Что считается рабочим объемом двигателя
Объём двигателя
- Викифицировать статью.
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.
Рабочий объём (рабочий объём двигателя) — важнейший конструктивный параметр (характеристика) двигателя внутреннего сгорания (ДВС), выражаемый в кубических сантиметрах (см³) или литрах (л), в США применяются также кубические дюймы (cid). Входит в краткую характеристику любого автомобиля, мотоцикла, трактора, автобуса, тепловоза или судна с поршневым мотором.
Рабочий объём двигателя в значительной степени определяет его мощность и иные рабочие параметры. Рабочий объём равен сумме рабочих объёмов всех цилиндров двигателя. В свою очередь, рабочий объём цилиндра определяется как произведение площади сечения цилиндра на длину рабочего хода поршня (от НМТ до ВМТ). По величине рабочего объёма бензиновые автомобильные двигатели делятся на микролитражные (до 1,1 л), малолитражные (1,2-1,5 л), среднелитражные (1,6-3,5 л) и крупнолитражные (свыше 3,5 л). У дизельных двигателей данный параметр отличается в большую сторону из-за меньшей удельной мощности.
Содержание
- 1 Таможенные тарифы и налогообложение
- 2 Регулировка
- 3 В обозначении машин и мотоциклов
- 3.1 Советско-Российский автопром, а также практически все мотоциклы мира
- 3.2 Мерседес Бенц и Лексус
- 3.3 BMW и Infiniti
- 3.4 Другие марки
- 3.5 Yamaha
- 4 См. также
Таможенные тарифы и налогообложение [ | ]
Во многих странах налогообложение автомобильных транспортных средств определяется именно рабочим объёмом, например, в Италии легковые автомобили с рабочим объёмом бензинового двигателя свыше 2000 см³ облагаются повышенным налогом. В Белоруссии так же налог на автомобили считается по объёму двигателя. Так же в некоторых странах, в том числе и России таможенные пошлины на ввозимые автомобили, а также моторы к ним формируются из расчёта объёма цилиндров.
Регулировка [ | ]
Одним из перспективных направлений развития конструкции ДВС является создание моторов с изменяемым рабочим объёмом, что достигается применением системы автоматического (электронного) отключения нескольких цилиндров при режимах частичной нагрузки двигателя. Данная система уже применяется на некоторых новых серийных американских пикапах и внедорожниках и позволяет экономить в среднем 20 % топлива. Существуют также специальные двигатели с устройством непосредственного (механического) изменения рабочего хода поршня, но они пока не вышли из опытно-экспериментальной стадии. Впрочем, ДВС с изменяемым рабочим объёмом достаточно давно применяются в качестве лабораторного оборудования, например, при определении октанового числа бензина «моторным методом».
В обозначении машин и мотоциклов [ | ]
Рабочий объём является одной из главных характеристик не только мотора, но и всего ТС. Поэтому его часто указывают в названии модели, а также на багажниках легковых автомобилей рядом с названием модели или вообще в модельном индексе. Указывать объём могут по-разному. Вот несколько способов для примера:
ВАЗ 21093, на правом молдинге указан объём в 1100 кубических сантиметров
На багажнике слева число 400 означает объёмом в 4 литра
VW Tiguan с мотором объёмом в 2 литра, что указано на крышке багажника справа в виде десятичной дроби 2,0
Советско-Российский автопром, а также практически все мотоциклы мира [ | ]
На молдинге пишется, например, Sputnik 1500, что означает модель «Спутник» и объём двигателя в 1500 кубических сантиметров.
Мерседес Бенц и Лексус [ | ]
Например, Мерседес S400 означает S-класс с объёмом двигателя в 4 литра или, например, Lexus IS250 — означает модель IS с объёмом 2,5 л.
BMW и Infiniti [ | ]
Например, BMW 528i означает кузов 5-й серии с объёмом двигателя 2,8 литра или, например, Infiniti QX 56 до 2013 года означает модель QX с объёмом 5,6 л.
Другие марки [ | ]
Наиболее популярным обозначением объёма является десятичная дробь в которой целое значение является литр. Например Dodge Ram Cummins 5,9 означает что на нём стоит мотор Cummins объёмом в 5,9 литра.
Yamaha [ | ]
Yamaha R1 имеет объём чуть менее литра, когда как Yamaha R6 имеет объём 0,6 л.
Калькулятор расчета рабочего объёма двигателя внутреннего сгорания
Одной из важнейших характеристик любого бензинового или дизельного двигателя является его рабочий объем. С момента появления первых ДВС эта характеристика мотора выступает первостепенным показателем, по которому выделяется тот или иной силовой агрегат. По этой причине понятие «объем двигателя» постоянно употребляется применительно к различным силовым установкам. На многих авто указание объема мотора вынесено в виде специального шильдика рядом с обозначением самой модели. Например, BMW 740 означает, что это седьмая серия в модельном ряду с объемом двигателя 4.0 литра.
От рабочего объёма атмосферного или турбированного двигателя сильно зависит мощностная характеристика, максимальная скорость движения ТС и т.д. Более того, деление автомобилей по классам, формирование налогообложения и определение размера уплаты различных сборов также происходит с учетом типа двигателей и объемов, которые устанавливаются производителем на разные модели/виды транспортных и других средств.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какой моторесурс имеет современный дизельный двигатель по сравнению с бензиновым. Из этой статьи вы узнаете о главных факторах и особенностях, которые влияют на срок службы до первого капитального ремонта агрегатов на бензине и дизтопливе.
Следует отметить, что многие потребители не всегда хорошо ознакомлены с тем, что же такое объем двигателя на самом деле. Далее мы намерены поговорить о том, из чего насчитывается рабочий объем ДВС, как узнать объем двигателя и т.д.
Как узнать объем двигателя
Для расчета рабочего объема двигателя вам будет нужно посчитать объем одного цилиндра и затем умножить на их количество у ДВС. И того получается:
Vдвиг = число Пи умноженное на квадрат радиуса (диаметр поршня) умноженное на высоту хода и умноженное на кол-во цилиндров.
Поскольку, как правило, параметры поршня везде указываются в миллиметрах, а объем двигателя измеряется в см. куб., то для перевода единиц измерения, результат придется разделить еще на 1000.
Заметьте, что полный объем и рабочий, отличаются, так как поршень имеет выпуклости и выточки под клапана и в него также входить объем камеры сгорания. Поэтому не стоит путать эти два понятия. И чтобы рассчитать реальный (полный) объем цилиндра, нужно суммировать объем камеры и рабочий объем.
Определить объем двигателя можно обычным калькулятором, зная параметры цилиндра и поршня, но посчитать рабочий объем в см³ нашим, в режиме онлайн, будет намного проще и быстрее, тем более, если вам расчеты нужны, дабы узнать мощность двигателя, поскольку эти показатели напрямую зависят друг от друга.
Объем двигателя внутреннего сгорания очень часто также могут называть литражом, поскольку измеряется как в кубических сантиметрах (более точное значение), так и литрах (округленное), 1000 см³ равняется 1 л.
Расположение мотора
Здесь возможны всего два варианта: продольное и поперечное расположение двигателя, но эта характеристика для нас с Вами, уважаемые читатели, не имеет вообще никакого значения. Единственное, зачем конструкторы меняют положение двигателя – это чтобы уместить мотор под капотом.
- Продольное расположение мотора применяется на заднеприводных авто и автомобилях с постоянным полным приводом.
- Поперечное – обычно используется на переднеприводных, а также на автомобилях с подключаемым полным приводом, когда задние колеса подключаются с помощью муфты.
Есть мнение, что продольное расположение двигателя позволяет добиться меньшего уровня вибраций, но на современных машинах эта разница очень уж незначительна.
Расчет объема ДВС калькулятором
Чтобы посчитать объем интересующего вас двигателя нужно внести 3 цифры в соответствующие поля, — результат появится автоматически. Все три значения можно посмотреть в паспортных данных автомобиля или тех. характеристиках конкретной детали либо же определить, какой объем поршневой поможет штангенциркуль.
Таким образом, если к примеру у вас получилось что объем равен 1598 см³, то в литрах он будет обозначен как 1,6 л, а если вышло число 2429 см³, то 2,4 литра.
Длинноходный и короткоходный поршень
Также замете, что при одинаковом количестве цилиндров и рабочем объеме двигателя могут иметь разный диаметр цилиндров, ход поршней и мощность таких моторов так же будет разной. Движок с короткоходными поршнями очень прожорлив и имеет малый КПД, но достигает большой мощности на высоких оборотах. А длинноходные стоят там, где нужна тяга и экономичность.
Следовательно, на вопрос «как узнать объем двигателя по лошадиным силам» можно дать твердый ответ – никак. Ведь лошадиные силы хоть и имеют связь с объемом двигателя, но вычислить его по ним не получится, поскольку формула их взаимоотношения еще включает много разных показателей. Так что определить кубические сантиметры двигателя можно исключительно по параметрам поршневой.
На какие характеристики влияет литраж?
Как уже отмечалось, чем выше объем цилиндра, тем больше топливной смеси может в него поступить. Получается, что при сгорании горючего в цилиндре более «емкого» двигателя энергии получается больше.
Результатом является увеличение мощности силового узла и улучшение общих динамических качеств авто.
Но имеется и недостаток. Двигатели с большим рабочим объемом отличаются прожорливостью. Это легко доказать в цифрах.
Среднестатистический мотор на 1,5 литра потребляет в условиях города 9-10 л на «сотню» пути.
Для двигателей объемом 2,0 л и более этот параметр выше — 12-13 л. При движении вне населенных пунктов и по хорошей дороге разница меньше — 6-7 л и 8-9 л соответственно.
Причина повышенного потребления заключается в большем объеме горючего, которое впрыскивается в камеру сгорания в процессе работы.
Благодаря этому, машина разгоняется до нужной скорости быстрее, что уменьшает время работы мотора на неэкономичном режиме.
Привычная зависимость, что с ростом объема увеличивается мощность, характерна для легковых транспортных средств. В случае с грузовым транспортом ситуация выглядит по-другому.
Так, большой литраж не означает, что двигатель имеет запредельное число лошадиных сил. Для таких автомобилей на первом месте стоит момент вращения на всех диапазонах оборота коленчатого вала.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Замена масла в Chevrolet Cruze 1.6
Например, автомобиль КАМАЗ-54115 с мотором на 1085 куб. см имеет один цилиндр с таким же литражом, как у всего двигателя малолитражного авто.
Несмотря на столь высокие показатели, мощность находится на уровне 240 лошадиных сил.
Для сравнения БМВ модели X5 имеет 3-литровый мотор, который выдает 218 «лошадей».
Но хотелось бы отметить, что на современные грузовые авто (тот же КАМАЗ) ставятся силовые агрегаты на 11.76 л мощностью до 400 «лошадок», что больше соответствует реалиям.
Зачем нужно проверять объем двигателя
Чаще всего узнают объем двигателя когда хотят увеличить степень сжатия, то есть если хотят расточить цилиндры с целью тюнинга. Поскольку чем больше степень сжатия, тем больше будет давление на поршень при сгорании смеси, а следовательно, двигатель будет более мощным. Технология изменения объема в большую сторону, дабы нарастить степень сжатия, очень выгодна — ведь порция топливной смеси такая же, а полезной работы больше. Но всему есть свой предел и чрезмерное её увеличение грозит самовоспламенением, вследствие чего происходит детонация, которая не только уменьшает мощность, но и грозит разрушением мотора.
Общие положения
Чтобы понять, как рассматриваемый параметр может влиять на характеристики транспортного средства, важно знать устройство ДВС.
Если говорить вкратце, двигатель состоит из следующих элементов:
- Блока цилиндров;
- Головки блока;
- Камеры сгорания;
- Поршня, который объединен с коленвалом через КШМ;
- Система подачи и зажигания горючей смеси;
- Клапана, через которые отводятся продукты горения (отработавшие газы);
- Картера.
В задачу двигателя входит преобразование одного вида энергии в другой, а именно тепловую энергию (сжигание топливной смеси) в механическую (вращение коленвала). После подготовки горючее под давлением направляется в камеру сгорания и зажигается.
В результате создается давление, достаточное для выталкивания поршня, вращающего коленвал машины.
Часто задаваемые вопросы
В чем измеряется объем двигателя?
Объем двигателя измеряется в кубических сантиметрах
(см3), но в документации часто пишется именно в литрах (л.). 1000 кубических сантиметров равны 1 литру. Единица самого точного измерения объема именно куб сантиметры, поскольку, когда объем двигателя автомобиля указывается в литрах, то производится округление до целого числа после запятой. Например, объем 2,4 л. равны 2429 см3.
Какая формула рабочего объем цилиндра двигателя?
Рабочий объем цилиндра двигателя равен произведению числа Пи (3.1415) на квадрат радиуса основания и на высоту хода в нем поршня. Сама формула объема цилиндра ДВС в куб. сантиметрах выглядит так: Vраб = π⋅r²⋅h/1000
Как измерить объем двигателя автомобиля?
Объем двигателя – это сумма рабочих объемов всех его цилиндров, соответственно, необходимо сначала узнать какой объем одного цилиндра, а затем умножить на их количество. Объем цилиндра вычисляют, умножив высоту на квадрат радиуса и число «Пи». Но, чтобы измерить именно рабочий объем цилиндра в двигателе, за высоту нужно брать длину хода поршня от НМТ до ВМТ, а радиус можно померить также линейкой, узнав сначала диаметр цилиндра. Такой метод измерения возможен только при снятой головке либо заведомо известных параметрах.
Цепь или ремень?
Вот Вам, уважаемые читатели, еще одна важная фишка, которую очень желательно учитывать, выбирая двигатель своего будущего авто. Дело в том, что каждый ДВС имеет в своем составе ГРМ – газораспределительный механизм, который должен вращаться строго синхронно с коленвалом. Передача вращения от коленвала к распредвалам может выполняться либо ремнем либо цепью, давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого варианта.
Преимущество ремня заключается в том, что его замена является регламентной операцией и обходится недорого, а вот главным недостатком ременной передачи можно назвать тот факт, что ремень все-таки не железный и вполне может оборваться. Большинство современных двигателей в случае такого обрыва получают серьезные повреждения и автовладелец в результате попадает на весьма недешевый ремонт. Поэтому за двигателем с ременным приводом ГРМ надо следить, периодически проверяя натяжение ремня, а техобслуживание просто необходимо проходить строго по графику.
В противоположность ременной передаче цепь является гораздо более надежным элементом двигателя, что и понятно, ведь она все-таки делается из стали. Цепь, как и ремень, нуждается в замене, но гораздо реже, чем ремень, а прежде чем оборваться она сначала долго шумит, вот почему ее обрыв не бывает внезапным. С другой стороны замена цепи обходится владельцу гораздо дороже, чем замена ремня, а самостоятельно выполнить ее довольно сложно.
Долговечность ремня ГРМ сильно зависит от качества его установки. Сильно перетянутый или недотянутый ремень порвется очень быстро, цепь же сначала растянется и начнет громыхать, намекая, что ее пора заменить.
В общем, выводы такие:
- Если Вы умеете самостоятельно следить за автомобилем и планируете ездить на нем довольно долго (более 150 тыс.км), то Вам больше подойдет двигатель с ремнем в приводе ГРМ.
- Если же проверять натяжение ремня Вы не хотите или вообще не собираетесь ездить на этой машине больше 150 тыс.км, то Вам лучше выбрать мотор, оснащенный цепью ГРМ. В этом случае столь важный пункт ТО, как замена привода ГРМ для Вас вообще не будет существовать.
Выбирая модель авто, изучая ее двигатели, обращайте внимание на то, каким приводом ГРМ они оснащаются.
Особенности эксплуатации крупнолитражных автомобилей
По сравнению с двигателями малого литража крупнолитражные моторы отличаются большей мягкостью работы и менее заметным износом, так как им намного реже приходится работать на пределе мощности. Максимум возможностей двигатель с большой камерой сгорания выдает только в том случае, когда участвует в гонках, т.е. в спортивных состязаниях. При езде в нормальном режиме у двигателя сохраняется запас мощности, поэтому он не работает на износ. Потребление топлива, конечно, остается более высоким, чем у малолитражных движков, однако его можно снизить, правильно отрегулировав коробку передач. Мощный двигатель, который редко эксплуатируется в жестком режиме, способен «накрутить» до миллиона километров пробега без необходимости капитального ремонта. Поэтому затраты, понесенные при покупке мощного крупнолитражного авто, окупаются впоследствии длительной эксплуатацией машины.
Что называется рабочим объемом двигателя?
Как узнать объем двигателя
Для расчета рабочего объема двигателя вам будет нужно посчитать объем одного цилиндра и затем умножить на их количество у ДВС. И того получается:
Vдвиг = число Пи умножено на квадрат радиуса (диаметр поршня) умноженное на высоту хода и умноженное на кол-во цилиндров.
Поскольку, как правило, параметры поршня везде указываются в миллиметрах, а объем двигателя измеряется в см. куб., то для перевода единиц измерения, результат придется разделить еще на 1000.
Заметьте, что полный объем и рабочий, отличаются, так как поршень имеет выпуклости и выточки под клапана и в него также входить объем камеры сгорания. Поэтому не стоит путать эти два понятия. И чтобы рассчитать реальный (полный) объем цилиндра, нужно суммировать объем камеры и рабочий объем.
Определить объем двигателя можно обычным калькулятором, зная параметры цилиндра и поршня, но посчитать рабочий объем в см³ нашим, в режиме онлайн, будет намного проще и быстрее, тем более, если вам расчеты нужны, дабы узнать мощность двигателя, поскольку эти показатели напрямую зависят друг от друга.
Объем резервуара
Объем резервуара АЗС, и для хранения воды или любых других пищевых жидкостей нужно знать для корректного ведения учетных и торговых операций с нефтью и нефтепродуктами и др жидкостями. Для чего нужен такой показатель, как объем резервуара? Многие считают, что он рассчитывается при проектировании исключительно для каких-то технических целей. На самом деле объем резервуара АЗС или любого другого предприятии нужно знать для корректного ведения учетных и торговых операций с нефтью и нефтепродуктами. Строго говоря, это касается и тех резервуаров, которые используются для хранения воды или любых других пищевых жидкостей. Определение объема и вместимости позволяет составить градуировочные таблицы, и в дальнейшем на них можно опираться при определении массы принятых или сданных нефтепродуктов или других жидкостей.
Показатели для расчета: полезный объем
Следует отметить, что рассчитывают, прежде всего, полезный объем резервуара. Эта величина определяется произведением горизонтального сечения емкости на ее высоту от днища до уровня максимального заполнения (если речь идет о конструкциях со стационарной крышей) или до максимального подъема нижней части плавающей крыши или понтона (если речь идет о модификациях такого типа). Таким образом, как следует из самой методики расчета, полезный объем резервуара – это просто объем цилиндра, который несколько адаптируется к реальности, то есть с самого начала планируется какой-то небольшой недолив резервуара, обусловленный технологическими требованиями.
Полезный объем резервуара с теоретической точки зрения представляет собой ту часть емкости, которая используется для управления технологическими процессами обеспечения перекачки и приема нефти. Хотя считается, что он соответствует разности между физическими объемами резервуара и его недоливом, на самом деле в расчет берутся неиспользованные верхние и нижние пространства. Собственно, сама величина объема цилиндра, которая определяется произведением горизонтального сечения резервуара на высоту его стенки называется геометрическим объемом.
Номинальный и рабочий объем резервуара
Рассчитывается также номинальный объем резервуара. Он представляет собой округленную условную величину, которая принимается для идентификации различных нормативных требований к конструктивным особенностям таких емкостей.
Для чего используется такая величина как номинальный объем резервуаров? Она фигурирует в таких расчетах как:
- определение типоразмера резервуара,
- расчет для установки систем охлаждения и пожаротушения,
- определение компоновки резервуарных парков, вместимости групп резервуаров и т.д.
Используются также такие понятия, как рабочий объем резервуара и аварийный объем. В первом случае речь идет об объеме жидкости, который сохраняется между моментами включения и выключения оборудования. Во втором – о дополнительной защите резервуара от переполнения.
Объемы резервуара определяются при его проектировании. Интересно, что для АЗС обычно используются типовые конструкции (хотя при желании заказчика возможна разработка и негабаритных конструкций). В целом полезный объем топливных резервуаров для заправок редко превышает 75 куб.м. При этом заполняются такие емкости на 95% от номинального объема, чтобы исключить перелив. В этих же целях устанавливается отсечной клапан.
Объем пожарного резервуара
Как правило, относительно объема такой емкости заказчик задумывается еще при заказе резервуара. Многие компании-изготовители предлагают готовые пожарные резервуары, однако, они могут различаться объемом. Для того, чтобы принять решение, нужно учесть, что запаса воды должно хватить на тушение пожара любого масштаба. Кроме того, в расчет принимается еще несколько факторов:
- 1- специфика работы предприятия. Если фирма работает уже давно, то есть статистика случаев возгорания – за неделю, месяц или год. Если таких случаев еще не было, стоит ознакомиться с отраслевой статистикой. Это позволит понять примерное число вероятных возгораний и другие показатели, связанные с такими ситуациями,
- 2 – время, которое может быть затрачено на устранение одного очага возгорания,
- 3 – высота подачи струи воды и мощность струи при устранении пожара,
- 4 – общее количество планируемых к установке пожарных резервуаров,
- 5 – длительность промежутка времени, в течение которого пожарный резервуар должен быть заполнен водой.
Согласно требованиям нормативных документов, пожарный объем воды в баках должен быть рассчитан в среднем на то, что тушение одного наружного либо одного внутреннего пожара будет осуществляться в течение 10 минут, притом, что одновременно будет происходить расход воды на другие нужды. Для того, чтобы учесть все перечисленные факторы, стоит обратиться к специалистам, которые знакомы с нюансами расчетов объема пожарных резервуаров и знают специфику работы той или иной отрасли.
Расчет объема ДВС калькулятором
Чтобы посчитать объем интересующего вас двигателя нужно внести 3 цифры в соответствующие поля, — результат появится автоматически. Все три значения можно посмотреть в паспортных данных автомобиля или тех. характеристиках конкретной детали либо же определить, какой объем поршневой поможет штангенциркуль.
Таким образом, если к примеру у вас получилось что объем равен 1598 см³, то в литрах он будет обозначен как 1,6 л, а если вышло число 2429 см³, то 2,4 литра.
Длинноходный и короткоходный поршень
Также замете, что при одинаковом количестве цилиндров и рабочем объеме двигатели могут иметь разный диаметр цилиндров, ход поршней и мощность таких моторов так же будет разной. Движок с короткоходными поршнями очень прожорлив и имеет малый КПД, но достигает большой мощности на высоких оборотах. А длинноходные стоят там, где нужна тяга и экономичность.
Следовательно, на вопрос «как узнать объем двигателя по лошадиным силам» можно дать твердый ответ – никак. Ведь лошадиные силы хоть и имеют связь с объемом двигателя, но вычислить его по ним не получится, поскольку формула их взаимоотношения еще включает много разных показателей. Так что определить кубические сантиметры двигателя можно исключительно по параметрам поршневой.
Оптимальный литраж
Практически все производители предлагают несколько моторов для одной и той же модели автомобиля, и выбрать оптимальный двигатель не всегда просто. Условно автомобили делятся на несколько классов:
- микролитражные, с объемом мотора не более 1100 куб. см;
- малолитражные, с объемом 1200 – 1700 куб. см;
- среднелитражные, с объемом 1800 – 3500 куб. см;
- крупнолитражные, с объемом более 3500 куб. см.
Существует градация силовых агрегатов по классам автомобилей. Для машин класса В обычно предлагаются моторы от 1,0 до 1,6 л, С-класс оснащается моторами объемом от 1,4 до 2 литров, D-класс – 1,6 – 2,5 л, Е-класс – от 2 литров.
Выбирая подходящий двигатель для себя, будущий автовладелец должен определить, в каких условиях авто будет преимущественно использоваться. Для езды в городских условиях вполне подойдет мотор с меньшим литражом (например, 1,4 л), если он обладает хорошей тягой на низких оборотах. Если же на низах тяга недостаточная, двигатель постоянно придется «крутить», и об обещанных восьми литрах топлива на 100 км пробега по городу можно забыть.
Необходимо учитывать и то, что включенная климатическая установка отнимает значительную часть мощности и увеличивает расход горючего. На автомобиле с маломощным мотором ездить при этом становится неприятно, поскольку водитель постоянно будет вынужден включать низшие передачи.
Если машина преимущественно будет эксплуатироваться в условиях трассы, для нее лучше выбрать двигатель побольше.
- Во-первых, разница в расходе будет не такой значительной;
- во-вторых, под капотом автомобиля постоянно будет запас мощности, который позволит водителю более уверенно выходить на обгон;
- к тому же, включение кондиционера или системы климат-контроля, практически не отражается на динамике авто.
Зачем нужно проверять объем двигателя
Чаще всего узнают объем двигателя когда хотят увеличить степень сжатия, то есть если хотят расточить цилиндры с целью тюнинга. Поскольку чем больше степень сжатия, тем больше будет давление на поршень при сгорании смеси, а следовательно, двигатель будет более мощным. Технология изменения объема в большую сторону, дабы нарастить степень сжатия, очень выгодна — ведь порция топливной смеси такая же, а полезной работы больше. Но всему есть свой предел и чрезмерное её увеличение грозит самовоспламенением, вследствие чего происходит детонация, которая не только уменьшает мощность, но и грозит разрушением мотора.
Формула рабочего объема двигателя, цилиндра
Формула рабочего объема двигателя — это, по сути, формула рабочего объема цилиндра, умноженная на количество цилиндров двигателя. Но, поскольку она публиковалась в разных вариантах, то это может сбивать с толку. Независимо от используемого варианта формулы результат расчета будет одним и тем же.
Изменение рабочего объема двигателя после растачивания цилиндров или изменения хода поршней.
При растачивании цилиндров двигателя со стенок цилиндров снимается слой металла и штатные поршни заменяются ремонтными поршнями, имеющими больший диаметр. Растачивание цилиндров приводит к увеличению как рабочего объема, так и степени сжатия.
Серийный двигатель, уже использовавшийся в предыдущем примере расчета рабочего объема, с диаметром цилиндров 4,000 дюйма и ходом поршней 3,000 дюйма имеет рабочий объем 226 куб. дюймов. Если расточить цилиндры под диаметр, увеличенный на 0.060 дюйма, то диаметр цилиндров станет равным 4,060 дюйма.
Формула для расчета рабочего объема двигателя остается той же, за исключением того, что вместо 4,000 дюймов в нее подставляем 4,060 дюйма.
Рабочий объем двигателя (в кубических дюймах) = диаметр цилиндра х диаметр цилиндра х ход поршня х 0,7854 х число цилиндров
4.060 дюйма х 4,060 дюйма х 3,000 дюйма х 0,7854 х
х 6 = 233 кубических дюйма = 3818 см3.
Если диаметр цилиндров не изменяется, а ход поршней после замены коленчатого вала увеличится, то при этом возрастет как рабочий объем двигателя, так и степень сжатия цилиндров. Если ход поршней увеличивается на 1/8 дюйма (0,125 дюйма), а диаметр цилиндров остается таким же, как у серийного двигателя, расчет нового рабочего объема двигателя производится следующим образом:
Рабочий объем двигателя (в кубических дюймах) = диаметр цилиндра х диаметр цилиндра х ход поршня х 0,7854 х число цилиндров 4,000 дюйма х 4,000 дюйма х 3,125 дюйма х 0,7854 х х 6 = 236 кубических дюймов = 3867 см3.
Рабочий объем цилиндра формула двигателя
При одновременном увеличении диаметра цилиндров (расточены на 0,060 дюйма) и хода поршней (увеличен на 0,125 дюйма) рабочий объем двигателя в результате этих изменений станет равным.
4.060 дюйма х 4,060 дюйма х 3,125 дюйма х 0,7854 х
Классификация автотранспортных средств
Классификация отечественных автотранспортных средств осуществляется по следующим признакам:
- вид автотранспортного средства;
- основной технический параметр (масса, мощность или габаритные размеры);
- тип кузова;
- назначение;
- колесная формула;
- тип двигателя.
Автомобильный подвижной состав подразделяют на пассажирский, грузовой и специальный. К пассажирскому относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы; к грузовому — грузовые автомобили, атомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размещения груза; к специальному — автомобили, прицепы и полуприцепы с установленным специальным оборудованием, имеющие технологическое или другое назначение и выполняющие различные, преимущественно нетранспортные, работы.
Пассажирские автомобили вместимостью до восьми человек, включая водителя, относятся к легковым, свыше восьми человек — к автобусам.
Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя делятся на следующие классы:
- особо малый (до 1,099 л);
- малый (1,1—1,799 л);
- средний (1,8—3,499 л);
- большой (3,5 л и более);
- высший (не регламентируется).
На базе легковых автомобилей выпускаются грузовые и грузо-пассажирские автомобили (комби и грузовой комби), у которых для увеличения размеров площадки, предназначенной для размещения в кузове груза, задние сиденья делаются складывающимися, а задняя часть кузова обеспечивает увеличенный внутренний объем.
Автобусы подразделяются по габаритным размерам (длине) на следующие классы:
- особо малый (до 5 м);
- малый (6—7,5 м);
- средний (8,5—10 м);
- большой (11—12 м);
- особо большой (16,5—24 м).
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от полной массы подразделяются на следующие основные классы (без наименования): менее 1,2; 1,2—2; 2—8; 8—14; 14—20; 20—40; свыше 40 т.
Классификацией грузовых автомобилей с бортовой платформой по грузоподъемности выделены следующие классы:
- особо малый (менее 1 т);
- малый (1—3 т);
- средний (3—8 т);
- большой (8—15 т);
- особо большой (15—26 т);
- сверх особо большой (свыше 26 т).
Специальные автомобили выполняют преимущественно нетранспортные работы. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными, буровыми установками, автокраны, уборочные, автомобили скорой медицинской помощи.
Специализированные автомобили учитывают специфику груза (сыпучие, жидкие, крупногабаритные и т. д.). К ним относятся: самосвалы, фургоны, цистерны, панелевозы, контейнеревозы и т. п.
Автомобили для буксирования прицепов и полуприцепов называются автомобиля ми -тягачами.
Автомобиль-тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с одним или несколькими прицепами образуют автопоезд.
По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили обычной и повышенной проходимости.
Автомобили по общему числу колес и ведущих колес условно обозначают формулой, где первая цифра — число колес автомобиля, вторая — число ведущих колес.
Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4×2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ЗИЛ-431410), 6×6 — трехосный автомобиль со всеми ведущими осями (ЗИЛ-131), 6 х 4 — трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ).
По роду потребляемого топлива и типу двигателя автомобили подразделяются на бензиновые, дизельные, работающие на альтернативных топливах (газогенераторные, газобалонные), электрические (электромобили), паровые, газотурбинные, а также автомобили с комбинированными силовыми установками, например двигатель внутреннего сгорания (ДВС) электрический двигатель.
Каждой модели автомобиля (прицепа, полуприцепа) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр.
Первая цифра обозначает класс автомобиля (прицепа, полуприцепа), по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей (табл. 1).
Таблица 1
Индексация автомобилей в соответствии
со значениями определяющего показателя
В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационного назначения автомобиля. Установлены следующие виды автомобилей (прицепов, полуприцепов) по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели:
- легковые;
- автобусы;
- грузовые бортовые;
- седельные тягачи (резерв);
- самосвалы;
- цистерны;
- фургоны;
- резерв;
- специальные.
Третья и четвертая цифры обозначают номер базовой модели.
Для обозначения модификации модели вводится пятая цифра — порядковый номер модификации.
Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение предприятия-изготовителя.
В зависимости от полной массы прицепного состава для него установлены группы индексов модели (третий и четвертый знаки четырехзначного индекса модели прицепов, полуприцепов и роспусков), приведенные в табл. 1. Модификации модели имеют в обозначении пятую цифру.