Что означает литр в двигателе
EA827 / EA113 1.8T
Характеристики двигателей 1.8 20V
Неисправности и ремонт двигателя Фольксваген 1.8 турбо
Перед нами доработанный вариант широко известного атмосферного 1.8 литрового четырехцилиндрового двигателя VW, главным новшеством которого стало использование турбонаддува с маленьким интеркулером. Здесь применен чугунный блок цилиндров высотой 220 мм, в котором стоит коленвал с ходом поршня 86.4 мм, шатуны длинной 144 мм и поршни диаметром 81 мм и высотой 32.7 мм.
ГБЦ в моторе используется 20-ти клапанная, по 5 клапанов на цилиндр (3 впускных и 2 выпускных), с системой изменения фаз газораспределения на впускном валу. Имеются гидрокомпенсаторы, поэтому регулировать клапана на 1.8T вам не потребуется.
В приводе ГРМ используется ремень , менять который желательно каждые
60.000 км, при обрыве ремня мотор загнет клапана.
В 2004 году данный мотор был заменен на новый, более совершенный и мощный VW 2.0 TFSI.
Модификации двигателя VW 1.8T
1. AEB (1997-1999) — мотор со степенью сжатия 9.5 и под экологический стандарт TLEV с ЭБУ Motronic M3.8.2. Давление наддува здесь 0.5 бар, а мощность 150 л.с. при 5700 об/мин, крутящий момент 210 Нм при 1750-4600 об/мин. Заменил двигатель AEB в 1999 году мотор ATW, который отличается электронной дроссельной заслонкой, подачей вторичного воздуха, ЭБУ Bosch Motronic ME7.5 и соответствием экологическому стандарты LEV. Эти двигатели ставили продольно. Также наследником AEB является AMB.
2. AGU — аналог AEB для поперечной установки.
3. AJH, APH, ARX, ARZ, AUM, AVC, AWD, AWL, AWT, AWW, BJX, BKF, BKV, CFMA — 150 сильные вариации мотора, используется турбина KKK K03-005. Двигатели ставились на: Audi A3, Audi A4, Audi A6, Audi TT, SEAT Ibiza, SEAT Exeo, Skoda Octavia, VW Bora , VW Golf IV GTI, VW New Beetle, VW Passat B5, VW Polo GTI .
4. AQX,AYP — модификации мощностью 156 л.с., степень сжатия 9.5. Производился для Seat Cordoba и Seat Ibiza.
5. BFB, BKB, CED — 160 сильные версии, используется турбина ККК К03-029. Двигатели ставились на: Audi A4, VW Passat.
6. AMB, AWM — модификации мощностью 170 л.с., используется турбина ККК К03-029, давление 0.6 бар. Моторы ставились на: Audi A4, VW Jetta, VW New Beetle, VW Passat .
7. AJQ, APP, ARY, ATC, AUQ, AWP, BEK, BNU, BBU — вариации с отдачей в 180 л.с., используется турбина KKK K03-005. Ставились на: Audi A3, Audi A4, Audi TT, SEAT León, SEAT Toledo, Skoda Octavia vRS, VW Bora, VW Golf 4 GTI, VW New Beetle, VW Polo GTI.
8. BEX, BVR — версии мощностью 190 сил, используется турбокомпрессор ККК К03-073. Ставились на: Audi A4, Audi TT.
9. APY, AUL, AMK — отдача модификаций 210 л.с., применяется турбинка ККК К04-015. Двигателями комплектовались: Audi S3, SEAT Leon Cupra R.
10. AMU, APX, BAM, BEA — 225-ти сильные модификации с турбиной ККК К04-022. Двигатели ставились на: Audi TT, Audi S3, SEAT Leon Cupra R.
11. BFV — самая мощная из гражданских модификаций на базе данного моторчика, отдача двигателя 240 л.с. Используется турбокомпрессор ККК К04-023, степень сжатия 9. Данным силовым агрегатом комплектовался Audi TT.
Слабые места VW 1.8T, неисправности и их причины
Данный мотор, в области неисправностей, во многом повторяет своего атмосферного собрата, здесь такие же проблемы с оборотами, неустойчивой работой, могут присутствовать шумы, течи масла и проче прочее. Конкретика по этим вопросам здесь.
Ситуация немного осложняется наличием наддува, как следствие, повышенными нагрузками, стандартная турбина ходит +/- 250.000 км. В общем и целом силовой агрегат неплохой, при нормальном обслуживании мотор проездит довольно долго, ресурс двигателя
300.000 км, в зависимости от манеры эксплуатации.
Тюнинг двигателя Volkswagen 1.8 Турбо
Чип-тюнинг
Относительно атмосферников, тюнинг изначально турбовых двигателей вопрос не слишком сложный, если речь идет о небольшой прибавке. Самым простым и быстрым вариантом, в нашем случае, есть обыкновенный чип-тюнинг. В отличие от чиповки атмосферных двигателей, на турбине эта процедура имеет смысл.
Версии двигателей мощностью 150 л.с. можно сделать 180-200 сильными, конечный результат зависит от модификации мотора и его конструкции ГБЦ.
Для полной реализации потенциала стандартного турбокомпрессора делаем типичный чип-выхлоп-впуск. Стандартный фильтр меняем на нулевик либо ставим систему холодного впуска, интеркулер, убираем катализатор, ставим банку как у настоящих уличных гонщиков и получаем около 200-220 л.с.
Дальнейшее движение можно продолжить на турбо ките с фольксвагеновской турбиной ККК К04, процедура стандартная и проводится на каждом шагу. Отдача повышается до 240-250 л.с., этот вариант наиболее рациональный и лучший выбор в области цена-отдача. Если и этого мало, тогда нужно искать турбо-киты на турбинах Garrett GT28 или больше, портировать головку, пилить каналы, ставить соответствующие высокопроизводительные форсунки, выхлоп на 3″ трубе и прочее.
Предок, которого не было: почему история 1,8-литрового двигателя ВАЗ длиннее, чем кажется
Забытое прошлое
Чем дальше мы двигались в этом детальном обзоре, тем более просыпалось чувство дежавю: что-то очень похожее где-то уже встречалось. А ведь и правда, на ВАЗе когда-то уже существовал проект двигателя объёмом 1,8 литра, и речь не о модели «Силуэт» из середины 2000-х, с которой мы начали рассказ о моторе ВАЗ-21179. Нет, всё зародилось гораздо раньше, и в первый раз мы вскользь касались этой темы в финале повествования о «классических» ВАЗовских моторах, ведущих родословную от двигателя ВАЗ-2101.
Продолжив изучать историю «экспериментального» семейства, состоявшего из моторов ВАЗ-320, -321, -322 и -3433, мы наткнулись на настоящий триллер – происходившее в 1986-1987 годах противостояние между ВАЗ и АЗЛК за право производить мотор 1,8 литра своей разработки. Хеппи-энда не случилось – ВАЗ проиграл в конструкторском конкурсе, устроенном Минавтопромом, а на АЗЛК впоследствии не смогли запустить новый мотор в производство.
К слову, сведения о том, что же за мотор тогда получился у специалистов КБПД АЗЛК, весьма и весьма обрывочны. И да, спустя несколько лет после окончания истории с этим загадочным двигателем (в 1991-м стало понятно, что производить его негде), конструкторы АЗЛК всё же передали в производство моторы объёмом 1,7-1,8 литра – их выпускали на Уфимском заводе автомобильных моторов, и они известны под индексами УЗАМ-3317, УЗАМ-3318 и УЗАМ-3313 – однако всё это, по большому счёту, не более, чем «расточенные» и получившие увеличенный ход поршня двигатели всё того же Москвич-412 с отдачей 85-90 л. с. и 130-135 Нм.
Действительно, «опереться» в конструировании двигателя на уже имеющийся блок – идея заманчивая, а зачастую и единственная из здравых. Не раз (мягко говоря) ходили этим путём и инженеры ВАЗа – и в том самом злополучном конкурсе «рецепт» их мотора был примерно такой же. «Примерно» – потому что просто расточить цилиндры, увеличить высоту блока и сделать более высоким «колено» – не обязательно означает получить на выходе мотор с оптимальными характеристиками, и это во Временном творческом коллективе УПД ВАЗа, который занялся в 1986 году «конкурсным» мотором 1,8 литра, хорошо понимали. Про то семейство моторов, которое получилось у них в итоге, нам удалось кое-что узнать. Так что же роднит его с новым ВАЗовским двигателем ВАЗ-21179?
Правильная идеология
Конечно, те моторы ни в коей мере не могут считаться родственными новому ВАЗовскому двигателю ВАЗ-21179 в привычном смысле – то были агрегаты, устанавливаемые продольно, они планировались под заднеприводные и, главным образом, полноприводные автомобили конца 1980-х годов – в отличие от нового двигателя ВАЗ-21179, который имеет «переднеприводную» родословную и вообще разработан на качественно новом уровне. И всё же мы рискнули провести параллель между этими семействами, и не только из-за одинакового рабочего объёма.
Эти две истории, с новым ВАЗовским 1,8-литровым мотором и со «старым» того же объёма, объединяет несколько интересных моментов. И первый из них заключается в том, что двигатели середины 1980-х и середины 2010-х были получены по одному и тому же рецепту – если угодно, они родственники не по «архитектуре», а по «идеологии». Дело в том, что в обоих случаях главенствующим требованием при разработке была максимальная привязка к действующему производству, чтобы снизить затраты на освоение. По факту это как раз-таки означает следующее: блок цилиндров «трогать» по минимуму, сохраняя ключевой параметр – расстояние между центрами цилиндров. Как известно, у «классических» ВАЗовских моторов оно равно 95 мм, а у «переднеприводных» – 89 мм. Несмотря на всю новизну, эти цифры остались неизменными и у канувшего в Лету семейства «321-322» (95 мм), и у современного ВАЗ-21179 (89 мм).
Тем не менее, во второй половине 1980-х годов ВАЗовским специалистам удалось создать семейство моторов, значительно превосходящее по показателям мощности и крутящего момента и имеющиеся тогда на ВАЗе двигатели, и все более поздние серийные варианты «классического» мотора. В разрабатываемое семейство вошли двигатели объёмом 1,8 литра: бензиновый восьмиклапанный ВАЗ-321, 16-клапанный ВАЗ-322 и вихрекамерный дизельный двигатель ВАЗ-3433 с турбонаддувом. «Предтечей» этих моторов считается экспериментальный 1,8-литровый бензиновый восьмиклапанник ВАЗ-320.
Техническим заданием для трёх новых моторов были заданы следующие показатели: диаметр цилиндра 82 мм, ход поршня 85 мм, рабочий объём 1 795 см³, мощность 90,5, 130,5 и 85 л. с. соответственно, крутящий момент – 14, 17 и 16 кГм (примерно 137, 167 и 157 Нм). Как видим, наибольшую отдачу должен был обеспечить 16-клапанный мотор ВАЗ-322 – 130,5 л. с. и 167 Нм. Для сравнения – цифры мотора ВАЗ-21179, разработанного на АВТОВАЗе спустя 30 лет, в конце 2010-х: 122,5 л. с. и 170 Нм.
В сентябре 1986 года на ВАЗе при Управлении проектирования двигателей (УПД) НТЦ ВАЗа по указанию Михаила Алексеевича Коржова (главный конструктор двигателей) был создан Временный творческий коллектив (ВТК), куда вошли группы испытателей и технологов завода. Руководителем проекта был назначен начальник отдела проектирования дизельных двигателей Леонид Николаевич Новиков. Так как проект участвовал в конкурсе (мы помним, что свой вариант семейства двигателей 1,8 литра разрабатывал и АЗЛК), был назначен куратор из правительства – Иван Степанович Силаев, заместитель председателя совета министров СССР. Кроме того, проект находился под наблюдением Комитета по науке и технике. По свидетельству ведущего конструктора двигателя ВАЗ-322 Аркадия Васильевича Егорова, за четыре месяца, с сентября по декабрь 1986-го, удалось разработать, изготовить и провести испытания восьмиклапанных ВАЗ-321, выдать конструкторскую документацию (КД) и приступить к изготовлению деталей для 16-клапанных бензиновых ВАЗ-322, а также полностью закончить КД на дизель ВАЗ-3433.
Только что собранный двигатель ВАЗ-321, имевший повышенные по сравнению с прежними моторами жёсткость и температурную стойкость блока, по словам очевидцев, на испытаниях в Димитровграде, где был самый продвинутый на момент 1980-х годов моторный стенд, завёлся буквально с пол-оборота. Мало того, он сразу же выдал показатели даже немного превосходящие требования ТЗ: 92 л. с. (67 кВт) при 5 800 об/мин и 147 Нм при 3 800 об/мин. Но, как мы уже знаем, в конкурсе победил проект АЗЛК, и поэтому ВАЗовское семейство моторов отправилось в «свободное плаванье». Благо, было совершенно понятно, куда именно его можно поставить.
Большие планы
Именно тогда, в конце 1980-х, двигатель 1,8 литра на ВАЗе впервые был установлен на прототип с прицелом на серийное производство. В июле 1987 года двигатель ВАЗ-320 был обозначен в качестве одного из вариантов мотора для нового поколения Нивы ВАЗ-2123 – той самой модели, которая много лет спустя перешла бренду Chevrolet. Впрочем, в то время, о котором мы говорим, никакой модели ещё не было – в 1988 году был построен первый ходовой макет ХМ-1, кузов которой представлял собой прежний, но удлиненный в районе средней стойки на 150 мм. Любопытный факт: дизайн «конечного» автомобиля задумывался как полностью оригинальный (так и получилось), но даже на том первом ходовом макете, по экстерьеру почти идентичном с ВАЗ-2121, стояли пластиковые бампера – которые теперь как бы передают привет Lada 4×4 Urban! Если серьёзно, то ХМ-1 отличался от прежней «Нивы» не только бамперами и длиной кузова: главные отличия крылись в полностью независимой задней подвеске, запаске под полом багажника и, конечно, в более мощным моторе.
Объем двигателя
В далеком 1885 году, немецкий инженер Карл Бенц собрал первый автомобиль оснащенный двигателем внутреннего сгорания (ДВС). С тех пор инженеры непрерывно совершенствуют динамические характеристики моторов. Слова «объем двигателя» известны всем, но из чего складывается этот параметр, знает не каждый.
Что такое объем двигателя в реальности?
Говоря об объеме двигателя, мы имеем в виду физический объем камеры сгорания. В автомобильном двигателе несколько цилиндров, и каждый из них учитывается при вычислении суммарного объема двигателя. Чаще всего на современные автомобили устанавливают рядные четырехцилиндровые двигатели. Допустим, что объем каждого цилиндра – 399 см³. Сложив эту цифру четыре раза, мы получим общее значение – 1596 см³. Если брать за единицу измерения литр, как это принято в России, и округлить полученную цифру до ближайшей целой величины (в десятых долях литра), мы получим объем 1,6 л.
Применение турбонаддува позволило производителям не «гоняться» за физическим увеличением объема камеры сгорания. К примеру, объем двигателя Skyline GT-R R34 всего 2.6 литра при мощности более 300 л.с.
Объем камеры сгорания, который также называют «рабочим объемом», это произведение площади сечения цилиндра на длину рабочего хода поршня (от нижней до верхней мертвой точки).
Классификация автомобилей по объему двигателя
Как правило, в модельном ряду каждого производителя есть более и менее мощные автомобили, которые различаются габаритами и весом. На малогабаритные автомобили, такие как Daewoo Matiz, не ставят двигатели большого объема, так как для достижения достойных динамических характеристик этому небольшому и легкому автомобилю вполне достаточно мотора с рабочим объемом 1.0. Соответственно, Daewoo Matiz относится к классу микролитражных автомобилей, а тяжелый кроссовер BMW X5 с объемом двигателя (в одной из модификаций) 4,6 л — к крупнолитражным. Между этими «крайностями» находятся малолитражки и среднелитражные автомобили. Кстати, в некоторых случаях прямой зависимости рабочего объема с его габаритами и весом нет. Хороший пример — спорткары и суперкары. Объем двигателя Lamborghini Gallardo составляет 5 литров при массе 1,5 тонны.
В недавно опубликованном списке автомобилей, попавших под «налог на роскошь» не встречаются модели с объемом двигателя ниже трех литров
От объема двигателя зависят и другие параметры автомобиля. В первую очередь – мощность. Чем больше топлива сгорает за один цикл в цилиндрах двигателя, тем больше энергии выделяется. От мощности двигателя напрямую зависят разгон автомобиля и его максимальная скорость передвижения. Не следует забывать о существовании обратной зависимости: чем больше рабочий объем, тем выше расход топлива.
Можно ли увеличить объем двигателя?
Этот вопрос часто задают себе владельцы автомобилей, задавшихся целью увеличения мощности. Возможность такая есть, но существенно увеличить объем не удастся. Объем увеличивают при капитальном ремонте двигателя, так как для восстановления формы стенок цилиндров их приходится растачивать на специальном станке (если, конечно, в нем не применяются гильзы). Стенки цилиндров медленно, но неуклонно стачиваются от постоянного трения, что приводит к увеличению объема камеры сгорания, и расточка лишь помогает восстановить нарушенную геометрию и скорректировать расхождение объема разных цилиндров.
В Японии класс малолитражек «kei car» с объемом двигателя до 660 куб.см. освобожден от уплаты дорожного налога
Возможности по увеличению объема ограничивает тот факт, что производители считают, что капитальный ремонт обоснован лишь три раза, после чего двигатель необходимо утилизировать. После расточки блока каждый раз приходится покупать новые поршни большего диаметра, которые называются «ремонтными». Калибров ремонтных поршней всего три. В связи с этим замена двигателя на такой же, но имеющий изначально больший объем — гораздо более перспективное занятие в плане увеличения мощности.
Плюсы и минусы автомобилей с большим объемом двигателя
В зависимости от объема двигателя меняются не только динамические характеристики, но и цена на автомобиль. Как правило, автомобиль с двигателем 1.4 литра стоит на 100-150 тысяч дешевле, чем модификация с максимальным возможным для этой модели объемом двигателя. Это не значит, что двигатель с увеличенными поршнями обходится в производстве значительно дороже. Во-первых, при значительном увеличении скорости разгона и максимальной скорости в целях безопасности на ту же модель устанавливают детали подвески и тормозной системы с улучшенными характеристиками, которые тоже «стоят денег». Во-вторых, в рамках сложившихся рыночных тенденций производитель, как правило, делает самую мощную модификацию самой «богатой», оснащая ее всеми возможными опциями. Не следует забывать и об имиджевой составляющей — владеть «заряженной» версией всегда престижно, и за это приходится платить.
В соответствии с налоговым законодательством ряда стран увеличение налога на автомобиль связано с увеличением рабочего объема двигателя. В России принята другая шкала — величина дорожного налога зависит от мощности в лошадиных силах, хотя в общем случае этот параметр достаточно тесно связан с объемом двигателя.
Что означает СС или литр при описании мощности двигателя?
Мы говорим 1500 куб. См автомобильный двигатель, но что на самом деле означает CC?
Что подразумевается под «cc» в двигателе?
Термин CC представляет собой единицу измерения «кубический сантиметр» объема. А в случае двигателей он используется для представления объема цилиндров двигателя внутреннего сгорания.
CC также может быть представлен в литрах, как показано ниже
1000 куб. См = 1000 см³ = 1 литр = 1,0 л.
Приведенный выше раздел является ответом, если вы технически знаете, что такое цилиндр двигателя. Если нет, пожалуйста, продолжайте читать.
В современном мире существует множество типов двигателей, используемых для множества приложений. Наиболее распространенными являются автомобильные и морские двигатели внутреннего сгорания, работающие на ископаемом топливе (в основном).
В этих двигателях топливо сжигается в результате контролируемого взрыва для генерации механической энергии. Контролируемый взрыв происходит внутри полости внутри двигателя, называемой «цилиндр двигателя». В зависимости от типа двигателя и области применения число цилиндров в двигателе может составлять всего 1 или даже 12.
Внутри эти «цилиндры двигателя» представляют собой «поршни двигателя», которые перемещаются вверх и вниз для создания и поддержания оптимального давления и других условий, необходимых для контролируемого взрыва топлива в двигателе.
Для более легкого понимания движения поршня просто представьте движение поршня (поршня) внутри медицинского шприца для инъекции.
Каждый ход поршня двигателя вверх и вниз в цилиндре охватывает объем, меньший, чем размер общего объема цилиндра, и называется «рабочим объемом». Рабочий объем просто представляет общее количество топлива, то есть смесь «воздух + ископаемое топливо»
Следовательно, CC, т.е. кубические сантиметры — это количество общего рабочего объема любого двигателя.
Общий объем очистки, CC = количество цилиндров X Объем очистки одного цилиндра, куб.
Теперь, важность этого CC в том, что он представляет мощность двигателя. Поскольку «CC» — это не что иное, как количество топлива, т.е. «воздух + ископаемое топливо», которое можно сжать за один ход поршня. Чем больше топлива можно сжать, тем больше мощность, которую может генерировать двигатель.
П.С .: Извините за длинный пост. Я считаю, что «если я не могу объяснить это 6-летнему, я сам этого не знаю». Отсюда и подробный пост.
Мы говорим 1500 куб. См автомобильный двигатель, но что на самом деле означает CC?
Мы говорим 1500 куб. См автомобильный двигатель, но что на самом деле означает CC?
Каково точное значение CC в двигателе транспортного средства, например, в двигателе 1200 куб.
CC в двигателях означает кубическую емкость. Обычно это относится к рабочему объему цилиндра двигателя. Некоторые называют этот объем в литрах.
1000 куб. См = 1 литр
Объем хода = пи * (D ^ 2) * L / 4
Вот,
D = диаметр отверстия цилиндра
L = длина хода = расстояние, пройденное поршнем внутри цилиндра за один ход, или расстояние между ВМТ (верхняя мертвая точка) и BDC (нижняя мертвая точка).
Теперь перейдем к вашему вопросу. Влияет ли CC на мощность двигателя? Да.
Если мы увеличим CC, больше топлива может сгореть внутри цилиндра. Больше топлива идет в камеру сгорания, что означает, что будет производиться больше энергии, согласно следующему уравнению.
Мощность = массовый расход топлива * теплотворная способность топлива.
Примечание: для полного сгорания топливно-воздушная смесь должна быть в правильном соотношении.
Мы говорим 1500 куб. См автомобильный двигатель, но что на самом деле означает CC?
cc обозначает кубические сантиметры. Кубические сантиметры — это мера объема.
При использовании для описания двигателя речь идет об общем объеме цилиндров двигателя, который может быть заполнен топливно-воздушной смесью. Это часто называют смещением. Вообще говоря, весы смещения с полной мощностью, производимой двигателем.
Примечание: 250 или 600 куб. См — это маленький двигатель. Двигатели в автомобилях обычно обозначаются в литрах (1 литр = 1000 куб. См).
Что подразумевается под «cc» в двигателе?
Пожалуйста, прочитайте последний абзац для практического отношения cc к HP. Цифры слегка «приготовлены», однако, научно логичны. К сожалению, большинство людей не знают, что это тепловой КПД 30-35%, что означает, что большая часть тепловой энергии топлива теряется выхлопными газами и радиацией.
Насколько я знаю, cc в нижнем регистре — это сокращение от «кубических сантиметров» (европейское правописание). Он описывает уменьшение объема цилиндров в результате перемещения поршня двигателя по длине своего хода для сжатия топливовоздушной смеси, умноженной на количество цилиндров. Предполагая, что с учетом сопоставимой конструкции двигателей, которые отличаются только количеством цилиндров одинакового размера, будет иметь место грубая корреляция выходной мощности от 4 до 6 до 8, например, или можно увеличить ход в 4-цилиндровом двигателе. двигатель на 10%, скажем, для увеличения значения куб. В целом, маленькие двигатели объемом ниже 1000 куб. См описаны таким образом, а если объем превышает 1000 или 1 литр, они могут быть помечены в литрах и фракциях 1,5, например.
Как указано в другом месте в этой теме, выходная мощность может сильно различаться, учитывая одну и ту же спецификацию в зависимости от критериев конструкции двигателя и от того, какую эпоху в истории он задумывался и создавался. Например, мой Volvo 2.3 L 88 года имеет мощность 114 л.с., а Dodge 1.8 L 2009 года — 148 л.с. Оба двигателя 4-цилиндровые. Таким образом, снижение CC на 22% привело к увеличению HP на 30%. Конечно, он имеет много конструктивных улучшений, чтобы развить его на скорости 6500 об / мин. Несколько лет назад «золотое правило» для высокопроизводительных двигателей составляло 100 л.с. / литр, поэтому мой Dodge все еще консервативен. Возвращаясь к 50-м годам, эта цифра составила бы 50 л.с. / литр.
Современное определение литра — 1000 кубических сантиметров, или объем кубического пространства размером 10 x 10 x 10 см. Однако первоначальный литр был объемом одного килограмма воды, который мог варьироваться в зависимости от температуры окружающей среды, давления, географического положения и точности измерений. Действительный кубический сантиметр также может называться миллилитром (мл) и широко используется для указания объемов медицинских инъекций, суповых банок и т. Д.
Обновление: я сослался на свою копию Vol. 1, «Автомобильные двигатели», Артур В. Джадж, Лондон, Chapman & Hall Ltd., шестое издание 1956 г., стр. 41. Поэтому, пожалуйста, пристегните ремни безопасности, когда мы отправимся на математическую карусель.