0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ушло масло в двигателе что делать

Куда уходит масло из двигателя?

Замена масла обычно производится раз в год. В четырехцилиндровый бензиновый мотор помещается примерно 4 литра. Однако по мере эксплуатации его уровень падает, и водителям приходится пополнять запас в картере. Некоторые покупают большие канистры и пытаются плеснуть на глаз, мажут мимо горловины и обливают мотор. Поначалу кажется, что это пустяк, однако со временем негативные последствия могут превзойти всяческие ожидания.

Пригоревший мотор

Пролитое машинное масло стекает по стенкам двигателя и собирается на выступах выпускного тракта. Они расположены как раз под углом к горизонтали и имеют удобные желоба для сбора жидкости. При движении выхлопные газы разогревают патрубки до высоких температур, отчего масло вскипает и пригорает. Появляется едкий запах, словно рядом прокатился чадящий старый грузовик. Чем выше обороты мотора, тем сильнее нагревается выпускной тракт, а значит, гари будет больше.

Если открыть капот, то можно даже увидеть небольшой дымок, как от раскаленной сковородки, и услышать потрескивание пережженого масла. Многим может показаться, что машина горит. Но в принципе от запаха вреда немного. Он лишь действует на нервы, и приходится ждать, пока масло прогорит.

Белый взрыв

Настоящие проблемы могут начаться, если масло попадет на электрические провода или на резиновые патрубки системы охлаждения двигателя. Нескольких капель достаточно, чтобы получить большие неприятности.

Современное синтетическое масло пропитано химическими элементами, которые разъедают налет и вычищают двигатель изнутри. Кроме того, сама основа смазки несовместима с рядом пластмасс и резиновых изделий. Масло нещадно расщепляет их структуру. Капля впитывается, затем резина разбухает, теряет эластичность и со временем не может держать нагрузку.

Раздутые патрубки системы охлаждения лопаются под давлением, антифриз мгновенно вскипает и вырывается наружу гигантскими облаками белого пара. Водителю кажется, что мотор взорвался, и он в панике останавливается. Ехать дальше нельзя, придется парковаться на обочине, выставлять знак аварийной остановки и отправляться в магазин запчастей за новыми резиновыми трубками.

Что касается проводки, то ее резина тоже впитывает масло, твердеет и трескается из-за разности температур.

Почему двигатель ест масло?

В первую очередь автовладельцу, который столкнулся с проблемой быстрой потери масла мотором, необходимо обратить внимание на состояние клапанной крышки. Часто отмечаются проблемы с прокладками, которые изнашиваются, не держат высокое давление, после чего масло начинает сочиться по двигателю. Если автовладелец не обращает внимание на такие неисправности, отмечается масляное голодание двигателя, что, в конечном счете, приводит к его повышенному износу и необходимости выполнять сложный и дорогостоящий ремонт.

Также двигатель может терять маслом по распредвалу и сальникам коленвала. Наличие таких подтёков свидетельствует о серьезном износе. Такие проблемы следует устранять как можно быстрее, что исключает появление еще более сложных и дорогостоящих в ремонте неисправностей. К сожалению, такой ремонт будет иметь высокую стоимость, часто требуется менять не только сальники, но и сам распредвал, что существенно увеличивает расходы автовладельца.

Терять масло мотор может также по соединению масляного фильтра или датчика давления. Если мастера в сервисе некачественно выполнили замену масла и не закрутили фильтр, то при высокой температуре масло под давлением может гнать через такие проблемные места, а заметить подтеки под автомобилем в подобном случае будет попросту невозможно.

Незакрытая крышка

Бывают и другие случаи, связанные с ошибками при заливе масла в двигатель. Иногда водители неправильно закрывают крышку наливной горловины. Эта крышка имеет фиксаторы, которые во время работы держат давление. Но если крышку затянуть не до конца, то ее может сорвать.

Тогда циркулирующее в двигателе масло будет вылетать фонтанами через открытое отверстие. Брызги летят далеко, особенно при раскрутке коленвала свыше 3000 оборотов. Масло зальет подтеками блок цилиндров и головку, навесное оборудование, радиатор охлаждения с вентилятором, и даже прорвется к фарам. Ну а шумоизоляция капота будет вся испорчена. Затем загорится лампочка низкого уровня масла, только тогда недоумевающий водитель полезет под капот и обнаружит утечку полутора (примерно) литров смазки.

Причем попадают в такие ситуации зачастую опытные водители, для которых долив масла — действие привычное. Держа канистру в правой руке хозяин кладет крышку пальцами левой ладони в надежде затянуть ее после окончания процедуры долива. Он возится с канистрой, потом протирает все тряпочкой, забывает про незатянутую крышку, хлопает капотом, и дальше начинаются приключения.

Штатно-паспортный расход

Уходит масло из двигателя по разным причинам. Все их можно разделить на 2 группы. Причины уменьшения смазки в силовых агрегатах могут быть:

  • штатно-паспортными, ориентированными на допустимые нормы расхода масла;
  • нештатными, вызванными поломками отдельных узлов.

Современные двигатели характеризуются установленными нормами относительно расхода смазочного вещества. Нормальными принято считать показатели, находящиеся в пределах 0,1–0,3% от общего расхода горючего. Для больших дизельных моторов штатный расход составляет 0,8–3,0%. Производители автомобилей стараются указывать паспортный расход смазки, вызываемый естественным угаром. На эти показатели необходимо ориентироваться, чтобы не бить тревогу раньше времени.

Угар в цилиндропоршневой группе

Для успешной и долговечной работы силового аппарата смазка неизменно попадает в рабочую зону цилиндропоршневой группы. При интенсивном механическом трении, повышении температурных режимов смазочное вещество нагревается, испаряется и выгорает. Так и получается угарный расход масла. Допуски таких естественных потерь ориентированы на тип двигателя, его состояние.

Для удобства вычислений показатели расхода масла в зависимости от количества топлива переводятся в соотношение с пробегом. Новые бензиновые двигатели потребляют 5–25 г смазочного вещества на 1000 км. Изношенные моторы расходуют до 100 г. О приближении ремонтного состояния могут свидетельствовать 400–600 г. Критической признается отметка 800 г.

Турбированные бензиновые моторы имеют повышенный расход масла. Новые двигатели могут потреблять 80 г на 1000 км. Изношенные силовые агрегаты этого типа поглощают до 2 л. При неисправной турбине расход увеличивается. Потребление смазки сверх 2 л считается критическим.

Естественный угар масла дизельного мотора приближается к показателям турбированого силового агрегата. Нормой считается 300–500 г на 10 000 км. Порог в 2 л также принято считать опасным для эксплуатации двигателя.

Расход из-за системы вентиляции картера и турбокомпрессора

Повышенное давление картерных газов наблюдается в изношенных двигателях. Тогда на впуск силового агрегата выносится масло, потеря которого практически неизбежна. При интенсивной эксплуатации изношенный мотор часто работает на пределе возможностей. Увеличиваются скорости картерных газов, растет давление. Маслу некуда деться, оно выталкивается в цилиндры через впрыск горючего.

Подобный механизм срабатывает при испортившейся турбине (турбокомпрессоре). Помимо этого, масло расходуется и на смазку самого турбокомпрессора. Это повышает нормативно-штатный расход смазочного вещества.

Нештатный расход смазочного вещества часто становится предвестием наступающих проблем. Поэтому весьма важно вовремя обратить внимание на повышенное потребление масла в двигателе либо наружные утечки. Нельзя автолюбителю оставаться равнодушным, когда он замечает масляные пятнышки под мотором. Тогда необходимо исследовать, какими путями смазочному веществу удается деваться из двигателя.

Как правильно мыть мотор?

Что же делать, если моторный отсек оказался забрызган маслом?

Необходимо отправиться в специализированный техцентр и оплатить химическую мойку. Ни в коем случае нельзя мыть силовой агрегат и навесное оборудование самостоятельно. Водой можно легко повредить нежную электрику. Ну а если направить под капот струю из керхера, то есть риск не только сбить датчики, но и залить блок управления двигателем.

Если разбрызгалось больше литра масла и его попадание на шланги системы охлаждения очевидно, то есть смысл в более тщательной очистке подкапотного пространства. Придется снять бампер и даже передний радиатор, чтобы добраться до запачканных трубок.

Ну а затем необходимо постоянно контролировать сохранность резиновых шлангов и иных деталей. Если заметны вздутия или трещины на внешних поверхностях, то лучше не ждать поломки, а загодя заменить разрушающуюся деталь.

Распространенные причины ухода масла из двигателя

Необходимо регулярно отслеживать, достаточно ли смазки в силовом агрегате, только так можно вовремя заметить, что масло уходит из двигателя. Существует 2 причины, почему возникает такая проблема: смазка выгорает либо утекает.

    Пробило прокладку
    Почему масло уходит из двигателя чаще всего? Эта неисправность случается потому, что прокладку блока цилиндров пробило. Причина пробоя — сборка ДВС была произведена неправильно либо процедура обжима ГБЦ выполнена некачественно. Все это приводит к тому, что головка недостаточно плотно прижимается к БЦ. Как узнать, что причина перерасхода масла в том, что прокладка пробита? Посмотрите под ГБЦ, скорее всего, там вы увидите подтеки.

К каким еще неприятным последствиям может привести пробой прокладки? Антифриз попадет в картер мотора. В этом случае можно обнаружить белесую эмульсию в масляном картере. При вытаскивании щупа из картера ДВС можно заметить, что уровень смазки повысился, кроме того, она стала беловатого оттенка.

Если вы обнаружили эти признаки, не заводите автомобиль. Иначе придут в негодность вкладыши коленвала, быстро износятся кулачки распредвалов, появятся задиры на поверхности гильз БЦ.

Чтобы избежать вышеперечисленных проблем, следует вызвать эвакуатор и отправиться на СТО, где мастер заменит прокладку головки блока цилиндров. Существует мнение, что ремонтных работ можно избежать, если просто подтянуть ГБЦ. Делать так не следует, ведь прокладка уже пробита. Через деформированную область будет уходить масло из двигателя.

Читать еще:  Двигатель 406 инжектор работает как дизель
Рекомендуем

«Почему пенится масло в двигателе и что с этим делать» Подробнее
Кроме того, необходимо очистить промывочным маслом смазывающие магистрали, чтобы в них не осталось образовавшейся белесой эмульсии. Только после проведения этой процедуры можно заливать в мотор новую смазку.

Для промывки можно использовать любой бюджетный смазочный материал, подходящий по вязкости. Такая смазка не испортит мотор, ведь ДВС проработает на ней совсем недолго, а испытываемые нагрузки будут минимальными. Почему необходимо промыть силовую установку? Это поможет очистить мотор от эмульсии и избежать лишних трат на ремонт ДВС.

Требуется замена сальника коленчатого вала
Если уходит масло в двигателе, причина может быть в том, что износился сальник коленвала. Как узнать, что проблема в этом? Посмотрите под машину, там вы обнаружите масляные лужицы. В некоторых случаях диагностировать эту поломку бывает непросто. Чтобы обнаружить протечку, потребуется осмотреть днище автомобиля.

Сальник коленвала резиновый, а этот материал быстро изнашивается, становится неэластичным, вырабатывается из-за механического воздействия абразивных микрочастичек, которые есть в смазке.

Что делать, если проблема в изношенном сальнике? Просто заменяем эту деталь. Нелишним будет также залить новую смазку и установить другой масляный фильтр.

Масло уходит из двигателя из-за утечки
Течь может быть из-под прокладки масляного фильтра либо из корпуса масляного фильтра. Чаще это происходит потому, что фильтр был неправильно установлен, его перетянули либо недотянули. Также на прокладку фильтра могли попасть абразивные микрочастички. Возможно, фильтрующий элемент был бракованный и пропускал смазку в области завальцовки корпуса.

Решение — устанавливаем новый масляный фильтр. Можно попробовать дотянуть его, если он закручен недостаточно сильно. Чтобы не повредить резиновую прокладку, следует нанести на нее смазку перед монтажом.

Маслосъемные колпачки износились
Когда уходит масло в двигателе, причины могут быть разные. Одна из них — поломка маслосъемных колпачков, которые сделаны из резины. Несмотря на то что данный материал устойчив к воздействию смазки, с течением времени из-за повышенных температур резиновые колпачки становятся неэластичными, неплотно прилегают к поверхностям.

Все это приведет к тому, что уплотнения клапанов ГРМ разгерметизируются, и масло будет уходить из двигателя. Оно вытечет через сальник клапанов в цилиндры, смешается с топливом и сгорит.

Мотор будет функционировать неисправно из-за продуктов сгорания смазочного материала. Чтобы поршневая группа не вышла из строя раньше времени, следует установить новые маслосъемные колпачки.

Если произошло залегание маслосъемных колец, во время хода поршня масляная пленка не будет должным образом сниматься с внутренней поверхности цилиндра. Часть смазки останется в камере сгорания, начнет выгорать, способствуя образованию коксовых отложений.

В результате произойдет закоксовывание, а затем залегание колец. Компрессия мотора снизится, мощность уменьшится, а выработка рабочей поверхности цилиндра будет происходить неравномерно. Все это приведет к тому, что вам придется потратить крупную сумму на капитальный ремонт, включающий расточку либо гильзование БЦ. Также потребуется заменить поршневые кольца.

Уходит масло в двигателе — что делать?

Куда из двигателя может уходить масло? Существует много причин, способов диагностики и методов по сокращению расхода масла. Можно заменить кольца, но это миф. Проблема «исчезновения» масла из двигателя — достаточно распространённая. Если хотите получить ответ на вопрос: «Уходит масло в двигателе — что делать?», читайте далее эту статью.

Из двигателя масло может исчезать в следующих случаях:

  • просто вытекать
  • может сгореть в цилиндрах двигателя
  • его украли?- это очень нелепый вариант

Сгорание масла в цилиндрах двигателя.

Утечку масла наружу заметить легко, даже очки не нужны. Утечку масла внутрь, в охлаждённую жидкость, можно обнаружить, открыв пробку радиатора или расширительный бачок. Образуется под автомобилем большое пятно, а уровень масла понижается незначительно.

Сгорание масла в двигателе.

Угар масла будет всегда — это один из принципов действия ДВС. Если соблюдается график смены масла (через 10 т. км), то двигатель современного автомобиля не требует добавления масла. На 10 т. км должно тратиться не более 1л масла.

Как определить расход масла и какова причина его попадания в двигатель?

  • плохое уплотнение между цилиндром и поршнем
  • протекает через масло — отражательные колпачки
  • плохо работает масло-отделитель системы вентиляции картера

Поговорим поподробнее об этих процессах.

Поверхность цилиндра в уплотнении цилиндр — поршень должна быть правильной цилиндрической формы, и на своей поверхности иметь рисочки от хона, удерживающие масло. Отсутствие рисочек от хона приведёт к поломке двигателя, так как кольца будут работать на сухую. Кольца и цилиндр быстро износятся.

Внешне кольца выглядят элементарными, но по своей конструкции достаточно сложны. Прилегать к поверхности цилиндра при установке они должны с определённым усилием.

Ещё один участник уплотнения — это канавка в поршне для кольца. В процессе работы двигателя канавка срабатывается, и кольцо болтается в ней по высоте. Масло проникает в цилиндр, и сгорает при невыполнении хотя бы одного условия.

Все составляющие уплотнения изнашиваются одновременно, но в разной степени, и заменой лишь колец не устранить протекание масла. Конструкция (тонкие диски и расширитель) масло-съёмных колец имеет ряд недостатков. Конструкция теряет подвижность из-за использования масла низкого качества. В результате закоксовывания расширитель не прижимает диски к поверхности цилиндра. В этом случае достаточно всё почистить и собрать.

Стекая по стержням клапанов, масло сгорает в цилиндрах, нарастая на обратной стороне тарелок клапанов коксовой шубой. Масло подхватывается выхлопными газами, и задымлённость выхлопа увеличивается.

Масло может стекать по стержням клапанов в результате износа, задубения масло-отражательных колпачков, и увеличения промежутка между клапанным стержнем и втулкой.

Клапанный стержень и втулка так же подвергаются незначительному износу. Колпачок рассчитан только на продольное перемещение клапана, но, никак не на осевое смещение, а если стержень клапана болтается во втулке, то и колпачок не поможет.

Поговорим о масло-отделителе.

На вид — простенькое устройство, напоминающее лабиринт. Масляный туман и картерные газы блуждают по лабиринту, а масло оседает на стенках, и, стекая, попадает обратно в картер. Капли масла попадают в цилиндр, если забит лабиринт или сливные отверстия. Приходим к выводу, что забившаяся система вентиляции картера не является причиной перерасхода масла, скорее, наоборот.

Пришло время ответить на вопрос: «Что делать, если масло уходит из двигателя?»

  • Если расход масла на 10 т. км составляет около 2,5л — 3л, то достаточно заменить масло-отражательные колпачки.
  • Если расход масла значительно выше, то придётся произвести капитальный ремонт. Без него не обойтись.
  • Если вовремя не устранить неполадки, то при передвижении по городу «стуканёт» мотор, а на больших расстояниях на повышенной скорости прогорит или поршень, или клапан.

Причина утечки масла из двигателя

Основная часть автовладельцев весьма ревностно следит за состоянием своей машины – как внешним, так и внутренним. Поэтому внезапно увеличившийся расход различных рабочих жидкостей обнаруживается достаточно оперативно. Не является исключением и масло в двигателе. Кроме регулярных проверок при помощи щупа, у многих выработана привычка проверять место стоянки – таким образом сразу же определяется наличие утечки. Если расход масла в двигателе внезапно увеличивается, а внешних признаков его утечки обнаружить самостоятельно не удается, водитель, как правило, начинает паниковать и судорожно искать, куда уходит масло в двигателе.

Когда пора насторожиться

Стоит осознавать тот факт, что масло – это не топливо, для которого установлен и определен точный расход. Так, модели автомобилей со старыми двигателями по определению расходуют больше масла, а современному авто впору обходиться совсем без масла, настолько минимален расход. Конечно возраст машины не является основным критерием для паники. Существует масса других причин, когда можно начинать беспокоиться, конечно, если все это вовремя замечается.

Главным поводом, который служит основанием для визита в автосервис, является значительное и постоянно продолжающееся падение уровня масла в двигателе, вынуждающее автовладельца постоянно его подливать, что говорит о его утечке. Для своевременной и самостоятельной диагностики такой серьезной проблемы требуется постоянно проверять уровень масла в двигателе – некоторые специалисты рекомендуют делать это перед каждым выездом на автомобиле. Нетрудно понять, что на практике этого практически никто не делает, поэтому утечка его из двигателя может обнаруживаться не сразу. Чем грозит такая невнимательность к собственному двигателю показано на видео:

Причины повышенного расхода

По большей части причина «пропажи» масла связана с банальной его утечкой, и тому, как правило, становятся нижеперечисленные детали:

  1. Деформированная прокладка блока цилиндров. Такая ситуация фиксируется, если после ремонта/сборки двигателя крепежные элементы оказываются стянуты «с перекосом». В результате из-за возникшей деформации о качественном прилегании деталей говорить не приходится. Следствием этого становятся масляные подтеки на двигателе, заметные невооруженным глазом. При этом сам факт утечки масла не является особо страшным. Куда хуже, что у тосола появляется возможность попасть в цилиндры – «потерянный» двигатель практически гарантирован. Отчасти поможет замена прокладки, но оптимально будет после этого полностью заменить масло.
  2. Сильный износ сальников коленвала . Несмотря на легкость определения такой проблемы – масляные следы после стоянки авто, устранить ее не так просто. Стандартные резиновые сальники и сами по себе не отличаются долговечностью, а если заливается некачественное масло, срок их службы сокращается еще быстрее. В результате страдают их кромки, теряется герметичность и начинается потеря масла. Для того, чтобы обезопасить себя от повторения подобной ситуации в будущем, имеет смысл приобретать более дорогие сальники для экстремальных условий, а масло покупать лишь в крупных торговых точках и известных брендов.
  3. Утечка масла из двигателя часто вызывается непрофессиональной заменой прокладки масляного фильтра. На практике это означает либо фильтр был попросту недокручен, либо, наоборот, перетянут, что и вызвало деформацию прокладки. В ряде случаев виноват и сам фильтр.
  4. На верхней части головки блока расположены специальные маслосъемные колпачки. Само их расположение подразумевает высокие температурные нагрузки. Поэтому даже термостойкая резина, из которой они изготовлены, долго не выдерживает, теряет свою эластичность и становится не в состоянии справляться со своей задачей. Вытекающее масло достаточно быстро покрывает выпускные клапаны отложениями. Еще один вариант – некачественная установка, использование бракованного изделия, а также экстремальная езда.
  5. Коксование колец на поршнях . В норме они обладают хорошей подвижностью и прекрасно справляются со своими обязанностями. Но если они сильно загрязнены, свою функцию выполнять не в состоянии. Кроме попадания масла в цилиндры, в них снижается компрессия, что неизбежно приводит к ухудшению работы двигателя. Чтобы попробовать обойтись без сложного ремонта можно использовать специальную химию, а в случае удачи потребуется полностью обновить смазку.
Читать еще:  Бмв 116 i запуск двигателя

Другие причины большого расхода масла:

  • езда в режиме «экстрим» автомобиля. У таких водителей очень часто уходит масло из двигателя, причем в достаточно больших количествах. Мотор в этом случае работает с высокими перегрузками, очень сильно нагревается, не успевают «отдохнуть» и поршни. Устранить проблему можно либо переходом на нормальное вождение, либо постоянными ремонтами и доливами масла;
  • неотрегулированное зажигание, приводящее к позднему сгоранию, также приводит к увеличенному расходу масла, поскольку провоцирует повышение температуры в двигателе;
  • некачественное масло с неадекватной вязкостью.

Все вышеописанные ситуации, при должном опыте можно устранить самостоятельно. Следует помнить о том, что без специального образования заниматься ремонтом в таких ситуациях не совсем разумно, поскольку последствия такого устранения утечки могут быть еще хуже.

Когда помощь специалиста необходима

Поскольку постоянное наличие достаточного количества качественного масла необходимо для нормальной работы двигателя, его постоянная нехватка, когда отмечалась утечка, не может пройти бесследно. Даже если причина утечки масла из двигателя своевременно установлена самим автомобилистом, далеко не всегда возможен ремонт своими руками.

Большой износ цилиндров

Если начинается износ этой детали двигателя, утечка масла наблюдается еще в большем объеме, нежели при проблемах с кольцами. Расточка может в определенной степени убрать затруднение, но не устранит то, которого не видно – маленькие, неприметные сколы и микротрещины. Как правило, подобных дефектов можно обнаружить достаточно много. В процессе работы двигателя все они «втягивают» смазку. В итоге каждодневной эксплуатации потери масла оказываются весьма заметны, а собственноручно устранить такую проблему невозможно.

Деформированные цилиндры

Нечасто встречающаяся проблема, в основе которой лежат конструктивные особенности самих цилиндров двигателя. Если они деформированы, значит при их монтаже, для которого использовались специальные анкерные шпильки, был допущен небольшой перекос, незаметный невооруженным глазом. Это сильно влияет на функционирование колец, которые пропускают много масла, не в состоянии гарантировать «правильного» прилегания. Установка мягких колец решает затруднение лишь отчасти, и утечка из двигателя продолжиться.

Маслосъемные поршневые кольца

Это достаточно значимый элемент каждого двигателя, который обеспечивает прохождение к компрессионным кольцам строго лимитированной порции смазки, которая рассчитывается инженерами завода-производителя. Последние в этом случае трудятся с увеличенной нагрузкой, поскольку смазки им «отпускается» намного меньше, чем некоторым другим деталям авто. В результате быстрого износа, который наблюдается в ряде случаев, в очень больших количествах уходит масло, что неизбежно замечает более-менее внимательный автомобилист. Своими руками утечка не устраняется, а без вмешательства специалистов с профессиональным оборудованием не обойтись.

Перемычки между клапанами

Отдельно стоит отметить, что уходить масло из двигателя может и вследствие недостаточной вентиляции картера, куда постоянно прорывается некоторая часть выхлопных газов, особенно при сильном износе мотора. Соответственно в нем создается большее давление чем то, на которое он рассчитан. Вот для этого и была создана система вентиляции. Если она работает не эффективно, большое давление, не находя выхода, начинает выжимать смазку из двигателя, и расход его ощутимо возрастает.

FAQ Куда уходит масло из двигателя (про ужор масла..)

john9352
Мастер советчик
  • 07.01.2010
  • #1
  • 1
    течь через сальники коленчатого вала. У опытного водителя глаз сам фиксирует, нет ли чего интересного под автомобилем, например какой-то лужи под мотором? Наличие следов масла под мотором — признак плохой, и чаще всего он связан с тем, что улотняющие кромки сальников коленчатого вала либо износились, либо совсем разлохматились. Причин может быть несколько. Для начала, он мог просто постареть и износиться из-за долгого срока службы, что, в общем, естественно — резинка же. Легенды гласят, что такое может быть следствием использования не рекомендованного масла, допустим некоторых видов синтетики, на старых моделях моторов. Возможно. Но вот современные технические резины, используемые в производстве сальников, проходят обязательные тесты на совместимость с разными видами масел, и такого безобразия уже быть не должно. Еще иногда сальники начинают течь из-за того, что в масло было добавлено что-то из особо «качественной» автохимии. Но это тема отдельного разговора. А еще сами сальники могут быть не очень качественными изначально, с момента приобретения. Итог один: замена сальников!

    2
    течь через прокладку блока цилиндров. Это уже чисто аварийная ситуация, обычно вызванная либо неправильной затяжкой силовых болтов при сборке двигателя, либо его банальным перегревом. Следы масла на внешних поверхностях блока двигателя обычно четко указывают на этот дефект. А происходит это потому, что «ведет» нижнюю посадочную поверхность головки, и прокладка не в состоянии уплотнить зоны масляных каналов. Особенно страдают этой бедой «алюминиевые» двигатели. Кстати, течь масла в этой ситуации — не самое страшное, куда опаснее протечки тосола, которые обычно сопровождают подобный дефект. Тут уже либо до «клина» из-за обводнения масла, либо до гидравлического удара, что частенько сопровождает попадание тосола в цилиндры двигателя, доиграться можно. Так что потеки масла на внешней поверхности блока в этом случае могут хорошую службу сослужить, показав необходимость срочного принятия мер к ликвидации этой ситуации. Иногда может помочь дополнительная протяжка силовых болтов, но чаще всего надо ремонтировать головку блока цилиндров, выводя нижнюю посадочную поверхность в плоскость, и, естественно, менять прокладку.

    3
    течь через прокладку масляного фильтра. Тоже ситуация нередкая. При замене фильтра рекомендуется смазать резиновое уплотняющее кольцо маслом, чтобы при заворачивании оно не смялось и надежно уплотняло фильтр. Однако есть на рынке достаточно много фильтров, где это кольцо вовсе не держится в своей обойме. Вот такие фильтры при заворачивании и могут течь. А еще надо заворачивать фильтр требуемым усилием. Кстати, если течь из-под фильтра обнаружена, до его замены дело может и не дойти — надо для начала просто попробовать дотянуть его. Чаще всего это помогает. Куда хуже, когда фильтр течет по своим швам. Тут спасает только немедленная замена откровенно бракованного изделия.

    4
    течь через маслоотражательные колпачки клапанов двигателя. Это одна из наиболее распространенных причин резкого увеличения расхода масла. Колпачки, или сальники клапанов, в отличие от сальников коленчатого вала, расположены в зоне, довольно неблагоприятной для своей работы, — в верхней части головки блока. Резина вообще температуры не любит, а там, где работают колпачки, особенно при перегревах двигателя, температура близка к критической. Поэтому колпачки «дубеют», теряю эластичность, а вместе с этим и свою уплотняющую способность. И масло через направляющие втулки клапанов начинает течь либо на впуск и оттуда в цилиндры, образуя при этом толстую «шубу» органических отложений на внутренней поверхности впускных клапанов, либо сразу на вы-пуск. Тут уж замена колпачков практически неизбежна.Еще бывают ситуации, когда либо некачественный колпачок, либо просто плохо надетый на направ-ляющую в процессе работы двигателя срывает с места. Итог — тот же.

    5
    износ маслосъемных поршневых колец. Износ, как и мировая революция, процесс неизбежный. И начинается он снизу. Изнашивается в первую очередь то, что испытывает наибольшие контактные давления и к тому же постоянно перемещается и плохо смазывается. Так вот, маслосъемные кольца,устанавливаемые ниже компрессионных, как нельзя больше подходят под эти описания. Самой конструкцией этой детали и принципом ее работы предопределено, чтобы в зоне работы скребков маслосъемного кольца были очень высокие контактные давления, движутся кольца, понятное дело, вмеcте с поршнем. А само название колец — «маслосъемные» — предопределяет их плохое смазывание: ведь они должны не пускать масло к компрессионным кольцам. Точнее, пускать очень дозированно, в расчетных количествах.
    Кстати, на Западе маслосъемные кольца, устанавливаемые сразу за компрессионными, называются значительно более правильно: Control Ring, по-нашему — «управляющие кольца». Так вот, важнейшим конструктивным параметром, определяющим маслоограничивающую способность, является рабочая высота скребков маслосъемных колец. А она в процессе износа может меняться. Впрочем, есть специальные формы маслосъемных колец, в которых форма скребка сделана такой, чтобы высота режущей кромки не менялась в процессе износа. Тут уж резкий рост расхода масла будет только тогда, когда скребки «стешутся» полностью, до основания.

    Читать еще:  Датчик температуры для блока управления двигателем

    6
    перегрев поршневых колец. Особенно это касается, опять же, маслосъемных колец. Чтобы обеспечить нужное контактное давление, кольца обладают собственной упругостью, причем четко определенной, даже записанной в соответствующий ГОСТ. А обеспечивается это давление термо-фиксацией самого кольца и усилием пружинного расширителя — ленточного или витого. А они, кстати, тоже термофиксированы. Как все термофиксированные детали, поршневые кольца имеют свой рабочий температурный диапазон. И перегрев для них становится критическим. Обычные маслосъемные кольца сохраняют свою работо­способность до температуры 180–200 °С. Впрочем, серьезные фирмы-производители колец обычно имеют в своих каталогах и специальные кольца, ориентированные на работу в условиях возможного перегрева. Но они дороже.
    Итог прост: достаточно даже однократного серьезного перегрева двигателя, чтобы «посадить» упру-гость поршневых колец, и двигатель отзовется на это резким ростом масляного аппетита.

    7
    Кстати, компрессионным кольцам отпуск упругости тоже неполезен. Это грозит крайне неприятным и малоизученным явлением — флаттером кольца, который можно рассматривать в качестве седьмой причины резкого роста расхода масла. Флаттер бывает осевой и радиальный. При резком снижении упругости кольцо на части режимов может входить в режим радиальных неконтролируемых высокочас-тотных колебаний, из-за чего резко падает уплотняющая способность лабиринта. При этом в камеру по-ступает нерасчетно большое количество масла. При осевом флаттере кольцо на некоторое время сво-бодно зависает в канавке, совершая многократные перекладки от одного ее края к другому. При этом кольцо начинает работать как своеобразный насос, качая масло в камеру сгорания — проявляется так называемый насосный эффект, описанный во всех учебниках по двигателям. Он есть и в нормальном режиме работы двигателя, но при возникновении осевого флаттера резко усиливается. Двигатель отзывается на него сизым масляным выхлопом.

    8
    Восьмой причиной повышенного расхода масла на угар является коксование поршневых колец. Очевидно, что кольца нормально работают только тогда, когда они подвижны. А залегшие или закоксованные кольца ничего уплотнять не могут — ни по газу, ни по маслу. В этом случае резкий рост расхода масла сопровождается существенным снижением компрессии, причем частенько только по одному-двум цилиндрам. Коксование может быть следствием использования некачественного масла, у которого моющая способность либо изначально была слабо выражена, либо была потеряна в процессе длительной работы. При этом сами кольца могут быть еще вполне живыми. Поэтому, прежде чем разбирать двигатель, надо попытаться просто раскоксовать кольца, для этого есть много специальных составов.

    9
    Чтобы закончить с кольцами, надо упомянуть еще одну возможную причину роста расхода масла, уже девятую по счету: разрушение межклапанных перемычек поршня. Это очень распространенный термоусталостный дефект поршня, ведущий к нарушению условий работы поршневых колец и, как следствие, росту расхода масла на угар. Причем это может быть следствием не только увеличения про-пуска масла в цилиндры, но и ухудшения уплотнения камеры сгорания. Давление картерных газов увеличивается, и больше масла с картерными газами летит через систему вентиляции двигателя.
    Теперь перейдем еще к одной группе причин увеличения расхода масла, относящихся к самим цилиндрам.

    10
    Итак, причина десятая — повышенный износ цилиндров. Как уже говорили ранее, угар масла тем больше, чем больше его поступает в цилиндр через систему кольцевого уплотнения поршня. А в уплотнении участвуют два узла — кольца и цилиндры. Изношенные рабочие поверхности цилиндров влияют на угар масла не меньше, чем состояние поршневых колец.

    Износ цилиндров надо рассматривать в двух аспектах. Обычный, общепринятый — это рост его диаметра. Размер «ступеньки» в верхней части цилиндра — обычный диагностический признак, на основании которого блок отправляется в расточку. Но есть и второй аспект износа — наличие на рабочей поверхности цилиндров различного рода царапин, сколов, следов микрозадиров. Каждая царапина работает как своеобразный масляный карман, накапливающий в себе дополнительное количество масла, оставляемое в цилиндре на растерзание тепловым потокам от горящего топлива. Вот расход масла и растет, причем совершенно неконтролируемым образом.

    11
    Но это не все, что влияет на угар масла со стороны цилиндров. Наверное, многие, кому приходилось иметь дело с двигателями с воздушным охлаждением, сталкивались с необходимостью более частого пополнения запаса масла в поддоне двигателя. Это связано со следующей, уже одиннадцатой причиной повышенного расхода масла — короблением цилиндров. Дело в том, что в «воздушниках» цилиндры являются, как говорят двигателисты, нагруженными, то есть они сами воспринимают все монтажные усилия, в частности, усилия затяжки анкерных шпилек. Под действием этих усилий они очень своеобразным образом деформируются. Появляется овализация цилиндров, причем достаточно сложного профи-ля. И поршневые кольца в таком случае могут не справиться с уплотнением. Между рабочими поверхностями кольца и цилиндра появляются так называемые серповидные зазоры, уплотнить которые кольца не в силах. Есть такой параметр — приспосабливаемость кольца, который характеризует его возможность отслеживать сложный характер деформаций. Чем «мягче» кольцо, тем выше его приспосабливаемость, стало быть, его с большим успехом можно использовать в сильно деформированных цилиндрах. Особенно это касается маслосъемных колец. И вот тут — беда! Понятно, что наибольшую приспосабливаемость имеют сборные маслосъемные кольца с пружинным расширителем. А они как раз противопоказаны «воздушникам», поскольку очень чувствительны к перегревам. Вот и думай, что делать: жертвовать надежностью или расходом масла?
    Кстати, при замене колец, выполняемой при среднем ремонте двигателя, то есть когда он уже изрядно изношен, но еще до «капиталки» может послужить, желательно ставить более «мягкие» кольца с повышенной приспосабливаемостью. Только они способны отследить уже далеко не идеальный профиль изношенной рабочей поверхности.
    Следующая группа причин связана непосредственно со свойствами моторного масла.

    12
    Причина двенадцатая — высокая вязкость смазочного масла. Чем выше вязкость, тем лучше смазываются поршневые кольца, тем больше толщина остаточной пленки масла, оставляемой поршневыми кольцами в цилиндре. Это, вроде, пояснений не требует. Вот и получается, что чем больше вязкость, тем лучше с ресурсом (до определенных пределов, конечно), но толстые пленки и «парят» маслом в цилиндре больше, следовательно, угар растет.
    И опять пришли к тому же компромиссу: либо расход масла, либо ресурс! Особенно эта ситуация характерна для изношенных моторов, где для поддержания необходимого давления в системе смазывания рекомендуется брать масло погуще, но смириться с ростом и без того немалого его расхода придется. Накладно, а что поделаешь? Старый мотор — как молодая жена, расходов много, а уверенности никакой! Все как в жизни…

    13
    А еще масло может быть просто изначально некачественным, и это — причина тринадцатая. Все современные, особенно синтетические, масла имеют свойство обеспечивать низкие потери на испарение в камере сгорания. Это достигается и специальным групповым составом базовой основы, и особыми при-садками, уменьшающими его испаряемость. Принцип простой: надо из масла убрать как можно больше летучих соединений, тогда и его температурная стабильность повысится. Но, если масло сварено в ближайшем подвале, то таких свойств в принципе обеспечить нельзя. Вот и горит оно в цилиндрах за милую душу! Эх, где бы точно нефальсифицированного маслица раздобыть, кто бы мне сказал?

    14
    Четырнадцатая причина расхода масла — неизбежные потери на смазывание турбокомпрессора. Ну, от этого никуда не деться, турбокомпрессор штука дорогая и масла требует много, к тому же качественного. Один мой знакомый все жалуется, что его турбированный Cayenne по два литра Mobil 1 на тысячу километров просит, и все из-за турбины… Ну, что на это сказать. Нашел денег на дорогую престижную «подругу», изволь раскошелиться и на ее аппетиты. Опять как в жизни…

    Последние причины высокого расхода масла связаны, как ни странно, с регулировками и режимом эксплуатации двигателя.

    15
    Причина пятнадцатая — позднее сгорание в цилиндрах двигателя. Об этом говорят редко и мало, тем не менее, это так. Ведь для того, чтобы масло с поверхности цилиндров начало выгорать, его необходимо прогреть и испарить. Жидкость-то, как известно, не горит. Отсюда ясно, что чем выше температуры в цилиндре, чем интенсивнее идет тепловой поток от газов в стенки, тем больше темп прогрева и испарения масляной пленки. Так вот, именно позднее сгорание вообще повышает температуры двигателя и одновременно приводит к увеличению расхода масла.

    16
    Ну, и последняя, шестнадцатая причина — неблагоприятные режимы эксплуатации двигателя. Тут все просто и очевидно. Если мотор долго крутить на высоких оборотах и нагрузке, например гоняя по трассе на неразрешенных ГАИ скоростях, то расход масла будет значительно выше, чем если спокойненько кататься по городу на 60 км/ч. Опытные драйверы хорошо знают, что перед отправлением в дальний заезд, даже на полностью исправной машине, всегда надо кинуть в багажник запасную канистру с маслом.
    Объяснение этому простое: при больших скоростях движения поршня кольца гонят больше масла в камеру сгорания, да и высокие нагрузки дают хороший температурный фон, при котором угар будет неминуемо расти.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector