3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Холодный пуск двигателя с наилем порошином

Система обеспечения холодного пуска двигателя

В экстренных случаях при отрицательных температурах окружающего воздуха и машины до минус 20°С, когда по времени не представляется возможным разогреть силовую установку, пускать двигатель можно без предварительного разогрева (холодный пуск).

Пуск холодного двигателя БМП возможен при условии, если система смазки двигателя заправлена маслом МТЗ-10п, трансмиссия – маслом ТСЗп-8, а давление воздуха в воздушном баллоне не менее 100 кгс/см 2 .

Система бесфорсуночного факельного подогрева (БФП) впускного воздуха (рис. 2.53) предназначена для обеспечения холодного пуска двигателя.

Тип подогревателя – бесфорсуночный факельный подогреватель

(БФП) впускного воздуха

Система БФП включает:

— четыре электрофакельные свечи;

— электромагнитный клапан (ЭК);

Электрофакельные свечи служат для дозировки и воспламенения топлива в момент прокрутки коленчатого вала двигателя при пуске и для обеспечения горения топлива при последующей работе двигателя.

Свечи попарно установлены во впускных коллекторах двигателя и состоят из нагревательного элемента, металлокерамического фильтра, жиклера, сетки и экрана.

Электромагнитный клапан предназначен для включения и отключения подачи топлива к электрофакельным свечам. С помощью кронштейна закреплен на двигателе. Клапан открывается при подаче на него напряжения и отключается при снятии напряжения.

Электрооборудование системы предназначено для управления БФП и включает в себя щиток управления, коробку управления, коробку сопротивлений и соединительные провода.

Щиток управления закреплен над щитком механика-водителя. На нем размещены кнопка ПУСК, лампы СВЕЧИ 1, 2, 3, 4, лампа ЭК и кнопка ВЫКЛ.

Коробки управления и сопротивлений размещены в нише левого борта слева от сиденья механика-водителя. На коробке управления расположены пять предохранителей и два штепсельных разъема для подключения коробки к бортовой сети. На коробке сопротивлений имеется также два разъема для аналогичных целей.

Работа системы

Для пуска в работу системы БФП необходимо нажать и отпустить кнопку ПУСК на щитке управления. В результате срабатывания коммутационной аппаратуры системы будет подано питание на цепи свечей и реле времени РВ-1.

Рис. 2.53.Система БФП:

1, 10, 12, 15 — трубопроводы; 2 — двигатель; 3 — свеча; 4 — впускной коллектор; 5 — экран; 6 — сетка; 7 — нагревательный элемент; 8 — фильтр; 9 — жиклер; 11 — планка; 13 — тройник; 14 — клапан.

Свечи подключаются через низкоомные сопротивления, находящиеся в коробке сопротивлений. О подаче питания на свечи сигнализируют лампы СВЕЧИ 1, 2, 3, 4, которые загораются. По истечении 90с реле времени РВ-1 срабатывает. Через его контакты запускается реле времени РВ-2, подается питание на электроклапан и его сигнальную лампу ЭК. Загорание лампы ЭК сигнализирует об окончании разогрева свечей и начале подачи топлива к свечам.

После загорания лампы ЭК производится пуск двигателя. При нажатии кнопки СТАРТЕР шунтируются дополнительные сопротивления цепей свеч, включается БЦН, подкачивающий топливо в топливную систему двигателя и подающий топливо к свечам, где оно воспламеняется. Горячие продукты сгорания, подогревая впускной воздух, всасываются в цилиндры двигателя, облегчая его пуск.

Послe пуска двигателя в течение 180с после загорания лампы ЭК работа двигателя будет сопровождаться работой БФК. После указанного времени сработает реле времени РВ-2, отключая всю схему управления БФП. Все сигнальные лампы на щитке управления БФК гаснут. Подача питания на свечи и электромагнитный клапан прекращается.

Для отключения системы БФП при аварийных ситуациях или с целью сокращения времени сопровождения работы двигателя системой БФК на щитке управления системой БФП имеется кнопка ВЫКЛ. При нажатии на эту кнопку электрическая схема системы приходит в исходное состояние. Для повторного включения системы нужно вновь нажать кнопку ПУСК.

Дата добавления: 2016-10-26 ; просмотров: 4216 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Холодный пуск двигателя с наилем порошином

При пуске двигателя в холодное время года от водителя требуются навыки, которые можно приобрести, лишь уяснив изложенные ниже основные понятия.
Запуск двигателя зависит:
Пуск двигателя зависит:
—> 1) от легкости проворачивания коленчатого вала двигателя;
2) от образования в цилиндрах двигателя рабочей смеси, способной дать вспышку при низкой температуре;
3) от получения между электродами свечей искры, обладающей достаточной энергией для воспламенения смеси.

При отсутствии одного из трех приведенных условий пустить двигатель не удается. Так, например, если коленчатый вал легко проворачивается, но в цилиндрах двигателя отсутствует рабочая смесь, способная воспламениться, то при пуске не будет ни одной вспышки. Если, наоборот, будет обеспечена смесь надлежащего состава, но коленчатый вал двигателя будет слишком туго проворачиваться, то энергии вспышки в каком-нибудь из цилиндров будет недостаточно, чтобы провернуть вал. В двигателе могут быть вспышки, но он не заведется.
Если же, наконец, при удовлетворительном составе смеси и легком вращении коленчатого вала искры в свечах будут слабыми, двигатель также не начнет работать.

Обеспечение легкости проворачивания коленчатого вала двигателя. Двигатель начнет работать только тогда, когда давление газов после вспышки в одном из цилиндров будет достаточно для того, чтобы повернуть коленчатый вал по меньшей мере до положения, соответствующего моменту вспышки в следующем цилиндре. Если вал вращается настолько туго, что поворот вала осуществляется на меньший угол, бесполезно приступать к пуску.

Коленчатый вал придется вращать стартером или пусковой рукояткой до тех пор, пока он не начнет вращаться достаточно легко вследствие размывания бензином масла на стенках цилиндров и нагрева двигателя теплом, выделяемым при трении. В этом случае двигатель будет разогреваться в результате разрядки аккумуляторной батареи или затраты физической энергии водителя. Совершенно очевидно, что такой способ крайне нецелесообразен и вреден. Поэтому необходимо обеспечить легкость вращения коленчатого вала двигателя правильными приемами, указанными ниже, и только после этого приступать к пуску.
Готовность двигателя к пуску определяют по ощущению на пусковой рукоятке сопротивления компрессии в цилиндрах двигателя.
Если при проворачивании коленчатого вала пусковой рукояткой компрессия в отдельных цилиндрах ощущается отчетливо, то двигатель готов к пуску.
Готовность двигателя к пуску может быть определена и по числу оборотов, с которым стартер проворачивает коленчатый вал.
Для успешного пуска необходимо, чтобы коленчатый вал делал не менее 60 об/мин. При некотором навыке это можно определить на слух.
Зимой для обеспечения легкости проворачивания коленчатого вала следует применять маловязкие масла с низкой температурой застывания: смесь масел индустриального «50» (машинного СУ) и 30% веретенного, автола 4 или 6. Однако при очень низкой температуре указанные масла также густеют, и двигатель необходимо подогревать.

Рекомендуются следующие способы подогрева двигателя:
1. Заливка в двигатель горячего масла. При этом способе в конце рабочего дня масло следует сливать из двигателя в чистую посуду. Перед началом работы это масло необходимо нагреть до температуры 80 — 90°С и залить его в двигатель непосредственно перед пуском. Заливать вместо горячего теплое масло бесполезно. Недостатком указанного способа помимо его трудоемкости является большая вероятность загрязнения масла при сливе и хранении.
2. Прогрев цилиндров двигателя горячей водой. Горячую воду следует заливать в радиатор и по мере остывания выпускать из рубашки до тех пор, пока коленчатый вал двигателя не начнет вращаться достаточно легко. Недостатком этого способа является необходимость иметь несколько ведер очень горячей воды.
3. Внешний подогрев картера двигателя с находящимся в нем маслом. Подогрев рекомендуется производить паяльной лампой, избегая при этом местных перегревов картера и масла. Этот способ дает лучшие результаты при одновременном подогревании цилиндров горячей водой, как указано выше.

Обеспечение образования рабочей смеси необходимого состава в цилиндрах двигателя. Известно, что смесь бензина и воздуха воспламеняется только в том случае, если ее состав находится в определенных пределах — слишком бедная или слишком богатая смесь не воспламеняется.
При пуске двигателя, особенно в холодную погоду, тяжелые фракции бензина не испаряются, остаются в жидком виде во впускном трубопроводе и в цилиндрах и в образовании рабочей смеси не участвуют. Поэтому при пуске двигателя и при работе холодного двигателя после пуска до его прогрева во впускную трубу нужно подавать значительно больше бензина, чем требуется для работы прогретого двигателя.
Автомобильный бензин имеет малое количество летучих (пусковых) фракций, и поэтому при пуске следует не только подавать дополнительное количество бензина в цилиндры, но и принимать меры для возможно более полного испарения и распыливания этого бензина. В то же время количество бензина, дополнительно поданного при пуске, не должно быть чрезмерно большим. Лишний бензин при верхнем карбюраторе скопляется во впускном трубопроводе и выйти наружу не может. Когда двигатель начнет давать вспышки, этот бензин устремляется в цилиндры, заливает свечи, и пуск двигателя затрудняется.
Если воздушная заслонка полностью закрыта, то при каждом обороте коленчатого вала двигателя М-20 засасывается около 2,5 см³ бензина, а за 80 оборотов будет засосан полный стакан. Поэтому пользоваться воздушной заслонкой при пуске двигателя нужно осторожно, так как после излишнего подсасывания приходится удалять большое количество тяжелых фракций бензина, скопившихся во впускном трубопроводе, и двигатель трудно продуть.

Подсасывание дополнительного бензина при пуске следует ограничивать, иначе говоря, дозировать.
Для обеспечения образования в цилиндрах рабочей смеси должного состава необходимо:
1. Следить за тем, чтобы при полностью вытянутой кнопке подсоса воздушная заслонка карбюратора была обязательно плотно закрыта.
2. Производить предварительное подсасывание бензина, не включая зажигания, с полностью вытянутой кнопкой управления воздушной заслонкой, не открывая дополнительно дроссельной заслонки педалью или кнопкой. Дроссельная заслонка при этом будет автоматически приоткрыта насколько нужно эксцентриком, связанным с управлением воздушной заслонкой. При таком способе подсасывания обеспечивается более полное испарение и распыливание бензина вследствие увеличенного разрежения во впускной системе и поступления в нее части бензина через устройство холостого хода карбюратора.
3. При температуре ниже –10 –12° С подогревать впускной трубопровод кипятком, как указано ниже.
4. После включения зажигания пускать двигатель также с полностью вытянутой кнопкой управления воздушной заслонкой, не открывая дополнительно дроссельной заслонки. Последнее необходимо для того, чтобы накопившийся во впускном трубопроводе бензин не был сразу увлечен в цилиндры и не залил бы свечи.
При таком способе двигатель первое время после пуска получает воздух через клапан в воздушной заслонке карбюратора. При этом двигатель работает устойчиво только в том случае, если дроссельная заслонка открыта настолько, насколько ее автоматически открыл эксцентрик, связанный с осью воздушной заслонки.
Величина проходного сечения клапана в воздушной заслонке и величина открытия дроссельной заслонки эксцентриком соответственно подобраны.

Читать еще:  Шаговый двигатель как генератор на ветряк

Обеспечение воспламенения рабочей смеси. Неисправность системы зажигания является наиболее часто встречающейся причиной затруднительного пуска не только холодного, но и теплого двигателя.
Вследствие увеличенной степени сжатия двигателя М-20 необходимо более высокое напряжение во вторичной обмотке катушки зажигания, так как образование искры на электродах свечей в сильно сжатой рабочей смеси затруднено.
Если искра между электродами свечи, вывернутой из цилиндра, слабая и цвет ее красный, то система зажигания не в порядке и пустить двигатель без затруднений нельзя. Искра на электродах должна быть четкой и длинной, а ее цвет — голубой.
Обычно при пользовании стартером, в особенности когда коленчатый вал двигателя вращается медленно, напряжение аккумуляторной батареи сильно снижается; вместе с ним падает и напряжение во вторичной цепи зажигания, а следовательно, уменьшается и мощность искры между электродами свечей.
В катушке зажигания имеется добавочное сопротивление, которое автоматически выключается при включении стартера. При таком устройстве катушки обеспечивается эффективное зажигание при пользовании стартером даже в холодную погоду.
Для того чтобы избежать затруднения при пуске двигателя в холодное время года, необходимо при наступлении холодов проверить и устранить все неисправности в системе зажигания, т. е. проверить всю проводку, очистить и подтянуть все контакты, заменить негодные провода, проверить аккумуляторную батарею.

Желательно также заменить новыми все или хотя бы те свечи, которые дают перебои в искрообразовании.
Следует регулярно проверять:
1) чистоту контактов прерывателя и правильность зазора между ними;
2) исправность проводов тока высокого напряжения, чистоту крышки распределителя и т. п.;
3) чистоту свечей и правильность зазоров между их электродами;
4) исправность и степень зараженности аккумуляторной батареи.
Во избежание отложения копоти на изоляторах свечей необходимо отрегулировать систему холостого хода карбюратора на возможно более бедную смесь и не допускать длительной работы двигателя на холостом ходу перед его остановкой.
Очень большое значение имеет правильность регулировки холостого хода карбюратора, так как от нее во многом зависит безотказность пуска двигателя.

Системы облегчения пуска холодного двигателя

Электрофакельное устройство(ЭФУ, рис. 29) служит для облегчения пуска холодного двигателя при температуре воздуха до минус 20 °С. Устройство подключено к топливной системе двигателя и работает на том же топливе, что и двигатель. Действие его основано на испарении топлива через распылительное устройство факельных свечей, смешивании этих паров с воздухом и воспламенении. Возникший при этом факел подогревает поступивший в цилиндры воздух.

В электрическую схему ЭФУ входят: кнопка, сигнализатор включения ЭФУ, две факельные свечи, электромагнитный клапан, добавочный резисторс электротермическим реле, релевыключения факельных свечей. Кнопка и сигнализатор включения ЭФУ расположены на щитке приборов.

При включении ЭФУ ток проходит через добавочный резистор к факельным свечам и нагревает их. Через 1. 2 мин замыкаются контакты электротермического реле резистора, загорается сигнализатор и включается электромагнитный клапан, который открывает доступ топлива к распылительному устройству факельных свечей.

При включении стартера контакты электротермического реле добавочного резистора закорачиваются и на факельные свечи подается полное напряжение аккумуляторных батарей.

Стартер, проворачивая коленчатый вал двигателя, обеспечивает подачу топлива от топливного насоса через открытый электромагнитный клапан на раскаленные свечи 2 (см. рис. 29). Образовавшийся во впускных коллекторах факел подогревает поступающий в коллекторы воздух, что способствует быстрому пуску двигателя.

Рис.29. Электрофакельное устройство:

1 – коллектор впускной; 2 – свеча факельная; 3 – патрубок соединительный; 4 – трубка топливная; 5 – клапан электромагнитный; 6 – трубка топливная от ТНВД

После пуска двигателя и отключения стартера водитель имеет возможность некоторое время поддерживать горение факела во впускных коллекторах, держа включенной кнопку на щитке приборов.

Возможные неисправности электрофакельного устройства, их причины и способы устранения изложены в таблице 5.

Возможные неисправности электрофакельного устройства

Признаки, причины неисправностейСпособы устранения
Контрольная лампа не горит или загорается через большой промежуток времени
Разряжены аккумуляторные ба­тареи. Перегорание контрольной лампы или нагревательного элемента свечи. Отсутствие контакта или неис­правность в электрических це­пях пускового устройства ЭФУ.Зарядить аккумуляторные батареи. Заменить лампу или свечу. Проверить крепление проводов к клеммам, устранить неисправность.
Стрелка амперметра не отклоняется
Перегорание спирали термореле. Перегорание нагревательных элементов свечей или отсутст­вие контакта в цепи.Заменить термореле. Признаком перегорания спирали термореле является отсутствие на­пряжения на его выводе со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на вводе при включенном ЭФУ. Заменить свечи или восстановить контакт. Признаком перегорания нагревательного эле­мента свечи является отсутствие напряжения на ее выводе при наличия напряжения на вводе при включенном ЭФУ.
Стрелка амперметра показывает вдвое меньший ток разряда между отметками «О» и «50», одна из свечей холодная
Перегорание нагревательного элемента одной из свечей.Заменить свечу. Перегорание нагреватель­ного элемента свечи определяется на ощупь по ее нагреву после включения ЭФУ на 10. 15 с. Замене подлежит холодная свеча.
Стрелка амперметра зашкаливается
Замыкание свечи на «массу». Замыкание спирали термореле.Заменить неисправную свечу. Признаком за­мыкания одной из свечей на «массу» явля­ется отсутствие зашкаливания стрелки амперметр при отсоединенном от левой или правой свечи проводе со стороны ее ввода при включенном ЭФУ. После устранения замыкания проверяется состояние изоляции электропроводки, работоспособность термо­реле, реле включения и блокировки выклю­чателя «массы» и реле включения свечей на максимальное нагревание. Заменить термореле. Признаком замыкания спирали термореле является отсутствие за­шкаливания стрелки амперметра при отсое­диненном от термореле проводе со стороны кнопки включения ЭФУ при повторном включении последнего.
Затруднен пуск двигателя
Разряжены аккумуляторные ба­тареи. Нет факела в одной или обеих впускных трубах: из-за отсут­ствия подачи топлива; прежде­временного включения контроль­ной лампы (свечи не успевают накаливаться). Отсутствует накал одной из свечей.Зарядить аккумуляторные батареи. Проверить систему подачи топлива на гер­метичность, прочистить фильтры и жиклеры свечей. Перед включением стартера кнопку включения ЭФП держать не менее 1 мин. Если факел не загорается, проверить ра­боту термореле. Заменить свечи в комплекте.

Предпусковой подогреватель(рисунок 30, 31, 32) предназначен для разогрева двигателя автомобиля при отрицательных температурах окружающего воздуха.

В систему подогрева двигателя входят:

— котел 20 (рис. 30), расположенный на первой поперечине рамы автомобиля;

— насосный агрегат 8 (электродвигатель, вентилятор, жидкостный и топливный насосы), расположенный на правом лонжероне рамы автомобиля;

— топливный бачок 13 с краном 12;

— источник высокого напряжения и свеча 16;

— пульт управления подогревателем, состоящий из выключателей: электроподогрева топлива 1 (рис. 31), свечи 4, насосного агрегата 3 и электромагнитного клапана 2. Пульт расположен на левой боковине радиатора системы охлаждения;

— патрубок подогрева масла.

Съемная горелка крепится к котлу болтами. На горелке установлены свеча 16 (см. рис. 30), электромагнитный клапан 17 в сборе с форсункой и электронагреватель 18 топлива.

Электромагнитный клапан включает или выключает подачу топлива к горелке. Форсунка, установленная в корпусе электромагнитного клапана, обеспечивает необходимое для сгорания распыление топлива. Электронагреватель нагревает порцию топлива перед пуском подогревателя. Система электроискрового розжига обеспечивает воспламенение смеси топлива с воздухом в период пуска.

Топливный бачок содержит необходимый для работы подогревателя запас топлива. Он соединен топливопроводами с системой питания двигателя и при работе двигателя всегда заполнен топливом. При необходимости может быть заполнен с помощью ручного топливоподкачивающего насоса двигателя.

Подогреватель работает следующим образом.

Топливный насос забирает топливо из бачка подогревателя и под давлением при открытом электромагнитном клапане впрыскивает его через форсунку в горелку, где распыленное топливо смешивается с воздухом, воспламеняется и сгорает, нагревая в котле жидкость. Под действием насоса жидкость циркулирует по трубопроводам, по блоку цилиндров и нижнему бачку радиатора в направлении, показанном стрелками на рис. 30.

Продукты сгорания топлива через газонаправляющий патрубок котла направляются под масляный картер двигателя и подогревают в нем масло.

Топливо фильтруется, проходя через фильтры в электромагнитном клапане и форсунке.

Рис.30. Система предпускового подогрева двигателя:

1, 2, 4, 9 – краны сливные; 3 – шланг воздухопровода электровентилятора; 5 – бачок нижний радиатора; 6 – трубка топливная от насосного агрегата к котлу; 7 – трубка топливная от бачка подогревателя к насосному агрегату; 8 – агрегат насосный; 10 – пробка заливной горловины; 11 – горловина заливная; 12 – кран проходной; 13 – бачок подогревателя; 14 – тягаподдона масляного картера; 15 – поддон масляного картера; 16 – свеча искровая; 17 – клапан электромагнитный; 18 – электронагреватель топлива; 19–патрубок газонаправляющий; 20 – котел подогревателя

Читать еще:  Автомобиль лада приора неисправности двигателя
Рис.31. Пульт управления предпусковым подогревателем: выключатели: 1 – электроподогрева топлива; 2 – электромагнитного клапана; 3 – насосного агрегата; 4 – свечи
Рис.32. Клапан топливного насоса редукционный: 1 – болт топливопровода; 2 – угольник поворотный; 3, 8, 9, 13 – кольца уплотнительные; 4 – штуцер; 5, 7 – гайки; 6 – винт регулировочный; 10 – пружина; 11 – шарик; 12 – корпус топлив­ного насоса; 14 – проставка; 15 – крышка топливного насоса

В таблице 6 приведены возможные неисправности предпускового подогревателя, их причины возникновения и способы устранения.

Устройство и принцип работы системы запуска двигателя

Система запуска двигателя обеспечивает первоначальное проворачивание коленчатого вала ДВС, благодаря чему в цилиндрах происходит воспламенение топливовоздушной смеси и мотор начинает работать самостоятельно. В эту систему входят несколько ключевых элементов и узлов, работу которых мы рассмотрим далее в статье.

  1. Что представляет собой
  2. Устройство системы запуска двигателя
  3. Как работает запуск двигателя
  4. Особенности работы аккумуляторной батареи
  5. Сила тока при старте
  6. Особенности запуска двигателя в зимних условиях

Что представляет собой

В современных автомобилях реализована электрическая система пуска двигателя. Также ее часто называют стартерной системой пуска. Одновременно с вращением коленвала в работу включается система ГРМ, зажигания и топливоподачи. Происходит сгорание топливовоздушной смеси в камерах сгорания и поршни проворачивают коленвал. После достижения определенных оборотов коленчатого вала двигатель начинает работать самостоятельно, по инерции.

Запуск двигателя

Чтобы запустить двигатель, нужно достичь определенной частоты вращения коленчатого вала. Для разных типов двигателей это значение отличается. Для бензинового мотора минимально необходимо 40-70 об/мин, для дизельного – 100-200 об/мин.

На начальном этапе автомобилестроения активно использовалась механическая система пуска с помощью заводной рукоятки. Это было ненадежно и неудобно. Сейчас от таких решений отказались в пользу электрической системы запуска.

Устройство системы запуска двигателя

В систему пуска двигателя входят следующие ключевые элементы:

  • механизмы управления (замок зажигания, дистанционный запуск, система Старт-Стоп);
  • аккумуляторная батарея;
  • стартер;
  • провода определенного сечения.

Схема запуска двигателя

Ключевым элементом системы является стартер, который, в свою очередь, питается от аккумуляторной батареи. Это электродвигатель постоянного тока. Он создает крутящий момент, который передается маховику и коленчатому валу.

Как работает запуск двигателя

После поворота ключа в замке зажигания в положение «запуск» замыкается электрическая цепь. Ток по плюсовой цепи от аккумулятора поступает на обмотку тягового реле стартера. Затем по обмотке возбуждения ток проходит к плюсовой щетке, затем по обмотке якоря на минусовую щетку. Так срабатывает тяговое реле. Подвижный сердечник втягивается и замыкает силовые пятаки. При движении сердечника выдвигается вилка, которая толкает приводной механизм (бендикс).

После замыкания силовых пятаков от аккумулятора подается пусковой ток по плюсовому проводу на статор, щетки и ротор (якорь) стартера. Вокруг обмоток возникает магнитное поле, которое приводит в движение якорь. Таким образом электрическая энергия от аккумулятора преобразуется в механическую энергию.

Работа выключенного и включенного стартера

Как уже было сказано, вилка, во время движения втягивающего реле, выталкивает бендикс к венцу маховика. Так происходит зацепление. Якорь вращается и приводит в движение маховик, который передает это движение коленчатому валу. После запуска двигателя маховик раскручивается до больших оборотов. Чтобы не повредить стартер, срабатывает обгонная муфта бендикса. При определенной частоте бендикс вращается независимо от якоря.

После запуска двигателя и отключения зажигания от положения «запуск» бендикс принимает исходное положение, а двигатель работает самостоятельно.

Особенности работы аккумуляторной батареи

От состояния и мощности аккумулятора будет зависеть успешный запуск двигателя. Многие знают, что для АКБ важны такие показатели, как емкость и ток холодной прокрутки. Эти параметры указываются на маркировке, например, 60/450А. Емкость измеряется в Ампер-часах. Аккумулятор имеет малое внутренне сопротивление, поэтому он может кратковременно отдавать большие токи, в несколько раз превышающие его емкость. Указанный ток холодной прокрутки 450А, но при соблюдении определенных условий: +18С° в течение не более 10 секунд.

Однако, подаваемый ток на стартер все равно будет меньше указанных значений, так как не учитывается сопротивление самого стартера и силовых проводов. Этот ток и называется пусковым током.

Справка. Внутреннее сопротивление аккумулятора в среднем составляет 2-9 мОм. Сопротивление стартера бензинового мотора в среднем 20-30 мОм. Как видно, для правильной работы необходимо, чтобы сопротивление стартера и проводов в несколько раз превышало сопротивление аккумулятора, иначе внутреннее напряжение аккумулятора при пуске будет проседать ниже 7-9 вольт, а этого допускать нельзя. В момент подачи тока напряжение исправного АКБ проседает в среднем до 10,8В в течение нескольких секунд, а затем вновь восстанавливается до 12В или чуть выше.

Аккумулятор отдает пусковой ток на стартер в течение 5-10 секунд. Затем нужно сделать паузу 5-10 секунд, чтобы аккумулятор «набрался сил».

Если после попытки запуска напряжение в бортовой сети резко падает или стартер прокручивается наполовину, то это свидетельствует о глубоком разряде АКБ. Если стартер выдает характерные щелчки, то аккумулятор окончательно сел. Среди других причин может быть поломка стартера.

Сила тока при старте

Стартеры для бензинового и дизельного мотора будут отличаться по мощности. Для бензиновых ДВС используются стартеры мощностью 0,8-1,4 кВт, для дизельных – 2 кВт и выше. Что это значит? Это значит, что стартеру с дизельным мотором нужно больше мощности, чтобы прокрутить коленвал на сжатие. Стартер мощностью 1 кВт потребляет 80А, 2 кВт потребляет 160А. Больше всего энергии уходит на начальную прокрутку коленчатого вала.

Среднее значение пускового тока для бензинового двигателя – 255А для успешной прокрутки коленвала, но это с учетом плюсовой температуры 18С° или выше. При минусовой температуре стартеру нужно крутить коленвал в загустевшем масле, что повышает сопротивление.

Особенности запуска двигателя в зимних условиях

В зимнее время бывает трудно запустить двигатель. Масло густеет, а значит провернуть его труднее. Также часто подводит аккумулятор.

При минусовой температуре внутреннее сопротивление аккумулятора повышается, батарея садится быстрее, также неохотно отдает нужный пусковой ток. Для успешного пуска двигателя зимой АКБ должна быть полностью заряжена и не должна быть замерзшей. Дополнительно нужно следить за контактами на клеммах.

Вот несколько советов, которые помогут запустить двигатель зимой:

  1. Перед включением стартера на холодную включите дальний свет на несколько секунд. Это запустит химические процессы в батарее, так сказать, «разбудит» аккумулятор.
  2. Не крутите стартер больше 10 секунд. Так батарея быстро садится, особенно на морозе.
  3. Выжмите полностью педаль сцепления, чтобы стартеру не нужно было крутить дополнительные шестерни в вязком трансмиссионном масле.
  4. Иногда могут помочь специальные аэрозоли или «стартерные жидкости», которые впрыскивают в воздухозаборник. При исправном состоянии мотор заведется.

Тысячи водителей ежедневно заводят свои моторы и едут по делам. Начало движения возможно благодаря слаженной работе системы запуска двигателя. Зная ее устройство, можно не только запускать двигатель в самых разных условиях, но и подобрать нужные компоненты в соответствии с требованиями именно к вашему автомобилю.

Система холодного пуска двигателя фирмы Toyota

Литературы о ремонте иномарок сейчас предостаточно. Однако, создается такое впечатление, что некоторые издательства пользуются одним и тем же источником. И этот источник довольно скуден, особенно при описании работы того или иного датчика или узла завязанного на систему электронного управления двигателем. Поэтому, для начала, мы постараемся приподнять завесу тайны, которая окутывает систему холодного запуска двигателя автомобилей фирмы «TOYOTA».

«TOYOTA» имеет ярко выраженную систему холодного пуска, то есть, кроме основных систем имеет также систему облечения пуска холодного двигателя в виде датчика холодного пуска (или термовременного реле форсунки холодного пуска), и пусковую форсунку (форсунку холодного пуска. Итак, Вы пришли зимним морозным утром на стоянку (в гараж), открыли дверь машины и, вставив ключ зажигания, повернули его… Небольшое примечание: прежде чем поворачивать ключ зажигания пожалейте свою аккумуляторную батарею, дайте ей немного прогреться. Для этого, прежде чем поворачивать ключ зажигания включите на 3-4 секунды габариты. Тем самым вы немного подогреете электролит в батарее и поможете ей отдать свой ток на стартер «более радостно». Естественно, если у вас АКБ разряженная, то этого делать не стоит. …повернули ключ зажигания и… — а давайте немного задумаемся и попытаемся представить, что происходит в этот момент в электронике Вашего автомобиля? Первым делом «ECM» или «ECU» (Electronic Control Module или Electronic Control Unit) или просто — компьютер опрашивает датчики, и проверяет все цепи, исправность которых гарантирует нам успешный запуск двигателя. Если все нормально, то при дальнейшем поворачивании ключа зажигания мы подаем питание на стартер. Как только стартер получает питание, — оно приходит и на вывод «STA» термовременного реле (будем называть его так, для ясности, хотя это достаточно сложный узел и в разной литературе его «обзывают» по-разному). Если вы посмотрите на рисунок 1 то увидите, что далее этот пришедший «+» попадает: на пусковую форсунку и на спираль внутри термовременного реле и нагревает ее. Форсунка открывается и во впускной коллектор начинает поступать дополнительное топливо, так необходимое при холодном запуске двигателя.

Читать еще:  Что такое встроенный подогрев двигателя

Но если по каким то причинам двигатель не завелся (например, мала скорость вращения коленчатого вала из-за севшей аккумуляторной батареи, или есть дефекты по стартеру, или иные причины) и дополнительное топливо будет поступать во впускной коллектор и далее, то двигатель просто-напросто «зальет» и он не заведется. Для того, что бы этого не произошло контакты, находящиеся внутри термовременного реле и включающие форсунку, выполнены на биметаллической пластине. Вокруг пластины намотана спираль. Параметры биметаллической пластинки подобраны так, что спираль, которую нагревает проходящий ток, раскаляется, температура биметаллической пластинки повышается и в какой-то момент – щелк! Пластинка разъединяет контакты, через которые идет питание на форсунку. Форсунка холодного пуска перестает работать и далее двигатель продолжает свою работу без нее.

Стоит отметить, что время работы термовременного реле зависит от имеющейся на данный момент температуры двигателя. Принцип здесь простой: если двигатель холодный, с температурой например — 20°С, то и температура биметаллической пластинки такая же. И для того, что бы спираль ее разогрела, потребуется много времени. А если же температура двигателя +10°С, то и температура биметаллической пластинки тоже + 10°С и времени, что бы ее разогреть до момента размыкания контактов потребуется тоже – естественно, меньше. Этим самым регулируется время поступления дополнительного топлива во впускной коллектор и при неисправности термовременного реле будет или «мало» или «много» топлива. Надо отметить, что описываемая система холодного пуска не имеет никакого отношения к электронике. Да-да, не удивляйтесь, потому что, если вы внимательно читали эти строки то заметили, что термовременное реле включается в работу не по команде компьютера, а просто параллельно со стартером.

На Рис 2. Схема термовременного реле, где 1 — выводы датчика, 2 — корпус датчика, 3 — биметаллическая пластина, 4 — спираль, 5 — контактная пара.
Примерная зависмость времени работы термовременного реле от температуры: -20 С — 10 сек; 0 С — 5-8 сек; +10 С — 3-5 сек; выше +20 С — 0 сек. После запуска холодному двигателю еще нужно некоторое обогащение топливом, поэтому электронный блок управления подает на рабочие форсунки чуть-чуть бОльшие импульсы открытия, чем при работе прогретого двигателя. Расчет импульса блок управления производит на основании информации датчика температуры охлаждающей жидкости.

Порядок проверки системы холодного пуска двигателя

Лучше всего проверить работоспособность системы визуально . Для этого надо открутить два болтика на 10, которыми форсунка холодного пуска крепится ко впускному коллектору, и немного отогнуть ее таким образом, что бы сопло ее смотрело вверх или в сторону для того, что бы при провороте двигателя стартером нам было видно – прыскает оттуда топливо или нет, и как прыскает. Это немаловажно. Если форсунка отгибается трудно или создается впечатление, что может сломаться сам трубопровод к форсунке, тогда можно сделать по-другому. Процедура немного длиннее, но надежнее: открутить два болта на 12, которыми крепится непосредственно трубопровод к топливной рейке и впускному коллектору, повернуть форсунку как удобнее, и все собрать в обратном порядке. Важное условие: двигатель должен быть холодным.

Прокручиваем двигатель стартером и смотрим на форсунку холодного пуска – прыскает оттуда топливо и как прыскает. Если система работоспособна, то из форсунки при вращении стартером должен идти хороший распыл топлива, то есть конусом и на расстояние не менее 15 – 25 см. в течение 3-5 секунд. Если при этом не видно ни одной струйки, а виден как бы шатер из распыленного топлива – все нормально. Если нет – то замените ее или займитесь прочисткой. Это можно попытаться сделать сжатым воздухом, в прямом и обратном направлении, подавая и снимая напряжение с контактов. У нас же для очистки форсунок сделана простая конструкция, где обыкновенным топливным насосом создается давление около двух килограмм, а в промывочный бензин добавлена очищающая жидкость. Если система не или полуработоспособна, то из форсунки холодного пуска топливо может либо вообще не поступать, либо прыснуть чуть-чуть и все.

Теперь, когда мы визуально проверили и убедились в том, что из форсунки топливо практически не поступает, надо разобраться – по какой причине?. Из опыта можно сказать, что 70% данной неисправности происходит из-за неисправности термовременного реле форсунки холодного пуска. Тем более у нас на Дальнем Востоке, когда влажность достигает 100%. Проверим термовременное реле форсунки холодного пуска. Оно должно быть холодным. Как проверять и какие должны быть показания – см. выше. Если после данной проверки оказалось, что показания сопротивления реле укладываются в пределы, переходим к проверке форсунки холодного пуска. Из строя они выходят очень редко, но проверка не помешает. Проверим сопротивление форсунки холодного пуска, которое должно составлять:

  • Двигатель 4А-FE — от 3 до 5 Ом
  • Двигатель 4A-GE — от 2 до 4 Ом

Это допустимые пределы. Если они не соответствуют, – придется форсунку заменить. Но в основном, из практики, сопротивление форсунки лежит в пределах 3,0 — 3,5 Ом.

Сняв с термовременного реле разъем, включив зажигание и немного подождав, чтобы топливный насос создал давление в системе, подсоединим «+» и «-» к выводам форсунки. Форсунка должна сработать и начать распылять топливо. Не предупреждаем о соблюдении мер безопасности! Это, – само собой разумеется! Может быть такое, что и после подачи напряжения на форсунку холодного пуска топливо из нее «не прыскает». Не отчаивайтесь. Проверьте: а подается ли топливо вообще? Для этого ослабьте болт на 17, которым к топливному насосу крепится топливный патрубок и посмотрите результат. Топливный насос можно включить и принудительно из моторного отсека. Для этого надо установить ключ зажигания в положение «ON» и на диагностическом разъеме перемкнуть выводы «Fp» и «+B».

Схематичное изображение диагностических разъемов (на «TOYOTA» они используются двух типов – до 90-го года и после 90-го) вы можете посмотреть на рисунках 3 и 4 соответственно.

Для проверки утечки топлива из пусковой форсунки, не включая зажигание, перемкните выводы на диагностическом разъеме и смотрите. Идеально, конечно, если в течение 30-40 секунд из нее не появится не капли. Но если увидите, что на срезе форсунки появляются капли или она вообще сочится — меняйте форсунку. На некоторых моделях с расходомером воздуха (ранних годов выпуска) включение топливного насоса осуществляется перемыканием выводов не диагностического разъема двигателя, а диагностического разъема топливного насоса. Этот момент проиллюстрирован на рисунке 5. Однако не стоит сильно удивляться, если вы начнете искать диагностический разъем топливного насоса (Fuel Pump Check Connector) на своем двигателе, а его там не окажется. Такое встречается. И причина здесь только в одном — при предыдущем ремонте кто-то разъем оборвал или отрезал.

Выводы топливного насоса («Fc» – «E1» в кружке на рисунке) замыкаются только в том случае, когда стартер начинает раскручивать двигатель. Что происходит в этот момент:

  • Двигатель начинает интенсивно засасывать воздух через расходомер воздуха;
  • Подвижная пластинка внутри начинает двигаться и освобождает выводы «Fc» – «E1»;
  • Топливный насос начинает работать.

Для того, что бы принудительно включить топливный насос, придется осторожно вскрыть крышку расходомера воздуха и вручную, так же осторожно разомкнуть выводы – это два крайних вывода справа, если смотреть сверху. Во всех руководствах пишется (и это справедливо), что после каких-либо операций на топливной системе: при снятии форсунки, топливного штуцера, топливного клапана и так далее надо менять прокладки (медные колечки) на новые. Справедливо, но они не всегда есть под рукой — новые. Поэтому можно поступить таким образом: перед установкой просто-напросто отжечь эти колечки газовой горелкой. Все свои свойства медь не восстановит, но станет гораздо мягче. Это можно делать один раз.

При установке форсунки холодного пуска обратно рекомендуем внимательно осмотреть посадочное место и нанести на него тонкий слой герметика, потому что имеющаяся там прокладка, в большинстве случаев, при снятии форсунки трескается или рвется, а это чревато банальным подсосом воздуха. На некоторых двигателях 4A-GE термовременное реле форсунки холодного пуска располагается «хитровато» – надо заглянуть в промежуток между двигателем и кабиной, и там, «за четвертым цилиндром» мы увидим и его и датчик температуры для системы «EFI».

После проведения всех работ на топливной системе обязательно «прогоните» двигатель на всех режимах и после этого внимательно осмотрите все соединения на предмет подтекания топлива. Не только капелек топлива не должно быть в местах соединений, но и даже «потения» топлива. Необходимо так же отметить, что система холодного пуска двигателя используется, в основном, фирмой «TOYOTA». И то, автомобили выпуска после 93-95 годов уже не используют систему холодного пуска, потому что в них применены уже другие решения для запуска холодного двигателя.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector