Эмульсия в масле двигателя причины опель
Эмульсия в двигателе Камминз: распространенные причины.
Эмульсия моторного масла — субстанция, похожая на крем или майонез. Она может образовываться по разным причинам, но общее одно — в масло попадает охлаждающая жидкость или влага. Вариантов попадания может быть несколько:
- Конденсат
- Маслоохладитель
- Прокладка ГБЦ
- Заглушки
- Повреждение блока цилиндров
Если появилась эмульсия на щупе, это нельзя оставлять без внимания. Нарушаются эксплуатационные характеристики моторного масла. Все трущиеся узлы будут испытывать недостаток смазки, могут появиться задиры поверхностей и дальнейший выход двигателя из строя. При самом плохом случае двигатель Камминз может заклинить.
Конденсат в моторе Камминз.
Вода попадает вместе с влажным воздухом, поступающим в двигатель, а потом конденсируется в жидкое состояние из-за перепада температуры. В зимнее время двигатель часто не прогревается полностью, особенно при езде на короткие расстояния. Именно при таких условиях эксплуатации начинает образовываться эмульсия.
Маслоохладитель или теплообменник.
При неисправности теплообменника или негерметичной прокладки в моторе Камминз может появиться эмульсия. При этом на заглушенном двигателе антифриз попадает в систему смазки,а во время работы ДВС масло попадает в систему охлаждения. Причина в том, что давление масла при работе агрегата выше. Причиной этому часто случается естественный износ маслоохладителя или прокладки.
Прокладка головки.
В результате перегрева двигателя Камминз ГБЦ может деформироваться или со временем затяжка болтов головки может ослабнуть. Именно в таких местах пропадает герметичность прокладки и происходит попадание антифриза в масляный канал. Еще через необжатую прокладку выхлопные газы могут попадать в систему охлаждения.
Повреждение блока цилиндров Камминз.
На ДВС серий ISF 2.8 /3.8; ISBe 4.5 / 6.7; QSB 4.5 / 6.7; BT 3.9/ 5.9; EQB180-20 конструкцией не предусмотрены съемные гильзы. При сильном перегреве на этих моторах могут появиться трещины в цилиндре, вследствие чего потребуется капитальный ремонт. В зависимости от места возникновения, двигатель может парить из выхлопной трубы, вышибать антифриз из расширительного бачка или появится эмульсия.
На моторах Камминз серий C 8.3; QSC 8.3; QSL 8.9; ISLe ISM 11; QSM 11; ISX 15; QSX 15 для блоков цилиндров предусмотрена замена гильз. Часто встречаются повреждения посадочных мест под гильзу из-за эрозии. Если посадка нарушена, то уплотнение пропускает охлаждающую жидкость в картер, поэтому появляется эмульсия. Некоторые охлаждающие жидкости имеют недостаточное содержание присадок от эрозии или агрессивный химический состав. Фирмой Камминз на некоторые модели в систему охлаждения устанавливается дополнительный картридж с антикоррозионными присадками, которые во время эксплуатации постепенно вымываются, тем самым продлевая срок службы антифриза.
Заглушки ГБЦ или блока
Как и в предыдущем случае в результате кавитации или коррозии повреждаются заглушки. Через повреждения во внутренних заглушках ОЖ попадает в масло и появляется эмульсия.
Если самостоятельно не удалось найти причину возникновения эмульсии,в нашей компании aps-service, помогут быстро найти и устранить причину неисправности. У нас работают специалисты, которые прекрасно разбираются в моторах Камминз.
Моторное масло загустело, почернело, вспенилось, дало эмульсию: причины (и что делать)
04 сентября 2018 Категория: Полезная информация.
Как выбирать масло для дизеля, мы писали здесь, как часто нужно его менять — здесь.
А еще недавно рассказывали, как проверять уровень масла щупом, доливать до уровня и менять смазку в дизельном ДВС.
Но что делать, если вы при проверке или замене масла обнаружили, что оно «испортилось»? О каких проблемах с мотором говорит черное, густое или слишком жидкое масло, пена или эмульсия?
Что должно насторожить при проверке уровня масла в дизеле?
От качества и свойств моторного масла в системе смазки дизельного ДВС напрямую зависит ресурс агрегата. Поэтому автовладельца должны насторожить любые изменения консистенции, цвета, состояния и уровня масла.
Повод для беспокойства владельца и серьезной диагностики — если моторное масло:
- стало слишком вязким или слишком жидким,
- пенится или образует эмульсию
- слишком сильно темнеет или наоборот, не темнеет даже спустя 2 тыс. км пробега.
Возможно, проблему решит полная замена масла и промывка двигателя. В любом случае, продолжать просто эксплуатировать такую смазку нельзя.
Почему очень скоро после замены моторное масло почернело?
Потемнение свежезалитого моторного масла в дизельном двигателе уже спустя 200-500 км пробега — нормативный процесс. Это, наоборот, говорит о том, что диспергирующие и моющие присадки в составе масла работают эффективно.С накоплением различных отложений, продуктов сгорания топлива и сажи масло темнеет, и к концу срока службы может даже почернеть.
Особенно быстро это происходит на двигателях солидного возраста, и на работающих в тяжелых условиях моторах. Быстрее всего темнеет минеральное и полусинтетическое масло.
И напротив, если после замены масла в дизельном моторе оно вообще не темнеет спустя 1,5-2 тыс. км тысяч км пробега, это признак плохого качества масла. Моющие свойства в нем отсутствуют, оно не способно удерживать отложения и сажу — вся грязь остается в смазочной системе ДВС.
Но если масло в дизеле не темнеет, собирая грязь и продукты сгорания топлива, а становится черным как мазут, это повод насторожиться.
Для начала, извлеките щуп, вытрите его чистой тряпкой. Если на щупе останутся черные разводы, это признак того, что смазка в двигателе угорает.
Возможно, дело в износе ЦПГ, когда масло просачивается в камеру сгорания, а топливо — в картер двигателя, разжижая смазку. Если при этом вы наблюдаете, что расход топлива вырос, а мощность ДВС упала, выхлоп стал очень дымным — это все аргументы о том, что почернение масла связано с проблемой самого двигателя.
Другая причина быстрого почернения масла в дизельном агрегате — его перегрев, когда под влиянием постоянно высоких температур (езда на высоких оборотах, агрессивное вождение и т.п.) масло буквально закипает.
Еще масло может перегреваться из-за неправильно подобранных характеристик вязкости.
В любом случае, черное масло нужно как можно скорее поменять (лучше вместе с промывкой дизеля), а в случае проблем с ЦПГ — провести диагностику. Возможно, понадобится произвести раскоксовку забитых нагаром поршневых колец, их замену или даже капитальный ремонт двигателя.
Почему масло в дизельном двигателе загустело?
Обычно масло густеет на морозе — особенно минеральное или недорогое полусинтетическое. В норме, после запуска мотора «на холодную», оно чуть хуже циркулирует по системе смазки двигателя, но через пару секунд разжижается и эксплуатируется как обычно. Такое загустение масла — вариант нормы.
Но если масло в дизеле стало практически солидолом, и при этом оно подобрано правильно (по степени вязкости и температурному режиму эксплуатации ДВС), нужно разбираться в причинах.
Самая банальная — масло «сработалось», накопило в себе массу отложений и сажи и превратилось в гель. Причем разжижения не происходит даже после прогрева двигателя. В результате циркулирования такого геля по системе смазки двигателя происходит сильный износ всех деталей, появляются шумы, стуки, мотор может даже заклинить.
Другая возможная причина, по которой масло стало как солидол — перегрев двигателя, когда происходит полимеризация смазки. То есть склеивание компонентов — масло буквально «сворачивается» от экстремальных температур.
Наконец, масло может загустеть от того, что владелец увлекается экспериментами со смешиванием разных масел и применением вязкостных присадок, которые вроде как защищают масло от разжижения. И в некоторых случаях, такие эксперименты приводят к тому, что масло становится слишком густым.
Почему масло в двигателе стало слишком жидким?
Если масло буквально стекает со щупа, потому что сильно разжижилось — оно либо сильно постарело, либо двигатель перегревался, и вязкостные компоненты распались на частицы.
Другая причина, почему моторное масло сильно разжижилось — в картер двигателя попадают излишки топлива из камеры сгорания. Это приводит к повышению уровня смазки в том числе.
Также неправильное применение промывочных средств для дизельного ДВС может привести к тому, что остатки промывки смешаются с маслом и разжижат его. Если и использовать промывочные масла и жидкости, лучше сократить интервал следующей замены смазки на 30-50%.
Почему может вспениваться масло?
Самая частая причина вспенивания масла — его перелив, то есть превышение допустимого уровня. Перелив вредит мотору, и это нужно исправить, слив излишки смазки. Сделать это можно на СТО или своими силами.
Другая причина, почему вспенивается масло — несовместимость масла, которое было внутри двигателя (а полностью оно не уходит из системы смазки даже после слива) и нового масла, которое долили по уровню. Обычно такое бывает, когда к минеральному маслу доливают синтетику, и наоборот. Такое смешивание ухудшает свойства обоих масел. Может выпасть осадок, появляется пена.
В этом случае нужно полностью слить масло, промыть мотор и долить какое-то одно в полном объеме.
В худшем случае, масло пенится, потому что в него попала охлаждающая жидкость. Антифриз может попасть в смазку через изношенную прокладку между ГБЦ и блоком цилиндров, через трещины БЦ и ГБЦ.
Чтобы убедиться, что это действительно из-за присутствия ОЖ масло вспенилось, нужно проверить саму жидкость: капли масла подтвердят теорию, а также приложить после небольшого прогрева мотора к выхлопной трубе лист бумаги. После высыхания лист нужно рассмотреть: если на нем останутся пятна от антифриза, теория о попадании в масло ОЖ верна.
Да и плотный белый дым из выхлопной трубы тоже подтверждает предположение.
Почему на щупе появилась эмульсия?
Эмульсия — растворенное в воде масло. Если под заливной крышкой или на щупе вы находите эмульсию в виде пены или белого налета, это может быть связано с тем, что внутри двигателя образуется конденсат. Смешиваясь с маслом, он и дает эмульсию. Обычно это бывает в морозы, а также на редко используемых автомобилях.
В таких случаях достаточно сменить моторное масло и немного сократить интервал его замены.
Другая причина образования эмульсии на щупе и крышке маслозаливной горловины — попадание туда антифриза. Стоит проверить уровень ОЖ в расширительном бачке, посмотреть герметичность прокладки ГБЦ и самого блока цилиндров, проверить, плотно ли закручена крышка радиатора.
Сильный износ ЦПГ также может стать причиной попадания антифриза в моторное масло и образование эмульсии. Решать проблему с поиском утечек ОЖ стоит незамедлительно.
Эмульсия — тревожный признак, потому что эмульсированное масло теряет свои защитные и смазывающие свойства, что напрямую отражается на ресурсе двигателя.
О том, к чему приводит масляное голодание двигателя, читайте здесь.
Моторные масла ведущих производителей для дизельных ДВС в каталоге
Почему появление эмульсии в двигателе машины должно насторожить владельца?
Люди боятся химии, а потому все, что связано с ней вызывает у людей страх. Взять хотя бы обыденный пример из жизни автовладельца, когда в двигателе вдруг начинает образовываться эмульсия- нечто похожее на гоголь-моголь, пенистое, белого цвета.
Сразу же становится страшно за машину, и как-то сердце автовладельца начинает стучать активней. На самом деле не всегда эмульсия в автодвигателе говорит о проблемах. Необходимо разобраться с этим вопросом.
Причины возникновения эмульсии в двигателе
Причин на самом деле может быть множество и не все они говорят о том, что пора обращаться к спецу за ремонтом каких-то элементов в двигателе авто.
Стоит перечислить самые главные причины возникновения эмульсии в движке автомобиля:
Главной причиной является то, что из-за перепада температуры водяной пар оседает на различных элементах двигателя, на которых имеются микрочастицы загрязнителя или масла. Эмульсию можно наблюдать чаще всего в зимний и осенний периоды года, когда разница температур между двигателем и окружающим пространство больше всего именно в эти периоды года.
Вторая причина кроется в том, что охлаждающая жидкость проникает в масло. При этом, естественно, свойства масла в двигателе резко ухудшаются и оно перестает выполнять свою функцию на все сто процентов.
Также эмульсия возникает при недостаточно хорошей работе вентиляционной системы в двигателе или при ее поломке, когда картерные газы от двигателя не могут найти выход, и влага, входящая в их состав, оседает где попало.
В зимний период двигатель не может успеть прогреться и на различных частях двигателя образуется конденсат.
Таким образом, можно грубо разделить причины образования эмульсии в автодвигателе на два больших класса причин- опасные и безопасные. Если проблема кроется в протечке охлаждающей жидкости, то тут придется решать проблему как можно быстрее, иначе это приведет к дорогостоящему ремонту.
Если в смазочное масло попадет вода или охлаждающая жидкость, то и это проблема, которая приведет автомашину в негодность. Если же эмульсия образуется от образующегося конденсата, то никаких проблем с эксплуатацией автомобиля не должно возникнуть в дальнейшем.
Что стоит предпринять в случае образования эмульсии в различных частях двигателя?
Специалисты рекомендуют не поддаваться панике и предпринять очень простые действия- прежде всего следует удостовериться в том, что нет протечки в ГБЦ или в другом резервуаре в двигателе.
Также важно позаботиться о том, чтобы в зимний период, а эмульсия образуется чаще всего в этот период, вентилируемость двигателя была на высоте. Чаще всего причина образования эмульсии заключается именно в этом.
Автовладельцы часто просто заботятся зимой о защите движка от охлаждения, не думая о том, что все предпринятые меры могут привести к перегреванию двигателя.
Проверить протечку ГБЦ просто — нужно залить в емкость подкрашенную горячую жидкость и таким образом можно установить протечку.
Вода или тосол попадает в моторное масло — причины и последствия
Наличие воды или охлаждающей жидкости / замерзания / тозалина в моторном масле проявляется двояко:
- 1 — вода под маслом внизу картера двигателя (очень редкий случай),
- 2 — масло в картере превращается в белую эмульсию.
В обоих случаях двигатель нельзя эксплуатировать до устранения причин.
Для начала разберемся, что может содержать моторное масло и чем эти инородные вещества отличаются друг от друга, затем — как это проявляется, по каким причинам они попадают в моторное масло и как устранить эту проблему.
Тосол, охлаждающая жидкость, антифриз, вода в моторном масле — фразы, которые часто используются водителями / механиками, когда уровень масла в двигателе повышается или видна следующая картина: прозрачная жидкость под маслом или вместо масла в картере двигателя — белый эмульсия.
Тосол — это антифриз, разработанный для автомобилей ВАЗ. Торговая марка Тосол не зарегистрирована, поэтому ее используют многие отечественные производители охлаждающих жидкостей. Название создано таким образом, что первые 3 буквы происходят от названия факультета, на котором оно было создано: «Технология органического синтеза». А окончание «ол» пришло из химической промышленности и указывало на принадлежность продукта к спиртам. В результате появился ТОСОЛ, предназначенный для первых автомобилей ЖИГУЛАЙС. Со временем название сменилось с аббревиатуры (ТОСОЛ) на нарицательное — так водители стали называть каждую охлаждающую жидкость. Не заблуждение, что для отечественных автомобилей предназначен тосол, а для иномарок — антифриз.
Антифриз — охлаждающая жидкость для системы охлаждения автомобиля, не замерзающая при низких температурах. Они состоят из этиленгликоля (65%), воды (35%) и антикоррозионных присадок, называемых ингибиторами коррозии. Производители дают им собственные названия («Тосол», «Лена», …) или указывают температуру замерзания (ОЖ-40). Антифриз основан на смеси гликоля и воды, от которой зависят его способность замерзать при низких температурах, удельная теплоемкость, вязкость и влияние на резину. Его водный раствор агрессивен по отношению к материалам деталей системы охлаждения (сталь, чугун, алюминий, медь, латунь, припой), поэтому в охлаждающую жидкость добавлен комплекс антикоррозионных (ингибиторов), антипенных и стабилизирующих присадок. . Количество антифриза в системе охлаждения может быть меньше из-за испарения воды или утечки (течи). В первом случае необходимо долить дистиллированную воду, а если ее нет — кипяченую (примерно 30 минут). Во втором случае — охлаждающая жидкость той же марки.
Некоторые охлаждающие жидкости, выпускаемые разными производителями по одним и тем же спецификациям, можно смешивать, но если количество спецификаций разное, антифризы часто несовместимы — компоненты сложных присадок могут вступать в реакцию друг с другом и терять свои полезные свойства. Поэтому в критической ситуации лучше долить воду, а затем заменить всю жидкость.
Одна из наиболее частых причин — вы забыли слить воду из системы охлаждения после снятия головки с блока цилиндров и она попала в картер. Есть ли способ отделить воду от еще свежего масла?
В такой ситуации можно обойтись без замены масла, но при условии, что двигатель не работал. Он имеет гораздо меньшую плотность, чем вода, и, поскольку двигатель не запускается со снятой головкой блока цилиндров, несмешанный коктейль, образующийся в картере, можно разделить на его компоненты, не влияя на свойства смазочного материала.
Сначала содержимое поддона поддона необходимо слить через нижнюю пробку. Возникперелейте жидкость в прозрачную емкость, желательно узкую и высокую — пластиковую бутылку с плоским дном, стеклянную банку. Вскоре более тяжелая вода осядет на дно, а все масло останется наверху. Когда линия между двумя жидкостями окончательно сформирована, удалите воду из-под масла. Его можно «отсосать» с помощью шприца (достаточно большого медицинского шприца), через гибкую трубку, продетую через слой масла (например, из капельницы), или пробив отверстие в дне сосуда.
Такое масло сразу заливать в двигатель не рекомендуется, так как на стенках корабля все время могут оставаться мелкие пузырьки воды. Они не опустятся на дно самое раннее через 24 часа. Затем повторите операцию всасывания или, так как воды осталось немного, оставьте ее на дне, осторожно слив масло в другую емкость.
Есть несколько способов определить воду в масле, и все они применимы практически ко всем типам смазок. Для начала выясним, откуда берется вода в системе смазки двигателя.
Признаки воды в масле
Итак, начнем с того, что двигатель вышел из строя и жидкость попадает туда не по своей вине. Есть несколько признаков, по которым можно отличить:
- Слив антифриза. Первое, что нужно проверить при этом подозрении, — это уровень охлаждающей жидкости. Постепенное уменьшение объема теплоносителя еще не страшно и может указывать как на поврежденную прокладку, так и на протечку перемычек, соединяющих трубы, или микротрещины в шлангах. Обмен охлаждающей жидкости и масла также может происходить в теплообменнике из-за утечки.
- Изменение цвета масла. Здесь все не так просто, потому что такие вещи можно наблюдать только «твердым» глазом. С другой стороны, нетрудно заметить, что масло немного ржавое. Дело в том, что детали окисляются в присутствии воды, и в масле действительно есть ржавчина.
- Белый налет на щупе. В этом случае содержание воды в масле уже достаточно велико. Даже двигатель заводить не желательно, возможно, не нужно объяснять почему.
- Масло «выстреливает» из двигателя при кипячении в металлической емкости. Если воды нет, масло будет просто дымить.
- Меняется цвет и насыщенность выхлопных газов, они белеют и кружатся густым паром, зимой именно эта пара вводит водителей в заблуждение — они пытаются определить, от мороза попало в масло, или от мороза.
- Негерметичная прокладка блока цилиндров. Это явление часто называют «пригоранием» прокладки, и такое «повреждение» может быть направлено как снаружи, так и внутрь блока. Диагностика Если прокладка головки блока цилиндров пробита в сторону моторного отсека, утечку дизельного топлива или другой охлаждающей жидкости можно легко определить по ней. Это при условии, что двигатель регулярно обслуживается и промывается. Особо вежливые водители, чтобы быстро выявить места утечки различных жидкостей, циркулирующих в двигателе, красить его серебристой краской, устойчивой к высоким температурам, и регулярно промывать сам двигатель. На серебряной краске немедленно обнаруживаются все утечки, что позволяет быстро устранить проблему. Конечно, на грязном двигателе быстро ничего не обнаружить. Но есть шанс увидеть из-под головы свежевыжатое финишное покрытие. Но прокладка может не только сгореть, но и выгореть изнутри блока, тогда прокладка сгорания действительно уйдет в масло. Определить такую неисправность сложно, но возможно, если мы будем проверять машину каждый день и внимательно наблюдать за всеми изменениями в ее характеристиках.
Эксплуатация автомобиля — очень агрессивная среда для двигателя. Непрерывная вибрация,качество топлива, влажность воздуха и еще один огромный список причин, по которым двигатель может выйти из строя. Но сначала давайте посмотрим, как вода попадает в масло.
Как уже было сказано выше, один из признаков — потеря теплоносителя. В этом случае есть несколько вариантов:
- Негерметичная головка блока цилиндров. Бывает, что «прокол» прокладки сопровождается характерным свистом, поэтому диагностировать его довольно просто.
- Утечка в отводной трубе. Тоже распространенная проблема, но мест, где охлаждающая жидкость соприкасается с маслом, довольно мало. Это также легко заметить. Возможны протечки по оси соединений труб или через микротрещины в шлангах.
- Заменять охлаждающую жидкость и масло также можно из-за негерметичности теплообменника.
- Трещина в кожухе двигателя. Здесь ничего не поделаешь, такие детали только заменяемые.
Но бывает и так, что вода в масле — это не следствие поломки, а естественный ход вещей. Это часто проявляется в коротких поездках, особенно зимой, а летом не все так гладко. Итак, давайте рассмотрим каждый сезон отдельно.
Проблема зимой — низкая температура на улице. Двигатель запустился, прогрелся, поработал с оборудованием, вернулся и доставил оборудование. Это, наверное, самый распространенный сценарий использования оборудования в личных целях.
Над уровнем моторного масла есть свободное пространство, заполненное воздухом. Независимо от того, где он попал, он просто там. Однако в то же время его влажность обычно выше, чем во внешней среде, потому что масло покрывает все внутренние части. И использует так называемый сложные эфиры, которые должны действовать как кремний для сохранения смазывающих свойств. Таким образом, сложные эфиры очень гигроскопичны. Это значит, что они впитывают влагу. Так, со временем влажность в картере двигателя достигает 90%.
Итак, мы прогрели двигатель, эта влага начинает испаряться со стенок, а после остывания образуется конденсат, который постепенно стекает вниз, то есть в картер, к маслу. Как упоминалось ранее, основная проблема — низкая температура «снаружи», а это означает, что конденсат в картере скапливается быстрее. Ситуация особенно ухудшается при износе поршневой группы.
Дело в том, что циркуляция такого же количества воды в картере не так критична, как ее постоянное пополнение. Картерные газы, проходящие через поршневые кольца, также содержат определенное количество влаги, поэтому их общая концентрация увеличивается.
Летом может показаться, что такого заболевания нет, потому что нет перепада температуры. На самом деле отчасти это правда. Но есть еще одна проблема. Он заключается в том, что влажность воздуха летом намного выше, а значит вода быстрее скапливается в картере. А теперь давайте посмотрим в общих чертах. Изначально нормальным является содержание воды в масле до 5 граммов на литр (0,5%). Вот так он продается в магазине. Если стандарт превышен, партия отклоняется. Из одного кубического метра воздуха при температуре 90 градусов (рабочая температура) выпадет около 500 граммов воды.
Средний объем воздуха в картере составляет примерно 20 литров. Это означает, что при влажности 60% двигатель получит примерно 6 граммов на охлаждение. Предположим, что средний объем моторного масла составляет 6 литров. Итого мы получаем концентрацию воды в масле 0,01%. Это средние цифры. В году 365 дней, поэтому двигатель получит дозу влаги 0,365%. Дни с повышенной влажностью не учитываются. Итак, вода в масле может появиться буквально со временем.
Последствия попадания охлаждающей жидкости или воды в масло двигателя
Когда делоэто касается только охлаждающей жидкости, ее раннее обнаружение в масле не вызовет серьезных или необратимых процессов в других системах двигателя. Еще хуже ситуация, когда в системе присутствует разбавленный водой антифриз.
В этом случае можно ожидать всего: от двигателя до перегрева и деформации ГБЦ. Антифриз содержит вещество под названием этиленгликоль. С точки зрения воздействия на двигатель он более опасен, чем вода, и вот почему: антифриз соединяется с маслом, образуя отложения на стенках маслопроводов и каналов, уменьшая поток жидкости и забивая фильтры; Этиленгликоль вступает в реакцию с компонентами масла с образованием твердых абразивных частиц и увеличивает степень и скорость износа подшипников. Как видно из приведенной выше информации, причин появления охлаждающей жидкости в масле не так много, но их воздействие может иметь катастрофические последствия для двигателя. Это еще раз доказывает важность ежедневного визуального осмотра всех имеющихся устройств и оборудования, а также регулярного технического обслуживания машины. Необходимо проверять не только уровень масла, но и уровень охлаждающей жидкости. Дополнительные 5 минут утренних проверок могут сэкономить тысячи рублей, потраченных на ремонт.