Что такое реклама двигатель торговли
Реклама – двигатель торговли
Уважаемые рекламодатели! Не хотите ли провести самостоятельное социологическое исследование? Задайте только один вопрос вашим знакомым: «Что такое реклама?» Мы провели такой мини-опрос среди клиентов. 65 человек из 70 ответили: «Реклама — двигатель торговли!»
Такова роль стереотипа. Из глубин памяти с готовностью возникает расхожее выражение, построенное по всем правилам рекламного лозунга. Афоризм стерт и со временем приобрел ироническую окраску. Почти все 65 человек ответили так в шутку. Ну, а если не в шутку? Что такое реклама? Пожалуй, если опрашиваемые принялись бы отвечать всерьез, все 70 ответов могли бы оказаться разными.
Ведь и у сведущих источников мы не найдем одинакового толкования.
Энциклопедический словарь (редакция 1964 года):
«Под рекламой понимают публичное толкование о чем-либо, излишне усердное пропагандирование какого-либо предприятия, дела, производства, усовершенствования….»
Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона:
«Реклама — объявление о продаваемых товарах или предлагаемых услугах, с целью привлечь потребителей расхваливанием, часто преувеличенным, качеств товара…»
Современный Словарь бизнес-терминов:
«Средство распространения информации и убеждения людей. »
Как вы видите, большой любви к рекламе толковые и умные книги не испытывают!
Даже «авторитет» от политической рекламы Жак Сегела однажды «выдал»: Только не говорите моей матери, что я работаю в рекламном агентстве. Она думает, что я служу тапером в борделе! Конечно это – «чистой воды» «позерство». Ну что взять с французишки?
Безусловно, большинство рекламистов и пиарщиков (от английского PR — Public Relations – «связи с общественностью») уважают как продукт своего творчества, так и своих клиентов: «Реклама — это экономика, политика, искусство».
Попытаемся и мы разобраться в том, что же такое реклама. Какие сферы жизни она охватывает, какие функции выполняет?
Скажем сразу: реклама всегда и везде отражала и отражает всю сложность той общественно-экономической формации, в которой она развивается.
Реклама в развитых зарубежных странах, а в последние 10-15 лет и в России — огромная индустрия, которая влияет на умы большого количества людей.
Армия творческих и технических работников, креативщиков, дизайнеров, препрессоров и просто программистов, занятых в рекламных компаниях и корпорациях, в газетах и журналах, на радио и телевидении не только пропагандирует товары, услуги и кандидатов в различные «думы». Она пропагандирует образ жизни, идеологию.
Но реклама в нашем обществе не должна стать средством обмана. Одно из главных требований, предъявляемых к ней, — правдивость или, говоря юридическим языком, «соответствие действительности».
Сфера рекламы обширна. Реклама знакомит с новым товаром, рассказывает о выставке, представляет героев будущего блокбастера, ориентирует на самые современные виды услуг. Особая роль рекламы в том, что она проникает в самую труднодоступную для внешнего влияния сферу жизни — в семью, в каждодневный быт людей, воздействует на их разум и чувства.
До последнего времени реклама в России завоевывала прочные позиции. Быстрый рост ассортимента разнообразных товаров и самых невообразимых до прежнего времени услуг предопределил и интенсивное развитие рекламного бизнеса: оперативная и широкая информация стала необходимостью.
В России появилось большое количество рекламных организаций: рекламные агентства и фирмы, бюро и отделы.
Росло и число рекламных еженедельников, пользующихся у населения большой востребованностью. Многие полосы газет и журналов отданы рекламе. Телевидение и радио вставляют постоянные рекламные паузы, с огромных билбордов вас призывают покупать и покупать. Крутится-вертится вечный двигатель торговли.
В своем изложении мы не углублялись и в исследовательские дебри. Вместе с вами, уважаемый рекламодатель, мы порассуждали об экономической и политической стороне рекламы, попытались проследить, как она воздействует на нас.
Но особенно существенно — как мы влияем на нее. Немногие задумываются над тем, что, в итоге, именно мы с вами должны устанавливать требования к продукции всякого рода, в том числе и рекламы. Поэтому именно мы не должны оставаться равнодушными, когда встречаем безвкусицу и пошлость, когда читаем бездарные рекламные вирши и рассматриваем убого оформленные витрины. Мы, именно мы, должны активнее включаться в этот обратимый процесс, который позволит рекламе подняться выше.
Для этого последний совет: обращайтесь в серьезные рекламные агентства, не первый год работающие на рынке рекламы, имеющие и своих редакторов, и дизайнеров, и филологов. Прислушивайтесь к их требованиям и мнению – и ваша реклама будет не только грамотной, красиво оформленной стилистически или графически, но, что самое главное, эффективной.
Персональные данные посетителей обрабатываются на сайте.
Преимущества службы
Доска объявлений
Быстро, удобно — не нужно никуда ездить, подать объявление можно с любого телефона или через интернет;
Без переплаты — служба Доска объявлений Перми принимает рекламу по ценам газет;
Мгновенная оплата — через Сбербанк Онлайн, «Центральную кассу» или онлайн-платежом через сайт.
Примеры креативной рекламы:
XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
Реклама — двигатель торговли.
- Авторы
- Файлы работы
- Сертификаты
Аннотация: Данная статья объясняет понятие рекламы, ее необходимость, а также плюсы и минусы данной деятельности.
