0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое коэффициент полезного действия теплового двигателя

§5.12. МАКСИМАЛЬНЫЙ КПД ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Из-за того что часть теплоты при работе тепловых двигателей неизбежно передается холодильнику, КПД двигателей не может равняться единице. Представляет большой интерес нахождение максимально возможного КПД теплового двигателя, работающего с нагревателем температуры Тг и холодильником температуры Т2.

Идеальная тепловая машина Карно

Карно придумал идеальную тепловую машину с идеальным газом в качестве рабочего тела. Все процессы в машине Карно рассматриваются как равновесные (обратимые).

В машине осуществляется круговой процесс или цикл, при котором система после ряда преобразований возвращается в исходное состояние. Цикл Карно состоит из двух изотерм и

двух, адиабат (рис. 5.16). Кривые 1 —2 и 3—4 — это изотермы, а 2—3 и 4—1 — адиабаты.

Сначала газ расширяется изотермически при температуре Т1. При этом он получает от нагревателя количество теплоты Затем он расширяется адиабатно и не обменивается теплотой с окру-жающими телами. Далее следует

изотермическое сжатие газа при о

температуре Т2. Газ отдает в этом рис g jg

процессе холодильнику количество теплоты Q2• Наконец газ сжимается адиабатно и возвращается в начальное состояние.

При изотермическом расширении газ совершает работу > 0, равную количеству теплоты При адиабатном рас-ширении 2—3 положительная работа А’3 равна уменьшению внутренней энергии при охлаждении газа от температуры 7 до температуры Т2: А’3 = -AU12 = ЩТХ) — U (Т2).

Изотермическое сжатие при температуре Т2 требует совершения над газом работы А2. Газ совершает соответственно отри цательную работу А 2

Q2. Наконец, адиабатное сжатие требует совершения над газом работы А4 = AU21. Работа самого

Карно Никола Леонар Сади (1796— 1832) — талантливый французский инженер и физик, один из основателей термодинамики.

бота газа при двух адиабатных процессах равна нулю.

За цикл газ совершает работу

А’= А[ + A’2=Q1 + Q2 = IQJ — |Q2|. (5.12.1)

Эта работа численно равна площади фигуры, ограниченной кривой цикла (заштрихована на рис. 5.16).

Для вычисления коэффициента полезного действия нужно вычислить работы при изотермических процессах 1—2 и 3—4. Расчеты приводят к следующему результату:

(5.12.2) Коэффициент полезного действия тепловой машины Карно равен отношению разности абсолютных температур нагревателя и холодильника к абсолютной температуре нагревателя.

Можно выразить работу, совершаемую машиной за цикл, и количество отданной холодильнику теплоты Q2 через КПД ма-шины и полученное от нагревателя количество теплоты Согласно определению КПД

Л’ = л 0- Такое количество теплоты получает рабочее тело от холо-дильника.

Холодильная машина работает как тепловой насос . Горячему телу передается количество теплоты Qj, большее того ко- личества, которое забирается от холодильника. Согласно фор-муле (5.12.7) Q2 = ^ -А = -Qj — А. Отсюда

Эффективность холодильной машины определяется отно-

шением є = —г, так как ее назначение отнимать как можно

большее количество теплоты от охлаждаемой системы при совершении как можно меньшей работы. Величина є называется холодильным коэффициентом. Для идеальной холодильной машины согласно формулам (5.12.7) и (5.12.2)

т. е. холодильный коэффициент тем больше, чем меньше разность температур, и тем меньше, чем меньше температура того тела, от которого отбирается теплота. Очевидно, холодильный коэффициент может быть больше единицы. Для реальных холодильников он более трех. Разновидностью холодильной машины является кондиционер, который забирает теплоту из комнаты и передает ее окружающему воздуху.

При отоплении помещений электрообогревателями энергетически выгоднее использовать тепловой насос, а не просто нагреваемую током спираль. Насос дополнительно будет передавать в помещение количество теплоты Q2 из окружающего воздуха. Однако это не делают из-за дороговизны холодильной установки по сравнению с обычной электрической печкой или камином.

При использовании теплового насоса практический интерес представляет количество теплоты Qj, получаемое нагреваемым телом, а не количество теплоты Q2, отдаваемое холодному телу.

зываемый отопительный коэффициент ?от= .

Для идеальной машины, учитывая соотношения (5.12.6) и (5.12.2), будем иметь Єот=т^V’ (5.12.10)

где 7’1 — абсолютная температура нагреваемого помещения, а Г2 — абсолютная температура атмосферного воздуха. Таким образом, отопительный коэффициент всегда больше единицы. Для реальных устройств при температуре окружающей среды t2 = 0 °С и температуре помещения t-l = 25 °С єот = 12. В помещение передается количество теплоты, почти в 12 раз превышающее количество затраченной электроэнергии.

Максимальный КПД тепловых машин

Главное значение полученной Карно формулы (5.12.2) для КПД идеальной машины состоит в том, что она определяет максимально возможный КПД любой тепловой машины.

Карно доказал, основываясь на втором законе термодинамики , следующую теорему: любая реальная тепловая машина, работающая с нагревателем температуры Tt и холодильником температуры Т2, не может иметь коэффициент полезного действия, превышающий КПД идеальной тепловой машины.

Читать еще:  Электромагнитный тормоз как режим асинхронного двигателя

Рассмотрим вначале тепловую машину, работающую по об-ратимому циклу с реальным газом. Цикл может быть любым, важно лишь, чтобы температуры нагревателя и холодильника были Т1ъТ2.

Допустим, что КПД другой тепловой машины (не работающей по циклу Карно) г’ > Г|. Машины работают с общим нагревателем и общим холодильником. Пусть машина Карно работает по обратному циклу (как холодильная машина), а другая машина — по прямому циклу (рис. 5.18). Тепловая машина совершает работу, равную согласно формулам (5.12.3) и (5.12.5)

Холодильную машину всегда можно сконструировать так, чтобы она брала от холодильника количество теплоты Q2 = Q2.

Тогда согласно формуле (5.12.7) над ней будет совершаться работа

Так как по условию Г|’ > т|, то А’ > А. Поэтому тепловая машина может привести в действие холодильную машину, да еще останется избыток работы.

Если допустить, что Т| > Т|’, то можно другую машину заставить работать по обратному циклу, а машину Карно — по прямому. Мы опять придем к противоречию со вторым законом термодинамики. Следовательно, две машины, работающие по обратимым циклам, имеют одинаковые КПД: г|’ = Г|.

Иное дело, если вторая машина работает по необратимому циклу. Если допустить Г)’ > Г), то мы опять придем к противоречию со вторым законом термодинамики. Однако допущение Г)’

Что называют коэффициентом полезного действия теплового двигателя. Принцип действия тепловых машин. тепловые двигатели. кпд тепловых двигателей. экологические проблемы использования тепловых двигателей. Показатель эффективности холодильной машины

Работа, совершаемая двигателем, равна:

Впервые этот процесс был рассмотрен французским инженером и ученым Н. Л. С. Карно в 1824 г. в книге «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу».

Целью исследований Карно было выяснение причин несовершенства тепловых машин того времени (они имели КПД ≤ 5 %) и поиски путей их усовершенствования.

Цикл Карно — самый эффективный из всех возможных. Его КПД максимален.

На рисунке изображены термодинамические процес-сы цикла. В процессе изотермического расширения (1-2) при температуре T 1 , работа совершается за счет измене-ния внутренней энергии нагревателя, т. е. за счет подве-дения к газу количества теплоты Q :

A 12 = Q 1 ,

Охлаждение газа перед сжатием (3-4) происходит при адиабатном расширении (2-3). Изменение внутренней энергии ΔU 23 при адиабатном процессе (Q = 0 ) полностью преобразуется в механическую работу:

A 23 = -ΔU 23 ,

Температура газа в результате адиабатического рас-ширения (2-3) понижается до температуры холодильни-ка T 2

Если вспомнить формулу то получается:

У какого двигателя самый большой КПД?

Теперь хочу поговорить о бензиновом и дизельном вариантах, и выяснить кто же из них наиболее эффективный.

Если сказать простыми, языком и не лезть в дебри технических терминов то – если сравнить два КПД – эффективнее из них, конечно же дизель и вот почему:

1) Бензиновый двигатель преобразует только 25 % энергии в механическую, а вот дизельный около 40%.

2) Если оснастить дизельный тип турбонаддувом, то можно достигнуть КПД в 50-53%, а это очень существенно.

Так почему он так эффективен? Все просто — не смотря на схожей тип работы (и тот и другой являются агрегатами внутреннего сгорания) дизель выполняет свою работу намного эффективнее. У него большее сжатие, да и топливо воспламеняется от другого принципа. Он меньше нагревается, а значит происходит экономия на охлаждении, у него меньше клапанов (экономия на трении), также у него нет, привычных нам, катушек зажигания и свечей, а значит не требуется дополнительные энергетические затраты от генератора. Работает он с меньшими оборотами, не нужно бешено раскручивать коленвал — все это делает дизельный вариант чемпионом по КПД.

О топливной эффективности дизеля

ИЗ более высокого значения коэффициента полезного действия – следует и топливная эффективность. Так, например двигатель 1,6 литра может расходовать по городу всего 3 – 5 литров, в отличие от бензинового типа, где расход 7 – 12 литров. У дизеля намного , сам двигатель зачастую компактнее и легче, а так же в последнее время и экологичнее. Все эти положительные моменты, достигаются благодаря большему значению , есть прямая зависимость КПД и сжатия, смотрим небольшую табличку.

Однако не смотря на все плюсы у него также много и минусов.

Как становится понятно, КПД двигателя внутреннего сгорания далек от идеала, поэтому будущее однозначно за электрическими вариантами – осталось только найти эффективные аккумуляторы, которые не боятся мороза и долго держат заряд.

КПД двигателя внутреннего сгорания. Сколько приблизительно равен, а также мощность в процентах

Наверное, каждый задавался вопросом о КПД (Коэффициенте Полезного Действия) двигателя внутреннего сгорания. Ведь чем выше этот показатель, тем эффективнее работает силовой агрегат. Самым эффективным на данный момент времени считается электрический тип, его КПД может достигать до 90 – 95 %, а вот у моторов внутреннего сгорания, будь то дизель или бензин он мягко сказать, далек от идеала …

Читать еще:  Bm joy 50 какой двигатель

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

Если честно, то современные варианты моторов намного эффективнее своих собратьев, которые были выпущены лет так 10 назад, и причин этому масса. Сами подумайте раньше вариант 1,6 литра, выдавал всего 60 – 70 л.с. А сейчас это значение может достигать 130 – 150 л.с. Это кропотливая работа над увеличением КПД, в который каждый «шажок» дается методом проб и ошибок. Однако давайте начнем с определения.

КПД двигателя внутреннего сгорания – это значение отношения двух величин, мощности которая подается на коленчатый вал двигателя к мощности получаемой поршнем, за счет давления газов, которые образовались путем воспламенения топлива.

Если сказать простым языком, то это преобразование термической или тепловой энергии, которая появляется при сгорании топливной смеси (воздух и бензин) в механическую. Нужно отметить что такое уже бывало, например у паровых силовых установок — также топливо под воздействием температуры толкало поршни агрегатов. Однако там установки были в разы больше, да и само топливо было твердое (обычно уголь или дрова), что затрудняло его перевозку и эксплуатацию, постоянно нужно было «поддавать» в печь лопатами. Моторы внутреннего сгорания намного компактнее и легче «паровых», да и топливо намного проще хранить и перевозить.

Подробнее о потерях

Если забегать вперед, то можно уверенно сказать что КПД бензинового двигателя находится в пределах от 20 до 25 %. И на это много причин. Если взять поступающее топливо и пересчитать его на проценты, то мы как бы получаем «100% энергии», которая передается двигателю, а дальше пошли потери:

1) Топливная эффективность. Не все топливо сгорает, небольшая его часть уходит с отработанными газами, на этом уровне мы уже теряем до 25% КПД. Конечно, сейчас топливные системы улучшаются, появился инжектор, но и он далек от идеала.

2) Второе это тепловые потери. Двигатель прогревает себя и множество других элементов, такие как радиаторы, свой корпус, жидкость которая в нем циркулирует. Также часть тепла уходит с выхлопными газами. На все это еще до 35% потери КПД.

3) Третье это механические потери. НА всякого рода поршни, шатуны, кольца – все места, где есть трение. Сюда можно отнести и потери от нагрузки генератора, например чем больше электричества вырабатывает генератор, тем сильнее он тормозит вращение коленвала. Конечно, смазки также шагнули вперед, но опять же полностью трение еще никому не удалось победить – потери еще 20 %

Таким образом, в сухом остатке, КПД равняется около 20%! Конечно из бензиновых вариантов есть выделяющиеся варианты, у которых этот показатель увеличен до 25%, но их не так много.

ТО есть если ваш автомобиль расходует топлива 10 литров на 100 км, то из них всего 2 литра уйдут непосредственно на работу, а остальные это потери!

Конечно можно увеличить мощность, например за счет расточки головки, смотрим небольшое видео.

Если вспомнить формулу то получается:

У какого двигателя самый большой КПД?

Теперь хочу поговорить о бензиновом и дизельном вариантах, и выяснить кто же из них наиболее эффективный.

Если сказать простыми, языком и не лезть в дебри технических терминов то – если сравнить два КПД бензинового и дизельного агрегатов – эффективнее из них, конечно же дизель и вот почему:

1) Бензиновый двигатель преобразует только 25 % энергии в механическую, а вот дизельный около 40%.

2) Если оснастить дизельный тип турбонаддувом, то можно достигнуть КПД в 50-53%, а это очень существенно.

Так почему он так эффективен? Все просто — не смотря на схожей тип работы (и тот и другой являются агрегатами внутреннего сгорания) дизель выполняет свою работу намного эффективнее. У него большее сжатие, да и топливо воспламеняется от другого принципа. Он меньше нагревается, а значит происходит экономия на охлаждении, у него меньше клапанов (экономия на трении), также у него нет, привычных нам, катушек зажигания и свечей, а значит не требуется дополнительные энергетические затраты от генератора. Работает он с меньшими оборотами, не нужно бешено раскручивать коленвал — все это делает дизельный вариант чемпионом по КПД.

Читать еще:  Что такое дизеление двигателя опель

О топливной эффективности дизеля

ИЗ более высокого значения коэффициента полезного действия – следует и топливная эффективность. Так, например двигатель 1,6 литра может расходовать по городу всего 3 – 5 литров, в отличие от бензинового типа, где расход 7 – 12 литров. У дизеля намного больше крутящий момент, сам двигатель зачастую компактнее и легче, а так же в последнее время и экологичнее. Все эти положительные моменты, достигаются благодаря большему значению степени сжатия, есть прямая зависимость КПД и сжатия, смотрим небольшую табличку.

Однако не смотря на все плюсы у него также много и минусов.

Как становится понятно, КПД двигателя внутреннего сгорания далек от идеала, поэтому будущее однозначно за электрическими вариантами – осталось только найти эффективные аккумуляторы, которые не боятся мороза и долго держат заряд.

На этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.

(59 голосов, средний: 3,78 из 5)

Тепловые двигатели КПД

Понятие теплового двигателя

Рассмотрим, опыт. В пробирку нальём немного воды. Затем плотно закроем пробирку пробкой. Нагреем воду до кипения. В результате кипения воды, образуется пар, внутренняя энергия которого увеличивается. В результате пробка под давлением пара вылетает. Значит внутренняя энергия совершила работу, вытолкнула пробку. Пробка приобрела кинетическую энергию.

Тепловым двигателем называют устройства, в которых внутренняя энергия превращается в механическую энергию.

Виды тепловых двигателей. Устройство на примере двигателя внутреннего сгорания

Существует, несколько видов тепловых двигателей:

1) Паровая машина

2) Паровая и газовые турбины

3) ДВС и дизельный двигатель

4) Реактивный двигатель

Рассмотрим, устройство теплового двигателя на примере ДВС.

Двигателем внутреннего сгорания называют устройство, в котором топливо сгорает внутри.

5) Кулачки эксцентрики.

6) Впускной и выпускной клапан.

8) Коленчатый вал.

Принцип действия теплового двигателя

В работе теплового двигателя используются четыре такта. Впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск.

Тактом называют расстояние между верхней мёртвый точкой цилиндра и нижней мёртвой точкой.

Через 1 клапан в цилиндр под давлением атмосферы поступает горючая смесь. Которая опускает поршень вниз. Этот такт называют пуском. Поршень поднимается и сжимает горючую смесь до давления 4 — 5 атмосфер. И в этот момент загорается свеча. Второй такт называют сжатие. Третий такт. Горючая смесь сгорает при температуре 1600 — 1800 градусов. Образуется отработанный пар или газ под давлением которого, поршень опускается вниз. Совершается главный рабочий ход. 4 такт: по инерции поршень поднимается и выталкивает отработанные пары и газы. Открывая выпускной клапан, наружу.

Виды топлива. КПД

При работе тепловых двигателей используются различные виды топлива: бензин, керосин, нефть, природный газ, каменный уголь, спирт, древесный уголь.

Любой тепловой двигатель превращает в механическую энергию только незначительную часть топлива. Не используется эффективно, а выбрасывается в окружающее пространство. Очень важно знать какую часть энергии, выделяемую топливом, тепловой двигатель превращает в полезную работу. Чем больше эта часть энергии, тем двигатель экономичнее. Для характеристики экономичности различных тепловых двигателей введено понятие коэффициента полезного действия двигателя (КПД).

Отношение совершенной к полезной работы двигателя к энергии, полученное от нагревателя, называют коэффициентом полезного действия теплового двигателя.

Каждый изобретатель, создавая свой двигатель стремится повысить коэффициент полезного действия. То есть уменьшить количество теплоты, который выбрасывается в атмосферу. На сегодняшний день, КПД достаточно маленький. Например ДВС, имеют КПД от 20 до 40%, паровые двигатели 30%, а дизельный двигатель имеет 35%, а у новых образцов 45%. Поэтому для экономики больше пользы приносят дизельные двигатели.

Устройство и действие паровой турбины

В современной технике широко применяют другой тип теплового двигателя. В нём пар или газ нагретый до высокой температуры вращает вал двигателя при помощи турбин.

2) Насаженный диск.

3) На дисках закреплены лопатки.

5) Паровой котел.

Струи пара вырываются из сопла, оказывают значительное давление на лопатки. И приводят турбину в быстрое вращательное движение. В современных турбинах применяют не один, а несколько дисков насаженных на общий вал. Последовательно пар проходит через лопатки всех дисков. Отдавая каждому из них часть своей энергии. В нашей стране строят паровые турбины мощностью от нескольких кВт до 1200000 кВт. Применяют турбины на тепловых электрических станциях и на кораблях. Постепенно находят все более широкое применение газовые турбины. В которых вместо пара используются продукты сгорания газа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector