Что такое двигатели психической жизни
Что такое психологический механизм?
A. Психологический механизм. — Понятие «психологический механизм» шире понятия «защитный механизм». Поэтому целесообразно начать с рассмотрения этого более общего понятия и только затем перейти к рассмотрению защитных механизмов.
Мы будем исходить из следующего рабочего определения: психологический механизм — это сравнительно устойчивая система психических действий (операций) — как внутренних, так и внешних, а чаще всего — внутренне-внешних, — использование, динамика которой приводит к определенному устойчивому психологическому результату. Именно в этом смысле можно говорить о механизмах мышления, поведения и т. п.
Для углубления и уточнения этого понятия в дальнейшем можно использовать идеи Ж. Пиаже о «схемах», как он истолковал это понятие в своей генетической психологии. Следует использовать также предложенные другими психологами представления о психических схемах (Келли и др.). Но это не наша задача в настоящей книге.
Б. Психическая энергия и психологический механизм. — Интеллектуальные, защитные и другие психологические механизмы можно считать особыми каналами реализации психической энергии личности. Когда некоторые из этих механизмов у данной личности становятся устойчивыми и повторяющимися, тогда можно уже говорить о личностно-типичных или характерных каналах расходования психической энергии. Например, уже известная нам рационализация является каналом расходования психической энергии для многих людей, если не для всех.
Такое динамично-энергетическое представление психологических механизмов может оказать нам полезную услугу в психологических исследованиях, так как при этом можно представить себе непрерывность всего хода соответствующих психических процессов (от начала и до конца) даже в том случае, когда отдельные части, отрывки процесса (например, отдельные мыслительные операции, входящие в состав процесса рационализации или интеллектуализации) осуществляются в различные отрезки времени, т. е. имеют временные разрывы, прерывистость. Такое наглядное представление различных психических каналов (путей использования психических механизмов) позволит раскрыть закономерные и устойчиво повторяющиеся процессы психики, не путаясь в хаосе поведенческих актов и феноменологических данных интроспекции.
Что касается понятия «психическая энергия», то оно пока используется нами в качестве очень полезного для систематизации эмпирических данных гипотетического конструкта. Если же, в конце концов, будет доказано его соответствие психической реальности (т. е. если психическая энергия действительно буде обнаружена и измерена — в отличие от физической энергии), то сразу же углубит понимание психологических механизмов. (Нами предложена подробно разработанная теория психической энергии, которая изложена в двух монографиях: «Психика, сознание, самосознание», Ереван, 2011; и «Власть, авторитет, лидерство», рукопись).
B. Механизм и причина в психологии. — Механизм, — если посмотреть на него с функциональной точки зрения, — это средство осуществления каких-то целей, устойчивая цепь психических действий. Причина же — это такое явление х, которое порождает (или изменяет, приводит в движение) какое-либо другое явление — у. Последнее является следствием х.
Психический механизм (ПМ) — это, как мы уже сказали, ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных психических операций, который предназначен для получения определенного результата. Психический механизм может состоять как исключительно из внутрипсихических действий (психических операций), так и из внешних действий, речевых актов и жестов. Поэтому условно можно выделить несколько разновидностей психических механизмов: а) чисто внутренние ПМ; б) внутренне — внешние ПМ; в) теоретически можно себе представить также чисто внешние психические механизмы, внутренние компоненты которых утеряны (такие механизмы могут сохраняться, например, в ритуалах, которые люди совершают без понимания их смысла).
Психические механизмы возникают у каждой личности в процессе индивидуального психического развития, учения и выполнения выученных операций и действий. Поэтому не учение и исполнение являются механизмами психики, как считают некоторые авторы, а те особые устойчивые образования, определение которых только что было дано нами. Учение, исполнение, повторения и т. п. — это способы приобретения психических механизмов, хотя сами возможны только с помощью других психических механизмов. В процессе психического развития личности у нее формируется целая система психических механизмов.
В психической жизни человека причина вызывает процесс, который стремится к определенной цели. Но для ее достижения личности нужны психологические механизмы. Убедительным доказательством этого тезиса являются все случаи использования защитных механизмов, целью которых является, если говорить в общем виде (указывая общую цель), психологическое благополучие личности. Такая общая цель достигается с помощью таких промежуточных целей, как смягчение фрустрации и стресса и связанной с ними тревоги. Это мотив-цель или мотивирующая цель. Она может осуществляться с помощью определенных средств, в роли которых в данном случае выступают защитные механизмы личности. Последние — это психологические инструменты в руках личности, ее «Я».
Однако тот или иной психический, в том числе защитный механизм, в результате систематического использования может стать самоцелью, приобрести способность предоставления функционального удовольствия и, вследствие этого, даже потерять свою инструментальную функцию. Так бывает в том случае, когда сам механизм (например, агрессия, вытеснение, проекция и др.) в процессе своей динамики становится источником удовольствия и самоподкрепляется.
Защитные механизмы
А. Общее определение. — Защитный механизм личности — это система психических действий, целью которых является психологическая защита личности, ее «Я» и Я-концепции, различных аспектов этих сложных образований. Например, целью использования такого широко распространенного защитного механизма, как рационализация, которой мы посвящаем отдельную главу во втором томе настоящей книги, является оправдание личности (самооправдание) и сохранение самоуважения. Защитные механизмы многообразны и функционально взаимосвязаны. Иногда говорят о защитных реакциях личности, но мы считаем, что более правильно говорить о защитных механизмах. При этом мы исходим из того, что защитные процессы (т. е. процессы использования, функционирования защитных механизмов) не всегда имеют реактивный характер. Защитный механизм может быть не только реактивным, но и проактивным, особенно после того, как личностью он уже приобретен и умело используется.
В. Форма защитного механизма. — Форма всегда есть образ определенного содержания. Форма защитной реакции — это конкретное проявление в поведении того или иного механизма. Один и тот же механизм может иметь различные формы. Существуют, например, различные формы рационализации, проекции, агрессии и других механизмов. Фактически выделяемые разновидности того или иного защитного механизма являются его формами, отличаются друг от друга по своей форме.
Поэтому классифицировать следует не только защитные механизмы, но и разновидности или формы каждого из них. Причем когда мы пытаемся классифицировать разновидности защитных механизмов по их форме, то в качестве критериев следует взять их внешние признаки. Так, агрессия по своей психологической сущности остается одной и той же, но выражается в различных формах — физической, словесной, символической, образной и т. д.
В. Связь защитных механизмов с другими психическими механизмами. — Состояние фрустрации охватывает сложнейшие психические структуры личности. Кроме того, защитные механизмы и их комплексы образуются в онтогенезе путем научения. Поэтому представляет важность проблема изучения связей защитных механизмов с другими структурами и механизмами психики личности, а именно — с механизмами обучения, компенсации и сверхкомпенсации (которые не считаются защитными), с механизмами социализации (идентификации и эмпатии, принятия ролей — своих и чужих, с механизмами коммуникации и общения, речи и мышления и т. д.). Все эти связи подлежат исследованию в рамках теории психологической защиты личности и социальных групп.
Г. Немного истории. — Понятие «защита» (Abwehr) З. Фрейд впервые использовал в 1894 году. Он считал защиту «сердцевиной» психических механизмов «защитных психоневрозов». Но в последующие годы он использовал только понятие «вытеснение» (Verdrangung) и только в 1926 году вновь вернулся к первоначальному смыслу понятия «защита», считая, что его использование дает определенные преимущества. Этим словом он обозначил всю технику, которую «Я» использует во время переживания ведущих к неврозам конфликтов, а словом «вытеснение» обозначил только один способ защиты. Из всех защитных механизмов вытеснение стало известно первым, что было обусловлено специфической ориентированностью исследований Фрейда. В дальнейшем Фрейд расширил проблему защитных механизмах и круг знаний о них.
В 1936 г. Анна Фрейд выпустила теперь уже считавшуюся классической книгу «Я и защитные механизмы». Исходя из идей этой книги в последующие годы о защитных механизмах писали известные психологи Норман Камерон, Отто Феничел и другие исследователи. Постепенно в этой области появились некоторые новые подходы.
В настоящее время авторы, считающие себя психоаналитиками, в качестве теоретической основы своего подхода к защитным механизмам берут «психологию Я», наиболее полно представленную в работах А. Фрейд, О. Феничел, Г. Гартманна, Э. Криса и других. Наиболее подробно разработанный вариант психоаналитической теории «Я» представлен Гайнцем Гартманном. Интересные идеи встречаются также у других авторов.
Советы психологов для улучшения психического и эмоционального здоровья
Что такое психическое или эмоциональное здоровье?
Психическое или эмоциональное здоровье является показателем вашего психологического благополучия. Насколько хорошее это здоровье вы можем судить по тому, с каким настроением вы проживаем свой день, как чувствуете себя, какие у вас отношения с окружающими, как быстро вы впадаете в хандру и депрессию и как много смысла и радости есть в вашей жизни.
Хорошее психическое здоровье — это не только отсутствие проблем с психическим здоровьем, такие как депрессия или беспокойство. Скорее это психическая устойчивость к жизненным проблемам, неудачам, стрессам.
Хорошее психическое здоровье – это умение и в стрессовой ситуации находить правильные решения и «держать удар», умение строить прочные отношения, и оправляться от неудач.
Проблемы психического и эмоционального здоровья часто возникают, когда ваша нервная система перенесла большое количество стресса.
Почему же мы иногда не желаем решать наши проблемы в области психического здоровья?
Любой человек может страдать от психических или эмоциональных проблем с окружающими. Статистика показывает, что ежегодно каждому пятому требуется помощь профессионального психолога или психотерапевта. А плохое настроение или депрессия «накрывают» практически каждого.
Несмотря на появляющиеся проблемы психического здоровья: эмоциональные срывы, агрессия, депрессивное поведение — многие из нас не делают никаких усилий, чтобы улучшить свою ситуацию. Кто-то пьет таблетки, кто-то начинает «самолечение» алкоголем и тому подобным.
Мы пребываем в надежде, что другие этого не замечают. Но наши эмоциональные проблемы всегда влияют на тех, кто вокруг нас, особенно когда мы срываемся в ярости или отчаянии, демонстрируем чувство безнадежности и беспомощности.
Наше нежелание решать свои проблемы в области психического здоровья связано с различными причинами.
В некоторых семьях, психические и эмоциональные проблемы воспринимаются несерьезными, временными. Они рассматриваются как признак слабости или каким-то образом как недостаток вашей личности — плохо воспитан и т.п.
Люди с сильным характером, волевые, стараются не показывать свои эмоциональные и психические проблемы. Предпочитают, мужчины особенно часто, спрятать свои чувства, чем обратиться за помощью.
Многие люди думают, что, если они решат обратиться за помощью, вариантом лечения будут только лекарства (которые могут иметь нежелательный побочный эффект) или терапия (которая может быть длительной и дорогостоящей).
Истина заключается в том, что, независимо от ваших проблем, есть вещи, которые вы можете сделать самостоятельно, чтобы улучшить психическое и эмоциональное благополучие. И вы можете начать делать их сегодня!
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
Это простые и доступные каждому методы улучшения психического и эмоционального здоровья, повышения психической устойчивости, которые помогут жить и наслаждаться каждым днем вашей жизни:
1.Общайтесь
Человек существо социальное и не может жить в изоляции.
Потому создавайте позитивные личные связи: любой человек, который вас выслушает и постарается понять. Иногда нам надо просто выговориться. Не копите и не носите в себе свои проблемы.
- Сохраняйте физическую активность
Помните, старая поговорка «В здоровом теле — здоровый дух». Занимайтесь тем, что вам приносит удовольствие – йога, теннис, рыбалка, танцы и пр. Чем больше физической активности, тем реже эмоциональные срывы.
- Справляйтесь со стрессом
Вспомните, что вам доставляет наибольшее удовольствие: запах кофе, прогулки в лесу, фотоискусство, любимый исполнитель? Как только на вас нахлынет депрессия, отложите все срочные дела и займитесь чем-то, что вам доставляет удовольствие.
Пищевые продукты, которые неблагоприятно влияют на настроение
Транс-жиры или продукты с «частично гидрогенизированным маслом»
Пища с высоким содержанием химических консервантов или гормонов
Рафинированные углеводы (такие, как белый рис или изделия из белой муки)
Продукты, которые повышают настроение
Жирная рыба, богата Омега-3, такие как лосось, сельдь, макрель, анчоусы, сардины, тунец
Орехи, такие как грецкие орехи, миндаль, кешью, арахис
Зелень, такие как шпинат, капуста, брюссельская капуста
Свежие фрукты, такие как черника
Оказывается, отдавая что-либо, мы запускаем психологический механизм самоуважения, тем самым укрепляя свое эмоциональное и психологическое здоровье. Отдавайте искренне, не ожидая благодарности. Она придет обязательно, возможно не сразу.
- Укрепляйте свое психическое здоровье
Полноценный 8-часовой сон
Прогулки на природе, особенно в солнечную погоду
Находите красоту в окружающем мире, просто поднимите голову и посмотрите вокруг.
Заведите домашнее животное. Ухаживая за ним, вы полюбите его, и оно ответит вам взаимностью.
Находите маленькие удовольствия каждый день: смешной рассказ, хороший фильм, вкусная еда, разговор с любимым человеком.
Жизнь прекрасна, чтобы ее тратить на тоску и отчаяние.
Как обрести психическую устойчивость?
Общаясь с разными людьми, понимаешь, что есть категория собеседников, рядом с которыми тут же расслабляешься и забываешь о негативе. Они редко переживают и никогда не делают этого по пустякам, являются максимально стабильными и основательными. Если же начать выяснять их судьбу, то оказывается, что у таких людей также есть проблемы, и далеко не всегда они были такими спокойными, просто сумели извлечь правильные уроки из жизни. Какие же это уроки, и как человеку обрести психическую устойчивость и спокойствие? Попробуем разобраться вместе.
Способность адаптироваться к изменениям
Важным качеством современного человека является умение просто реагировать на изменения в среде, которые в любом случае будут. Развитие психической устойчивости личности должно начинаться с получения умения постоянно адаптироваться, ведь это ключевой залог выживаемости. Природный отбор существует не только в природе, но и в условиях социума, и нужно научиться выживать в таких условиях. А для этого важно быть готовым к переменам. Порой приходится отбрасывать старые шаблоны, ведь невозможно получить новые результаты, если постоянно повторять старые действия.
Умение говорить «нет»
Чтобы развить устойчивость психического состояния, от неуверенных фраз и сомнений лучше отказаться раз и навсегда. Конечно, соглашаться со всеми предложениями не стоит. Если вы на определенное предложение или ситуацию не хотите отвечать твердое «да», тогда будьте готовы не менее уверенно произнести «нет». Важно научиться превращать внутреннее «возможно» в четкое «да» или «нет». Порою для этого нужно лишь произнести вслух предложение или ситуацию, и ответ тут же находится сам по себе. И пусть вы таким образом откажетесь от целого ряда предложений, но зато те, которые выберете, сможете использовать сполна.
Правильный выбор друзей и круга общения
С людьми, которые по тем или иным причинам, вам неприятны, нужно научиться прощаться. Утомительные люди часто забирают у нас немало сил и энергии, которую можно было бы потратить на общение с приятными людьми. Всегда есть возможность выбрать круг общения не только друзей, но и коллег. Если в ваших делах присутствует неприятный человек, сделайте все возможное, чтобы минимизировать общение с ним. Только нужные и желанные люди в окружении – один из важнейших факторов психической устойчивости.
Здоровый сон
Чтобы обрести устойчивость к психическому стрессу и перестать нервно реагировать на многие жизненные ситуации, нужно хорошо спать. Важной привычкой психически здоровых людей является умение высыпаться и держать себя в хорошей физической форме. К сожалению, психологией часто заменяют физиологию, что не совсем верно. Чтобы всегда быть в ресурсе, чувствовать себя собранным, активным, уверенным в себе человеком, обязательно нужно спать не менее восьми часов в день. Также следует время от времени сдавать анализы и проходить обследования, чтобы выяснить, чего не хватает организму для отличного самочувствия. Возможно, нужно принимать витамины. А самостоятельное назначение витаминов – не самая хорошая идея.
Умение прощать
Для прощения не всегда нужно ждать, пока перед вами извинятся. Таким образом, вы часто только усугубляете внутренний конфликт, который приводит к тяжелым эмоциям. Если вас обидели, постарайтесь как можно быстрее простить человека, это избавит вас от тяжести негативных эмоций. Человек, возможно, не хотел сказать или сделать что-то обидное, но теперь не может найти в себе силы, чтобы объясниться. А если и хотел обидеть, то это лично его проблемы, и вашей вины точно нет. Повышение психической устойчивости, переход на новый уровень спокойствия происходит с обретением умения прощать и отпускать ситуации.
Концентрация энергии
Важно также научиться концентрировать свою энергию на том, что вы действительно хотите и можете контролировать. Второстепенные процессы часто не требуют наших переживаний и концентрации. И уж тем более не нужно пытаться взять под контроль ситуацию, которая от нас не зависит.
Умение испытывать радость
Умение искренне радоваться – навык, которым владеют далеко не все. Не обязательно кричать на весь мир о своей радости, важно ощущать радость в душе. И желательно делать это как можно чаще. Радоваться ведь можно простым мелочам!
Как видите, советы достаточно простые. Работайте над собой, и результат не заставит себя долго ждать. А начать можно со снижения уровня стресса, устранения токсичных мыслей и восстановления сна. Всему этому способствует курс Викиум «Детоксикация мозга».
Значение ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ
психология, отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса; разрабатывает психологические основы обучения и воспитания . П. п. тесно связана как с общей и детской психологией , так и с педагогикой . Наиболее типичным методом исследования для П. п. является метод ‘преобразующего эксперимента’ (обучающего или воспитывающего), то есть изучение тех изменений, которые происходят в психике ребёнка (подростка, юноши) в течение и в результате экспериментально организованного педагогического процесса. Такого рода исследование имеет целью выделить из многих факторов, одновременно воздействующих на подрастающего человека в реальном процессе воспитания и обучения, те, которые оказали решающее влияние на ход формирования изучаемых сторон личности.
П. п. как самостоятельная отрасль психологической науки оформилась на рубеже 19-20 вв. (в 1906-16 проведено 5 всероссийских съездов по проблемам П. п.), хотя попытки применять данные психологии к педагогической практике были значительно раньше. Необходимость опираться на знание душевной жизни ребёнка утверждали многие крупнейшие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. К. Д. Ушинский считал, что ‘если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях’ (Соч., т. 8, 1950, с. 23). Требования, предъявляемые к психологии педагогической теорией и практикой, развитием самой психологической науки, определили выделение П. п. как самостоятельной отрасли психологии.
П. п. включает два раздела — психологию воспитания и психологию обучения. Задачи психологии воспитания: разработка психологических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек), индивидуального подхода к детям и молодёжи (знания внутреннего мира, развития индивидуальных способностей); установление психологических предпосылок педагогической организации детского, молодёжного коллективов и т. д. Одной из наиболее актуальных является проблема соотношения сознания и поведения (выяснение условий, обеспечивающих их единство). Психология обучения исследует: процессы усвоения учащимися знаний, умений и навыков в учебной и трудовой деятельности; роль практической деятельности как источника знаний и условия их применения, влияние обучения на развитие мышления ребёнка, а также условия перехода знаний в убеждения и формирование научного мировоззрения.
Исследования по П. п. имеют важное значение для разработки частных методик обучения, создания учебных программ и учебников, построения научно обоснованной системы учебно-воспитательной работы школы и применяемых в ней мер педагогического воздействия, а также для развития самой психологической теории.
Лит.: Джемс В., Беседы с учителями о психологии, П., 1919; Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений, т. 8, М.- Л., 1950; Славина Л. С., Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, М., 1958; Блонский П. П., Избранные педагогические произведения, М., 1961; Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Под ред. Менчинской Н. А., М., 1971; Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Крутецкий В. А., Основы педагогической психологии, М., 1972; Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского, М., 1973, гл. 7-9.