Электромеханические характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения
Механические характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения в двигательном режиме
Механические характеристики двигателя постоянного тока последовательного и смешанного возбуждения
Механические характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения в двигательном режиме
Для электродвигателя последовательного возбуждения, принципиальная схема включения которого представлена на рис. 4.1, уравнение электромеханической характеристики, так же как и для двигателя независимого возбуждения, имеет вид
, (4.1)
где – суммарное сопротивление якорной цепи, состоящее из сопротивления обмотки якоря, обмотки возбуждения и сопротивления внешнего резистора х.
Рисунок 4.1 – Схема включения двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.
В отличие от двигателя независимого возбуждения здесь магнитный поток является функцией тока якоря
. Эта зависимость носит название кривой намагничивания (рис. 4.2). Так как нет точного аналитического выражения для кривой намагничивания, то трудно дать и точное аналитическое выражение для механической характеристики двигателя последовательного возбуждения.
Если для упрощения анализа пренебречь насыщением магнитной системы и предположить линейную зависимость между потоком и током якоря , то момент двигателя
. (4.2)
Подставив в равенство для угловой скорости двигателя значение тока из (4.2), получим выражение для механической характеристики
. (4.3)
Отсюда следует, что при ненасыщенной магнитной цепи двигателя механическая характеристика изображается кривой (рис. 4.3), для которой ось ординат является асимптотой. Особенностью механической характеристики двигателя последовательного возбуждения является ее большая крутизна в области малых значений момента.Значительное увеличение угловой скорости при малых нагрузках обусловливается соответствующим уменьшением магнитного потока.
Рисунок4.2 – Кривая намагничивания двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.
Рисунок 4.3 – Естественная механическая характеристика двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.
Уравнение (4.3) дает лишь общее представление о механической характеристике двигателя последовательного возбуждения. При расчетах этим уравнением пользоваться нельзя, так как машин с ненасыщенной магнитной системой обычно в современной практике не строят. Вследствие того, что действительные механические характеристики сильно отличаются от кривой, выраженной уравнением (4.3), построение характеристик приходится вести графо-аналитическими способами. Обычно построение искусственных характеристик производится на основании данных каталогов, где приводятся естественные характеристики и
.
Для серии двигателей определенного типа эти характеристики могут быть даны в относительных единицах и
. Такие характеристики, называемые универсальными, представлены на рис. 4.4.
В каталогах дается зависимость момента па валу двигателя от тока. При построении механических характеристик принимается зависимость угловой скорости от электромагнитного момента. Это практически допустимо ввиду небольшой разницы между электромагнитным моментом и моментом на валу.
Рисунок 4.4 – Зависимость момента и угловой скорости от тока якоря двигателя постоянного тока последовательного возбуждения (в относительных единицах).
Для построения искусственных (реостатных) характеристик можно воспользоваться следующим методом.
Уравнение естественной характеристики
, (4.4)
где , или
. (4.5)
В случае включения в якорную цепь дополнительного резистора двигатель будет работать на реостатной характеристике, для которой
. (4.6)
При делении (4.5) на (4.4) получим
, (4.7)
. (4.8)
или в относительных единицах
, (4.9)
где – суммарноесопротивление якорной цепи в относительных единицах;
;
и
.
Порядок построения реостатной характеристики сводится к тому, что, задаваясь некоторыми произвольными значениями тока , по имеющейся естественной характеристике находят
. Затем по (4.9) при определенном
(для которого строится реостатная характеристика) и том же
определяют искомое значение
. Таким же образом для других значений
определяют искомые значения скорости
,
и т. д. На рис. 4.5 показаны естественная характеристика двигателя последовательного возбуждения
и реостатная
, построенные по указанному методу.Пользуясь кривой
(рис. 4.4) и электротехническими характеристиками, легко построить механические характеристики двигателя
.
На рис. 4.6 приведены естественная и реостатные
—
механические характеристики двигателя последовательного возбуждения, построенные в относительных единицах. С увеличением сопротивления скорость двигателя при том же моменте уменьшается и характеристика смещается вниз. Жесткость характеристики уменьшается с ростом дополнительного сопротивления в якорной цепи.
Рисунок 4.5 – Естественная и реостатная электромеханические характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения (в относительных единицах).
Рисунок 4.6 – Естественная и реостатные механические характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения (в относительных единицах).
Особенностью механических характеристик рассматриваемого двигателя является невозможность получения режима идеального холостого хода.При нагрузке ниже 15-20 % номинальной работа двигателя практически недопустима из-за чрезмерного увеличения скорости якоря.
Двигатели постоянного тока с последовательным, параллельным, со смешанным возбуждением.
Наличие обмотки возбуждения (ОВ) у двигателя постоянного тока позволяет осуществлять различные схемы подключения. В зависимости от того как включена ОВ, различают двигатели с независимым возбуждением, с самовозбуждением, которое делится на последовательное, параллельное и смешанное.
ДПТ с параллельным возбуждением
По сути, схема подключения ОВ с параллельным возбуждением(рис.2) аналогична схеме с независимым возбуждением. Свойства двигателя при подключении по обеим схемам одинаковы. Плюсом данного вида подключения является то, что отпадает необходимость в отдельном источнике питания.
ДПТ с последовательным возбуждением
При подключении по данной схеме ОВ соединена последовательно цепи якоря (рис.3), при этом ток якоря равен току возбуждения. В связи с этим ОВ изготавливают из провода толстого сечения. Данную схему используют, если требуется обеспечить большой пусковой момент. При уменьшении нагрузки на валу меньше 25% от номинальной, частота вращения резко увеличивается и достигает опасных для двигателя значений. Характеристика ДПТ с последовательным возбуждением “мягкая”.
ДПТ со смешанным возбуждением
ДПТ со смешанным возбуждением (рис.4) имеет две ОВ, одна из которых соединена последовательна, а другая параллельно якорной цепи. При согласном соединении обмоток с увеличением нагрузки на валу растёт магнитный поток, что приводит к уменьшению частоты вращения. При встречном соединении суммарный магнитный поток с увеличением нагрузки уменьшается, что приводит к резкому увеличению частоты вращения. Это приводит двигатель к нестабильному режиму работы, поэтому последовательную обмотку выполняют из малого числа витков, чтобы при увеличении нагрузки магнитный поток снижался незначительно, тем самым стабилизируя работу двигателя.
Характеристики двигателей постоянного тока с различным типом возбуждения.
Двигатели независимого и параллельного возбуждения.
Схема включения двигателя независимого возбуждения показана на рисунке
В цепь якоря может быть включено добавочное сопротивление Rд, например пусковой реостат. Для регулирования тока возбуждения в цепь обмотки возбуждения может быть включен регулировочный реостат Rр. У двигателя параллельного возбуждения обмотки якоря и возбуждения подключены к одному источнику питания, и напряжение на них одинаковое. Следовательно, двигатель параллельного возбуждения можно рассматривать как двигатель независимого возбуждения при Uя= Uв.
Двигатели постоянного тока
Расчет механических характеристик двигателей постоянного тока независимого и последовательного возбуждения. Ток якоря в номинальном режиме. Построения естественной и искусственной механической характеристики двигателя. Сопротивление обмоток в цепи якоря.
Рубрика | Физика и энергетика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.02.2012 |
БАЛАКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАТИКА В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Выполнил: ст. гр. УИТ-61-з
РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА
РАСЧЕТ МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДПТ НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Рис.1. Схема двигателя постоянного тока
ДПТНВ имеет номинальные данные:
— частота вращения nНОМ=800об/мин;
— сопротивление обмоток цепи якоря RЯ=1,77Ом;
Требуется определить сопротивление резистора rдоб, который следует включить последовательно в цепь якоря, чтобы при номинальном моменте нагрузки MНОМ частота вращения была n’НОМ=0,5 nНОМ об/мин.
1) Ток якоря в номинальном режиме:
2) Пограничная частота вращения:
3) Номинальный момент на валу двигателя:
4) Координаты точки номинального режима на естественной механической характеристики:
5) Номинальное сопротивление двигателя:
6) Сопротивление резистора M, соответствует искусственной механической характеристике с координатой частоты вращения:
7) Механические характеристики ЭП с рассматриваемым двигателем на рис.3:
Рис.2. Естественная и искусственная механические характеристики
На рис.2 цифрой 1 обозначена естественная характеристика, а цифрой 2 искусственная характеристика. В режиме искусственной механической характеристики вводится понятие номинального сопротивления, представляющего собой сопротивление RНОМ, каким должна обладать цепь якоря двигателя, чтобы при подведенном к неподвижному якорю напряжении UНОМ ток в цепи якоря был бы номинальным IЯНОМ:
Рассчитать координаты необходимые для построения естественной и искусственной механической характеристики ДПТНВ типа ПБС-62, если внешнее сопротивление в цепи якоря rдоб=2,4Ом.
Номинальные данные двигателя:
— частота вращения nНОМ=800 об/мин;
1) Номинальный ток якоря:
2) Номинальное сопротивление двигателя:
3) Сопротивление обмоток в цепи якоря:
4) Пограничная частота вращения:
5) Номинальный момент:
6) Частота вращения в режиме искусственной механической характеристики при номинальном моменте нагрузки:
7) По координатам n0=908,5об/мин, nНОМ=800 об/мин и MНОМ=131,3Н·м строят естественную механическую характеристику; а по координатам n0=908,5об/мин, n’НОМ=148об/мин и MНОМ=131,3Н·м, строят искусственную механическую характеристику.
Рис.3. Естественная и искусственная механические характеристики
На рис.3 цифрой 1 обозначена естественная характеристика, а цифрой 2 искусственная характеристика.
РАСЧЕТ МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДПТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Рис.4. Схема ДПТ последовательного возбуждения
Построить естественную механическую характеристику для ДПТПВ с техническими данными:
1) Номинальное значение момента
2) Определяем сопротивление резистора rдоб
3) Пограничная частота вращения:
4) Частота вращения в режиме искусственной механической характеристики при номинальном моменте нагрузки:
5) По полученным данным строим естественную механическую характеристику (график проходящий через точку А1)
6) При расчете искусственных характеристик задаемся относительными значениями тока нагрузки и по универсальным естественным характеристикам определяем величины, необходимые для построения естественной характеристики двигателя сначала в относительных единицах, затем в именованных.
Механическая характеристика электродвигателя постоянного тока последовательного и смешанного возбуждения
На рис. 6.2, а показана схема подсоединения к сети электродвигателя последовательного возбуждения. Обмотка возбуждения О В и обмотка якоря Я соединяются последовательно и через реостат Яр подсоединяются к сети. Вследствие этого поток возбуждения ф зависит от тока якоря, т. е. от нагрузки. Для этого вида двигателей при ненасыщенной магнитной системе магнитный поток можно считать пропорциональным току якоря /я, а вращающий момент будет вычисляться по формуле
Так как в уравнении (6.6) п и М переменные величины, то это уравнение является уравнением механической характеристики двигателя.
При малой нагрузке характеристика имеет большую крутизну, при больших нагрузках магнитная система насыщается и поток уже почти не зависит от нагрузки — характеристика превращается в почти прямолинейную, с малой крутизной (рис. 6.2, б).
Из уравнения механической характеристики следует, что:
а) при уменьшении вращающего момента М до нуля частота вращения возрастает до бесконечности —двигатель идет «в разнос» (может произойти механическое повреждение якоря). Таким образом, электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения нельзя включать в сеть без механической нагрузки на его валу;
б) при п = 0 величина вращающего момента будет значительная, пропорциональная квадрату напряжения сети. Таким образом, двигатель развивает значительный вращающий момент (2,2—3,5 МНом) при небольших значениях частоты вращения
в) при уменьшении величины М вначале п растет медленно, а затем — быстро.
Регулирование частоты вращения двигателя достигается:
а) путем включения в цепь двигателя регулировочного реостата (рис. 6,2). Способ регулирования не экономичный, так как через регулировочное сопротивление проходит ток нагрузки;
б) изменением величины напряжения на зажимах двигателя (рис. 6.2, в). При наличии компактного регулировочного устройства способ экономичен и позволяет регулировать частоту вращения в широких пределах.
Двигатель постоянного тока последовательного возбуждения применяется для привода тяговых установок (трамваи, троллейбусы, электровозы) и добычных комбайнов.
Кроме рассмотренных выше двигателей постоянного тока, применяются двигатели постоянного тока смешанного возбуждения. Они имеют две обмотки возбуждения: последовательную и параллельную.
Механическая характеристика этих двигателей имеет промежуточную форму между характеристиками двигателей последовательного и параллельного возбуждения, приближаясь к той или иной в зависимости от соотношений ампервитков обмоток.
Регулирование частоты вращения осуществляется введением в цепи двигателя дополнительного сопротивления, изменением величины магнитного потока возбуждения или величины напряжения, подаваемого на зажимы двигателя.