Цокающий звук в двигателе на холостых
МОЙ МОТОЦИКЛ
Двигатель внутреннего сгорания работает с определенным шумом из-за особенностей конструктива. Вообще, шум, в той или иной степени характерен практически для любого работающего механизма. Однако усиление шума со временем или изменение его характера всегда говорит об изменениях геометрии деталей, а проще говоря, об износе. Износ деталей двигателя скутера неизбежен в процессе эксплуатации. От качества этих самих деталей, интенсивности эксплуатации, применения качественных смазочных и горючих материалов, зависит, насколько быстро наступит момент неизбежной замены детали двигателя.
Прислушивайтесь к работе двигателя
Владелец скутера всегда должен прислушиваться к работе двигателя скутера. Прислушивайтесь к шуму на холостом ходу, при наборе скорости и на максимальной скорости. После эксплуатации скутера в течение определенного периода, обычная работа двигателя запоминается водителю, а значит и любое изменение шума работы двигателя в будущем должны насторожить. Остается лишь изучить их более подробно, чем мы сейчас и займемся.
Как определить источник шума
Для определения источника постороннего шума существует специальный прибор – фонендоскоп (типа такого как на фото))). Однако опытный мастер всегда определит поломку и без дополнительного оборудования, ведь в этом нет ничего сложного, все приходит с опытом. Иногда в месте поломки можно ощущать дополнительную вибрацию или повышенный нагрев. На практике, наиболее точно источник постороннего шума в двигателе скутера удается определить при возможности изменять тон шума по мере повышения или понижения оборотов двигателя. Для этого резко поворачивают ручку газа и прислушиваются к работе двигателя. В таком случае очень ярко себя показывают дефектные коренные подшипники, цилиндр, поршень, кольца, шатун и др. Иногда требуется проехать на скутере по дороге, чтобы определить иные шумы. Таким образом, определяют локализацию, а затем, наверняка и деталь, которая издает посторонний шум. Теперь остается сделать «вскрытие», чтобы подтвердить диагноз и принять решение по дальнейшему ряду действий для восстановления или замены поврежденной детали.
Характер постороннего шума в моторе скутера, причина его возникновения и место локализации:
- Стук в двигателе скутера при калильном зажигании.
Воспламенение рабочей топливной смеси во время такта сжатия из-за перегрева двигателя, нагар на поршне, нагар на головке цилиндра и ряд других условий способствуют появления калильного зажигания.
Характер стука двигателя при калильном зажигании схож со стуком при большом опережении зажигания, вследствие опережения вспышкой смеси искры в свече. При этом процесс калильного зажигания сопровождается выраженной детонацией топлива. Чтобы подтвердить именно стук при калильном зажигании, следует выключить зажигание и прислушаться к шуму – должны продолжаться вспышки. Остановка двигателя производится путем резкого поворота до упора ручки газа при выключенном зажигании. Устранение калильного зажигания производится идентично устранению причин перегрева двигателя.
- Стук в двигателе скутера при детонации рабочей топливной смеси.
Сгорание топлива с детонацией чаще всего характеризуется появлением металлического стука в цилиндре скутера при увеличении нагрузки. Возникает детонация обычно при перегреве двигателя скутера, низком калильном числе свечи зажигания, использовании бензина с низким октановым числом или некачественного бензина, а также при наличии обильного количества нагара в камере сгорания. Не следует эксплуатировать скутер при появлении детонации, так как это чревато преждевременным износом нагруженных деталей из-за вибрации и неправильной работы двигателя. Временное появление стуков детонации бывает при бедной смеси, раннем зажигании, перегреве двигателя, перегрузке двигателя. Следовательно, при появлении стуков детонации следует, в первую очередь, снизить нагрузку и, при необходимости, обогатить смесь. При детонации, попробуйте заправить скутер бензином с большим октановым числом (например, вместо 92 бензина залить 95), проверьте и при необходимости произведите очистку камеры сгорания от возможного нагара.
- Стук поршневых колец скутера.
Данный тип шума актуален для двухтактных двигателей. Отчетливый стук колец локализуется четко в цилиндре и появляется вследствие западания колец в продувочные окна внутри зеркала цилиндра. Конструктивно этого происходить не должно, ведь кольца при помощи стопоров фиксируются на цилиндре в таком положении, что замки по определению не могут находиться в месте продувочного окна. Однако перемещение замков часто происходит при износе колец, износе стопоров и при выскакивании замка из стопора (бывает и такое). Западающие кольца издают характерный звук, который издается из средней части цилиндра (средняя часть цилиндра определяется при прослушивании специальным инструментом) характеризуется тембром от шелеста до ритмичного позванивания при условии, что кольца еще целы. А вот когда происходит поломка колец (а она в таком случае обязательно произойдет), из цилиндра уже доносится характерный хруст и интенсивные стуки из-за попадания обломков колец в продувочные окна цилиндра. Эксплуатация скутера в этом случае недопустима. Обломки следует извлечь, а все поврежденные детали заменить.
- Стук поршня об зеркало цилиндра.
При стуке поршня об зеркало цилиндра, говорят, что стучит юбка поршня. Из-за увеличенного зазора между юбкой поршня и зеркалом цилиндра, юбка поршня очень четко стучит по зеркалу при переходе через ВМТ. Шум локализируется в цилиндре и появляется сразу после запуска двигателя в момент прогрева, пока еще поршень не принял рабочее расширение от нагрева. По достижении рабочей температуры двигателя, звук обычно теряет интенсивность и громкость, а иногда и исчезает полностью при слабом износе. Похожий шум может быть также после «кривой» сборки двигателя, когда детали недостаточно подвижны.
- Стук поршневого пальца скутера.
Стук поршневого пальца отчетливо слышен на холостом ходу и заметно усиливается при резком повороте ручки газа. Появляется шум вследствие увеличения диаметра отверстий в бобышках поршня, износа втулки верхней головки шатуна, и, в первую очередь, при износе рабочей поверхности самого пальца.
- Шум при износе коренных подшипников коленвала.
Этот шум не спутать ни с чем. Он напоминает вой, который усиливается по мере добавления оборотов при нахождении скутера на центральной подножке, а также при добавлении газа на дороге. Вой отчетливо слышен, иногда он навязчив и усиливается с пробегом. Со временем, если воющий подшипник не заменить, он полностью приходит в негодность, шарики выходят из обоймы и попадают в картер вместе с кусками обоймы, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
- Шум при износе подшипника нижней головки шатуна.
Локализация стука при износе нижней головки шатуна происходит в картере и не имеет четких границ. Стук приглушенный и заметно усиливается, например, при спуске с уклона с закрытой ручкой газа. При незначительном износе подшипника нижней головки шатуна, шатун перемещается в радиальном направлении несколько больше положенного и появляется дополнительный глухой стук. Однако это не повод менять коленвал и эксплуатация скутера в этом случае продолжается в обычном режиме.
- Стук в подшипниках коленвала.
Стук в области подшипников коленвала двухтактного двигателя скутера появляется вследствие износа коренных подшипников. Износ сопровождается перемещением коленвала в осевом направлении, отсюда и выраженный стук в этой области. Подшипники в этом случае необходимо заменить. Дополнительно шум может сопровождаться характерным воем, однако воя может и не быть. Начинающему скутеристу сложно сразу определить место локализации и причину появления того или иного шума. В этом случае, необходимо обратиться в ремонтную мастерскую.
Определение неисправности по шуму в двигателе скутера: Один комментарий
Здравствуйте, подскажите причину шума в двигателе , когда затягиваешь крышку вариатора. Шум такой , будто работает какой-то электро насос подкачки бензина на легковой машине
Стук в двигателе автомобиля, причины, способы диагностики
Шум двигателя автомобиля может быть вызван разными причинами — растянутым ремнем генератора, неисправностью насоса системы охлаждения, проблемами в работе системы зажигания и/или системы подачи топлива, элементами ГРМ и КШМ, неисправными гидрокомпенсаторами и даже использованием старого или не подходящего моторного масла. Причем сам шум может возникать в разных режимах работы двигателя — на горячую, на холодную, на холостых оборотах, при разгоне машины, при нагрузке или во время торможения. Полный список причин разного рода шумов при работе двигателя собран в статье.
Некоторый шум работы двигателя слышен отчетливо и не нуждается в особой диагностике, но чаще всего приходится применять стетоскоп. С его помощью необходимо пройтись по основным возможным источникам что могут издавать посторонний цокающий, стукающий или тарахтящий звук. В таблице собраны все причины шума в двигателе при каком бы режиме его работы он ни возникал. Ниже, возможные источники возникновения будут рассмотрены более детально. Вы узнаете из-за чего это случается и как можно убрать или снизить шумность.
Причины стука двигателя
Стук сам по себе образуется при ударе одного элемента силовой установки о другой.
При этом шум в двигателе бывает разным, возникает при определенных условиях и исчезает при их изменении.
В большинстве случаев стуки являются сигналом возникновения проблем с определенными механизмами – ГРМ и кривошипно-шатунным механизмом, цилиндропоршневой группой, но появляются и в других составных элементах агрегата.
Критерии характера стука.
Сторонние шумы, возникшие в силовой установке, можно подразделить на несколько критериев:
- Сила звука;
- Причинно-следственные связи;
- Звучание (металлический стук и т.д.);
- Цикличность.
Разберем каждый из критериев.
Стук в двигателе может быть слабым и едва прослушиваемым — в таком случае авто может и дальше эксплуатироваться, но не помешает проведение диагностических работ.
Бывает стук средний, прослушиваемый отчетливо, но его нетрудно заглушить, к примеру, громко включенной музыкой.
Авто с такими стуками можно эксплуатировать короткий срок, достаточный для возможности добраться до гаража или сервиса.
Отчетливые громкие звуки, издающиеся изнутри силового агрегата, указывает на значительные проблемы в его работе.
При таких звуках мотор глушиться и до гаража или сервиса авто доставляется только эвакуатором или на буксире, так как с двигателем и у вас могу возникнуть серьезные проблемы.
Причинно-следственные связи в возникновении стука возникают после вмешательства в силовой агрегат непрофессионалов.
То есть, проведение ли, наоборот, невыполнение технических работ или ремонта приведет к неисправностям в двигателе.
Источники стука (металлического) в двигателе:
Сейчас
читают
Что будет если перелить масло в двигатель
Как правильно проверить уровень масла в двигателе
- Масло, которое не рекомендовано для применения на данном моторе или поддельная продукция;
- Некачественные или дефектные детали, которые были установлены в ходе ремонта тоже могут вызвать стук в двигателе.
- Сильный износ составных частей, естественно, приведет к появлению посторонних шумов.
Типы звучания и чем они отличаются
По звучанию стук в двигателе подразделяется на звонкий и глухой.
Звонкий стук, его еще называют металлический, возникает при ударе между собой деталей из твердых металлов, при этом между деталями отсутствует масляная прослойка.
Глухой стук в двигателе возникает при ударе деталей, одна из которых выполнена из мягкого металла, и между деталями имеется масляная прослойка.
Цикличность
По цикличности стуков можно примерно определить, какой механизм требует вмешательства.
Так, стук в моторе производиться пропорционально вращению коленчатого вала указывает на возможные проблемы с цилиндропоршневой группой, газораспределительным или кривошипно-шатунными механизмами.
Источник спонтанного стука, возникающего бессистемно, может находиться в навесном оборудовании мотора.
К примеру, стук может издавать незакрепленный генератор, при этом шум будет возникать из-за вибрации силового агрегата.
О чем могут говорить шумы под капотом
- Шипящие звуки
Шипение под капотом встречается наиболее часто. Такие звуки связаны с утечкой охлаждающей жидкости. При попадании антифриза на горячие детали подкапотного пространства происходит испарение «охлаждайки». Могут появляться подобные шумы под капотом и после остановки двигателя, если есть места утечки на патрубках, которые расширились при нагревании. После остановки мотора жидкость перестает циркулировать по системе охлаждения и интенсивнее протекает через расширившиеся дефекты трубок. Чем сильнее протекание антифриза, тем больше образуется пара.
При наличии шипения и пара нужно поднять капот и как можно скорее обнаружить место утечки. Неисправность необходимо устранить, а затем долить антифриз до нужного уровня.
Если шум под капотом напоминает хруст, скорее всего, вам предстоит ремонт КПП (как правило, такие звуки появляются после износа шестеренок) или замена деталей сцепления. Своевременное техническое обслуживание и периодическая диагностика авто значительно снижают вероятность таких неисправностей. При появлении хруста под капотом не затягивайте с обращением в автосервис.
Вначале может наблюдаться редкое повизгивание в районе мотора, но если этот симптом оставить без внимания, то вскоре под капотом может проявиться сильный визг. Как правило, такие звуки возникают на повышенных оборотах ДВС. Их причиной чаще всего является изношенный ролик натяжителя серворемня. Если вы знаете, как заменить ремень генератора и механизм натяжения и нужные детали есть у вас в наличии, то не откладывайте эту процедуру. Если же у вас нет возможности самостоятельно выполнить замену – обратитесь в автосервис.
Чаще всего данная ситуация возникает у машин с задним приводом. Происходит такое при сильном износе дифференциала в механизме. По статистике, многие владельцы осведомлены о подобных проблемах, но не воспринимают их всерьез, что заканчивается более крупными неполадками.
На российских дорогах обязательно встретишь много неровностей, ям или выбоин. Клацанье возникает в момент езды по таким поверхностям, что не всегда относится к дефектам. Однако если при езде по ровной дороге вы продолжаете слышать такие звуки, стоит скорее добраться до СТО. Причины неисправности могут быть разными, но чаще всего это износ наконечников рулевой тяги, амортизаторов, стабилизаторов или шаровых опор.
Подобный рычащий звук характерен при поломках насоса ГУР. Современные производители используют данный механизм в своих моделях не так часто. Обязательно обратитесь в автосервис, поскольку данная проблема грозит серьезными последствиями на трассе.
Треск обычно встречается у автомобилей с передними ведущими колесами. Его проще всего услышать при вождении на невысокой скорости, когда совершается поворот с выворачиванием рулевого колеса до максимального уровня. Если во время такого маневра вы услышали непонятный треск, скорее всего, требуется поменять ШРУСы. Именно эта деталь осуществляет передачу вращения между осями.
Опасный звук, услышав который, необходимо срочно прекратить движение транспортного средства. Это говорит о том, что неправильно происходит процесс сгорания топлива. Такая неисправность приводит к серьезным поломкам в двигателе автомобиля. Возникающее повышенное давление начинает разрушать мотор, поэтому, услышав такие звуки, срочно обратитесь в СТО.
Если подобная неисправность настигла вас в дороге, попробуйте заменить весь бензин в системе на более качественный. Проверьте, как работает двигатель, если звуки пропали, то вполне вероятно, что после агрегат будет нормально функционировать, значит, все обошлось. Если же манипуляции не произвели должного эффекта, придется вызывать эвакуатор или просить проезжающих водителей отбуксировать машину в автосервис. Передвигаться на таком авто ни в коем случае нельзя.
Стук, дребезжание работающего мотора
Возникновение дребезжащих звуков может иметь две причины. Они появляются из-за значительного износа или поломки некоторых деталей силового агрегата (подшипников, поршней и прочего). В этом случае пользоваться транспортным средством нельзя.
Причина дребезжания и стуков может скрываться и в пониженном уровне масла в моторе. Если он действительно ниже нормы, необходимо долить масло незамедлительно. После такой процедуры проверьте, не исчез ли шум. Если все хорошо, можете двигаться дальше, не забывая периодически останавливаться и проверять уровень масла на щупе. Если смазка быстро исчезает, необходимо выяснить причину, а лучше сразу поехать в автосервис. Специалисты проведут осмотр и выявят неисправность.
Стуки-обманщики
Помимо этого, существует и такое понятие, как стуки «обманщики».
Цокающий звук в двигателе на холостых
Самому можно поменять, очень простая операция. Натяжитель стоит рублей 300.
З.Ы. Но сначала убедись что именно он цокает.
Пандит |
Посмотреть профиль |
Отправить личное сообщение для Пандит |
Найти ещё сообщения от Пандит |
Файловый архив |
Скачиваний: (3) 136.45 Мб |
Самому можно поменять, очень простая операция. Натяжитель стоит рублей 300.
З.Ы. Но сначала убедись что именно он цокает.
johnzm |
Посмотреть профиль |
Отправить личное сообщение для johnzm |
Найти ещё сообщения от johnzm |
Вынь его, натяжитель, и посмотри на его носик, если расклепан хоть чуть чуть, то значит он и цокает. Только почитай с начала как его обратно поставить (: Есть некоторые сложности с обратной установкой.
Пандит |
Посмотреть профиль |
Отправить личное сообщение для Пандит |
Найти ещё сообщения от Пандит |
Файловый архив |
Скачиваний: (3) 136.45 Мб |
Вольга |
Посмотреть профиль |
Отправить личное сообщение для Вольга |
Найти ещё сообщения от Вольга |
Файловый архив |
Скачиваний: (7) 27.47 Мб |
Кстати такое ощущение что не с одного места цокот идёт, а вдоль двигателя
Добавлено через 54 секунды
Весь привод ГРМ запчасти сколько среднерыночная цена?
johnzm |
Посмотреть профиль |
Отправить личное сообщение для johnzm |
Найти ещё сообщения от johnzm |
Если вдоль двигателя и цокот как у швейной машинки, то дело не в натяжителе.
Какое давление? Возможно, гидрокомпенсаторы. Или маленькое давление или забился масляный канал к ним.
Добавлено через 1 минуту 28 секунд
Зависит от региона и фирмы-изготовителя. Я брал в Иркутске за 3,5 кРуб.
Добавлено через 1 минуту 31 секунду
Привод ГРМ со звёздными натяжителями до 200000 км выдерживает. С башмаками меньше. 100-120.
Вольга |
Посмотреть профиль |
Отправить личное сообщение для Вольга |
Найти ещё сообщения от Вольга |
Файловый архив |
Скачиваний: (7) 27.47 Мб |
johnzm |
Посмотреть профиль |
Отправить личное сообщение для johnzm |
Найти ещё сообщения от johnzm |
Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).
Stingray |
Посмотреть профиль |
Отправить личное сообщение для Stingray |
Найти ещё сообщения от Stingray |
Файловый архив |
Скачиваний: (6) 129.45 Мб |
Пандит |
Посмотреть профиль |
Отправить личное сообщение для Пандит |
Найти ещё сообщения от Пандит |
Файловый архив |
Скачиваний: (3) 136.45 Мб |
Последние два раза когда на заправке открывал крышку бака слышал шипение, еще подумал, что странно то.
так же у меня в системе охлаждения шланг который от верха радиатора (в углу сверху штуцерок пластмассовый отломался) идет к расширительному бачку заглушено с двух сторон. от бачка вкрутил болт в шланг а в радиатор кровельный саморез.
Добавлено через 15 минут 55 секунд
Кстати стоит переживать и торопиться? или можно так ездить?
Стук в двигателе: возможные причины и выполнение ремонта
Сердцем любого автомобиля, естественно, можно назвать двигатель. Его конструкция достаточно сложная, а выполнение ремонтных работ обычно стоит немалых средств. Именно по этой причине при появлении каких-либо посторонних звуков следует немедленно производить диагностику, чтобы выяснить источник неполадки. Многие водители сталкиваются с таким явлением, как стук в двигателе. Мы расскажем, почему он возникает, как провести диагностику и возможно ли выполнить ремонт.
Основные причины
Стук в моторе – явление неприятное, при этом у многих ассоциируется с большими растратами. Если вовремя принять меры, можно обойтись минимумом потраченных средств, так как в конструкции мотора имеются десятки деталей, то шум может издавать практически каждая из них. К главным причинам появления стука приводит:
- недостаточный уровень масла в картере;
- постоянно высокие нагрузки на ДВС, что приводит к ускоренному износу и появлению зазоров;
- регулярные перегревы;
- использование низкокачественного масла.
Все это может стать причиной поломки конкретного узла, который будет издавать характерный стук, соответственно, приведет к ряду других последствий.
Диагностирование проблемы
Первое, что может сделать любой водитель, это определить, когда конкретно появляется стук.
Здесь вы можете столкнуться с несколькими ситуациями появления стука:
- сразу на холодную (непосредственно после включения мотора);
- после прогрева на горячую;
- только на холостых оборотах;
- стук под воздействием нагрузок.
Каждую ситуацию далее мы рассмотрим в отдельности. Популярный вопрос среди автомобилистов – как определить, что стучит в двигателе. Здесь можно использовать стетоскоп или самодельный аналог. Он поможет локализировать проблему с относительно высокой точностью. Вам будет достаточно приложить ухо к агрегату, чтобы сразу понять, что виновником является именно он.
Стук двигателя на холодную
Если во время запуска мотора вы слышите глухой стук, то причиной является коленвал. Именно в первые минуты звук слышится максимально четко, так как масло еще не разогрелось, соответственно, не смазало эту деталь. Со временем звук пропадает, но его все равно слышно на холостых оборотах. Стук, как было сказано, глухой, но его звонкость может увеличиваться при возрастании оборотов.
Главной причиной является сильный износ подшипников вала, что приводит к большому зазору. К ухудшению ситуации дополнительно приводит использование низкокачественного масла с различными примесями. Остаточно диагностировать, является ли причиной коленчатый вал, вам могут только в специализированном автосервисе, разобрав мотор. Ремонт можно выполнить расточкой коленвала, но в особо запущенных случаях водителям придется раскошелиться на новую деталь.
Также еще одной причиной появления стука на холодную является неисправность распределительного вала. При сильном износе распредвала, конечно же, вы отчетливо будете слышать звуки даже после прогрева автомобиля. Также частота стука этого элемента в два раза меньше оборотов самого мотора. Этот факт дополнительно поможет провести диагностику. Причины аналогичны вышеописанным: масляное голодание, использование контрафактной продукции и повышенный износ подшипников.
Особую опасность стук от распредвала представляет в автомобилях, которые оснащаются гидрокомпенсаторами. Проблема заключается в том, что они будут компенсировать зазор, созданный между толкателем и кулачками вала, что приведет к неправильному положению клапанов. Результатом станет падение компрессии, уменьшение мощности и повышенный расход топлива. Для проверки распределительного вала придется выполнять разбор двигателя. Если у вас нет подобных навыков, обращайтесь в автосервис.
Нередко источником шума является цепь ГРМ. В системах с гидравлической натяжкой масло может не сразу подаваться, что приводит к появлению стука. «Щелкать» могут и сами гидрокомпенсаторы. В этом случае они подлежат немедленной замене.
Стук в двигателе на горячую
Пока двигатель холодный и масло не разогретое, зазоры в деталях никак себя не проявляют. Стук становится все отчетливей по мере разжижения масла. Причин может быть несколько:
- увеличенный зазор между шейкой коленвала и коренными вкладышами;
- в шатунных подшипниках при образовании достаточно большого зазора между шейкой коленчатого вала и опорой;
- при появлении трещин в юбке поршня или непосредственно поршневом пальце.
Диагностировать, что именно из приведенных вариантов приводит к стуку, можно только с разбором мотора. Здесь вам понадобится помощь настоящего специалиста. Разобрать двигатель – дело одно, но подчинить поломку и собрать его обратно – это уже совсем другая задача. Если у вас нет специальных навыков, не стоит рисковать и заниматься самостоятельным ремонтом.
Посторонние звуки при работе на холостую
Стук на холостом ходу является не таким опасным, поэтому не стоит сразу паниковать. Однако рекомендуется оперативно провести диагностику, чтобы устранить проблему. При наборе оборотов шум может пропадать или оставаться еле слышным. Здесь стоит проверить:
- шкив помпы и генератора;
- защиту двигателя и кожух ГРМ;
- шестерни распредвала на люфт (если они предусмотрены конструкцией);
- шкив коленвала.
Бывают случаи (особенно, в автомобилях с автоматической коробкой передач), когда появляется трещина в маховике. Устранить ее не удастся. Здесь придется выполнять замену всего маховика.
При нагрузках на мотор
Еще одна довольно распространенная ситуация – появление стука только при нагрузке. Главная причина стука в двигателе в такой ситуации – появление детонации. Бензин или дизель могут воспламеняться раньше нужного момента, что приводит к некорректной работе всего ДВС. При детонации вы услышите частый и звонкий стук, который отчетливо будет проявляться в следующих ситуациях:
- во время разгона транспортного средства;
- когда водитель использует слишком высокую передачу, не соответствующую нагрузке на мотор;
- при езде с большим грузом или прицепом.
Достаточно опытные водители всегда могут определить звук детонации. Также ряд машин оснащается специальным датчиком, который информирует об этом явлении. Обычно на приборной панели вы увидите горящий значок Check Engine. Одной из главных причин детонации является использование низкокачественного топлива с малым октановым числом. При детонации на стенках цилиндров будут образовываться отложения, которые даже после использования качественного бензина будут вызывать целый ряд проблем. При этом работа неопытных автомехаников может привести к повышенной степени сжатия, а также некорректному функционированию некоторых компонентов мотора.
Звонкий стук в любых условиях
Если вы слышите отчетливые звуки в верхней части мотора при любых нагрузках, при этом даже на холостых оборотах, то проблемой являются клапана. Тональность звука может меняться в зависимости от работы двигателя. Причиной этого является естественный износ клапанов. В некоторых случаях достаточно только выполнить качественную регулировку. Если износ слишком большой, без замены не обойтись.
На определенных моторах к стуку приводит контакт клапанов с поршнем. Это происходит из-за того, что ремень ГРМ сбился на один или несколько делений. Рекомендуем проверить его натяжку и правильность расположения. Делается это по специальным меткам. Будьте осторожны, так как в итоге эта проблема может привести к полному разрушению клапанов или повреждениям в цилиндре.
Ряд других причин
Появление стука могут вызывать и другие компоненты, которые еще не были описаны ранее. В этот список входит:
- Привод бензонасоса. Вы услышите громкий стук, схожий со звуком от клапанов.
- Шатуны, стучащие из-за изношенных вкладышей. Поочередно отключая цилиндры, можно диагностировать проблему.
- Неправильные размеры прокладки блока цилиндров. Она выступает в камеру сгорания, где ее задевает цилиндр. Характеризуется глухим звуком.
- Плунжерные пары. Могут издавать звук в дизельных агрегатах. Не является критичным.
Сложность конструкции мотора делает диагностику и ремонт сложным процессом. Самым оптимальным вариантом является поездка в специализированный техцентр. Как правило, в таких мастерских имеется все необходимое оборудование, которое позволит выявить причину стука. Если в машине имеется электронный блок управления, вы дополнительно сможете произвести компьютерную диагностику.
Меры профилактики
Чтобы не тратить огромные средства на диагностику и ремонт, лучше предотвращать любую проблему. Рекомендации всем знакомы:
- Регулярно проходить технический осмотр. Это позволит выявить проблемы на ранней стадии.
- Каждый 10-15 тысяч километров проводить замену масла. Используйте только ту продукцию, которая рекомендована самим производителем транспортного средства. Найти нужную информацию вы сможете в эксплуатационном руководстве к автомобилю.
- Используйте качественный бензин. Если в машину необходимо заливать от 95, не стоит рисковать, используя ради экономии 92.
Помните, что растраты на моторное масло или топливо просто несоизмеримы с капитальным ремонтом двигателя. Стук говорит о явной проблеме, и если ей не заниматься, то последствия не станут себя ждать.
Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:
Почему стучит двигатель и чем это грозит автовладельцу
Двигатель — сердце автомобиля. И его «здоровье» беспокоит владельца ничуть не меньше, а порой и больше, нежели собственное, ведь малейшая неполадка в моторе означает вероятность дорогостоящего ремонта, а то и замены. Размеренное и тихое урчание четырёхколёсного друга не может не радовать владельца, а вот если двигатель стучит, это не только раздражает, но и становится поводом для беспокойства.
Как осуществить диагностику неисправности
Любой посторонний звук, доносящийся непосредственно из двигателя, прежде всего означает стук, возникающий вследствие силового воздействия одного элемента на другой. При этом его характеристики могут быть разными — глухой или звонкий, щелчковый, металлический, лязгающий, оглушающий или чуть слышный. Именно эти параметры шума помогут определить суть неисправности. У автомехаников существует такое понятие как «прослушивание двигателя». Автоспециалисты подобно врачам, обследующим больного, используют стетоскоп при диагностике авто. Его прикладывают к различным частям двигателя, чтобы определить локацию исходящего звука. Это помогает найти неисправную деталь. Тон или звонкость звука может различаться на разных типах машин, хотя поломка при этом будет одна и та же. А вот характер и периодичность возникновения звука — постоянный, возникающий только при определённых условиях, хаотично и неравномерно распространяющийся гул — помогут установить истинную причину максимально точно.
Причины, почему стучит двигатель
Источники появления посторонних звуков в двигателе могут быть различными, но при этом стоит помнить, что этот агрегат испытывает довольно серьёзные нагрузки — как температурные, так и силовые.
- Происходит естественный износ деталей, ведь законы физики никто не отменял. Это первая причина появления посторонних звуков.
- Некачественно выполненная замена какой-либо запчасти в двигателе. Бывает так, что устанавливается аналоговая запасная часть вместо оригинальной. Она не выдерживает вышеупомянутых нагрузок и деформируется, а то и вовсе выходит из строя.
- Нарушение условий эксплуатации двигателя, предусмотренных производителем. Здесь может быть масса действий, которые приводят к гибели мотора: резкие наборы оборотов, несоблюдение сроков технического обслуживания, использование поддельного или некачественного масла и т. д.
Основные источники стуков на бензиновых и дизельных
Если внезапно возникший звук не даёт покоя, то нужно определиться с точным местом его происхождения, ведь двигатель состоит из нескольких взаимосвязанных узлов и деталей.
- Стук клапанов. Они начинают стучать тогда, когда увеличивается зазор между рычагами и кулаком распредвала. Характер шума напоминает металлический лязг или цокот. Это чревато постепенным ростом зазора и, как следствие, ускоренным износом деталей. Своевременная регулировка клапанов позволяет избежать возникновения подобной ситуации.
- Стук подшипников коленвала. В двигателе, а конкретно в распределительном вале, есть специальные вкладыши, которые со временем приходят в негодность. Их износ и приводит к появлению металлического негромкого, словно приглушённого звука в районе картера. Одним из признаков будет низкое давление масла — так называемое масляное голодание. Впрочем, подобное может возникнуть и по причине использования низкокачественного или поддельного масла. Здесь поможет полная замена субстанции и промывание всей системы, разумеется, с последующей установкой новых вкладышей.
- Стук поршней (зазор между поршнем и цилиндром). Звук стучащего поршня также возникает вследствие износа. Как правило, он отчётливо слышен при запуске двигателя, однако с прогревом машины до рабочих оборотов исчезает, поскольку произошло расширение деталей.
- Шумы в приводе распредвала (в цепи ГРМ). Здесь причина та же самая — вследствие естественного износа, некачественно выполненного ремонта или небрежной эксплуатации возникают ненужные зазоры в цепи ГРМ.
- Стук форсунок. Справедливости ради этот звук нельзя называть стуком, скорее, он похож на стрекот, причиной которого становится нерегулярный уход. Форсунки требуют обслуживания хотя бы каждые 3–5 тысяч километров пробега. В противном случае происходит их засорение и, как следствие, владелец машины наслаждается стрекотанием, доносящимся из-под капота.
- Стук «пальцев». Возникает из-за использования некачественного топлива. Звук звонкий, металлический, хорошо различим даже при высоких оборотах.
- Стучат вкладыши шатунов. Неисправность данных элементов можно диагностировать так: при появлении звонкого стука с запуском двигателя с каждого цилиндра в порядке очереди необходимо снять провод высокого напряжения. Если появление постороннего шума становится меньше, то вы нашли проблемный цилиндр.
Прослушиваем авто и определяем истинную поломку
Для того чтобы выявить источник появления постороннего шума при работе двигателя, нужно иметь технический фонендоскоп, обычный или автомобильный стетоскоп либо воспользоваться мотор-тестером.
Алюминиевый стек-тестер прикладывается к месту, откуда слышен стук
- Запускаем движок.
- Начинаем прослушивать его на холостом ходу при помощи стетоскопа или другого прибора.
а) двигатель с верхними клапанами, б) двигатель с нижними клапанами. 1— зона клапанов, 2 — зона поршней, 3 — толкателей, 4 — подшипников, 5 — распределительных шестерен
Помехи в верхней зоне при малых оборотах и непрогретом двигателе зачастую говорят о неприятностях с гидрокомпенсаторами. Если же звук увеличивается при прогреве, имеет при этом равномерный характер, то это может служить сигналом разрушения сёдел клапанов.
Недостаточная обработка седла клапана привела к изменению углов соприкосновения поверхности клапана и седла. Следствие — расклин седла
Это может говорить о повреждении подшипников навесного оборудования, нарушении фаз газораспределения либо о детонации (при заправке низкооктановым бензином).
При появлении стучания в верхней части двигателя у водителя обычно есть возможность добраться до автосервиса своим ходом или даже эксплуатировать машину некоторый период.
Но если звуки исходят из нижней зоны, имеют резко выраженный характер, то лучшее решение — остановка мотора и вызов эвакуатора.
Скрежет и постукивания при запуске авто, скорее всего, являются следствием неисправностей в системе смазки: масло не обрабатывает все необходимые детали и они начинают издавать посторонний скрежет и шумы. В таком случае необходимостью станет проверка давления масла и доведение его уровня до рабочей отметки. Если данный способ не дал результатов, то нужно провести замену жидкости, предварительно промыв систему. При отсутствии эффекта необходима проверка состояния масляного насоса.
Помехи на горячую могут вызываться всеми перечисленными причинами. Главное своевременно установить характер, локализацию звуков и принимать решение о доставке в сервисный центр исходя из предварительных данных. Если возникли проблемы в кривошипно-шатунным механизме, то вы будете слышать резкие и сильные стуки из нижней части движка. В таком случае вам следует вызвать эвакуатор.
Основные указания по методике прослушивания двигателя при помощи стетоскопа
С мотором автомобиля шутки плохи, поэтому, если стуки всё же появились, имеют среднюю или ярко выраженную силу, то диагностика машины жизненно необходима. Установить причину самостоятельно часто бывает нелегко, если вы новичок или сомневаетесь в своих силах, то обратитесь к профессионалам, чтобы не подвергать своего любимца дополнительному риску.