6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство и работа стартера основного двигателя

Устройство и работа стартера основного двигателя

Стартер представляет собой электромеханическое устройство. Это говорит о том, что принцип работы стартера заключается в использовании электрической энергии аккумулятора и преобразовании её в механическую.

Внутреннее устройство агрегата:

Стартер делится на 5 основных элементов:

  1. Корпус сделан из стали и выполнен в форме цилиндра. На внешней стенке находятся 4 обмотки возбуждения (обычно их 4, или больше) и сердечники (они же «полюса»). Все скрепляется винтовыми соединениями. Винт скручивается в сердечник для прижатия обмотки к стенке. На корпусе имеются специальные отверстия для креплений передней части аппарата, где двигается обгонная муфта.
  2. Якорь – это ось из специальной стали, на которую запрессованы якорь с коллекторными пластинами. В сердечники есть специальные пазы для укладки якорных обмоток. Концами обмотки закреплены к коллекторной пластине. Пластины коллектора расположены на круге и устанавливаются на диэлектрической платформе. Диаметр сердечника зависит от диаметра корпуса. Якорь закрепляется на передней и задней крышках с помощью втулок, сделанных из меди и стали. Втулки являются еще и подшипниками.
  3. Реле для тяги устанавливается на корпусе аппарата. В задней части корпуса силового реле находятся контакты – «пятаки», подвижный контакт-перемычка из мягкого металла. «Пятаки» — это простые болтики, загнанные в крышку тягового реле. С помощью гаек на него надеваются аккумуляторные силовые провода, а также провода плюсовых щеток. Сердечник соединяется с обгонной муфтой с помощью коромысла, называемым бенедиксом (название произошло от фамилии американского инженера Бенедикса, который его создал).
  4. Бенедикс плотно закрепляется на валу и является роликовым механизмом, связанный с зацепляющей шестеренкой в венцу маховика. Когда на бенедикс подается крутящий момент, сепараторные ролики выдвигаются из пазов, крепко фиксируя шестеренку к внешней обойме. Вращаясь в противоположную сторону, ролики попадают в сепаратор, а шестерня начинает свое вращение, не завися от наружной обоймы.
  5. Через щеткодержатель подается прямое напряжение на щетки из меди и графита, переходящее на якорные коллекторные пластинки. По виду щеткодержатель является диэлектрической обоймой со вставками из металла, а щетки расположены внутри него. Щеточные контакты привариваются к точечным пластинам при помощи сварки. Полюсные пластины – это хвосты обмоток возбуждения.

Для того, чтобы двигатель автомобиля имел возможность завестись, в его недрах происходят такие процессы:

  • после замыкания контактов в замке зажигания, ток направляется через реле стартера на втягивающую обмотку тягового реле;
  • якорь втягивающего реле, передвигаясь внутрь корпуса, выдвигает бендикс из корпуса и вводит в зацепление его шестерню с венцом маховика;
  • когда якорь втягивающего реле достигает конечной точки, происходит замыкание контактов и ток поступает на удерживающую обмотку реле и обмотку электромотора стартера;
  • вращение вала стартера приводит к запуску мотора машины. После того, как скорость вращения маховика превышает скорость вращения вала стартера, бендикс выходит из зацепления с венцом и с помощью возвратной пружины устанавливается в исходное положение;
  • когда ключ в замке зажигания с пуском мотора возвращается в первое положение, подача электроэнергии на стартер прекращается.

Среди неисправностей стартера следует отметить следующее:

  • включение стартера не развивает нужную частоту вращения коленвала двигателя (он проворачивается медленно);
  • включение стартера провоцирует скрежет шестерни стартера, не входящей в зацепление;
  • стартер не приводится в действие;
  • якорь стартера вращается, однако узел не проворачивает коленвал;
  • стартер после запуска двигателя не выключается.

Причины этих неполадок такие:

  • плохое крепление стартера или слабое крепление полюса стартера;
  • не соответствующее масло в картере двигателя;
  • неисправность или разряд аккумуляторной батареи;
  • плохой контакт щеток или слабая затяжка наконечников проводов;
  • короткое замыкание в обмотках стартера;
  • привод тяжело ходит по нарезке вала;
  • зубья венца маховика пришли в непригодность;
  • ход шестерни привода и момента замыкания контактов включателя не отрегулирован должным образом;
  • отсутствует контакт при включении зажигания или замок зажигания пришел в непригодность;
  • ослаблена буферная пружина привода стартера;
  • блокировка привода на валу якоря;
  • подгорание контактов реле или его непригодность к эксплуатации;
  • износ подшипников;
  • шестерня привода «опаздывает» выйти из зацепления с зубчатым венцом.

Только своевременные диагностические мероприятия, а также качественное, профессиональное обслуживание предотвратит подобные казусы, а если это уже произошло – воспользуйтесь услугами специалистов нашего Сервисного центра «СтартеР».

Признаки и причины нарушения работы стартера:

Вопрос: почему стартер не включается?

Ответ: могут быть нарушенными контактные соединения, что-то оборвалось в цепях стартера либо причина в коротком замыкании. Кроме того, может внутри тягового реле возникла неполадка.

Вопрос: откуда возникает звук щелчка в процессе запуска стартера?

Ответ: причиной может стать разряженный аккумулятор, ослабление контактов в стартерной цепи либо неисправность обмотки тягового реле.

Вопрос: почему при включении стартера якорь не вращается, а если вращается, то медленно?

Ответ: такое происходит в основном из-за разряженного аккумулятора. Кроме того, причинами могут быть сгоревшие контакты тягового реле, нарушения контактных соединений, грязный коллектор, старые щетки, также может в обмотках произошло замыкание.

Вопрос: какова причина заедания замка зажигания в положении Старт?

Ответ: скорее всего, бендикс не вышел из сцепления, которое было с маховиком. Мотор раскрутил стартерный якорь, в результате чего сгорел стартер.

Вопрос: почему в зажигании постоянно случается залипание?

Ответ: причиной является работа стартера после заведения двигателя. В ремонте нет смысла, ведь стартер все равно будет ломаться.

Вопрос: в чем секрет быстрого износа стартера?

Ответ: когда двигатель запускается, якорь стартера совершает обороты с частотой полторы тысячи в минуту, из-за пары лишних секунд количество оборотов увеличивается примерно на 5 тысяч. Поэтому ресурс втулок, щеток, бендикса, вилки и коллектора исчерпывается быстрее.

Вопрос: почему после запуска двигателя стартер не выключился?

Ответ: причиной могут стать неполадки муфты свободного хода в стартере либо внутри тягового реле спеклись контакты.

Вопрос: что случилось, если якорь стартера при включении вращается, а маховик остается неподвижным?

Ответ: все из-за повреждений зубьев маховика либо шестерни привода, неполадок в рычаге, ослаблений креплений к стартеру картера сцепления, пробуксовки муфты хода прибора либо неполадок в поводковом кольце.

Вопрос: какова причина потери мощности стартера в прогретом автомобиле?

Ответ: такая потеря прячется:

  • в крепежных болтах;
  • в посадочных местах крепления;
  • среди прогнивших силовых проводов под оплеткой;
  • в окисленных местах спрессовки проводов и контактных клемм;
  • на ржавых крепежных болтах и гайках.

Инструкции по использованию:

Нужно помнить, что стартер — это мощный электродвигатель, но исключительно кратковременного действия. Не забывайте об этом, старайтесь следовать важным инструкциям:

Включайте стартер не более чем на 10 сек. Если двигатель автомобиля не запустился, на 30 секунд оставьте в покое стартер, так как он охлаждается крайне медленно. После 2-3 безуспешных пусков двигателя сделайте 4-минутную паузу.

Следите за контактами в клеммах аккумуляторной батареи. Частенько бывает, что клеммы окисляются, и стартер не принимает нужный ему ток, вследствие чего не развивает достаточный крутящий момент. Двигатель не запускается, и мы вместо очищения клемм несем узел в ремонт. Конечно, мастера объяснят причину, но время потрачено зря.

После пуска двигателя выключайте стартер. Если этого не сделать, то 2-3 секунды просто уничтожат узел. Ведь при пуске двигателя якорь стартера имеет частоту вращения 1500 оборотов/минуту, а после пуска якорь начнет вращаться с большей во много раз скоростью (если бендикс зацеплен с маховиком двигателя). Увеличение оборотов повлечет увеличение износа всех деталей стартера, что повлечет полное разрушение узла. Следите за этим моментом, не допускайте такого бессмысленного вращения. Этот же эффект присущ при неисправностях замка зажигания.

Не двигайтесь автомобилем с помощью стартера. Стоит учесть, что чем меньше обороты, тем больше тока поступает на обмотки стартера. Если вы поставите машину на ручной тормоз, включите передачу, а потом включите стартер, то через 30 секунд такого безумия обмотки узла просто сгорят, да и еще аккумулятор придет в непригодность.

Берегите свой автомобиль, и он не раз придет к вам на помощь.

Назначение, устройство и работа стартера

Всем известно, что стартер является деталью исключительной важности и предметом особой заботы авто-владельца в том случае, если он – счастливый обладатель новой машины, да еще и с автоматической трансмиссией. Ведь в случае неисправности стартера нельзя будет воспользоваться заводной рукояткой для того, чтобы завести мотор машины, как это делают водители устаревших моделей авто. В этом материале рассматривается назначение, устройство и работа стартера, причины основных неполадок и методы диагностики данного механизма.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя на volkswagen bora

Устройство и назначение стартера.

Что известно об устройстве современного стартера? Прежде всего, стартер является электромеханическим механизмом, назначение которого запуск двигателя. Основные детали в его устройстве — электродвигатель, втягивающее реле и шестеренчатый механизм привода, включающий в себя муфту свободного хода, или бендикс.

Механизм работы стартера состоит в следующем:

  • Путем поворачивания ключа замка зажигания производится подача к реле электрического тока, тем самым достигается замыкание электрической цепи. В силу этого, ток поступает и на электродвигатель стартера.
  • На данном этапе шестерня находится в состоянии полного сцепления с венцом маховика. После заведения двигателя происходит размыкание возникшей электроцепи посредством вывода шестерни из зацепления.

Для того чтобы избежать работы стартера при заведенном двигателе автомобиля, машины оборудуются блокирующими механизмами. А чтобы сэкономить энергопотребление, некоторые модели стартеров включают в себя планетарные редукторы, за счет которых величина стартера автоматически становится меньше, и, соответственно, требует минимум электроэнергии.

Что является причиной основных неполадок механизма стартера?

К наиболее частым неисправностям стартера относятся:

  • обрывание электроцепи;
  • замыкания внутри электроцепи;
  • обгорание механизма в месте взаимодействия рабочих элементов стартера под воздействием силы тока большой величины.

Эта группа причин именуется электрическими неисправностями.

Есть и механические неисправности, выражающиеся как в старении и износе частей стартера, что может привести к возникновению электрических неполадок (отсутствие контакта в процессе старения щеток).

Обязательна проверка крепления стартера и втягивающего реле, его обмотки – неисправность этих деталей может ухудшить работу стартера.

Опытный водитель определит возможность нарушения работы стартера по следующим признакам:

  • Стартер не сразу включается — в данном случае необходимо проверить целостность контактов втягивающего реле;
  • Коленвал тяжело двигается или не двигается совсем — нужно посмотреть на состояние подшипников или щеток;
  • Шестерня медленно выводится из зацепления – обратите внимание на венец маховика;
  • При ясно слышимом звуке, характерном для запуска двигателя, запуск его не производится;
  • Имеются все признаки, характерные для подачи электрического тока к реле, однако вращение стартера не происходит;
  • После того, как двигатель был запущен, выключение стартера не наступает.

Стартер является дорогостоящей деталью, поэтому в случае его неисправности гораздо меньше затрат можно понести, если произвести ремонт старого стартера, нежели приобретать новый.

Не менее важна и диагностика стартера с целью предотвращения возможных нарушений его работы. Существует стенд, предназначенный для диагностики стартера и позволяющий установить вероятность возможных неполадок различного характера. Минусом такой проверки будет снятие стартера с машины, поэтому самую первую диагностику лучше проводить непосредственно на автомобиле. Тем более в большинстве случаев «виновниками» нарушения работы автомобиля оказываются совершенно другие составляющие электрической цепи!

При явной неисправности стартера сразу же нужно установить, заряжена ли аккумуляторная батарея, и в какой степени. Можно проверить контакты. Конечно, опытные сотрудники автосервисов гарантированно справятся с поломкой, поэтому желательно обратиться к квалифицированному мастеру.

В большинстве случаев во время ремонта стартера происходит замена недействующих деталей исправными запчастями. Однако при разумном использовании автомобиля можно увеличить продолжительность работы стартера.

  • Необходимо всегда выдерживать время до 30 секунд после запуска мотора стартером;
  • нельзя пользоваться стартером на коротких расстояниях;
  • необходимо помнить о регулярной диагностике и своевременном устранении неполадок стартера с помощью опытных специалистов.

Как устроен стартер автомобиля

Устройство стартера автомобиля обеспечивает запуск двигателя ключом зажигания из салона в любых погодных условиях. Большинство современных стартеров аналогичны принципом действия, устройством. Все они, по сути, являются электродвигателями большой мощности кратковременного действия (10 с при нормальной температуре, 15 с зимой). Пусковой цикл состоит из трех попыток с интервалом 30 с между ними. Поскольку у автомобиля имеется единственный источник электроэнергии (аккумулятор), то конструкторы выбрали для стартеров электродвигатель постоянного тока.

  1. Принципиальная схема
  2. Типы стартеров
  3. Классический вариант
  4. С планетарным редуктором

Принципиальная схема

Запуск двигателя осуществляется прокручиванием венцом маховика, к которому подведена шестерня стартера. Она зацепляется зубьями с маховиком лишь при срабатывании втягивающего реле, прокручивает маховик мощным усилием (демонстрируется на видео), после чего, возвращается в прежнее не зацепленное состояние. Принцип работы стартера основан на перемещении обгонной муфты, названной бендиксом на валу при срабатывании реле.
» alt=»»>
Как только скорость маховика становится выше скорости электродвигателя (что свидетельствует о запуске мотора машины), шестерня бендикса отбрасывается обратно, расцепляясь с маховиком. Для этого на валу стартера имеются винтообразные шлицы. Работа стартера кратковременна, после отбрасывания шестерни он в движении автомобиля не участвует. Это обеспечивается конструкцией – шестерня вращается свободно лишь в одну сторону.

Таким образом, последовательность действий при запуске двигателя автомобиля выглядит следующим образом:

  1. ключ зажигания замыкает цепь, подающую напряжение на обмотки реле стартера;
  2. шестерня бендикса продольно перемещается по валу, зацепляясь с шестерней маховика (на чем и основан принцип работы этого узла);
  3. одновременно с перемещением замыкается цепь, подающая напряжение на обмотки электродвигателя стартера;
  4. при устойчивой работе мотора автомобиля шестерня бендикса отбрасывается в исходное положение.

В различных модификациях конструкторы увеличивают ресурс агрегата запуска автомобиля, изменяя коллектор (щетки служат дольше), используя смешанное возбуждение обмоток. Надежность расцепления увеличивается специальным реле, состоящим из двух обмоток с одинаковым количеством витков. Принцип работы основан на компенсации противоположных полюсов, при которой сердечник размагничивается, после чего, мощности возвратной пружины становится достаточно для возвращения якоря в исходное состояние. Шестерня расцепляется с маховиком, силовые контакты так же размыкаются. На видео показана работа узлов классического стартера, другие виды агрегата имеют схожее действие, отличаются габаритами.
» alt=»»>

Типы стартеров

Отличия стартеров различных модификаций заключаются в конструкции устройств зацепления, электрическая часть одинакова у всех. Отличается принцип действия, конструкция двух основных узлов: фрикционного амортизатора, механизма автоматического расцепления.

Классический вариант

Принцип работы стартера классического типа накладывает ограничения на характеристики шестерни муфты, диаметр маховика. Редукторная пара не может иметь соотношение зуба выше 16/18, что требует использования последовательного возбуждения обмоток электродвигателя. Недостатком классического стартера является низкий КПД, сильный нагрев, громоздкая обмотка возбуждения. Режим холостого хода опасен устройству, так как, электродвигатель может «пойти вразнос».
Преимуществом стартера автомобиля с независимым возбуждением является увеличение эффективности, снижение габаритов, отсутствие перегрева. Получают независимое возбуждение тремя способами, учитывая принцип работы ЭДВ:

  • подключение обмотки к независимому от якоря источнику тока (управляемое возбуждение);
  • установкой на статор постоянных магнитов (неуправляемое возбуждение);
  • параллельным подключением обмотки (параллельное возбуждение).

С планетарным редуктором

Для автомобиля пригоден лишь второй вариант, улучшенный встроенным в корпус стартера планетарным редуктором. Преимущества конструкции этого типа заключаются в следующем:

  • падение напряжения аккумулятора при запуске ДВС не влияет на магнитное поле электродвигателя;
  • многополюсная магнитная система компактнее электромагнитной;
  • принцип работы магнитной системы позволяет увеличить КПД;
  • дешевые ферропорошки, из которых делают магниты, снижают стоимость стартера;
  • планетарный редуктор адаптирует характеристики электродвигателя с частотой вращения коленвала;
  • при холодном запуске потребляется меньший ток, увеличивается надежность пуска.

Принцип работы планетарного редуктора предполагает высокий износ шестеренок. Для увеличения ресурса главная шестерня отливается из термореактивной пластмассы под давлением, армируется бронзой. Снижается шум при работе, увеличивается прочность, износостойкость. Использование жесткого графита в коллекторных щетках, удаление из материала порошка меди увеличило межремонтный период этого узла. Существуют виды приводных механизмов: инерционные, электромеханические, комбинированные. Муфты свободного хода бывают храповые, роликовые, фрикционно-храповые.

Назначение, устройство и работа стартера

Система электрического пуска предназначена для проворачивания коленчатого вала двигателя с частотой, необходимой для пуска. (СЛАЙД № 4)

Основными элементами системы электрического пуска автомобиля КамАЗ являются (рис. 1):

Рис. 2. Основные элементы системы электрического пуска

автомобиля КамАЗ (СЛАЙД № 5)

Стартер СТ142Б2 (рис. 2) имеет герметизированное исполнение с электромагнитным тяговым реле и дистанционным управлением, номинальная мощность 8,2 кВт, номинальное напряжение 24 В.

Стартер установлен на двигателе в его нижней левой части и крепится к картеру сцепления тремя болтами и шпилькой.

Рис. 2. Стартер СТ142Б2 (СЛАЙД № 6)

1 – уплотнительные кольца; 2 – держатель промежуточного подшипника; 3 – бандаж; 4 – якорь; 5 – корпус; 6, 27 – крышки; 7 – коллектор; 8 – болт крепления щеткодержателей; 9, 28 – подшипник; 10 – фильц; 11 –щеткодержатели; 12 – щетки; 13 – обмотка возбуждения; 14 – соединительная шина; 15 – силовой зажим; 16 – вывод обмоток реле; 17 – контактный диск; 18, 19 – втягивающая и удерживающая обмотки; 20 – возвратная пружина; 21 – якорь; 22 – резиновый кожух; 23 – рычаг привода; 24 – эксцентриковая ось; 25 – привод; 26 – шестерня; 29 – упорная шайба

Читать еще:  Двигатель yd22dd на какие авто

Ток холостого хода при напряжении 24 В не более 130 А, ток торможения не более 800 А, напряжение включения реле 18 В, передаточное отношение двигатель – стартер 11: 3.

Стартер СТ142Б2 состоит из электродвигателя постоянного тока с последовательным возбуждением, механизма привода и электромагнитного тягового реле.

Электродвигатель состоит из корпуса с полюсами и катушками обмотки возбуждения, якоря с обмоткой и коллектором, щеточного узла со щеткодержателями, щетками и щеточными пружинами, крышки со стороны коллектора, крышки со стороны привода.

К корпусу 5 винтами крепятся полюсы с катушками обмотки возбуждения (рис. 3). Обмотка возбуждения 13 имеет две параллельные ветви, в каждую из которых включены по две последовательно соединенных катушки. Один конец обмотки возбуждения подключен к изолированному выводу на корпусе (куда подводится напряжение от АКБ после срабатывания тягового реле), а второй – к положительным щеткам 12.

Рис. 3. Схема соединения обмоток стартера СТ142Б2 (СЛАЙД № 7)

1 – тяговое реле; 2 – обмотка возбуждения; 3 – обмотка якоря

Якорь стартера напрессован на вал, который вращается в трех подшипниках скольжения 2, 9, 28, выполненных из графитизированной бронзы и запрессованных в крышки стартера. Подшипники смазывают турбинным маслом «22», которым пропитаны фильцы 10, в крышках 6, 27.

Якорь 4 электродвигателя представляет сердечник, собранный из отдельных пластин малоуглеродистой стали. В пазы сердечника уложена обмотка якоря из медного провода прямоугольного сечения, изолированная от корпуса. Концы секций обмотки якоря припаяны к пластинам коллектора 7. Коллектор 7, закрепленный на валу якоря 4, служит для получения постоянного по направлению вращающего момента.

Щетки из меднографитного сплава установлены в четырех коробчатых щеткодержателях по два в ряд. Необходимое давление щеток на коллектор обеспечивают спиральные пружины. Усилие прижатия составляет 18 — 20 Н.

Электромагнитное тяговое реле стартера предназначено для ввода шестерни стартера в зацепление с венцом маховика и для подключения электродвигателя стартера к аккумуляторной батарее.

Тяговое реле состоит из втягивающей 14 (рис. 4) и удерживающей 13 обмоток, якоря 11, сердечника 16, штока 15 с контактным диском 4, силовых контактов 21 в виде контактных болтов, возвратной пружины 9, корпуса 8, крышки 2.

Рис. 4. Тяговое реле стартера СТ142Б2 (СЛАЙД № 8)

1, 20 – резиновые уплотнительные шайбы; 2 – крышка реле; 3 – резиновое уплотнительное кольцо; 4 – контактный диск; 5 – изоляционная втулка; 6 – чашка; 7 – пружина; 8 – корпус реле; 9 – возвратная пружина; 10 – резиновый сильфон; 11 – якорь реле; 12 – каркас катушки; 13, 14 – соответственно удерживающая и втягивающая обмотки; 15 – стальной шток; 16 – сердечник реле; 17 – изоляционная шайба; 18 – шайба; 19 – скоба; 21 – контактный болт

Втягивающая и удерживающая обмотки намотаны на латунную трубку. Обмотки имеют общее начало, соединенное с выводом 16 на пластмассовой крышке. Конец удерживающей обмотки соединен с корпусом, конец втягивающей обмотки — с болтом 21.

Втягивающая обмотка 14 подключена параллельно силовым контактам тягового реле. При включении реле она действует совместно с удерживающей обмоткой и создает необходимую силу притяжения, когда зазор между якорем 11 и сердечником 16 максимален. Во время работы электродвигателя стартера замкнутые контакты тягового реле шунтируют втягивающую обмотку и выключают ее из работы. Удерживающая обмотка 13 рассчитана только на удержание якоря реле 11 в притянутом к сердечнику 16 состоянии.

Внутри реле свободно перемещается якорь 11, воздействующий на рычаг привода. Возвратная пружина 9 удерживает якорь в исходном положении. Контактный диск 4 изолирован от штока, на котором он установлен изоляционными шайбами и втулкой 5. Конструкция его такова, что диск может перекашиваться и перемещаться на штоке за счет сжатия пружины 7. Такое конструктивное решение обеспечивает хороший контакт диска 4 с контактными болтами 21.

Механизм привода предназначен для передачи крутящего момента от вала электродвигателя стартера на зубчатый венец маховика двигателя, а также для предотвращения обратной передачи крутящего момента.

Привод механический, с храповой муфтой свободного хода, разборный.

Механизм привода (рис. 5) состоит из корпуса 11, ведущего 8 и ведомого 6 храповиков, шестерни 2 привода, пружины 10, шлицевой направляющей втулки 12 и центробежного механизма с конической втулкой 7, текстолитовыми сегментами (сухариками) 3 и направляющими штифтами 4 для разъединения ведущего и ведомого храповиков.

Рис. 5. Приводной механизм с храповой муфтой свободного хода (СЛАЙД № 9)

1 – вкладыш; 2 – шестерня; 3 – сегмент (сухарик); 4 – направляющий штифт; 5, 15 – замковые кольца; 6 – ведомый храповик; 7 – коническая втулка; 8 – ведущий храповик; 9, 13 – шайбы; 10 – пружина; 11 – корпус муфты; 12 – шлицевая направляющая втулка; 14 – буферное резиновое кольцо

Механизм привода работает следующим образом: при подключении обмоток тягового реле к источнику питания якорь реле через рычаг привода и корпус муфты 11 перемещает направляющую втулку 12 вместе с храповиками 6 и 8 по шлицам вала и вводит шестерню 2 в зацепление с венцом маховика до упора в шайбу на валу якоря. В конце хода шестерни замыкаются силовые контакты тягового реле, вал якоря приводится во вращение, а вращающий момент через шлицевую втулку 12, ведущий 8 и ведомый 6 храповики передается шестерне 2 и далее венцу маховика. При передаче вращающего момента в винтовых шлицах втулки 12 и ведущего храповика 8 возникает осевое усилие, которое воспринимается буферным резиновым кольцом 14 и плотно прижимает друг к другу ведущую и ведомую половины муфты.

После пуска двигателя частота вращения шестерни и ведомого храповика становится больше частоты вращения вала якоря и направляющей втулки 12, поэтому ведущий храповик, перемещаясь по винтовым шлицам втулки, отходит от ведомого храповика и шестерня привода вращается вхолостую. Коническая втулка 7 отодвигается вместе с ведущим храповиком и освобождает текстолитовые сегменты (сухарики) 3, соединенные с быстровращающимся ведомым храповиком 6 направляющими штифтами 4. Под действием центробежных сил сегменты перемещаются в радиальном направлении вдоль штифтов и блокируют муфту в расцепленном состоянии, предохраняя зубья храповиков от повреждения и изнашивания. В этом состоянии храповой механизм будет находиться до тех пор, пока осевая составляющая от центробежных сил, действующих на сухарики, превышает усилие пружины.

После выключения стартера ведущая половина муфты под действием пружины вновь прижимается к ведомой половине и сегменты (сухарики) возвращаются в исходное положение.

Принцип работы статора. (СЛАЙД № 10)

При замыкании контактов замка зажигания по втягивающей обмотке электромагнита протекает ток, плунжер электромагнита втягивается и включается удерживающая обмотка электромагнита.

Плунжер электромагнита и соединенный с ним рычаг (вилка) перемещает шестерню бендикса.

Одновременно плунжер давит на пластину, которая в момент ввода шестерни в зацепление с венцом маховика замыкает контакты.

Ток через замкнутые контакты поступает в обмотку электродвигателя, и якорь начинает вращаться.

Рис. 6. Электрическая схема включения стартера (СЛАЙД № 11)

После пуска двигателя водитель с помощью замка зажигания разрывает цепь 50 обмотки электромагнита.

Под действием пружины размыкаются контакты электромагнита, и шестерня бендикса возвращается в исходное положение.

Электрическая система пуска двигателя внутреннего сгорания

Электросистема автомобиля — это источник его жизни. Именно электросистема запускает двигатель автомобиля; она дает искру на свечи, которые заставляют воспламеняться горючую смесь, что, собственно и приводит автомобиль в движение; система электропитания генерирует электроэнергию для разных систем автомобиля, потребляющих электрический ток (звуковой сигнал, свет фар, радиоприемник, прикуриватель, обогрев стекла и проч.); электрический ток от генератора подзаряжает аккумуляторную батарею для того, чтобы можно было в любой момент запустить стартер.
Рассмотрим более подробно, какие процессы происходят во время пуска двигателя автомобиля (кратко это было изложено в пункте «Пуск двигателя»).

Система пуска двигателя

Как уже отмечалось ранее, после установки ключа в замке зажигания в положение «Пуск», происходит замыкание электрической цепи: аккумулятор → тяговое реле стартера:

Начнем с аккумулятора, ведь, именно его энергия дает «жизнь» автомобилю. Уберите аккумулятор и вы никаким образом не сможете запустить двигатель. Поэтому, не ленитесь бережно и внимательно обращаться с АКБ, чтобы ваша машина всегда быстро «классике» АКБ располагается у правой передней фары. Внутри АКБ находятся свинцовые пластины, пространство между которыми заполнено электролитом (смесью серной кислоты и дистиллированной воды). Между электролитом и свинцовыми пластинами АКБ протекают химические процессы, в результате которых на клеммах аккумулятора вырабатывается напряжение чуть более 12 В.

Читать еще:  Что такое система питания карбюраторного двигателя

Конструктивно АКБ состоит из шести самостоятельных частей (банок), соединенных в последовательную электрическую цепь (каждая банка дает 2 В). На АКБ обычно сверху находятся две большие металлические клеммы: положительная и отрицательная. Как правило, положительная клемма несколько больше отрицательной и обозначена знаком «+». К тому же, провод, идущий к положительной клемме имеет красную окраску; в то время, как провод от отрицательной клеммы — черный.

К кузову (массе) автомобиля подключается отрицательная клемма аккумулятора (хотя, есть некоторые автомобили, на которых на массу подключается положительная клемма АКБ). Это значит, что общий провод от отрицательной клеммы АКБ соединяется с кузовом автомобиля, а провод положительной клеммы идет к стартеру.

Стартер

Название агрегата как нельзя лучше характеризует его предназначение — стартовать.

Функционально стартер состоит из двух элементов: тягового реле и собственно стартера:

После того, как ток от АКБ проходит тяговое реле, он направляется к стартеру.

Сначала срабатывает тяговое реле — обыкновенный электромагнит, при срабатывании которого зубья шестерни стартера (бендекс) входит в зацепление с зубьями маховика. После этого срабатывает обмотка стартера и бендекс начинает вращаться, передавая крутящий момент на маховик двигателя, в результате чего начинается движение поршней в цилиндрах двигателя. Поршни перемещаются вверх и вниз, свечи дают искру, воспламеняя горючую смесь и двигатель заводится.

Как только двигатель завелся, стартер сделал свою работу, необходимо вернуть ключ в замке зажигания в положение «On» (вертикальное положение ключа), в котором он и остается пока не потребуется заглушить двигатель. В результате, цепь аккумулятор → стартер размыкается; напряжение снимается со стартера; тяговое реле возвращает бендекс на «свое место», размыкая тем самым контакт бенедекс-маховик.

Не следует держать ключ в положении «Старт» после запуска двигателя, иначе можно повредить стартер. Не следует, также, долго (более 10 секунд) держать включенным стартер, если автомобиль не заводится: вы можете сжечь обмотку стартера с одной стороны; и разрядить аккумулятор — с другой. Если автомобиль не заводится, следует подождать несколько минут и повторить попытку. Если и в этом случае не получается — надо искать причину незапуска двигателя.

Ни в коем случае не следует устанавливать при работающем двигателе ключ в положение «Старт» — вы можете повредить стартер.

Система пуска двигателя. Назначение и устройство

Система пуска представляет собой комплекс устройств, пред­назначенных для принудительного вращения коленчатого вала при пуске двигателя. Различают системы пуска инерционные, пневматические, гид­ропневматические, электрические и механические (ручные и с по­мощью вспомогательного двигателя внутреннего сгорания). В ос­новном применяют электрическую (электростартерную) систему, которая лучше остальных систем отвечает перечисленным ранее требованиям. Электрическая система состоит из аккумуляторной батареи, стартера, механизма привода, цепи управления и средств облегчения пуска. Механизм привода служит для соединения стартера с основным двигателем и разъединения их в начале работы основного двигате­ля. Механизм привода должен обеспечивать безударное включе­ние шестерен, пусковую частоту вращения коленчатого вала, ввод шестерни стартера в зацепление раньше или одновременно с по­дачей тока в обмотки электродвигателя, отключение стартера и вывод шестерен из зацепления в начале работы основного двига­теля. На высокую частоту вращения стартер не рассчитан —- он выйдет из строя. Для разъединения стартера и основного двигателя устанав­ливают муфты свободного хода (МСХ).Электр. управление стартером в современных автомоби­лях почти везде дистанционное. При таком управлении электро­двигатель стартера соединяется с аккумуляторной батареей с по­мощью тягового реле стартера. Электростартер состоит из объединен­ных в одном агрегате электродвигателя, механизма привода и сис­темы управления. Средства облегчения пуска:

1) повышение характеристик электропусковой системы:

— предпусковой подзаряд;-вспомогательные источники питания;

2) средства подогрева:

— свечи накаливания;- электрофакельные подогреватели;

Система зажигания. Назначение и устройство контактной системы зажигания (ВАЗ-2101)

Система зажигания предназначена для принудительного вос­пламенения рабочей смеси в камере сгорания бензиновых двига­телей точно в заданный момент времени.

Состав классической контактной системы зажигания: источник энергии постоянного тока (аккумулятор или генера­тор), прерыватель, конденсатор, катушка зажигания и искровые свечи. Эти элементы составляют две цепи: первичную и вторич­ную. Первичная цепь: источник энергии — прерыватель — первичная обмоткакатушки зажигания и конденсатор , подключенный параллельно контактам прерывателя. Вторичная цепь: вторичная обмотка катушки зажигания — искровые свечи.

Генератор

Работающий двигатель приводит в движение ремень, вращающий генератор тока, который вырабатывает электрический ток для всех устройств автомобиля. Следует сказать, что генератор «включается» и начинает вырабатывать ток, только при достижении определенного числа оборотов двигателя (обычно более 1000 оборотов в минуту). Поэтому, если после запуска двигателя сигнальная панель предупреждает, что генератор не работает, попробуйте слегка «газануть», чтобы обороты двигателя превысили отметку в 1000. Если и после этого генератор не включается — следует заглушить двигатель и искать причину неисправности, поскольку езда без генератора выведет из строя аккумулятор.

После запуска двигателя генератор берет на себя основную функцию по снабжению автомобиля электрическим током, а также подзаряжает сам аккумулятор.

На современных автомобилях устанавливается генератор переменного тока, который затем преобразуется в постоянный ток (при помощи регулятора напряжения), который собственно и питает все устройства автомобиля. На некоторых автомобилях на приборной панели имеется вольтметр, который показывает напряжение в электросистеме автомобиля. На работающем двигателе при исправном генераторе величина напряжения должна быть в пределах 13,5..14,5 В. В противном случае электросистема неисправна.

В начало страницы

Устройство стартера автомобиля

Основным узлом системы запуска двигателя является стартер. Представляет собой электродвигатель постоянного тока напряжением 12 вольт и, развивающий на холостом ходу примерно 5000 обмин.

Стартер состоит из пяти основных элементов:

  1. Корпус стартера выполнен из стали, имеет форму цилиндра. На внутреннюю стенку корпуса крепятся обмотки возбуждения (обычно четыре) совместно с сердечниками (полюсами). Крепеж происходит винтовым соединением. Винт закручивается в сердечник, который прижимает обмотку к стенке. Корпус имеет резьбовые технологические отверстия для крепления передней части, в которой происходит движение обгонной муфты.
  2. Якорь стартера представляет собой ось из легированной стали, на которую запрессован сердечник якоря и коллекторные пластины. Сердечник имеет пазы для укладки обмоток якоря. Концы обмоток надежно крепятся к коллекторным пластинам. Коллекторные пластины расположены по кругу и жестко установлены на диэлектрической основе. Диаметр сердечника напрямую связан с внутренним диаметром корпуса (совместно с обмотками). Якорь крепится в передней крышке стартера и в задней крышке при помощи втулок, изготовленных из латуни, реже из меди. Втулки одновременно являются и подшипниками.
  3. Втягивающее реле или тяговое реле устанавливается на корпус стартера. В корпусе тягового реле, в задней части находятся силовые контакты – «пятаки», и подвижный контакт-перемычка, выполненные из мягких металлов. «Пятаки» представляют собой обыкновенные болты, запрессованные в эбонитовую крышку тягового реле. При помощи гаек к ним крепятся силовые провода от аккумулятора и от плюсовых щеток стартера. Сердечник тягового реле соединяется, через подвижное «коромысло» с обгонной муфтой, в простонародье именуемой бендиксом.
  4. Обгонная муфта (бендикс) крепится подвижно на вал якоря и представляет собой роликовый механизм, который связан с шестерней зацепления с венцом маховика. Конструкция собрана так, что при подаче крутящего момента на бендикс в одну сторону, ролики, находящиеся в сепараторе выходят из пазов сепаратора и жестко фиксируют шестерню к наружной обойме. При вращении в противоположную сторону ролики западают в сепаратор, и шестерня вращается независимо от наружной обоймы.
  5. Щеткодержатель элемент стартера, через который подается рабочее напряжение на медно-графитные щетки, а затем передается на коллекторные пластины якоря. Выполнен щеткодержатель в виде диэлектрической обоймы с металлическими вставками, внутри которых находятся щетки. Контакты щеток (мягкий многожильный провод) при помощи точечной сварки привариваются к полюсным пластинам. Полюсными пластинами обычно являются «хвосты» обмоток возбуждения.

Система пуска двигателя

1.1 Назначение, устройство и принцип работы стартера………..стр.………..

1.2 Неисправности, ремонт и Т.О. стартера…………………….. стр.……….

1.3 Технологическая карта по ремонту стартера…………………стр……… . 1.4 Новинки…………………………………………………………стр………

  • Охрана труда при ремонте и Т.О. автомобиля…………… стр.……….
  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию