0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика масел применяемых для автомобильных двигателей

Масла, применяемые для двигателей, их основные свойства

Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, называют моторными.

В зависимости от назначения моторные масла подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов. Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок. (СЛАЙД № 22)

По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.

По составу базового масла моторные масла подразделяют на синтетические, минеральные и частично синтетические (смеси минерального и синтетических компонентов).

Требования к маслам: (СЛАЙД № 22)

— маслянистость (способность удерживаться на поверхности);

— отсутствие кислот (чистота);

— отсутствие механических примесей.

Марки масел по ГОСТ 17479.1-85 М-8Б1 (АС-8); М-10Б1 (АС-10); М-8Б1; М-6З/10В1. В скобках указаны марки масел по старой классификации. Расшифровка марок:

— 8,10 — кинематическая вязкость масла в мм 2 /с или в сСт (сантистоксах) при 100 0 С;

— Б,В,Г,Д -группы масла по эксплуатационным свойствам (отличается количеством присадок и их эффективностью) соответственно для: мало-, средне-, высоко- и высокофорсированных двигателей с турбонаддувом;

— цифровой индекс 1,2 — соответственно для карбюраторных и дизельных двигателей, без индекса — универсальные;

— 6з: -6 — класс вязкости при t= -18 0 С не менее 2600 и не более 10400 сСт; — з — загущающие присадки (используются в качестве зимнего масла или всесезонного).

Определение качества масла:

— по цвету (прозрачности) — на измерительном стержне, масло требует замены если не видно рисок на стержне;

— по масляному пятну на бумаге (фильтровальной или писчей), если сердцевина пятна черного цвета — масло заменить;

— по запаху — масло не должно содержать топлива;

— на ощупь — взять каплю масла между пальцами, оно должно иметь определенную маслянистость, т.е. быть «липким» и тянуться.

Одним из показателей качества масла является его вязкость (сила внутреннего трения). От ее значения зависят техническое состояние двигателя, расход топлива и масла. По вязкостным показателям подбирается масло для определенного двигателя в зависимости от кон­струкции, технического состояния, условий эксплуатации, сезонности и других факторов. Значение вязкости масла входит в его маркировку в виде цифрового индекса, например, M-8B-I, М-10Г2 где цифры 8 и 10 обозначают значение кинематической вязкости в мм2/с при 100°С. Ис­пользование маловязких масел (тем более загущенных — всесезонных) позволяет экономить топливо. Но, с другой стороны, использование ма­ловязкого масла может стать причиной повышенного износа деталей, в том числе абразивного, увеличения расхода масла на угар. Например, расход масла М-5з/12Г1 на угар больше по сравнению с расходом на угар масла М-12Г1. Но применение масел с повышенной вязкостью свя­зано с увеличением механических потерь, ухудшением пуска двигателя, увеличением пусковых износов. Масла подбирают такой вязкости, кото­рая обеспечивала бы надежную смазку, небольшой расход на угар, легкий пуск двигателя, отвод теплоты и др. Оптимальное значение вяз­кости масла в каждом конкретном случае обеспечивает минимальный износ деталей двигателя, достаточную скорость подачи масла к цилиндрам, максимальный отвод теплоты (масло отводит 1,5. 4,5% теплоты, выделяемой при сгорании топлива), уплотнение зазоров (это, в свою очередь, обеспечивает минимальный прорыв отработавших газов в масляный картер и расход масла на угар). Масла, в зависимости от вязкостных свойств, используются при зимней и летней эксплуатации. Использование зимой летних сортов масел ведет к дополнительному расходу топлива до 8%; использование зимних масел летом — к повы­шенному износу двигателя, ‘увеличению расхода масла на угар.

От значения вязкости зависит прокачиваемость по масляной системе, отвод тепла от трущихся поверхностей, их чистота. Это обес­печивает масло с меньшей вязкостью. Для уплотнения зазоров в изно­шенных двигателях при работе с повышенными давлениями требуются масла с более высокой вязкостью.

Моторное масло — это важный элемент конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в смазочной системе двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла — одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей. Моторные масла для двигателей внутреннего сгорания автомобилей согласно эксплуатационных свойств подразделяют на шесть групп: А, Б, В, Г, Д, Е. Масла групп А, Б, В, Г используются в нефорсированных (А), малофорсированных (Б), среднефорсированных (В) и высокофорсированных (Г) карбюраторных и дизельных двигателях. Масла группы Д предназначены для использо­вания в высокофорсированных дизелях, работающих в тяжелых условиях. Масла группы Е — в высокофорсированных малооборотных судовых дизелях и работающих на тяжелом топливе. Для карбюраторных двигателей в маркировку масла вводится цифра 1, для дизелей — 2. Пример обозначения масел: М-8Г1 М-10В2. Буква М обозначает, что масло моторное; цифры 8 и 10 — значение кинематической вязкости в мм2/с при 100°С. При отсутствии масла необходимой марки его можно заменить равновязким по качеству группой выше, но никогда не следует за­менять маслами худшего качества. Например, при отсутствии масла M-8B-I следует заливать масло М-8Г1(зимой), М-12Г1(летом) или всесезонное масло М-5з/10Г1 и другие этого типа. Нельзя смешивать масла разных групп (из-за несовместимости присадок), т.е. при понижении уровня масла в картере доливать масло другой группы. Например, долив масла группы Г1 в масло M-8B1 приводит к резкому ухудшению качества (ниже M-8B1), хотя доливалось более высококачественное масло.

Поэтому не следует смешивать одинаковые по назначению, но разной маркировки масла, например, не смешивать масла М-53/10Г1, М-63/1ОГ1 и М-63/12Г1, так как в состав этих масел входят различные при­садки.

В бензиновые двигатели не следует заливать дизельные масла. При производстве масел учитываются конкретные условия их эксплуатации: температура, давление, металлы, с которыми контактирует масло, качество топлива, охлаждение двигателя и другие. В соответствии с этим подбираются масляная основа определенного ка­чества и соответствующие присадки. Для масел бензиновых двигателей нужны более термостойкие присадки (температура горящей рабочей смеси в бензиновых двигателях на 300. 400°С выше, чем в дизелях), а для дизельных масел —механостойкие. Кроме того, учитывается качес­тво топлива. Содержание серы в дизельном топливе в 5. 10 раз больше, чем в бензине. При сгорании сернистые соединения превращаются в оксиды, которые со временем вызывают не только жидкостную (кислот­ную) коррозию при соединении с водой, но и газовую. Поэтому масла для дизелей должны иметь более высокие нейтрализующие свойства для предотвращения коррозии — в первую очередь вкладышей подшипников — продуктами сгорания топлива и окисления масла. Но, к сожалению, улучшение нейтрализующих свойств сопряжено с повы­шением зольности. Особенно это ощущается, когда дизельное масло используется в бензиновых двигателях, при попадании в камеру сго­рания (расход масла на угар). В этих случаях масляная основа и присадки более интенсивно, чем в дизелях, образуют нагары, вызывают калильное зажигание (двигатель продолжает работать при выключенном зажигании). Калильное зажигание может сопровождаться детонацией (возникновением металлического стука при работе двигателя), так как образующиеся нагары «уменьшают» объем камеры сгорания, т.е. увеличивают степень сжатия двигателя.

Читать еще:  Двигатель 514 дизель уаз не заводится

Поэтому существует классификация моторных масел для карбюра­торных и дизельных двигателей, высокофорсированных, высоко­форсированных с турбонаддуврм и т.д.

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

  • Все статьи (карта сайта)
  • Главная
  • Обратная связь

1. Классификация моторных масел.

Классификация моторных масел.

1. Классификация моторных масел. Моторные масла подразделяются на минеральные (нефтяные), синтетические и полусинтетические.

Минеральные масла получают фракционной перегонкой мазута, образующегося после прямой перегонки нефти.

Синтетические масла получают синтезом различных углеводородов и органических соединений. Синтетические масла по эксплуатационным характеристикам значительно лучше минеральных. Они обладают более высокими вязкостно-температурными свойствами, срок их службы в несколько раз превышает срок службы минеральных масел и составляет от 20 до 80 тыс. км. Синтетические масла имеют на 30-40% меньше в сравнении с минеральными расход масла на угар.

Полусинтетические масла получают смешиванием высококачественных минеральных масел с синтетическими компонентами. По качеству полусинтетические масла имеют преимущества перед минеральными, по стоимости значительно ниже чем синтетические.

2. Назначение моторных масел – обеспечивать жидкостное трение деталей двигателя и снижать их износ за счет создания надежного масляного слоя и прочной масляной пленки.

Кроме этого, моторные масла обеспечивают уплотнение зазоров в деталях цилиндро-поршневой группы, охлаждение и очищение от продуктов износа трущихся поверхностей, защиту деталей от коррозии.

3. В зависимости от назначения моторные масла подразделяются:

а) на масла для дизельных двигателей;

б) масла для бензиновых двигателей;

в) универсальные моторные масла, которые применяются в системах смазки и бензиновых, и дизельных двигателей.

4. По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные.

5. Нормируемыми показателями качества моторных масел являются кинематическая вязкость, индекс вязкости, температура застывания, зольность, коррозионность, содержание механических примесей и воды. В данном материале рассмотрим понятия вязкости и температуры застывания.

5.1. Вязкость — внутреннее трение жидкого смазочного материала, возникающее между его молекулами и слоями при их относительном перемещении под воздействием внешней силы. Разделяется на динамическую и кинематическую вязкость.

Динамическая вязкость h – сила сопротивления двух слоев масла площадью 1 см 2 , находящихся на расстоянии 1 см друг от друга и передвигающихся один относительно другого под воздействием внешней силы со скоростью 1смсек. Единица измерения – Па . c.

Кинематическая вязкость — основной эксплуатационный параметр для всех видов моторных и трансмиссионных масел — отношение динамической вязкости ( h ) к его плотности. Единица измерения – мм 2 с (сантистокс (сст) – время истечения заданного объема масла в капиллярном вискозиметре под действием силы тяжести.

Кинематическая вязкость является основным и важнейшим показателем качества моторного масла, характеризующим его способность к надежному обеспечению жидкостного трения. Чем вязкость выше, тем прочнее масляная пленка на трущихся поверхностях, лучше уплотнение поршневых колец в цилиндре, меньше расход масла на угар и меньше прорыв газов из камеры сгорания в картер двигателя.

В то же время вязкость масла должна быть не выше той вязкости, при которой уже обеспечивается жидкостное трение: слишком вязкое масло вызывает рост потерь энергии на трение, ухудшается его циркуляция в системе смазки, и как следствие, не обеспечивается надежное жидкостное трение на поверхностях трения, ухудшается охлаждение деталей и очистка их от продуктов износа.

Чем выше скорость перемещения трущихся деталей и лучше качество обработки их поверхностей, тем меньшая требуется вязкость масла. При уменьшении нагрузки на детали вязкость может быть снижена, при увеличении зазоров между ними – увеличена.

Вязкость масла с понижением температуры резко возрастает, поэтому ее значение должно быть оптимальным, обеспечивающим жидкостное трение как при длительной работе прогретого двигателя, так и сразу после его холодного пуска при отрицательных температурах.

Кинематическая вязкость моторных масел, используемых в автотракторных двигателях, находится в пределах 4-14 мм 2 /с при 100°С. Масла с вязкостью 4-8 мм 2 /с используют в зимнее время, с вязкостью 10-14 мм 2 /с – в летнее время. Масла с зимними и летними характеристиками являются всесезонными (например 4з/10, где первая цифра указывает на зимний класс, вторая – на летний. Буква «З» обозначает применение в масле загущающих присадок).

5.2. Индекс вязкости (ИВ) показатель, который характеризует зависимость вязкости масла от изменения температуры.

Чем выше индекс вязкости моторного масла, тем меньше повышается вязкость масла по мере понижения температуры, тем лучше обеспечиваются более легкий пуск двигателя при низких температурах и достаточная толщина масляной пленки.

Индекс вязкости у летних масел составляет 90 единиц, у зимних и всесезонных (загущенных) – 95 – 125 и выше. Конкретное значение индекса вязкости по маркам масел – в технических условиях и ГОСТах.

5.3. Температура застывания. Это температура, при которой масло теряет текучесть. Данный показатель характеризует прокачиваемость масла и его пусковые свойства.

У летних масел температура застывания от минус 15 до минус 20 о С, у зимних от минус 25 до минус 30 о С, у всесезонных достигает значения минус 45 о С. Конкретное значение температуры застывания по маркам масел – в технических условиях соответствующих ГОСТов.

6. Классификация моторных масел отечественного производства.

6.1. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая — цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья — прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам (М-8В).

6.2. Классы вязкости, показатели кинематической вязкости по ГОСТ 17479.1.85 и ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN 87 (общепринятой в международном масштабе классификации моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров) приведены в таблице 1.

Классификация минеральных моторных масел и нюансы их использования

Минеральное моторное масло является натуральным органическим продуктом, в основе которого лежит нефть. Получают его путём перегонки нефтепродуктов с последующей его очисткой. Для улучшения технических свойств, в состав могут добавляться различные искусственные компоненты. Простота процесса изготовления обуславливает его относительно невысокую стоимость в сравнении с синтетическими смазками.

Что такое классы вязкости

Вязкость – один из важнейших рабочих параметров, который устанавливается для каждой марки масла. Он характеризует степень текучести вещества при определённой температуре. Сегодня в мире наиболее широко используется американский стандарт SAE, состоящий из буквенно-цифровой, или только цифровой маркировки. Он показывает температурный диапазон, в котором возможна безопасная эксплуатация данного сорта смазывающего состава.

Всего в стандарте SAE имеется 11 категорий:

  • 5 категорий – только для летней эксплуатации. Такие масла обозначаются только цифрами от 20 до 60.
  • 6 категорий для использования в холодное время года. Они маркируются цифровым значениями от 0 до 25 и литерой «W» (winter), означающей возможность применения данного состава в зимнее время.

Соответственно, наличие в маркировке только цифры 20…60 означает, что данное вещество допустимо заливать в двигатель только в тёплое время года. Всесезонные масла маркируются двойным цифровым обозначением, например – 25W-40. Чем ниже значение первой цифры, тем при более низких температурах данный состав сохраняет свои свойства текучести. Второе число показывает верхний температурный порог, при котором состав сохраняет изначальную текучесть. Машинные смазки, имеющие показатель вязкости свыше 60-ти, относятся к классу трансмиссионных, и для двигателей не применяются.

Читать еще:  Что такое автономный отопитель двигателя

Выбор класса вязкости для определённого двигателя

При выборе конкретной марки моторного масла для автомобиля, следует руководствоваться технической документацией от компании-изготовителя. В ней обычно указывается, какая смазка рекомендована для данного транспортного средства. Кроме этого, при выборе состава следует обращать на маркировку АСЕА, наносимую на ёмкости с автомаслами. Этот стандарт вводит три их класса:

  • A/B – для легковых авто, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков.
  • C – для машин, оснащённых современными двигателями, отвечающими экологическим евростандартам.
  • E – для грузового автотранспорта, работающего в условиях высоких эксплуатационных нагрузок.

Прежде, чем купить определённый сорт масла, обратите внимание на степень изношенности двигателя вашего авто. Чем больше пробег без прохождения капитального ремонта, тем более густой состав рекомендуется заливать в мотор. Для машин с общим пробегом более 300-500 тыс. км наилучшим выбором будет вязкое минеральное масло.

Во-первых, здесь оно выступает в роли герметика, заполняя зазоры между изношенными трущимися деталями и резиновыми уплотнителями. Во-вторых, старые двигатели склонны к образованию большого количества нагара, который неплохо растворяют и удаляют минеральные составы. Синтетические продукты с этим справляются гораздо хуже органических.

И в-третьих – у автомобилей с пробегом повышен расход моторной смазки, так что её придётся регулярно доливать в процессе эксплуатации такого авто. Натуральные это вещества, или искусственные, существенной роли не играет – старое авто будет их «кушать» с одинаковым аппетитом. А вот разница в цене между этими двумя составами весьма существенна, поэтому использование в изношенных ДВС минералки гораздо выгоднее с финансовой точки зрения.

Ещё один нюанс, на который следует обращать внимание при выборе технической жидкости, это температура в зимний период. Если автовладелец проживает в регионе с суровыми зимами, то лучше отдать предпочтение менее вязким сортам ГСМ. Иначе запустить мотор с загустевшей на морозе смазкой не получится. К примеру, для районов с температурными минимумами в -30…-35 град.С, оптимально подойдёт синтетическое масло 5W.

Но и в летний период минералка подходит далеко не к каждому автомобилю. Многие современные европейские и японские авто уже на стадии проектирования создаются с учётом использования только синтетических смазочных составов. Диаметр их маслопроводов весьма мал, что при использовании вязких минеральных смазок создаст проблемы даже в летнее время.

Масла для двигателей. моторные масла

Классификация моторных масел по вязкости SAE

В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах – степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.

Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Но, прежде, чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках – ротационных вискозиметрах.

Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением – возрастает.

Маркировка масла по температуре использования

Ряд зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W – обозначаются цифрой и буквой “W” (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.

К низкотемпературным параметрам относятся:

  • Проворачиваемость– показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло
    остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель.
  • Прокачиваемость – это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.

Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100°С – показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 – обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:

  • минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С – показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
  • минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.

Ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. т

Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой
погоде.

  • Расшифровываем характеристики по API, SAE, ACEA, ILSAC, ГОСТ

Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:

  • проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)
  • прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
  • надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел)

Температура застывания, температура вспышки, плотность.

Сразу скажу, температура застывания — величина довольно-таки бесполезная в практическом плане, основной является температура прокачиваемости, которую нам не показывают в явном виде. До того как потерять текучесть (застыть) масло перестаёт прокачиваться через фильтр. Разница между этими двумя температурами должна быть около 5 — 7С. В неявном виде она заложена в показателе зимней вязкости, например, 10W. Соответствие этому классу вязкости предполагает способность масла прокачиваться при температуре -30С. Численно динамическая вязкость для этого должна быть не больше 60000 сПуазов при такой температуре. Класс вязкости 0W обуславливает такую вязкость при -40С.

Температура вспышки — это температура, при которой масла испарилось настолько много, что если в эти пары сунуть источник огня, то эти пары загорятся (если источник огня убрать, то погаснут). То есть полезная информация от этой характеристики — это то, как хорошо (или плохо) будет испаряться масло во время работы. В цифрах это показатель гуляет от 210 до 250, плюс-минус лапоть. При нормальной работе масло, конечно же, не должно иметь такую температуру (вспоминаем про вязкость при 150С, как ориентир нормальных температур в современных движках), однако масло с температурой вспышки в 210 градусов при 150С будет испаряться активнее, чем масло с Т вспышки 250 градусов. Испаряясь масло в основном попадает в систему вентиляции картера, оттуда прямиком в камеру сгорания (в лучшем случае через маслоуловитель, который ловит не всё масло). Так что по этой характеристике можно судить о расходе масла «на угар». А ещё испаряются в первую очередь самые лёгкие фракции, так что масло со временем меняет свои физические свойства. Вообще для испаряемости есть отдельный показатель, именуемый Noack, но в обычной ТДСке его не встретишь.
Плотность — говорит нам о том насколько много летучих фракций в масле. При высоком испарении плотность будет увеличиваться. С другой стороны, если мы видим небольшую плотность при высокой температуре вспышки (т.е. низкой испаряемости), можно сделать вывод о том, что в этом масле качественная синтетическая база.

Читать еще:  Двигатель 110 квт сколько меди

Общие сведения о моторных маслах

Моторные масла – высо­котехнологичный, сложный и тонко сбалансированный по составу смазочный материал, выполняющий в двигателе целый ряд функций:

  • разделение движущихся деталей
  • охлаждение горячих поверхностей
  • смывание и удаление загрязнений
  • защита от коррозии

Пленка масла, разделяющая детали и обеспечивающая легкий пуск двигателя при низкой температуре, должна сохраняться и на горячих деталях. Наличие пленки в основном определяет противоизносные свойства, а в местах ее разрыва вступают в действие антизадирные присадки. Пленка масла, нанесенная на стенки цилиндра в ходе сжатия, первой встречает фронт пламени на рабочем ходу и защищает поверхностный слой металла от термического удара.

Использование недостаточ­но качественного моторного масла ведет к образованию в камере сгорания отложений из частиц кокса (результат неполного сгорания топлива) и смолистых веществ (терми­ческое разложение остатков масла). Отложения вызывают сбой зажигания, а также запол­няют канавки на поршне, что уменьшает подвижность поршневых колец. В дальнейшем под воздействием тепла отло­жения твердеют, происходит залегание или расклинивание колец. В результате они не прилегают к стенкам цилиндра и не обеспечивают компрес­сию в цилиндрах, мощность падает, усиливается прорыв газов в картер, растет расход масла. Расклинивание колец вызывает интенсивный износ цилиндропоршневой группы. Возможно также образование черного шлама в самом мас­ле, способствующего закупо­риванию фильтров и масляных каналов.

Наиболее известная классификация моторных масел по областям приме­нения и уровню эксплуатационных свойств, используемая в международном масштабе, – классификация API (American Petroleum Institute). Она под­разделяет моторные масла на две категории. К категории «S» (Service) отнесены масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, к категории «С» (Commercial) – дизельные масла для гру­зовых автомобилей, тягачей, внедорож­ной строительной и сельскохозяйствен­ной техники. В каждой из этих категорий уровни эксплуатационных свойств масел обозначают первыми буквами латинского алфавита. Введение в классификацию API каждого нового класса было обусловлено существенным ужесточением требований к эксплуатационным свойствам масел нового поколения.

Ресурс, надежность и безопасность эксплуатации современных транспортных средств в большой степени зависят от качества и свойств применяемых смазочных материалов.

Моторные масла – это масла, предназначенные для поршневых двигателей внутреннего сгорания. Их главная функция – уменьшение трения и износа деталей двигателя. Однако моторные масла должны обеспечивать выполнение и ряда других функций, не менее важных для работоспособности двигателей в течение заданного ресурса, а именно:

  • Маркировка трансмиссионного масла
  • предотвращение прорыва газов из надпоршневого пространства в картер путем уплотнения лабиринта поршневых колец и обеспечения их подвижности
  • охлаждение поршней, подшипников коленчатого вала и других деталей
  • защита двигателя от коррозии при работе и во время длительной стоянки
  • предотвращение образования нагара и лакообразных отложений, нарушающих теплоотвод от поршней и подвижность поршневых колец
  • нейтрализация кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива
  • обеспечение быстрого увеличения давления в смазываемых узлах при холодном пуске двигателя
  • предотвращение выпадения осадков в картере, маслопроводах, на сетке маслоприемника, под крышкой механизма газораспределения, крышкой привода агрегатов

Кроме того, моторные масла должны быть совместимы с материалами уплотнителей (резинами) и катализаторами нейтрализатора отработавших газов, не должны оказывать отрицательного влияния на работоспособность свечей зажигания и вызывать преждевременное воспламенение рабочей смеси из-за образования зольных отложений в камерах сгорания.

В современных высокофорсированных двигателях работоспособны только легированные масла, т. е. масла, содержащие присадки – синтетические добавки к базовому маслу, придающие ему необходимые свойства или усиливающие природные свойства базового масла. Содержание присадок составляет до 10-15 % моторного масла.

Расшифровка масла 5w30 и 5w40

Вязкость в условиях низких температур. Параметр вязкости имеет очень большое значение для машины, поскольку он определяет способность смазки оставаться на поверхности мотора длительное время. Важнейшее свойство моторного масла и описывается частью 5 индекса 5W, а W означает – winter (зима). В холодное время моторное масло загустевает. Чем сильнее его вязкость, тем с большим усилием работает масляный насос. В данных типах масла маркировка имеет одинаковый первый индекс.

Высокотемпературная вязкость. Этот параметр характеризует вторая часть маркировки. По установленной классификации SAE для марки 5w30 при t 100 °С вязкость вещества будет от 9,3 до 12,6 мм кВ/с. Для марки типа 5w40 от 12,6 до 16,3 мм кВ/с. Также высокотемпературная вязкость смазки характеризуется еще одним важным показателем: минимальной вязкостью на скорости сдвига (106 с-1). У масла 5w30 этот показатель ниже (2,9) чем для масла 5w40, у которого этот показатель равен (3,50).

Расшифровка моторного масла 5w40 достаточно проста:

1) 5W говорит о низкотемпературной вязкости вещества и допускает запуск авто при t -35 °С.

2) Отнимаем 40 от цифры, находящейся перед W. В результате полученное число (-35 °С ) будет минимальной температурой масла, которая позволит насосу ДВС прокачать его по системе, максимально обеспечив смазку деталей.

Такими математическими манипуляциями можно легко определить наименьшую температуру «проворачиваемости» двигателя. Расшифровка масла 5w30 указывает, что этот параметр составляет -30°С. Это определить не сложно: от значения температур запуска мотора (5 °С) отнимаем 35 и становится очевидным, что понижение температуры масла приводит к повышению его вязкости, и стартеру становится достаточно сложно провернуть мотор.

Охлаждение.

Очередная польза от масла – охлаждение деталей цилиндропоршневой группы, с ним соприкасающихся. Тоже очень важная функция, поскольку никакого другого охлаждения у поршня и поршневых колец нет. При тепловом расширении этих деталей выше расчётных показателей клина, скорее всего не будет, но зазор между цилиндром и поршнем уменьшится, увеличив вероятность непосредственного их соприкосновения. Чревато повышенным износом. А самое главное, что при неохлаждаемом поршне повышается температура топливной смеси, что способствует появлению детонации, которая ещё больше нагревает поршень, и так далее, по замкнутому кругу…

  • Вязкость моторного масла

Классификация моторного масла

Существуют следующие классификации масел:
SAE (Американское общество автомобильных инженеров).
API (Американский институт нефти).
АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей) с 1996г. пришла на смену ССМС (Комитету производителей автомобилей европейского Общего рынка).
ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов — совместная американо-японская классификация).
MIL-L (спецификации Военного ведомства США).
ГОСТ 17479.1-85 (Российская классификация по вязкостно-температурным и эксплуатационным свойствам).
Наиболее распространенные классификации — это SAE и API.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию