1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шатун в двигателе и как его поменять

менять шатун или нет

#1 zeta229

  • Пользователи
  • 18 сообщений
  • Регистрация 21-Январь 12
    • Наверх
    • Жалоба

    #2 Бакс

  • Модераторы
  • 12 568 сообщений
  • Регистрация 23-Август 06
    • Откуда: Чернигов
    • Авто: 01, 2106-2шт, 21213, BMW, Audi

    АВТОЗАПЧАСТИ ВАЗ (завод и Европа ) и ИНОМАРКА, В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ, доставка из ОАЭ, Европы, США. Огромный ассортимент масел: MOTUL, KROON OIL, COMMA, VATOIL, ZIC, LIQUI MOLY, CASTROL и множество других ПИШИТЕ В ЛИЧКУ или ЗВОНИТЕ 07311ноль2000

    • Наверх
    • Жалоба

    #3 zeta229

  • Пользователи
  • 18 сообщений
  • Регистрация 21-Январь 12
    • Наверх
    • Жалоба

    #4 deredred

  • Пользователи
  • 357 сообщений
  • Регистрация 11-Октябрь 11
    • Откуда: Конотоп
    • Авто: ВАЗ 2101
    • Наверх
    • Жалоба

    #5 Бакс

  • Модераторы
  • 12 568 сообщений
  • Регистрация 23-Август 06
    • Откуда: Чернигов
    • Авто: 01, 2106-2шт, 21213, BMW, Audi

    спасибо, вы добавили мне оптимизма. но меня смущает, что подушка и шатун поменяли цвет.

    АВТОЗАПЧАСТИ ВАЗ (завод и Европа ) и ИНОМАРКА, В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ, доставка из ОАЭ, Европы, США. Огромный ассортимент масел: MOTUL, KROON OIL, COMMA, VATOIL, ZIC, LIQUI MOLY, CASTROL и множество других ПИШИТЕ В ЛИЧКУ или ЗВОНИТЕ 07311ноль2000

    • Наверх
    • Жалоба

    #6 zeta229

  • Пользователи
  • 18 сообщений
  • Регистрация 21-Январь 12
  • я менял шатуны и когда пресовал пальцы их нагревал то они тоже цвет поменяли, я немного очконул но мне сказали чтоб их повело 200-300 С маловато будет. Так что не парься стави их и будет тебе счастье

    спасибо, у же два положительных голоса

    это поверхностно и в вашем случае можно сказать не критично, люди по 30 км без масла проезжают меняют вкладыши и едут дальше, а за 500м там ну ничего не могло случиться

    • Наверх
    • Жалоба

    #7 Бакс

  • Модераторы
  • 12 568 сообщений
  • Регистрация 23-Август 06
    • Откуда: Чернигов
    • Авто: 01, 2106-2шт, 21213, BMW, Audi

    АВТОЗАПЧАСТИ ВАЗ (завод и Европа ) и ИНОМАРКА, В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ, доставка из ОАЭ, Европы, США. Огромный ассортимент масел: MOTUL, KROON OIL, COMMA, VATOIL, ZIC, LIQUI MOLY, CASTROL и множество других ПИШИТЕ В ЛИЧКУ или ЗВОНИТЕ 07311ноль2000

    • Наверх
    • Жалоба

    #8 zeta229

  • Пользователи
  • 18 сообщений
  • Регистрация 21-Январь 12
    • Наверх
    • Жалоба

    #9 Интервент

  • Модераторы
  • 6 027 сообщений
  • Регистрация 16-Декабрь 05
    • Откуда: Киев
    • Авто: ВАЗ-21011 1,7; ВАЗ-2123 Нива
    • Наверх
    • Жалоба

    #10 zeta229

  • Пользователи
  • 18 сообщений
  • Регистрация 21-Январь 12
    • Наверх
    • Жалоба

    #11 MihAn

  • Пользователи
  • 945 сообщений
  • Регистрация 26-Май 11
  • а если собран правильно но пропало давление то до полного клина мотор проедет километров 60-70,

    Сообщение изменено: MihAn, 23 Июль 2013 — 01:58.

    • Наверх
    • Жалоба

    #12 nazgul

  • Пользователи
  • 4 839 сообщений
  • Регистрация 19-Январь 10
    • Наверх
    • Жалоба

    #13 zeta229

  • Пользователи
  • 18 сообщений
  • Регистрация 21-Январь 12
    • Наверх
    • Жалоба

    #14 Бакс

  • Модераторы
  • 12 568 сообщений
  • Регистрация 23-Август 06
    • Откуда: Чернигов
    • Авто: 01, 2106-2шт, 21213, BMW, Audi

    Откуда такие цифры,может это когда добавки в масло залиты?

    взяты из жизни, значит у знакомых движки были ушатанные, и масло калл, или с прицепами или выкручивали, хз в общем, чего гадать то. Теперь о фактах.
    Начнем с теста журнал, если не ошибаюсь «За срулем», да, продажная газетенка, но все же, а может и не в ней тест был, не помню уже, не важно. Тестили присадку, взяли 2 новых 2105 из салона, двс даже не обкатаны получается, одна типа с присадкой была, одна без, сливают масло и вперед. Без присадки вроде 66км, с присадкой 74, грубо гря разницы нет.

    Теперь из жизни, с чем я сталкивался лично,
    — Приора, в ДВС меньше чем полтора литра масла, постоянное маслянное голодание, грубо гря, накатала за день 600 с копейками км, долили масло и продали в Киеве, но мотор уже тихонько стучал.
    — Гольф 2, за рулем олень, около 40 км без масла, стуки были но тип н ешарил че такое и лампочка ему ни о чем не сказала. Брат старшой его, владелец авто, чудом не убил.
    -21063, слизало шлицы, тип позвонил «мотористу» тот сказал, унюхав зароботок, что то наверное датчик сдох (при том что на 06 их 2 %)), паренек повелся и таксовал дальше, проехал около 30 км, пока уже конкретно заляпало.
    -2101, отбитый маслонасос, каталась 2 дня примерно

    Это то, что я сразу вспомнил, а так случаев было много.

    АВТОЗАПЧАСТИ ВАЗ (завод и Европа ) и ИНОМАРКА, В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ, доставка из ОАЭ, Европы, США. Огромный ассортимент масел: MOTUL, KROON OIL, COMMA, VATOIL, ZIC, LIQUI MOLY, CASTROL и множество других ПИШИТЕ В ЛИЧКУ или ЗВОНИТЕ 07311ноль2000

    • Наверх
    • Жалоба

    #15 nazgul

  • Пользователи
  • 4 839 сообщений
  • Регистрация 19-Январь 10
  • да ладно, ставится же замок к замку

    • Наверх
    • Жалоба

    #16 zeta229

  • Пользователи
  • 18 сообщений
  • Регистрация 21-Январь 12
    • Наверх
    • Жалоба

    #17 Сергей72

  • Пользователи
  • 2 597 сообщений
  • Регистрация 04-Ноябрь 11
  • первый блин оказался комом. поставил я не правильно коренные подшипники, вследствии чего во 2-й и 3-й шатун не пошло масло. после непродолжительной работы двигателя и пройденных 500 метров коленвал застучал. понятно, что коленвал нужно перетачивать, но мне стала известна еще одна неприятная новость, что из-за перегрева могло повести шатун. мне пока что не хочется в это верить, так как менять еще и шатуны мне совсем не хочется. во-первых я и так уже вылез из запланированного бюджета, да и накосячить побаиваюсь еще и там.
    интересно ваше мнение, можно ли оставить такой шатун, или это 100% приговор.
    p.s головку я не откручивал, поршневую делали не так давно, хотел просто шлифануть коленвал из-за низкого давления.

    Ребята,а как вы хотели-все получится но сразу.Я когда то говорил что кап.ремонт заключается не в том что бы впихнуть туда новые детали. В вашем случае взять тот же самый шатун-как вы проверяли верхнюю головку шатуна (плотность посадки поршневого пальца)? Изгиб,скрут,элипсность нижней головки шатуна,обратили ли вы внимание на болты и гайки и это можно говорить только о одном шатуне. А если взять в целом Агрегат-это несколько узлов и механизмов связаных между собой вот вам и бюджет.

    Читать еще:  Аварийный режим работы двигателя мазда

    Добавлено через 1 минуту
    Правка-все получится но не сразу.

    • Наверх
    • Жалоба

    #18 Anndreykov

  • Пользователи
  • 2 489 сообщений
  • Регистрация 01-Апрель 10
    • Наверх
    • Жалоба

    #19 СерьгА

  • Пользователи
  • 143 сообщений
  • Регистрация 11-Июль 12
    • Откуда: Харьков
    • Авто: ВАЗ 21063
    • Наверх
    • Жалоба

  • Посетителей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей

    Как заменить поршневые кольца не снимая двигатель?

    Срок службы поршневых колец не связан с плановым обслуживанием. Хотя в идеальных условиях работы так и должно быть. Фактически их заменяют при уменьшении компрессии.

    Если не планируется капитальный ремонт двигателя, его можно заменить без демонтажа привода. В рядной четверке с поперечным расположением поршневые кольца можно довольно «удобно» заменить без демонтажа двигателя.

    В качестве примера – ВАЗ. Замена поршневой на классике не снимая двигатель.

    Никаких специальных инструментов для этого не требуется, кроме оправки для опрессовки. Желательно припарковать машину на эстакаде или использовать гаражную яму. Поршневые кольца можно заменить, не разбирая двигатель, поставив переднюю на опоры, но это не самый удобный способ работы.

    Порядок работы следующий:

    • Слить моторное масло и охлаждающую жидкость.
    • Снимаем головку блока цилиндров.
    • Снимите поддон двигателя.
    • Откручиваем нижние фиксаторы шатуна.
    • Вытащите поршни и шатуны.

    Затем замените кольца обычным способом — вставьте поршни в ГБЦ. Установите головку блока цилиндров на место, затяните нижние фиксаторы шатуна.

    Как снять поршни на классическом ВАЗе, не разбирая двигатель, знает каждый гаражный механик. Однако с иномарками все немного сложнее.

    Замена поршневых колец без снятия двигателя – подробная технология.

    Перед началом работ подготовьте набор инструментов и расходных материалов в соответствии с руководством по обслуживанию и ремонту. После разборки двигателя не оставляйте его в таком состоянии на несколько дней на время поиска запчастей.

    Замена колец производится в следующем порядке:

    • Отсоедините аккумуляторную батарею и извлеките ее из моторного отсека. Снимите давление в топливной рампе (относится к двигателям с системой впрыска). Снимите соединительные шланги и крепления, которые могут помешать ремонту.
    • Отсоедините и выньте аккумулятор из моторного отсека.
    • Уменьшите давление в топливной рампе (относится к двигателям с системой впрыска).
    • Снимите соединительные кабели и крепления, которые могут помешать ремонту.
    • Отсоедините и выньте аккумулятор из моторного отсека.
    • Сбросьте давление в топливной рампе (относится к двигателям с системой впрыска).
    • Снимите соединительные кабели и крепеж, ремонт которых может быть затруднительным.

    При разборке двигателя рекомендуется сфотографировать процесс, это позволит избежать ошибок при повторной сборке.

    • Слить технические жидкости: антифриз, масло. Разобрать впускной и выпускной коллектор. Разобрать топливную рампу, открутить пробки (заткнуть отверстия чистой ветошью). Если на головке блока цилиндров есть датчики, их рекомендуется открутить. крышка цилиндра.
    • Слить технические жидкости: антифриз, масло.
    • Снимите впускной и выпускной коллекторы.
    • Демонтировать топливную рампу, открутить пробки (отверстия необходимо заткнуть чистой ветошью).
    • Если на головке блока цилиндров есть датчики, желательно их открутить.
    • Откручиваем болты крепления ГБЦ.
    • Слить технические жидкости: антифриз, масло.
    • Снимите впускной и выпускной коллекторы.
    • Демонтировать топливную рампу, открутить пробки (отверстия необходимо заткнуть чистой ветошью).
    • Если на головке блока цилиндров есть датчики, желательно их открутить.
    • Откручиваем болты крепления ГБЦ.

    Важнo! Откручиваются и затягиваются в строго определенной последовательности. См. Руководство по обслуживанию вашего автомобиля.

    • После легкого встряхивания снимите головку блока цилиндров. Есть еще один способ — ослабив шатуны, снять весь поршневой узел с головкой блока цилиндров. Снимите гайки нижней крышки шатуна, подтолкнув поршень вверх.
    • Слегка встряхнув, снимаем головку блока цилиндров. Есть и другой способ — после освобождения шатуновснимаем поршневой узел вместе с головкой блока цилиндров.
    • Снимаем картер, проверяем состояние коленвала.
    • Проверните коленчатый вал, поочередно опуская шатуны в нижнюю мертвую точку. Это упростит разборку поршней.
    • Снимите гайки нижней крышки шатуна и подтолкните поршень вверх.
    • Слегка встряхнув, снимаем головку блока цилиндров. Есть и другой способ — освободив шатуны, снять поршневой блок вместе с головкой блока цилиндров.
    • Снимаем картер, проверяем состояние коленвала.
    • Проверните коленчатый вал, поочередно опуская шатуны в нижнюю мертвую точку. Это упростит разборку поршней.
    • Ослабьте гайки нижней крышки шатуна, потяните поршень вверх.

    Важно: крепежные детали, крышки шатунов, сами поршни должны иметь маркировку (взаимное расположение). Соберите в соответствии с предыдущей сборкой.

    • Проверьте и отремонтируйте поршень в соответствии со стандартным графиком технического обслуживания. Желательно провести замеры диаметра и геометрии стенок цилиндра. Возможно, потребуется просверлить и отточить поверхность. В этом случае необходимо купить комплект ремонтных колец. Обжимные кольца оправкой, установить поршни в предварительно смазанные цилиндры. Осторожно (желательно с помощником) заводить шатуны в картер, и опускать до тех пор, пока он устанавливается на шатун коленчатого вала, шатуны выдерживают крутящий момент (см. руководство по ремонту) Установите головку блока цилиндров и болты в правильной последовательности.
    • Проведем осмотр и обслуживание поршня согласно стандартному графику обслуживания. Желательно измерить диаметр и геометрию стенок цилиндра. Возможно, потребуется просверлить и отточить поверхность. В этом случае необходимо приобрести комплект ремонтных колец.
    • Зажмите кольца оправкой, установите поршни в предварительно смазанные цилиндры.
    • Осторожно поместите шатуны в картер и опустите их, пока они не опустятся на штифт коленчатого вала.
    • Накрутите нижние крышки шатунов, соблюдая момент затяжки (см. Руководство по ремонту).
    • Установите головку блока цилиндров и затяните болты в правильной последовательности.
    • Осмотрите и отремонтируйте поршень в соответствии со стандартной процедурой обслуживания. Желательно измерить диаметр и геометрию стенок цилиндра. Возможно, потребуется просверлить и отточить поверхность. В этом случае необходимо приобрести комплект ремонтных колец.
    • Зажмите кольца оправкой, установите поршни в предварительно смазанные цилиндры.
    • Осторожно поместите шатуны в картер и опустите их, пока они не опустятся на штифт коленчатого вала.
    • Накрутите нижние крышки шатунов, соблюдая момент затяжки (см. Руководство по ремонту).
    • Установите головку блока цилиндров и болты в правильном порядке.
    Читать еще:  Двигатели работающие на газе низкого давления

    Важно: Во время таких работ рекомендуется заменить все прокладки от ГБЦ и поддона до впускного и выпускного коллекторов.

    • Установить снятое оборудование, подключить все датчики и кабели управления и долить технические жидкости.

    Пробную обкатку двигателя проводят по той же схеме, что и после капремонта.

    Шатун здесь рулит — это он меняет направление момента силы

    Шатун – так называют медведя, который от недостатка пищи просыпается среди зимы или совсем не впадает в спячку.

    Ходит, шатается по лесу, может напасть даже на человека.

    Но в этой статье будет не про него, а про совсем безобидную деталь, точнее про шатун в двигателе автомобиля.

    Он при своей работе совершает качающие движения, поэтому назван именем коварного хищника. А про Мишку мы как-нибудь в другой раз поговорим. Наш шатун сейчас нам гораздо нужнее чем медведь.

    Эта самая деталь, соединяет коленчатый вал и поршень. Ее назначение – преобразование поступательного движения поршня в цилиндре во вращательное движение коленчатого вала, который в свою очередь через трансмиссию приводит в движение колеса автомобиля.

    Шатун, особенности конструкции

    Конструктивные отличия шатуна определяются типом мотора и схемой его компоновки. Так в бензиновых двигателях используют легкий вариант, а в дизельных – утяжеленный, Причина тому – дизель работает при бОльших степенях сжатия .

    Основные элементы

    К главным звеньям относятся: стержень, верхняя головка (поршневая) и нижняя (кривошипная). Также в комплект входят: вкладыши нижней головки (подшипники скольжения), подшипниковая втулка верхней головки, болты и гайки со шплинтами для крепления нижней головки к шатуну.

    Стержень шатуна может быть разных видов сечения: прямоугольник, круг, крест или Н-образный. Есть движки, в которых шатуны имеют масляную канавку, через которую подается масло к поршню.

    Поршневая головка находится вверху – это неразъемный шатунный элемент. Его конструкция зависит от способа установки поршневого пальца.

    В двигателях, с пальцем фиксированного типа (палец жестко запрессован в верхнюю шатунную головку), в поршневой в головке предусмотрено цилиндрическое отверстие без втулки.

    В варианте движка с плавающим пальцем (палец фиксируется в бобышках поршня), присутствует биметаллическая или бронзовая втулка.

    Кривошипная головка находится внизу и имеет разборную конструкцию. Она соединяет коленчатый вал и сам шатун. Включает верхнюю часть и крышку, которая прикреплена к шатуну болтами. Бывает с двумя категориями разъемов относительно стержневой оси – косым (под углом) и прямым (перпендикулярным).

    В головке, как уже говорилось, установлены вкладыши подшипника скольжения. Выглядят как две половинки разрезанного плоского кольца. Покрыты и могут содержать от двух до пяти слоев мягкого металла.

    В современных моторах применяют двух и трехслойные вкладыши. В двухслойном на металлическую основу нанесен покров антифрикционного материала, а в трехслойном, кроме того есть еще изоляционный слой.

    Чтобы не возникало вибраций и шумов во время работы двигателя, все шатуны, и их составляющие должны быть одинаковой массы. Подгонку по массе делают, снимая тонкую стружку с бобышек, которые расположены на верхней головке, на стержне или внизу поршневой головки.

    Применяемый материал и профили

    Шатуны делают штамповкой из высокопрочной стали или методом литья из чугуна.

    В дизельных моторах используются изделия из легированной стали изготовленные методом ковки (горячей штамповки), а в некоторых бензиновых двигателях из порошкообразных металлов, полученные методом спекания.

    Напряженные условия работы этой детали предполагают ее высокую надежность, долговечность и износостойкость. Повышенные требования предъявляются и к болтам крепления. Для их производства используют легированные стали, с высоким коэффициентом текучести.

    Конструктивные особенности

    Стержень шатуна, при работе, подвергается продольному изгибу, поэтому обычно имеет двутавровое сечение, хотя встречаются также круглые, крестообразные и трубчатые. Но оптимальным вариантом считается двутавровый стержень, обладающий хорошей жесткостью при минимальном весе.

    Для крестообразных профилей нужны более развитые головки, а это способствует утяжелению детали. У круглого исполнения простая геометрия, но оно требует высокого качества механической обработки.

    В массовом автомобильном производстве применяются стержни двутаврового сечения. Для повышения общей жесткости, уменьшения габаритов и массы шатунов в форсированных двигателях обе головки отковывают как одно целое со стержнем. При этом верхней, как правило, придают форму цилиндра.

    Верхние головки выпускаются различной формы, отличия зависят лишь от устройства и способа фиксации поршневого пальца, а так же от способа смазки.

    Ну, теперь поняли, чем отличается наш шатун от медведя?)))

    Теперь самое время поделится информацией с друзьями в социальных сетях про медведя-шатуна.

    Да! Не забудьте поделиться с друзьями! Ссылочку скиньте им на эту статью и порядок. И не останавливайтесь на прочитанном, продолжайте расширять свой автомобильный кругозор, читай те статьи про Поршень, про Блок двигателя, Про Коленчатый вал. Всё будет для вас интересно!

    Ремонт шатунов двигателя

    • что такое шатун?
    • Ремонт шатунов двигателя на примере ДВС ЯМЗ согласно технологии
    • Ремонт шатунов двигателя: втулка верхней головки шатуна
    • Ремонт шатунов двигателя: нижняя головка шатуна
    • История возникновения / изобретения шатунов
    • Шатуны в паровых двигателях
    • Шатуны в двигателях внутреннего сгорания

    Что такое шатун?

    В двигателе внутреннего сгорания шатун соединяет поршень и кривошип. Эти детали вместе образуют простейший механизм для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное.

    Шатун может использоваться и для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное.

    Именно такой способ их использования был исторически первым, еще до изобретения двигателей внутреннего сгорания.

    Шатун может передавать на поршень как толкающие, так и тянущие движения, т.е. работать полный цикл вращения кривошипа. Более ранние механизмы, такие как цепи, могли только тянуть. В двухтактных двигателях шатун передает только толчки поршня.

    Сегодня шатуны используются главным образом в двигателях внутреннего сгорания, например в автомобилях. Они сильно отличаются от тех шатунов, что использовались в эпоху паровых двигателей, например в паровозах.

    Ремонт шатунов двигателя на примере ДВС ЯМЗ согласно технологии

    Ремонт шатунов двигателя подразумевает следующие обязательные процедуры:

    • тщательная промывка шатуна двигателя;
    • проверка на отсутствие трещин на магнитном дефектоскопе. Если шатун имеет трещины, то он подлежит выбраковке;
    • Дефектовка шатуна;
    • Ремонт;
    • Контроль параметров шатуна после ремонта.

    Ремонт шатунов двигателя: дефектовка шатуна

    Основными контролируемыми параметрами шатуна являются контроль износа втулки верхней и отверстие нижней головок шатуна.

    Читать еще:  Pantera slr 5600 дистанционный запуск двигателя

    Внутренний параметр нижней головки шатуна проверяется после контрольной затяжки шатунных болтов в соответствии с нормативно-технической документацией. Далее проверяется ширина нижней головки шатуна, если она меньше допустимой величины, то шатун для дальнейшей установки на двигатель непригоден.

    Далее следует проверка на изгиб, т.е. непараллельность осей отверстий верхней и нижней головок шатуна и проверка на скручивание, т.е. отклонение осей указанных отверстий от положения в одной плоскости (перекос осей). После проверки шатун без ремонта допускается, только в том случае, если отклонения незначительны и не превышают допустимых значений на изгиб и скручивание.

    Ремонт шатунов двигателя: втулка верхней головки шатуна

    Износ втулки верхней головки шатуна определяют индикаторным нутромером, в случае если диаметр втулки не больше допустимого значения, то она допускается без ремонта. Если это значение окажется выше допустимого, то втулку обязательно требуется выпрессовать и проверить под втулку внутренний диаметр отверстия верхней головки шатуна. Новую втулку запрессовывают с натягом, предусмотрев припуск на обработку втулки по внутреннему диаметру. Далее просверливают каналы для смазки поршневого пальца и проводят окончательную обработку внутреннего диаметра втулки.

    Ремонт шатунов двигателя: нижняя головка шатуна

    В случае небольшого изгиба и/или скручивания верхней и нижней головок шатуна можно исправить расточкой втулки верхней головки шатуна, обеспечив отклонение от параллельности, положения и расстояние между осями до допустимых значений. Сам шатун править нельзя. Можно лишь править погнутые шатуны с отклонением от прямолинейности не более миллиметра подрезая торцы верхней головки симметрично с каждой из двух сторон. В случае зажатости (уменьшение размера) нижней головки шатуна проводится ее растачивание в номинальный размер согласно нормативно-технической документации.

    При ремонте шатуна категорически запрещается установка крышки с другого шатуна, так как комплектность проверяют по меткам спаренности.

    История возникновения / изобретения шатунов

    Первое доказательство применения шатунов датировано концом III-го в. нашей эры, во времена Римской империи, которы нашли на лесопилках в Иераполя, что в Малой Азии, где применялись механизмы, очень похожие на сегодняшние шатуны, преобразовывающие вращательное движение водяного колеса в поступательное для привода пилы. Такие же механизмы обнаружили на раскопках в г. Эфесе, датированные VI в. нашей эры.

    На картинке ниже мы видим как вода вращает колесо, которое вращает колесо поменьше, которое уже передает энергию шатуну через шестерню, преобразующему вращательное движение в возвратно-поступательное.

    Посмотрите на видео Древнеримские промышленные водяные мельницы:

    Аль-Джазари (арабский ученый и изобретатель) между 1174 и 1200 гг. описал машину для подъёма воды. Конструкция этой машины имела шатун с коленчатым валом (т.е. кривошипно-шатунный механизм). Об этой машине рассказывается в видео с 2:15.

    В Италии эпохи Возрождения самое раннее, хотя и не совсем правильно понятое, соединение коленчатого вала и шатуна найдено в книге чертежей Таччола. Четкое понимание их взаимного движения показано художником Пизанелло, который изобразил поршневой насос, приводимый в движение водяным колесом и состоящий из двух простых кривошипов и двух шатунов.

    Кривошипы и шатуны становятся «популярны» у изобретателей с XVI века, о чём говорят трактаты и рукописи, например, у Агостино Рамелли (1588 года) «The Diverse and Artifactitious Machines», где можно увидеть 18 конструкций машин, использующих шатуны. А у Георга Андреаса Бёклер в его работе «Theatrum Machinarum Novum» вы уже найдёте 45 самых разных машин.

    Шатуны в паровых двигателях

    Первая паровая машина, атмосферный двигатель Ньюкомена, была одностороннего действия: его поршень работал только в одном направлении, поэтому в нем использовалась цепь, а не шатун. Соответственно, движение совершалось вперед-назад вместо постоянно вращения.

    Последовавшие затем паровые двигатели были, как правило, двойного действия: их внутреннее давление действует на каждой стороне поршня по очереди. Это требует уплотнения вокруг штока поршня, а также шарнира между поршнем и шатуном, размещенного вне цилиндра, в большом подшипнике скольжения, называемом крейцкопф, или ползун.

    В паровозах шатуны обычно крепятся прямо к ведущим колесам, соответственно ось этих колес служит коленчатым валом. Шатуны передают движение от ползуна к колесам. Ползуны используются также в больших дизельных двигателях, предназначенных для морских судов.

    Шатуны небольших паровозов обычно имеют прямоугольное поперечное сечение, однако иногда используются шатуны круглого сечения, характерные для судовых двигателей. Например, Стивен Леви, строивший как паровозы, так и пароходы, часто использовал круглые стержни для шатунов.

    Шатуны в двигателях внутреннего сгорания

    В современных двигателях внутреннего сгорания шатуны обычно изготовлены из стали, но могут быть изготовлены из алюминиевых сплавов или титана. Алюминиевые шатуны имеют меньший вес, поглощают избыточное усилие, но быстрее изнашиваются. Титановые шатуны сочетают легкость и прочность, но имеют высокую стоимость. Если же задача обеспечить высокую производительность не ставится, например в двигателях для мотороллеров, то шатун может быть изготовлен из чугуна. Шатуны не закреплены жестко на обоих концах, так что угол между шатуном и поршнем может меняться, так как стержень движется вверх-вниз и вращается вокруг коленчатого вала. Иногда в гоночных автомобилях применяются шатуны, сделанные из цельной заготовки с помощью механической обработки, а не литые или кованые.

    На рис. выше мы видим обычный шатун для автомобильного двигателя. Из-за наличия ограниченного пространства внутри поршня, конец, в который вставляется поршневой палец, поменьше, чем тот, что подключают к коленчатому валу, и эти концы называются верхней (поршневой) и нижней (кривошипной) головками шатуна, соответственно.

    Внутри головки располагаются вкладыши подшипников скольжения, выполненные на стальной основе с нанесением слоя антифрикционного материала.

    Кривошипная головка присоединяется к цапфе на кривошипе. Обычно есть отверстие, просверленное через подшипник и нижнюю головку шатуна так, чтобы моторное масло разбрызгивалось под давлением на стенку цилиндра и смазывало ход поршней и поршневых колец. Большинство небольших двухтактных двигателей и некоторые одноцилиндровые четырехтактные двигатели не требуют наличия насоса для масла, используя схему с подшипником качения. Однако это требует, чтобы коленчатый вал был легкосъемным, чтобы можно было в любой момент заменить шатун.

    Все права защищены. 2009-2019
    © ООО «СТР-Турбогаз» г.Саратов

    Использование материалов сайта без ссылки на источник запрещено.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector