22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шевроле ланос троит двигатель в чем причина

Дэу Ланос троит двигатель, плавает холостой ход

Работоспособность двигателя Дэу Ланос зависит от множества факторов. Среди них могут быть как весьма важные моменты, в виде технического состояния крупных узлов, так и на первый взгляд не совсем важные – мелкие детали и качество топлива.

Однако даже при выходе из строя небольших деталей вполне вероятными будут проблемы с работой двигателя. В частности, проблемы с прокладками и могут послужить причиной того, что двигатель Дэу Ланос начнет троить и плавать на холостом ходу.

Лучше периодически проводить хотя бы визуальный осмотр силового агрегата на предмет утечек масла и других веществ, а также пропускание дыма.

Если же неполадки возникли, то следует поскорее восстановить работоспособность элементов, поскольку в дальнейшем могут появиться более серьезные проблемы.

Устранение неполадок на двигателе Дэу Ланос

В нашем случае возникли проблемы в виде плавания на холостом ходу. Также силовой агрегат автомобиля начал троить, что в дальнейшем может привести к определенным сложностям.

Чтобы избежать негативных последствий и устранить неполадку выполняем такие действия:

  • Представленная проблема свойственна 8-клапанным двигателям.

  • Между впускным коллектором и головкой блоков цилиндров установлена прокладка.
  • Она паранитовая, без металлических вставок.

  • Со временем она начинает ссыхаться, трескаться и рассыпаться, что приводит к образованию зазоров.
  • Это и становится причиной того, что двигатель Дэу Ланос троит и появляются проблемы с холостым ходом.
  • На 3 цилиндре видно, что произошло при выдавливании старой прокладки.

  • Часть прокладки сместилась и почти полностью перекрыла впускной коллектор.
  • Также местами прокладка просто не снялась, обсыпавшись или пристав к корпусу.
  • Паранит высох, стал как пластик – ломким и крошащимся.

  • На впускном коллекторе также остались части прокладки.
  • Местами также можно наблюдать проявления течи.
  • В месте прилегания, где проходит тосол, также уже началось протекание.

  • Не забываем, что перед снятием коллектора Дэу Ланос, необходимо слить тосол.
  • Заодно проведем промывкудроссельной заслонки.

  • Очищаем все поверхности от загрязнений, не лишним будет провести обезжиривание.
  • Установке новой прокладки мешает трубка вентиляции картера.

  • Чтобы избежать проблем и необходимости дополнительно разбирать авто можно просто разрезать прокладку.
  • Заодно можно проверить состояние резиновогопатрубкана этой трубке, поскольку он тоже часто выходит из строя.

  • После разреза части прокладки спокойно стают на свое место.
  • Устанавливаем прокладку между ГБЦ и впускным коллектором.

  • Проводим сборку автомобиля.

На этом работы по устранению возникших проблем можно считать завершенными. Менять прокладку необходимо регулярно.

Пропуски зажигания в цилиндрах на Ланосе — причины и способы их устранения

При эксплуатации автомобиля Ланос обнаруживается появление нестабильной работы мотора? Одной из разновидностей причин нестабильности работы ДВС является пропуск зажигания. Явление достаточно частое, и если столкнулись с такой неисправностью, то необходимо найти причину с последующим ее устранением. Пропуски зажигания на Ланосе представляют собой опасное явление, при котором происходит ускоренный износ деталей и механизмов двигателя. Чтобы предотвратить такую неисправность, для начала надо выяснить причины, способствующие ее возникновению.

Что такое пропуски зажигания на автомобиле — разбираемся с теорией

Пропуском зажигания или воспламенения на автомобиле Ланос называется такой процесс, при котором наблюдается сбой на любом их этапов работы ДВС. Чтобы понять, о чем идет речь, нужно вспомнить принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Основу мотора представляют собой поршни и коленчатый вал, которые способствуют созданию вращательной силы. Внутри цилиндров взрывается топливно-воздушная смесь. При взрыве смеси в цилиндрах происходит толкание поршней вниз, вращая при этом коленчатый вал. На видео ниже показано, как проявляются пропуски зажигания на автомобиле.

Работа двигателя внутреннего сгорания делится на 4 этапа, откуда и появилось название — четырехтактный мотор. Эти этапы имеют следующие названия:

  1. Заполнение камеры сгорания топливно-воздушной смесью через впускной клапан
  2. Движение поршня вверх, от чего происходит сжатие топливно-воздушной смеси с последующим ее воспламенением, что осуществляется за счет свечи зажигания
  3. Движение поршня вниз под воздействием ударной волны, возникающей от взрыва ТВС
  4. Открытие выпускного клапана с последующим выталкиванием сгоревших газов из цилиндра

Процесс для каждого цилиндра повторяется через каждые 4 такта. Анимация работы ДВС автомобиля представлена на фото ниже.

Пропуски зажигания на Ланосе представляют собой процесс, при котором один из тактов работы ДВС происходит с нарушениями. Причинами таковых нарушения могут служить такие факторы, как — обедненность или обогащенность ТВС, слабая искра или ее возникновение слишком рано, пониженная компрессия в цилиндрах, что обусловлено утечками ТВС, а также неправильное время впуска и выпуска ТВС.

Как видно, пропуски зажигания на Шевроле и ДЭУ Ланос могут возникнуть по различным причинам, и чтобы устранить неисправность, необходимо точно узнать, что же послужило фактором развития дефектной работы мотора. Чтобы найти точную причину неисправности, понадобится провести диагностику. Причем для этого вовсе не обязательно обращаться к специалисту.

Точно ли на Ланосе имеются пропуски зажигания

Подозрения о нестабильной работе мотора вовсе не означают, что в двигателе имеются пропуски зажигания. Убедиться в том, что нестабильная работа ДВС — это есть пропуски зажигания, можно по ряду основных признаков. Таковыми признаками являются:

  1. Неравномерное ускорение двигателя — проявляется в виде толчков, когда водитель нажимает на педаль акселератора. Попытка ускориться на повышенных передачах способствует возникновению толчков — значит это первый признак возникновения пропусков зажигания на автомобиле
  2. Неустойчивость холостого хода — еще пропуски могут проявляться при работающем моторе на ХХ. На холостом ходу возникает неравномерность работы мотора, что проявляется по плаванию оборотов
  3. Избыточные вибрации — это еще один признак того, что уместно явление пропусков зажигания. Если замечаете, что работа двигателя стала нестабильной, и ощущается возникновение сильных вибраций в салоне или при поднятом капоте, то можно смело говорить о возможности появления пропусков зажигания
  4. Если горит значок Check Engine — автомобили Ланос имеют различные датчики, которые представляют собой рабочие элементы электронного блока управления. Именно за счет этих датчиков ЭБУ получает информацию о работе тех или иных узлов и механизмов двигателя, и тем самым корректирует функционирование в автоматическом режиме. Если датчик выходит из строя, то ЭБУ сообщает об этом водителю через сигнальную лампу Check Engine на панели приборов. Если горит эта лампа, то следует провести диагностику авто, и отыскать причину неисправного датчика. Вышедший из строя датчик может способствовать возникновению явления пропусков зажигания
  5. Если автомобиль медленно набирает обороты — сбои в работе ДВС приводят к тому, что автомобиль не способен быстро набирать обороты. Если при нажатии на педаль газа автомобиль начинает «тупить», значит это еще один признак того, что машина нуждается в диагностике
  6. Изменение звука работы мотора — если двигатель будет работать только на трех цилиндрах, то водитель обязательно об этом узнает по характерному звуку. Машина на трех цилиндрах работает намного громче, нестабильно, с возникновением различных посторонних шумов
Читать еще:  Газ для холодного запуска двигателя

Это ряд основных признаков, которые свидетельствуют о нестабильности работы мотора. На основании этих признаков можно делать выводы о том, что автомобиль нуждается в прохождении диагностики. Эксплуатация автомобиля Ланос с признаками пропусков зажигания недопустима, так как дефектная работа мотора способствует ускоренному износу деталей и узлов.

Чем опасны пропуски зажигания и что страдает в первую очередь

Что такое пропуск воспламенения на Ланосе, и какие признаки могут способствовать возникновению дефекта, известно. Какова истинная опасность данного явления, и к чему может привести нестабильная работа мотора.

Автомобили Ланос оснащены инжекторными типами двигателей, за работу которых отвечает электроника. Когда возникает пропуск зажигания, то в цилиндре не сгорает смесь. На этапе открытия выпускного клапана смесь выводится в коллектор. На автомобилях без нейтрализатора частички несгоревшего топлива выходят в атмосферу, но так как Ланос с завода оснащается фильтром очистителя выхлопных газов, то наблюдается следующая картина:

  1. Топливная смесь попадает на соты катализатора, где она оседает и дожигается
  2. Чем больше топлива попадает на катализатор, тем быстрее изнашивается деталь. Износ катализатора также обусловлен составом топливной смеси. Наличие присадок и серы в бензине способствуют ускоренному уменьшению проходимости выхлопных газов
  3. Процесс сгорания топлива на сотах катализатора сопровождается повышением температуры до критических значений. От высокой температуры наблюдается оплавление керамических сот, что собственно, и способствует «убиванию» катализатора

Негативно влияет пропуск воспламенения на такие детали двигателя, как ГРМ, поршни и цилиндры. Если своевременно не прибегнуть к устранению дефекта, то в итоге поломка может обернуться в виде необходимости ремонта двигателя.

Причины возникновения пропусков зажигания на Ланосе — какие элементы надо проверить

Если убедились в том, что на автомобиле возникают пропуски зажигания, то необходимо немедленно приступить к поиску неисправности. Способствовать развитию такой дефектной работы мотора могут различные механизмы, детали и элементы. Начинать поиск причины возникновения пропусков зажигания на Ланосе необходимо со следующих устройств:

    Неисправность модуля зажигания. Модуль зажигания представляет собой устройство, посредством которого происходит выработка высоковольтного напряжения. Для этого в конструкции модуля имеются две катушки — низковольтная и высоковольтная. Причин возникновения неисправности модуля зажигания очень много, но чаще всего из строя выходит вторичная обмотка. При этом двигатель автомобиля будет запускаться, но работа его будет сопровождаться с возникновением пропусков. Главные признаки выхода из строя модуля зажигания на Ланосе — неустойчивость ХХ, Проблемы с набором оборотов мотора, троение и рывки при наборе оборотов. Проверка исправности модуля может быть выполнена при помощи мультиметра. Необходимо проверить фишку, исключив окисление контактов


Причин возникновения пропусков зажигания на Ланосе достаточно и, чтобы убедиться в том, какая неисправность возникла в конкретном случае, не обойтись без проведения диагностических процедур. Сделать это можно самостоятельно в домашних условиях, или обратиться к специалистам для прохождения компьютерной диагностики.

Особенности устранения пропусков зажигания на Ланосе

Если наблюдается возникновение нестабильной работы мотора на Ланосе, то не стоит медлить с устранением причины, способствующей формированию дефекта. Чтобы не пришлось тратить много времени на поиск и устранение причины пропусков зажигания на авто, рекомендуется выполнить проверку в следующей последовательности:

  1. Прочесть ошибки — водитель всегда должен пользоваться подсказками компьютера. ЭБУ при неполадках указывает код ошибки, на основании которого можно определить, где искать неисправность
  2. На основании полученного кода ошибки прибегнуть к устранению дефектных элементов. Обычно для этого необходимо выполнить проверку этих элементов с последующей заменой
  3. Если найти причину самостоятельно не удается, то следует обратиться в сервис, где на поиск поломки уйдет не больше получаса времени. После этого вы сможете самостоятельно решить — устранить поломку самостоятельно или прибегнуть к помощи специалистов

Как показывает практика, намного сложнее найти причину неисправности, нежели устранить ее. Ведь вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными. Нельзя исключать такую неисправность, как пониженное давление в топливной рампе, которое не обеспечивается топливным насосом. Чтобы свести к минимуму затраты времени на поиск неисправности, необходимо пользоваться подсказками ЭБУ. Только при помощи этих подсказок можно максимально точно определить причину пропусков зажигания на Ланосе, и устранить ее своими руками.

Читать еще:  Характеристики двигателя continental o 200

В завершении стоит отметить, что процесс поиска неисправности пропусков зажигания может затянуться на долго, если халатно отнестись к такому дефекту. В итоге нестабильная работа мотора обязательно даст о себе знать в виде выхода из строя деталей и механизмов. Не стоит забывать, что нестабильно работающий двигатель потребляет больше топлива, поэтому повышенный расход — это также признак возникновения пропусков воспламенения в цилиндрах Ланоса.

Причины большого расхода топлива Дэу Ланос, нет тяги

Некоторые модели Daewoo Lanos подвержены поломкам из числа «необъяснимых». Многие из таких случаев касаются нестабильной работы двигателя на холостом ходу. При этом диагностика силового агрегата может показывать, что все запчасти Дэу Ланос работают исправно. Особенно часто двигатель начинает невнятно работать при переходе с бензина на газ .

Это интересно! Автомобиль Daewoo Lanos оснащается системой распределенного впрыска топлива. В свою очередь распределенный впрыск может быть двух типов: попарно-параллельный и фазированный. Конкретная разновидность распределенного впрыска топлива зависит от модификации двигателя.

Во многих случаях троение двигателя ЗАЗ Ланос связано с нарушением так называемого угла опережения зажигания (УОЗ). При смещении УОЗ топливо-воздушная смесь начинает подаваться либо слишком поздно, либо слишком рано . При позднем впрыске будет наблюдаться эффект детонации, из-за которого разрушаются цилиндры. При раннем впрыске топливо не будет сгорать до конца, что чревато быстрым разрушением элементов выхлопной системы.

Угол опережения зажигания может нарушаться по следующим причинам:

  1. Перескакивание на 1-2 зуба ремня ГРМ
  2. Износ шкива коленвала (шпоночного паза)
  3. Износ шпоночного паза на коленвале
  4. Несоответствие типов впрыска топлива на газовом и бензиновом ЭБУ

В редких случаях бывает и такое, что сам шкив коленвала ZAZ Lanos имеет заводской брак. То есть шпоночный паз такого шкива смещен немного в сторону от нормального положения, что приводит к нарушению угла опережения зажигания.

Ниже выложен видеоролик, на котором автор наглядно показывает суть данной проблемы и методы ее устранения.

Как установить правильный угол опережения зажигания ЗАЗ Ланос

В отличии от двигателей карбюраторного типа, в которых предусмотрена возможность ручной регулировки УОЗ, в двигателях инжекторного типа, которыми оснащаются современные модификации ЗАЗ Ланос, углом опережения зажигания управляет электроника (ЭБУ).

Работа по изменению угла опережения зажигания программным методом уже относится к категории чип-тюнинга. За подобную работу в мастерских обычно берут $50-70. Но народные умельцы разработали бесплатный метод корректировки УОЗ. Суть методики заключается в смещении зубчатого венца коленчатого вала относительно датчика положения коленвала (ДПКВ) .

В автомобиле Daewoo Lanos используется неразъемный (неразрезной) шкив коленвала. То есть зубчатый венец невозможно провернуть на требуемый угол без изменения положения шпоночного паза. Чтобы сместить зубчатый венец относительно ДПКВ, необходимо смещать сам шпоночный паз . Но предварительно нужно снять шкив коленвала.

Снимаем шкив коленвала Дэу Ланос

  • Скидываем ремень вспомогательных агрегатов, соединяющий привод с генератором и насосом ГУР. Для этого следует ослабить крепления натяжной планки и самого генератора.

  • Вывешиваем правую переднюю часть ZAZ Lanos и снимаем колесо.
  • Отсоединяем правый передний брызговик.
  • Откручиваем болт шкива коленчатого вала. Мастеру будет нужен трубчатый ключ или удлиненная головка на 17. Данный болт притягивается с большим моментом силы, поэтому нужно стопорить коленвал. Как правило, мастера просят напарника, чтобы тот выжимал педаль тормоза, когда откручивается шкив. Дополнительно нужно включить 5-ю передачу.

  • Снимаем шкив коленвала.

Как изменить положение шпоночного паза

Смещение шпоночного паза на 1 (мм) позволяет изменить угол опережения зажигания на 3˚.

  • Размечаем на шкиве смещение шпонки.

  • Протачиваем шпоночный паз напильником.
  • Подкладываем на противоположную сторону металлическую пластину той толщины, которая была сточена.

Идеальным вариантом является приваривание пластины. Но можно обойтись и обыкновенным клеем, как для фиксатора резьбы, ведь все пространство паза будет расклинено шпонкой.

  • Ставим шкив на место и собираем узел в обратной последовательности.
  • Запускаем двигатель и контролируем работу мотора.

Обратите внимание, механический метод изменения угла опережения зажигания подходит для двигателей, у которых нет фазированного впрыска топлива . Дело в том, что при смещении зубчатого венца изменяется не только УОЗ, а еще и фаза впрыска топлива.

Если ЭБУ корректирует данные по датчику положения распределительного вала, то шпоночный паз на шкиве коленвала смещать нельзя! Исключение составляют лишь те случаи, когда автомобиль все время ездит на ГБО-2.

Программный метод ремонта

Помимо непосредственного чип-тюнинга Daewoo Lanos есть еще один способ, как можно без переноса шпоночного паза на шкиве коленвала изменить угол опережения зажигания. Для этого следует использовать так называемый «вариатор» . Данное устройство подключается в цепь между датчиком положения коленчатого вала и электронным блоком управления.

Благодаря вариатору можно настроить угол опережения зажигания отдельно при езде на бензине и отдельно при езде на газу!

Вариатор требует настройки на определенный угол опережения зажигания. В этом устройстве имеется 2 ряда переключателей. Чтобы разобраться, как правильно расставить перемычки, нужно почитать специальную инструкцию . Мастеру потребуется таблица значений переключателей. Ее можно бесплатно скачать на многочисленных интернет-ресурсах.

Ниже выложен видеоролик с настройкой Дэу Ланос при помощи вариатора.

Дополнительная информация

Разумеется, причина изменения угла опережения зажигания может крыться в банальном износе ремня ГРМ. Как известно, ремень газораспределительного механизма абсолютно любого автомобиля имеет свойство растягиваться. При растяжении свыше нормы ремень просто начинает проскакивать между зубьями шестеренок.

Читать еще:  Что такое дроссельная заслонка двигателя ваз 2114

В блоге по ремонту ZAZ Lanos есть статья о замене сальника распредвала. Из данного обзора можно узнать технологию замены ремня ГРМ.

В данном случае, при проскакивании ремня, происходит рассогласование синхронного вращения шестеренок распредвала и коленвала. Из-за этого и происходит незапланированное изменение угла опережения зажигания.

Опытные мастера, которые целенаправленно занимаются обслуживанием ЗАЗ Ланос, придерживаются мнения, что при подозрениях на установку некорректных углов опережения зажигания первым делом нужно проверить совпадение меток на шкивах ГРМ. Если метки не совпадают, то эта проблема на 100% относится к узлу ГРМ.

К перескакиванию ремня ведет не только износ самой ременной передачи или ролика, а еще и износ водяной помпы.

Касательно смещения шпоночного паза на шкиве коленчатого вала, многие мастера воспринимают данную работу, как «жуткий колхоз» . По мнению некоторых специалистов все же лучше накопить эти $50-70 и заказать программный чип-тюнинг блока управления, что позволит откорректировать угол опережения зажигания как для бензина, так и для газа.

Шевроле ланос троит двигатель в чем причина

Участник

Группа: Пользователь
Сообщений: 65
Вставить ник
Цитата
Регистрация: 5.4.2010
Пользователь №: 353
Спасибо сказали: 1 раз

Автомобиль: Zaz Chance Из: Москва Пол: Мужской

У меня была такая проблема . работал на трех цилиндрах . но сразу загорелся ЧЕК и вибрация появилась ощутимая. а при наборе скорости. машина дрожала . Причина была в катушке зажигания — заменил по гарантии

Новичок

Группа: Новичок
Сообщений: 4
Вставить ник
Цитата
Регистрация: 4.1.2011
Из: Воркута
Пользователь №: 942
Спасибо сказали: 1 раз

Автомобиль: Zaz Chance Из: Нижний Новгород Пол: Мужской

Участник

Группа: Пользователь
Сообщений: 12
Вставить ник
Цитата
Регистрация: 6.11.2011
Пользователь №: 1963
Спасибо сказали: 0 раз

Участник

Группа: Пользователь
Сообщений: 65
Вставить ник
Цитата
Регистрация: 5.4.2010
Пользователь №: 353
Спасибо сказали: 1 раз

Автомобиль: Zaz Chance Из: Москва Пол: Мужской

ага ..катушка зажигания ..и модуль зажигагия эт одно и тоже..по крайней мере в сервисе так сказали))))

Участник

Группа: Пользователь
Сообщений: 12
Вставить ник
Цитата
Регистрация: 6.11.2011
Пользователь №: 1963
Спасибо сказали: 0 раз

Активный участник

Группа: Пользователь
Сообщений: 136
Вставить ник
Цитата
Регистрация: 18.3.2011
Пользователь №: 1214
Спасибо сказали: 4 раза

Автомобиль: Zaz Chance 1.3 SE (седан)
Из: Екатеринбург Родился: 09.06.1983
Пол: Мужской

Активный участник

Группа: Пользователь
Сообщений: 374
Вставить ник
Цитата
Регистрация: 25.4.2010
Пользователь №: 390
Спасибо сказали: 51 раз

Автомобиль: Zaz Chance Из: Белгород Родился: 13.02.1968
Пол: Мужской

Активный участник

Группа: Пользователь
Сообщений: 542
Вставить ник
Цитата
Регистрация: 14.7.2010
Пользователь №: 530
Спасибо сказали: 39 раз

Нк так а ВВ провода менять не пробовали?Сам разъём модуля зажигания цел?Компрессию меряли манометром?

Участник

Группа: Пользователь
Сообщений: 14
Вставить ник
Цитата
Регистрация: 13.10.2009
Пользователь №: 58
Спасибо сказали: 0 раз

Автомобиль: Zaz Chance Из: Санкт-Петербург Родился: 24.09.1970
Пол: Мужской

Вопрос есть.
Неравномерно работает двигатель — троит иногда при движении и на ХХ. (свечи меняли — не помогло, точно не катушка и провода высоковольтные и плохой контакт — не масса с питанием )

_______Можно ли найти неисправный датчик например из:
ДПДЗ, ДАД, фазовый или датчик детонации (ДКПВ не в счет)
просто отключив его. ЭБУ перейдет в аварийный режим только по одному датчику или будет игнорировать все?

Активный участник

Группа: Модераторы
Сообщений: 554
Вставить ник
Цитата
Регистрация: 25.11.2009
Из: Оренбург
Пользователь №: 127
Спасибо сказали: 75 раз

Автомобиль: Zaz Chance 1.3 S (седан)
Из: Оренбург Родился: 04.11.1971
Пол: Мужской

А забыл сказать это не на Chance троит
а Lexus GX 470 и такие тоже ломаются
ну там скорей всего все отдельно.

Сообщение отредактировал adddd_f — 7.4.2012, 17:15

Активный участник

Группа: Модераторы
Сообщений: 554
Вставить ник
Цитата
Регистрация: 25.11.2009
Из: Оренбург
Пользователь №: 127
Спасибо сказали: 75 раз

Автомобиль: Zaz Chance 1.3 S (седан)
Из: Оренбург Родился: 04.11.1971
Пол: Мужской

Проявляется троение на всегда (может контакт где-то плохой. ), температуру не знаю, но наверно на прогретом двигателе, и воздух +5 град.
Чек не горит, но наверно при диагностики многое что покажет, пока хотелось бы своми силами. Может владелец купит себе диагностический кабель.

Узнал: что в диагностическом кабеле для Toyota стоит ARM процессор.
То ли для перекодировки, то ли буффер (возможно система Linux зашита).
Будем пробовать отключать по одному датчику — может какой-то себя проявит.

Участник

Группа: Пользователь
Сообщений: 52
Вставить ник
Цитата
Регистрация: 12.9.2011
Пользователь №: 1747
Спасибо сказали: 14 раз

Автомобиль: Zaz Sens 1.3 SX (хетчбек)
Из: Пермь Родился: 05.07.1988
Пол: Мужской

Проявляется троение на всегда (может контакт где-то плохой. ), температуру не знаю, но наверно на прогретом двигателе, и воздух +5 град.
Чек не горит, но наверно при диагностики многое что покажет, пока хотелось бы своми силами. Может владелец купит себе диагностический кабель.

Узнал: что в диагностическом кабеле для Toyota стоит ARM процессор.
То ли для перекодировки, то ли буффер (возможно система Linux зашита).
Будем пробовать отключать по одному датчику — может какой-то себя проявит.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector