Что за двигатель змз 5311
Моторы из заволжья
В городе Заволжье, в 60 км от Нижнего Новгорода на берегу Волги расположено предприятие, выпускающее двигатели для автомобилей, автобусов, летательных аппаратов и катеров – Заволжский моторный завод (ЗМЗ). В российском рейтинге крупнейших предприятий он занимает 54-е место, а в Нижегородской области – второе место по объему продаж. Моторами ЗМЗ комплектуются автомобили Горьковского и Ульяновского автомобильных, Павловского и Курганского автобусных заводов. Ассортимент продукции содержит свыше 80 модификаций двигателей нескольких базовых семейств. Кроме того, предприятие широко известно как солидный поставщик цветного литья и сталеалюминиевой ленты для подшипников скольжения. Делают на нем также режущий инструмент, имеется и собственное станкостроение.
![]() |
Закладка завода происходила в мае 1956 г., а официальной датой его рождения считается 17 апреля 1958 г. После обкатки новейшего оборудования в ноябре 1959 г. ЗМЗ приступил к выпуску двигателей ГАЗ-21 для автомобилей «Волга». В то время это была прогрессивная конструкция, с алюминиевым блоком цилиндров, пятиопорным коленвалом, «мокрыми» гильзами и верхнеклапанным газораспределением. К декабрю 1968 г. собрали миллионный мотор ГАЗ-21. В 1963 г. завод начал производство V-образных двигателей, а в 1970-м – моторов ГАЗ-24 к «Волге» следующего поколения. С 1996 г. ЗМЗ выпускает 16-клапанные двигатели семейства ЗМЗ-406.
В течение десятков лет своего существования завод постоянно наращивал производственные мощности, доведя их до 450 тыс. моторов в год. Из них выпуск двигателей семейства ЗМЗ-406 составляет 200 тыс. в год. В соответствии с требованиями времени на заводе создана служба маркетинга с торговым домом «ЗМЗ», имеющим подразделения в разных уголках страны. Дилерская сеть насчитывает 21 генерального дилера и 354 дилерские организации, продающие и обслуживающие моторы, 155 сервисных станций проводят гарантийное и послегарантийное обслуживание, а также ремонт двигателей с маркой «ЗМЗ» по всей России.
![]() |
Новейшее направление в деятельности предприятия – создание сети сборочных подразделений в бывших республиках СССР. В настоящее время такие филиалы запускаются в Киеве и Харькове на Украине, а также в Столбцах в Белоруссии.
В последние годы запущено «производство малых серий» – подразделение для изготовления и доводки новейших моторов, готовящихся к массовому производству. На нем используются гибкие технологии, детали двигателей обрабатываются в быстропереналаживаемых центрах отечественного или зарубежного производства. Качество отслеживается контрольно-измерительными комплексами «КИМ» и «ОПТОН». И лишь пройдя отладку конструкции и технологии изготовления, новые моторы попадают в массовое производство.
Гордость завода – комплекс цехов литейного производства, специализирующийся на сложном литье в кокиль и под высоким давлением алюминиевых сплавов. Высокомеханизированные участки цехов, возможности использования различных сплавов, современные способы финишной обработки отливок, прогрессивный способ герметизации литых деталей термохимическим методом – все это позволяет производить более 500 тыс. т качественного литья в год. Номенклатура отливок массой от 0,03 до 47,5 кг составляет свыше 400 наименований.
![]() |
Стремясь к повышению конкурентоспособности продукции, руководство завода уделяет особое внимание развитию Управления главного конструктора, создающего новые двигатели. Коллектив УГК первым в России создал четырехцилиндровый 16-клапанный двигатель ЗМЗ-406 с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием, который стал основой семейства бензиновых моторов рабочим объемом 2,0; 2,3; 2,5 и 2,7 л для легковых и грузовых автомобилей, летательных аппаратов, малоразмерных судов и другой техники. Блок цилиндров этого двигателя лег в основу конструкции быстроходного дизеля ЗМЗ-514.10 рабочим объемом 2,2 л, предназначенного для установки на грузовики грузоподъемностью до 2,0 т, катера и яхты, а также на тепло- и электроагрегаты.
Для престижных легковых автомобилей ГАЗ, джипов, малотоннажных грузовых автомобилей и микроавтобусов разработана конструкция и ведутся испытания представителей нового семейства бензиновых V-образных (с углом развала 90о) шестицилиндровых двигателей. Базовая версия имеет рабочий объем 3,2 л.
Все двигатели создаются с учетом действующих и перспективных норм Euro. Они имеют характеристики, обеспечивающие высокую конкурентоспособность на рынке. Разработка документации и изготовление опытных образцов ведется с применением технологий САД/САМ/САЕ. Испытания образцов и их доводка проводятся в испытательном комплексе УГК, имеющим аккредитацию Госстандарта России на проведение сертификационных испытаний бензиновых и дизельных двигателей.
![]() |
Познакомимся с основными семействами двигателей ЗМЗ.
Семейство бензиновых моторов на базе ЗМЗ-402.10
Простые двигатели семейства ЗМЗ-402, ведущего родословную от ЗМЗ-24, (базовая модель ЗМЗ-402.10), отличаются высокими «эластичностью» (максимум крутящего момента приходится на низкие обороты) и ремонтопригодностью, а также низкой ценой. Предназначенные для автомобилей «Волга» моторы имеют две комплектации: 402.10 (степень сжатия 8,2, мощность – 100 л.с. при 4 500 об/мин) и 4021.10 (степень сжатия 6,7, мощность – 90 л.с. при 4 500 об/мин). Они работают соответственно на бензине АИ-92 и АИ-80. Обе версии имеют рабочий объем 2,445 л. По заказу их устанавливают и на внедорожники Ульяновского автозавода.
Двигатели ЗМЗ-4025.10 и ЗМЗ-4026.10, также выпускающиеся со степенью сжатия соответственно 6,7 и 8,2, отличаются несколько иной комплектацией, поскольку устанавливаются в подкапотное пространство «Газелей».
Для легковых автомобилей «Волга», пикапов «Атаман» и грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1,5 т выпускаются варианты с увеличенным до 2,89 л рабочим объемом: ЗМЗ-410.10 со степенью сжатия 6,8 и мощностью 99 л.с. при 4 100 об/мин и ЗМЗ-4101.10 (8,1; 105 л.с. при 4 100 об/мин.). Эти двигатели имеют диаметр цилиндра 100 мм (вместо 92) при ходе поршня 92 мм, камеру сгорания с выемкой в поршне, усиленное сцепление.
![]() |
Все двигатели семейства ЗМЗ-402 – карбюраторные, и для снижения токсичности выхлопа оборудуются системой рециркуляции отработавших газов (СРОП). Постепенно, по мере увеличения производства «четыреста шестых» моторов, выпуск «четыреста вторых» будет уменьшаться.
Семейство 16-клапанных моторов ЗМЗ-406
Двигатели «четыреста шестого» семейства конструктивно не уступают мировым аналогам. Они имеют два расположенных в головке цилиндров распредвала, приводящихся во вращение роликовой цепью с гидронатяжителями, четырехклапанное газораспределение, центральное расположение свечей зажигания, комплексную микропроцессорную систему управления мотором (КМСУД), что обеспечивает высокие показатели по мощностным и экономическим характеристикам. В отличие от предыдущего семейства эти моторы имеют не алюминиевый, а чугунный блок цилиндров, более жесткий и долговечный при меньшей стоимости.
Для «Волг» и микроавтобусов предназначены 2,3-литровые двигатели ЗМЗ-4062.10 (150 л.с. при 5 200 об/мин) с системой распределенного впрыска бензина и степенью сжатия 9,3. Для «Волг» есть форсированная версия ЗМЗ-4064.10, оснащенная впрыском и турбонаддувом. При рабочем объеме 2,3 л и степени сжатия 8,0 она развивает 200 л.с. при 5 200 об/мин и максимальный крутящий момент – 323,4 Нм при 4 000 об/мин. На грузовики и микроавтобусы «Газель» устанавливают карбюраторные версии – ЗМЗ-4061.10 и 4063.10 с таким же рабочим объемом, но развивающие соответственно 100 и 110 л.с. при работе на бензине АИ-92 и АИ-80, а также впрысковые модификации ЗМЗ-4052.10 с рабочим объемом 2,5 л (155 л.с. при 5 000 об/мин) и ЗМЗ-4092.10 (2,7 л, 160 л.с. при 5 000 об/мин).
![]() |
Семейство V-образных двигателей для грузовиков и автобусов
Продолжается выпуск V-образных алюминиевых восьмицилиндровых двигателей рабочим объемом от 4,25 до 5,53 л, ведущих свое происхождение от моторов ГАЗ-53 и ГАЗ-13 конца 50-х годов. С того времени они претерпели существенные изменения, улучшившие экономичность и снизившие токсичность, некоторые версии оснащаются высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми каналами для устойчивой работы на бедных смесях. Под обозначением ЗМЗ-511.10 выпускается 4,25-литровый мотор для среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3307, под маркой ЗМЗ-5113.10 со спецоборудованием его устанавливают в полноприводные машины ГАЗ-6611 и «Садко». С прямыми каналами впускного тракта и камерами сгорания, имеющими часть объема в днище поршня, более мощные модификации двигателей ЗМЗ-5233.10 и 5234.10 с рабочим объемом 4,67 л выпускаются для автобусов Курганского и Павловского заводов. Эти моторы получают также усиленное сцепление.
Семейство двигателей специального назначения
Для гусеничных транспортеров, военной бронетехники высокой проходимости и специальных легковых автомобилей «Волга» существует производство экономичных мощных двигателей V8, проходящих перед отправкой потребителю дополнительный контроль качества. Это работающие на бензине АИ-80 моторы ЗМЗ-41 и ЗМЗ-4905 с рабочим объемом 5,53 и 4,25 л, мощностью 140 и 120 л.с., развиваемых при 3 200 – 3 400 об/мин.
![]() |
Гусеничные транспортеры ГАЗ-3402 производства ОАО «ГАЗ» снабжают моторами ЗМЗ-73 (4,25 л, степень сжатия 7,0, 123 л.с. при 3 200–3 600 об/мин), а специальные «Волги» оснащают мотором ЗМЗ-505.10 (5,53 л, 8,5, 200 л.с. при 4 700 об/мин). Все двигатели имеют карбюраторные системы питания и экранированное электрооборудование для снижения радиопомех от двигателя.
Новое семейство дизельных двигателей ЗМЗ-514.10
Новые дизели унифицированы с 16-клапанными бензиновыми моторами ЗМЗ-406, имеют те же габариты и присоединительные размеры. Сейчас они проходят всесторонние испытания, но в небольших количествах уже поставляются потребителям по цене 2 500 долларов за вариант без наддува. Разработано три версии: с наддувом, без него и с наддувом и интеркулером. Ожидается, что при выпуске 50 – 60 тыс. дизелей в год их цена уменьшится до 1 500 долларов.
Дизели ЗМЗ-514.10 имеют чугунный блок со вставными гильзами, кованый из легированной стали коленвал, цепной привод двух распредвалов и масляного насоса, отдельный привод ТНВД зубчатым ремнем. Рабочий объем моторов 2,25 л, степень сжатия 19,5, мощность от 98 до 130 л.с. В поставках моторов проявили заинтересованность ГАЗ и УАЗ. Сдерживают выпуск финансовые трудности, над преодолением которых борется завод.
![]() |
Интересно, что проводя доводочны
е работы по своему дизелю, заволжские конструкторы совместно с коллегами из ЯМЗ проектируют более крупные дизели с рабочим объемом 4,0 л. Эти моторы должны прийти на смену бензиновым силовым агрегатам для грузовиков ГАЗ и автобусов.
Заключение. Несмотря на трудные годы переходного периода, ЗМЗ сохранил силы и кадры для дальнейшего развития производства и создания новых моторов. Недавно он вошел в группу предприятий, объединенных ФПГ «Сибирский алюминий». Время покажет, насколько это поможет решить проблемы завода. А проблем много и основная из них – качество выпускаемой продукции. Без серьезных решений в этом вопросе даже самые технически совершенные моторы, которые умеют разрабатывать местные конструкторы, никогда не смогут быть конкурентоспособными.
ЗМЗ-513: технические характеристики, фото и отзывы
Заволжский моторный завод начал свою деятельность еще в первой половине 20 столетия. По итогам продаж в 1950 году стало понятно, что спрос практически отсутствует. Моторы не соответствовали современным требованиям для установки на тяжелую колесную и гусеничную технику. Руководство завода приняло решение разработать линейку двигателей для автомобильной промышленности. Это был настоящий прорыв. Ведь именно тогда впервые в мире появились V-образные цилиндры. Давайте рассмотрим основные конструктивные особенности ЗМЗ-513, технические характеристики мотора, преимущества и недостатки.
Общие сведения
После создания на Заволжском Моторном Заводе двигателя V-образной конструкции заказы повалили рекой. Это и не удивительно, ведь моторы могли похвастаться отличными техническими и мощностными характеристиками. Мотор мощностью 195 лошадиных сил работал в паре с 3-ступенчатым автоматом. При этом силовой агрегат мог потреблять как дизельное, так и бензиновое горючее, что было очень удобно.
Таким образом, можно говорить о том, что двигатели ЗМЗ-513 стали народными любимчиками. Это один из самых популярных и востребованных отечественных моторов, которые даже в настоящее время устанавливаются на различную тяжелую технику. Давайте более подробно ознакомимся с 513-й моделью, которая считалась одной из самых удачных в свое время.
Конструктивные особенности ЗМЗ-513
Для некоторых отраслей промышленности выдвигаются особые требования к проходимости автомобиля. Именно в этом случае устанавливали модель ЗМЗ-513. Этот мотор ставился на такие авто, как ГАЗ-53, 66, 3307 и др. Следовательно, данная модель подходила для техники со средней грузоподъемностью. Стоит обратить внимание на то, что 513-й не был идеальным. У него был один довольно существенный недостаток, который доставлял множество хлопот во время эксплуатации. Дело в том, что в конструкции был предусмотрен одноярусный ненастроенный впускной коллектор. Такое инженерное решение привело к тому, что во время работы силового агрегата образовывались пульсации потока. Это, в свою очередь, негативно сказывалось на качестве топливно-воздушной смеси.
Технические характеристики ЗМЗ-513
Первое, чем занялись конструкторы, – это изготовление поддона особой формы и экранирование с помощью электрооборудования. Это позволило использовать мотор в тяжелых условиях эксплуатации. Чаще всего ЗМЗ-513 применялся на военной технике, сельскохозяйственных машинах и небольших грузовых автомобилях.
Как уже было отмечено несколько выше, конструкция данного двигателя достаточно простая, но крайне надежная. Этот V8, объемом 4,25 литра, при 3 400 об/мин выдает порядка 97 кВт, что вовсе немало. Для тех времен это был весьма мощный агрегат – 125 л. с. Конечно, современные ДВС ушли далеко вперед. Сейчас из 1,5 объема выжимают по 300 лошадей и более. Степень сжатия – 8,5, что можно назвать стандартным, а вот расход масла тут внушительный. Если пересчитывать в процентном соотношении к бензину, то получается примерно 0,5 единицы. Несмотря на то что этот мотор был одним из последних, которые выпускались еще в Советском Союзе, он и сегодня пользуется популярностью.
Конструктивные недостатки мотора
Как уже было отмечено несколько выше, это крайне надежный силовой агрегат, который предназначен для эксплуатации в экстремальных условиях. Но он имеет и свои недостатки, которые нередко проявляются в самый неподходящий момент. К примеру, если автомобиль поставить под наклоном, то завести мотор будет трудно. Придется постоянно подгазовывать. На ровной поверхности такой проблемы нет. Завестись на холодную – та еще задача. Если стартер и схватывает, а ДВС запускается, то уже через пару секунд он глохнет. Работа на холостом ходу в таких условиях крайне неустойчивая. Не рекомендуется тормозить двигателем, так как это приводит к хлопкам в выхлопной трубе и повышению расхода топлива.
Очень часто причина данной неисправности на моторах ЗМЗ-511/513 кроется в пауке. Его накладка пропускает воздух. Рекомендация тут только одна – под замену. Обычно после этого все проблемы исчезают, и силовой агрегат начинает работать, как часы.
Надежность в простоте
Высокой степени надежности можно добиться всего несколькими способами:
- использовать комплектующие хорошего качества;
- максимально упростить конструкцию мотора;
- повысить качество сборки.
Что же было в Советском Союзе? Основные детали были достаточно высокого качества. Но очень сильно страдала подгонка. Советские инженеры постарались сделать все максимально качественно, чтобы мотор отрабатывал свое без каких-либо проблем.
В качестве основы для мотора был использован блок из алюминиевого сплава. Так как мотор V-образный, на нем стоят две головки блока цилиндров с развалом в 90 градусов. В конструкции предусмотрен всего один распределительный вал. Сразу между головками конструкторы поместили впускной коллектор. На нем же установили карбюратор, фильтр и некоторые другие вспомогательные системы. В задней части ЗМЗ стоит масляный насос, в передней – водяной (помпа). Генератор и насос работают через клиноременной привод от коленчатого вала.
Коленвал и поршневая
В качестве основы для коленчатого вала был использован высокопрочный чугун, который дополнительно легировали магнием. С появлением других модификаций мотора шейки коленвала выполняли закаленными. Шатунные шейки в диаметре 60 мм, а коренные – 70 мм. Соответственно, что в конструкции было предусмотрено два сальника: один спереди, второй сзади коленчатого вала. Первый изготавливался резиновым, самоподжимного типа, второй – из асбестового шнура.
Поршни ЗМЗ-513 отливали из алюминиевого сплава. Они достаточно простые по своей конструкции, имеют плоское днище. Диаметр поршня составляет 92 мм, также предусмотрено 5 ремонтных размеров. Следовательно, данный мотор можно откапиталить много раз. На поршне имеются три соответствующих канавки: две под компрессионные кольца, одна — под маслосъемное.
Топливная и система смазки
На первых моделях данной линейки двигателей устанавливались карбюраторы К-126, которые в дальнейшем из-за низкой эффективности были заменены на К-135. Многие автовладельцы модернизируют мотор именно установкой более экономичной системы подачи топлива. Карбюраторы использовались двухкамерные, так как на каждый ряд цилиндров из отдельной камеры подавалось топливо. В непосредственной близости располагался фильтр тонкой очистки.
На блоке двигателя устанавливают одно- или двухсекционный масляный насос шестеренчатого типа. Не самый надежный вариант, но достаточно производительный и ремонтопригодный. В движение насос приводился от распределительного вала, а для забора масла из поддона использовался соответствующий маслоприемник. Что касается фильтрации смазки двигателя. То за все время эксплуатации этого мотора, использовались самые различные фильтры. Сначала устанавливали центробежный фильтр, затем полнопоточный, а в настоящее время используют сменный фильтрующий элемент, что крайне удобно и выгодно. Примечательно то, что этот двигатель имел весьма эффективную систему защиты от масляного голодания. Если останавливался насос, то срезался штифт на его приводе, соответственно, весь ДВС останавливался и при этом оставался цел.
Отзывы автомобилистов и экспертов
Что касается отзывов опытных водителей, то по поводу данного мотора многие отзываются положительно. В частности, отмечают неприхотливость этого ДВС и его достаточно высокий ресурс при правильной эксплуатации и должном уходе. ЗМЗ-513 много раз форсировался для использования на военной техники. Изменялась степень сжатия для работы на топливе с низким октановым числом. Все это говорит о большом потенциале советской V-образной восьмерки.
Многие водители отмечают, что этот мотор не лишен недостатков. Но он является крайне ремонтопригодным. Так что при наличии всех необходимых инструментов, проблему можно было решить в поле на коленке. С современными двигателями, где за все отвечает электроника, такой подход не работает. В общем же 13-й среди водителей любят и многие даже сегодня его используют ввиду низкой стоимости обслуживания.
Еще немного о конструкции
Сегодня очень часто устанавливается инжектор. ЗМЗ-513 с такой системой подачи топлива становится более экономичным и стабильным. Если карбюратор при высокой температуре за бортом приводил к кипению бензина и перегреву топливной системы, то у инжекторов такая проблема отсутствует.
Так как изначально ресурс был не таким и большим, хотя для тех времен более чем достаточным, то многие автомобилисты переделывали мотор. Для этого брали запчасти от того же ЗМЗ, только более поздней модификации. По расходам подобные вмешательства можно оценить как полноценный капитальный ремонт, а вот ресурс ДВС увеличивался примерно на 35%. Поэтому затраченные деньги возвращались достаточно быстро.
Правильная и бережная эксплуатация
Любой двигатель нуждается в периодическом плановом и капитальном ремонте. Но если плановые технические работы должны выполнятся каждые 20 тысяч километров, в зависимости от силового агрегата, то когда наступит время капиталки, зависит только от водителя. Чтобы максимально продлить ресурс мотора рекомендуется:
- вовремя менять масло в системе и контролировать его уровень;
- периодически инспектировать систему охлаждения, чтобы исключить перегрев;
- стараться эксплуатировать 513-й в щадящем режиме.
Все это поможет несколько продлить жизнь мотору. Конечно, не стоит исключать конструктивные недостатки и возможный заводской брак. Все это встречается, но чаще всего 13-й выходит из строя именно из-за отсутствия надлежащего обслуживания. Заменить топливный, масляный и воздушный фильтр на самом деле не так и сложно. Но в это же время такое простое действие повысит динамику и уменьшит расход горючего.
Заключение
Даже сегодня очень часто ставят ЗМЗ-513 на УАЗ. Ведь он имеет достаточно небольшие габариты и минимальное количество электроники. Практически полное отсутствие последней делает его простым и понятным в обслуживании даже для начинающего моториста. Этот мотор заслуживает высокую оценку среди многих отечественных специалистов. Ведь не зря даже сегодня выпускают двигатели внутреннего сгорания, которые изменились незначительно. Это по меньшей мере говорит о большом потенциале. Ведь заведомо провальный проект никто развивать не будет.
В это же время необходимо понимать, что нередко качество отечественных комплектующих, да и таких деталей, как поршни, блоки и другое, оставляет желать лучшего. Поэтому некоторые запасные части закупаются у иностранных производителей. Это еще больше повышает качество сборки и надежность мотора. Использование современного автоматизированного оборудования также играет большую роль.
В целом же, двигатель ЗМЗ-513, характеристики которого мы рассмотрели, достоен внимания. Если эксплуатировать этот силовой агрегат правильно, не превышать допустимых нагрузок, соблюдать регламентные сроки по обслуживанию, то он будет служить верой и правдой очень долго. Если же наступит тот момент, когда понадобится капитальный ремонт, то ничего страшного в этом нет. Стоимость запчастей в этом случае вряд ли перевалит за 15 тысяч рублей.
ЗМЗ-523: характеристики
Двигатели на ГАЗ 3307
На грузовом автомобиле модели 3307 устанавливается бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) Заволжского моторного завода серии 511. 8-цилиндровый V-образный мотор был унаследован от предшественника, грузовика ГАЗ 53 12, но со временем несколько изменен. У него создавалось несколько модификаций, в последние годы выпуска 3307 (вариант 2008 года) на грузовике устанавливался модернизированный ДВС ЗМЗ-5231.10.
Так выглядит двигатель ЗМЗ-5231.10
Двигатель ЗМЗ 5231 10
В современных грузовых авто марки ГАЗ 3307 используется бензиновый, или по научному, карбюраторный двигатель. Этот двигатель имеет название ЗМЗ-5231.10.
Самым главным отличием этой модификации является увеличение объема двигателя до 4,67 л. Объем вырос за счет увеличение хода поршня с 80 до 88 мм.
Диаметр цилиндров остался без изменений (92 мм), зато был установлен другой коленчатый вал и поршни.
Плюсы
Этот двигатель состоит из восьми цилиндров, которые расположены V-образно. Весь рабочий цикл двигателя состоит из четырех тактов. Для данного двигателя применяется жидкостное охлаждение. Также здесь применена одна из новинок 21 века, система рециркуляции воздуха. Блок цилиндров двигателя грузового авто является алюминиевым. Кстати этот двигатель полностью соответствует экологическим нормам евро-3. Это можно отнести к его преимуществам, ведь это значит, что он не так вреден для нас с вами. Для сравнения можно взять авто ГАЗ 3307, которые выпускались в начале девяностых годов. При всей своей громадности, масса самого двигателя не такая уж и большая, и составляет 275 кг.
Достоинства
Судя по отзывам владельцев транспортных средств, в моторах серии 523 высоко оценены следующие сильные стороны:
- Данные силовые агрегаты имеют несложную конструкцию. Благодаря этому обслуживание агрегатов не доставляет мастерам больших хлопот.
- Мотор оснащен новинкой XXI века, которая представляет собой специальную систему, осуществляющую качественную рециркуляцию воздуха.
- Двигатель совершенно безвреден для окружающих, поскольку изготовлен он в соответствии с экологическими нормами «Евро-3».
- Как утверждают автовладельцы, машины, оснащенные таким двигателем, двигаясь на скорости, не превышающей 60 км/час, могут без дополнительных заправок преодолевать расстояния до 530 км.
- Доступная цена.
Технические характеристики
Силовой агрегат ЗМЗ 523 обладает высокими техническими характеристиками. Это была последняя версия карбюраторных усиленных двигателей для грузовых транспортных средств и автобусов от Заволжского моторного завода. Так, конструкторы, при разработке движка, учли недоработки прошлого и сделали улучшенную конструкцию.
Итак, рассмотрим, основные технические характеристики 523-го силового агрегата:
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Карбюратор |
Объем | 4,67 литра |
Мощность | 130 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Диаметр цилиндра | 92,0 мм |
Расход | 20,4 литра на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное, принудительное |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Ремонт и обслуживание
Обслуживание силового агрегата проводится по стандартной схеме, которая разрабатывалась для 511/513. Смена моторного масла и фильтров должна проводиться каждые 15 000 км пробега. Неприхотливость мотора упрощает выбор материалов для проведения ТО.
Так, обычно владельцы транспортного средства заливают в двигатель 10 литров минерального масла, по типу М10 (достаточно распространённая и дешёвая смазки для автомобилей грузового типа).
За счёт простой конструкции движок легко ремонтируется. Так, замена водяного насоса проводится достаточно быстро без особых усложнений. Регулировка зажигания и клапанов, также не доставляет хлопот.
Единственный недостаток мотора — это карбюратор, который часто выходит со строя и начинает заливать цилиндры. Многие автолюбители меняли родной впрысковой элемент на аналогичный, от автомобилей УАЗ или ГАЗ.
Недостатки
Слабыми сторонами силовых агрегатов серии 523 считаются:
- Высокий расход топлива и горюче-смазочных материалов.
- ЗМЗ-523 комплектуется карбюратором, который, по мнению многих потребителей, очень часто ломается и заливает цилиндры. В таких случаях опытные автовладельцы рекомендуют «родные» системы впрыскивания заменять аналогичными, используемыми в автомобилях УАЗ или ГАЗ, или инжекторами.
- Силовая установка не способна развить быструю скорость. Судя по многочисленным отзывам, ее показатель не превышает 90 км/ч. Тем не менее данный параметр нельзя полностью рассматривать как недостаток, поскольку изначально данный мотор предназначается для грузового транспорта, а не гоночного.
Как утверждают владельцы транспортных средств, несмотря на дешевизну силовых агрегатов серии 523, их конструктивную простоту и неприхотливость при техобслуживании, сегодня эти моторы считаются устаревшими. Это объясняется тем, что при большом расходе топлива и высокой стоимости горюче-смазочных материалов эксплуатировать этот силовой агрегат стало экономически нецелесообразно.
Двигатель ЗМЗ 523
- Технические характеристики
- Ремонт и обслуживание
- Доработка движка
- Вывод
Двигатель ЗМЗ 523 выпускаемый Заволжским моторным заводом пришёл на смену морально устаревшим силовым агрегатам 511/513. Так, мотор предназначался для установки на грузовые автомобили компании ГАЗ и автобусы Павловского автобусного завода.
Технические характеристики
Силовой агрегат ЗМЗ 523 обладает высокими техническими характеристиками. Это была последняя версия карбюраторных усиленных двигателей для грузовых транспортных средств и автобусов от Заволжского моторного завода. Так, конструкторы, при разработке движка, учли недоработки прошлого и сделали улучшенную конструкцию.
Итак, рассмотрим, основные технические характеристики 523-го силового агрегата:
Наименование Характеристика Тип Рядный Топливо Бензин Система впрыска Карбюратор Объем 4,67 литра Мощность 130 лошадиных сил Количество цилиндров 4 Количество клапанов 16 Диаметр цилиндра 92,0 мм Расход 20,4 литра на 100 км Система охлаждения Жидкостное, принудительное Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Двигатель с маркировкой 523, который предназначен для установки на грузовые автомобили ГАЗ-3307 и автобусы ПАЗ. Это 8-цилиндровый V-образный мотор с повышенными техническими характеристиками. Правая и левая головки блока цилиндров идентичные, которые имеют высокотурбулентные камеры сгорания и впускные клапана винтового типа.
Двигатель сам по себе дешёвый, а за счёт простой конструкции, неприхотливый в обслуживании. Но, в связи с большим расходом горючего, считается, что данный движок морально устарел, поскольку в связи с высокой стоимостью ГСМ, его эксплуатация экономически нецелесообразна.
Инжектор, тюнинг силовой установки
Двигатель в любом современном автомобиле, работающем на бензине, оснащен такой незаменимой деталью, как инжектор. Внешне он очень похож на форсунку, которая осуществляет разбрызгивание смеси воздуха и капель топлива внутри камеры сгорания. Однако, в отличие от карбюратора, инжектор отличается меньшими габаритами и особенностями конструкции. Разница между данными деталями заключается еще в способе подготовки топливной смеси. В карбюраторном двигателе происходит смешивание топлива с воздухом, в результате чего теряется 10% мощности мотора. В инжекторной силовой установке используется высокое давление при подаче топлива, что положительно отражается на мощности двигателя во время разгона и движения транспортного средства.
Для автомобилей ГАЗ 3102 в 1990-х годах был разработан распределительного типа впрыскивания двигатель ЗМЗ-523. Инжектор в данной системе осуществляет распределение топлива на все четыре цилиндра из четырех форсунок. Таким образом, для каждого цилиндра предусмотрена своя форсунка. Если же двигатель оснащен однотечной системой впрыска, то топливо ко всем четырем цилиндрам поступает из одной общей форсунки.
Судя по отзывам автолюбителей, очень редко можно встретить тюнинг ЗМЗ-523. Обусловлено это тем, что данной силовой установкой комплектуют преимущественно автобусы. Тем, кто решил доработать двигатель путем замены впрыскивательной системы, придется также менять головки блоков на цилиндрах.
Ремонт и обслуживание
Обслуживание силового агрегата проводится по стандартной схеме, которая разрабатывалась для 511/513. Смена моторного масла и фильтров должна проводиться каждые 15 000 км пробега. Неприхотливость мотора упрощает выбор материалов для проведения ТО.
Так, обычно владельцы транспортного средства заливают в двигатель 10 литров минерального масла, по типу М10 (достаточно распространённая и дешёвая смазки для автомобилей грузового типа).
За счёт простой конструкции движок легко ремонтируется. Так, замена водяного насоса проводится достаточно быстро без особых усложнений. Регулировка зажигания и клапанов, также не доставляет хлопот.
Единственный недостаток мотора — это карбюратор, который часто выходит со строя и начинает заливать цилиндры. Многие автолюбители меняли родной впрысковой элемент на аналогичный, от автомобилей УАЗ или ГАЗ.
Двигатели ЗМЗ: модификации, характеристики
ОАО «Заволжский автомобильный завод» является одним из лидеров среди российских производителей двигателей внутреннего сгорания. На сегодняшний день заводом выпускаются двигатели более 80 различных модификаций:
— ЗМЗ-406 — семейство бензиновых 4-цилиндровых 16-клапанных инжекторных двигателей; — ЗМЗ-402 — семейство бензиновых 4-цилиндровых карбюраторных двигателей; — V-образные бензиновые 8-цилиндровые карбюраторные двигатели; — модифицированные дизельные 4-цилиндровые двигатели ЗМЗ-5143, ЗМЗ-5148.
Благодаря широкому ассортименту модификаций можно подобрать оптимальный двигатель практически для любого транспорта, будь то легковой автомобиль, внедорожник, автобус или грузовик. Кроме этого, двигатели ЗМЗ могут быть адаптированы и для установки на специальные виды транспорта, среди которых катера, яхты, спецтехника, экспериментальный транспорт и т.д.
Начало конструкторских работ
В ходе тестирования агрегатов оказалось, что первые автомобильные бензиновые моторы в недостаточной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к тяжелой колесной и гусеничной технике. Руководством предприятия было принято решение разработать новую линейку моторов. В результате были спроектированы агрегаты, оснащенные V-образными цилиндрами. Первым таким двигателем стал ЗМЗ-402. Создавался он специально под 24-ю «Волгу». Впоследствии данный мотор устанавливался также и на «Газели».
Замыкает линейку агрегат ЗМЗ-523. Технические характеристики выпускаемого оборудования были высоко оценены в отечественной машиностроительной отрасли.
Модификации двигателей ЗМЗ
Среди наиболее популярных модификаций двигателей ЗМЗ можно выделить следующие:
Двигатель ЗМЗ-511.10
Это бензиновый карбюраторный V-образный агрегат, который имеет 8 цилиндров и предназначен для грузовых автомобилей средней грузоподъемности. Рабочий объем двигателя составляет 4,25 литра. Улучшения характеристик двигателя ЗМЗ-511.10 удалось добиться за счет следующих изменений:
— головка цилиндров имеет винтовые впускные клапаны, высокотурбулентные камеры сгорания; — изменены фазы и расположение кулачков распределительного вала; — ведомый диск сцепления усилен; — верхние компрессионные поршневые кольца производятся из прочного качественного чугуна.
Благодаря использованию системы рециркуляции газов уменьшилось количество вредных выбросов в атмосферу.
Двигатель ЗМЗ-513.10
Этот бензиновый карбюраторный 8-цилиндровый агрегат является логическим продолжением двигателя ЗМЗ-66, которым оснащался автомобиль ГАЗ-66, отличавшийся повышенной проходимостью.
ЗМЗ-513.10, объем которого составляет 4,25 литра, предназначен для использования в сложных условиях, например, военными или для транспортировки грузов в народном хозяйстве. Этот двигатель подходит для установки на такие автомобили, как ГАЗ-3307, ГАЗ-3308, ГАЗ-33074.
Двигатель ЗМЗ-5233.10, ЗМЗ-5234.10
Этот V-образный бензиновый 8-цилиндровый карбюраторный двигатель с алюминиевым блоком цилиндров отличается увеличенным объемом цилиндров, составляющим 4,67 литра. Несмотря на такие характеристики, двигатель очень неприхотлив и доступен в обслуживании.
Двигатель ЗМЗ 511 10
Двигатель предназначался для автомобилей ГАЗ 3307, а также для автобусов Курганского завода. Он имеет мощность 125 л. с. и рабочий объем 4,25 л. Мотор рассчитан на бензин марки А-76, для уменьшения токсичности выпускных газов дополнительно оборудован системой рециркуляции. Карбюратор устанавливается марки К-135М.
ЗМЗ 513.10 – этот мотор практически ни чем не отличается от ЗМЗ 511.10, но модификация предназначается для установки на внедорожник ГАЗ 66.
Двигатель ЗМЗ 511 (511.1000402) АИ-76 для автомобилей ГАЗ-53 ГАЗ-3307
На грузовом автомобиле модели 3307 устанавливается бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) Заволжского моторного завода серии 511. 8-цилиндровый V-образный мотор был унаследован от предшественника, грузовика ГАЗ 53 12, но со временем несколько изменен. У него создавалось несколько модификаций, в последние годы выпуска 3307 (вариант 2008 года) на грузовике устанавливался модернизированный ДВС ЗМЗ-5231.10.
Так выглядит двигатель ЗМЗ-5231.10
Двигатель ЗМЗ 5231 10
В современных грузовых авто марки ГАЗ 3307 используется бензиновый, или по научному, карбюраторный двигатель. Этот двигатель имеет название ЗМЗ-5231.10.
Самым главным отличием этой модификации является увеличение объема двигателя до 4,67 л. Объем вырос за счет увеличение хода поршня с 80 до 88 мм.
Диаметр цилиндров остался без изменений (92 мм), зато был установлен другой коленчатый вал и поршни.
Зажигание
В этой системе основной деталью является трамблер. Механизм имеет привод от распределительного вала и отвод на несколько высоковольтных кабелей, идущих на свечи зажигания. Сам элемент размещается в заднем отсеке впускного газопровода возле карбюратора.
В модернизированных силовых агрегатах ЗМЗ-511, характеристики которых указаны выше, используется усовершенствованная конструкция масляного картера и экранирование свечей зажигания. Как подтверждают отзывы потребителей, в целом рассматриваемые моторы доказали свою надежность, продолжают выпускаться без существенных изменений по сравнению с первыми модификациями.
Плюсы
Этот двигатель состоит из восьми цилиндров, которые расположены V-образно. Весь рабочий цикл двигателя состоит из четырех тактов. Для данного двигателя применяется жидкостное охлаждение. Также здесь применена одна из новинок 21 века, система рециркуляции воздуха. Блок цилиндров двигателя грузового авто является алюминиевым. Кстати этот двигатель полностью соответствует экологическим нормам евро-3. Это можно отнести к его преимуществам, ведь это значит, что он не так вреден для нас с вами. Для сравнения можно взять авто ГАЗ 3307, которые выпускались в начале девяностых годов. При всей своей громадности, масса самого двигателя не такая уж и большая, и составляет 275 кг.
Ремонт двигателя ЗМЗ 5231.10
Еще одним плюсом двигателя авто ГАЗ 3307, что в него все также можно заливать А76 бензин, или А80.
Отзывы автомобилистов и экспертов
Что касается отзывов опытных водителей, то по поводу данного мотора многие отзываются положительно. В частности, отмечают неприхотливость этого ДВС и его достаточно высокий ресурс при правильной эксплуатации и должном уходе. ЗМЗ-513 много раз форсировался для использования на военной техники. Изменялась степень сжатия для работы на топливе с низким октановым числом. Все это говорит о большом потенциале советской V-образной восьмерки.
Многие водители отмечают, что этот мотор не лишен недостатков. Но он является крайне ремонтопригодным. Так что при наличии всех необходимых инструментов, проблему можно было решить в поле на коленке. С современными двигателями, где за все отвечает электроника, такой подход не работает. В общем же 13-й среди водителей любят и многие даже сегодня его используют ввиду низкой стоимости обслуживания.
Общие технические характеристики
Здесь все общие технические характеристики двигателя приведены в таблице.
Технические характеристики двигателя: | |
количество цилиндров | 8 |
рабочий режим | 4-х тактный |
степень сжатия | 7,6:1 |
рабочий обьем, л | 4,25 |
номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 3200-3400 1/мин, кВт (л. с.) | 92 (125) |
максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 2000-2500 1/мин, Н*м(кгс*м) | 294 (30) |
минимальный удельный расход топлива г/кВт*ч (г/л. С.*ч) | 286 (210) |
расход масла на угар, % от расхода топлива | 0,4 |
масса, кг | 262 |
топливо | А-76 |
Ну а в целом, двигатель надежный (ремонт обходится не дорого) и сумел доказать свою работоспособность, и право существовать в этом мире.
Чертеж и габаритные размеры грузовика ГАЗ 3307
Ремонт двигателя
Капитальный ремонт
Двигатель «газончика» 3307 довольно вынослив и обладает неплохим ресурсом, но ремонтировать его все равно приходится. Капитальный ремонт выполняется со снятием и установкой силового агрегата, в него входят следующие операции:
- Мойка двигателя;
- Разборка и дефектовка;
- Ремонт головок блока цилиндров с притиркой клапанов;
- Шлифовка коленчатого вала, прочистка масляных каналов от грязи. В случае, если вал не ремонтопригоден, он подлежит замене;
- Замена всех деталей, пришедших в негодность. Обычно подлежат замене: поршневая группа в сборе;
- распределительный вал;
Схема устройства распределительного вала для Газ 3307
После установки в двигатель заливают моторное масло. В систему охлаждения двигателя на момент запуска только что отремонтированного двигателя лучше залить воду, так как сразу могут потечь патрубки. Убедившись, что вода не течет, ее сливают и заправляют систему охлаждения тосолом или антифризом. Заправочная емкость системы охлаждения равна 21,5 литрам, если в системе предусмотрен пусковой подогреватель, то доливают еще 1,5–2 литра.
характеристика, описание, ремонт, обслуживание, тюнинг
Двигатель ЗМЗ 523 выпускаемый Заволжским моторным заводом пришёл на смену морально устаревшим силовым агрегатам 511/513. Так, мотор предназначался для установки на грузовые автомобили компании ГАЗ и автобусы Павловского автобусного завода.
Технические характеристики
Силовой агрегат ЗМЗ 523 обладает высокими техническими характеристиками. Это была последняя версия карбюраторных усиленных двигателей для грузовых транспортных средств и автобусов от Заволжского моторного завода. Так, конструкторы, при разработке движка, учли недоработки прошлого и сделали улучшенную конструкцию.
Итак, рассмотрим, основные технические характеристики 523-го силового агрегата:
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Карбюратор |
Объем | 4,67 литра |
Мощность | 130 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Диаметр цилиндра | 92,0 мм |
Расход | 20,4 литра на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное, принудительное |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Двигатель с маркировкой 523, который предназначен для установки на грузовые автомобили ГАЗ-3307 и автобусы ПАЗ. Это 8-цилиндровый V-образный мотор с повышенными техническими характеристиками. Правая и левая головки блока цилиндров идентичные, которые имеют высокотурбулентные камеры сгорания и впускные клапана винтового типа.
Двигатель сам по себе дешёвый, а за счёт простой конструкции, неприхотливый в обслуживании. Но, в связи с большим расходом горючего, считается, что данный движок морально устарел, поскольку в связи с высокой стоимостью ГСМ, его эксплуатация экономически нецелесообразна.
Ремонт и обслуживание
Обслуживание силового агрегата проводится по стандартной схеме, которая разрабатывалась для 511/513. Смена моторного масла и фильтров должна проводиться каждые 15 000 км пробега. Неприхотливость мотора упрощает выбор материалов для проведения ТО.
Так, обычно владельцы транспортного средства заливают в двигатель 10 литров минерального масла, по типу М10 (достаточно распространённая и дешёвая смазки для автомобилей грузового типа).
За счёт простой конструкции движок легко ремонтируется. Так, замена водяного насоса проводится достаточно быстро без особых усложнений. Регулировка зажигания и клапанов, также не доставляет хлопот.
Единственный недостаток мотора — это карбюратор, который часто выходит со строя и начинает заливать цилиндры. Многие автолюбители меняли родной впрысковой элемент на аналогичный, от автомобилей УАЗ или ГАЗ.
Доработка движка
Не часто можно встретить тюнинг двигателя 523, поскольку мотор используется в основном на автобусах. Так, доработкой может стать установка моновпрыска, но для этого необходимо заменить родные головки блока цилиндров.
Также, для увеличения мощностных характеристик можно расточить цилиндры и модернизировать механизм газораспределения, установив облегчённую поршневую группу и клапаны.
Вывод
Движок ЗМЗ 523 имеет увеличенные технические характеристики, но и ряд недостатков. Так, очень большим минусом, почему перестали применять данный силовой агрегат, стало то, что мотор имеет высокое потребление горючего, что в данное время не целесообразно.
Покупка и замена двигателя
Происходят случаи, когда двигатель очень запущен, и его ремонт нецелесообразен или попросту невозможен. Типичным примером такого состояния может служить пробитый блок цилиндров. Как правило, блок пробивается из-за эксплуатации двигателя с нулевым давлением масла. Сначала мотор стучит, а затем уже может заклинить. Обычно обрывается нижняя крышка шатуна, а сам шатун пробивает блок и выходит наружу.
В запущенном случае двигатель меняю целиком. В магазинах продаются моторы различной комплектации.
Турбодизельный двигатель для ГАЗ 3307
В первую комплектность входит все навесное оборудование – стартер, генератор, карбюратор, прерыватель-распределитель в сборе с высоковольтными проводами. Моторы продаются и без навесного оборудования, соответственно, и цена его будет дешевле.
Можно купить и подержанный двигатель с рук по объявлению. При такой покупке неплохо заручиться хоть какими-нибудь гарантиями. Цена такого агрегата будет ощутимо дешевле.
Очень много попадается по объявлениям моторов б/у от модели ГАЗ 53.
Они практически полностью совместимы с двигателем ЗМЗ 511.10, поэтому такую замену можно смело проводить, не боясь, что агрегат может не подойти по параметрам.
Готовый к установке мотор ЗМЗ 511.10 в сборе
Некоторые владельцы самосвалов 3307 взамен бензинового устанавливают дизельный двигатель. Подобная замена требует довольно значительных переделок. Какие изменения придется внести:
- Установить другой топливный бак;
- Изменить электрическую схему;
- Установить полностью другую выхлопную систему;
- Переварить на раме крепления для нового двигателя;
- Доработать карданный вал;
- Установить другие подушки двигателя.
Чаще всего в качестве дизельного варианта двигателя выбирают модель Д-245, который Горьковский автомобильный завод устанавливал на модификацию ГАЗ 3309.
Конструктивные особенности ЗМЗ-513
Для некоторых отраслей промышленности выдвигаются особые требования к проходимости автомобиля. Именно в этом случае устанавливали модель ЗМЗ-513. Этот мотор ставился на такие авто, как ГАЗ-53, 66, 3307 и др. Следовательно, данная модель подходила для техники со средней грузоподъемностью. Стоит обратить внимание на то, что 513-й не был идеальным. У него был один довольно существенный недостаток, который доставлял множество хлопот во время эксплуатации. Дело в том, что в конструкции был предусмотрен одноярусный ненастроенный впускной коллектор. Такое инженерное решение привело к тому, что во время работы силового агрегата образовывались пульсации потока. Это, в свою очередь, негативно сказывалось на качестве топливно-воздушной смеси.
Моторное масло для двигателей ЗМЗ
В двигатель серии ЗМЗ 511 заливается 10 литров моторного масла. Заволжский моторный завод специально разработал масло для двигателей собственного производства.
Разработаны следующие виды масел:
- ЗМЗ-Профессионал. Полусинтетическое масло с классом вязкости 5W40 и 10W40;
- ЗМЗ-Мастер. Полусинтетическое масло 10W40 для всех моторов ЗМЗ, кроме класса Евро 3;
- ЗМЗ-Оригинал. Минеральное масло (15W40 и 10W40); для всех моторов ЗМЗ, кроме класса Евро 3;
- ЗМЗ-Стандарт. Минеральное масло (10W40 и 20W50); для моторов ЗМЗ-402, ЗМЗ-511, ЗМЗ-513, ЗМЗ-523.
Конструктивные недостатки мотора
Как уже было отмечено несколько выше, это крайне надежный силовой агрегат, который предназначен для эксплуатации в экстремальных условиях. Но он имеет и свои недостатки, которые нередко проявляются в самый неподходящий момент. К примеру, если автомобиль поставить под наклоном, то завести мотор будет трудно. Придется постоянно подгазовывать. На ровной поверхности такой проблемы нет. Завестись на холодную – та еще задача. Если стартер и схватывает, а ДВС запускается, то уже через пару секунд он глохнет. Работа на холостом ходу в таких условиях крайне неустойчивая. Не рекомендуется тормозить двигателем, так как это приводит к хлопкам в выхлопной трубе и повышению расхода топлива.
Очень часто причина данной неисправности на моторах ЗМЗ-511/513 кроется в пауке. Его накладка пропускает воздух. Рекомендация тут только одна – под замену. Обычно после этого все проблемы исчезают, и силовой агрегат начинает работать, как часы.