеспечивая непревзойдённую динамику, минимальный расход топлива и уверенность в любых, даже самых экстремальных, условиях.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию