Характеристика кпд двигателя постоянного тока
Энергетическая диаграмма КПД двигателя постоянного тока.
где P1 = UI – подводимая мощность.Pв и Pэл мощность потерь в цепи якоря и возбуждения.P0 – мощность потерь холостого хода. Pm=Pэм полная механическая мощность, Pэл – электромагнитная мощность. P0— мощность потерь холостого хода, P2 – полезная мощность на валу электродвигателя.
К электродвигателю подводится от сети электрическая мощность P1, часть которой тратится на покрытие электрических потерь в цепи якоря включая контакторы щеток ( I 2 я*RЯ) и в цепи возбуждения (Pв) оставшаяся полная механическая мощность развивается на валу
Кпд электрической машины зависит от нагрузки , так как с изменением нагрузки меняется и величина электрических потерь. При увеличении нагрузки от нуля до половины номинальной КПД машины резко возрастает, а затем растет медленно достигая максимума при номинальной нагрузке. Дальнейшее увеличение нагрузки вызывает уменьшение КПД, так как интенсивность роста электрических потерь превышает интенсивность роста электрических потерь превышает интенсивность роста полезной мощности.
Рисунок зависимости КПД от нагрузки
В машинах малой мощности до 2 авт КпД доходит до 0,65 – 0,7.
Уравнение ЭДС электродвигателя постоянного тока. Пуск электродвигателя постоянного тока.
В момент включения двигателя в сеть якорь неподвижен и ток в нем
( 1 )
так как сопротивление якоря очень мало, ток может превышать номинальный в 10 – 20 раз от Iном в зависимости от мощности двигателя. Большой ток при пуске опасен для двигателя, поэтому непосредственным включением в сеть запускают лишь маломощные двигатели ( 300 – 600 Вт ), в которых Iпусковое=3 – 5Iноминальное . Это объясняется повышенным сопротивлением обмотки и малым моментом инерции якоря.
То есть для двигателя постоянного тока могут применяться три способа пуска.
1. Прямой, при котором обмотка якоря непосредственно подключается к сети.
2. Реостатный, при котором цепь якоря включается пусковой реостат для ограничения тока.
3. Путем плавного повышения напряжения сети.
Как только якорь приходит во вращение, в проводниках его наводится ЭДС. E=CenФ,
· Сe=(PN)/60а — постоянная, зависящая от конструкции машины,
· Р – число пар полюсов
· N – количество проводников в обмотке якоря
· а – число пар параллельных ветвей в обмотке якоря
· n – частота вращения
· Ф – магнитный поток
Эта ЭДС называется противо-ЭДС так как она направляется против приложенного напряжения.
Следовательно при вращении якоря:
( 2 )
Это уравнение называется уравнением ЭДС электродвигателя.
Вращающий момент электродвигателя постоянного тока. Уравнение мощности и моментов.
Умножив правую и левую часть уравнения на Iя получим уравнение мощностей ЭДС.
· U*IЯ=P1 – мощность потребляемой ЭДС из сети.
· E*IЯ=PM – полная механическая мощность двигателя.
· IЯ 2 *RЯ – мощность потерь в цепи якоря.
· M – полный момент на валу электродвигателя
· Ω – угловая частота вращения якоря
То E*IЯ=M*ω подставляя значение с E=Ce*n*Ф ( ) и ω=(πn)/30 получим вращающий момент:
где — постоянна для определенной машины.
При установившемся режиме работы (n= cons’t), вращающий момент электродвигателя момент электродвигателя равен статическому моменту на валу (моменту сопротивления моменту нагрузки ).
· M0 – вращающий момент холостого хода.
· M2 – полезный момент на валу двигателя .
При неустановившемся режиме ( n # cons’t), разгон, тормозная или регулировочная частота, кроме статического момента возникает динамический момент:
( 6 )
· I – момент инерции всех вращающихся частей,
· — угловое ускорение
Знак момента Mд зависит от знака ускорения. При нарастании скорости момент Mд положительный, складываясь с Mст, он увеличивает тормозной момент на валу двигателя. При уменьшении скорости момент Mд отрицательный (в данном случае общий тормозной момент уменьшается).
Уравнение моментов электродвигателя имеет вид:
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2914 ; Мы поможем в написании вашей работы!
ДВИГАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Двигатели постоянного тока находят широкое применение в электроприводах механизмов, где требуется широкое изменение частоты вращения. Как уже отмечалось, они используются в металлургической промышленности, станкостроении, системах автоматического регулирования, на электрическом транспорте, в авиации и автомобилестроении. Двигатели постоянного тока могут иметь мощность в пределах от нескольких ватт до нескольких тысяч киловатт. Двигатели постоянного тока классифицируют по способу включения обмотки возбуждения. Различают двигатели независимого, параллельного, последовательного и смешанного возбуждения. Электрические схемы этих двигателей аналогичны схемам соответствующих генераторов. В отличие от генератора, и ток якоря, и ток возбуждения в двигателях постоянного тока потребляется из сети.
Двигатель постоянного тока параллельного возбуждения. На рис. 6.1 представлена схема включения в сеть двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.
Рис. 6.1. Схема включения двигателя параллельного возбуждения в сеть
Обычно мощность сети постоянного тока много больше мощности двигателя, так что напряжение сети неизменно. Тогда обмотку параллельного возбуждения можно представить и как обмотку независимого возбуждения. Отметим, что в цепь якоря машин небольшой мощности (единицы кВт) обычно включают пусковое сопротивление RП, ограничивающее ток якоря в момент его включения в сеть.
Таким образом, ток двигателя IДВ будет складываться из тока якоря и тока возбуждения:
Поскольку ток возбуждения составляет 3. 5% тока якоря, то иногда для практических расчетов принимают ток двигателя равным току якоря. Ток в цепи якоря будет определяться разностью напряжения сети и ЭДС якоря и сопротивлением якорной цепи:
Этот ток, взаимодействуя с магнитным полем машины, будет создавать вращающий электромагнитный момент, потребляя из сети мощность
Мощность P1,подводимая из сети, делится между цепью якоря Ра и цепью возбуждения РВ. Небольшая часть мощности, потребляемой цепью якоря, затрачивается на нагревание обмотки якоря РЭЛ. Остальная часть преобразуется в механическую мощность РМЕХ. Механическая мощность идет на покрытие мощности потерь в стали РС и мощности механических потерь РМП на трение в подшипниках, щеток на коллекторе и вентиляционные потери. Энергетическая диаграмма двигателя приведена на рис. 6.2.
Рис. 6.2. Энергетическая диаграмма двигателя постоянного тока
Поскольку ЭДС Е в двигателе имеет направление, противоположное направлению тока якоря, то ее принято называть противоэлектродвижущей силой (противоЭДС). Она, как и ЭДС генератора, зависит от конструктивной постоянной машины СЕ, потока главных полюсов и частоты вращения n якоря:
Напряжение на зажимах якоря:
Двигатель при подключении в сеть вращается и развивает на валу вращающий момент:
Этот момент уравновешивает статический момент (момент сопротивления) на валу двигателя.
С учетом (6.4), уравнение баланса напряжений на якоре (6.5) примет вид:
откуда можно получить зависимость частоты вращения от тока якоря:
Выражение (6.8) называется уравнением электромеханической характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения.
При токе якоря равном нулю n=n0= U/СЕ Ф. Величина n0 называется частотой идеального холостого двигателя. При n=n0 Е = U.
Подставив в (6.8) выражение для тока, выраженного через момент в соответствии с (6.6), получим зависимость n = f(M), которая называется уравнением механической характеристики двигателя постоянного тока:
При неизменных значениях напряжения, магнитного потока и сопротивления якорной цепи механическая характеристика (6.9) представляет собой уравнение прямой линии (рис. 6.3,а).
Рис. 6.3. Механические (а) и рабочие (6) характеристики двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением
Величина Δn=(Rа+ RП)/СЕ СМФ 2 , зависящая от суммы сопротивлений Rа+ RП,определяет наклон механической характеристики к оси абсцисс. При отсутствии в цепи якоря добавочного сопротивления RП, и номинальном токе возбуждения механическая характеристика двигателя называется естественной характеристикой (1 на рис. 6.3, а). Номинальному моменту МН на естественной характеристике соответствует номинальная частота вращения nН. При включении добавочного реостата угол наклона этих характеристик возрастает тем больше, чем больше величина сопротивления, вследствие чего формируется семейство реостатных характеристик 2, 3, 4. Это позволяет получить новые значения частот вращения.
Реакция якоря, уменьшая несколько поток машины Ф при нагрузке, стремится придать естественной механической характеристике отрицательный угол наклона, при котором частота вращения n возрастает с увеличением момента М. Однако двигатель с такой характеристикой в большинстве электроприводов устойчиво работать не может. Поэтому современные мощные двигатели с параллельным возбуждением часто снабжают небольшой последовательной обмоткой возбуждения, которая придает механической характеристике необходимый наклон. МДС этой обмотки при номинальном токе составляет около 10% от МДС параллельной обмотки.
Регулировочный реостат RВ позволяет изменять ток возбуждения двигателя и его магнитный поток. При этом, как следует из (6.9), будет изменяться и частота вращения, причем будет возрастать и частота вращения идеального холостого хода. При номинальном напряжении на якоре (RП=0) и уменьшении магнитного потока (RВ >0) характеристики проходят тем выше естественной и круче ее, чем меньше магнитный поток. Однако существенное уменьшение магнитного потока не допускается, поскольку частота вращения двигателя резко возрастает (двигатель идет «вразнос»). При этом сильно увеличивается ток якоря и может возникнуть круговой огонь. Таким образом, обрыв цепи возбуждения крайне опасен.
Рабочие характеристики двигателя представляют собой зависимости потребляемой мощности Р1,тока якоря 1а,частоты вращения n, момента M и КПД η от мощности на валу двигателя Р2 при неизменных напряжении и токе возбуждения (U = const и 1В= const). Характеристики частоты вращения и момента являются линейными, а зависимости КПД, тока и мощности имеют характер, общий для всех электрических машин. Если в двигателе, обмотка якоря и обмотка возбуждения подключены к источникам питания с различными напряжениями, та его называют двигателем с независимым возбуждением. Механические и рабочие характеристики двигателя с независимым возбуждением аналогичны характеристикам двигателя с параллельным возбуждением, поскольку у них ток возбуждения не зависит от тока якоря.
Двигатель постоянного тока последовательного возбуждения. В этом двигателе обмотка возбуждения соединяется последовательно с обмоткой якоря, ток возбуждения равен току якоря 1В=1а , поэтому магнитный поток Ф является функцией тока якоря. Если ток якоря 1а 2 . (6.10)
Так как М= СМ Ф1а= СМ kФ 1а 2 , то выразив ток якоря через момент и подставив его в (6.10), получим:
Механическая характеристика двигателя мягкая, имеет форму гиперболы, асимптотически приближающуюся к оси частот вращения (рис. 6.4,б). Это означает, что при холостом ходе или малых нагрузках на валу частота вращения двигателя резко возрастает до недопустимых значений, двигатель идет «вразнос». Поэтому минимальная нагрузка такого двигателя должна быть не менее 20. 30% номинальной.
Дата добавления: 2017-11-21 ; просмотров: 2705 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Электродвигатели постоянного тока и их характеристики
В зависимости от способа соединения обмотки якоря и обмотки возбуждения различают двигатели параллельного, последовательного и смешанного возбуждения.
Двигатель параллельного возбуждения. До включения рубильника Р (рис. 157) необходимо поставить сопротивление пускового реостата R2 на максимум и сопротивление регулировочного реостата R1 на нуль. После включения в сеть якорь двигателя начнет вращаться, и по мере увеличения частоты вращения сопротивление пускового реостата постепенно уменьшают.
Рабочие характеристики двигателя (рис. 158, а) выражают зависимость частоты вращения п, вращающего момента М, тока 1 и к. п. д. т] от развиваемой двигателем полезной мощности Р2 при неизменном напряжении сети. Частота вращения якоря двигателя п = (U — — — 1Ягя)/(СФ).
При постоянном напряжении U ток возбуждения двигателя не меняется, но магнитный поток с увеличением нагрузки немного уменьшается из-за реакции якоря. С другой стороны, с увеличением нагрузки возрастает ток 1я и внутреннее падение напряжения Uя = 1ягя. Уменьшение магнитного потока увеличивает частоту вращения якоря, а увеличение падения напряжения в обмотке якоря уменьшает ее. У двигателя параллельного возбуждения преобладает последняя причина, поэтому частота его вращения с увеличением нагрузки от нуля до номинальной уменьшается на 5-10%.
Полезная мощность, развиваемая двигателем, Р2=М2пп/60, тогда вращающий момент М = 30Р2І (пп).
При постоянной частоте вращения двигателя п вращающий момент М был бы прямо пропорционален мощности Р2 и зависимость M=f(P2) имела бы вид прямой, проходящей через начало координат. В действительности частота вращения двигателя с увеличе нием нагрузки немного снижается и машина имеет момент холостого хода М0. Следовательно, кривая M=f(P2) отклоняется от прямой вверх и начинается с ординаты М0. Увеличение тока практически пропорционально полезной мощности двигателя Р2. С увеличением нагрузки к.п.д. двигателя быстро растет и достигает предельного значения 0,8-0,9 при нагрузке, близкой к PJ2, оставаясь в дальнейшем почти постоянным. Чтобы с увеличением нагрузки частота вращения двигателя была постоянной, следует уменьшить магнитный поток двигателя, уменьшая ток возбуждения регулировочным реостатом.
Регулировочная характеристика выражает зависимость тока возбуждения 1в от тока якоря 1я (рис. 158, б) при постоянном напряжении U и частоте вращения п, т. е. 1в 1 (/я) при U — const и п ¦ — const. Эта характеристика показывает, как следует регулировать ток возбуждения, чтобы при различных нагрузках частота вращения двигателя оставалась неизменной.
Электродвигатели параллельного возбуждения применяют в тех случаях, когда при переменной нагрузке требуется, чтобы частота вращения оставалась постоянной и была возможность ее плавной регулировки. Электродвигатель параллельного возбуждения типа СЛ-571К применяют в автоматических шлагбаумах, ограждающих железнодорожные переезды со стороны автомобильных дорог. Такой двигатель имеет номинальную мощность 95 Вт при напряжении 24 В и токе 7 А, частота вращения якоря двигателя 2200 об/мин.
Двигатель последовательного возбуждения (рис. 159). Обмотка возбуждения OB, обмотка якоря Я и пусковой реостат R соединены последовательно. Запуск двигателя последовательного возбуждения следует осуществлять с нагрузкой, которая должна быть не менее 20-25% номинальной вследствие того, что ток возбуждения 1в равен току якоря 1я. При холостом ходе или малых нагрузках потребляемый ток небольшой, следовательно, незначителен и магнитный по ток Ф, а частота вращения двигателя п — U — 1я (гя + гъ)/(СФ) достигает опасного значения. Во избежание разноса при внезапной разгрузке для этих двигателей применяют зубчатую передачу или непосредственное соединение вала двигателя с рабочим механизмом.
Рабочие характеристики двигателя последовательного возбуждения (рис. 159, б) имеют две особенности при увеличении нагрузки: резко снижается частота вращения п — U — 1я(гя 4 1^/(СФ); и резко увеличивается вращающий момент М = СМ/ЯФ = См/яСм1/я = = См2/1, где Сы1 — коэффициент пропорциональности магнитного потока и тока до насыщения стали, а постоянный коэффициент См2 =
Свойства двигателей последовательного возбуждения развивать большие вращающие моменты, приблизительно пропорциональные квадрату тока при малых частотах вращения якоря и, наоборот, малые вращающие моменты при больших частотах вращения обусловливают их применение в подъемных механизмах, электровозах и тепловозах. Частоту вращения двигателя последовательного возбуждения обычно регулируют реостатом, включенным параллельно обмотке возбуждения.
Двигатели последовательного возбуждения типа МСП устанавливают в стрелочных электроприводах, предназначенных для дистанционного управления стрелками при электрической, диспетчерской и горочной централизации. Электрические характеристики этих двигателей приведены в табл. 10.
Электродвигатели типа МСП — двигатели закрытого типа, двухполюсные реверсивные, работают в повторно-кратковременном режиме. Для реверсирования имеют две обмотки возбуждения OBI и ОВ2 (рис. 160). При включении первой обмотки якорь двигателя вращается в прямом направлении, а при включении второй обмотки — в обратном. Электродвигатели типа МСП-0,1 устанавливают в электроприводах, предназначенных для перевода стрелок легких типов. В новых разработках эти двигатели не применяют. Электродвигатели типов
Электродвигатель постоянного тока: устройство, принцип работы, характеристики, КПД
Трудно даже представить, как выглядел бы современный мир без электродвигателя постоянного тока (впрочем, и переменного тоже). Любой современный механизм оснащен электродвигателем. Он может иметь разное предназначение, но его наличие, как правило, критически важно. Ожидается, что в ближайшем будущем роль электродвигателя постоянного тока будет лишь возрастать. Уже сегодня без этого устройства невозможно создать качественное, надежное и бесшумное оборудование с регулируемыми скоростями работы. А ведь это – залог развития государства, да и мировой экономики в целом.
Из истории двигателя постоянного тока
В ходе проведения опытов в 1821 году известный ученый Фарадей случайно обнаружил, что магнит и проводник с током каким-то образом воздействуют друг на друга. В частности, постоянный магнит может вызывать вращение простейшего контура из проводника с током. Результаты этих экспериментов были использованы для дальнейших исследований.
Уже в 1833 году Томасом Дэвенпортом создается модель поезда с небольшим электродвигателем, способным приводить его в движение.
В 1838 году в Российской Империи построен пассажирский катер на 12 мест. Когда это плавательное средство с электромотором пошло по Неве против течения, это вызвало настоящий взрыв эмоций в научных кругах и не только.
Как работает электродвигатель постоянного тока
Если рассматривать работу поверхностно, как это делают в школе на уроках по физике, то может показаться, что в ней нет абсолютно ничего сложного. Но это только на первый взгляд. На самом же деле наука об электроприводе является одной из наиболее тяжелых в цикле технических дисциплин. При работе электродвигателя протекает целый ряд сложных физических явлений, которые до сих пор в полной мере не изучены и объясняются различными гипотезами и предположениями.
В упрощенном варианте принцип работы электродвигателя постоянного тока можно описать следующим образом. В магнитное поле помещают проводник и пускают через него ток. При этом если рассматривать сечение проводника, то вокруг него возникают невидимые силовые концентрические окружности – это магнитное поле, которое формируется током в проводнике. Как уже было сказано, данные магнитные поля являются невидимыми для глаза человека. Но существует нехитрый прием, позволяющий визуально наблюдать их. Самый простой способ – проделать в фанере или в плотном листе бумаги отверстие, через которое и пропустить провод. При этом поверхность вблизи отверстия необходимо покрыть тонким слоем мелкодисперсного магнитного металлического порошка (можно использовать и мелкие опилки). При замыкании цепи частицы порошка выстраиваются по форме магнитного поля.
Собственно, на этом явлении и основан принцип работы электродвигателя постоянного тока. Проводник с током помещается между северным и южным полюсами U-образного магнита. В результате взаимодействия магнитных полей, проволока приводится в движение. Направление движения зависит от того, как расположены полюса, и может точно определяться так называемым правилом «буравчика».
Сила Ампера
Сила, которая выталкивает проводник с током за пределы поля постоянного магнита, называется силой Ампера – по имени известного исследователя электрических явлений. Его имя также носит единица измерения силы тока.
Чтобы найти численное значение данной силы, нужно умножить силу тока в рассматриваемом проводнике на его длину и на величину (вектор) индукции магнитного поля.
Формула будет выглядеть следующим образом:
Модель простейшего двигателя
Грубо говоря, чтобы построить самый примитивный двигатель, необходимо помесить рамку из токопроводящего материала (провода) в магнитное поле и запитать ее током. Рамка повернется на определенный угол и застопорится. Данное положение на сленге специалистов в области электропривода называется «мертвым». Причина остановки заключается в том, что магнитные поля, так сказать, компенсируются. Иными словами, подобное происходит тогда, когда равнодействующая сила становится равной нулю. Поэтому устройство электродвигателя постоянного тока включает не одну, а несколько рамок. В реальном агрегате промышленного назначения (который устанавливается на оборудование) таких элементарных контуров может быть очень и очень много. Так, когда на одной рамке силы уравновешиваются, другая рамка выводит ее из «ступора».
Особенности устройства двигателей разной мощности
Даже человек, далекий от мира электротехники, сразу же смекнет, что без источника постоянного магнитного поля ни о каком электродвигателе постоянного тока просто не может идти и речи. В качестве таких источников применяются самые разные устройства.
Для маломощных электродвигателей постоянного тока (на 12 вольт и менее) самым идеальным решением является постоянный магнит. Но этот вариант не подойдет для агрегатов большой мощности и размеров: магниты будут слишком дорогими и тяжелыми. Поэтому для электродвигателей постоянного тока на 220 В и более целесообразней применять индуктор (обмотку возбуждения). Чтобы индуктор стал источником магнитного поля, его необходимо запитать.
Конструкция электродвигателя
В общем случае конструкция любого двигателя на постоянном токе включает следующие элементы: коллектор, статор и якорь.
Якорь служит несущим элементом для обмотки электродвигателя. Он состоит из тонких листов стали электротехнического назначения с углублениями по периметру для укладки провода. Материал изготовления в данном случае очень важен. Как уже было сказано, применяется электротехническая сталь. Такая марка материала отличается большим размером искусственно выращенного зерна и мягкостью (в результате низкого содержания углерода). Кроме того, вся конструкция состоит из тонких, изолированных листов. Все это не позволяет возникать паразитным токам и предотвращает перегрев якоря.
Статор является неподвижной частью. Он выполняет роль магнита, рассмотренного ранее. Для демонстрации работы модели двигателя в лабораторных условиях для наглядности и лучшего понимания принципов используют статор с двумя полюсами. В реальных промышленных двигателях применяются устройства с большим числом пар полюсов.
Под коллектором понимается коммутатор (соединитель), который подает ток на контуры обмотки электродвигателя постоянного тока. Его наличие строго необходимо. Без него двигатель будет работать рывками, не плавно.
Разновидности двигателей
Не существует одного универсального двигателя, который бы применялся абсолютно во всех отраслях техники и народного хозяйства и удовлетворял всем требованиям в сфере безопасности и надежности при эксплуатации.
Следует очень ответственно подходить к выбору электродвигателя постоянного тока. Ремонт – чрезвычайно сложная и дорогостоящая процедура, которую могут выполнить лишь специалисты с соответствующей квалификацией. И если конструкция и возможности двигателя не будут отвечать требованиям, то на ремонт будут уходить значительные денежные средства.
Существует четыре основные разновидности двигателей постоянного тока: коллекторные, инверторные, униполярные, а также универсальные коллекторные двигатели постоянного тока. Каждый из перечисленных видов имеет свои положительные и отрицательные качества. Следует дать краткую характеристику каждому из них.
Коллекторные двигатели постоянного тока
Существует большое количество возможных способов реализации двигателей данного типа: один коллектор и четное количество контуров, несколько коллекторов и несколько контуров обмотки, три коллектора и столько же витков обмотки, четыре коллектора и два витка обмотки, четыре коллектора и четыре контура на якоре, и наконец – восемь коллекторов с якорем без рамки.
Данный тип двигателя отличается сравнительной простотой исполнения и производства. Именно по этой причине он прослыл широкоуниверсальным двигателем, применение которого очень обширно: от игрушечных автомобилей на радиоуправлении до очень сложных и высокотехнологичных станков с программным управлением немецкого или японского производства.
Об инверторных двигателях
В общем и целом данный тип двигателей сильно похож на коллекторный и имеет те же достоинства и недостатки. Единственное отличие заключается в механизме запуска: он более совершенный, что позволяет без труда осуществлять реверсирование оборотов и регулировку частоты вращения ротора. Таким образом, эксплуатационные характеристики электродвигателя постоянного тока данного типа превосходят по ряду параметров коллекторные двигатели.
Но если в чем-либо получается выигрыш, то в каких-либо вещах обязательно будет наблюдаться проигрыш. Это неоспоримый закон Вселенной. Так и в этом случае: превосходство обеспечивается довольно сложной и капризной техникой, которая часто выходит из строя. По словам опытных специалистов, ремонт электродвигателей постоянного тока инверторного типа осуществить довольно сложно. Порой даже бывалые электрики не могут диагностировать неисправность в системе.
Особенности униполярных двигателей постоянного тока
Принцип действия остается прежним и основан на взаимодействии магнитных полей проводника с током и магнитом. Но проводником тока служит не проволока, а диск, вращающийся на оси. Подача тока осуществляется следующим образом: один контакт замыкается на металлическую ось, а другой посредством так называемой щетки соединяет край металлического круга. Такой двигатель, как видно, имеет довольно сложную конструкцию и поэтому часто выходит из строя. Основное применение – научные исследования в области физики электричества и электропривода.
Особенности универсальных коллекторных электродвигателей
Принципиально ничего нового данный тип двигателей не несет. Но он имеет очень важную особенность – возможность работать как от сети постоянного тока, так и от сети переменного тока. Порой это его свойство может позволить сэкономить значительные денежные средства на ремонте и модернизации оборудования.
Частота переменного тока жестко регламентирована и составляет 50 Герц. Иными словами, направление движения отрицательно заряженных частиц меняется 50 раз в секунду. Некоторые ошибочно полагают, что и ротор электродвигателя должен менять направление вращения (по часовой стрелке – против часовой стрелки) 50 раз в секунду. Если бы это было действительно так, то о каком-либо полезном применении электрических двигателей переменного тока не могло бы быть и речи. Что происходит в действительности: ток обмотки якоря и статора синхронизируется при помощи простейших конденсаторов. И поэтому, когда меняется направление тока на рамке якоря, меняется его направление и на статоре. Таким образом, ротор постоянно вращается в одну сторону.
К сожалению, КПД электродвигателя постоянного тока данного типа значительно ниже, чем у инверторных и униполярных двигателей. Поэтому его применение ограничено довольно узкими областями – там где необходимо получить максимальную надежность любой ценой, без учета затрат на эксплуатацию (например, военное машиностроение).
Заключительные положения
Технологии не стоят на месте, и сегодня множество научных школ по всему миру конкурируют между собой и стремятся создать дешевый и экономичный двигатель с высоким КПД и эксплуатационными характеристиками. Мощность электродвигателей постоянного тока из года в год растет, при этом падает их энергопотребление.
По прогнозам ученых, будущее будет определяться электрооборудованием, а эпоха нефти завершится уже довольно скоро.