Ключевые слова: реклама, информация, продажи, товар, потребитель, производитель, продукт.
В наше стремительное время, когда количество информации неуклонно увеличивается, а количество свободного времени уменьшается, на авансцену продаж товаров или услуг выходит реклама. Многие считают рекламу негативной и надоедливой, но отвергать то, что она способствует развитию рекламируемого продукта, никто не станет отрицать.
Реклама — направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования или поддержания интереса к нему.
Кому нужна реклама?
С чем же это связано? Прежде всего – со спецификой самого товара, ведь базовые продукты питания — это не тот продукт, который требует массированной рекламной поддержки. Фактически, для успешного продвижения необходимо выполнение только двух обязательных условий – у вас должен быть качественный продукт (свежий, вкусный и привлекательный внешне) и этот продукт должен быть доступен для покупателя (в данном случае, мы говорим о представленности продукта в торговых точках). В случае высокотехнологичных товаров и услуг продвижение предполагает необходимость обучения и убеждения покупателя в том, что товар ему нужен. Мы все понимаем, что «умный дом» или Iphone последней версии – это отнюдь не товары первой необходимости. Да, правило двух обязательных условий сработает и здесь – высокое качество и возможность покупки тоже весьма значимы для покупки, но отнюдь не являются обязательными и достаточными. Так, покупатель, который четко осознает свою потребность в усовершенствовании своего дома или замены утерянного, или сломавшегося смартфона на новый – сам найдет продавца и купит нужный ему товар. Но, в отличие от рынка продуктов питания, количество таких покупателей изначально существенно меньше, и для его увеличения необходимо дополнительное стимулирование покупателя. Именно в результате подобного подхода Iphone и становится не просто средством связи, как любой другой телефон, а символом статуса, признаком принадлежности к определенной социальной группе, а порой и необходимым условием для осознания покупателем своей успешности.
В этом случае возможно даже искусственное и намеренное ограничение доступности товара, для того, чтобы повысить заинтересованность потребителя в покупке – предпродажи айфонов, очередь на покупку сумки Birkin и т.д. Очевидно, что с продуктами питания такое возможно только в редких случаях – исходная ограниченность доступа к ресурсу (черная икра) или же эксклюзивность и премиальный уровень продукта, как например, платиновые пончики, разработанные американскими кондитерами, или американские же Douche Burger с трюфелями, омарами и икрой.
В случае же с базовыми продуктами питания нет необходимости в обучении покупателя, нет резона убеждать покупателями в необходимости товара или же его эксклюзивности. Между тем, многие производители, продолжают настаивать на необходимости максимально активной рекламы для успешного продвижения товара.
Реклама: за и против
Давайте попробуем разобраться, в чем же слабость подобной позиции и насколько нужна активная рекламная поддержка локальным хлебопекарным производствам. При принятии решения о затратах на рекламу, необходимо учитывать целый ряд факторов, рассмотрим подробнее каждый из этих факторов
1. Эффект масштаба.
Прежде всего, это касается локальных производителей, которые зачастую начинают агрессивную рекламную кампанию в качестве ответа на аналогичные действия федерального игрока. Данный подход в корне неверен – пример с федерального игрока брать не нужно, ведь очевидно, что в силу эффекта масштаба на продажу единицу продукции федеральный игрок тратит меньше, чем будет тратить локальный; более того, цена медиапокупки у федерала также будет ниже.
Также следует учитывать и разницу в эффективности федеральных и региональных СМИ: очевидно, что эффективность ролика, запущенного в прайм-тайм на первом канале будет несопоставима с эффективностью ролика, представленного в новостях местного телевидения.
2. Представленность продукт
Мы уже говорили о том, что обязательным условием покупки является доступность товара для покупателя. Если это условие не выполнено, то реклама вашего продукта будет просто бессмысленной тратой средств. Например, если в вашем регионе существует 1500 торговых точек, в которых может быть представлен ваш продукт, насколько логично запускать рекламу, если на момент показа продукт можно найти лишь в 50 точках из полутора тысяч? Очевидно, что при такой мизерной представленности большинство потребителей, увидевших ролик и захотевших попробовать данный продукт, просто его не найдут, и ваша реклама не выполнит поставленной перед ней задачи.
Очевидно, что если вы предлагаете покупателю хлеб, то покупатель, придя в магазин и не найдя там конкретного хлеба, который он увидел в рекламе, просто выберет любой другой аналог. Да, можно представить ситуацию, когда потребитель будет целенаправленно искать совершенно конкретный хлеб или выпечку на полке, но мы все понимаем, что это будет отнюдь не результат воздействия рекламы, а
подтверждение того факта, что был сделан действительно качественный и вкусный продукт и покупатель, попробовав его в первый раз, готов тратить время на дополнительные поиски.
3. Уникальное товарное предложение
К сожалению, очень часто разработка рекламы идет в направлении – пусть будет все и побольше, при этом никто не задумывается о содержании самого рекламного посыла. В чем уникальность нашего продукта, чем он лучше продукции конкурентов, почему купить нужно именно его? На эти вопросы реклама ответа не дает, хотя должна бы. В результате мы получаем сомнительной эффективности рекламу продукта без выраженного уникального предложения. «Наш хлеб самый вкусный!» — западет ли в память такой слоган? Вряд ли…
Очевидно, что думать в этом случае надо не о наращивании объемов рекламы, а о формировании уникального предложения.
К сожалению, зачастую производители не вполне четко понимают смысл задачи о формировании уникального товарного предложения. В других сегментах пищевого рынка достаточно часто можно наблюдать ситуацию, когда производитель в попытках отстройки от конкурентов ставит акцент на максимальную запоминаемость бренда любыми возможными способами. Главное, чтобы обратили внимание и запомнили, обязательность связки между запоминаемостью и продажами уже никому не интересна. Именно в результате такого подхода появляются порой достаточно скандальные рекламные кампании. И если на западном рынке, такой подход порой используют и хлебопеки, то российские производители в целом более консервативны и чаще склоняются к другой крайности – исключительная традиционность, из-за чего на полках покупателю весьма сложно порой понять, есть ли хоть какая-то разница между хлебами различных производителей.
5. Наружная реклама
С наружной рекламой ситуация также неоднозначна. Да, любому директору или собственнику будет приятно увидеть огромные рекламные щиты по всему городу, но стоит ли овчинка выделки? Тут можно только повторить то, о чем мы говорили ранее – продукт и представленность. Увидев растяжку на шоссе по дороге домой, мы вполне возможно радостно вспомним, что дома закончился хлеб и его стоит купить. Но вот покупать мы будет тот продукт, который мы уже попробовали и высоко оценили качество и вкус, выбирая при этом из тех вариантов, которые будут представлены на полке.
Еще один популярный инструмент – это пиар-статьи о пользе, здоровье и качестве продукта. Чаще всего подобные статьи размещаются в локальной прессе, после чего маркетолог радостно докладывает о количестве публикаций и тиражах местной прессы.
Но! Данные расходы также бессмысленны, как и наружная реклама — решение о покупке все равно будет принято у полки. Если ваш продукт на полке проиграл — все статьи впустую, если выиграл = тоже.
Дегустации являются хорошим инструментом и дают интересные результаты и информацию для анализа, но только на этапе тестирования рынка и старта продукта. Для сформированного рынка – это инструмент неподходящий, так как слишком дорогостоящ и малоэффективен.
8. Выставки, ярмарки, праздники
Затраты на участие в выставках и праздниках будут не особо эффективны, особенно при отлаженной системе дистрибуции. Если же система дистрибуции не налажена – то именно ее корректировка будет первоочередной задачей, которая обеспечит гораздо больший результат, нежели участие в выставках.
В заключение необходимо отметить, что выбор конкретного типа рекламы зависит исключительно от целевой аудитории рекламируемого товара или услуги. Поэтому рекомендуется проводить маркетинговые исследования перед разработкой рекламной кампании. А в целом реклама – это важная составляющая каждой организации, так как во многом, именно благодаря ней о компаниях узнают и в дальнейшем люди обратятся, с большей вероятностью, в организации, которые на слуху, и будут потреблять именно их товары или услуги.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Грибов, В.Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга : учебное пособие / Грибов В.Д. — Москва : КноРус, 2020. — 224 с.
Герасимов, Б. И. Виды и средства распространения рекламы : учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова, М.А. Блюм. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 128 с.
Ильин, А.С. Реклама в коммуникационном процессе : курс лекций / Ильин А.С. — Москва : КноРус, 2020. — 141 с.
Кови, С. 7 навыков высокоэффективных профессионалов сетевого маркетинга: Научно-популярное / Кови С. — М.:Альпина Паблишер, 2017. — 128 с.
Костина, А.В. Основы рекламы : учебное пособие / Костина А.В., Карпухин О.И., Макаревич Э.Ф. — Москва : КноРус, 2021. — 401 с.
Марочкина, С.С. Введение в специальность. Реклама: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Реклама» / С.С. Марочкина, Л.М. Дмитриева, Е.В. Азарова ; под ред. Л.М. Дмитриевой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. — 239 с.
Рыжикова, Т. Н. Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый аналитик : учебное пособие. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 288 с.
Тангейт, М. Всемирная история рекламы: Учебное пособие / Тангейт М., — 3-е изд. — Москва :Альпина Пабл., 2016. — 286 с
Умавов, Ю.Д. Основы маркетинга : учебное пособие / Умавов Ю.Д., Камалова Т.А. — Москва : КноРус, 2020. — 236 с.
Урясьева, Т. И. Инвестиционные риски в маркетинге: Учебное пособие / Т.И. Урясьева. — Москва : Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 128 с.
Значение рекламы в продвижении товара в магазине Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лекарева Юлия Сергеевна
Выявлены роль и значение рекламы в продвижении товаров в местах продажи. Раскрыты подходы в работе магазинов с рекламными средствами . Систематизированы рекламные средства по их значимости для покупателя и влиянию на продажи. Рассмотрены характеристики основных рекламных средств , используемых в магазинах, и особенности их применения. Проанализированы основные правила, позволяющие избежать ошибочных альтернатив с переизбытком или полным отсутствием рекламных средств .
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лекарева Юлия Сергеевна
SIGNIFICANCE OF ADVERTISING SALES PROMOTION IN SHOPS
The paper is focused on the role and importance of sales promotion advertising . The approaches to the means of product advertising in shops are described. Different means of advertising are surveyed from the viewpoint of their significance for the buyers and their influence on retail sales. The main advertising means used in shops and peculiarities of their utilization are considered. The basic regulations, allowing the wrong alternatives of overabundant or advertising means to be avoided, have been analyzed.
Текст научной работы на тему «Значение рекламы в продвижении товара в магазине»
Значение рекламы в продвижении товара в магазине
Ю.С. Лекарева, к.э.н., Оренбургский филиал РГТЭУ клейки, специальные ценники сейчас можно
увидеть в любом магазине. Реклама на месте про-Всё больше внимания торговые предприятия даж позволяет «подвести» покупателя к нужному уделяют использованию рекламы. Плакаты, на- товару и убедить его сделать правильный выбор.
Реклама способна оказывать сильное воздействие на покупателя и стимулировать спрос на рекламируемый товар. По данным различных исследований, 80% покупок в магазинах происходит в результате импульсов, вызванных либо внешним видом товара, либо дополнительной рекламой в месте продажи. Согласно исследованиям рекламных психологов только незначительный процент покупателей целенаправленно приобретает продукт определённой марки. Большинство покупателей знают, какой товар им нужен, но ещё не определились с маркой, т.е. 80% товаров покупаются только потому, что в определённый момент времени они произвели благоприятное впечатление на потенциального покупателя. Следовательно, рекламные материалы, привлекая к товару или к торговой марке внимание потенциального покупателя, могут существенно увеличить объём продаж [1].
В работе магазинов с рекламными средствами можно часто столкнуться с двумя противоположными подходами.
Первый основан на том, что «реклама — двигатель торговли». Администрация магазинов приветствует размещение практически любой рекламы на своих площадях, считая, что это не только делает торговый зал более привлекательным, но и существенно увеличивает продажи товаров. Красочные плакаты, большие и маленькие флажки, разноцветные гирлянды, всевозможные листовки, красочные «висюльки» и стрелочки, весёлая музыка. Создаётся полное ощущение праздника, если бы не одно «но».
Основным предназначением магазина является все-таки обеспечение покупателю удобства и быстроты выбора товара. Одним из показателей эффективности работы магазина является среднее время, затрачиваемое покупателем на приобретение одного наименования товара. Излишнее же количество внутримагазинной рекламы часто мешает выбору нужного товара, отвлекает посетителя магазина от товаров, заслоняет товар, а то и просто вводит покупателя в заблуждение [2].
Практика ведения розничной торговли во всём мире располагает рекламные средства по их значимости для покупателя и влиянию на продажи в следующем порядке.
Сам товар. Наличие товара на полках, использование его упаковки для создания эффекта «цветового пятна», размещение товара на наиболее выгодных местах продажи — всё это позволяет максимально увеличить продажи. Если товар расположен на малозаметных полках стеллажей, в углах торгового зала, то какой бы ни была красочной остальная реклама компании, продажи останутся на низком уровне. Поэтому важно помнить: «Лучшая реклама — это сам товар!»
Ценники. Наиболее важную информацию о товаре покупатель обычно получает изучая ценники, расположенные рядом с товарами. Но огромное количество товаров на полках, большая нестабильность ассортимента, некачественная работа сотрудников магазинов часто приводит к тому, что ценник на конкретный товар расположен не рядом с товаром — и его трудно найти, он повернут под углом 90° — и его неудобно читать, ценники содержат сокращения, непонятные для покупателей. Не найдя нужного ценника, покупатель часто отказывается от идеи купить конкретный товар.
Информационные указатели магазинов. Практически во всех магазинах существуют собственные информационные указатели, расположенные на потолке торговых залов, на колоннах, на стеллажах. Они задумывались и размещались как указатели для покупателя на место расположения товара. Но большинство из этих указателей висят на одних и тех же местах годами. За эти годы сильно изменился как ассортимент, так и размещение в зале магазина. Большинство подобных информационных указателей, таким образом, не выполняют своих функций, не помогают покупателю найти нужный товар, а наоборот, вводят его в заблуждение. Тем не менее, торговый работник должен максимально использовать рекламные средства самого магазина, стараться расположить свой товар близко к соответствующим информационным указателям.
Специальные рекламные материалы компании. Именно эти средства принимаются большинством работников оптовых компаний и фирм-производителей как основные при организации рекламных мероприятий в магазинах. Конечно, с помощью набора специальных рекламных материалов компаний можно эффективно управлять движением и вниманием покупателей в зале магазина, но их использование практически ничего не даст, если в магазине не проводится необходимая работа с выкладкой товаров, ценниками и информационными указателями.
В настоящее время магазинам предлагается со стороны поставщиков огромное количество различных рекламных средств. Каждый месяц компании пытаются выпустить всё новые и новые рекламные средства, непохожие на рекламу своих ближайших конкурентов, выделить за счёт них свою продукцию. Если работники магазина пойдут на поводу у подобных торговых представителей, то вскоре их магазин превратится в «музей» рекламы. Сам же товар будет выполнять роль своеобразного фона.
Всё это нередко приводит ко второму, противоположному варианту отношения магазинов к рекламе поставщиков — полному отказу от неё. Что можно сказать о таких магазинах? Они не
только выглядят скучно и непривлекательно для покупателя, но и не используют огромный ресурс для управления покупательским выбором и увеличением продаж. Но почему же тогда магазины отказываются от использования рекламных средств? Главная причина — неумение и нежелание торговых работников работать с рекламой в торговом зале.
Рассмотрим характеристики основных рекламных средств, используемых сейчас в магазинах, и особенности их применения.
1. Воблеры (небольшие рекламные указатели на пластиковом хлястике, крепятся к стеллажу) предназначены для выделения границ выкладки товара конкретного производителя, торговой марки. Рекомендуется применять при вертикальной выкладке товара.
2. Мобайлы (фигурные плакаты на жёсткой основе, крепящиеся, как правило, к потолку). Изготавливаются по технологиям нанесения изображения на самоклеящуюся пленку, картон, пластик или ткань. Служат указателем места выкладки товара. Товар должен размещаться прямо под мобайлом и использоваться с другими более мелкими, размещаемыми на полках, рекламными средствами по данному товару.
3. Стрип-холдеры — инструменты продвижения для кассовой зоны, представляющие собой крепления к стеклу кассовой кабины или к торговому оборудованию в торговых залах для демонстрации легковесных мелкоштучных товаров импульсного спроса, склеенных в ленту вакуумным способом.
4. Плакаты. Используются для украшения торгового зала, закрытия «дыр» на стенах. Не рекомендуется использовать при хорошем ремонте торгового зала. Как правило, низкоэффективное рекламное средство, т.к. располагается не в месте выкладки товара.
5. Шелф-токеры (реклама, крепящаяся на торец полки, часто содержащая крепление для ценников). Используются для выделения места выкладки конкретного товара. Наиболее эффективны при вертикальной выкладке, создании «цветового пятна». Можно применять для «закрытия» старого оборудования.
6. Листовки и диспенсеры (лотки для листовок). Рекомендуется использовать только в период проведения в магазине специальных рекламных акций. Листовки должны распространяться только под присмотром представителя компании, проводящей данную рекламную акцию. В противном случае листовки становятся мусором на полу и вокруг магазина.
7. Нек-хенгеры (ценники на горлышках бутылок). Эффективно использовать для выделения границ выкладки бутылочного товара. Можно использовать для указания на специальное предложение по товару.
8. Флажки. Рекомендуется использовать как рекламные «стоперы», располагающиеся перпендикулярно движению покупателей и управляющие их движением и вниманием.
9. Дисплеи. Приспособления, использующиеся, как правило, для размещения товаров спонтанного спроса (жевательных резинок, сладостей, маленьких батареек и др.). Их размещают в тех местах, где у покупателя может возникнуть импульсивное решение что-то приобрести. Самое выгодное место — возле кассового аппарата.
10. Акриловые панели. Инструменты продвижения внутреннего размещения, представляющие собой тонкостенные световые панели, отличительной чертой которых является их плоскостная конструкция. Как правило, их размещают непосредственно в местах выкладки товаров. Могут быть также использованы в виде настольных конструкций.
11. Блистеры. Инструменты продвижения внутреннего размещения для кассовой зоны. Исполнены в виде небольших дисплеев-органайзеров, крепящихся к стенкам кассовых кабин или стеклам киосков, для демонстрации товаров импульсного спроса.
12. Джумби. Инструменты продвижения в виде огромных конструкций, предназначенные для внутреннего размещения. Своей формой повторяют продвигаемые товарные артикулы, масштабно увеличенные в несколько раз.
13. Стикер. Вид рекламного носителя, представляющий собой наклейку, т.е. листовую одностороннюю печатную продукцию, вторая её сторона покрывается адгезионным слоем. Стикеры бывают также двусторонними, предназначенными для размещения на прозрачных поверхностях [3].
Мы перечислили только незначительную долю существующих внутримагазинных рекламных средств. Все они имеют строгое назначение и чёткие правила использования.
Установлено, что рекламу в местах продаж люди воспринимают в следующих процентных долях:
1) наибольшее впечатление на покупателей производят установленные в торговых точках видеоэкраны — на них обращает внимание свыше 50% покупателей;
2) на мобайлы обращает внимание 30% покупателей;
3) рекламу на полках (например, шелф-токеры) замечает около 30% покупателей;
4) постеры, стикеры и наклейки влияют на выбор 20% покупателей;
5) рекламные материалы, расположенные в прикассовой зоне, изучает 15% покупателей. Эти цифры доказывают, что реклама является одной из важнейших составляющих стимулирования сбыта [4].
На мотивацию покупки влияют внешние и внутренние факторы. Внутренние факторы заключены в самом товаре, внешние — в рекламе, направленной на потребителя. Чаще всего покупатель принимает решение о покупке под влиянием внешнего вида товара. Мотивы покупок могут быть самыми разнообразными. В зависимости от мотива определяется и подход к покупателю. Исследования показывают, что 30—35% покупателей лучше всего воспринимают сведения о товаре визуально, при помощи зрения, 10—15% — на слух, 7—20% — через ощущения, 5—6% — на вкус, 2—4% — посредством обоняния.
Кроме того, установлено, что в среднем человек запоминает 1/5 того, что услышит, и 3/5 того, что увидит. Из того, что человеку покажут с объяснениями, он запоминает 4/5. При этом углубляется его зрительное и слуховое восприятие, что в ещё большей степени усиливает воздействие рекламы [5].
Каждый вид рекламного носителя играет свою роль и оказывает определённое воздействие на покупателей. Все Р08-материалы обязательно должны быть оригинальными, эксклюзивными, соответствовать имиджу компании, продвигающей бренд, нести смысловую нагрузку. Так,
рекламируемый продукт не только привлекает внимание покупателей, но и позиционируется в сознании потребителя. Теория «двухсекундного взрыва» гласит, что в течение двух секунд в сознании покупателя запечатлевается рекламный объект, и если он заинтересовал покупателя, то Р08-материалы достигли своей цели. И Р08-материал считается негодным, если мозг потребителя никак не отреагировал на него.
Соблюдение всех рассмотренных правил позволит магазинам избежать ошибочных альтернатив с переизбытком или полным отсутствием рекламных средств, а значит, превратить рекламу в настоящий «двигатель торговли». Но в то же время необходимо учитывать, что реклама не может обеспечить устойчивый сбыт невостребованных товаров, товаров плохого качества, а также товаров, на которые устанавливаются необоснованно высокие цены.
1. Гольман И.А. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.
2. Гаценко М. Мерчандайзинг как средство достижения успеха в магазинном бизнесе // Доходное дело. 2007. № 10.
3. 1ШЬ: www.pos-subjects.ru (виды Р08-материалов).
4. 1ШЬ: www.Maxibit.ru/ Публикации/ Новое «оружие» мерчандайзера, или мобильные Р.0.8.-стенды.
5. Шуремов Е. Анализ эффективности продаж и оптимизация ассортиментной политики // Экономика и жизнь. 2003. № 7.
Реклама – двигатель торговли
Реклама – двигатель торговли
Подготовительный этап к уроку.
1. Распределение учащихся на группы.
2. Напомнить учащимся о подготовке проекта, раздать памятки.
3. Разработка рекламы. (учащиеся выбрали темы для рекламы) 1 группа – продукция ковровской пекарни “Яковлев” 2 группа – продукция предприятия “Солнечный ветер” 3 группа – реклама спортивных товаров 4 группа – реклама косметической продукции
4. Анкетирование учащихся и составление диаграмм по ответам (группа учащихся) * Где вы встречаетесь с рекламой? * Как вы относитесь к рекламе? * Какую информацию вы можете получить из рекламы? * Если не нравится реклама, то почему? * Используете ли вы информацию, полученную из рекламы для совершения покупки?
5. Подготовить анкеты обратной связи.
Тема: долгосрочный, групповой, исследовательский проект по обществоведению в 7 классе по теме “Реклама – двигатель торговли“.
Цель: формирование образовательных компетенций (исследовательских, информационных, проектировочных, коммуникативных) учащихся 7а класса через включение в проект “Реклама – двигатель торговли“.
ü формирование потребительской культуры,
ü развитие навыков сотрудничества, умение не создавать конфликтных ситуаций, находить выходы из них;
ü формировать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
ü формировать готовность слушать собеседника и вести диалог;
ü выяснить влияние рекламы на эффективность торговли;
ü подготовить учащихся к критической оценке содержания рекламы.
1. памятки для торговли и рекламы
2. фрагмент статьи
3. лист для оценки рекламы
4. анкета обратной связи
Организация взаимодействия с учащимися
Беседа учителя, формирование гипотез урока
Учащиеся выдвигают гипотезы:
· реклама приносит пользу
· не оказывает влияние на потребителя
Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися
Учитель сообщает, что группа учащихся проводила анкетирование об отношении к рекламе
Группа сообщает результаты, знакомит с диаграммами, которые они построили. Делают вывод, что отношение к рекламе неоднозначное. Формируют задачи урока
Коммуникативные, регулятивные, познавательные
Изучение новой темы в соавторстве с учащимися. (Защита проектов)
Учитель рассказывает о рекламе и способах оформления
Демонстрация и защита проектов рекламы, подготовленной группами. Каждая группа защищает рекламу, учащиеся работают после выступления групп с таблицей – дают оценку рекламе
Коммуникативные, регулятивные, познавательные
Учитель предлагает дать оценку рекламе и сообщает свою оценку
Учащиеся считают, что реклама помогает в выборе товара
Организация взаимодействия с учащимися через работу с текстом параграфа и фрагментом статьи
Предлагает ребятам определить отрицательные черты рекламы
Учащиеся изучают в группах тексты, отмечают отрицательные черты рекламы,, делают выводы о вредном влиянии рекламы
Коммуникативные регулятивные познавательные
Учитель подводит итог высказываниям учащихся
Как нужно поступать потребителю, чтобы не нанести себе вред
Учащиеся отмечают, что надо сравнивать товары, получать информацию о товаре из разных источников
Коммуникативные регулятивные познавательные
Учитель напоминает учащимся о выдвинутых гипотезах, предлагает учащимся сделать вывод о роли рекламы
Учащиеся высказывают свое мнение, составляют анкету обратной связи
Исследования, проводимые современными учеными, показывают, что обилие рекламных вставок во время просмотра телепрограмм вызывает раздражение зрителей, которые переключают телевизор с одной программы на другую, чтобы не смотреть рекламу.
У маленьких детей практически отсутствует чувство раздражения из-за однотипных рекламных клипов, которые бесконечно повторяются. Один и тот же телеролик они готовы смотреть многократно и с неослабевающим интересом.
Как свидетельствует опрос, проведенный в 2003 году, именно малыши составляют больше половины (52,4%) зрительской аудитории, на которую так рассчитывают рекламодатели. Причем чем старше становится ребенок, тем меньше он смотрит рекламу. Согласно полученным данным, если в 9-летнем возрасте телеролик до конца просматривают 44,8% детей, то к 19 годам – только 15,9%. Также установлено, что дети до 12 лет видят в среднем до 25000 телереклам в год. Дет в возрасте от 2 до 7 лет ежедневно проводят у телевизора около 2 часов, что делает их легкой мишенью для рекламодателей. Ребенок полностью подпадает под власть рекламы. Этим активно пользуется коммерческая реклама, прививая любовь к своим товарам с младенческого возраста.
2. Анкета обратной связи
1. Понравился ли вам процесс работы над проектом? А) Да Б) Нет
2. Удовлетворены ли вы своей работой над проектом? А) Да, полностью Б) Да, но следующий проект сделаю лучше В) Нет, работа проведена недостаточно качественно Г) Нет
3. Как проходила работа над проектом? А) Самостоятельно Б) С небольшой помощью руководителя В) В основном с помощью руководителя
4. Чему удалось научиться в ходе работы над проектом? А) Распределять правильно время Б) Анализировать собственные действия В) Презентовать результаты своего труда Г) Доводить все до конца Д) Достигать поставленной цели Е) Рассматривать тему с разных точек зрения
Как сложились отношения между членами группы в ходе работы? А) В свободной форме Б) В форме деловой игры В) В форме продолжительной защиты Г) В форме видеозаписей о работе над проектом Д) В форме театрализации
3. Исследования, проводимые учащимися
1. Места, где мы встречаемся с рекламой
· По интернету 50%
· По телевизору 81,8%
· Печатные издания 29,5%
· В помещениях 29,5%
2. Отношение к рекламе?
3. Какую информации. Вы получаете из рекламы?
· Координаты (адрес, телефон) 14%
4. Почему не любите рекламу?
· Без объяснений 29,5%
· Неяркая, назойливая 9%
· Много времени 6,8%
· Вредные вещи 11,3%
· Ложь в рекламе 2,2%
5. Используете ли вы информацию о товаре для покупки?
4. Памятка для подготовки рекламы
1. Постановка цели. Определите, какая будет реклама:
§ Побуждающая к действию
2. Подсчитайте затраты на рекламу. Определите все расходы, т. к. затраты на рекламу входят в общие расходы.
3. Продумайте рекламное обращение: форму рекламного оповещения, фразу, рисунок, статью.
4. Определите ширину охвата и частоту появления рекламных сообщений.
5. Подготовьтесь к защите.
5. Таблица для анализа рекламы
Вам нравится эта реклама. Почему?
Реклама содержит информацию о качестве, свойствах и характеристиках?
Реклама содержит инструк-цию по использованию и гарантию?
Есть ли в рекламе информация о цене изделия?
Есть ли информация о том, где можно купить изделие?
Какая дополнительная информация нужна для принятия решения? Где ее можно получить?
«Реклама – двигатель торговли»
Если вернуться в недалекое прошлое, в условия плановой экономической системы, то можно вспомнить что реклама была бесполезна потребителю – ассортимент товаров определялся государством, и количество товаров одного класса и одной весовой категории редко превышало один. Таким образом, у покупателя не было выбора, что купить, а стояла проблема – где достать. Не нужна была реклама и производителю – государство покупало товар, который само и заказывало, по фиксированной цене, независимо от его популярности на рынке.
При новой экономической политике нашей страны, когда появилось множество товаров и услуг, реклама просто необходима, чтобы потребитель мог разобраться или просто узнать об их наличии. И избитая фраза: «Реклама – двигатель торговли», на самом деле полно раскрывает основную функцию рекламы – передачу информации о товаре, знакомство с ним потенциальных покупателей.
Среди множества определений рекламы хотелось бы остановится на следующем:
«Реклама это неперсонифицированная передача информации, обычно оплачиваемая и имеющая характер убеждения, о продукции, услугах или идеях известными рекламодателями посредством различных носителей.»
Напомним, что в настоящее время основными нормативными актами, регулирующими информацию и рекламу лекарственных средств в России, являются Федеральные законы: «О рекламе», «О лекарственных средствах», «О наркотических и психотропных веществах», Указ президента РФ от 17.02.95 №161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы», а также дополнения к данным документам.
Реклама используется для того, чтобы продавать буквально все, и это дорогая услуга.
Но даже при высокой стоимости она обладает рядом преимуществ и с успехом могла бы применяться в аптечном бизнесе.
Реклама может привлечь внимание, а также проинформировать потенциального покупателя о конкретных преимуществах продукции или услуг. Оплачивая рекламное пространство, дающий рекламу фармацевт может, в какой-то степени, контролировать, ЧТО и КОМУ говориться. Реклама также позволяет фармацевту самому решать, КОГДА адресовать свою информацию потребителю. Более того, рассчитанная на конкретного адресата, рекламная информация может попасть одновременно многим потенциальным покупателям, при этом каждый из них получит идентичные сведения.
Размещение рекламы – это тоже один из методов мерчандайзинга. Однако это проблеме в аптеках практически не уделяют внимания, чаще всего развешивая по стенам рекламные плакаты просто для красоты, а буклеты и листовки располагая так, чтобы они не мешали. Но ведь основная цель размещения рекламы в аптеке – воздействовать на покупателя. А для этого надо поставить себя на его место: увидит ли он выложенную листовку, захочет ли ее взять?
Очень часто в аптеке можно наблюдать следующую картину: стоит в углу стол, заваленный буклетами и листовками, которые приносят медицинские представители. Обычно такой стол ставят для рекламных проспектов специально. У нормального человека желания подойти и взять что-то из этой кучи не возникает. Работники аптеки не всегда могут в течение дня следить за порядком на этом столе. Каждый новый медицинский представитель приходит и выкладывает свою печатную продукцию, при этом скидывая остальные. Зачем нужен такой стол? Чтобы ублажать медицинского представителя или чтобы покупатели пользовались? Во многих аптеках находят более приемлемое решение – эти листовки выкладывают аккуратной стопочкой около рабочего места провизора. Каждый покупатель подходит и, если заинтересуется, берет рекламный листок. Хотя это тоже не идеальный вариант.
В целях совершенствования оформления торгового зала целесообразно повышать информативность витрин. Витрины для демонстрации безрецептурных лекарственных средств (ЛС) и парафармацевтической продукции должны давать общую информацию, т. е., кроме товара и ценников, в них должны быть представлены и другие сведения, например об отдельных препаратах и фирмах-производителях. Письменная информация о безрецептурных препаратах и парафармацевтической продукции, представленная в аптеке, может и должна носить рекламный характер.
В целях изучения восприятия посетителями аптек представленной информации о ЛС в виде рекламы было проведено социологическое исследование.
Анализ данных анкетирования населения г. Ярославля показал, что по восприятию рекламы ЛС посетителей аптек можно подразделить на три основные категории: относящихся к рекламе положительно, отрицательно и безразлично.
При разработке рекламных материалов следует учитывать законодательно утвержденные требования к рекламе ЛС, а также общие принципы их создания и оформления.
В соответствии с п. 2 ст. 44 ФЗ «О лекарственных средствах» реклама Л С «. независимо от формы должна соответствовать фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при клинических исследованиях». Поэтому основой разрабатываемой для аптеки рекламы ЛС может стать информация о препаратах, которая опубликована в справочнике по лекарственным средствам, аннотации или листке-вкладыше, а также рекламных материалах фирм-производителей.
В то же время главное назначение рекламы —это формирование спроса и стимулирование сбыта продукции. Поэтому у рекламодателя есть право на выборочное опубликование сведений о ЛС при концентрации основного внимания на положительных свойствах препарата.
Не надо бояться недостаточной полноты сведений о товаре в рекламных сообщениях, предназначенных для помещения в витрине аптеки. Ведь провизоры или фармацевты аптеки в любую минуту могут прийти посетителю на помощь и дополнить рекламу устной информацией. Кроме того, краткость сообщения, предназначенного для торговой витрины аптеки, будет обусловлена ограничением свободного места в ней.
Анализ значимости рекламы ЛС для отдельных категорий населения подтвердил возможность информирования потребителей о свойствах ЛС и парафармацевтической продукции путем предоставления рекламных материалов. В то же время наиболее информативна реклама ЛС для молодых людей и (или) с высшим образованием: 47,2 и 54,2 % опрошенных соответственно считают, что она дает им представление о свойствах ЛС. Отсюда следует, что рекламное сообщение должно содержать не только информацию о показаниях к применению препарата, но и подчеркивать его достоинства, например удобство применения, длительность действия, приятные вкусовые качества и др., что будет способствовать выполнению рекламой и другой не менее значимой функции — повышению самостоятельной ориентации населения при выборе ЛС.
При подготовке и оформлении рекламных материалов следует помнить, что действенность рекламы напрямую зависит от того, насколько полно будут учтены в ней мотивы потребителя. Психологическая задача рекламы — усилить мотивы, которые направляют человека сделать шаг, рекомендованный рекламой, и ослабить мотивы, препятствующие этому.
Вы должны помочь потребителю осознать пользу товара. Для этого следует связать свойства товара с возможными мотивами его потребления. Важнейшим мотивом для любых категорий потребителей является здоровье — его восстановление или укрепление. Большинство людей в той или иной степени руководствуются желанием быть здоровыми.
Другие мотивы обусловлены жизненным стилем потребителя и связаны с его образованием, родом занятий, размерами доходов и т. п. Они могут базироваться на таких ценностях, как комфортная жизнь, безопасность, удовольствие и т. п. Например, приобретение препаратов группы БАД может мотивироваться потребностью в защищенности от неблагоприятных факторов внешней среды, в основе которой лежит безопасность.
Основными темами рекламных обращений в связи с главным мотивом восстановления и сохранения здоровья могут быть следующие: «великолепное (замечательное, превосходное и т. п.) самочувствие 24 ч в сутки (7 дней в неделю и т. п.)», ‘активное долголетие», «жизнь без стрессов» и т. д. Изучение мотивов основных сегментов рынка потребителей необходимо включить в задачи маркетингового исследования конкретного аптечного предприятия.
Аптечным работникам необходимо уделять внимание не только содержанию письменной рекламы, но и его оформлению, так как оно тоже может способствовать или препятствовать принятию решения о покупке. В связи с актуальностью этой проблемы представляем структуру рекламного текста и 10 основных правил по оформлению текста и требованиям к нему (таблица).
Структура включает в себя четыре основных элемента: заголовок, подзаголовок, основной текст, рекламный лозунг.
Основное правило — размещать текст так, чтобы он притягивал взгляд читателя. Для достижения данной цели следует использовать несложные приемы:
1) если заголовок (подзаголовок) занимает две строки, то вторая должна быть короче первой, чтобы направлять взгляд читателя к находящемуся ниже основному тексту;
2) изменение размера шрифта при переходе от одного элемента рекламы к другому. Самый крупным должен быть заголовок или название препарата.