Формулы механические характеристики асинхронного двигателя при
Механические характеристики асинхронных двигателей
Асинхронные двигатели являются основными двигателями, которые наиболее широко используются как в промышленности, так и в агропромышленном производстве. Они обладают существенными преимуществами перед другими типами двигателей: просты в эксплуатации, надежны и имеют низкую стоимость.
В трехфазном асинхронном двигателе при подключении обмотки статора к сети трехфазного переменного напряжения создается вращающееся магнитное поле, которое, пересекая проводники обмотки ротора, наводит в них ЭДС, под воздействием которой в роторе появляются ток и магнитный поток. Взаимодействие магнитных потоков статора и ротора создает вращающий момент двигателя. Появление в обмотке ротора ЭДС, следовательно, и вращающего момента возможно только при наличии разности между скоростями вращения магнитного поля статора и ротора. Это различие в скоростях называют скольжением.
Скольжение асинхронного двигателя — это мера того, насколько ротор отстает в своем вращении от вращения магнитного поля статора. Оно обозначается буквой S и определяется по формуле
, (2.17)
где w — угловая скорость вращения магнитного поля статора (синхронная угловая скорость двигателя); w — угловая скорость ротора; ν – частота вращения двигателя в относительных единицах.
Скорость вращения магнитного поля статора зависит от частоты тока питающей сети f и числа пар полюсов р двигателя: . (2.18)
Уравнение механической характеристики асинхронного двигателя можно вывести на основе упрощенной схемы замещения, приведенной на рис.2.11. В схеме замещения приняты следующие обозначения: Uф — первичное фазное напряжение; I1 — фазный ток в обмотках статора; I2́ — приведенный ток в обмотках ротора; X1 – реактивное сопротивление обмотки статора; R1, R 1 2 – активные сопротивления в обмотках соответственно статора и приведенного ротора; X2΄- приведенное реактивное сопротивление в обмотках ротора; R, X — активное и реактивное сопротивления контура намагничивания; S – скольжение.
В соответствии со схемой замещения на рис.2.11 выражение для тока ротора имеет вид
. (2.19)
Рис. 2.11. Схема замещения асинхронного двигателя
Вращающий момент асинхронного двигателя может быть определен из выражения Мw S=3(I2΄) 2 R2΄ по формуле
. (2.20)
Подставив значение тока I2΄ из формулы (2.19) в формулу (2.20), определяем вращающий момент двигателя в зависимости от скольжения, т.е. аналитическое выражение механической характеристики асинхронного двигателя имеет вид
. (2.21)
График зависимости M=f(S) для двигательного режима представлен на рис.2.12. В процессе разгона момент двигателя изменяется от пускового Mn до максимального момента, который называется критическим моментом Mк. Скольжение и скорость двигателя, соответствующие наибольшему (максимальному) моменту, называют критическими и обозначают соответственно Sк , wк. Приравняв производную нулю в выражении (2.21), получим значение критического скольжения Sk, при котором двигатель развивает максимальный момент:
, (2.22)
где Хк=(Х1+Х2΄) – реактивное сопротивление двигателя.
Рис.2.12. Естественная механическая характеристика асинхронного электродвигателя | Рис.2.13. Механические характеристики асинхронного электродвигателя при изменении напряжения сети |
Для двигательного режима Sк берется со знаком “плюс”, для сверхсинхронного — со знаком “минус”.
Подставив значение Sк (2.22) в выражение (2.21), получим формулы максимального момента:
а) для двигательного режима
; (2.23)
б) для сверхсинхронного торможения
(2.24)
Знак “плюс” в равенствах (2.22) и (2.23) относится к двигательному режиму и к торможению противовключением; знак “минус” в формулах (2.21), (2.22) и (2.24) — к сверхсинхронному режиму двигателя, работающего параллельно с сетью (при w>w).
Как видно из (2.23) и (2.24), максимальный момент двигателя, работающего в режиме сверхсинхронного торможения, будет больше по сравнению с двигательным режимом из-за падения напряжения на R1 (рис. 2.11).
Если выражение (2.21) разделить на (2.23) и произвести ряд преобразований с учетом уравнения (2.22), можно получить более простое выражение для зависимости M=f(S):
, (2.25)
где – коэффициент.
Пренебрегая активным сопротивлением обмотки статора R1, т.к. у асинхронных двигателей мощностью более 10 кВт сопротивление R1 значительно меньше Хк, можно приравнять а ≈ 0, получаем более удобную и простую для расчетов формулу определения момента двигателя по его скольжению (формула Клосса):
. (2.26) Если в выражение (2.25) вместо текущих значений M и S подставить номинальные значения и обозначить кратность моментов Mк/Mн через kmax, получим упрощенную формулу для определения критического скольжения:
. (2.27)
В (2.27) любой результат решения под корнем брать со знаком “+”, ибо при знаке “-” решение данного уравнения не имеет смысла. Уравнения (2.21), (2.23), (2.24), (2.25) и (2.26) являются выражениями, описывающими механическую характеристику асинхронного двигателя (рис. 2.12).
Искусственные механические характеристики асинхронного двигателя можно получить за счет изменения напряжения или частоты тока в питающей сети либо введения добавочных сопротивлений в цепь статора или ротора.
Рассмотрим влияние каждого из названных параметров (U, f, Rд) на механические характеристики асинхронного двигателя.
Влияние напряжения питающей сети.Анализ уравнений (2.21) и (2.23) показывает, что изменение напряжения сети влияет на момент двигателя и не влияет на его критическое скольжение. При этом момент, развиваемый двигателем, изменяется пропорционально квадрату напряжения:
М≡ kU 2 , (2.28)
где k – коэффициент, зависящий от параметров двигателя и скольжения.
Механические характеристики асинхронного двигателя при изменении напряжения сети представлены на рис 2.13. В данном случае Uн= U1>U2>U3.
Влияние добавочного внешнего активного сопротивления, включенного в цепь статора. Добавочные сопротивления вводят в цепь статора для уменьшения пусковых значений тока и момента (рис.2.14а). Падение напряжения на внешнем сопротивлении является в данном случае функцией тока двигателя. При пуске двигателя, когда величина тока большая, напряжение на обмотках статора снижается.
Рис.2.14. Схема включения (а) и механические характеристики (б) асинхронного двигателя при включении активного сопротивления в цепь статора
При этом согласно уравнениям (2.21), (2.22) и (2.23) изменяются пусковой момент Мп, критический момент Мк и угловая скорость ωк. Механические характеристики при различных добавочных сопротивлениях в цепи статора представлены на рис.2.14б, где Rд2>R д1.
Влияние добавочного внешнего сопротивления, включенного в цепь ротора. При включении добавочного сопротивления в цепь ротора двигателя с фазным ротором (рис.2.15а) его критическое скольжение повышается, что объясняется выражением .
Рис.2.15. Схема включения (а) и механические характеристики (б) асинхронного двигателя с фазным ротором при включении добавочного сопротивления в цепь ротора
В выражение (2.23) величина R / 2 не входит, так как эта величина не влияет на МК, поэтому критический момент остается неизменным при любом R / 2. Механические характеристики асинхронного двигателя с фазным ротором при различных добавочных сопротивлениях в цепи ротора представлены на рис.2.15б.
Влияние частоты тока питающей сети. Изменение частоты тока влияет на величину индуктивного сопротивления Xк асинхронного двигателя и, как видно из уравнений (2.18), (2.22), (2.23) и (2.24), оказывает влияние на синхронную угловую скорость w, критическое скольжение Sк и критический момент Mк. Причем
;
; wºf, где C1, C2 — коэффициенты, определяемые параметрами двигателя, не зависящими от частоты тока f.
Механические характеристики двигателя при изменении частоты тока f представлены на рис.2.16.
Дата добавления: 2019-02-08 ; просмотров: 1094 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Анализ механической характеристики асинхронной машины
Почему механическая характеристика асинхронной машины S=f(M) рис.9 имеет такой ярко выраженный нелинейный характер c двумя экстремумами? Чтобы ответить на этот вопрос, вновь вернемся к формуле электромагнитного момента (49) M = CM Фm I2 cosψ2 . Если в этом выражении принять магнитный поток примерно постоянным Фm≈const, то при малых скольжения S, когда cosψ2 изменяется мало рис.8, момент двигателя при увеличении скольжения изменяется примерно так же, как и ток I / 2 рис.7. В области больших скольжении интенсивность увеличения тока I / 2 c ростом скольжения уменьшается, и момент двигателя уменьшается примерно по тому же закону, что и cosψ2. Максимальный момент наступает при критическом скольжении SK.
Чтобы найти значения критического скольжения SK и критического момента МK, продифференцируем выражение для электромагнитного момента (56) по скольжению S и приравняем полученное выражение к нулю
Анализ полученного выражения показывает, что оно обратится в нуль, если
Рис.9. Механические характеристики асинхронной машины а — зависимость M=f(S), б — зависимость S=f(M)
Тогда критическое скольжение SK, при котором момент асинхронной машины имеет максимальное значение, равно
![]() |
знак (+) соответствует работе асинхронной машины в качестве двигателя, знак (-) — в качестве генератора. Подставляя положительное значение SK (57) в выражение для электромагнитного момента (56), получим выражение для критического момента в двигательном режиме
![]() |
Раскроем круглые скобки в знаменателе полученного выражения и разделим числитель и знаменатель на получим
![]() |
Подставляя отрицательное значение SK (57) в выражение для электромагнитного момента (56),
получим аналогичное выражение для критического момента асинхронной машины в генераторном режиме
Найдем отношение критических моментов асинхронной машины в генераторном и двигательном режимах
Таким образом, значение критического момента в генераторном режиме больше, чем в двигательном, что обусловлено влиянием падения напряжения на активном сопротивлении обмотки статора.
В практических расчетах удобно выражать электромагнитный момент M в долях от максимального момента Mкд
![]() |
В полученном выражении числитель и знаменатель разделим на
![]() |
![]() |
Если принять r1=0, тогда ε=0, формула (63) упростится и примет вид
![]() |
Это выражение впервые было получено М. Клоссом и известно в технической литературе как формула Клосса. Задаваясь значениями скольжения S, можно построить механическую характеристику асинхронного двигателя.
Одним из важнейших эксплуатационных параметров асинхронного двигателя является кратность максимального момента или перегрузочная способность двигателя λМ, которая равна отношению критического момента к номинальному при номинальном напряжении
Для двигателей разных мощностей и угловых скоростей вращения общепромышленной серии кратность максимального момента составляет λМ=1,7. 2,2. Крановые двигатели отличаются более высокой кратностью максимального момента λМ=2,3..3,4.
Другим важным эксплуатационным параметром асинхронного двигателя является пусковой момент МП, который получается из общей формулы (56) при S=1
Максимальное значение момента при пуске равно моменту критическому (при SK=1), что достигается, примерно, при условии равенства активного сопротивления в цепи ротора и суммы индуктивных сопротивлений рассеяния, т.е. r2’+rдоб≈x1+x2’=xK. В таблицах, как правило, приводят значения момента при пуске двигателя по отношению к номинальному моменту, т.е. MП/МНОМ. Для двигателей общепромышленного назначения эта величина составляет MП/МНОМ=1..1,2.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ
Электрическая машина проектируется и изготавливается для определенного расчетного режима, называемого номинальным режимом работы. Этот режим реализуется в естественной схеме включения асинхронной машины при отсутствии добавочных сопротивлений в цепях статора и ротора и при номинальных значениях напряжения U1НОМ и частоты f1НОМ. Механическая статическая характеристика асинхронного двигателя, соответствующая этим условиям, называется естественной характеристикой.
Процессы управления и регулирования электроприводов сводятся к изменению характеристик двигателя путем изменения схем соединения обмоток, введения в цепи статора и ротора добавочных сопротивлении, изменения напряжения и частоты источника питания. Механические характеристики, получаемые в этих случаях, называются искусственными характеристиками асинхронного двигателя.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Формулы механические характеристики асинхронного двигателя при
Анализ работы асинхронного электродвигателя удобно проводить на основе его механических характеристик, представляющих собой графически выраженную зависимость вида п = f(М). Скоростными характеристиками в этих случаях пользуются весьма редко, так как для асинхронного электродвигателя скоростная характеристика представляет собой зависимость числа оборотов от тока ротора, при определении которого встречается ряд трудностей, особенно, в случае асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором.
Для асинхронных электродвигателей, так же как и для электродвигателей постоянного тока, различают естественные и искусственные механические характеристики. Асинхронный электродвигатель работает на естественной механической характеристике в том случае, если его статорная обмотка подключена к сети трехфазного тока, напряжение и частота тока которой соответствует номинальным значениям, и если в цепь ротора не включены какие-либо дополнительные сопротивления.
На рис. 42 была приведена зависимость М = f(s), которая позволяет легко перейти к механической характеристике n = f( M ), так как, согласно выражению (82), от величины скольжения зависит скорость вращения ротора.
Подставив формулу (81) в выражение (91) и решив полученное уравнение относительно п 2 получим следующее уравнение механических характеристик асинхронного электродвигателя
Член r 1 s опущен, ввиду его малости. Механические характеристики, соответствующие этому уравнению, приведены на рис. 44.
Для практических построений уравнение (95) неудобно, поэтому на практике обычно пользуются упрощенными уравнениями. Так, в случае работы электродвигателя на естественной характеристике при вращающем моменте, не превышающем 1,5 его номинального значения, скольжение обычно не превышает 0,1. Поэтому для указанного случая в уравнении (95) можно пренебречь членом x 2 s 2 /kr’ 2 ·M , в результате чего получим следующее упрощенное уравнение естественной характеристики:
являющееся уравнением прямой линии, наклоненной к оси абсцисс.
Хотя уравнение (97) является приближенным, опыт показывает, что при изменениях момента в пределах от М = 0 до М=1,5М н характеристики асинхронных электродвигателей действительно прямолинейны и уравнение (97) дает результаты, хорошо согласующиеся с опытными данными.
При введении в цепь ротора дополнительных сопротивлений характеристику п = f(М) с достаточной для практических целей точностью также можно считать прямолинейной в указанных пределах для вращающего момента и производить ее построение по уравнению (97).
Таким образом, механические характеристики асинхронного электродвигателя в диапазоне от М = 0 до М = 1,5 М н при различных сопротивлениях роторной цепи представляют семейство прямых, пересекающихся в одной точке, соответствующей синхронному числу оборотов (рис. 45). Как показывает уравнение (97), наклон каждой характеристики к оси абсцисс определяется величиной активного сопротивления роторной цепи r’ 2 . Очевидно, чем больше сопротивление, введенное в каждую фазу ротора, тем больше наклонена к оси абсцисс характеристика.
Как указывалось, обычно на практике скоростными характеристиками асинхронных электродвигателей не пользуются. Расчет же пусковых и регулировочных сопротивлений производят с помощью уравнения (97). Построение естественной характеристики можно выполнить по двум точкам — по синхронной скорости n 1 = 60f /р при нулевом моменте и по номинальной скорости при номинальном моменте.
Следует иметь в виду, что для асинхронных электродвигателей зависимость момента от тока ротора I 2 носит более сложный характер, чем зависимость момента от тока якоря для
электродвигателей постоянного тока. Поэтому скоростная характеристика асинхронного двигателя неидентична механической характеристике. Характеристика п = f(I 2 ) имеет вид, показанный на рис. 46. Там же дана характеристика n = f (I 1 ).
Механические характеристики асинхронных двигателей
Асинхронные двигатели являются основными двигателями, которые наиболее широко используются как в промышленности, так и в агропромышленном производстве. Они обладают существенными преимуществами перед другими типами двигателей: просты в эксплуатации, надежны и имеют низкую стоимость.
В трехфазном асинхронном двигателе при подключении обмотки статора к сети трехфазного переменного напряжения создается вращающееся магнитное поле, которое, пересекая проводники обмотки ротора, наводит в них ЭДС, под воздействием которой в роторе появляются ток и магнитный поток. Взаимодействие магнитных потоков статора и ротора создает вращающий момент двигателя. Появление в обмотке ротора ЭДС, следовательно, и вращающего момента возможно только при наличии разности между скоростями вращения магнитного поля статора и ротора. Это различие в скоростях называют скольжением.
Скольжение асинхронного двигателя — это мера того, насколько ротор отстает в своем вращении от вращения магнитного поля статора. Оно обозначается буквой S и определяется по формуле
, (2.17)
где w — угловая скорость вращения магнитного поля статора (синхронная угловая скорость двигателя); w — угловая скорость ротора; ν – частота вращения двигателя в относительных единицах.
Скорость вращения магнитного поля статора зависит от частоты тока питающей сети f и числа пар полюсов р двигателя: . (2.18)
Уравнение механической характеристики асинхронного двигателя можно вывести на основе упрощенной схемы замещения, приведенной на рис.2.11. В схеме замещения приняты следующие обозначения: Uф — первичное фазное напряжение; I1 — фазный ток в обмотках статора; I2́ — приведенный ток в обмотках ротора; X1 – реактивное сопротивление обмотки статора; R1, R 1 2 – активные сопротивления в обмотках соответственно статора и приведенного ротора; X2΄- приведенное реактивное сопротивление в обмотках ротора; R, X — активное и реактивное сопротивления контура намагничивания; S – скольжение.
В соответствии со схемой замещения на рис.2.11 выражение для тока ротора имеет вид
. (2.19)
Рис. 2.11. Схема замещения асинхронного двигателя
Вращающий момент асинхронного двигателя может быть определен из выражения Мw S=3(I2΄) 2 R2΄ по формуле
. (2.20)
Подставив значение тока I2΄ из формулы (2.19) в формулу (2.20), определяем вращающий момент двигателя в зависимости от скольжения, т.е. аналитическое выражение механической характеристики асинхронного двигателя имеет вид
. (2.21)
График зависимости M=f(S) для двигательного режима представлен на рис.2.12. В процессе разгона момент двигателя изменяется от пускового Mn до максимального момента, который называется критическим моментом Mк. Скольжение и скорость двигателя, соответствующие наибольшему (максимальному) моменту, называют критическими и обозначают соответственно Sк , wк. Приравняв производную нулю в выражении (2.21), получим значение критического скольжения Sk, при котором двигатель развивает максимальный момент:
, (2.22)
где Хк=(Х1+Х2΄) – реактивное сопротивление двигателя.
Рис.2.12. Естественная механическая характеристика асинхронного электродвигателя | Рис.2.13. Механические характеристики асинхронного электродвигателя при изменении напряжения сети |
Для двигательного режима Sк берется со знаком “плюс”, для сверхсинхронного — со знаком “минус”.
Подставив значение Sк (2.22) в выражение (2.21), получим формулы максимального момента:
а) для двигательного режима
; (2.23)
б) для сверхсинхронного торможения
(2.24)
Знак “плюс” в равенствах (2.22) и (2.23) относится к двигательному режиму и к торможению противовключением; знак “минус” в формулах (2.21), (2.22) и (2.24) — к сверхсинхронному режиму двигателя, работающего параллельно с сетью (при w>w).
Как видно из (2.23) и (2.24), максимальный момент двигателя, работающего в режиме сверхсинхронного торможения, будет больше по сравнению с двигательным режимом из-за падения напряжения на R1 (рис. 2.11).
Если выражение (2.21) разделить на (2.23) и произвести ряд преобразований с учетом уравнения (2.22), можно получить более простое выражение для зависимости M=f(S):
, (2.25)
где – коэффициент.
Пренебрегая активным сопротивлением обмотки статора R1, т.к. у асинхронных двигателей мощностью более 10 кВт сопротивление R1 значительно меньше Хк, можно приравнять а ≈ 0, получаем более удобную и простую для расчетов формулу определения момента двигателя по его скольжению (формула Клосса):
. (2.26) Если в выражение (2.25) вместо текущих значений M и S подставить номинальные значения и обозначить кратность моментов Mк/Mн через kmax, получим упрощенную формулу для определения критического скольжения:
. (2.27)
В (2.27) любой результат решения под корнем брать со знаком “+”, ибо при знаке “-” решение данного уравнения не имеет смысла. Уравнения (2.21), (2.23), (2.24), (2.25) и (2.26) являются выражениями, описывающими механическую характеристику асинхронного двигателя (рис. 2.12).
Искусственные механические характеристики асинхронного двигателя можно получить за счет изменения напряжения или частоты тока в питающей сети либо введения добавочных сопротивлений в цепь статора или ротора.
Рассмотрим влияние каждого из названных параметров (U, f, Rд) на механические характеристики асинхронного двигателя.
Влияние напряжения питающей сети.Анализ уравнений (2.21) и (2.23) показывает, что изменение напряжения сети влияет на момент двигателя и не влияет на его критическое скольжение. При этом момент, развиваемый двигателем, изменяется пропорционально квадрату напряжения:
М≡ kU 2 , (2.28)
где k – коэффициент, зависящий от параметров двигателя и скольжения.
Механические характеристики асинхронного двигателя при изменении напряжения сети представлены на рис 2.13. В данном случае Uн= U1>U2>U3.
Влияние добавочного внешнего активного сопротивления, включенного в цепь статора. Добавочные сопротивления вводят в цепь статора для уменьшения пусковых значений тока и момента (рис.2.14а). Падение напряжения на внешнем сопротивлении является в данном случае функцией тока двигателя. При пуске двигателя, когда величина тока большая, напряжение на обмотках статора снижается.
Рис.2.14. Схема включения (а) и механические характеристики (б) асинхронного двигателя при включении активного сопротивления в цепь статора
При этом согласно уравнениям (2.21), (2.22) и (2.23) изменяются пусковой момент Мп, критический момент Мк и угловая скорость ωк. Механические характеристики при различных добавочных сопротивлениях в цепи статора представлены на рис.2.14б, где Rд2>R д1.
Влияние добавочного внешнего сопротивления, включенного в цепь ротора. При включении добавочного сопротивления в цепь ротора двигателя с фазным ротором (рис.2.15а) его критическое скольжение повышается, что объясняется выражением .
Рис.2.15. Схема включения (а) и механические характеристики (б) асинхронного двигателя с фазным ротором при включении добавочного сопротивления в цепь ротора
В выражение (2.23) величина R / 2 не входит, так как эта величина не влияет на МК, поэтому критический момент остается неизменным при любом R / 2. Механические характеристики асинхронного двигателя с фазным ротором при различных добавочных сопротивлениях в цепи ротора представлены на рис.2.15б.
Влияние частоты тока питающей сети. Изменение частоты тока влияет на величину индуктивного сопротивления Xк асинхронного двигателя и, как видно из уравнений (2.18), (2.22), (2.23) и (2.24), оказывает влияние на синхронную угловую скорость w, критическое скольжение Sк и критический момент Mк. Причем
;
; wºf, где C1, C2 — коэффициенты, определяемые параметрами двигателя, не зависящими от частоты тока f.
Механические характеристики двигателя при изменении частоты тока f представлены на рис.2.16.