Чем измеряют компрессию в цилиндрах двигателя
Как измерить компрессию?
Измерение компрессии двигателя позволяет достаточно точно определить многие неисправности, почти ничего не разбирая. Как сделать эти измерения правильно?
Для замера компрессии в цилиндрах двигателя используется специальный прибор – компрессометр. Фактически, это манометр, который оснащен удобной трубкой или насадкой и обратным клапаном. Компрессометры бывают прижимные и ввинчивающиеся в свечное отверстие. С прибором первого вида в одиночку померить компрессию не получится – нужен напарник, потому что придется держать компрессометр и включать стартер одновременно. Прибор с резьбовой насадкой можно использовать без помощников.
Чтобы правильно измерить компрессию в цилиндрах, крайне важно правильно подготовить двигатель. Одним из главных условий является его прогрев до рабочей температуры. Все условия для правильных измерений – ниже.
Условия измерения компрессии для получения точного результата:
– Двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры (для разных двигателей температура может различаться)
– Катушки зажигания должны быть отключены вообще (отключить низковольтные провода питания)
– Свечи зажигания выкручены из всех цилиндров
– Стартер должен быть исправным и развивать нормативные пусковые обороты
– Подача топлива в цилиндры должна быть исключена. Если бензонасос электрический, то можно вытащить его реле, предохранитель или просто снять разъемы со всех форсунок. При механическом насосе достаточно отсоединить топливный шланг.
Чтобы измерить компрессию, нужно прижать (или вкрутить) насадку компрессометра к свечному отверстию цилиндра, полностью открыть дроссельную заслонку (нажать педаль газа «в пол») и включить стартер. Показания прибора начнут расти. Стартер держим включенным до тех пор, пока рост показаний не остановится. Конечный результат, который показывает компрессометр, и есть значение компрессии для данного цилиндра.
Измерения следует выполнить на каждом цилиндре двигателя, записать значения и, после, проанализировать полученные результаты.
Нормативные значения компрессии для разных двигателей могут отличаться. Однако, в общем случае, компрессия должна быть не меньше 10 кгс на мм 2 . Если значение в каком-либо цилиндре опустилось ниже, значит, в нем есть какая-то неполадка.
Занимаясь расшифровкой результатов компрессии, важно учитывать не только «нормальность» значения в каждом цилиндре, но и общее соотношение этих значений. То есть, во всех цилиндрах двигателя компрессия должна быть практически одинаковой. Если в каком-либо цилиндре значение отличается от других более чем на 1 кгс на мм 2 , то это намекает на скорые проблемы в нем. Когда же показатели всех цилиндров находятся примерно на одинаковом уровне и не ниже 10 кгс на мм 2 , это означает отличную компрессию.
Чем измеряют компрессию в цилиндрах двигателя
Еще недавно двигатель работал как часы, но вот упала мощность, увеличились расходы топлива и масла. На холостом ходу стала заметна вибрация — двигатель явно «троит», т.е. один из цилиндров не работает должным образом. И если замена свечей ничего не изменит, в подобных случаях для определения причины неисправности нередко прибегают к измерению компрессии — одному из самых простых и доступных способов диагностики.
Компрессией называют величину максимального давления в цилиндре, создаваемого при холостой прокрутке двигателя стартером (например, при отключении свечи зажигания). Чтобы измерить компрессию, необходимо вместо свечи установить компрессометр. Этот прибор представляет собой манометр, соединенный шлангом со штуцером и обратным клапаном. При вращении коленчатого вала двигателя в шланг нагнетается воздух до тех пор, пока давление в шланге не сравняется с максимальным давлением в цилиндре. Его значение зафиксирует манометр.
Видимая простота и доступность снискали компрессометру славу некоего «универсального» прибора, способного не только определить неисправность, но и вообще оценить техническое состояние двигателя в целом. К сожалению, эта универсальность обманчива — полученные результаты измерений часто требуют специального анализа, и делать по ним однозначные выводы не всегда правильно.
Вот только два тому примера. Сравнительно новый двигатель не удается запустить. Компрессия в цилиндрах составляет 0,5-0,6 МПа (5-6 кг/см2), что примерно вдвое ниже нормы. Причинами могут быть механическая поломка или износ деталей цилиндро-поршневой группы. Но такое же падение компрессии будет наблюдаться, если из-за неисправности системы управления в цилиндры поступил избыток топлива. Оно смыло масло со стенок цилиндров, и поршневые кольца перестали надлежащим образом уплотнять полость камеры сгорания.
Другой случай: у старого двигателя измеренная компрессия составляет 1,1-1,2 МПа. Норма! Однако двигатель расходует масла свыше 1 л на 1000 км. Оно и понятно, если принять во внимание износ колец, поршней и цилиндров. В чем же дело? Да просто большое количество масла, проникающего в камеру сгорания, хорошо уплотняет зазоры между изношенными деталями.
Как видим, к результатам замеров следует относиться с осторожностью. И, чтобы во время ремонта не ошибиться в выводах, следует знать, в каких случаях на результаты измерений можно с уверенностью положиться, а когда — только принять к сведению.
Что влияет на компрессию?
Теоретически максимальное давление в цилиндре в конце такта сжатия, когда поршень находится в верхней мертвой точке (ВМТ), зависит от целого ряда факторов. С точки зрения ремонтной практики они в конечном счете влияют на количество поступающего в цилиндр воздуха — чем оно больше, тем выше компрессия. В первую очередь отметим положение дроссельной заслонки — ее прикрытие или закрытие, очевидно, сильно уменьшит давление в цилиндре. Понятным образом на количество воздуха влияет и степень загрязнения воздушного фильтра.
Некоторые механики допускают ошибки в установке фаз газораспределения, например, при монтаже ремня или цепи привода распределительного вала. Это приводит к изменению момента закрытия впускного клапана, сдвигая начало сжатия в цилиндре в ту или другую сторону. Тогда и значения компрессии будут отличаться.
Довольно сильно на компрессию влияют зазоры в приводе клапанов. Так, малый зазор в приводе впускных клапанов приведет к более позднему их закрытию и, соответственно, к уменьшению компрессии. Одновременно малые зазоры в выпускных клапанах увеличат так называемое перекрытие клапанов — величину угла поворота коленвала, в течение которого открыты одновременно оба клапана в цилиндре. Результат тот же -компрессия уменьшится.
На компрессию повлияет и температура двигателя — чем она меньше, тем сильнее будет охлаждаться воздух, сжимаемый в цилиндре, и тем меньше будет его давление. Кстати, зазоры в приводе клапанов так же будут «следить» за температурой — чем она ниже, тем меньше зазоры и компрессия.
Но и это еще не все. Как только воздух в цилиндре оказывается достаточно сжат, станут проявляться разного рода его утечки через зазоры между изношенными или поврежденными деталями, уплотняющими полость камеры сгорания.
Естественным образом из сказанного вытекают выводы о том, что утечки будут минимальными, если цилиндр имеет идеально круглую форму, отсутствуют продольные риски на его рабочей поверхности, поршневые кольца идеально прилегают к ней и к торцевым поверхностям канавок поршня; если близка к нулю величина зазоров в замках колец и, наконец, тарелки клапанов идеально прилегают к седлам.
Но все мы знаем, ничего идеального в природе не бывает. Какие-то утечки есть всегда, даже у нового двигателя. Вопрос лишь в том, насколько они велики. Поэтому напомним факторы, в той или иной мере влияющие на интенсивность утечек воздуха, а, следовательно, и на компрессию:
- в первую очередь укажем на температуру двигателя — она, повышаясь, увеличивает компрессию, так как детали лучше прилегают друг к другу, принимая размеры и взаимное положение, больше соответствующие рабочим;
- затем напомним, что масло, поступившее в камеру сгорания через направляющие втулки клапанов, поршневые кольца, систему вентиляции картера и уплотнения турбокомпрессора, существенно повышает компрессию, так как оказывает уплотняющее действие;
- топливо, поступившее в цилиндр в виде капель, напротив, снижает компрессию, так как разжижает и смывает масло с деталей и не оказывает уплотняющего действия из-за малой вязкости;
- таким же образом сказываются негерметичность обратного клапана или шланга компрессометра, а также большое усилие пружины обратного клапана;
- и, наконец, чем больше обороты коленчатого вала, тем меньше утечки через неплотности, тем выше компрессия.
Как правильно измерить компрессию?
Если принять во внимание все перечисленные выше факторы, то при измерениях компрессии надо соблюдать следующие несложные правила:
- двигатель должен быть «теплым». Подача топлива должна быть отключена. Можно, например, отключить бензонасос, форсунки или использовать другие способы, препятствующие попаданию большого количества топлива в цилиндры;
- необходимо вывернуть все свечи. Выборочный демонтаж свечей, практикуемый на некоторых СТО, недопустим, так как увеличивает сопротивление вращению и произвольно снижает обороты при прокрутке двигателя стартером;
- аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена, а стартер — исправен.
Компрессию измеряют как с открытой, так и с закрытой дроссельной заслонкой. При этом каждый из способов дает свои результаты и позволяет определять свои дефекты. Так, когда заслонка закрыта, в цилиндры, очевидно, поступит мало воздуха, поэтому компрессия будет низкой и составит около 0,6-0,8 МПа.
Утечки воздуха в этом случае сравнимы с его поступлением в цилиндр. Вследствие этого компрессия становится особо чувствительной к утечкам — даже при малых неплотностях ее значение падает в несколько раз. Эта посылка позволяет сделать выводы или предположения о следующих дефектах двигателя: не вполне удовлетворительном прилегании клапана к седлу; зависании клапана, например, из-за неправильной сборки механизма с гидротолкателями; дефектах профиля кулачка распределительного вала в конструкциях с гидротолкателями, и том числе неравномерном износе или биении тыльной стороны кулачка; негерметичности вызванной прогаром прокладки головки или трещиной в стенке камеры сгорания.
При измерении компрессии с открытой заслонкой картина будет иной. Большое количество поступившего воздуха и рост давления в цилиндре, конечно, способствуют увеличению утечек. Однако они заведомо меньше подачи воздуха. Вследствие этого компрессия падает не столь значительно (приблизительно до 0,8-0,9 МПа). Поэтому способ замеров с открытой заслонкой лучше подходит для определения более «грубых» дефектов двигателя, таких, как поломки и прогары поршней, поломки или зависание (закоксовывание) колец в канавках поршня, деформации или прогары клапанов, серьезные повреждения (задиры) поверхности цилиндров.
В обоих способах измерения желательно учитывать динамику нарастания давления — это поможет установить истинный характер неисправности с большей вероятностью. Так, если на первом такте величина давления, измеряемая компрессометром, низкая (0,3-0,4 МПа), а при последующих тактах резко возрастает, — это косвенно свидетельствует об износе поршневых колец. В таком случае заливка в цилиндр небольшого количества масла (3-5куб.см) сразу увеличит не только давление на первом такте, но и компрессию.
С другой стороны, когда на первом такте давление достигает 0,7-0,9 МПа, а на последующих тактах почти не растет, вероятнее всего налицо негерметичность клапана или прокладки головки. Разумеется, более точно установить причину можно с помощью других средств диагностики.
Как использовать на практике результаты измерений
Основное правило, которое следует помнить: в большинстве случаев результаты замеров компрессии являются относительными. Это значит, что в первую очередь необходимо опираться на разницу в значениях компрессии у различных цилиндров, а не на саму ее абсолютную величину.
Такой подход позволяет, с одной стороны, быстро локализовать неисправность в конкретном цилиндре. С другой стороны, исключаются ошибки, часто встречающиеся в ремонтной практике при попытке оценить техническое состояние двигателя в целом — слишком много факторов влияет на компрессию, чтобы учесть это влияние на результаты. Тем не менее, на саму величину компрессии иногда тоже можно положиться. Но для этого необходимо, во-первых, знать данные о величине компрессии этого двигателя, полученные на более ранних интервалах его эксплуатации (разумеется, если измерения проводились с полным соблюдением всех правил); и, во-вторых, иметь большую базу статистических данных по компрессии этой модели двигателя на разных этапах его эксплуатации.
Эти данные обязательно должны включать такие условия проведения замеров, как температура масла, частота вращения, температура воздуха, состояние систем автомобиля и др.
Только так можно использовать измеренную величину компрессии для того, чтобы судить об износе деталей поршневой группы.
Чем измеряют компрессию?
Самым распространенным прибором дня этих целей является упомянутый выше компрессометр. В отличие от незамысловатых отечественных конструкций иностранные фирмы выпускают целые наборы с комплектом переходников (адаптеров), позволяющих проводить измерения на автомобилях любых марок и моделей.
Удобны в работе и компрессографы. Их назначение то же, но результаты измерений записываются на бумаге или специальных пластиковых карточках, что дает возможность архивировать их для последующего сравнения в разные периоды эксплуатации автомобиля. Недостатком компрессографа является трудность оценки динамики нарастания давления при прокрутке коленвала.
Быстро и эффективно измеряют компрессию современные мотортестеры. Эти приборы фиксируют фактически не давление, а амплитуду пульсации электрического тока, потребляемого стартером во время прокрутки — ведь чем выше давление в цилиндре, тем больше затраты мощности стартера на вращение коленвала. Тем самым удается одновременно измерить компрессию во всех цилиндрах всего за несколько оборотов, не прибегая к выворачиванию свечей, что особенно важно для многоцилиндровых недостаток мотортестера — получаемые результаты выражаются в относительных единицах, например, в процентах к цилиндру, работающему лучше. Лишь самые дорогие мотортестеры способны измерять абсолютную величину компрессии в каждом цилиндре, но это возможно только на основе большого числа статистических данных по конкретной модели двигателя и их сопоставления с действительным давлением в цилиндре.
Александр Хрулев,
к. т. н., директор фирмы «АБ-Инжиниринг», «А+С»
Проверяем компрессию в цилиндрах двигателя
Здравствуй, мой дорогой читатель, сегодня решил рассказать про компрессию, что это, зачем нужна проверка компрессии в цилиндрах двигателя, и что означает её снижение или полное отсутствие.
Снижение компрессии означает повреждение мотора, либо поршневой группы либо элементов выхлопной системы. Если обнаружить это вовремя, можно избежать крупных проблем, отделаться легким ремонтом и не дожидаться пока мотор пойдет вразнос.
- Что такое компрессия
- Причины снижения
- Проверка без приборов
- Проверка с прибором
- Проверка сжатым воздухом
Что такое компрессия
Под этим термином понимается максимальное давление, создаваемое внутри камер сгорания, при расположении поршня в верхней точке цикла сжатия. Этот показатель считается ключевым, при оценке состояния двигателя.
Низкая компрессия означает изношенные детали ЦПГ и близкий капитальный ремонт. Измеряют её в килограммах на сантиметр – кг/см2, либо в «атмосферах».
Нормальной для нефорсированного мотора считается компрессия 6-7кг/см2, либо 10-13 атмосфер.
Причины снижения
Главной причиной снижения становится трение деталей, защитная пленка из масла противостоит этому явлению. Однако, постепенный износ неизбежен. Постепенно цилиндр стачивается поршневыми кольцами и вырастает зазор.
При сжатии смеси через зазор происходит утечка воздушно-топливной смеси в картер. Мощность двигателя ваз 2107, как и любого другого, падает, так как теряется часть смеси, а значит и часть энергии.
Это происходит по причине естественного износа деталей, есть и другие причины, вызывающие её снижение:
- Прогорание поршней
- Деформация клапанов, прогорание их или сильный нагар
- Трещины стенок цилиндров
- Залегание колец на поршнях, из-за сильного нагара
- Забитый воздушный фильтр
- Разрушения прокладки под головкой мотора
Какие будут последствия? Очень серьезные сбои в работе двигателя.
Ощутимое падение компрессии вызывает такие неприятности:
- Трудный запуск двигателя
- Провалы в работе в любом режиме работы мотора
- Громкие удары и хлопки, которые легко различимы
- Мотор «троит»
- Повышается расход горючего
- Возникает дым из выхлопного коллектора
Что делать? Обнаружив один, либо несколько признаков, необходимо обратиться за помощью к специалистам, пока ситуация не ухудшилась.
Проверка без приборов
Способ проверки двигателя ваз 2114 без каких либо приборов прост, с ним справятся как профессионалы так и новички. Порядок проверки следующий:
- Свечным ключом выкрутите все свечи, кроме первого цилиндра.
- После этого, вручную вращают коленвал при помощи ключа или специальной рукояти.
- Сначала по отметкам выставляете так, чтобы найти ВМТ первого цилиндра.
- Потом проворачиваете и определяете усилие прокрутки.
- После этого переставляете свечу во второй цилиндр и снова проворачиваете мотор
- Так повторяют для всех цилиндров
- Цель проверки, определить какой поршень вращается легче, значит компрессия в цилиндре ниже, чем в остальных.
Согласен, способ не идеален, однако вычислить проблемный цилиндр мотора ваз можно, с большой вероятностью.
Точность метода не дает сто процентного результата, поэтому нужно воспользоваться компрессометром.
Советы бывалого водителя
Проверка с прибором
Приобретите прибор для проверки – компрессометр, который позволяет самостоятельно проверить компрессию мотора. Это манометр с резьбовым штуцером, который вкручивается вместо свечи. Как вариант, одолжить компрессометр у соседа по гаражу или друга, у которого такой прибор есть.
Проверка производится таким образом:
- На холодную аккуратно выворачивают все свечи.
- Затем их резьбу смазывают противозадирной пастой, чтобы легче было выкрутить их на горячую.
- Закручивать их назад лучше динамометрическим ключом, чтобы было одинаковое усилие, однако это не очень критично, можно и без него. Данные момента затяжки смотрят в руководстве машины.
- Более значимое влияние на качество измерения оказывает зарядка аккумулятора. При разряженном аккумуляторе выполнять проверку нельзя, показания получатся искаженные.
- Проверка дизельного двигателя потребует прибора, который должен быть рассчитан на высокое давление, так как компрессия дизеля сильнее бензинового мотора.
- Перед процедурой мотор прогревают. Так как более точные измерения получаются при рабочей температуре агрегата.
- После этого заглушите мотор и приступайте к замерам. Дроссельную заслонку открываем, чтобы исключить недостаток воздуха.
- Зафиксировать можно отверткой, либо выжать и зафиксировать педаль газа. Нужно будет отсоединить фильтр воздуха там, где он сообщается с карбюратором либо дроссельной заслонкой.
- Если стоит предохранитель топливного насоса его требуется убрать. То же самое делается с предохранителем системы впрыска. Я имею в виду электрический предохранитель. Найти его расположение вам поможет руководство автомобиля.
- После чего мотор заводят, чтобы он выработал горючее из магистрали, до полной его остановки.
- Отсоедините от свечей провода, предварительно их промаркировав. Чтобы потом не перепутать. Колодец свечи очищаете мягкой щеткой и сжатым воздухом.
- Затем снимите все свечи зажигания.
- Обесточьте эту систему, сняв с катушки зажигания провод.
- На место свечи первого цилиндра вкрутите компрессометр, хороший прибор оснащен резьбой, дешевый китайский аналог резиновым штуцером, замеряя компрессию его надо прижимать к отверстию свечи рукой.
- Тогда нужен помощник, который повернет ключ в замке зажигания и провернет мотор. После нескольких оборотов компрессометр покажет давление, запишите показания.
- Затем сбросьте показания при помощи клапана на приборе. Чтобы сделать следующий замер.
- Ставьте компрессометр на место второй свечи и снимите показания снова, запишите их.
- Такую процедуру необходимо повторить для всех цилиндров.
- После чего сравните результаты измерений с допустимыми, они есть в руководстве.
Понять причину снижения компрессии можно, если после измерений компрессометром, добавить в цилиндры несколько кубиков масла моторного. И повторить измерения.
Улучшение компрессии с маслом по результатам измерений означают проблему с поршневыми кольцами. А когда улучшения не наблюдается, значит все гораздо хуже. Перейдем к следующей проверке.
Проверка сжатым воздухом
Для проверки бензинового двигателя действуем в такой последовательности:
- Поршень цилиндра с низкой компрессией выведите на верхнее положение.
- Затем через свечное отверстие подайте сжатый воздух в цилиндр, под давлением 2-3 атмосферы.
- Машину оставляете на передаче, и фиксируете ручником.
- Пробитую прокладку под головкой определяют по шипению из соседнего свечного отверстия.
- Свист воздуха через карбюратор или дроссельную заслонку говорит о неисправности впускного клапана.
- Воздух из маслозаливной горловины говорит о прогоревшем поршне.
- Свист из глушителя подсказывает, что проблема с выпускным клапаном.
Видео на эту тему
При сниженной компрессии необходим капитальный ремонт, и причем как можно скорее, чтобы предотвратить еще большие разрушения. Шутить с этим не стоит, последствия будут плачевные.
У меня все, до свидания, мой читатель, подпишись на обновления сайта, если не сделал этого и поделись с другом ссылкой, ему статья тоже будет полезной, до встречи.
Проверка компрессии в цилиндрах двигателя
Зачем нужно замерять
Проверка компрессии в цилиндрах двигателя, позволяет составить общее представление о техническом состоянии цилиндро-поршневой группы, о состоянии колец, впускных и выпускных клапанов и степени их регулировки.
Сигналом для проверки может являться ощутимое падение мощности двигателя. Если низкий уровень компрессии во всех четырех цилиндрах примерно одинаков – скорее всего, неисправности нет. Налицо общий износ ЦПГ, что характерно для двигателей ВАЗ, отбегавших уже от пятидесяти тысяч километров и выше.
Если же замер компрессии в цилиндрах двигателя дал ощутимую разницу в одном из четырех, тогда уже следует проводить тщательную диагностику мотора, для выявления неисправности.
Проверка компрессии двигателя — процедура не сложная. Ее спокойно можно произвести самостоятельно, если под рукой есть компрессометр. Правда касается это лишь бензиновых агрегатов. С дизелем ситуация немного сложнее — замеры производятся компрессометром другой конструкции и несколько иначе. Ниже рассмотрим все тонкости.
На какие показатели ориентироваться
В целом для бензиновых двигателей нормальной считается компрессия 10-12 атмосфер, для дизельных 16-25. Если не знаете, какой она должна быть для вашего двигателя (обычно производитель не указывает этого), существует формула для расчета.
» alt=»»>
Степень сжатия * на коэффициент X = компрессия. Измеряется в килограмм-силах на квадратный сантиметр, или атмосферах. 1 кГс/см2 = 1 атмосфере.
Степень сжатия всегда записывается в технических характеристиках двигателя.
- для бензиновых двигателей: 1,2-1,3
- для дизельных: 1,7-2,0
Возьмем для примера четырехтактный мотор ВАЗ-21083, степень сжатия которого равна 9,9.
- 9,9*1,2=11,88
- 9,9*1,3=12,87
Исходя из расчетов, идеальной будет компрессия, укладывающаяся в этих значениях.
Ниже приводится сводная таблица, которая может помочь приблизительно определить неисправность по уровню компрессии и косвенным признакам.
Компрессия | Неисправность | Признаки |
---|---|---|
0-5 атм | Прогар поршня | Троит, в масле бензин и оно имеет соответствующий запах |
1-4 атм | Прогар клапана | Троит, дым из сапуна, сухие свечи, хлопки в глушителе |
2-4 атм | Залегание колец | Синий выхлоп, давление в картере |
2-8 атм | Задиры цилиндров | Бензин в масле, синий выхлоп, давление в картере |
5-8 атм | Зависание клапана | Клапан не работает на холостом ходу |
Как правильно померить на бензиновом двигателе
Чтобы правильно, с соблюдением нормативов, измерить компрессию в цилиндрах, понадобится уже упомянутый выше компрессометр, а также свечной ключ и один помощник. Поскольку замер производится при включенном стартере, понадобится как минимум два человека: один за рулем, другой – у капота, чтобы правильно снять показания с прибора.
Эксперты в данной области настоятельно советуют покупать прибор, который снабжен резьбовой головкой для навинчивания в свечное «гнездо».
Так будет гарантирован правильный замер компрессии в цилиндрах, без пропусков воздуха, которые возможны, когда мерить приходится, прижимая резиновую головку к отверстию. К тому же, с таким прибором можно обойтись и без помощника.
Если хотите правильно провести замер компрессии, проверьте аккумулятор — он должен быть полностью заряженным. Слабое напряжение в бортовой сети не позволит раскрутить стартер на полную мощность. Это серьезным образом исказит результаты, которые даст проверка двигателя. А ведь от результатов проверки зависит, в каком направлении придется искать вероятную неисправность.
» alt=»»>
- Двигатель прогрет до рабочей температуры 90 градусов;
- все свечи вывернуты, а посадочные места очищены от грязи, во избежание ее попадания в цилиндры;
- доступ топлива полностью перекрыт.
Проверяем в двух позициях акселератора
При выжатом до упора акселераторе (педали газа) поворачиваем ключ зажигания (крутим стартер) и проверяем все четыре свечи. Не забывайте записывать показания, а перед каждым новым замером стравливать давление в приборе. Многие мастера советуют измерять каждый цилиндр несколько раз, а после высчитывать средний показатель.
Точно так же нужно измерить компрессию на всех цилиндрах при закрытой дроссельной заслонке (педали акселератора не касаемся). Делается это чтобы понять характер вероятной неисправности. При измерении с закрытой заслонкой, в цилиндры поступает меньшее количество воздуха, и величина компрессии будет ниже, порядка 6-8 атм.
Зато если присутствует даже незначительная утечка воздуха, давление резко падает в несколько раз. Таким способом определяется плохое прилегание клапана к седлу, или его зависание.
Большая разница в одном из цилиндров при открытой дроссельной заслонке (когда акселератор находится в утопленном в пол состоянии), является свидетельством:
- неполадок цилиндропоршневой группы (прогар или деформация клапанов и поршней, задиры на поверхности цилиндров);
- закоксовывание уплотнительных колец в канавках;
- трещина в блоке.
Замеры для дизельного мотора
Проверить компрессию дизельного двигателя сложнее, для них характерно более высокое давление в цилиндрах. Для замера потребуется компрессометр со специальным переходником в виде свечи накаливания или форсунки. Клапан отсечки в промежуточной трубке не дает упасть давлению при проворачивании коленчатого вала. Измерительная шкала на таком приборе должна иметь ограничение не менее 60 атмосфер, поскольку некоторые двигатели имеют показатель достигающий 45.
Стоит заметить, что в случае с дизелем, для диагностики неисправности одних лишь показаний компрессометра недостаточно. Поэтому правильней будет обратиться к специалистам.
» alt=»»>
Для правильного замера также необходим заряженный аккумулятор и отключение подачи топлива (обесточен электромагнитный клапан, рычаг отсечки отжат вниз). Выкручивается только одна форсунка, через которую производится замер. Вращение коленвала при этом должно находиться в пределах 200-250 оборотов в минуту.
Разница между цилиндрами не должна быть более 3 атмосфер.
Проверка компрессии в цилиндрах двигателя: метод измерения и анализ результатов
Без специализированного оборудования водитель может замерить не так уж и много параметров автомобиля, чтобы определить неисправность самостоятельно, особенно если говорить о диагностике непосредственно двигателя внутреннего сгорания. Показательным является значение компрессии в цилиндрах двигателя, которое может многое сказать о состоянии мотора. Без должной компрессии ДВС не сможет выдавать полную мощность, он будет с трудом заводиться и плохо работать на холостом обороте. Замерить показатель компрессии, а также сделать на его основе некоторые выводы, может каждый владелец автомобиля, и в данной статье мы подробно расскажем об этом.
Компрессометр — прибор для измерения компрессии в цилиндрах двигателя
Серьезные автомобильные диагностические приборы стоят немалых денег, которые готов потратить далеко не каждый. Именно поэтому, при подозрении на проблемы в двигателе, водитель предпочитает отвести автомобиль в сервисный центр. Перед тем как это делать, лучше проверить самостоятельно показатель компрессии в цилиндрах. Довольно часто именно низкой компрессией вызвана неисправная работа двигателя.
Чтобы проверить компрессию водителю не придется идти на большие траты. Для данных целей достаточно купить специальный прибор – компрессометр. Его можно найти в любом магазине, специализирующемся на продаже аксессуаров для автомобиля.
Компрессометр представляет собой обычный манометр с обратным клапаном, который способен замерять максимальную компрессию в одном цилиндре двигателя. Цены на подобный прибор весьма демократичны, и его стоит купить, даже если вы еще не владеете автомобилем, но вскоре собираетесь приобретать машину с рук. При проверке автомобиля бывшего в употреблении, компрессомер также незаменим, как толщиномер.
В продаже можно найти отдельно компрессометры для бензиновых и дизельных двигателей. Модели для дизеля отличаются возможностью работать на более высокое давление, и они поставляются исключительно с резьбовым наконечником, который вкручивается на место свечи. Модели компрессометров для бензиновых двигателей могут идти как с резьбовым наконечником, так и с резиновым, который необходимо плотно приложить к свечному отверстию в момент замера компрессии.
Подготовка к измерению компрессии двигателя
Процесс измерения компрессии занимает не более 30 минут, если водитель хорошо разбирается в устройстве подкапотного пространства автомобиля и быстро сумеет подготовить автомобиль к замерам. Перед тем как измерить компрессию в цилиндрах двигателя, необходимо провести подготовительные работы:
- Проверьте уровень заряда аккумулятора, установленного в автомобиле. Поскольку при замере компрессии работа двигателя проводится на аккумуляторе, необходимо чтобы он был хорошо заряжен;
- Прогрейте двигатель автомобиля до рабочих температур, чтобы получить максимально точные результаты при измерении компрессии;
Если выше обозначенные подготовительные работы выполнены, следует перейти к снятию элементов двигателя. Проделайте следующие действия:
- Откройте капот и снимите все свечные провода;
- Далее открутите свечи и лучше запомните, в каком порядке они располагались в цилиндрах;
Внимание: Некоторые автолюбители откручивают по одной свече при замерах компрессии, вставляя компрессометр в свечное отверстие, измеряя, а затем проделывая то же самое с другими, выкручивая и вкручивая по одной свече. Подобный процесс измерения компрессии в цилиндрах двигателя неверный, и он не позволяет получить точные результаты.
- Отсоедините от катушек низковольтные провода;
- Вытащите реле из бензонасоса, если он электрический. Если в автомобиле установлен обычный бензонасос, от него предстоит отключить топливный шланг. Также можно отключить питающие провода с форсунок.
Подготовив автомобиль, можно приступать непосредственно к измерениям.
Как измерить компрессию в цилиндрах двигателя
Измерение компрессии необходимо проводить вдвоем – один человек должен фиксировать результаты, а другой вращать двигатель. Распределите роли и проделайте следующее:
- Компрессометр, в зависимости от наконечника, вкручивается в свечное отверстие или вставляется. Если используется компрессометр с резиновым наконечником, необходимо прижимать его максимально плотно, чтобы получить точные результаты измерения;
- Далее партнер по измерению, находящийся в салоне автомобиля, выжимает максимально педаль газа, чтобы открыть дроссельную заслонку, и переводит ключ зажигания в положение вращения двигателя стартером. Вращать необходимо до тех пор, пока помощник с прибором не заметит, что показатель компрессии перестал расти.
Полученные на компрессометре результаты для всех цилиндров записываются, после чего необходимо их проанализировать. Не забывайте перед каждым новым измерением обнулять показания диагностического прибора.
Анализ данных, полученных при измерении компрессии в цилиндрах
Показатель компрессии цилиндров двигателя указывается в технической документации автомобиля. Обычно он лежит в пределах от 10 до 15. В интернете несложно найти значения для конкретной модели мотора, чтобы сравнить оптимальные результаты с полученными в ходе измерений. При сравнении обратите внимание, чтобы показатели компрессии в разных цилиндрах не отличались друг от друга более чем на 1 пункт. Если полученные результаты приближены к оптимальным и практически не разнятся между собой, значит компрессия в двигателе отличная, и возникающие проблемы в моторе (если они имеются) связаны не с ней.
В случае если в одном из цилиндров наблюдается компрессия значительно ниже оптимальной, необходимо провести небольшой тест. Возьмите 10 миллилитров чистого моторного масла и добавьте их прямо в проблемный цилиндр. Далее установите вновь компрессометр для снятия показаний и проведите стандартный замер компрессии в цилиндре. По результатам «теста с маслом» можно сделать следующие выводы:
Компрессия осталась на прежнем уровне. В таком случае стоит проверить впускной и выпускной клапан на плотность их соединений. Возможно, речь идет о неверной регулировке клапанов. Также пониженная компрессия может сообщать о проблемах с поршнем, головкой или блоком, к примеру, о трещине в одном из перечисленных элементов. Кроме того, следует обратить внимание на прокладки блоков цилиндров.
Определив, что у автомобиля имеются проблемы с компрессией, следует искать причины, которые к ним приводят, диагностическими приборами. Делать выводы о конкретной неисправности только по показаниям компрессии в цилиндрах – неверное решение.