Электронный датчик температуры двигателя на мотоцикл
Датчик температуры: контроль температурного режима двигателя
В каждом автомобиле есть простой, но важный датчик, помогающий контролировать работу двигателя — датчик температуры охлаждающей жидкости. О том, что такое датчик температуры, какую он имеет конструкцию, на каких принципах основана его работа, и какое место он занимает в автомобиле — читайте в статье.
Что такое датчик температуры
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — электронный датчик, предназначенный для измерения температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Данные, полученные с помощью датчика, используются для решения нескольких задач:
• Визуальный контроль температуры силового агрегата — данные с датчика выводятся на соответствующий прибор (термометр) на приборной панели в салоне автомобиля;
• Корректировка работы различных систем двигателя (питания, зажигания, охлаждения, рециркуляции отработанных газов и других) в соответствии с его текущим температурным режимом — информация с ДТОЖ подаются на электронный блок управления (ЭБУ), который вносит соответствующие корректировки.
Датчики температуры ОЖ используются во всех современных автомобилях, они имеют принципиально одинаковую конструкцию и принцип работы.
Типы и конструкция датчиков температуры
В современных транспортных средствах (а также и в различных электронных устройствах) используются датчики температуры, чувствительным элементом в которых выступает терморезистор (или термистор). Терморезистор (термистор) — полупроводниковый прибор, электрическое сопротивление которого зависит от его температуры. Существуют термисторы с отрицательным и положительным температурным коэффициентом сопротивления (ТКС), у приборов с отрицательным ТКС сопротивление падает с ростом температуры, у приборов с положительным ТКС — напротив, повышается. Сегодня чаще всего применяются термисторы с отрицательным ТКС, как более удобные и дешевые.
Конструктивно все автомобильные ДТОЖ принципиально одинаковы. Основу конструкции составляет металлический корпус (баллон) из латуни, бронзы или иного коррозионностойкого металла. Корпус выполнен таким образом, что его часть контактирует с потоком охлаждающей жидкости — здесь располагается термистор, который дополнительно может прижиматься пружиной (для более надежного контакта с корпусом). В верхней части корпуса располагается контакт (или контакты) для включения датчика в соответствующую цепь электросистемы транспортного средства. На корпусе также нарезана резьба и выполнен шестигранник под ключ для монтажа датчика в систему охлаждения двигателя.
Датчики температуры отличаются способом подключения к ЭБУ:
• Со стандартным электрическим разъемом — на датчике выполнен пластиковый разъем (или колодка) с контактами;
• С винтовым контактом — на датчике выполнен один контакт с зажимным винтом;
• Со штыревым контактом — на датчике предусмотрен один контакт в виде штыря или лопатки.
Датчики второго и третьего вида имею только один контакт, в роли второго контакта выступает корпус датчика, соединенный с «массой» электросистемы автомобиля через двигатель. Такие датчики чаще всего используются на коммерческих и грузовых автомобилях, на специальной, сельскохозяйственной и иной технике.
Датчик температуры ОЖ монтируется в самой горячей точке системы охлаждения мотора — в выпускном патрубке головки блока цилиндров. На современных автомобилях часто устанавливается сразу два или даже три ДТОЖ, каждый из которых выполняет свою функцию:
• Датчик термометра (указателя температуры ОЖ) — наиболее простой, имеет невысокую точность, так как он помогает лишь визуально оценить температуру силового агрегата;
• Датчик ЭБУ на выходе из головки блока — наиболее ответственный и точный датчик (с погрешностью 1-2,5°C), позволяющий отслеживать изменения температуры в несколько градусов;
• Датчик на выходе из радиатора — вспомогательный датчик невысокой точности, обеспечивающий своевременное включение и отключение электрического вентилятора охлаждения радиатора.
Несколько датчиков дают больше информации о текущем температурном режиме силового агрегата и позволяют надежнее контролировать его работу.
Принцип работы и место датчика температуры в транспортном средстве
В общем случае принцип работы датчика температуры прост. На датчик подается постоянное напряжение (обычно 5 или 9 В), на термисторе в соответствии с законом Ома (за счет его сопротивления) напряжение падает. Изменение температуры влечет за собой изменение сопротивления термистора (при росте температуры — сопротивление снижается, при понижении температуры — повышается), а значит, и падение напряжения в цепи датчика. Измеряемая величина падения напряжения (а точнее — фактическое напряжение в цепи датчика) как раз и используется термометром или ЭБУ для определения текущей температуры двигателя.
Для визуального контроля температуры силового агрегата в цепь датчика подключается специальный электрический прибор — логометрический термометр. В приборе используется две или три электрических обмотки, между которыми расположен подвижный якорь со стрелкой. Одна или две обмотки создают постоянное магнитное поле, а одна обмотка включена в цепь датчика температуры, поэтому ее магнитное поле изменяется в зависимости от температуры ОЖ. В результате взаимодействия постоянных и переменных магнитных полей в обмотках заставляет якорь проворачиваться вокруг оси, что влечет за собой изменение положение стрелки термометра на его циферблате.
Для контроля функционирования мотора на различных режимах и управления его системами показания датчика подаются на электронный блок управления через соответствующий контроллер. Измерение температуры производится по величине падения напряжения в цепи датчика, для этого в памяти ЭБУ присутствуют таблицы соответствия величины напряжения в цепи датчика и температуры двигателя. На основе этих данных в ЭБУ запускаются различные алгоритмы работы основных систем двигателя.
На основе показаний ДТОЖ осуществляется корректировка работы системы зажигания (изменение угла опережения зажигания), питания (изменение состава топливно-воздушной смеси, ее обеднение или обогащение, управление дроссельным узлом), рециркуляции отработавших газов и других. Также ЭБУ в соответствие с температурой двигателя устанавливает частоту вращения коленвала и другие характеристики.
Датчик температуры на радиаторе охлаждения работает аналогичным образом, с его помощью осуществляется управление электровентилятором. На некоторых автомобилях этот датчик может работать в паре с основным для более точного управления различными системами двигателя.
Датчик температуры играет важную роль в любом транспортном средстве с ДВС, в случае поломки его необходимо как можно скорее заменить — только в этом случае будет обеспечена нормальная работа силового агрегата на любых режимах.
Датчики температуры
Температурные датчики одни из самых важных атрибутов измерительной системы управления. Датчики температуры необходимы для контроля множества жизненно важных и критичных процессов.
Области применения датчиков температуры
контролируемая среда: сточные воды
Применяются датчики температуры практически везде. Любая сфера или производство, где температура объекта влияет на качество работы и итоговой продукции, требует пристального температурного контроля. Например:
- Нефтегазовая, топливная индустрия, энергетика
- Химия, строительство, образование
- Металлургическая промышленность (литейное, прокатное производство, производство металлических изделий, металлообработка)
- Транспортная индустрия, автомобили, спецтехника
- Пищевая промышленность, фармацевтика
- Машиностроение
- Сельское хозяйство (зерно, комбикорма)
Назначение датчиков температуры
Датчиков температуры существует множество типов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и предназначением. Но главной задачей остается:
- Измерение температур требуемых объектов с необходимыми точностью, быстродействием и передача информационного либо управляющего сигнала далее в систему
- Реализация обратных связей в АСУТП, предупреждение выхода из строя оборудования
- Отдельные приборы могут служить источниками энергии (основанные на термопарах)
Виды датчиков температуры
Температурные датчики представлены широким разнообразием приборов, каждый из которых адаптирован к той или иной сфере деятельности. Ниже дано краткое описание, а более полно с ними можно ознакомиться на соответствующих страницах.
Важный момент: датчики делятся на первичные преобразователи и реализованные на их основе сложные электронные устройства с адаптацией к тому или иному эксплуатационному профилю. Вторые имеют стандартизированные выходные сигналы и легко встраиваются в промышленные АСУ.
Термосопротивления. Первичный преобразователь. Основаны на изменении электрического сопротивления материалов под воздействием температуры.
Термопары. Первичный преобразователь. Использует эффект возникновения термо-ЭДС в зависимости от разности температур «холодного» и «горячего» спаев.
Преобразователи температуры и влажности (датчики температуры воздуха). Электронные приборы с аналоговыми/цифровыми выходами (+ дисплей), сочетающие в себе функции датчика влажности и температуры. Лучшее применение находят в системах вентиляции и кондиционирования, в помещениях разных типов.
Многоточечные преобразователи температуры. Предназначены для температурного контроля по всему объему в больших резервуарах. Лучшее применение находят в пищевой промышленности и с/х, где используются в силосах с зерном и подобным продуктом.
Бесконтактные датчики температуры. Используются с удаленными/труднодоступными объектами в широком диапазоне t °C, в опасных для человека условиях. К ним также относятся:
- Датчики горячего металла. Разновидность бесконтактных датчиков для соответствующих отраслей производства.
- Дистанционные датчики температуры.
- Инфракрасные датчики температуры.
Датчики температуры с аналоговым выходом. Обширный класс приборов, объединяемых способом передачи информации. Включает в себя, например, гигиеничные датчики TER8 и общепромышленные датчики серий Кл и DIN.
Приборы и манометры для автоспорта, датчики давления турбины и масла, температуры, напряжения бортовой сети.
ID] => 321 [TIMESTAMP_X] => 08.02.2018 11:19:18 [
TIMESTAMP_X] => 08.02.2018 11:19:18 [MODIFIED_BY] => 1 [
MODIFIED_BY] => 1 [DATE_CREATE] => 15.04.2010 20:35:10 [
DATE_CREATE] => 15.04.2010 20:35:10 [CREATED_BY] => 1 [
CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 12 [
IBLOCK_ID] => 12 [IBLOCK_SECTION_ID] => 189 [
IBLOCK_SECTION_ID] => 189 [ACTIVE] => Y [
ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [
GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [
SORT] => 400 [NAME] => Приборы и подиумы [
NAME] => Приборы и подиумы [PICTURE] => 182362 [
PICTURE] => 182362 [LEFT_MARGIN] => 2490 [
LEFT_MARGIN] => 2490 [RIGHT_MARGIN] => 2491 [
RIGHT_MARGIN] => 2491 [DEPTH_LEVEL] => 2 [
DEPTH_LEVEL] => 2 [DESCRIPTION] => В данном разделе сайта Вы сможете найти различные доп приборы выносные, подиумы (консоли) под них, манометры boost турбины, температуры и давления масла, и другие дополнительные указатели для тюнинга Вашего автомобиля. [
DESCRIPTION] => В данном разделе сайта Вы сможете найти различные доп приборы выносные, подиумы (консоли) под них, манометры boost турбины, температуры и давления масла, и другие дополнительные указатели для тюнинга Вашего автомобиля. [DESCRIPTION_TYPE] => text [
DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => . ? . ? . . . ? . . . ?? . . . (. ) ?? . . BOOST . . ? . . ? . . . ?? . . . [
SEARCHABLE_CONTENT] => . ? . ? . . . ? . . . ?? . . . (. ) ?? . . BOOST . . ? . . ? . . . ?? . . . [CODE] => pribory_i_podiumy [
CODE] => pribory_i_podiumy [XML_ID] => [
SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /e-store/ [
LIST_PAGE_URL] => /e-store/ [SECTION_PAGE_URL] => /e-store/pribory_i_podiumy/ [
SECTION_PAGE_URL] => /e-store/pribory_i_podiumy/ [IBLOCK_TYPE_ID] => catalog_tovar [
IBLOCK_TYPE_ID] => catalog_tovar [IBLOCK_CODE] => tovar [
IBLOCK_CODE] => tovar [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [
EXTERNAL_ID] => [ELEMENT_CNT] => 35 [
ELEMENT_CNT] => 35 [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 189 [
ID] => 189 [TIMESTAMP_X] => 2018-05-05 18:42:33 [
TIMESTAMP_X] => 2018-05-05 18:42:33 [MODIFIED_BY] => 1 [
MODIFIED_BY] => 1 [DATE_CREATE] => 2010-04-14 19:37:56 [
DATE_CREATE] => 2010-04-14 19:37:56 [CREATED_BY] => 1 [
CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 12 [
IBLOCK_ID] => 12 [IBLOCK_SECTION_ID] => [
IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [
ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [
GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [
SORT] => 500 [NAME] => Универсальное [
NAME] => Универсальное [PICTURE] => 188208 [
PICTURE] => 188208 [LEFT_MARGIN] => 2489 [
LEFT_MARGIN] => 2489 [RIGHT_MARGIN] => 2564 [
RIGHT_MARGIN] => 2564 [DEPTH_LEVEL] => 1 [
DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => Различные универсальные детали для тюнинга, которые могут подходить на большое количество автотранспортных средств.
DESCRIPTION] => Различные универсальные детали для тюнинга, которые могут подходить на большое количество автотранспортных средств.
DESCRIPTION_TYPE] => html [SEARCHABLE_CONTENT] => . . . . ?? . . . . ? . . . . * . ?? . * . * . ?П ? . [
SEARCHABLE_CONTENT] => . . . . ?? . . . . ? . . . . * . ?? . * . * . ?П ? . [CODE] => universalnoje [
CODE] => universalnoje [XML_ID] => [
SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /e-store/ [
LIST_PAGE_URL] => /e-store/ [SECTION_PAGE_URL] => /e-store/universalnoje/ [
SECTION_PAGE_URL] => /e-store/universalnoje/ [IBLOCK_TYPE_ID] => catalog_tovar [
IBLOCK_TYPE_ID] => catalog_tovar [IBLOCK_CODE] => tovar [
IBLOCK_CODE] => tovar [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [
EXTERNAL_ID] => ) [1] => Array ( [ID] => 321 [
ID] => 321 [TIMESTAMP_X] => 2018-02-08 11:19:18 [
TIMESTAMP_X] => 2018-02-08 11:19:18 [MODIFIED_BY] => 1 [
MODIFIED_BY] => 1 [DATE_CREATE] => 2010-04-15 20:35:10 [
DATE_CREATE] => 2010-04-15 20:35:10 [CREATED_BY] => 1 [
CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 12 [
IBLOCK_ID] => 12 [IBLOCK_SECTION_ID] => 189 [
IBLOCK_SECTION_ID] => 189 [ACTIVE] => Y [
ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [
GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 400 [
SORT] => 400 [NAME] => Приборы и подиумы [
NAME] => Приборы и подиумы [PICTURE] => 182362 [
PICTURE] => 182362 [LEFT_MARGIN] => 2490 [
LEFT_MARGIN] => 2490 [RIGHT_MARGIN] => 2491 [
RIGHT_MARGIN] => 2491 [DEPTH_LEVEL] => 2 [
DEPTH_LEVEL] => 2 [DESCRIPTION] => В данном разделе сайта Вы сможете найти различные доп приборы выносные, подиумы (консоли) под них, манометры boost турбины, температуры и давления масла, и другие дополнительные указатели для тюнинга Вашего автомобиля. [
DESCRIPTION] => В данном разделе сайта Вы сможете найти различные доп приборы выносные, подиумы (консоли) под них, манометры boost турбины, температуры и давления масла, и другие дополнительные указатели для тюнинга Вашего автомобиля. [DESCRIPTION_TYPE] => text [
DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => . ? . ? . . . ? . . . ?? . . . (. ) ?? . . BOOST . . ? . . ? . . . ?? . . . [
SEARCHABLE_CONTENT] => . ? . ? . . . ? . . . ?? . . . (. ) ?? . . BOOST . . ? . . ? . . . ?? . . . [CODE] => pribory_i_podiumy [
CODE] => pribory_i_podiumy [XML_ID] => [
SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /e-store/ [
LIST_PAGE_URL] => /e-store/ [SECTION_PAGE_URL] => /e-store/pribory_i_podiumy/ [
SECTION_PAGE_URL] => /e-store/pribory_i_podiumy/ [IBLOCK_TYPE_ID] => catalog_tovar [
IBLOCK_TYPE_ID] => catalog_tovar [IBLOCK_CODE] => tovar [
IBLOCK_CODE] => tovar [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [
EXTERNAL_ID] => ) ) ) [SECTIONS_COUNT] => 0 ) —>
Рабочая температура на японских мото с вод.охл.
- Posts: 11
- Thank you received: 0
Please Войти or Create an account to join the conversation.
- Denissdi
—>
- Offline
- Posts: 18
- Thank you received: 4
ДВС работают в одних температурных диапазонах (машина или мот не важно) +-, всегда есть запас на враньё датчика, если смущает правильно ли работает в режимах- чисть систему и меняй охлаждайку, со временем эффективность работы жидкостей падает. ну и конечно можно с концентрацией поколдовать, если уж совсем сомнения. или подбирай датчик $$
P.S. Жень, а плюсики где ставить.
Please Войти or Create an account to join the conversation.
- нейтрино
—>
- Offline
- Posts: 447
- Thank you received: 39
Что касается чисел, сказать точно не могу, но в районе 90°C это нормальный температурный (городской) режим, как для авто, так и для мото (жидк. охлождение). В процессе движения на скорости, температура быстро падает, и температура жидкости охлождения падает — примерно до 70°C (а может и того ниже, у меня датчик не показывает цифры).
Это всё только из личного опыта, который основывается на моём моте.
Знаю одно, если у тебя в системе будет воздух, то при большой температуре, пары будут выдавливать жидкость из системы, и разширительный бачок, будет переполняться.
Please Войти or Create an account to join the conversation.
- Irbis
—>
- Offline
- Posts: 141
- Thank you received: 10
Я бы сказал, что 94 — это совершенно нормальная температура для водянки (любой — что мотоциклетной, что автомобильной).
Любая система водяного охлаждения закипает при температуре от 100 (охлаждение с атмосферным давлением в системе) до 110 (охлаждение с избыточным давлением в системе) градусах. Соответственно 94 — это вполне нормальный показатель — и достаточно разогрет движок, и есть запас до закипания радиатора.
Собственно, движку для нормальной работы нужна температура выше 70 градусов, а больше 90 — 100 невозможно, чтобы остался хоть какой-то запас до закипания.
Please Войти or Create an account to join the conversation.
- Fizruck
—>
- Offline
- Posts: 258
- Thank you received: 10
Please Войти or Create an account to join the conversation.
- ilja
—>
- Offline
- Posts: 143
- Thank you received: 1
Please Войти or Create an account to join the conversation.
- Fizruck
—>
- Offline
- Posts: 258
- Thank you received: 10
Please Войти or Create an account to join the conversation.
- Irbis
—>
- Offline
- Posts: 141
- Thank you received: 10
МОТОсвечи только используешь?
Please Войти or Create an account to join the conversation.
- ilja
—>
- Offline
- Posts: 143
- Thank you received: 1
Please Войти or Create an account to join the conversation.