10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое маховый момент двигателя

Что такое крутящий момент двигателя и как его рассчитать?

Автоликбез 29 сентября 2019

Среди всех важных параметров двигателя авто наиболее показательным является мощность. Автолюбители часто оперируют «лошадиными силами» и забывают про еще один важный параметр, характеризующий машину – крутящий момент двигателя. Хотя данный показатель считается менее значимым, он определяет, насколько резким будет старт и дальнейшее ускорение авто.

Понятие крутящего момента двигателя

КМ можно представить как показатель силы вращения коленвала. Перед тем, как в нем разобраться, начнем с мощности и количества оборотов, а также разберем, почему все эти параметры взаимосвязаны. Первая характеристика подразумевает работу, которая производится за временную единицу. Под работой подразумевается преобразование энергии сгорания топлива в кинетическую. Вторая характеристика говорит о количестве оборотов вала в минуту. Ну, а крутящий момент можно назвать производной от этих характеристик величиной.

Учитывая принятую систему измерения силы в ньютонах (Н), а длины в метрах (м), крутящий момент измеряется в «Нм», поскольку речь о силе, прикладываемой к поршню и длине плеча коленчатого вала. Чем больше эта величина, тем выше динамика авто, соответственно, тем быстрее оно развивает заявленное количество «лошадок».

От чего зависит величина крутящего момента двигателя?

  • радиус кривошипа коленвала;
  • давление, создаваемое в цилиндре;
  • поршневая площадь;
  • объем.

По большей части, величина будет зависеть от объема ДВС: с его увеличением будет расти сила, которая воздействует на поршень. Конечно, немаловажную роль играет и радиус кривошипа, но учитывая конструктивные особенности современных двигателей, варьирование этой величины возможно только в небольших пределах. Также стоит сказать о зависимости от давления: чем оно больше, тем больше прикладываемая сила.

Формула расчета крутящего момента

Сначала посмотрим на формулу расчета мощности:

Р(мощность, кВт) = М(крутящий момент, Нм) х n (число оборотов в минуту) / 9550.

Расчет КМ выглядит следующим образом:

М(крутящий момент, Нм) = Р(мощность, кВт) x 9550 / n (число оборотов в минуту).

Дабы рассчитать нужные величины и не запутаться, достаточно воспользоваться конвертером, который доступен на многих автолюбительских сайтах.

Как измеряется крутящий момент?

Для этого достаточно взглянуть на техническую документацию своего авто. Но реальные измерения также доступны: необходимо использовать специальные датчики. Они позволят провести статические и динамические измерения.

Измерение заключается в создании ситуации, где двигатель набирает максимальные обороты, затем тормозится: в процессе создается график, демонстрирующий максимальный момент мотора в момент нажатия на тормоз. Сначала показатель будет небольшим, затем будет наблюдаться рост, достижение пика и падение.

СТО должны оснащаться профессиональными тензометрами: все измерения обрабатывает специальное ПО, а результаты отображаются в виде графиков. Основная сложность в измерении КМ – достичь высокой точности показаний. Устаревшие контактные, светотехнические или индукционные тензометры не обеспечивали должной эффективности, поэтому в настоящий момент используются измерители в виде компактного передатчика, закрепляемого на вал: он передает данные на прибор-приемник, предоставляющий данные, не нуждающиеся в обработке.

Мощность или крутящий момент – что важнее?

Для решения этой дилеммы необходимо понять несколько фактов:

  • мощность имеет линейную зависимость от частоты оборотов коленвала: быстрее вращение – больше показатель;
  • мощность – производная КМ;
  • до определенного значения рост КМ зависим от числа оборотов: быстрее вращение – выше КМ. Но преодолев пиковое значение, он снижается.

Отсюда можно прийти к выводу, что крутящий момент – приоритетный параметр, характеризующий возможности мотора. В то же время, нельзя пренебрегать мощностью: это значит, что производители автомобилей должны настроить работу агрегата таким образом, чтобы соблюдался баланс этих величин.

Как можно увеличить крутящий момент двигателя?

  1. Смена коленчатого вала. К недостатка метода можно отнести тот факт, что это редкая для многих марок авто деталь: часто ее делают на заказ. Кроме того, это снизит долговечность двигателя.
  2. Расточка цилиндров. Более популярный метод, основанный на увеличении объема цилиндра. Метод доступен в большинстве автосервисных мастерских.
  3. Настройка карбюратора. Зачастую используется в дополнение к расточке.
  4. Увеличение турбонаддува. Доступно в моделях с турбированным двигателем. Тем не менее, снимая ограничения в блоке, который отвечает за управление компрессором – достаточно опасный способ, снижающий запас нагрузок в моторе. Тем, кто на него решается, также приходится прибегать к увеличению камеры сгорания, улучшению охлаждения, регулировке впускного клапана и смене распредвала, коленвала и поршней.
  5. Изменение газодинамики. Еще один метод, который по плечу только профессионалам. К тому же, убирая ограничения можно столкнуться не только с выросшей динамикой, а и с ухудшением сцепления.
  6. Использование масляного фильтра. Простой способ, снижающий засорение двигателя и продлевающий срок эксплуатации его запчастей.
Читать еще:  Авто гранта какой двигатель на гранте

Как видно, мотор – это сложный агрегат. Он уже рассчитан с использованием сложных инженерных формул и технологий, а значит, увеличение характеристики крутящего момента нежелательно. Если желание все же есть, стоит обратить внимание на два первых пункта. Можно, конечно, попытаться устранить заводские дефекты: убрать в камерах сгорания непродуваемые зоны и убрать в стыках заостренные углы, а также, неровности на клапанах. Но придется доверить эти операции специалистам своего дела.

Отдельно стоит сказать о так называемых усилителях КМ: их принцип основан на отборе мощности уменьшением оборотов, что не лучшим способом сказывается на долговечности конструкции. Подобные решения не увеличивают КМ, а позволяют его плавно менять на постоянных оборотах.

Какому двигателю отдать предпочтение?

В настоящий момент к привычным ДВС на дизельном топливе или бензине добавились еще и электродвигатели. Во всех этих конструкциях крутящий момент двигателя может кардинально отличаться.

Бензиновый двигатель

Действие основано на впрыске и формировании воздушно-топливной смеси с последующим возгоранием от искры свечей зажигания. Процесс происходит при температуре в 500 градусов, а коэффициент сжатия находится в районе 10 единиц.

Дизельный двигатель

Здесь коэффициент сжатия достигает уже 25 единиц, а температура составляет 900 градусов. При таких условиях смесь воспламеняется без необходимости в использовании свечей.

Электродвигатель

Пожалуй, самый простой и прогрессивный вариант, который лучше вообще исключить из списка. Дело в том, что трехфазный асинхронный двигатель работает по другому принципу, кардинально отличающемуся от традиционных ДВС. Здесь пикового КМ в 600 Нм можно достичь на любой скорости. Если же говорить о «лошадях», у Теслы их количество составит 416.

Но пока электрокары не получили повсеместного распространения. И если этот вариант по каким-либо причинам недоступен, рассмотрим особенности бензиновых и дизельных агрегатов. При одинаковых объемах первый способен давать высокую скорость, второй – быстрый разгон.

В заключение

Как уже отмечалось, КМ требует внимания непосредственно при выборе авто. Зная ключевые особенности двигателей, теперь не составит труда определиться с выбором. Что до увеличения значений крутящего момента в имеющейся машине, не стоит забывать о балансе, заложенном производителем, и уж тем более нежелательно прибегать к кардинальным мерам. Увеличение динамики можно рекомендовать только в силовых агрегатах, причем КМ должен располагаться в диапазоне, где он может достигать пиковых значений. Как бы там ни было, планомерное распространение электрокаров вскоре может избавить от мук выбора. А пока, лучше быть осведомленным в технических деталях машины, как минимум, это позволит не теряться среди вопросов коллег-автолюбителей.

Крутящий момент двигателя: Что это за характеристики и от чего зависит

При выборе транспортного средства люди обращают внимание на показатели силовой установки. Крутящий момент двигателя это один из показателей, который необходимо учитывать при выборе автомобильной или самоходной техники.

Что значит крутящий момент двигателя

Существует ошибочное мнение, что чем больше мощностной показатель силовой установки, тем она лучше. Помимо максимальной мощности существует немаловажный показатель – крутящий момент. Многие автомобилисты задаются вопросом, что означает крутящий момент двигателя?

Показатель является силой, передаваемой на шейку коленчатого вала силовой установки. В моторах автомобилей и самоходной техники сила передаётся от вспышки, возникающей в камере сгорания. После воспламенения рабочей смеси поршень движется вниз. Усилие от поршневого элемента передается на шейку.

СПРАВКА: Измеряют показатель в Ньютон метрах (Н.м). Для того чтобы вычислить крутящий момент двигателя используется формула – Кр.м = L*F. F – Сила, применяющаяся к коленвалу силовой установки. L – Размер плеча, исчисляется в метрах.

От чего зависит крутящий момент двигателя

Показатель является непостоянным. В силовом агрегате автомобильной или самоходной техники он зависит от увеличения или уменьшения усилия воздействующего на коленчатый вал. При воздействии на механизм управления дроссельной заслонкой (при нажатии на газ в кабине транспортного средства) меняется объем рабочей смеси, подаваемой в камеру сгорания.

При увеличении массы рабочей смеси усилие, воздействующее на коленчатый вал, повышается. При уменьшении объема рабочей смеси усилие уменьшается. Таким образом, крутящий момент зависим от усилия, воздействующего на коленчатый вал силовой установки.

Набор оборотов моделью внутреннего сгорания зависит от показателя крутящего момента. Максимальный крутящий момент двигателя, в отличие от мощности, не соответствует максимальным оборотам силовой установки.

При достижении валом определенного числа оборотов свободному вращению препятствуют силы трения, замедленное действие выпуска выхлопных газов, медленная подача рабочей смеси и т.д. При этом сила, воздействующая на вал, снижается. Уменьшение усилия влечет за собой снижение момента.

Читать еще:  Что такое каса для двигателя

Некоторых автомобилистов интересует вопрос, на что влияет крутящий момент двигателя? Момент влияет на динамические показатели силовой установки внутреннего сгорания. Чем выше будет вращающий момент, тем быстрее мотор наберёт необходимое количество оборотов.

ВАЖНО: Высокий показатель вращающего момента способствует быстрому разгону автомобиля. Это важно в начале движения, обгоне и т.д.

Крутящий момент и мощность двигателя

Мощность установки может измеряться лошадиными силами или киловаттами. Она прямо зависима от количества оборотов маховика. Производитель указывает максимальный показатель мощности и число оборотов. При уменьшении оборотов снижается мощность силовой установки.

Если мотор имеет наибольшую мощность 100 лошадиных сил и число оборотов – 6000, при достижении маховиком 3000 оборотов в минуту мощность мотора будет составлять 50 л. с. При холостых оборотах силовой установки мощность будет минимальной.

Для достижения максимального показателя мощности необходимо чтобы мотор набрал определённое число оборотов. Для этого требуется временной промежуток. Чем выше будет вращательное число, тем меньше будет временной промежуток набора максимума.

СПРАВКА: Вращательное число зависит от размера шатуна, через который усилие передается от поршня на коленвал силовой установки. Чем больше длина шатуна, тем выше число

Бензиновый или дизельный мотор, что лучше

Мнения по поводу характеристик бензиновых и дизельных силовых установок расходятся. При одинаковых объемах рабочих цилиндров, мощностной коэффициент отличается.

Бензиновая установка

Воспламенение рабочей смеси в камере сгорания бензинового ДВС осуществляется следующим образом:

  • В полость рабочего цилиндра поступает смесь, при движении поршневого элемента к нижней мертвой точке;
  • После заполнения камеры сгорания рабочей смесью поршень начинает движение к верхней мертвой точке. При этом закрываются клапана механизма распределения газов. Под действием поршневого элемента рабочая смесь сжимается;
  • При максимальном сжатии срабатывает свеча зажигания. Она подаёт искру в полости цилиндра. Смесь воздушной массы с горючим воспламеняется от искры;

  • После передачи усилия на шейку коленчатого вала открывается выпускной клапан механизма распределения газов. Выхлопные газы выводятся в атмосферу.

Благодаря своей конструкции бензиновый агрегат отличается большим количеством лошадиных сил. При этом степень вращения низкая. Моторы развивают большое количество оборотов.

Дизельная установка

Конструкция мотора работающего на дизельном топливе отличается. Воспламенение горючего осуществляется без применения свечи зажигания. Процесс происходит следующим образом:

  1. При движении поршневого элемента к нижней мертвой точке открывается впускной клапан механизма распределения газов. В отличие от бензинового ДВС в полость цилиндра поступает воздушная масса без горючего;
  2. При смещении поршня к верхней мертвой точке, оба клапана газораспределительного механизма закрываются;
  3. По достижению воздушной массой максимального сжатия в камеру подается дизельное топливо;
  4. Под действием давление топливо воспламеняется.

СПРАВКА: Вывод выхлопных газов в атмосферу ничем не отличается от бензиновой установки. После сгорания топлива с воздухом открывается выпускной клапан, и поршневой элемент выталкивает выхлопные газы из камеры.

Конструкция дизельного мотора предусматривает более высокую компрессию. Это увеличивает усилие оказываемое на кривошипно-шатунный механизм. Дизельные моторы развивают более низкое число оборотов. Их увеличение приводит к уменьшению срока службы комплектующих.

Высокое усилие позволяет дизельному мотору потреблять минимальное количество топлива на холостом ходу и более динамично разгонять транспортное средство до достижения им максимальной мощности с места. Такой показатель важен на тракторах и различных самоходных машинах использующихся под высокой нагрузкой.

Как увеличить усилие, действующее на коленвал

Для увеличения силы и улучшения динамических показателей мотора, автовладельцы выполняют тюнинг установки. Улучшения можно добиться двумя способами.

Модернизация механизма распределения газов

Для облегчения подачи воздушной массы и выпуска выхлопных газов модернизируют газораспределительный механизм и впускной, выпускной тракт:

  • Устанавливают клапана с увеличенным диаметром тарелок;
  • Стандартные распределительные валы меняют на изделия с другой фазой;
  • Устраняют препятствия во впускном и выпускном коллекторе;
  • Устанавливают турбонаддув.

Увеличение общего объема цилиндров

Увеличить объем можно при помощи увеличения диаметра рабочих цилиндров. Диаметр увеличивают путем расточки. При этом толщина стенки цилиндра уменьшается. Можно установить гильзы необходимого диаметра от другого силового агрегата. Съемные гильзы облегчат капитальный ремонт силовой установки.

Прошивка ЭБУ

Улучшить динамические показатели силовой установки, можно перепрограммировав электронный блок управления. Такой способ позволяет изменить количество рабочей смеси и время воспламенения. Для перепрограммирования необходимо наличие специализированного оборудования.

Программирование электронного блока управления двигателем внутреннего сгорания лучше доверить профессионалам. Неправильная прошивка или нарушение процедуры программирования может привести к некорректной работе мотора или полному выходу из строя ЭБУ.

Читать еще:  Высокая температура двигателя volvo s60

Из вышеперечисленного следует, что при подборе двигателя внутреннего сгорания необходимо учитывать показатель крутящего момента. Измеряется крутящий момент двигателя в «Н.м». Высокое усилие на маховик силового агрегата свидетельствует о хороших динамических показателях.

Что такое маховик и зачем он нужен в автомобиле?

Представить автомобиль без двигателя невозможно, как и двигатель без такой детали как «маховик» или маховое колесо. Опытному автолюбителю не надо объяснять, что это такое, а новичок может и не знать, какую роль играет маховик в двигательной системе автомобиля. В процессе его эксплуатации, как и с любой деталью, возникают те или иные проблемы — трещины, коррозия, загрязнения и т.д. Поэтому каждому автолюбителю необходимы хотя бы общие представления о строении и работе маховика.

Функции маховика

Маховик — деталь многофункциональная, одна из функций которого копить кинетическую энергию. Представляет собой диск, прикреплённый с оборотной стороны к коленвалу. Маховик устроен таким образом, что относится ко многим системам двигателя. Без маховика вряд ли получится завести машину и заставить её двигаться куда-либо. При этом на него возлагается не только главная ответственность за работу двигателя, но и за выполнение трёх задач одновременно.

  1. Маховик как часть КШМ (криво-шатунного механизма) отвечает за сглаживание величины неравномерностей, возникающих при работе коленвала. За счёт этого обеспечивается высокая производительность мотора (его КПД).
  2. Перенос крутящего момента к коробке передач от силовой установки (трансмиссии). Здесь маховое колесо — главный диск сцепления и обеспечивает процесс движения машины.
  3. Перенос крутящего момента с редуктора стартера на коленвал; этот процесс и заставляет мотор «оживать».

Виды конструкций маховиков

  • сплошная;
  • двухмассовая;
  • облегченная.

Чаще других применяется сплошной тип махового колеса. Это цельный диск с зубчатым венцом на торцевой части. При запуске мотора, коленвал проворачивается благодаря зубцам венца, напрессованным на внешнюю дисковую сторону.

Второй вид — двухмассовый маховик. Из названия вытекает, что в его составе два диска, соединенные посредством пружинно-демпферной системы, они успешно противостоят сильным оборотным вибрациям. Удвоение дисков предотвращает перегрузки силовой установки и помогает контролировать (скорее, экономить, что вдвойне выгодно) расход топлива.

Самое современное маховое колесо сегодня — третий вид маховиков, облегченный. Сравнивая с другими видами, облегченный маховик потому так и назван, что весит на полтора килограмма меньше. Это положительно сказывается на работе мотора, который достигает максимума оборотов за более короткий срок. Облегчённый вес способствует и увеличению мощности (до 5%), наблюдается в характеристиках некоторых моделей автомобилей.

Маховое колесо, на первый взгляд, деталь простая, однако без неё невозможна работа всего двигателя. Всё, как в поговорке «мал, да удал». Поэтому требуется регулярная проверка маховика для того, чтобы обнаружить неполадки вовремя, и если понадобится — произвести необходимый ремонт.

5 Приведение моментов статической нагрузки и моментов инерции

1.3. Приведение моментов статической нагрузки и моментов инерции

Механическая часть электропривода – может быть сложной кинематической цепью с большим числом движущихся элементов. Каждый из элементов реальной кинематической цепи обладает упругостью, т.е. деформируется под нагрузкой, а в соединениях элементов имеются воздушные зазоры.

Если учитывать эти факторы, то расчетная схема механической части привода будет представлена многомассовой механической системой с упругими связями и зазорами, расчет которой представляет большие трудности. Но многомассовые системы могут быть приведены и 2-х либо 3-х массовой системе.

Эти расчетные схемы используются только в тех ответственных случаях, где пренебрежение упругостью и зазором приведет к большим ошибкам расчета (механизмы с гибкими связями, длинными валами, канатами). Но в большинстве практических случаев в инженерных расчетах при решении задач, не требующих большой точности, и для механических звеньев, обладающих небольшими зазорами и незначительной упругостью (большой жесткостью), можно пренебречь зазорами и упругостью, приняв механические связи абсолютно жесткими.

Расчетную схему механической части привода можно свести к одному обобщенному жесткому механическому звену, имеющему эквивалентную массу с моментом инерции , на которую воздействует электромагнитный момент двигателя и суммарный приведенный к валу двигателя момент сопротивления (статический момент) , учитывающий все механические потери в двигателе.

Пусть имеется двигатель, который приводит в движение механизм посредством системы передач с передаточными числами i1 и i2 (рис. 1.2).

Предположим, что кинематическая схема характеризуется следующими величинами:

in – передаточное число всех промежуточных передач;

ηn – КПД промежуточных передач между двигателем и рабочим органом (механизмом);

ωдм – угловые скорости вращения двигателя и производственного механизма;

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию