Устройство и работа рядных двигателе
Бензиновый двигатель: устройство, принцип действия, достоинства и недостатки
Бензиновый двигатель – особый вид поршневого ДВС (двигателя внутреннего сгорания), в котором воспламенение ТС (смеси топлива и воздуха) в цилиндрах осуществляется принудительно при помощи электрической искры, а в качестве топлива используется бензин.
Виды бензиновых двигателей
Современные бензиновые двигатели можно классифицировать по нескольким категориям.
- По количеству цилиндров – с одним цилиндром, двумя цилиндрами и несколькими цилиндрами.
- По расположению цилиндров:
- рядные двигатели (цилиндры расположены строго в ряд наклонным или вертикальным способом);
- V-образные двигатели (цилиндры расположены под углом);
- W-образные двигатели (цилиндры располагаются в четыре ряда под углом с коленвалом)
- оппозитные двигатели (цилиндры расположены под углом 180 градусов)
- По способу получения топливной смеси – инжекторные, карбюраторные.
- По типу смазки — раздельные (масло находится только в картере), смешанные (масло смешивается с топливом).
- По методу охлаждения — охлаждение жидкостью, охлаждение воздухом.
- По типу циклов – двухтактные, четырехтактные.
- По типу подачи воздушной смеси в цилиндры — с наддувом, без наддува.
Принцип работы бензинового двигателя
Работа бензинового двигателя, как и любого другого двигателя внутреннего сгорания заключается в сгорании топливной смеси в закрытом пространстве, в данном случае, в камере сгорания. При сгорании ТС выделяется большое количество тепловой энергии, которая запускает механическую работу основного механизма двигателя.
Для обеспечения постоянной механической работы ДВС, в камеру сгорания должна осуществляться бесперебойная (цикличная) подача ТС.
В большинстве случаев бензиновые двигатели являются четырехтактными, рабочий цикл которых состоит из четырех тактов:
- впуска;
- сжатия;
- рабочего хода;
- выпуска
Более подробно о каждом из 4-х тактов.
Впуск
Поршневое движение начинается с одной точки (нижней или верхней), при этом открывается клапан впуска и происходит подача топлива в камеру сгорания. После того как поршень останавливается в противоположной крайней точке, все впускные клапаны закрываются.
Сжатие
На данном такте поршень возвращается на исходную точку, сжимая поступившую топливную смесь, увеличивая ее температуру нагрева. После того как поршень достигает крайней точки, происходит воспламенение сжатой топливной смеси свечой зажигания.
Рабочий ход
При сгорании топливная смесь образует газы, при расширении которых происходит выталкивание поршня. Все клапаны во время рабочего хода остаются полностью закрытыми.
Выпуск
В то время как коленвал продолжает осуществлять вращательные движения, поршень движется в верхнюю крайнюю точку. Вместе с ним открывается клапан выпуска, при котором поршень выталкивает газы в газораспределительную систему. После завершения такта все выпускные клапаны закрываются.
Весь рабочий процесс носит цикличный характер, поэтому после завершения одного такта, начинается следующий такт.
Основные элементы бензинового двигателя
Поршень
Основным рабочим элементом ДВС является поршень, соединенный с коленчатым валом специальным шатуном. Это образует кривошипно-шатунный механизм, который преобразует возвратно-поступательные перемещения поршней в рабочий ход (вращение) коленвала.
Для обеспечения нужной компрессии в цилиндрах двигателя, поршень оснащается уплотняющими чугунными кольцами. На современных бензиновых двигателях могут устанавливаться узкие кольца (высотой не более 2 мм) и широкие поршневые кольца (высотой до 3 мм).
Шатун
Элемент, соединяющий поршень и коленвал. Шатуны изготавливаются из высокопрочной стали, реже – из алюминия. Рабочее шатунное вращение всегда является двухсторонним.
Коленчатый вал
Поступательные поршневые движения преобразуются во вращательные движения вала, который отвечает за вращение автомобильных колес.
Клапаны
ДВС оснащен специальными клапанами – впускными и выпускными. Они предназначены для впуска воздушной массы и вывода выхлопных газов, полученных в процессе сгорания топлива.
Свеча зажигания
Для обеспечения процесса воспламенения ТС в камере, бензиновые двигатели оснащаются свечами зажигания. Электрическая свеча зажигает ТС в определенный момент его подачи и прохождения поршня.
Вспомогательные рабочие системы бензинового двигателя
Бесперебойная и эффективная работа бензинового двигателя обеспечивается вспомогательными рабочими системами — запуска ДВС, розжига, подачи смеси топлива и воздуха, охлаждения, вывода выхлопных газов, смазки.
6. Общее устройство, двигателей
Для нормальной работы двигателя в цилиндры должна подаваться горючая смесь в определенной пропорции (у карбюраторных двигателей) или отмеренные порции топлива в строго определенный момент под высоким давлением (у дизельных двигателей). Для уменьшения затрат работы на преодоление трения, отвода тепла, предотвращения задиров и быстрого износа трущиеся детали смазываются маслом. В целях создания нормального теплового режима в цилиндрах двигатель должен охлаждаться. Из-за высокой степени сжатия запустить дизельный двигатель вручную нельзя. Его оснащают пусковым устройством. Все двигатели, устанавливаемые на тракторах, и автомобилях, имеют однотипную конструктивную схему и включают механизмы и системы, выполняющие определенные функции.
Дизельный двигатель, устанавливаемый на трактор или автомобиль состоит из следующих механизмов и систем.
Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное движение поршней во вращательное движение коленчатого вала, что является наиболее приемлемым для передачи механической энергии, привода в движение ведущих колес трактора и машин.
Газораспределительный механизм управляет работой клапанов, что позволяет в определенных положениях поршня впускать воздух в цилиндры двигателя, сжимать его до определенного давления и удалять из цилиндров отработавшие газы.
Система питания обеспечивает подачу отмеренных порций топлива в определенный момент в распыленном состоянии в цилиндры двигателя.
Смазочная система осуществляет непрерывную подачу масла к трущимся
деталям и отвод теплоты от них.
Система охлаждения предохраняет перегрев стенок камеры сгорания и поддерживает в цилиндрах нормальный тепловой режим.
Система пуска необходима для проворачивания коленчатого вала дизельного двигателя во время его пуска.
Расположение составных частей различных систем дизельного тракторного
двигателя показано на рис. 12.
Автомобильный карбюраторный двигатель имеет механизмы и системы такие же, как у тракторного дизельного двигателя со следующими отличиями:
— система питания автомобильного двигателя предназначена для приготовления горючей смеси в специальном приборе-карбюраторе и подачи ее в цилиндры;
— для зажигания рабочей смеси в цилиндрах карбюраторного двигателя служит система зажигания.
7. Основные показатели и особенности двигателей
Основные показатели, характеризующие работу двигателя, — крутящий
момент, мощность, экономичность и коэффициент полезного действия
Часть тепловой энергии, выделяющаяся при сгорании топлива в цилиндрах двигателя, превращается в механическую. Сила давления газов, действующая на поршень, передается через шатун на кривошип, создавая крутящий момент на коленчатом валу двигателя.
Крутящий момент — это произведение силы, вращающей кривошип, на радиус кривошипа. Крутящий момент выражается в ньютонах на метр (Нм). Развивая определенный крутящий момент, двигатель совершает работу. Работа, выполненная в единицу времени, называется мощностью.
Мощность двигателя измеряют в киловаттах (кВт). Различают индикаторную и эффективную мощность двигателя.
Индикаторной называют мощность, развиваемую газами внутри цилиндра работающего двигателя. Эффективной, или действительной, называют мощность, получаемую на коленчатом валу. Эффективная мощность меньше индикаторной на 10—12%, так как часть мощности затрачивается на преодоление сил трения в механизмах двигателя и приведение в действие вспомогательных устройств (насосов, вентилятора, генератора и др.).
Мощность двигателя растет с увеличением силы давления газов в цилиндре,
частоты вращения коленчатого вала и рабочего объема цилиндров Эффективная мощность двигателя
где — эффективное давление газов (для четырехтактных дизельных двигателей
=0,5—0,8 МПа); V — литраж, л; п — частота вращения коленчатого вала, с -1 ;
— тактность двигателя (для четырехтактных
=2, для двухтактных
=1).
Тактность двигателя — это число, показывающее, за сколько оборотов коленчатого вала совершается рабочий цикл. Из формулы определения мощности двигателя видно, что она при неизменных и Ре зависит от литража и частоты вращения коленчатого вала. Если увеличить частоту вращения коленчатого вала без изменения литража, трактор будет энергонасыщенным. Скорость движения такого трактора на всех передачах будет больше во столько раз, во сколько возросла частота вращения коленчатого вала двигателя. Именно за счет роста частоты вращения коленчатого вала рабочие скорости тракторов за последнее время увеличились до 2,5 — 4,16 м/с (9 — 15 км/ч).
Увеличение литража приводит к увеличению размеров двигателя. Чем выше тяговый класс трактора, тем его двигатель имеет больший литраж и, следовательно, обладает большей мощностью.
Механическим коэффициентам полезного действия (КПД) двигателя называют отношение эффективной мощности к индикаторной. Он зависит в основном от качества обработки деталей, смазывания трущихся деталей и правильности сборки двигателя. Величина механического КПД колеблется в пределах 0,80—0,90.
Рис. 12(7). Дизельный двигатель Д — 240 (тракторный вариант): а — вид справа, б — вид слева, 1 — масломерный щуп, 2 — фиксатор для установки поршня первого цилиндра в ВМТ, 3 — маслозаливная горловина, 4 — масляный фильтр, 5 — фильтр грубой очистки топлива, 6 — выпускной коллектор, 7 — воздухоочиститель, 8 — вентилятор, 9 — генератор, 10 — гидронасос рулевого управления, 11 — передняя опора двигателя, 12 — насос ручной подкачки топлива, 13 — топливный насос,14 — компрессор, 15 — форсунка, 16 — фильтр тонкой очистки топлива, 17 — рычаг воздушной заслонки аварийной остановки двигателя, 18 — вентиль выпуска воздуха из топливной системы, 19 — электростартер, 20 — пусковой двигатель, 21 — редуктор пускового двигателя
Эффективным коэффициентом полезного действия называют отношение количества теплоты, превращенной в механическую работу, к количеству теплоты, содержащейся в топливе. Величина эффективного КПД находится в пределах 0,26—0,37. У карбюраторных двигателей она ближе к нижнему, а у дизельных — к верхнему значению.
В исправном двигателе около 30% теплоты идет на получение эффективной мощности. Остальная тепловая энергия расходуется на механические потери (10%), нагрев охлаждающей жидкости (
35%) и двигателя (
10%), а также уносится с отработавшими газами (
15%).
Экономичность работы двигателя характеризуется удельным расходом топлива. Его определяют делением часового расхода топлива на эффективную мощность двигателя. У дизельных двигателей удельный расход топлива не более 72 мкг/Дж [195 г/(э. л. с. • ч)]. Если в двигателе изношены, разрегулированы или не смазаны трущиеся детали, то мощность будет меньше, а экономичность снизится.
Контрольные вопросы. 1. По каким основным признакам классифицируют двигатели? 2. Какие физические законы положены в основу работы двигателя внутреннего сгорания? 3. Из каких деталей состоит простейший двигатель? 4. Что называется камерой сжатия? 5. Что такое степень сжатия? 6. Какие процессы происходят в цилиндре двигателя? 7. Каков порядок работы четырехтактного четырехцилиндрового двигателя? 8. Назовите основные механизмы и системы двигателя. 9. Чем определяется экономичность двигателя? 10. От чего зависит мощность двигателя?
Рядный двигатель
Рядный двигатель — конфигурация двигателя внутреннего сгорания с рядным расположением цилиндров, и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал. Часто обозначается Ix или Lx, где x — количество цилиндров в двигателе.
По такой схеме выполняются двигатели легковых и грузовых автомобилей, тракторов, а также крупные малооборотистые судовые двигатели.
Основные достоинства рядных двигателей:
- простота конструкции
- технологичность
- благоприятные условия работы кривошипно-шатунного механизма (КШМ)
- более равномерный износ
- удобство и простота обслуживания
Главные недостатки рядных двигателей:
- повышенный габарит двигателя по длине
- повышенный габарит по высоте — иногда решается путём наклона двигателя.
- при большом количестве цилиндров коленчатые валы двигателей из-за большой длины испытывают значительные торсионные нагрузки
- двухцилиндровый, трехцилиндровый — на мотоциклах, снегоходах, лодочных моторах, стационарных машинах, легких летательных аппаратах, редко — на автомобилях (например «Ока» или Trabant) и тракторах (Т-25);
- четырехцилиндровый — наиболее распространенный тип рядного двигателя, применяется на большинстве легковых автомобилей, легких грузовиках, пропашных тракторах, в последнее время — на мотоциклах, снегоходах и лодочных моторах;
- пятицилиндровый — сравнительно редкий тип, ранее встречался на легковых автомобилях Audi и среди судовых двигателей;
- шестицилиндровый — достаточно популярный тип, ранее был широко распространен на заднеприводных легковых автомобилях среднего и высокого классов, применяется на грузовиках, тракторах, маневровых тепловозах, речных и морских судах, стационарных установках;
- семицилиндровый — редкий тип судовых двигателей;
См. также
Это заготовка статьи об автомобилях. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Это заготовка статьи о технике. Вы можете помочь проекту, дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |