Что такое катализатора в двигателе автомобиля
Как влияет ГБО на автомобиль и так ли он опасен, как говорят?
Как влияет ГБО на катализатор автомобиля? Степень негативного влияния зависит от правильности настройки и типа газобаллонного оборудования. Слишком обогащенная смесь испортит клапаны и катализатор, а чрезмерно бедная, кроме рассмотренных элементов, затронет еще и свечи. Но в системах 4-го поколения и выше блок управления обеспечивает точную настройку, поэтому негативное влияние на катализатор автомобиля минимально. Много вопросов касается воздействия на другие компоненты: печка, коробка передач и двигатель.
Как влияет ГБО на автомобиль
Сегодня ведется много дискуссий по поводу вреда газа для двигателя, его негативного влияния на катализатор, ресурс, АКПП, печку и другие элементы транспортного средства. Ниже попробуем разобраться с последствиями установки ГБО на авто и наличием реального риска.
Катализатор
Чаще всего возникает вопрос, вредно ли ГБО для автомобиля с позиции ресурса катализатора. Здесь нужно понимать, что существует два вида смеси: обедненная и переобогащенная. В первой больше кислорода, а во второй газа. Чрезмерное насыщение опасно для катализатора и клапанов, которые быстрей портятся. Если смесь, наоборот, обеднена, дополнительно страдают и свечи.
В системах четвертого поколения предусмотрено много ступеней защиты, поэтому использование газа не влияет на катализатор автомобиля. В более старых версиях газобаллонного оборудования, где отсутствует нормальный контроль, такое возможно.
Есть мнение, что негативные последствия ГБО на двигатель возможны из-за высокого октанового числа у газа (около 110) время горения больше, поэтому процесс продолжается даже после открытия клапана выпуска. Как результат, пламя вырывается за границы камера, повреждает двигатель, а катализатор с лямбда-зондом перегревается. Но этого не происходит при правильной настройке.
Двигатель
С учетом сказанного выше можно продолжить тему и посмотреть, как влияет ГБО на двигатель автомобиля. Всего выделяется несколько реальных моментов:
- Ухудшение динамики транспортного средства и частые подергивания при движении.
- Необходимость чаще менять воздушный фильтр. Учтите, что речь идет именно о полноценной ЗАМЕНЕ на новый. Да, мыть воздушный фильтр можно, но лучше купить новый.
- При переключении на газ может произойти обратный хлопок, который негативно влияет на катализатор.
- Клапана требуют более частой регулировки из-за риска повреждения.
Зная, как влияет ГБО на двигатель автомобиля, можно принимать решение о его установке. Но нужно понимать, что негативные факторы можно уменьшить, если устанавливать газобаллонное оборудование на СТО, внимательно подбирать оснащение автомобиля, своевременно проводить техобслуживание. Не менее важный момент — контроль качества топлива и отладки зажигания, а также необходимость проверки непроницаемости соединений.
Коробка
В Сети часто ведутся дискуссии, влияет ли ГБО на автомат (АКПП), ведь многие автовладельцы сталкиваются с проблемами в этом узле. Сбои часто имеют вид ошибки, которая появляется на приборной панели. У части автовладельцев пропадает задняя скорость. У некоторых и вовсе выходит из строя АКПП.
Разберемся, ГБО опасно или нет для коробки-автомат. Многим может показаться, что газовое оборудование никак не влияет на коробку передач, ведь не имеет непосредственной связи. Но это не так. Суть проблемы состоит в бортовой электронике и ошибочном подключении. Распространенная ситуация, когда элементы управления выкорачивают ECU. Как результат, на датчиках имеют место сбои и некорректные данные. При этом оба элемента, такие как АКПП и газобаллонное оборудование, исправны.
Для выявления проблемы необходима компьютерная диагностика. Если этого не сделать, система влияет на ленту задней скорости и фрикционы. В частности, лента будет проскальзывать.
Печка
Не менее важный вопрос — влияет ли ГБО на печку в автомобиле. В Интернете часто встречаются отзывы, что после монтажа обогрев вовсе перестал работать, или система выдает едва теплый воздух. Причиной может быть, как сама неисправность печки, так и неправильный монтаж. Иногда поток от двигателя направляется сначала на редуктор, а уже потом в систему обогрева. Часто редуктор подключается параллельно печки, из-за чего система работает неправильно.
Во избежание проблем нужно правильно подключить систему и печку автомобиля. В таком случае газовое оборудование никак не влияет на качество обогрева.
- разрежьте патрубки, которые идут к печке;
- соедините все части с помощью тройников;
- к свободным патрубкам подключите редуктор.
Ресурс
Следующий повод для дискуссий — как ГБО влияет на ресурс двигателя, и уменьшает ли срок его службы. Если работа сделана правильно и установлено оборудование от 4-го поколения и выше, мотору нечего бояться (как и в случае с катализатором автомобиля). Важно, чтобы установкой и настройкой занимался специалист с опытом. Главное, чтобы система правильно готовило газовую смесь, а блок управления контролировал этот процесс.
При наличии неправильной настройки, чрезмерном обогащении или обеднении смеси газ влияет на клапана двигателя, свечи и катализатор (об этом упоминалось выше).
Опасен ли ГБО
С учетом сказанного можно сделать вывод, опасен ли ГБО в автомобиле. Если использовать систему 4-го поколения, доверить установку профессионалам и регулярно контролировать техническое состояние системы, бояться ничего не стоит. Даже взрыва оборудования, которым нас так пугали. Газ никоим образом не влияет на двигатель, катализатор, печку или другое оборудование автомобиля. При появлении отклонений в работе проблемы неизбежны, но здесь уже ситуация на совести самого автовладельца.
В завершение отметим, на сколько утяжеляет авто после ГБО. В среднем полный бак на 50 л с газом весит около 45 кг. К этому можно прибавить массу других составляющих системы. Получается, что машина становится в среднем тяжелее на 55-60 кг, что можно не учитывать.
Не стоит бояться газобаллонного оборудования. Если сделать все правильно, оно никак не влияет на катализатор и другие элементы. В комментариях поделитесь своим опытом применения газовой системы на автомобиле. Возможно, у вас другое мнение.
Катализатор (автомобильный)
Каталитический конвертер — нейтрализатор (англ. catalytic converter ) — устройство в выхлопной системе, предназначенное для снижения токсичности отработанных газов посредством восстановления оксидов азота и использования полученного кислорода для дожига угарного газа и недогоревших углеводородов. Основным требованием к успешной работе катализатора является стехиометрическое соотношение топлива и кислорода.
Содержание
Вредные выбросы
На дороги ежедневно выезжают миллионы автомобилей, и каждый из них — источник загрязнения воздуха. Особенно это чувствуется в крупных городах, где выхлопные газы автомобилей могут создавать большие проблемы.
Задачей автомобильного катализатора является снижение количества вредных веществ в выхлопных газах. Среди них:
- окись углерода (СО) — ядовитый газ без цвета и запаха
- углеводороды (CH), также известные как летучие органические соединения — один из главных компонентов смога, образуется за счет неполного сгорания топлива
- оксиды азота (NO и NO2, которые часто объединяют под обозначением NOx) — также являются компонентом смога, а также кислотных дождей, оказывают влияние на слизистую человека. [1]
Принцип работы
Катализатор расположен либо на приемной трубе, либо сразу после нее. Внутри корпуса каталитического нейтрализатора находятся керамическая сотовая конструкция. Соты нужны для того, чтобы увеличить площадь контакта выхлопных газов с поверхностью, на которую нанесен тонкий слой платиноиридиевого сплава. Недогоревшие остатки (CO, CH, NO) касаясь поверхности каталитического слоя, окисляются до конца кислородом, присутствующим также в выхлопных газах. В результате реакции выделяется тепло, разогревающее катализатор и, тем самым, активизируется реакция окисления. В конечном итоге на выходе из катализатора (исправного) выхлопные газы содержат в основном N2 и СО2.
Катализаторы в дизельных двигателях
Каталитические преобразователи дизельных двигателей плохо справляются с сокращением выбросов NOx. Одна из причин в том, что дизельные двигатели сами по себе функционируют в более низком температурном режиме, чем обычные, а преобразователи работают лучше при нагреве. Некоторые ведущие эксперты в области «зеленого» автомобилестроения придумали новую выхлопную систему, которая помогает исправить этот недостаток. Они впрыскивают водный раствор мочевины в выхлопную трубу до того, как газы достигнут преобразователя. При этом возникает химическая реакция, которая уменьшает количество NOx. Карбамид, также известный как мочевина — органическое соединение углерода, азота, кислорода и водорода. Его можно обнаружить в моче млекопитающих и земноводных, что и объясняет такое название. Мочевина реагирует с NOx с получением азота и водяного пара, снижая количество оксидов азота в выхлопных газах более чем на 90 процентов. [1]
Центры ремонта и тюнинга
выхлопных систем в Санкт-Петербурге
Что такое катализатор в автомобиле — виды и принцип действия
Все автопроизводители уделяют серьезное внимание решению вопросов экологии. Фактически качество работы выхлопных систем стала второй важной проблемой после экономичности. К тому же они неразрывно связаны между собой.
Каждый автобренд находит свои пути эффективности модернизации глушителей, катализаторов, системы в целом, агрегатов выпускаемых моделей. Актуальность процесса связана еще и с тем, что специальные организации ЕС выдвигают все новые и новые требования к транспортным средствам.
Современные типы катализаторов
Появление в новых моделях такого элемента и регулярная замена катализаторов на более эффективные — один из вариантов минимизации токсичности выхлопных газов в Санкт-Петербурге. Эти устройства призваны снижать содержание СО, СН, NO в выхлопных газах, приводя их в соответствие нормам ЕС. При увеличении содержания необходим ремонт катализатора или его замена.
Производители автомобилей применяют сегодня три типа катализаторов, с которыми могут столкнуться владельцы ТС в СПб:
- керамический,
- химический,
- магнитно-стрикционный.
Каждый из них имеет достоинства и недостатки.
Керамический катализатор
Керамический катализатор дожигания или ККД — это конструкция сотового типа, которая позволяет за счет сот увеличить площадь контакта выхлопа с поверхностью устройства. Он наиболее популярен и устанавливается в большинстве моделей в момент сборки.
Керамика при производстве изделия покрывается тонким слоем сплава с платиной, палладием, радием в своем составе. Несгоревшие остатки при соприкосновении с поверхностью каталитического слоя, окисляются кислородом. Реакция окисления активизируется под воздействием тепла. На выходе содержание вредных веществ приводится в норму.
Автовладельцы в России, которые приобретают не новые, а подержанные иномарки, не слишком любят этот тип катализатора. Срок его службы при правильной эксплуатации заканчивается примерно на 100-120 тысячах километров. Далее приходится проводить замену катализатора или ремонт катализатора в зависимости от износа и ситуации.
С учетом качества бензина на наших заправках, даже на новых машинах такие катализаторы быстро выходят из строя, поскольку некачественное топливо негативно влияет на состояние керамических сот с напылением. Они оплавляются, залипают, снижается проходимость. Машина, что называется, не тянет. Она не разгоняется, падает мощность. Это первый признак «забитости» катализатора. Срок службы его существенно сокращается. Проводить ремонт или замену катализатора приходится уже после 70-80 тысяч километров.
Также негативно сказывается на сотовом катализаторе качество российских дорог. Из-за них может потребоваться не только ремонт глушителя и других элементов, но и замена всей системы в целом.
Керамика — материал хрупкий. Он может трескаться на кочках и даже раскалываться. Отколовшиеся керамические куски сначала просто дребезжат, а затем разлетаются по выхлопной системе. Первым признаком неполадок и необходимости незамедлительного ремонта глушителей в СПБ становится не только характерное дребезжание или гул, но и то, что двигатель перестает сходу заводиться.
Химические присадки
Химический тип катализаторов — это то, что мы привычно называем присадками. В специализированных магазинах Питера их ассортимент сегодня поражает. Некоторые действительно способны улучшить некоторые эксплуатационные показатели топлива или масел. Они снижают нагрузки на узлы и агрегаты, увеличивают срок их службы.
Присадки или анамегаторы топлива меняют процесс его сгорания и его химический состав. Полнота сгорания повышается, а детонация и токсичность выхлопа снижаются. Анамегатор препятствует образованию гидропероксидов. Он ускоряет реакцию окисления молекул углеводорода, а также:
- горение происходит с высокой энергоотдачей;
- мощность двигателя увеличивается;
- расход топлива снижается;
- уменьшается нагарообразование.
Имеет химический катализатор и недостатки. Один из них — требование регулярной замены. Велик риск возникновения коррозии топливного бака и прочих агрегатов, если нарушена концентрация анамегатора. Это же может стать причиной роста расхода топлива. Вместе с тем, производители постоянно создают инновационные составы, чтобы устранить данные недостатки.
МСК или магнито-стрикционные катализаторы
Магнито-стрикционные катализаторы или МСК — наиболее современные среди прочих аналогов. Это устройства предварительной обработки топлива. Сегодня они производятся в Венгрии, Польше, КНР, Англии, России и др. Метод применяется уже более 4 десятков лет.
Суть работы МСЕ заключается в воздействии на молекулы углерода в ГСМ магнитно-стрикционным способом. Меняются при этом только физические свойства применяемого топлива.
В зависимости от того, какой тип двигателя установлен на автомобиль, применяются разные варианты установки МСК. Катализатор обеспечивает максимально возможное сгорание смеси в двигателе, за счет чего увеличивается его мощность, а также:
- снижается расход топлива,
- повышаются в 3-4 раза показатели экологичности;
- уменьшается нагароотложение на рабочих поверхностях силовых агрегатов;
- увеличивается срок их эксплуатации;
- двигатель работает бесшумно;
- детонация отсутствует;
- увеличивается пробег ТС между заменой масла.
Профессиональная установка катализаторов этого поколения занимает 5-20 минут в зависимости от типа двигателя. Прежде чем перевести автомоибль на МСК, мастер обязательно проводит диагностику всей топливной и выхлопной систем. Часто требуется корректировка зажигания на карбюраторных силовых агрегатах, регулировка винта холостых оборотов на дизелях. Инжекторные двигатели могут потребовать ремонта лямбда-зоны.
Каталитический нейтрализатор: друг или враг двигателю?
Вопрос: катализатор в машине что это? Зачем и как он устроен?
Сначала про борьбу за экологичность – это одна из модных фишек современного автомобилестроения.
И куда уж без специальных фильтров и прочих ухищрений, если мы говорим о самой грязной с точки зрения выбросов в атмосферу части машины – о выхлопной системе.
В угоду экологам практически все авто сейчас оснащаются так называемым каталитическим нейтрализатором или, как его ещё называют, катализатором. Ему и посвятим наш рассказ, друзья.
Катализатор в машине что это и где его искать?
Как мы знаем, в результате работы двигатель внутреннего сгорания выбрасывает в атмосферу далеко не чистый альпийский воздух, а смесь вредных и даже опасных веществ.
На заре автомобилестроения и даже спустя десятилетия после рождения массового автопрома этот факт мало кого смущал, но со временем люди начали задумываться об экологии, тем более что растущий не по годам, а по дням парк частных машин превратился в серьёзную угрозу для окружающей среды.
С этим надо было что-то делать, и одним из способов уменьшить количество вредных веществ в отработавших газах стало внедрение в выхлопную систему автомобилей специальных фильтров, которые получили название каталитические нейтрализаторы.
Нужно отметить, что обязательным элементом он стал довольно давно, с 1975 года.
В подавляющем большинстве случаев нейтрализатор устанавливают после выпускного коллектора и перед резонатором (глушителем), причём встретить его можно и на бензиновых, и на дизельных автомобилях.
Секрет очищения выхлопа
Если на вопрос «Катализатор в машине что это?» мы уже дали ответ, то вполне логично, что у вас уже возник следующий: «Как ему удаётся очищать выхлопные газы?»
Для этого рассмотрим конструкцию устройства. Как правило, катализатор состоит из таких частей:
- корпус;
- элементы теплоизоляции;
- блок-носитель.
Главным действующим лицом в этом элементе выхлопной системы выступает блок-носитель. Представляет он собой керамические соты-ячейки, расположенные по ходу движения газов.
Ячейки покрыты тончайшим напылением из веществ, которые вступают в реакцию с ядовитыми составляющими отработавших газов, дожигают их и доокисливают. А именно — угарный газ СО, оксид азота NOx и не сгоревшими углеводородами СН.
Кстати, этими волшебными веществами являются довольно экзотические представители таблицы Менделеева – платина, палладий и родий.
Первые два называют окислительными катализаторами, они борются с СО и СН, а последний – восстановительным катализатором, его стихия NOx. Данный блок находится в корпусе, а между ними прокладывают слой теплоизоляции.
Важный момент – для того чтобы нейтрализатор заработал в полную силу, его температура должна быть примерно 300 градусов.
Именно поэтому его монтируют поближе к выпускному коллектору, где погорячей.
Нейтрализатор и мощность мотора: друзья или враги?
Катализатор в машине что это: элемент снижающий мощность мотора или полезная деталь? Ну, о пользе нейтрализатора мы уже сказали. Что же касается первой части вопроса, то бытует мнение, что от этого элемента только вред.
На самом деле исправный катализатор практически не создаёт никакого обратного давления для выхлопных газов, а значит и не душит двигатель
Вашего автомобиля. Проблемы могут возникать, когда с устройством что-то не так.
Например, из-за механических воздействий керамический блок-носитель пришёл в негодность, забились ячейки нейтрализатора – такое случается при использовании бензина с присадками, плохого топлива, неисправности системы зажигания или неправильного смесеобразования.
Возможно и банальное естественное старение (обычно узел нормально ходит 100 – 250 тысяч км). В большинстве случаев неисправный катализатор ремонту не подлежит, выход – только замена.
Ну что ж, коллеги-автолюбители, мы, вроде бы, достаточно детально вникли в вопрос: «Катализатор в машине что это, зачем и как устроен?» Надеюсь, вам было интересно. Подписывайтесь на блог и изучайте автомобили вместе с нами!