Что такое кассета в двигателе
Что стоит знать о кассетных дверях?
Наверное каждый из нас, кто когда-нибудь, распахивая дверь в свою комнату, задевал что-нибудь из обстановки или протискивался в полуоткрытую дверь, потому что открыться полностью ей что-то мешало, задумывался о том, как было бы здорово, если бы двери раздвигались и бесследно исчезали в стенах, прямо как в вагоне метро. И такой удобный вариант межкомнатных дверей действительно существует и называется «кассетная» дверь.
Это необычное и современное дверное решение имеет специальные герметичные боксы, которые монтируются непосредственно в стену, и в которые может задвигаться дверное полотно, полностью освобождая дверной проем и совершенно не занимая места у стены.
Как устроена кассетная дверь?
Механизм открывания кассетных дверей немногим отличается от раздвижных дверных конструкций, которые просто двигаются на роликах по направляющей, прикрепленной к верхней части дверной коробки. Разница состоит в тех самых боксах или «кассетах», в которые уходит дверное полотно, и о которых мы говорили ранее. Кассеты представляют собой большие коробки, спрятанные в стену, в которых помимо самого полотна в также располагается и механизм, отвечающий за его открывание дверей.
Именно кассета позволяет сдвигать и «хранить» дверное полотно прямо в стене, до тех пор, пока не понадобится снова закрыть дверной проем. Ее стенки предотвращают загрязнение и повреждение дверного полотна и движущих механизмов. Размер кассеты обычно полотну полностью уходить в нее, не оставаясь в проеме ни на сантиметр. Одна ее сторона представляет собой герметичную коробку для хранения полотна, вторая содержит движущий механизм и рамки направляющих. Как правило, кассеты в составе дверной конструкции поставляют уже в собранном виде.
Преимущества кассетных дверей
Самым главным и значимым преимуществом кассетной двери, как вы уже догадались, является ее способность не занимать вообще никакого пространства, так как в открытом положении створки полностью прячутся во вмонтированных в стену кассетах. Никакого места под хранение громоздких створок, никакого свободного пространства для беспрепятственного распахивания – ничего этого кассетная дверь не требует.
В отличие от других видов раздвижных конструкций кассетная дверь рассчитана на плотное прилегание полотна и почти герметичное закрывание дверного проема, в результате чего она обладает неплохой звукоизоляцией, а также сдерживает запахи, что делает ее хорошим вариантом для установки, например, в кухню.
Как и многие другие виды дверей, кассетные двери могут иметь одну или две створки, что может играть важную роль при работе с широкими дверными проемами. Кроме того, несмотря на всю сложность своей конструкции, кассетные двери можно изготавливать по нестандартным размерам.
Еще одно преимущество – возможность электронной или механической автоматизации кассетных дверей с помощью скрытых доводчиков. А многие модели класса «премиум» уже поставляются со встроенным датчиком движения и механизмом автоматического открывания и закрывания двери.
Небольшим бонусом станет тот факт, что, как правило, такие двери нет необходимости как-то особенно оформлять, их вполне достаточно окрасить или обклеить обоями под стены, в которых будет прятаться дверное полотно, чтобы они смотрелись стильно.
Два недостатка кассетной двери
Есть всего два действительно важных недостатка этой конструкции, способных заставить призадуматься, несмотря на все ее преимущества. Первый связан с технической сложностью процедуры установки. Кассеты должны быть вмонтированы прямо в стену, а это означает, что в них нужно делать полость. В случае если одна из стен, в которые необходимо вмонтировать бокс, является несущей, понадобится еще и согласование с надзорными органами. А это значит дополнительные траты, время и усилия.
Второй не менее важный недостаток – общая стоимость самой двери и ее установки в большинстве случаев будет весьма высока. Даже стандартные решения без дорогостоящей отделки и «премиум» функций вроде автоматического открывания в совокупности с установкой влетят вам в копеечку.
Подводя итог, можно сказать, что кассетная дверь может значительно сэкономить свободное место и будет крайне удобна в эксплуатации, но ее недостатки ставят под сомнение целесообразность ее приобретения. К чему возиться с разрешением на монтаж в стены и платить много денег, если достаточно установить двери системы twice или дверь «книжку»? Они сэкономят меньше пространства, но больше денег. А с другой стороны, если есть средства, время и желание – кассетная дверь однозначно оправдает затраты.
Отзыв: Аудиокассеты TDK — Стандарт качества тех лет.
Так уж случилось, что мечта приобрести в середине 1990-х высококачественную японскую кассетную деку со сквозным трактом записи, а это минимум три магнитных головки в ЛПМ, так и осталась мечтой. По той лишь простой причине, что лишних 300-400 USD, которые такая дека стоила в нашей торговой сети, тогда не было. А те что были, тратились на более совершенные виды бытовой радиотехники, в частности, на видеокамеру и Hi-Fi видеомагнитофон. Тем не менее, в наличии ещё с конца 1980-х годов были два кассетника советского производства типа «Маяк-231» и «Комета-225». Оба они двухголовочные, с сендастовыми универсальными и ферритовыми стирающими магнитными головками, и собственноручно отрегулированные на максимальные показатели параметров записи и воспроизведения с помощью генератора звуковой частоты ГРН-2.
Стоит отметить, что на стандартные FeO аудиокассеты первого типа и «Маяк-231», и «Комета-225» писали чисто, практически без какого-либо завала высоких частот. Источниками записей были новенькие аудиокассеты, которые один из знакомых меломанов записывал на своей японской кассетной деке с Aidio CD дисков, и давал для перезаписи.
Аудиокассеты от различных производителей в заводских упаковках из собственной коллекции, современная фотография:
Также в середине 1990-х годов приходилось увлекаться записями музыки со стереопередач в FM диапазоне, которые ловил хороший FM стереоприёмник. А таких радиостанций в нашем городе на то время уже работал с десяток.
Кстати, новый кассетный магнитофон-приставка «Маяк-231» в середине-конце 1980-х годов стоил 400 советских рублей. А новая «Комета-225» с двумя акустическими системами в комплекте стоила в полтора раза дороже, но ЛПМ имела сходный с Маяком. А также, в отличие от Маяка, та Комета прямо с завода оснащалась износостойкой сендастовой универсальной магнитной головкой с ресурсом наработки до 4000, а на хороших малоабразивных лентах и до 5000 часов. Которая в отдельности, между прочим, стоила на то время огромные для цены магнитной головки 80 советских рублей. А вот у «Маяк-231» с завода устанавливалась заурядная пермаллоевая головка с ресурсом 500-1000 часов наработки. Именно сендастовую магнитную головку за 80 рублей производства Новосибирского НЗТМ, где и делали «Кометы», чуть позже после покупки удалось установить и в «Маяк-231». После регулировки параметры приставки «Маяк-231» с такой головкой в плане записи/воспроизведения высоких частот заметно возросли. Кроме этого, советские аудиокассеты типа МК-60 буквально за несколько сотен часов использования выфрезеровали в родной пермаллоевой универсальной головке Маяка довольно глубокую борозду под ленту, заметно износив её. Японские аудиокассеты, в отличие от советских, имели менее абразивную магнитную ленту, которая не так изнашивала магнитные головки. А вот сендастовым головкам никакие ленты были не страшны — они изнашивались очень медленно, буквально долгими годами.
В середине — начале второй половины 1990-х годов стали доступными по цене неплохие Audio CD плееры. После того, как за 170 USD примерно в середине 1990-х был приобретён свой первый недорогой Audio CD плеер Technics SL-PG480A с пультом ДУ, в сторону кассетной техники и смотреть уже не хотелось. В настоящее время жив и он сам, и даже коробка к нему:
Однако Audio CD диски с музыкальными треками были недешёвыми, и много их не напокупаешь. Поэтому на аудиокассеты в те годы по-прежнему периодически записывалась стереомузыка с FM радиостанций. Пока не появился mp3 формат, сделавший это занятие лишённым смысла.
Главный недостаток записей на аудиокассетах — то, что через несколько лет хранения они деградируют. Теряются высокие частоты, а на звуке могут появиться искажения в виде хрипов. Среди недорогих стандартных FeO аудиокассет первого типа именно TDK D90 были одними из лучших:
Даже до сих пор, если взять новую аудиокассету TDK D90 в упаковке, и записать её на хорошей кассетной деке, запись будет звучать отлично. Да и внешне такая кассета просто красавица:
Однако компания TDK, помимо бюджетных D90, в те годы славилась высококлассными кассетами с лентами на оксиде хрома, а также аудиокассетами с ещё более крутой двухслойной магнитной лентой FeCr. Но с такими кассетами дела иметь не пришлось, потому что в наличии не было техники, рассчитанной на работу с ними. Хотя аудиокассеты на основе хрома от иных производителей иногда приобретались, но особого выигрыша в качестве записей по сравнению с теми же TDK D90 на имеющейся технике они не давали. Имеющиеся кассетники «Маяк-231» и «Комета-225» хромовые ленты поддерживают как на запись, так и на воспроизведение.
Кассетный плеер Panasonic RQ-CR07V со встроенным цифровым радиоприёмником до сих пор с удовольствием работает с аудиокассетами TDK D90:
Записывать кассеты он не умеет, зато охотно читает уже записанные на советских кассетных деках. При этом плеер Panasonic RQ-CR07V, оснащённый в том числе автореверсом, выдаёт на наушники с хорошо записанной аудиокассеты стереозвук очень приличного качества. Который будет понасыщеннее, чем у некоторых недорогих современных mp3 плееров:
Помимо всего прочего, аудиокассеты TDK D90 имели разборный прозрачный корпус, а также надёжный механизм лентропротяжки. Из стандартных FeO аудиокассет первого типа в те годы именно TDK D90 по надёжности и удобству использования всегда были в лидерах, а стоили они вполне недорого. В середине 1990-х годов в эквиваленте к доллару такая кассета в тех тысячах рублей у нас в магазинах стоила менее 1 USD, и была вполне доступной.
Короткая жизнь Elcaset, или Почему нельзя сделать из старого новое
25 августа 2015
В истории техники есть множество примеров того, как устаревшие идеи бесконечно тормозят прогресс и как новейшие открытия сразу дают прорыв на качественно иной уровень. При этом есть довольно любопытная закономерность. С одной стороны, старая проверенная технология, видоизменяясь и совершенствуясь, может успешно эксплуатироваться десятилетиями, а с другой, малейшая попытка кардинально «улучшить» традиционную конструкцию, чтобы заменить ею какую-то новинку, заведомо обречена на провал.
Причины таких поражений обычно очевидны: радикальная модернизация привычных технологий обходится недёшево, но практически не устраняет их ключевых недостатков, ради чего всё, собственно, и затевается. Для потребителя же усовершенствованная новинка выглядит непривычно, её преимущества перед проверенным временем решением сначала совершенно неочевидны, а потом и вовсе исчезают, когда новая технология набирает силу. В общем, почти евангельский случай нового вина в старых мехах.
Проиллюстрируем эту достаточно банальную мысль рассказом о попытке вывода на рынок в 1976 году весьма интересного аналогового стандарта звукозаписи Elcaset, который просуществовал всего три года и не оставил почти никакого следа в памяти даже оголтелых аудиофилов, а просто тихо почил в бозе. Особенно впечатляет, что его разработкой и продвижением занимался такой электронный гигант, как Sony, со всеми его техническими и финансовыми возможностями.
Cумма убытков Sony от проекта Elcaset точно не известна, но, судя по всему, она не слишком велика: там благоразумно не стали массово тиражировать деки и они почти мгновенно исчезли из продажи, осев в коллекциях любителей экзотики. Кстати, способ этой «полной ликвидации» тоже в своём роде уникален, но о нём в самом конце.
Так что же такое Elcaset и почему в Sony стали заниматься его разработкой?
В 1964 году, когда на рынок вышла компакт-кассета, на столь долгую жизнь которой явно не рассчитывали её создатели из Philips, в домашнем Hi-Fi безраздельно господствовал винил. Бытовые катушечные магнитофоны были ещё далеки от уровня студийных, а кассета и вовсе позиционировалась прежде всего как замена «бобинным» диктофонам. Закрытый корпус играл здесь принципиальную роль, поскольку в нервных полевых условиях гораздо проще запутаться в плёнке, чем в спокойной домашней обстановке, а для репортёрской записи голоса достаточно уверенной работы в довольно узком частотном диапазоне.
Восьмидорожечная аудиокассета с «бесконечной петлёй» была распространена исключительно в США и использовалась преимущественно в автомагнитолах, поэтому в тексте о домашнем Hi-Fi мы её решительно проигнорируем.
Одна из последних модификаций Studer Revox B77 MKII
Семидесятые стали эпохой расцвета бытовой катушечной техники, и флагманские модели того времени даже сегодня считаются эталонными — например, тот же Technics RS-1500 1977 года, замеченный в своё время в президентских интерьерах, столь желанный для советских меломанов AKAI GX-4000D 1978 года с «неубиваемыми» головками GX или считавшийся полупрофессиональным Studer Revox В77, пришедший в 1978 году на смену не менее легендарному A77, который выпускался аж с 1967 года.
Первая версия Nakamichi 1000 в стандартном исполнении
К этому времени компакт-кассета вышла из диктофонного «рабства» и стала набирать популярность как массовый носитель для портативной техники, в том числе и разнообразных бытовых и автомобильных магнитол. Появлялись и высококачественные стационарные аппараты: в частности, наращивала обороты японская Nakamichi, которая изначально сделала ставку именно на кассеты и уже в 1973 году представила легендарных флагманов 1000 и 700, способных сравниться по качеству воспроизведения с лучшими катушечными моделями — в том числе по частотному диапазону и коэффициенту детонации. Дека второго поколения Nakamichi 1000ZXL, выпущенная в 1982 году, по сей день считается непревзойдённой по качеству звучания в этом формате.
Nakamichi 1000ZXL
Вы спросите: и где же здесь место для Elcaset? Место было, но быстро закончилось. Технологии магнитной записи прогрессировали в семидесятых примерно с той же скоростью, как развивались портативные гаджеты в начале 2000-х: если первый iPod, выпущенный в конце 2001 года, конкурировал с карманными CD- и даже кассетными плеерами, то уже к 2008-му CD-плееры воспринимались исключительно как артефакты из прошлого, а сегодня массовым портативным плеерам полностью пришли на смену многофункциональные смартфоны.
Когда в 1976 году Sony выпустила на рынок первые деки и кассеты формата Elcasete, то в подавляющем большинстве магазинов присутствовали либо высококачественные катушечные магнитофоны, либо массовые кассетные магнитолы и деки гораздо более низкого качества звучания. Качество кассетной плёнки было невысоким, не существовало серийного производства высококачественных магнитных головок под узкую кассетную ленту, и даже не были отработаны оптимальные конструкции лентопротяжных механизмов, которые бы обеспечивали равномерное движение плёнки на столь низких скоростях. Да, легендарные Nakamichi уже выпускались, но по цене они были совершенно недосягаемы для абсолютного большинства меломанов — примерно как Ferrari для обычного автомобилиста.
В итоге конструкторы Sony при участии специалистов Matsushita Electric Industrial и TEAC вполне обоснованно предложили воспользоваться уже проверенными и хорошо отработанными технологиями и создать что-то промежуточное между дешёвыми кассетниками и дорогими «бобинниками» — причём, как по цене, так и по качеству звучания.
В качестве носителя была выбрана старая добрая катушечная лента шириной 1/4 дюйма (6,3 мм), которая протягивалась мимо катушечных головок с катушечной же скоростью 9,53 см/с. То есть, мы получили тот самый отработанный набор, компоненты которого выпускались давно и в огромных количествах. Оставалось лишь обеспечить удобство использования, сравнимое с кассетной техникой — то есть, поместить широкую ленту в кассету и придумать надёжный ЛПМ для таких кассет.
Была сконструирована оригинальная кассета с габаритами, приближавшимся к размерам книжки в мягкой обложке или видеокассеты VHS: 152 х 106 х 18 мм. В отличие от компакт-кассеты, где магнитная лента не выходит за границы корпуса, здесь она вытягивалась наружу и заправлялась в лентопротяжный механизм, причём прижимной ролик (или ролики в старших моделях) заходил в специальный паз внутри самой кассеты. Такая схема позволяла устранить искажения в результате перекоса корпуса кассеты и обеспечивала более надёжный транспорт ленты с низким коэффициентом детонации.
Как и компакт-кассеты, Elcaset были двусторонними и четырёхдорожечными: стандартная длительность звучания стереозаписи составляла 60 или 90 минут с обоих сторон. Sony, Technics и Hitachi-Maxell (под маркой Lo-D) производили ленты типа I (normal), двухслойные Fe-Cr (тип II) выпускались Sony и Technics, а хромовый вариант (тип III) поставляла одна только Technics. TEAC вообще не продавала кассет этого формата под своей маркой. Каждому типу соответствовал свой цвет: первому — синий, второму — красный, третьему — жёлтый.
Главная проблема с кассетами заключалась не столько в громоздкости, сколько в цене. Получалось, что при равной длительности записи они стоили в полтора раза дороже обычной «катушечной» плёнки без корпуса и почти втрое дороже компакт-кассеты. При этом вы не получали того уровня качества, которое было доступно на «хайфайной» «девятнадцатой» скорости катушечных магнитофонов, и той портативности, которую обеспечивала компакт-кассета.
Теперь о магнитофонах. Сама Sony выпустила четыре стационарных модели разной ценовой категории (EL-4, EL-5, EL-7 и EL-7B) и один переносной аппарат EL-D8 — единственный для формата Elcaset.
Партнёры Sony представили ещё по одной модели: Technics RS-7500U, TEAC AL-700 и Lo-D (Hitachi) D-9000 (ремаркированная EL-7). На европейский рынок также была поставлена OEM-версия EL-7 под названием WEGA E4950, а на американский — JVC KD-777.
Цены начинались примерно с $500 и заканчивались $1000, что было сравнимо с кассетными и катушечными деками довольно высокого класса.
Технические характеристики дек Elcaset, безусловно, впечатляли. Флагманский трёхголовочный Sony EL-7 обещал частотный диапазон от 25 Гц до 20 кГц на обычной и от 25 Гц до 22 кГц на двухслойной ленте Fe-Cr при коэффициенте детонации 0,04% (WRMS). Отношение шум/сигнал на ленте первого типа составляло 59 дБ, на двухслойной плёнке — 62 дБ. Система шумопонижения Dolby B добавляла до 5 дБ на частоте 1 кГц и до 10 дБ на 5 кГц. Это параметры хорошего катушечного магнитофона, хотя и не флагмана: «бобинные» топ-модели «умели» от 20 до 30 000 Гц и давали менее 0,018% (WRMS) детонации.
Вместе с тем, по меркам кассетной техники это был недосягаемый космос, в том числе и по причинам чисто физическим. И если частотный диапазон обычной ленты Fe2O3 начинался со вполне приемлемых 30 Гц, то заканчивался он максимум на 14 000 Гц. То есть не хватало именно тех «верхов» и «прозрачности», по которым мы интуитивно определяем запись высокого качества.
Однако компакт-кассета уже давно пошла на прорыв и оставались считанные годы до её «золотого века» — первой половины восьмидесятых. Мы помним, что топовые трёхголовочные Nakamichi с двумя тон-валами, расширенным высокочастотным диапазоном, функциями калибровки ленты, регулировки азимута и логическим управлением появились ещё в 1973 году. А уже к концу семидесятых с форматом компакт-кассеты освоились как инженеры всех ведущих компаний, так и производители комплектующих.
В итоге, то, что изначально предлагала одна Nakamichi за $3000-4000, перестало быть эксклюзивом и стало непременной принадлежностью флагманских моделей более массовых производителей. Хорошо известный топовый Akai GX-F90 c тремя головками, двумя моторами, системой калибровки и коэффициентом детонации 0,03% WRMS на момент выпуска стоил около $600.
Akai GX-F90 из линейки 1980 года
Наконец, начались действительно массовые поставки кассет типа II (хромдиоксид или его заменители) и типа IV (Metal), которые сразу существенно расширили частотный диапазон, доступный на «кассетной» скорости. Были разработаны новые корпуса повышенной жёсткости, гарантирующие отсутствие перекосов и стабильный транспорт ленты.
В результате тот же Akai GX-F90 выдавал от 35 Гц до 18 кГц на «хроме» и от 25 Гц до 21 кГц на «металле» с соотношением сигнал/шум 58 и 62 дБ без шумопонижения и 62 и 72 на 5 кГц с системой Dolby соответственно.
На этом все преимущества Elcaset и закончились. Остались одни только недостатки: высокая цена как оборудования, так и кассет, полная несовместимость с распространёнными типами носителей, громоздкость и, наконец, само название, в котором «El» означало «Large», то есть «большой». В мире началась волна миниатюризации электроники, и всё большое стало восприниматься как недостаток.
Конец формата Elcaset — пример невиданной с тех пор рациональности и организованности — даже не японской, а какой-то германской. Производство магнитофонов этого формата Sony остановила в 1979 году, а в 1980 году все остатки на складах были выставлены на международный аукцион, в котором победила финская оптовая компания Hirvox. В результате около 2000 дек (в основном, EL-7 и EL-5) были распроданы в Финляндии по совершенно бросовым ценам от $140 до $230, причём бонусом к каждому аппарату прилагалось 25 чистых кассет.
С тех пор об Elcaset практически ничего не слышно. Впрочем, изредка даже на российских интернет-аукционах всплывают чистые или записанные кассеты, но сама техника стала редкостью почище работоспособной восьмидорожечной автомагнитолы.
В этой истории, конечно, есть мораль. Самая очевидная: нельзя бесконечно перелицовывать старое, если уже есть перспективное новое. У старых технологий исчерпан потенциал развития, с новыми же мы только в начале пути. Более того, в случае с Elcaset мы видим пример сознательного ухудшения технологии, чтобы приспособить её к другим реалиям. Ставка на новое, конечно, тоже работает не всегда, так что не всё так просто.
В подобные ситуации неоднократно попадали многие компании, но если у крупных фирм есть резервы компенсировать неудачи, то для мелких это прямой путь к разорению. Здесь важна способность с достоинством переживать провалы и не терять желания экспериментировать и создавать новое. Впрочем, этот навык пригодится не только компаниям, производящим электронику. Наверное, это и есть настоящая мораль.
Сплит-система с внутренним блоком кассетного типа, её монтаж и обслуживание
Кассетный кондиционер — устройство для поддержания комфортного климата в высокопроходимых помещениях площадью 50-300 кв. м. Крепится к потолку и равномерно распределяет охлажденный или нагретый воздух по 4 сторонам. Выполняет 3 задачи: охлаждает, нагревает и очищает воздух в помещении.
- Особенности кассетных кондиционеров
- Сфера применения
- Характеристики оборудования
- Преимущества и недостатки техники
- Плюсы:
- Минусы:
- Главное при выборе кондиционера кассетного типа
- Монтаж климатического оборудования
- Рекомендации к монтажу
- Правила эксплуатации устройства
Особенности кассетных кондиционеров
Кассетный кондиционер распределяет воздух в четырех направлениях
Потолочный кондиционер кассетного типа устроен по традиционной схеме сплит-систем: состоит из двух блоков — внешнего и внутреннего, соединенных фреоновой магистралью (трассой). Первый монтируется на внешней стороне стены здания, второй — в помещении, в подвесном потолке. Внешний блок выполнен как стандартный модуль кондиционера. Внутренний помещен в защитную кассету, квадратный или прямоугольный, с передней панелью по диаметру аналогичной плитке подвесного потолка. Позади расположен очистительный фильтр.
Распределение воздушного потока кассетного кондиционера происходит по четырем направлениям сверху-вниз, равномерно распределяя прохладу или тепло по помещению. По сравнению с классическим бытовым кондиционером кассетные модели не создают сквозняков. Воздуховоды отличаются увеличенной по сравнению с настенными устройствами площадью. Угол наклона жалюзи, регулирующих напор воздушного потока, контролируется пультом ДУ.
Установка кассетника предполагает подвесной потолок с межпотолочным пространством 25-40 см.
Сфера применения
Сплит-система кассетного типа — полупромышленное климатическое оборудование. Относится к кондиционерам скрытого типа: не выделяется на фоне интерьера — декоративная решетка вписывается в него. Монтируется за подвесным потолком. Целесообразен в помещениях, где минимальная высота потолка — 3 метра. Востребован в общественных людных помещениях: офисах, магазинах, кафе, фитнес-клубах, ресторанах, библиотеках, выставочных залах. В квартирах многоэтажных домов используется редко, но подходит для просторного загородного коттеджа с высокими потолками.
Характеристики оборудования
Кассетные кондиционеры выделяются мощностью холодопроизводительности — 3,5-20 кВт. Одно устройство справляется с сохранением комфортного климата в помещении площадью до 180 кв. м. На рынке климатического оборудования присутствуют однопоточные и многопоточные модели:
- двухпоточные;
- трехпоточные;
- четырехпоточные.
Внешний блок кондиционера включает:
- компрессор;
- электронную плату управления;
- вентилятор, обдувающий конденсатор;
- защиту;
- теплообменник.
Схема работы кассетного кондиционера
Внутренний блок включает:
- центробежный вентилятор для подачи охлажденного воздуха;
- фильтр для очистки воздуха, поступающего снаружи;
- теплообменник и испаритель для охлаждения потока воздуха;
- патрубок для выведения конденсата с испарителя;
- жалюзи на передней панели для управления воздушным потоком;
- датчик температуры и движения (в некоторых моделях).
Внутренний блок нужно встраивать в подвесной потолок. Габариты оборудования учитывают этот фактор. Производители выпускают модели под разные длину и ширину потолочных ячеек:
- квадратные 60×60, 70×70, 90×90 см;
- прямоугольные 60×70, 60×90, 60×120, 70×90, 70×120, 90×120 см.
Обратите внимание на высоту внутреннего блока — чем тоньше корпус, тем ниже мощность оборудования.
Инверторный кондиционер кассетного типа оснащен улучшенной системой питания, позволяющей регулировать скорость работы двигателя компрессора. Оборудование работает в увеличенном диапазоне температур, по большей части пребывая в режиме пониженного энергопотребления, чем экономит электричество. Вредные для компрессорного блока периодические включения такому кондиционеру не требуются, компрессору не грозят пусковые нагрузки.
Преимущества и недостатки техники
Плюсы:
- Мощность: одно устройство поддерживает комфортный микроклимат на площади, для которой требуется 2-3 настенных сплит-системы.
- Скорость: воздух нагревается или охлаждается быстро за счет направления воздушных потоков по 4 сторонам.
- Внешность: лицевая панель внешнего блока вписывается в строгий дизайн интерьера общественных мест, а нижний край корпуса параллелен потолку.
- Звук: оборудование кассетного типа издает слабый шум: скорость охлаждения воздуха усилена за счет увеличения площади воздуховодов, а не интенсивности и давления воздушного потока.
- Экономическая выгода: цена одного кассетника ниже нескольких настенных моделей.
Минусы:
- Особенности установки: монтаж возможен только в подвесной потолок.
- Требования к помещению: для оптимизированной работы кассетника подходят потолки высотой 3 метра и выше.
Главное при выборе кондиционера кассетного типа
Перед покупкой требуется определить характеристики помещения и убедиться в наличии физических и технических условий, чтобы установить внешний и внутренний блоки. Речь о монтаже, грамотной эксплуатации и безболезненном демонтаже оборудования при необходимости. Делая выбор, опирайтесь на характеристики электросети, например, трехфазный кондиционер должен подключаться к сетям 380 В.
Мощность оборудования определяют по площади помещения. Игнорирование этого принципа приведет к недостаточному кондиционированию воздуха или расточительному расходу электрического ресурса. Для рассчета мощности поделите площадь помещения на 10, например, в торговом зале 150 кв.м. нужен кассетник мощностью 15 кВт.
Не путайте мощность охлаждения с мощностью нагревания и потребляемой мощностью.
Другой способ рассчета — 1 кВт на 10 кв. м. площади. Получится та же цифра. Это упрощенные методы — на практике желательно использовать информацию о типе помещения, об освещенности, количестве людей и оборудования, приводящего к нагреву воздуха. Зная требуемую мощность, ориентируетесь на желаемые габариты, функционал, цену.
Стоимость варьируется: купить комнатный компакт-вариант возможно за 50 000, полупромышленное оборудование стоит в разы дороже — до 500 000 рублей. Желаете экономить на электричестве — приобретайте кондиционер с инвертором.
Монтировать бесплатно собственными руками, используя инструкцию с фото или видео из интернета — неудачная идея, поэтому к цене добавляйте стоимость работ по установке и цену расходников для монтажа. Это еще 10-40 тысяч рублей.
Монтаж климатического оборудования
Чтобы оптимизировать работу кондиционера, внутренний блок устанавливают по центру помещения, а подведенные коммуникации скрывает конструкция подвесного потолка. Монтаж кассетного кондиционера проводится только профессионалами и включает этапы:
- Установка наружного блока на внешней стене здания и прокладка коммуникационных компонентов.
- Установка внутреннего блока на потолке помещения.
- Прокладка воздуховодных путей.
- Подсоединение кабелей.
- Закрепление устройства подмеса воздуха (при наличии).
- Крепление лицевой панели внутреннего блока.
- Проведение пуско-наладочных работ.
Высота межпотолочного пространства должна быть 25-40 см
Установка внутреннего блока кассетных кондиционеров начинается с частичного разбора потолка:
- убирают одну или 2-3 плиты;
- устанавливают крепеж для кассеты, закрепляя на перекрытии подвесами на анкерных болтах, идущих в комплекте;
- сняв решетку кассеты, внутри закрепляют на подвесах внутренний блок кондиционера;
- выполняют подключение трассы хладагента и соединение оборудования с линией электропередач;
- подключают систему отвода конденсата.
Рекомендации к монтажу
Внутренний блок кассетного типа устанавливается так, чтобы лицевая панель расположилась на одном уровне с поверхностью потолка. Если кондиционер включает систему подмеса воздуха наружного обращения, воздуховод выносят наружу, после чего крепят очистительный фильтр и воздушную заслонку. При работе оборудования воздух будет охлаждаться и разбавляться свежим, предварительно очищенным потоком с улицы.
Лицевая декоративная решетка комнатного блока подлежит установке после завершения монтажа компонентов климатического оборудования и косметической отделки. На последнем этапе подключают питание и включают оборудование. При отсутствии ошибок монтажа и корректной работе системы, остается провести индивидуальную настройку параметров работы кондиционера.
Правила эксплуатации устройства
Кроме бережного обращения с техникой обслуживание кассетных кондиционеров — это периодическая чистка или замена воздушных фильтров (не реже раза в год) и другие профилактические операции. Для получения доступа к фильтрам не требуется разбирать потолок — снимают декоративную панель блока. При круглосуточной эксплуатации в помещении со значительной нагрузкой регулярное обслуживание включает:
- чистку фильтров и дренажного поддона;
- проверку трубы дренажной системы и холодильного контура;
- долив хладагента;
- чистку обоих блоков кондиционера и теплообменника наружного блока;
- проверку кабелей питания.