202 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Газель бизнес давление в системе охлаждения двигателя

Давление в системе охлаждения двигателя автомобиля

Одной из главных задач производителей двигателей является повышение КДП, которое в идеале должно доходить до 100%. Но в данный момент двигатели внутреннего сгорания, используемые в автомобилях, далеки от идеалов. Во время их работы значительная часть энергии тратится на трение и нагрев. Из-за возникающего нагрева, в автомобиль приходится устанавливать системы охлаждения. В данный момент наиболее распространена система жидкостного охлаждения мотора автомобиля. В нее заливается охлаждающая жидкость (тосол или антифриз), которая циркулирует по системе под давлением, охлаждая соответствующие агрегаты. В рамках данной статьи рассмотрим, какое именно давление в системе охлаждение создается, как это происходит, а также другие вопросы, связанные с темой.

Как создается давление внутри системы охлаждения автомобиля

Первое, что нужно понять, то что специально никакое давление в системе охлаждения двигателя не создается. Самим агрегатам мотора не важно, под каким давлением циркулирует охлаждающая жидкость. Главное, чтобы элементы двигателя успевали достаточно охлаждаться.

Как известно, практически любая жидкость под нагревом расширяется. Это касается, в том числе, охлаждающей жидкости – антифриза, тосола. В среднем, охлаждающая жидкость при нагреве расширяется на 10-20%, то есть именно на столько растет ее уровень в системе. Поскольку система охлаждения представляет собой замкнутый герметичный контур, при запуске двигателя и разогреве охлаждающей жидкости возникает давление. Антифриз давит на стенки радиаторов, патрубков и других компонентов системы внутри.

Обратите внимание: В системе охлаждения автомобиля немаловажную роль играет крышка расширительного бачка. Она представляет собой клапан высокого и низкого давления, который может, соответственно, стравливать излишки или, наоборот, подсасывать воздух из атмосферы.

Зачем нужно высокое давление внутри системы охлаждения

Если вспомнить курс школьной физики, с легкостью можно понять, зачем используется повышенное давление в системе охлаждения. Как известно, чем выше давление, тем выше температура закипания жидкости. Соответственно, если, например, давление равно 1 атмосфере, обычная вода будет кипеть при 100 градусов Цельсия. Но, если поднять давление до 2 атмосфер, то температура кипения приблизится к 120 градусам Цельсия.

Обратите внимание: пример с водой выше приведен неспроста. Еще несколько лет назад в автомобильной системе охлаждения использовалась обычная вода, чтобы охлаждать мотор. Поскольку ее температура закипания находится на уровне в 100 градусов по Цельсию, а рабочая температура мотора зачастую выше, было принято решение повысить давление внутри системы охлаждения. Кроме того, старые системы охлаждения не имели столь хорошей герметичности, как их современные аналоги.

Охлаждающие жидкости, которые сейчас используются в системе охлаждения автомобиля, закипают при температуре в 130-140 градусов, а при нахождении в герметичном конкуре с высоким давлением температура может доходить и до 150 градусов. Именно поэтому проблема с «закипанием» двигателя встречается все реже.

Какое давление внутри системы охлаждения автомобиля

Сразу стоит отметить, что в зависимости от автомобиля, давление в системе охлаждения автомобиля будет отличаться. Приведем среднее значение – это примерно от 1,2 до 2 атмосфер (в редких ситуациях давление может доходить до 2 атмосфер).

Обратите внимание: Когда речь идет о давлении применительно к жидкости, принято его называть не в атмосферах, а в Барах. Соответственно, давление в системе охлаждения в таком случае, в среднем, от 1,2 до 2 Бар.

Давление в системе охлаждения может зависеть от множества разных факторов: используемой охлаждающей жидкости, строение самого двигателя, герметичности и так далее.

Какую роль играет крышка расширительного бачка в давлении системы охлаждения

Важный вопрос, который обязательно нужно рассмотреть, это значение крышки расширительного бачка. Она представляет собой клапан, задачей которого является контроль давления внутри шлангов и патрубков.

При повышении температуры двигателя возрастает температура жидкости в охлаждающей системе. Соответственно, вместе с этим повышается давление. Если в определенный момент не разгерметизировать систему, то может произойти разрыв шланга или радиатора.

Крышка расширительного бачка необходима для того, чтобы в нужный момент позволить выйти лишнему давлению. Подобным образом удается внутри системы охлаждения поддерживать определенное давление, например, на уровне в 1,5 атмосфер.

Играет роль крышка расширительного бачка и в обратном направлении. Когда автомобиль ставится на стоянку, его мотор постепенно охлаждается. При понижении температуры мотора понижается температура охлаждающей жидкости, а вместе с тем образовывается в системе охлаждения разряженная атмосфера. В такой ситуации крышка расширительного бачка открывается (то есть берет на себя роль клапана) и подает необходимое количество воздуха для нормализации давления.

Почему важно поддерживать правильное давление в системе охлаждения

Выше мы уже частично коснулись этот вопрос, но сейчас рассмотрим его чуть более подробно. Избыточное давление в системе охлаждения способно повредить компоненты, которые в этой системе задействованы. В данную систему входит большое число элементов, которые могут просто порваться или деформироваться из-за высокого давления. К таким элементам относятся:

Резиновые шланги, соединяющие части охлаждающей системы;

  • Термостат;
  • Расширительный бачок;
  • Помпа;
  • Металлические трубки, подходящие к радиаторам и двигателю;
  • Сами радиаторы, которые зачастую выполняются из алюминия.
  • Если произошла деформация любого из этих компонентов (или он порвался, сломался, на нем образовалась трещина), вероятнее всего виной тому давление в системе охлаждения.

    Система охлаждения двигателя газель

    Очевидно, что система охлаждения одна из для важнейших двигателя, и газель в этом смысле не несмотря. Но, исключение на схожие конструктивные решения, всё-есть таки отличия для разных модификаций, и эти именно отличия, для разных двигателей рассмотрим мы и газели.

    Особенности систем охлаждения двигателей газели для

    В подавляющем большинстве случаев, используется закрытого, жидкостная типа с принудительной циркуляцией система двигателя охлаждения. Газель, вернее применяемые двигатели – именно охлаждаются таким образом. Главное достоинство системы такой охлаждения – простая конструкция, отсутствие обслуживании в сложностей, высокая надёжность и ремонтопригодность.

    Основной является особенностью одновременный ременный привод, как насоса центробежного, так и вентилятора, и за качеством, а также этого износом ремня стоит следить особенно более. В внимательно свежих модификациях используется электропривод что, вентилятора облегчает обслуживание. В остальном эта требует не система вмешательства, особенно если её промывать не чем реже раз в полтора-два года, охлаждающую меняя жидкость, и делать диагностику раз в год – полгода. Тогда эта система будет потребует и не работать вмешательства. Наиболее подходящим для разных сравнения типов является наиболее распространённый Итак. двигатель, система охлаждения газель 406 которой, схема довольно проста (406 это двигателя модификация ЗМЗ-406).

    Система охлаждения 406 двигателя Газель (ГАЗ-33021, 2705)

    системы Схема довольно проста. Приводной вал одновременно, вентилятора приводит во вращение насос, который циркуляцию обеспечивает охлаждающей жидкости в системе. Контроль осуществляет температуры датчик, термостат регулирует циркуляцию, также есть датчик защиты от перегрева и датчик температуры контроля двигателя. В целом, циркуляция жидкости двум по осуществляется контурам, большому, или малому, в температурного от зависимости режима работы двигателя. И здесь множество есть претензий к производителю, поскольку использование лопастей пластиковых в помпе, не самых качественных термостатов и особенности конструктивные радиатора приводят к тому, что часто очень происходит перегрев двигателя.

    Это вот, а летом зимой эти же особенности не позволяют кабину прогреть и в ней просто холодно. Парадокс, но зимой и бывает в кабине холодно – а двигатель перегревается. В время последнее, особенно на модификациях с электроприводом вентилятора проблемы эти в большей части решены. Но если у машина вас старше 4-х лет, небольшая модернизация (помпы замена, запирающий кран на малый контур циркуляции системы, замена крана печки) обойдётся силами своими в 6-10 тысяч рублей, часа три позволит, и работы почти полностью устранить эти Заметим. проблемы, что чем дольше в производстве двигатель находится, тем надёжнее все системы, система например охлаждения Газель бизнес 4216, на производства старте не выдерживала никакой критики, даже по недочётами с сравнению 406 двигателя, но со временем и тут часть значительную проблем производитель уже решил. сравним Давайте 406 и 405-й двигатель для Система,

    Читать еще:  Газель с двигателем крайслер какой объем

    газели охлаждения двигателя Газель 405 (3302-ГАЗ Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Прежде)

    Соболь всего, у 405-го двигателя больше поршня диаметр, это потребовало определённых конструктивных поэтому, изменений система охлаждения модификации Газель имеет 405 отличия, схема в целом такая же, 406 у как, но между цилиндрами присутствуют характерные щели – прорези, которые существенно улучшают охлаждение Обратная. двигателя сторона такого решения – ослабление конструкции прочности, поскольку жесткость верхней части при двигателя наличии таких прорезей снижается. В система, остальном охлаждения надёжна, и соответствует современным как, стандартам и сам двигатель, разработанный под ЕВРО требования-III, и заменивший (вместе с 409-й остальные) модификацией модели ДВС для Газелей.

    Из системы особенностей охлаждения стоит отметить возросшую труднодоступность, сложность некоторых узлов и лучшую работу с тосолами (а не антифризами). Несмотря на то, что сам 405-й требует двигатель профессионального обслуживания, система охлаждения по-может прежнему быть, и обслужена и отремонтирована собственными Заметим. силами, что в отличие от 406-го двигателя, система эта не требует доработок, служит надёжно и требуя, не долго ремонта. С другой стороны, есть при – недостаток выходе из строя, эксплуатация машины согласитесь, а невозможна – нанять машину для перевозки дачу на мебели, и застрять по дороге это не самое приключение хорошее. Поэтому системе охлаждения на 405-м необходимо двигателе уделять внимание, и чем чаще – лучше тем. Кстати на 402-й модификации газели, можно движение продолжать даже при наличии неисправностей некоторых в системе охлаждения.

    Система охлаждения 402 газель (ГАЗ – 33021, «Газель-фермер» 330273-ГАЗ)

    Если Вы живетё за городом, и вам нанять понадобилось газель с грузчиками, то полноприводная версия «фермер-Газель», то — что надо. Кроме высокой она, проходимости имеет, наверное, наилучший запас отношению по прочности к неисправностям, несмотря, на которые можно движение продолжать. Уж если у Вас возникла необходимость грузоперевозки заказать, а Москва сегодня предлагает множество уточните, то вариантов, какую модификацию газели предложат, если ведь 402-я завелась – то она точно места до доедет назначения. Но если вернутся к нашему система, то вопросу охлаждения двигателя, (402 газель исключение не тут), является действительно критичной, и, к сожалению, машин для ГАЗ, одной из проблемных систем. стоит Поэтому учесть несколько советов – рекомендаций, помогут которые избежать серьёзных проблем.

    Система газели на охлаждения, основные узлы и обслуживание

    Прежде расширительный – всего бачок, системы охлаждения на газелях чувствительны очень к уровню охлаждающей жидкости. Имеет возить смысл с собой некоторый запас антифриза (газель тосолы не любит), и доливать при необходимости.

    того Кроме, стоит взять в привычку некоторые уровень:

    • — правила охлаждающей жидкости проверять как чаще можно;
    • — перед поездкой, особенно дальней, провернуть рукой вентилятор охлаждения, чтобы убедится в свободном его вращении;
    • — перед запуском двигателя, помпу осмотреть, термостат и прокладки. Это займёт минут пару, но Вы будете уверены, что нет при;
    • — протечки остановке двигателя, у некоторых модификаций кипеть «начинает» радиатор. Ничего страшного – проблема в что, том после остановки прекращается циркуляция жидкости охлаждающей, и она может закипеть в локальном Для. объёме того чтобы этого не происходило, двигатель заглушите, поворотом ключа, не вынимая его. даст Это возможность вентилятору «доработать» и жидкость не никогда;
    • — закипит не открывайте капот для улучшения скорости! На охлаждения его может сорвать и проблем не Если. избежать не хотите модернизировать систему охлаждения – жабры «прорежьте», со стороны водителя снизу и сверху так капота, чтобы зимой их можно было изнутри закрыть. Эти отверстия улучшат вентиляцию отсека моторного, и не будут угрожать срывом капота;
    • — состоянием за следите системы охлаждения, своевременно промывайте, охлаждающую меняйте жидкость и используйте антифризы.

    Соблюдая нехитрые эти рекомендации, Вы значительно увеличите срок системы службы охлаждения и избавитесь от проблем, возникающих из-за строя её из выхода.

    Сколько заливать тосола в газель

    Двигатель ЗМЗ-406

    ЗМЗ-406 — линейка рядных 4-цилиндровых 16-клапанных бензиновых автомобильных двигателей внутреннего сгорания производства ОАО «Заволжский моторный завод». Двигатель ЗМЗ-406 первоначально проектировался для установки на перспективную модель ГАЗ-3105. Первые прототипы двигателя появились в 1993 году, начало мелкосерийной сборки в 1996 году, выход на главный конвейер в 1997 году.

    Двигатель изначально создавался под современные системы питания и зажигания, управляемые микропроцессором; карбюраторные варианты появились позже (инжекторная версия — ЗМЗ-4062.10, карбюраторные — ЗМЗ-4061.10 и 4063.10). Впервые в российском двигателестроении в конструкции ЗМЗ-406 были применены: 4 клапана на цилиндр, гидротолкатели, 2-ступенчатый цепной привод 2 распредвалов, электронная система управления впрыском топлива и зажиганием.

    Технические характеристики

    ПроизводствоЗМЗ
    Марка двигателяЗМЗ-406
    Годы выпуска1997-2008
    Материал блока цилиндровчугун
    Система питанияинжектор/карбюратор
    Типрядный
    Количество цилиндров4
    Клапанов на цилиндр4
    Ход поршня, мм86
    Диаметр цилиндра, мм92
    Степень сжатия9.3 8*
    Объем двигателя, куб.см2286
    Мощность двигателя, л.с./об.мин100/4500* 110/4500** 145/5200
    Крутящий момент, Нм/об.мин177/3500* 186/3500** 201/4000
    Топливо92 76*
    Экологические нормыЕвро 3
    Вес двигателя, кг185* 185** 187
    Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан.13.5 — —
    Расход масла, гр./1000 кмдо 100
    Масло в двигатель5W-30 / 5W-40 / 10W-30 / 10W-40 / 15W-40 / 20W-40
    Сколько масла в двигателе6
    При замене лить, л5.4
    Замена масла проводится, км7000
    Рабочая температура двигателя, град.
    Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике150 200+

    * — для двигателя ЗМЗ 4061.10 ** — для двигателя ЗМЗ 4063.10

    Модификации ДВС 3M3-406

    • 3M3-4062.10 – инжекторный мотор под бензин АИ-92. Обладает степенью сжатия – 9,3. Мощность – 150 л.с. Для легковых автомобилей и микроавтобусов ГАЗ 31054 комплектации Люкс; ГАЗ 3102 (1996 – 2008 гг).
    • 3M3-40621.10 – модификация двигателя 3M3-4062.10, соответствующая экологическому стандарту «Евро-2».
    • 3M3-4063.10 – карбюраторный вариант мотора, предназначенный для установки на лёгкие коммерческие грузовики и микроавтобусы ГАЗ 3302, 33023, 2705, 3221, 32213, 322132, 32214, СемАР 3234, Рута, Богдан и Дельфин. Снижена до 8 степень сжатия под бензин А-76. Мощность – 110 л.с.
    • 3M3-4061.10 – карбюраторный двигатель для лёгкого коммерческого транспорта ГАЗ 3302, 33023, 2705, 3221. Снижена до 8 степень сжатия под бензин А-76. Мощность — 100 л.с.

    Распространенные неисправности и эксплуатация

    • Чаще всего владельцы жалуются на капризные карбюраторные версии;
    • Низкой надежностью обладает цепь ГРМ (при обрыве клапана не гнет);
    • Много проблем доставляет система зажигания, чаще всего — катушки;
    • Гидрокомпенсаторы обычно служат не более 50 000 км, а затем начинают стучать;
    • Быстро залегают маслосъемные кольца и начинается масложор.

    Карбюраторный 406-й мотор менее экономичен из-за невозможности точной регулировки подачи бензина. Более точно отрегулировать количество топлива практически невозможно, что отражается на показателях мощности и расхода горючего.

    Инжектор заметно превосходит карбюраторный аналог по надежности, экономичности и мощности. Одним из основных положительных качеств инжекторов можно отметить отсутствие необходимости производить обязательные регулировки мотора. Система питания здесь не подвержена засорению, жиклеры отсутствуют, топливо в точном количестве поступает непосредственно в цилиндры.


    Двигатели модели ЗМЗ-4061.10 и 4063.10 (вид слева): 1 — сливная пробка; 2 — масляный картер; 3 — выпускной коллектор; 4 — кронштейн опоры двигателя; 5 — кран слива охлаждающей жидкости; 6 — водяной насос; 7 — датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости; 8 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 9 — датчик температурного состояния двигателя; 10 — корпус термостата; 11 — датчик аварийного давления масла; 12 — датчик указателя давления масла; 13 — указатель (щуп) уровня масла; 14 — катушка зажигания.

    Читать еще:  Двигатель citroen c3 picasso как у bmw


    Двигатели модели ЗМЗ-4061.10 и 4063.10 (вид справа): 1 — диск синхронизации; 2 — датчик синхронизации; 3 — масляный фильтр; 4 — стартер; 5 — датчик детонации; 6 — трубка слива охлаждающей жидкости из отопителя; 7 — впускная труба; 8 — гидронатяжитель цепи; 9 — генератор; 10 — ремень генератора; 11 — шкив водяного насоса; 12 — натяжной ролик; 13 — бензонасос.


    Поперечный разрез ЗМЗ-4061.10 и 4063.10: 1 — масляный картер; 2 — приемник масляного насоса; 3 — масляный насос; 4 — привод масляного насоса; 5 — шестерня промежуточного вала; 6 — блок цилиндров; 7 — впускная труба; 8 — патрубки вентиляции; 9 — распределительный вал впускных клапанов; 10 — впускной клапан; 11 — крышка клапанов; 12 — распределительный вал выпускных клапанов; 13 — указатель (щуп) уровня масла; 14 — гидротолкатель клапана; 15 — наружная пружина клапана; 16 — направляющая втулка клапана; 17 — выпускной клапан; 18 — головка блока цилиндров; 19 — выпускной коллектор; 20 — поршень; 21 — поршневой палец; 22 — шатун; 23 — коленчатый вал; 24 — крышка шатуна; 25 — крышка коренного подшипника; 26 — сливная пробка; 27 — корпус толкателя; 28 — направляющая втулка; 29 — корпус компенсатора; 30 — стопорное кольцо; 31 — поршень компенсатора; 32 — шариковый клапан; 33 — пружина шарикового клапана; 34 — корпус шарикового клапана; 35 — разжимная пружина.

    Обслуживание и ремонт

    Техническое обслуживание двигателя 4216 Евро-3 ГАЗель включает в себя такие операции, как:

    1. Очистка силового агрегата от загрязнений при помощи ветоши.
    2. Внешний осмотр кривошипно-шатунного устройства и газораспределительного механизма на наличие повреждений и дефектов.
    3. Проверка герметичности соединений и устранение утечки рабочей жидкости из системы охлаждения.
    4. Замена масла в дигателе.
    5. Регулировка зазоров клапанов.
    6. Проверка уровня давления в системе питания.
    7. Проверка момента затяжки крепежных элементов.
    8. Очистка фильтрующих элементов и замена изношенных механизмов.
    9. Проверка мотора на наличие посторонних шумов во время работы.

    Коды ошибок

    Коды неисправностей двигателя:

    111Неправильно работает модуль управления системой
    115Сбои в работе датчика, отражающего количество оборотов двигателя на холостом ходу
    143Низкий уровень давления масляной жидкости
    146Высокая температура охлаждающей жидкости
    151Система охлаждения не набирает требуемую температуру
    197Недостаточное количество жидкости в охлаждающей системе
    214Перегрев масла
    233Низкий уровень давления жидкости, используемой для охлаждения, неисправности помпы
    234Завышенное число оборотов мотора
    235Увеличенная температура дизельного топлива
    245Низкий уровень напряжения в цепи вентилятора
    261Некорректная работа насосного механизма
    275Сбои в работе клапана высокого давления
    281Неисправность форсунок источника питания
    351Недостаточное давление масла

    Если дергается на ходу

    Причинами того, что силовой агрегат дергается на ходу, могут стать засоренные гибкие дюритовые шланги, которые подводят бензин к насосному механизму. В этом случае рекомендуется продуть шланг или заменить его на новый.

    Также причиной этой неисправности может стать загрязненный приемный фильтр карбюратора. В этом случае рекомендуется отвернуть пробку с фильтрующего элемента, тщательно промыть его и продуть при помощи потока сжатого воздуха.

    Если сломалась обойма пластинчатого клапана бензинового насоса, то этот клапан следует заменить на новый. Рекомендуется проверить протяжку головок блока ГБЦ, при необходимости затянуть крепежные механизмы.

    Не заводится: причины, и что делать

    Если силовой агрегат плохо запускается на горячую или нет искры, то рекомендуется:

    1. Отрегулировать зазоры между наконечниками стержней клапанов и болтами нажимного типа коромысел.
    2. Открутить головку с цилиндров и притереть клапаны.
    3. Осмотреть систему зажигания на наличие дефектов.
    4. Подтянуть крепежные болты системы зажигания и карбюратора.
    5. Демонтировать жиклеры топливной и охлаждающей системы, промыть и продуть их сжатым воздухом.
    6. Демонтировать карбюратор, снять смесительную камеру, вывернуть жиклер топливной системы и винт холостого хода, продуть каналы сжатым воздухом.
    7. Заменить сальник коленвала на новый.

    Почему греется двигатель

    Перегрев мотора может быть связан с ослабленным натяжением ремня привода вентилятора водяного насосного механизма. В этом случае следует отрегулировать натяжение ремня или заменить его.

    Если система запуска двигателя троит, нужно установить более раннее зажигание.

    Причиной неисправности может стать высокая температура в системе охлаждения. Если охлаждающая жидкость кипит, рекомендуется промыть систему, очистить фильтрующие элементы от скопившейся накипи.

    Также следует проверить уровень жидкости, используемой для охлаждения, и при необходимости долить ее до требуемой минимальной отметки.

    Почему не включается вентилятор

    Неисправность электровентилятора может быть вызвана:

    • выходом из строя электромотора;
    • нарушением целостности проводки;
    • ненадежным контактом в разъемах системы.

    Если горит предохранитель, то вентилятор перестает работать.

    При обнаружении неисправности следует заменить износившиеся щетки и провода, устранить замыкание обмоток роторной части, провести внешний осмотр предохранительного устройства на наличие повреждений и дефектов.

    Рекомендуется провести диагностику датчика вентилятора.

    Для этого необходимо отключить его от инжектора и проверить аварийное включение вентилятора. Если датчик не реагирует на отключение, следует заменить его.

    Замена ремня генератора

    Для того чтобы заменить ремень на ГАЗели Бизнес 4216, необходимо подготовить следующие инструменты:

    • набор гаечных ключей для того, чтобы снять генератор;
    • новый ремень;
    • стержень;
    • монтажную лопатку;
    • защитные перчатки для установки нового механизма.

    1. Снимаем старый ремень при помощи ножа.
    2. Проворачиваем крепежный болт генераторной установки снизу на 3-4 оборота.
    3. Поджимаем генератор вперед до заведения уха за кронштейн.
    4. Фиксируем положение генератора.
    5. Надеваем новый ремень на шкив.
    6. Проворачиваем вал при помощи гаечного ключа.
    7. Закручиваем все крепежные элементы.
    8. Возвращаем генератор в исходное положение.

    Замена прокладки поддона

    Для того чтобы заменить прокладку на поддоне, снимаем защитный кожух с картера при помощи гаечного ключа на 13. После чего прогреваем силовой агрегат на холостом ходу, а затем открываем крышку картера и сливаем из него все масло.

    Используя гаечный ключ на 10, откручиваем крепежные болты, после чего можно снять поддон на ГАЗели. Затем демонтируем старую прокладку и устанавливаем новую, которую нужно предварительно смазать маслом.

    Устанавливаем поддон на место и закручиваем все крепежные детали обратно, заливаем масляную жидкость. В конце рекомендуется запустить двигатель и проверить работоспособность всей системы.

    Каким должно быть давление в системе охлаждения, как оно создаётся и что делать при отклонениях от нормы

    Современные автомобили с двигателями внутреннего сгорания используют замкнутую жидкостную систему охлаждения. В большинстве случае внутри системы циркулирует антифриз. Хотя некоторые упорно продолжают заливать туда обычную воду, что является грубым нарушением правил эксплуатации.

    Внутри этой системы создаётся постоянное избыточное давление во время работы двигателя. Не все понимают, зачем это нужно, поскольку основной задачей считается обеспечение эффективной циркуляции жидкости охлаждения по малому и большому кругу.

    В действительности давление играет большую роль в работе ДВС. Оно позволило избавиться от распространённой и очень актуальной проблемы старых машин.

    Зачем создаётся внутреннее давление

    Разобравшись с давлением в системе охлаждения двигателя, многое станет понятным и очевидным.

    Есть пример старых автомобилей. В них жидкость непрерывно циркулировала в моторе, нагревалась, забирая избыточное тепло, а затем охлаждалась в радиаторе за счёт встречного потока воздуха и воздуха от вентилятора, работающего принудительно.

    Тогда в радиатор заливали обычную воду, и машина спокойно ехала. Но только часто было так, что водитель вынужденно останавливался посреди дороги, поскольку из-под капота начинал валить густой белый пар. Мотор попросту закипал, и вода начинала кипеть и активно испаряться. Именно это провоцировало появление густого белого дыма (пара).

    Чтобы продолжить путь, приходилось остужать ДВС, заливать новую холодную воду и ехать. На то время такое понятие как закипание двигателя было знакомо практически каждому автовладельцу.

    Скоро вы поймёте, зачем в системе охлаждения современного двигателя требуется давление. Причина закипания старых ДВС предельно простая. Вода в нормальных условиях при обычном атмосферном давлении кипит, когда температура достигнет 100 градусов Цельсия. Циркулируя по кругу, при большой нагрузке на мотор вода не успевает остыть, а потому кипит.

    Читать еще:  Brp outlander 800 сколько масла в двигателе

    У современных антифризов, заливаемых в авто, температура кипения повысилась до 105-115 градусов Цельсия.

    Теперь вспомните школьный курс физики, и сразу станет ясно, для чего в действительности нужно создавать давление в системе охлаждения. По мере роста давления растёт и температура закипания соответствующей жидкости.

    При повышении внутри системы давления антифриз будет закипать соответственно при более высокой температуре.

    Это существенно защищает моторы от эффекта закипания. Большинство двигателей в нормальных условиях нагреваются при работе до температуры 90-95 градусов Цельсия. Используя обычную воду и без давления внутри системы, буквально при небольшой перегрузке мотор закипал бы. А поскольку заливается антифриз, плюс температура кипения увеличилась за счёт создаваемого давления, то порог кипения отодвигается до отметки около 110-120 градусов Цельсия. Это позволяет даже при сильных нагрузках на ДВС исключать возникновение проблем.

    А чтобы создать должный уровень давления в самой системе, разрабатывать какие-то особые технологии не пришлось. Для этого применяются замкнутые системы охлаждения. Жидкость в них постепенно нагревается по мере работы двигателя, образуется пар, и он создаёт то самое давление.

    Давление не может расти бесконечно, но и падать ниже определённой отметки также не может. Для контроля этих параметров применяются клапанные крышки на радиаторе и расширительном бачке.

    Крышка позволяет сбрасывать или нагнетать давление по мере необходимости. Это компактное, но очень полезное и важное устройство, работающее на благо системы охлаждения и всего двигателя.

    Нормальные параметры

    Сложно однозначно сказать, какое давление должно быть в системе охлаждения каждого автомобиля. Даже на одной и той же модели с разными установленными ДВС параметры могут отличаться.

    Если говорить про средние значения, то это диапазон от 1,2 до 2 атмосфер. Хотя крайне редко показатели достигают 2 атмосфер. Но в автомобилестроении есть пример, когда давление 2,2 считается нормой.

    При подсчётах давления жидкости обычно используют единицу измерений Бары. Но они аналогичны атмосферам. То есть 1 атм = 1 бар.

    Внутреннее давление в автомобильной системе охлаждения зависит от целого ряда факторов. И далеко не последнюю роль играет то, какое охлаждающее средство залито в радиаторе, какую конструкцию имеет мотор автомобиля, его герметичность и прочие нюансы.

    Узнать точную информацию касательно нормы давления конкретно в вашем двигателе можно из мануала и рекомендаций по эксплуатации от автопроизводителя.

    Как проверяется давление

    Довольно часто автомобилисты интересуются, как проверить в гаражных условиях текущее давление в системе охлаждения. Сделать это не так просто.

    Для таких задач обычно применяют специальные стенды в условиях автосервиса, и проводят комплексную диагностику в разных режимах работ. Примерные показатели можно определить путём подключения к герметичной системе манометром. Но подобные манипуляции в условиях гаража и без специализированного оборудования проводить не стоит.

    Обычно самостоятельная проверка предусматривает диагностику клапанной крышки расширительного бачка. Её нужно проверить на предмет целостности, удостовериться в отсутствии трещин и повреждений, изучить состояние уплотнителей и пр.

    Есть и альтернативный вариант проверки. Для этого потребуется манометр, насос или компрессор. С расширительного бачка снимается верхний патрубок, на его место подключается шланг, соединённый с насосом. Создаётся давление. При достижении пикового значения (обычно около 1,4-1,5 атм) клапан должен сработать.

    Роль клапанной крышки

    Далеко не все понимают, насколько важную роль играет с виду обычная крышка, которой закрывается расширительный бачок для заливки жидкости охлаждения.

    На самом деле это сложное устройство. Современные крышки оснащаются сразу двумя клапанами. Это выпускной (паровой) и впускной. Также их называют перепускным и атмосферным соответственно.

    Фактически это специальный клапан, который отвечает за давление внутри рассматриваемой системы. Когда растёт внутренняя температура по мере нагрева двигателя, параллельно повышается и давление. Если в какой-то момент не сбросить лишнее, тогда герметичность будет под угрозой. Элементы может попросту разорвать изнутри. Обычно всё начинается с повреждения самых уязвимых элементов в виде уплотнителей и сальников. Не исключается и разрыв самого расширительного бачка, шлангов и патрубков.

    Клапанная крышка непосредственно на расширительном бачке способствует выводу избыточного давления и его нагнетанию по мере необходимости.

    Каждый клапан имеет определённый порог срабатывания. Его механизм выполнен так, что при достижении того или иного значения он открывается или закрывается. Тем самым сбрасывается лишнее давление либо всасывается атмосферный воздух.

    При длительной стоянке двигатель остывает, жидкость охлаждается, из-за чего внутри образуется разряженная атмосфера. Это говорит о недостаточном давлении внутри. Чтобы его компенсировать, клапанная крышка открывается и происходит всасывание воздуха. Тем самым давление нормализуется.

    Из-за чего возникает избыточное давление

    Проблема избыточного давления в системах охлаждения двигателей в полной мере не ушла, несмотря на внедрение новых технологий. То есть закипеть мотор всё ещё может.

    Провоцируют разного рода проблемы, включая закипание, именно слишком большое давление и нагнетаемое воздействие на внутренние стенки. Чтобы в системе охлаждения вашего двигателя не произошло сбоя, требуется оперативно решить возникшую проблему.

    Долго искать причины, из-за которых наблюдается чрезмерно высокое давление в системе охлаждения современного двигателя, не придётся. Искать её нужно в паровоздушном клапане, монтированном на крышке расширительного бака, используемого для заливки жидкости охлаждения.

    Иногда причины кроются в самом расширительном бачке, который заклинивает или засоряется. Но в основном виновник очевиден. Именно из-за его потери работоспособности внутри двигателя возникает слишком высокое давление, и это может сильно навредить системе охлаждения.

    Самым правильным решением в такой ситуации станет замена крышки. Альтернативного варианта просто нет. Но поскольку клапанная крышка стоит недорого, с её покупкой и заменой автовладелец точно не разорится.

    Некоторые пытаются восстановить клапан при его заклинивании по причине загрязнения. Для промывки используют жидкость для очистки карбюраторов. Если это не помогло и повышенное давление продолжает сохраняться в системе охлаждения, для вашего двигателя будет лучше приобрести новую аналогичную крышку. Иначе потом не удивляйтесь, почему мотор закипел, бачок разорвало и потребовался серьёзный и дорогостоящий ремонт.

    Чтобы поддерживать оптимальное рабочее состояние системы охлаждения, рекомендуется раз в 2 года менять клапанную крышку.

    Избыточное давление считается более опасным явлением, нежели его дефицит. Но и в этом случае есть некоторые угрозы.

    Причины отсутствия давления

    Бывает даже и так, что нет давления в системе охлаждения, из-за чего также могут возникнуть определённые неприятности.

    У такой ситуации есть свои вероятные причины. Они заключаются в нарушении герметичности системы. Тут потребуется специальное оборудование, позволяющее найти проблемный участок. Хотя иногда в гаражных условиях применяются обычные народные методы. Путём визуального поиска места пробоя порой удаётся отыскать участок, где произошла разгерметизация.

    Сначала проверяется состояние воздушного клапана. Если он зависнет в открытом положении, то давление в системе не будет повышаться. Отсюда и закипание мотора, его перегрев.

    Если клапан работает нормально, тогда в системе есть утечка. Её нужно искать и устранять. Порой антифриз выходит через повреждённые патрубки и шланги. Также причиной могут стать изношенный радиатор охлаждения или радиатор печки. Самым неприятным считается момент, когда антифриз уход в двигатель. Виной тому становится пробитая прокладка ГБЦ.

    Проверить систему на утечку можно и в гаражных условиях. Для этого нужно снять верхний патрубок от расширительного бачка, и на его место подключить шланг с насосом и манометром. Насос можно заменить на компрессор. Далее начинайте нагнетать давление и следите за тем, откуда будет вытекать антифриз.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector