0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое система питания двигателя зил 130

Поливомоечная машина на базе легендарного автомобиля ЗИЛ-130

Проведение работ по уборке улиц является одной из наиболее важных задач, которая возлагается на коммунальные организации. С целью поддержания населенного пункта в надлежащем состоянии на протяжении всего года необходимо очищать дороги от грязи, снега, мусора. Чтобы свести к минимуму количество ручного труда при этом и повысить общую эффективность, целесообразнее всего прибегнуть к услугам поливомоечной машины.

Поливомоечная машина на базе ЗИЛ-130

Поливомоечная машина, созданная на базе ЗИЛ-130, имеет широкую область применения. Данная вариация специализированной техники используется с целью увлажнения и мойки дорог и тротуаров с разным качеством покрытия. Посредством применения такой модели осуществляется полив зеленых насаждений и даже тушение пожаров. Возможность установки дополнительного оборудования расширяет функциональный потенциал машины.

В зимнее время года производится трансформация машины в технику для уборки снега. Для этих целей производится монтаж отвала в переднюю часть транспортного средства. Данная установка позволяет сдвинуть снежные наметы с основной дороги на обочину. При этом щетка, идущая следом, обеспечивает максимально качественную очистку асфальтовой поверхности.

При необходимости поливомоечная машина может агрегатироваться специальным оборудованием, предназначенным для разбрасывания реагента. Это происходит для борьбы с гололедом.

На фоне конкурентных моделей такая машина выделяется наличием специальной системы, позволяющей удалять остатки песка из кузовной части без использования встроенного разбрасывающего диска. Кроме этого, следует обратить внимание на опцию регулировки ширины посыпки дорожного полотна.

В случае тушения пожара поливомоечная машина выполняет роль водовоза. Таким образом можно добиться более эффективного результат в борьбе с огнем. Монтаж дополнительного оборудования позволяет производить забор воды из водоемов. Дополнительно поливомоечная машины может осуществлять прочистку ливневых канализаций.

Фото поливомоечной машины на базе ЗИЛ-130

Устройство

Поливомоечная машина ЗИЛ-130 оснащается цистерной для транспортировки воды, которая имеет вид сварной конструкции овальной формы. Внутри нее установлен специальный фильтр, труба, отстойник и центральный клапан. Наличие двух волнорезов в центральной части цистерны предотвращает раскачку воды во время передвижения. Максимальная вместительность емкости держится на уровне 5000 литров. В случае необходимости этот показатель можно увеличить на 1000 литров посредством установки специального надставка.

Центральный клапан имеет обечайку цилиндрической формы, где расположены два отверстия для задержания определенного количество воды. Впоследствии эта жидкость используется для заливки водяного насоса во время забора воды из водоема. Таким образом центральный клапан обеспечивает регулировку подачи воды.

Модификация поливомоечной машины 130-Б дополнительно оснащается пожарным рукавом со стволом. Данный элемент подключается к поперечной трубе. При работающем пожарном рукаве все краны и вентили для подачи воды должны быть плотно закручены. Модель 130-П имеет дополнительную цистерну, представленную в виде прицепа. Её наличие способствует увеличению объема транспортируемой воды на 5000 литров. Такая цистерна оснащена отстойником и пробковым краном.

В качестве комплектующей силовой установки используется восьмицилиндровый двигатель, способный вырабатывать 150 лошадиных сил. Такой мотор агрегатируется пятиступенчатой коробкой передач, представленной в механическом исполнении.

При учете того, что машина создана на базе ЗИЛ-130, она имеет зависимую подвеску на продольных рессорах. В передней части установлены гидравлические амортизаторы двустороннего действия, а в задней — дополнительные рессоры. Такое конструктивное решение способствует максимально комфортному преодолению наиболее проблемных отрезков дороги с низким качеством покрытия.

Наличие гидравлического усилителя рулевого механизма облегчает процесс управления. Тормозная система имеет барабанное исполнение. Дополнительная установка пневматического привода улучшает качество функционирования всего тормозного узла.

Бензобак транспортного средства расположен на левом лонжероне рамы, а на правом — установлен насос. Машина имеет закрытую систему охлаждения силовой установки, которая имеет опцию принудительной циркуляции охлаждающей жидкости. Это осуществляется посредством использования центробежного водяного насоса, который повышает производительность двигателя при эксплуатации.

Принцип работы

В процессе эксплуатации вода, которая находится в цистерне, поступает на вход центробежного насоса. Предварительно жидкость проходит через водяной фильтр и центральный клапан. Впоследствии насос направляет поступающую воду по трубопроводу к насадкам. Напорный водопровод оснащен двумя выходами к вентилю, которые расположены в боковой части. Через эти отверстия осуществляется подключение пожарных кранов.

При этом насос производит откачивание жидкости через центральный клапан и сетчатый фильтр. Вода подается к напорному водопроводу, а оттуда — к насадкам. Регулировка работы центрального клапана осуществляется благодаря гидравлическому цилиндру. При необходимости оператор может изменять угол поворота используемой насадки.

Отбор мощности для привода рабочих органов осуществляется посредством использования раздаточной коробки от комплектующей установки базового шасси. При этом необходимый крутящий момент передается на шестеренный насос гидравлического привода транспортного средства. Дополнительно передача также производится на привод щетки и водяной насос, обеспечивающий подачу воды. Щетка, которая используется для уборки остатков мусора, располагается в центральной части машины — между передней и задней осью колес. По отношению к ним щетка устанавливается с уклоном в 28 градусов.

Конструктивные особенности транспортного средства позволяют наполнять опустевшую цистерну различными способами. Вполне возможно обойтись подключенным шлангом и наполнить емкость из ближайшего водоема. Основную функцию по забору жидкости здесь выполняет специальный водяной насос. Также возможен вариант заполнения цистерны посредством использования гидранта. Альтернативный способ разрешения проблемы — через верхний люк на специализированной заправочной пункте.

Технические характеристики

Управлением всем процессами работы поливомоечного оборудования осуществляется из водительской кабины. Наличие многоступенчатого насоса позволяет поддерживать давление внутри цистерны на уровне 25 атмосфер. Благодаря этому возможна одновременная подача жидкости сразу нескольким потребителям. В результате этого при минимальном расходе воды многократно увеличивается качество очистки дорожного покрытия.

Поливомоечная машина на базе ЗИЛ-130 оснащается вместительной емкостью для воды, в результате чего можно легко произвести уборку большой территории без дополнительного набора жидкости. При необходимости можно прибегнуть к использованию прицепной вариации цистерны. Это позволит увеличить первоначальный объем практически вдвое.

Высокий уровень мощности машины достигается благодаря силовой установке, способной вырабатывать 150 л.с. Шестилитровый мотор может похвастаться максимальным крутящим моментом и предельной топливной экономичностью. На преодоление отрезка пути, эквивалентного ста километрам, поливомоечная машина ЗИЛ-130 потратит 32 литра топлива.

Технические характеристики поливомоечной машины на базе ЗИЛ-130:

ХарактеристикиПоказатели
Габариты, мм:
— длина8900
— ширина3070
— высота3000
Масса, кг11200
Ширина рабочей зоны, мм:
— при поливке2000-2500
— при подметании2500
— при снегоочистке2500
Объем цистерны для воды, м30,4-6
Объем бака, л175
Двигатель:
— объем, л6
— мощность, л.с.150
— мощность, кВт110
— конфигурацияV8
— количество цилиндров8
— максимальный крутящий момент, Нм402
Расход топлива, л/100 км32
Тип охлажденияжидкое
Система питаниядвухкамерный карбюратор
Коробка передачМКПП (5)

В комплектацию поливомоечной машины входит: отвал, щетка для очистки твердого дорожного покрытия от пыли и мусора; прицепная цистерна (для модификации 130-П).

Компрессор автомобиля ЗИЛ-131

Система питания двигателя ЗИЛ-131

Система питания двигателя принудительная, с подачей топлива топливным насосом диафрагменного типа.

Топливом для двигателя служит автомобильный бензин с октановым числом не ниже 76 (ГОСТ 2084— 67).

Применение автомобильного бензина более низкого качества может оказаться причиной ненормальной работы двигателя (детонация, повышенное образование нагара, увеличенный расход топлива, прогар прокладок и головок блока цилиндров и т. д.).

Топливные баки основной и дополнительный, емкостью по 170 л каждый, расположены по обе стороны рамы под грузовой платформой.

Наливные горловины баков закрыты герметичными откидными крышками с быстродействующими зажимами (рис. 2).

Правый топливный бак снабжен клапанной коробкой (рис. 3) с автоматически действующими клапанами (впускным и выпускным), соединяющим полость топливного бака с атмосферой в случае повышения или понижения внутреннего давления в баке.

Левый топливный бак соединен с правым топливным баком воздушной трубкой.

При разрежении в баке 0,016—0,034 кГ/см2 открывается впускной клапан 3 клапанной коробки и баки сообщаются с окружающим воздухом.

При повышении давления в баках на 0,11—0,18 кГ/см2 открывается выпускной клапан 4. Такое устройство клапанной коробки обеспечивает выравнивание давления в баках и уменьшает потери топлива от испарения.

Клапан соединен с воздушной трубкой, выведенной выше уровня заданного брода и закрепленной на задней стенке кабины.

В случае, если после заправки топливных баков предполагается длительная стоянка, рекомендуется не заливать правый бак полностью во избежание вытекания топлива через клапан при повышении внешней температуры.

В рычаге быстродействующего зажима пробки имеется отверстие 5 (см. рис. 3), совпадающее при закрытом положении пробки с отверстием в скобе горловины.

При движении по бездорожью, для устранения случаев самопроизвольного открывания пробок в результате зацепов в отверстия пробок и скоб горловины, необходимо вешать замок или вставлять болт с гайкой.

При эксплуатации необходимо периодически проверять и подтягивать крепление топливных баков и кронштейнов, спускать отстой через спускные пробки и промывать баки, очищать и промывать клапаны на дополнительном баке и продувать трубки, соединяющие основной и дополнительный баки.

Читать еще:  Давление масла в двигателе на монтеро

Если оба бака полностью наполнены, расходовать топливо следует сначала из основного (левого) бака.

Расходовать топливо из дополнительного (правого) бака нужно только в том случае, если невозможно заправить топливом основной бак.

Переключают баки краном, установленным на кронштейне фильтра-отстойника основного бака. Кран имеет три положения: включен основной бак, включен дополнительный бак (правый) и кран закрыт (см. рис. 1).

Уровень топлива в баках контролируется указателем уровня, установленным на щитке приборов. Указатель уровня топлива может быть подключен к любому баку, независимо от того, из какого бака расходуется топливо.

Переключатель указателя уровня топлива установлен на переднем щите кабины. Правое положение соответствует подключению правого бака, левое положение левого бака.

Спецмашины на базе ЗИЛ-131

Существенный объём в производстве занимало универсальное шасси, предназначенное для монтажа различных надстроек и специального оборудования. Кроме хорошо всем известных пожарных машин, на шасси ЗИЛ-131 также выпускались:

  • Бензовозы-топливозаправщики: АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131;
  • Маслозаправщики: МЗ-131;
  • Универсальные автоцистерны: АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131.
  • Аэродромные передвижные агрегаты (тягачи): АПА-50М; АПА-35-2В. Интересно, что эти, служащие в авиации, ЗИЛы-131 имели полную массу свыше официально разрешённой: 10,950 и 11,370 тонн соответственно.

Для армейских вариантов мастерских, лабораторий, передвижных радиостанций, командно-штабных машин были разработаны стандартные кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131. Эти КУНГи оснащались специальной фильтрационной установкой ФВУА-100Н-12. Она производит забор воздуха из окружающей атмосферы и подаёт в фургон, одновременно обеззараживая его.

Виды неисправностей карбюраторов

Правда, далеко не всегда вот такая регулировка помогает снять все проблемы с карбюратором. Иногда устройству необходим ремонт или более сложное обслуживание. Всего можно выделить 4 проблемы с зиловскими карбюраторами. В принципе все они легко устранимы и профессиональный шофер сможет исправить все, не обращаясь в автосервис.

В первую очередь речь идет о таких проблемах, как:

  • Конденсат в карбюраторе. Проблем весьма распространенная, особенно в последнее время, когда качество топлива оставляет желать лучшего. Скорее всего, в бензобак попало, что-то очень отдаленно, напоминающее, бензин, вероятно, разбавленный водой или ослиной мочой как было в известном фильме. Естественно, появление конденсата в карбюраторе ЗИЛ 130 и 131 связанно и с тем, что автомобили эти эксплуатируются круглогодично и частенько даже в лютые морозы. Некачественный бензин во время простоя авто замерзает и в итоге в карбюраторе образуется конденсат. Единственное решение проблемы – замена топлива на более качественное.
  • Хлопки или выстрелы в карбюраторе. Неисправность, которая может иметь под собой несколько причин. Наиболее вероятны две из них – в первую очередь некачественное топливо. В этом случае в карбюратор поступает недостаточно обогащенная воздушная смесь. Воспламеняется она частями и шофер слышит хлопки или выстрелы в карбюратор. Второй вариант проблема с жиклерами, которые могли засориться. Их можно прочистить потоком воздуха или промыть специальной жидкостью. Если все действия выполнить, верно, выстрелы и хлопки прекратятся.
  • Не поступает бензин. Наиболее вероятная причина, механический засор в карбюраторе. Чтобы исправить проблему его придется разобрать и тщательно прочистить. Попутно стоит проверить все шланги, ведущие к устройству на наличие дефектов – проблем может быть и в них.
  • . Очень распространенная неисправность. Проблема состоит в том, что в карбюратор поступает слишком много топлива. Первым делом попробуйте отрегулировать винт качества воздушной смеси. Если не помогает, стоит приобрести новые свечи зажигания, не исключено, что проблема заключается именно в них.

Вот, пожалуй, все неисправности, которые можно устранить без особых проблем своими руками. Все остальное, скорее всего, потребует вмешательства квалифицированных автомехаников, которым по плечу тонкая регулировка карбюратора установленного на ЗИЛ 130 и 131. Самостоятельно, кстати, за это дело браться не стоит – процесс весьма длительный и трудоемкий и при отсутствии практических знаний можно и вовсе загубить топливную систему ЗИЛ 131 и 130, в этом случае никакая регулировка уже не поможет.

Уход за карбюратором

Все вышеозначенные проблемы с карбюраторами ЗИЛ 130 и 131, вас никогда не коснуться, если соблюдать ряд несложных правил и ухаживать за карбюратором так, как требует его конструкция:

  1. Важнейшее правило – при каждом техническом обслуживании автомобиля проверяйте, чтобы все заглушки соединения и пробки карбюратора были герметичными. Утечка топливной смеси из устройства, может, очень пагубно сказаться на его дальнейшей работе.
  2. Также при каждом ТО обязательно удаляйте отстой из поплавковой камеры и как минимум пару раз за год очищайте и промывайте каналы и жиклеры карбюратора. (Лучше всего промывать устройство высокооктановым бензином, а если загрязнения слишком сильные можно использовать для этой цели ацетон).
  3. Промытые детали обязательно просушивайте, после вторично очищайте при помощи мягкой тряпки.

Отладка работы устройства

Настройка дросселей и заслонки отвечают за беспрепятственные открытие или закрытие. Их диагностика заключается в проверке действия приводной системы устройства карбюратора ЗИЛ-131.

Если дросселя будут недостаточно открыты, то это повлияет на двигательную мощность. Это приведет к росту количества оборотов у коленчатого вала, что повлечет за собой перерасход горючего.

При отсутствии полностью закрытых дросселей, будет происходить запуск холодного двигателя. Поэтому перед началом проведения наладочного обслуживания карбюратора ЗИЛ-131 проверяют устройство на основании тестирования ножного и ручного привода. После этого проводят дроссельную настройку с учетом воздушки (приводу-заслонке).

Вилка тяги управления агрегата, называемая резьбовой, способна наладить ножной привод. Педаль управления не достает до поверхности пола 3-5 мм и соответствует ходу в 160 мм. Это отвечает нормам технического обслуживания. настройка осуществляется путем закрепления регулировки тяги контргайками.

При налаживании функций ручного дроссельного привода у карбюратора ЗИЛ-131 рекомендуется использовать зажимы к тросу приводной системы, оставляя зазор до 3 мм. Последний располагается между машинным зажимом и вкрученным кронштейном. В закрытом положении они будут плотно прилегать, обеспечивая закрытие камер.

Наладка привода заслонки для воздуха влияет на установление ручки с ручным управлением. Согласно техническим правилам положение элемента относительно кабинного щита располагается на расстоянии 3 мм. Трос привода соединен с рычагом воздушной заслонки, который прикручивают винтом. Одновременно проводят закрепление троса.

Для регулировки малых оборотов двигателя наладку механизмов карбюратора ЗИЛ-131 рекомендуется проводить на холостом режиме. Остальные функции, связанные с расходом горючей смеси, требуется проводить при запущенном моторе. После запуска производят прогревание до определенной температуры. После этого мастер смотрит на состояние клапанных зазоров и образованного электродного расстояния между свечами. Работы проводятся при полном закрытии воздушки.

Диагностика ведется по состоянию регулировочных винтов смесительных камер. Поскольку характеристики влияют на качество приготавливаемого топлива, они должны быть хорошо закручены.

При выполнении операции на холостом ходу измеряется оксид углерода в следующей последовательности:

  • установить газоанализатор, чтобы измерять показатели отработанного газа;
  • включить сцепление и поставить рычаг с коробкой передач строго в нейтральное положение;
  • подсоединить тахометр к двигателю и прогреть его до 90 °С;
  • поставить пробоотборный механизм вглубь трубы глушителя;
  • наладить частоту вращения двигательного коленчатого вала (до 600 об/мин);
  • произвести измерение.

Если оксид углерода не соответствует норме, в карбюраторе ЗИЛ-131 налаживают винты и проводят замену топливной смеси на холостом ходу. Одновременно проверяют допустимое содержание оксида углерода, которое по нормам соответствует показателю меньше 50 РРМ. При наличии превышения винты проворачивают оборотом на 1/4. После стабилизации показаний полученный результат фиксируется.

Далее автослесарь диагностирует надежность крепления агрегата, уровень поступающей смеси в камеры, чистку и продувку элементов, работу ускорительного насоса, полуавтоматический пуск и жиклеры.

Все составляющие части должны быть целыми, функционирующими, промытыми специальными автомобильными растворами и смазанными. Периодическое техническое обслуживание устройства карбюратора ЗИЛ-131 является важной частью ухода за грузовым автомобилем. Если устройство хорошо налажено, оно будет способствовать исправной работе двигателя. Это будет способствовать снижения расхода топлива.

Конструктивные особенности топливной системы напрямую зависят от правильности приготовления горючего. Качество и состав определяются работой и функционалом такой детали как карбюратор. Устройство подготавливает топливо внутри специальных полостей, называемых камерами, за счет чего обеспечивает полноценную работу двигателя.

Для автомобилей ЗИЛ-131 используют карбюратор модели К-88 с двумя камерами, от регулировки которого зависит успешная эксплуатация транспортного средства. Техническое состояние агрегата влияет на быстрый запуск, мощность и эргономичность грузовика.

Отзывы водителей о ЗИЛ-131

По отзывам водителей, имеющих опыт работы на ЗИЛ-131 – это чрезвычайно надёжный, выносливый и «живучий» автомобиль. Ну и, конечно, обладающий феноменальной проходимостью. Который способен даже с полной загрузкой кузова успешно пробраться и по размокшим и разбитым полевым дорогам; и по глинистым косогорам; и по песчаным барханам; и по расплывшейся от обильных дождей пересечённой местности – «там, где и танки завязнут».

Очень радует и выручает наличие понижающей передачи. Эффективно работает механическая подкачка колёс, дающая возможность регулировки давления в шинах, для передвижения по различным дорожным и внедорожным покрытиям (снег, заболоченная местность, грунт), «правда нужно не забывать открывать краны на колёсах».

Машина для водителя простая, «практически тот же 130-й». Разница состоит лишь в кабине и в наличии среднего моста, а также, естественно, в полном приводе. Отличный доступ для ремонта и обслуживания имеется со всех сторон. Демонтаж двигателя происходит очень просто.

Читать еще:  Что требуется для капитального ремонта двигателя

Кабина, конечно, очень «спартанская»: сразу видно, что рабочая, или «солдатская», и список удобств в ней минимальный: «хорошо, что двери закрываются, стёкла целы и печка греет! – вот и все удобства». Но отопитель превосходный, «работает как доменная печь»: за пять/десять минут уже сидишь как в тропиках.

Для длительных путешествий по шоссе ЗИЛ-131 малопригоден: в его кабине сидеть жёстко, тряско, на скорости свыше 65 км/ч – уже так шумно, что с трудом можно понять слова собеседника.

Вывод прост: если на нормальной асфальтированной дороге любой выбрал бы другой грузовик, то там, где кончается дорога и начинается пересечённая местность, мало какой грузовой автомобиль может потягаться с ЗИЛ-131.

Система охлаждения ЗИЛ 130

Система охлаждения ЗИЛ 130 ничем не отличается от типичной системы ОЖ, которая разрабатывалась в Советском союзе для грузовых автомобилей. Так, силовой агрегат оборудовался стандартными элементами, которые обеспечивали максимальную эффективность.

Описание системы охлаждения

Система охлаждения двигателя ЗИЛ 130 за свою историю выпуска так и не модернизировалась, а поэтому неисправности возникали все те же. Поэтому, владельцы автомобиля продолжали бороться с возникшими недостатками самостоятельно, местами достаточно удачно.

Чтобы понимать, как устроена система охлаждения двигателя на 130-м, стоит рассмотреть схемы.

Рис. 1. Схема системы охлаждения

1 — радиатор; 2 — водяной насос; 3 — компрессор; 4 — перепускной шланг (байпас); 5 — термостат; 6 — кран отопителя; 7 — подводящая трубка; 8 — отводящая трубка; 3 — радиатор отопителя; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — дозирующая вставка; 12 — сливной кран; 13 — рукоятка сливного крана; 14 — сливной кран патрубка радиатора

Рис. 2. Водяной насос

1 — корпус подшипника; 2 — пробка; 3 —масленка; 4 — прокладка; 5 — корпус насоса; S — крыльчатка насоса; 7 — сальник; 8 — уплотнительная шайба; 9 — отражатель; 10, 12 — шарикоподшипники с уплотнением; 11 — распорная втулка; 13 — вал водяного насоса; 14 — ступица шкива вентилятора; 15 — вентилятор; 16 — шкив; 17 — ремень привода генератора; 18 — ремень привода насоса гидроусилителя; 19 — ремень привода компрессора

Рис. 3. Схема проверки натяжения приводных ремней

1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив генератора; 3 — шкив компрессора; 4 — шкив водяного насоса; 5 — шкив насоса гидроусилителя рулевого управления

Рис. 4. Схема дистанционного управления сливными кранами

1 — сливные краны; 2 — рукоятка привода сливных кранов; 3 — сливной кран патрубка радиатора; 4 — рукоятка привода сливного крана патрубка радиатора

Рис. 5. Схема работы термостата

а — термостат в закрытом положении; b — термостат в открытом положении; 1 — баллон термостата; 2-активная масса (церезин); .3 — мембрана; 4 — направляющая втулка; 5-шток; 6 — возвратная пружина; 7 — заслонка термостата; 8,13- патрубки; 9 — коромысло заслонки; 10 — корпус термостата; 11-буфер; 12 — обойма; I — к радиатору; II — к водяному насосу

Состав системы охлаждения

Как стало ясно со схемы, основными элементами системы охлаждения являются — термостат, радиатор, водяной насос, различные патрубки, сливные краны, вентилятор, компрессор, датчик температуры и отопитель. Все эти элементы составляют систему охлаждения.

Многих автолюбителей интересует вопрос — сколько литров охлаждающей жидкости вмещает система? Ответ на вопрос простой, согласно рекомендации завода-изготовителя объём ОЖ составляет — 28 литров.

Радиатор

Радиатор системы охлаждения — деталь, которая обеспечивает охлаждение охлаждающей жидкости при помощи встречного потока воздуха. На ЗИЛ 130, система охлаждения установлена старого образца, а поэтому радиаторы монтировались с меди, и имели 3-х рядную систему.

Учитывая ресурс мотора, эксплуатацию на воде и возраст деталей, данные элементы выходят часто со строя. Это, в первую очередь связано с износом и коррозией, поскольку редко встретишь ЗИЛы, которые эксплуатируются на тосоле. Обычно, чтобы сэкономить данные транспортные средства охлаждаются обычно водой, зачастую даже не дистиллированной. Замена радиатор занимает достаточно много времени, поскольку месторасположение детали достаточно неудобное.

Вентилятор

Вентилятор устанавливается принудительный и крепится на шкиве водяного насоса, который приводится в работу при помощи ремня от коленчатого вала. Основной проблемой, которая может возникнуть, является обрыв лопастей вентилятора или креплений к шкиву.

Термостат

Термостат — обеспечивает регулировку потока охлаждающей жидкости с малого круга на большой и наоборот. Делается это для обеспечения максимального эффекта охлаждения или прогрева силового агрегата. Эта деталь наиболее подвержена неисправности, поскольку зачастую залипание термостата приводит к закипанию мотора. Это всё приведёт к негативным последствиям.

Для того чтобы заменить термостат необходимо слить уровень охлаждающей жидкости с системы, а затем открутить верхний патрубок с крышки термостата. Затем, необходимо открутить верхнюю крышку крепления термостата и вынуть непосредственно изделие. Следующим этапом станет установка новой запасной части и заливка тосола. Как показывает практика, порядка 0,5-1 литр жидкости в процессе смены теряется, поэтому рекомендуется докупить необходимое количество.

Водяной насос

Водяной насос или помпа служит для циркуляции охлаждающей жидкости по системе. Он имеет центробежную конструкцию. При лёгких поломках, данную деталь можно с лёгкостью отремонтировать при помощи ремонтного комплекта.

Располагается помпа на передней крышке блока цилиндров. Состоит деталь корпуса, вала с подшипниками и крыльчатки. Обычно, при проведении ремонтных операций применяется именно ремкомплект.

В случае, если имеется коррозия крышки или изношены посадочные места крепления вала, тогда необходимо сменить деталь.

Датчик температуры

Датчик температуры на ЗИЛ 130 устанавливался самый примитивный, и кроме показательных функций, других не выполнял. Под показательной функцией имеется ввиду, что датчик определял температуру двигателя и передавал показатель на приборную панель, где уже сам водитель контролировал процесс. Как показывает практика, на оставшихся работоспособных ЗИЛах на приборной панели не работает показатель температуры.

Сливные краны

Сливные краны, необходимые для слива ОЖ с системы. Они располагаются на блоках цилиндров и радиаторе. Как показывает практика, если достаточно долго не сливать тосол, или в случае эксплуатации транспортного средства на воде, данные детали залипают и их достаточно тяжело открутить.

Модернизация

Особых вариантов модернизации мотора не существует, поэтому каждый автолюбитель выкручивается, как может. Патрубки системы охлаждения можно установить силиконовые. Основной проблемой остаётся термостат, который можно подобрать с транспортного средства иностранного производства.

Остальная модернизация уже считается тюнингом, поскольку идёт механическое воздействие на узлы и агрегаты.

Вывод

Система охлаждения ЗИЛ 130 достаточно простая. Недостатком узла является неудобное месторасположение запасных частей, к которым тяжело достаться для проведения ремонтно-восстановительных операций. Особой модернизации система не нашла, поэтому владельцы транспортного средства эксплуатируют всё как есть.

Устройство популярного советского грузовика ЗИЛ-130 и возможные неисправности

ЗИЛ-130: подъем кузова, устройство, возможные неисправности и методы их устранения — все это есть в руководстве пользователя.

Устройство

Конструкция этого автомобиля включает в себя такие механизмы и детали, как:

  1. Электрооборудование, отвечающее за световую и звуковую сигнализацию, ближний и дальний свет и т.д.
  2. Трансмиссию, которая представляет собой ходовую часть транспортного средства.
  3. Механизм рулевого управления и пневматическая подвеска ЗИЛа.
  4. Силовой агрегат, оснащенный карбюратором, насосным элементом и жидкостной системой охлаждения.
  5. Механизм торможения независимого типа. Система представлена вспомогательным, стояночным и рабочим тормозом.
  6. Механизм сцепления, колеса и шины транспорта.
  7. Пневматическая система, в которую входит компрессор, штуцер, хомут и шланги.
  8. Кабина водителя и грузовая платформа.

Электрооборудование

Схема электрооборудования цветная и с описанием есть в руководстве по ремонту транспорта.

Отрицательные клеммы всех электрических приборов и устройств ЗИЛа подключены к массе автомобиля. Номинальное напряжение в цепи проводки составляет 12 В. Электросхема представлена проводами низкого напряжения ПГВА и проводами высокого напряжения ПВВ.

Перед началом выполнения работ необходимо провести проверку электропроводки на наличие обрыва в цепи.

Если обрыв произошел на проводах низкого напряжения, то можно обмотать место повреждения изоляционной лентой. Если обрыв произошел на проводах высокого напряжения, их следует заменить, т.к. они не подлежат ремонту. Для определения обрыва рекомендуется воспользоваться пробником, оборудованным контрольной лампой.

Трансмиссия включает в себя следующие элементы:

  • вал ведущего типа;
  • подшипник;
  • стопорные и уплотнительные кольца;
  • фиксирующий пружинный механизм;
  • зубчатые колеса;
  • вилка переключения скоростей;
  • втулка;
  • пробка контрольно-заливочного отверстия;
  • осевое устройство промежуточного рычага;
  • ведомый вал;
  • спидометр;
  • штифт.

Коробка передач оборудована шестернями, необходимыми для включения второй, третьей и четвертой передачи.

Сборка механизма после проведения ремонтных работ осуществляется только при отключенном силовом агрегате.

Передаточные числа механизма:

  • первая передача — 6,45;
  • вторая передача — 3,56;
  • третья передача — 1,98;
  • четвертая передача — 1,275;
  • пятая передача — 1,00.

Рулевое управление

Рулевое управление ЗИЛа состоит из:

  • насоса гидравлического усилителя;
  • бака;
  • шланга низкого давления насосного элемента;
  • рулевой колонки управления;
  • переключателя;
  • карданного вала;
  • крепежных элементов;
  • картера;
  • рейки;
  • клина, который нужен для крепления карданного вала;
  • контактного устройства;
  • трубы высокого давления;
  • сошки;
  • масляного радиатора.
Читать еще:  А чего можно поставить двигатель на ямасаки

Гидравлический усилитель рулевого механизма дает возможность снизить уровень нагрузки и усилия, которое прикладывается для поворота передних колес транспорта. Это устройство способствует смягчению ударов во время езды по бездорожью и позволяет сохранить контроль над управлением автомобиля, если произошел разрыв шины переднего колеса.

Кузов

Габариты и объем кузова:

  • длина — 6675 мм;
  • высота — 2400 мм;
  • объем — 5 м3 .

Допустимый угол подъема самосвальной платформы составляет 50°. Разгрузка может осуществляться назад, в правую или левую сторону. Площадь платформы составляет 8,7 м2 , а параметры — 2325-3752 мм.

Конструкция кузовной части транспортного средства включает в себя:

  • борта;
  • крепежные элементы;
  • основание;
  • шпингалеты;
  • натяжные петли;
  • продольный брус;
  • раму;
  • хомут;
  • брызговик;
  • кронштейн и болт кронштейна;
  • вспомогательный брусок.

Общее количество бортов — 6. Основание конструкции выполнено из прочного металла, есть возможность установки тента. Настил на основании выполнен из дерева, а борта представлены в виде профилированных панелей, которые изготовлены из листовой стали.

Технические характеристики

Технические характеристики и показатели этой модификации ЗИЛа:

Ширина — 2500 мм

Этот автомобиль весит 4 300 кг.

Рама состоит из двух лонжеронов переменного швеллерного сечения. Номер рамы находится перед задней правой рессорой.

Модификации

Существует несколько модификаций этого транспортного средства. Например, модель 130А — тягач бортового типа, оборудованный гидравлическим усилителем руля, тягово-сцепным механизмом, пневматическими выводами и комбинированным тормозным краном.

Модификация 130Г — это самосвал с удлиненной платформой и двухсекционными боковыми бортами.

Модель 130В — это транспорт с укороченной колесной базой, как и модель 130ВТ, которая оснащена удлиненным задним мостом.

130Д — это шасси, которое устанавливается на строительные самосвалы с укороченной колесной базой, а модель 130Б подходит для сельскохозяйственной техники, колесная база которой не превышает 3800 мм.

До 1977 г. выпускалась модель 130-66 с грузоподъемностью 5000 кг, на ее смену пришла модификация 130-76, у которой грузоподъемность была увеличена до 6 000 кг.

Руководство по эксплуатации и ремонту

Инструкция по эксплуатации включает в себя такие разделы, как:

  1. Предупреждения и меры безопасности, которые необходимо соблюдать во время выполнения работ.
  2. Обкатка нового автомобиля.
  3. Основные органы управления и контрольно-измерительные приборы.
  4. Конструкция основных узлов.
  5. Электрооборудование.
  6. Возможные неисправности и методы их устранения.
  7. Рекомендации по ремонту и техобслуживанию.
  8. Правила хранения и транспортировки.

В руководстве по ремонту ЗИЛа-130 приведен порядок действий, которые необходимо выполнить, чтобы выставить зажигание, отрегулировать клапаны, подключить стартер, заменить масляную жидкость и шкворни, разобрать силовой агрегат и т.д.

Как выставить зажигание

Данная процедура проводится только после капитального ремонта двигателя и замены деталей поршневой группы.

Для того чтобы выставить зажигание на ЗИЛ-130 своими руками, необходимо:

  1. Выкрутить свечу первого цилиндрического механизма.
  2. Аккуратно провернуть коленчатый вал до того момента, когда поршневая часть войдет в верхнюю мертвую точку.
  3. Установить привод распределителя в соответствии с контактной схемой зажигания.
  4. Опустить датчик импульсов в отверстие блока цилиндров.
  5. Закрепить привод системы зажигания крепежными элементами.
  6. Подключить провода цилиндров в порядке их работы: 1-5-4-2-6-3-7-8.
  7. Подключить центральный провод к катушке.
  8. Проверить исправность механизма зажигания.

Регулировка клапанов

Для того чтобы отрегулировать зазоры между клапанами, необходимо подготовить специальные щупы. Промежуток между элементами не должен превышать 0,3 мм.

Необходимые параметры во время регулировки клапанов нужно выставлять при помощи регулировочного винта и контргайки. Следует перевести коленчатый вал силового агрегата в положение высшей мертвой точки и отрегулировать клапаны впускного типа под номерами 1, 3 и 7. После этого коленвал необходимо провернуть на 1 оборот по часовой стрелке и отрегулировать элементы под номерами 2, 4, 5 и 6.

После того как будут отрегулированы детали и выставлен требуемый зазор, можно завести двигатель и проверить работоспособность всей системы и количество оборотов мотора на холостом ходу.

Почему стреляет глушитель, и что делать

Причинами того, что глушитель стреляет в карбюратор, могут стать: неисправность механизмов топливной системы, сбой фазы, которая находится в газораспределительном устройстве, нарушение зазора клапанов, образование нагара на тарелке выпускного клапана, сбои в работе выпускного клапана и системы зажигания.

Когда стреляет глушитель, необходимо провести внешний осмотр системы выпуска отработанных газов на наличие повреждений, а также надежность креплений. Нарушение герметичности тоже может стать причиной данной неисправности. Рекомендуется отрегулировать зазоры клапанов и осмотреть компрессию блока цилиндров силового агрегата на наличие дефектов. В некоторых случаях может потребоваться разборка рулевого механизма и замена его элементов.

Как подключить стартер и генератор

Для подключения генератора и стартера ЗИЛ необходимо установить транспортное средство на смотровую яму или платформу, на которой проводятся ремонтные работы.

После этого нужно зафиксировать реле и подвести кабель к электронному стартеру и генератору. Затем с плоской клеммы снять провод красного цвета, а на его место поставить проводку от транспортного средства. Провод с наконечником 8 мм подсоединить к положительной клемме стартерного механизма и генераторной установки.

Второй вывод стартера нужно установить на втягивающую катушку, а третий соединить с клеммами дополнительного сопротивления.

Затем подключенные провода подводятся к массе автомобиля. После этих действий рекомендуется завести двигатель и проверить правильность подключения механизмов.

Замена масла в моторе и коробке

Для того чтобы заменить масло, нужно:

  1. Провернуть механизм рулевого управления в левую сторону до упора.
  2. Снять крышку сливного отверстия.
  3. Слить старую масляную жидкость.
  4. Демонтировать шайбу и промыть ее.
  5. Убрать уплотнительные кольца сливного отверстия и очистить их поверхность от скопившейся грязи.
  6. Демонтировать сетки фильтрующих элементов и очистить их.
  7. При помощи воронки залить в масляный бак новую жидкость и слить ее через специальное отверстие, проворачивая рулевое устройство до упора.
  8. Еще раз залить масло и закрутить крышку.
  9. Запустить двигатель в режиме холостого хода и долить еще масла.
  10. Когда прекратится выход воздушных пузырей из системы, закончить заливку жидкости.
  11. Установить крышку вместе с уплотнительной прокладкой, шпильку, шайбу. Зафиксировать все при помощи крепежей.

Замена шкворней

Для того чтобы заменить шкворни, нужно отвернуть крепежные элементы и снять защитную крышку механизма. После этого следует отвернуть гайки и убрать шайбы. Когда все защитные элементы будут убраны, можно выбивать стопорные штифты шкворней.

При помощи специальной выколотки, оборудованной сменными головками, нужно выбить шкворень в нижнюю часть поворотного кулака, который после этого можно демонтировать. Упорный подшипник и уплотнительные кольца тоже следует убрать. Затем поворотный кулак зажимается в тиски, и выбиваются обе втулки шкворня.

Рекомендуется очистить то место, на которое будут установлены новые механизмы, смазать резиновые уплотнительные кольца и установить новые шкворни.

Разборка двигателя

Первый этап — это снятие двигателя. Для этого потребуется освободить стропы и демонтировать подвесной механизм. После чего можно отсоединить провода высокого напряжения от блока цилиндров и убрать крышку распределительного устройства.

Затем отворачивают крепежные гайки, снимают трубку распределительного устройства, щиток и электрический стартер мотора.

После этого снимают крепежные гайки вентилятора, убирают сам вентилятор и его шкив. Демонтируют ремни и приводы насосных элементов гидравлического усилителя. Отсоединяют трубки, которые расположены на топливном насосе, вместе с фильтрующим элементом.

Демонтируют водяной насос, крышку распределительных шестерней, убирают пружины и контргайку.

Разобранный двигатель должен быть надежно зафиксирован на специальном стенде.

Другие неисправности и ремонт

Ремонт тормозной системы ЗИЛа-130 предполагает замену неисправных клапанов, регулировку устройства, отвечающего за уровень давления в системе. При пробуксовке автомобиля необходимо заменить все износившиеся элементы, устранить негерметичность и продуть систему.

Ремонт ГУРа ЗИЛа-130 может потребоваться при наличии неисправностей системы питания ЗИЛа, а также при затрудненном вращении колеса, заклинивании подшипников, сбое в работе рулевых тяг, увеличенном зазоре между деталями системы, утечке рабочей жидкости, и если транспорт буксует. В некоторых случаях будет достаточно сделать замену сальника ГУРа ЗИЛа-130 и настройку зазора между клапанами, а в иногда приходится полностью менять гидроусилитель руля ЗИЛа.

Тюнинг

Тюнинг ЗИЛа-130 своими руками предполагает доработку основных узлов, переделку салона автомобиля для повышения уровня комфорта водителя, установку дизеля вместо бензинового двигателя, монтаж задней пневматической подвески.

Тюнинг кабины ЗИЛ — это установка новой системы освещения и подрессоренного сиденья, которое можно отрегулировать по высоте, замена старого рулевого механизма и т.д.

У тюнингованных моделей установлена усиленная опорная рама и более мощный мотор.

Отзывы владельцев и цены

Средняя стоимость этой модели ЗИЛа — 500 000 руб.

Олег, 35 лет, Липецк: «Проработал на этом ЗИЛе почти 3 года. У транспорта быстро греется бензонасос. Если разберем все плюсы и минусы этой техники, то получается хорошее соотношение цена-качество».

Георгий, 37 лет, Иркутск: «Покупал б/у модель в 2012 г. Транспорт нуждался в восстановлении системы охлаждения и замене трамблера. После этих ремонтных работ техника работает без сбоев уже 6 лет».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector