Устойчивость работы двигателей постоянного тока
Принципы работы машин постоянного тока. Особенности их конструкции. Двигатели постоянного тока независимого возбуждения (ДПТНВ). Особенности конструкции, механические и регулировочные характеристики. Режимы работы ДПТ. Механические характеристики для различных режимов работы. Система уравнений и развернутая схема ДПТНВ. Формирование статических характеристик движения при помощи введения обратных связей
Страницы работы
Фрагмент текста работы
1. Принципы работы машин постоянного тока. Особенности их конструкции.
Электрическая машина постоянного тока состоит из двух основных частей: статора и ротора. В машинах постоянного тока ротор включает в себя якорь (обмотку с сердечником) и коллектор для выпрямления тока.
Конструкция машины постоянного тока представлена на рисунке ниже.
Электромагнитная схема двухполюсной машины постоянного тока (а) и эквивалентная схема ее обмотки якоря (б)
Основные элементы конструкции машины постоянного тока:
1 — обмотка возбуждения 2 — главные полюсы
3 — якорь 4 — обмотка якоря
5 — щетки 6 — корпус (станина)
Принцип действия.
Машина постоянного тока имеет обмотку возбуждения, расположенную на явно выраженных полюсах статора. По этой обмотке проходит постоянный ток Iв , который создает магнитное поле возбуждения Фв . На роторе расположена двухслойная обмотка, в которой при вращении ротора индуцируется ЭДС.
В процессе вращения якоря направление ЭДС, наводимой в обмотках, определяется только тем, под каким полюсом располагается обмотка. Иными словами, направление индуцируемой ЭДС в обмотках якоря неизменно по разные стороны относительно оси симметрии (геометрической нейтрали).
Это свойство позволяет утверждать, что суммарная наводимая ЭДС под одним полюсом является неизменной во времени и по величине (почти неизменна). Эта ЭДС снимается с обмотки якоря с помощью скользящего контакта (щетки), включенного между обмоткой и внешней цепью.
Для обеспечения надежного токосъема щетки скользят не по проводникам обмотки якоря (как это было вначале развития электромашиностроения), а по коллектору, выполняемому в виде цилиндра, который набирается из медных пластин, изолированных одна от другой.
Если машина работает в генераторном режиме, то коллектор вместе со скользящими по его поверхности щетками является выпрямителем. В двигательном режиме, когда к якорю подводится питание от источника постоянного тока и он преобразует электрическую энергию в механическую, коллектор со щетками можно рассматривать как преобразователь частоты, связывающий сеть постоянного тока с обмоткой, по проводникам которой проходит переменный ток.
Таким образом, главной особенностью машины постоянного тока является наличие коллектора и скользящего контакта между обмоткой якоря и внешней электрической цепью.
2. Двигатели постоянного тока независимого возбуждения (ДПТНВ). Особенности конструкции, механические и регулировочные характеристики.
В двигателе с независимым возбуждением, обмотка возбуждения подключается к независимому источнику питания (магнитное поле обмотки возбуждения создается сторонним источником питания).
Достоинства ДПТНВ:
1. Отсутствие самохода (самоторможения двигателя при снятии сигнал управления)
2. Широкий диапазон регулирования частоты вращения
3. Линейности механических и регулировочных характеристик
4. Устойчивость работы во всем диапазоне частот вращения
5. Большой пусковой момент
6. Малая мощность управления
8. Малые габариты и масса
Недостатки ДПТНВ:
1. Наличие скользящего контакта между щетками и коллектором (источник радио помех)
2. Малый срок службы щеточного устройства
Для получения выражения для механической и регулировочной характеристики воспользуемся следующими известными выражениями:
Известно что: Следовательно:
Связь между частотой вращения и ЭДС в обмотке якоря, а также между вращающим моментом и током якоря устанавливается через общий электромеханический коэффициент:
Подставив в уравнение для второго закона Кирхгофа выражения для тока якоря
и ЭДС якоря
получим:
Отсюда уравнение механической и регулировочной характеристики будет иметь вид:
Вывод: механическая характеристика (U=const) имеет линейный вид с отрицательным угловым коэффициентом. Регулировочная характеристика (M=const) также имеет линейный вид, только угловой коэффициент наклонная является положительным.
3. Режимы работы ДПТ. Механические характеристики для различных режимов работы
Выражения для построения механической характеристики ДПТНВ имеет вид:
Построить механическую характеристику можно по двум характерным точкам:
1 – точка идеального холостого хода
Частота идеального холостого хода: (при моменте нагрузки
Устойчивость работы электропривода
Дата добавления: 2014-10-07 ; просмотров: 3626 ; Нарушение авторских прав
Электропривод представляет собой электромеханическую систему, которая должна работать устойчиво.
Примером устойчивой системы является детская игрушка «Ванька-встанька».
Если «Ваньку» наклонить, а затем убрать руку, игрушка качнется несколько раз в разные стороны, а затем замрет, вернувшись в прежнее положение.
Точно так же работают устойчивые системы.
Рассмотрим устойчивость электропривода.
В общем случае под устойчивостью системы ( в данном случае – электропривода )
понимают ее способность вернуться к прежнему или близкому к прежнему состоянию по-
сле кратковременногодействия на нее внешнего возмущающего воздействия ( рис. 2.9 ).
Рис. 2.9. Механические характеристики асинхронного двигателя ( а ) и двигателя параллельного возбуждения ( б )
В данном случае, под внешним возмущающим воздействием будем понимать изме-
нение исходного статического момента М на величину + Δ М или — Δ М.
Рассмотрим устойчивость работы привода в двух случаях:
1. в исходном состоянии двигатель работает в точке 1 на участке ВС своей механи-
2. в исходном состоянии двигатель работает в точке 2 на участке АВ.
Для упрощения объяснения механическую характеристику механизма изобразим в виде вертикальной прямой М .
В первом случае асинхронный двигатель работает в точке 1 в установившемся ре-
Для этой точки справедливо равенство моментов двигателя М = М .
Если кратковременно увеличить статический момент на величину + Δ М, до значе
ния М’ = М
+ Δ М, двигатель за счет саморегулирования перейдет из точки 1 в точку 3.
В этой точке наступит установившийся режим, т.к. момент двигателя увеличился до значения, равного возросшему моменту механизма.
Если скачкообразно убрать внешнее воздействие, т.е. статический момент механиз-
ма уменьшить до прежнего значения М , то электромагнитный момент двигателя в пер-
вый момент времени не изменится.
Последнее объясняется тем, что из-за инерции якоря его скорость не может изме-
ниться мгновенно, т.е. в первый момент останется такой, как в точке 3.
Поэтому ( см. логическую цепочку выше ) противоэлектродвижущая сила обмотки якоря, а значит, ток якоря и электромагнитный момент двигателя останутся прежними, как в точке 3.
Значит, электромагнитный момент двигателя в точке 3 окажется больше статиче-
ского момента механизма ( точка 1 ), поэтому двигатель станет разгоняться по участку
3 -1 своей механической характеристики, возвращаясь из точки 3 в точку 1.
На этом участке скорость двигателя увеличивается, а момент уменьшается.
Как только двигатель, уменьшая свой момент, вернется в точку 1, переходный про-
цесс закончится, т.к. в этой точке вновь наступит равновесие двух моментов – двигателя и механизма ( М = М ).
Наоборот, при уменьшении исходного статического момента на величину — Δ М электродвигатель автоматически, за счет саморегулирования, также уменьшит свой элект-
ромагнитный момент и перейдет из точки 1 в точку 4.
В этой точке наступит равновесие моментов двигателя и механизма ( М’ = М’ ).
Если скачкообразно убрать внешнее воздействие, т.е. статический момент механиз-
ма увеличить до прежнего значения М , то электромагнитный момент двигателя в пер-
вый момент времени не изменится из-за инерции якоря ( см. саморегулирование ).
В результате этот момент ( точка 4 ) станет меньше тормозного статического ( точ-
ка 1 ), и двигатель станет тормозиться по участку 4 – 1 своей механической характеристи-
На этом участке момент двигателя увеличивается, и в точке 1 вновь наступит уста-
Таким образом, в любой точке отрезка ВС механической характеристики двигателя последний работает устойчиво.
Во втором случае асинхронный двигатель работает в точке 2 в установившемся ре-
Для этой точки справедливо равенство моментов двигателя М = М .
Если кратковременно увеличить статический момент на величину + Δ М, до значе-
ния М’ = М
+ Δ М, двигатель за счет саморегулирования перейдет из точки 1 в точку 5.
В этой точке наступит установившийся режим, т.к. момент двигателя увеличился до значения, равного возросшему моменту механизма.
Если скачкообразно убрать внешнее воздействие, т.е. статический момент механиз-
ма уменьшить до прежнего значения М , то электромагнитный момент двигателя М в первый момент времени не изменится, и он окажется больше тормозного статического.
Поэтому в последующие моменты времени двигатель станет разгоняться по участ-
ку 5- В -1 и в точке 1 вновь наступит равновесие моментов двигателя и механизма.
Таким образом, в рассмотренном случае двигатель не вернулся в точку 2 исходного режима, а перешел работать в точку 1 с повышенной против точки 2 скоростью.
Если же, начиная с точки 2, кратковременно уменьшить статический момент М
на величину — Δ М, двигатель перейдет за счет саморегулирования из точки 2 в точку 6, в которой наступит установившийся режим.
Если скачкообразно убрать внешнее воздействие, т.е. статический момент механиз-
ма увеличить до прежнего значения М , то электромагнитный момент двигателя М в пер
вый момент времени не изменится, и он окажется меньше тормозного статического.
Поэтому в последующие моменты времени двигатель станет тормозиться по участ-
ку 6 – А, и в точке А остановится и перейдет в режим стоянки под током.
Таким образом, и в этом случае двигатель не вернулся в точку 2 исходного режима,
а перешел в точку А с пониженной против точки 2 скоростью, равной нулю.
Таким образом, в любой точке отрезка АВ механической характеристики двигателя последний работает неустойчиво.
Получим условие устойчивости асинхронного двигателя.
На участке ВС ( устойчивая работа ) жесткость механической характеристики
β = 0 ), например, при переходе из точки 1 в точку 3, скорость уменьшается ( Δω 0,
т.е. при увеличении момента М ( ΔМ > 0 ), например, при переходе из точки 2 в точку 5 скорость также увеличивается ( Δω > 0 ), и наоборот.
Таким образом, двигатель работает устойчиво на участке механической характери-
стики, где жесткость отрицательна ( β 0 ).
Более подробно устойчивость работы асинхронного двигателя рассматривается ниже ( см. §*** «Опрокидывание асинхронного двигателя» ).
Сравним устойчивость асинхронного двигателя и двигателя постоянного тока с па-
раллельным возбуждением ( рис. 2.9, б ).
Рассуждая аналогично, можно показать, что при увеличении статического момента
на величину + ΔМ двигатель постоянного тока перейдет из исходной точки 1 в точку 2, в которой наступит установившийся режим.
Если скачкообразно убрать внешнее воздействие, т.е. статический момент механиз-
ма уменьшить до прежнего значения М , то электромагнитный момент двигателя М в первый момент времени окажется больше статического.
Поэтому в последующие моменты времени двигатель станет разгоняться по участ-
ку 2 – 1, и в точке 1 переходный процесс закончится.
В этой точке вновь наступит установившийся режим.
Наоборот, при уменьшении статического момента на величину – ΔМ двигатель пе-
рейдет из исходной точки 1 в точку 3, в которой наступит установившийся режим.
Если скачкообразно убрать внешнее воздействие, т.е. статический момент механиз-
ма увеличить до прежнего значения М , то электромагнитный момент двигателя М в пер
вый момент времени не изменится, и он окажется меньше тормозного статического.
Двигатель станет тормозиться по участку 3 – 1 своей механической характеристи-
На этом участке момент двигателя увеличивается.
В точке 1 вновь наступит установившийся режим.
Таким образом, двигатель с параллельным возбуждением работает устойчиво в лю
бой точке своей механической характеристики до момента остановки якоря.
При остановке якоря двигатель перейдет в режим короткого замыкания ( режим стоянки под током ). Этому режиму соответствует точка пересечения механической харак-
теристики электродвигателя с положительной полуосью оси моментов М.
Если, начиная с этой точки, увеличить активный статический момент ( в элекропри
водах ГПМ или ЯШУ увеличением веса груза или якоря с якорь-цепью, двигатель реверси
рует и станет увеличивать свой электромагнитный момент до те пор, пока последний не
сравняется с возросшим статическим моментом механизма. При наступлении равенства этих двух моментов вновь наступит установившийся режим тормозного спуска.
Общие сведения о двигателях постоянного тока
Принцип действия (на примере двигателя параллельного возбуждения). Если к двигателю подведено напряжение U, то по цепи возбуждения протекает ток Iв, а по цепи якоря – ток Iя. Ток возбуждения создает МДС Fв = Iв Wв, которая возбуждает в машине магнитный поток Фв. Ток якоря, в свою очередь, создает магнитный поток реакции якоря Фя. Результирующий магнитный поток Фрез = Фв + Фя.
В цепи якоря ток Iя создает падение напряжения Rя Iя. В соответствии с законом электромагнитной силы ЭМС при взаимодействии тока Iя и магнитного потока Фрез создается вращающий момент Мвр. В установившемся режиме Мвр. = Мпр. Когда проводники якоря пересекают магнитное поле Фрез, в них в соответствии с законом электромагнитной индукции ЭМИ наводится ЭДС, которая направлена против напряжения сети U.
Классификация двигателей. По схеме включения обмоток возбуждения главных полюсов двигатели постоянного тока делятся на двигатели независимого, параллельного, последовательного и смешанного возбуждения.
В двигателях независимого возбуждения обмотка возбуждения питается от отдельного источника постоянного напряжения. В двигателях параллельного возбуждения обмотка возбуждения и обмотка якоря включены параллельно и питаются от одного источника. В двигателях последовательного и смешанного возбуждения есть обмотка возбуждения, включенная последовательно с обмоткой якоря. В двигателях малой мощности поток возбуждения может быть создан с помощью постоянных магнитов. Наибольшее применение находят двигатели параллельного и смешанного возбуждения.
Основные уравнения и величины, характеризующие двигатели. Такими величинами являются: механическая мощность на валу Р2, питающее напряжение U, ток, потребляемый из сети I, ток якоря Iя, ток возбуждения Iв, частота вращения n, электромагнитный момент Мэм. Зависимость между этими величинами описывается:
Ø уравнением электромагнитного момента:
Ø уравнением электрического состояния цепи якоря:
Ø уравнением моментов:
где Мс – момент сопротивления на валу, создаваемый нагрузкой; Мпот – момент потерь, создаваемый всеми видами потерь в двигателе; Мд – динамический момент, создаваемый инерционными силами;
Характеристики двигателей. Важнейшей из характеристик является механическая n (Мс) – зависимость частоты вращения n от момента на валу (далее индекс «с» опускается) при U = const, Iв = const. Она показывает влияние механической нагрузки (момента) на валу двигателя на частоту вращения, что особенно важно знать при выборе и эксплуатации двигателей. Другие характеристики двигателей: регулировочная n (Iв), скоростная n (Iя), рабочие М, Р1, n , I, h(Р2) – здесь подробно не рассматриваются.
Механические характеристики могут быть естественными и искусственными. Под естественными характеристиками понимаются характеристики, снятые при отсутствии в схеме каких-либо дополнительных сопротивлений, например, реостатов в цепях якоря или возбуждения, искусственными – при наличии таких сопротивлений.
Уравнение механической характеристики двигателя. Оно может быть получено из (1.1). Подставим вместо Е ее значение в (1.4), тогда
Заменяя Iя его значением из (1.2), получаем уравнение механической характеристики:
n = (1.6)
Вид механической характеристики определяется характером зависимости потока отнагрузки двигателя, что в свою очередь зависит от схемы включения обмотки возбуждения.
Реверсирование двигателя. Под реверсированием двигателя понимают изменение направления вращения его якоря. Возможные способы реверсирования вытекают из соотношения (1.2). Если изменить направление тока якоря или потока машины, то знак, а следовательно, и направление вращающего момента изменяется. Практически это достигается переключением выводов или обмотки якоря, или обмотки возбуждения. Однако одновременное переключение выводов обеих обмоток или изменение полярности питающего двигатель напряжения (кроме двигателя независимого возбуждения) к изменению знака вращающего момента и, следовательно, к изменению направления вращения не приводит.
Пуск в ход двигателей постоянного тока. К пуску двигателей предъявляются два основных требования: обеспечить необходимый для трогания с места и разгона якоря вращающий момент и не допустить при пуске протекания через якорь чрезмерно большого тока, опасного для двигателя. Практически возможны три способа пуска: прямой пуск, пуск при включении реостата в цепь якоря и пуск при пониженном напряжении в цепи якоря.
При прямом пуске цепь якоря включается сразу на полное напряжение. Так как в первый момент пуска якорь неподвижен (n = 0), то противо-ЭДС отсутствует (Епр = СЕ nФ). Тогда из (1.4) следует, что пусковой ток якоря Iя,п = U/Rя.
Так как Rя = 0,02 ¸ 1,10 Ом, то Iя,п = (50 ¸100) Iном, что недопустимо. Поэтому прямой пуск возможен только у двигателей малой мощности, где Iя,п (4¸6) Iном и разгон двигателя длится менее 1 с.
Пуск при включении пускового реостата Rп последовательно с якорем рассмотрим на примере схемы рис. 1.25. Пусковой ток в этом случае равен:
Сопротивление Rп = U/ Iя,п – Rя выбирают таким, чтобы в начальный момент пуска, когда Епр = 0, Iя,п = (1,4¸2,5) Iном (большее число относится к двигателям меньшей мощности).
По мере разгона якоря возрастает Епр, которая снижает напряжение на якоре (т.е. уменьшается числитель (1.7)), а сопротивление реостата Rп выводится.
Перед пуском реостат Rр выводится, что необходимо для обеспечения максимального потока и, следовательно, момента при пуске (Мп = См Iя,п Ф). По мере разгона якоря реостат Rр вводится до достижения требуемой частоты вращения.
Пуск с ограниченным пусковым током возможен при питании якоря двигателя от отдельного источника (генератора, выпрямителя) с регулируемым напряжением. Ограничение пускового тока и плавный разгон двигателя обеспечиваются постепенным повышением напряжения на якоре от нуля до требуемого значения.
Рассматриваемый метод находит применение в системах управления и регулирования мощных двигателей постоянного тока (см. п.1.14.3).
Механические характеристики двигателей постоянного тока
Аналитическое выражение механической характеристики двигателя постоянного тока можно получить из уравнения равновесия напряжений якорной цепи (при установившемся режиме)
![]() |
где U — напряжение на зажимах двигателя, В; 1Я — ток в цепи якоря, A; Rя — сопротивление цепи якоря, Ом; Ф — магнитный поток двигателя, Вб; ω — угловая скорость якоря, рад/с; сд — коэффициент, зависящий от конструктивных данных двигателя. Решив уравнение (3.1) относительно угловой скорости, получим уравнение скоростной характеристики двигателя
![]() |
Электромагнитный вращающий момент двигателя (Н • м) пропорционален магнитному потоку и току якоря:
![]() |
Из уравнения (3.3) ток якоря
![]() |
Подставив в уравнение (3.2) значение тока, выраженное уравнением (3.4), получим уравнение механической характеристики двигателей постоянного тока независимо от способа возбуждения
![]() |
Рассмотрим механические характеристики двигателей постоянного тока в зависимости от способа возбуждения.
Двигатели постоянного тока параллельного возбуждения. Схема включения двигателя постоянного тока параллельного возбуждения приведена на рис. 3.1, а. Обмотка возбуждения ОВ может быть подключена к той же сети, что и якорь, или к отдельному источнику тока (независимое возбуждение). В том и другом случае ток возбуждения не зависит от процессов, происходящих в якоре двигателя и при постоянном напряжении сети магнитный поток можно считать постоянным Ф = const. Обозначив сдФ=kд и подставив его в уравнение (3.5), получим уравнение механической характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения
![]() |
![]() |
При М=0 угловая скорость якоря
называется скоростью идеального холостого хода.
![]() |
Второй член уравнения (3.6) определяет изменение угловой скорости двигателя при изменении момента
![]() |
Величина Δω зависит не только от момента, но и от сопротивления цепи якоря. С увеличением Rя величина Δω увеличивается. С учетом уравнений (3.7) и (3.8) уравнение (3.6) можно записать в виде
Из уравнений (3.6) и (3-.9) видно, что механическая характеристика двигателя параллельного возбуждения является прямой линией, тангенс угла наклона которой определяется величиной Rя/kд 2
На рис. 3.1,6 приведены естественная и искусственные механические характеристики, полученные введением в цепь якоря реостата. Такие искусственные характеристики используются при пуске и торможении двигателя.
Двигатели постоянного тока последовательного возбуждения. Схема включения двигателя последовательного возбуждения приведена на рис. 3.2, а. Обмотка возбуждения ОВ включена последовательно с якорем и по ней протекает ток якоря. Следовательно, магнитный поток двигателя является функцией тока якоря. Эта зависимость выражается графически в виде кривой намагничивания, которая является нелинейной функцией и не имеет аналитического выражения. Поэтому нельзя получить аналитическую зависимость для механической характеристики.
Характерной особенностью двигателей последовательного возбуждения является то, что изменение магнитного потока с изменением тока якоря оказывает большое влияние на скорость двигателя. Это хорошо видно из уравнения скоростной характеристики
![]() |
которое показывает, что с изменением магнитного потока скорость двигателя может изменяться в широких пределах.
Если для упрощения предположить, что магнитная цепь двигателя не насыщена и поток пропорционален току
то момент двигателя
![]() |
Подставив в уравнение скоростной характеристики значение Ф = Сф/я, получим
![]() |
где R — внутреннее сопротивление цепи якоря, равное сумме сопротивлений обмоток якоря и возбуждения (Rя + rя).
Заменив в уравнении ток якоря его выражением из (3.10), получим уравнение механической характеристики
![]() |
Уравнение (3.12) представляет собой уравнение кривой, для которой ось ординат является асимптотой. Подобная характеристика представлена на рис. 3.2,6. Уравнение (3.12) дает лишь общее представление о механической характеристике двигателя. При расчетах им пользоваться нельзя, так как аналитически учесть намагничивание стали невозможно. Как видно на рис. 3.2,6, механическая характеристика двигателя последовательного возбуждения — мягкая. При уменьшении нагрузки угловая скорость резко возрастает, а при М = 0 она стремится к бесконечности. В реальных двигателях ток при холостом ходе не может быть равен нулю вследствие потерь в стали и механических потерь, но угловая скорость может достигнуть опасных по условиям механической прочности значений, равных (5÷6)ωном. Поэтому холостой ход для двигателей последовательного возбуждения недопустим.
![]() |
Двигатели постоянного тока смешанного возбуждения. Двигатели смешанного возбуждения имеют две обмотки возбуждения (рис. 3.3). Магнитный поток двигателя определяется суммой потоков параллельной ОВпар и последовательной ОВпос обмоток:
Вследствие нелинейной зависимости магнитного потока от тока якоря аналитическое выражение механической характеристики, так же как и для двигателя последовательного возбуждения, получить нельзя.
В зависимости от соотношения магнитных потоков обмоток возбуждения механические характеристики имеют различную жесткость. Чем больше доля магнитного потока последовательной обмотки, тем мягче характеристика. На рис. 3.3 приведены две естественные характеристики с различным соотношением магнитных потоков обмоток возбуждения. Обмотка параллельного возбуждения создает поток Фпар независимый от тока якоря, поэтому двигатель может работать вхолостую со скоростью