Влияние качества масла на работу двигателя
Mse-Online.Ru
Изменения происходящие с маслами в двигателях
При работе любого механизма или пары трения свойства смазочных масел изменяются: они загрязняются механическими примесями, водой, в них накапливаются растворимые и взвешенные продукты окисления. Говорят, что в процессе работы масло «стареет». Масло, взятое из картера двигателя, даже через небольшой промежуток времени работы существенно отличается от свежего по внешнему виду и свойствам.
Наиболее заметные изменения качества вызваны процессами окисления и термического распада углеводородов масла, которые являются основной причиной образования лаков и нагаров в зоне цилиндропоршневой группы. Кроме того, часто накапливаются низкотемпературные отложения (шлам) в картере и маслопроводах. Современные двигатели, устанавливаемые на мощные автомобили, имеют повышенную теплонапряженность, а следовательно, при их работе свойства масел ухудшаются значительно быстрее.
Некоторые продукты окисления (смолы, органические кислоты) находятся в масле в растворенном состоянии. Они приводят к увеличению вязкости и кислотного числа. Другие (типа асфальтовых соединений) способны образовывать лаки, липкие осадки, приносящие особенно большой вред, так как вызывают залегание и пригорание поршневых колец. Значительная часть продуктов окисления находится в виде очень мелкой устойчивой механической взвеси, участвующей в образовании нагаров. Фильтрацией полностью очистить от них масло не удается, поэтому количество углеродистых частиц в процессе работы двигателя увеличивается.
Для моторных масел характерно также загрязнение пылью, попадающей с засасываемым для горения воздухом и при использовании загрязненного топлива. Максимальное количество абразивных примесей в масле накапливается при езде автомобилей по грунтовым дорогам, полям. Количество механических примесей возрастает и в результате накопления металлов, снимаемых с поверхностей в процессе трения. Все эти абразивные механические примеси, твердость которых больше, чем металла, резко увеличивают износ деталей. Основная их часть задерживается маслоочистительными устройствами двигателя, но наиболее мелкие могут длительное время циркулировать по смазочной системе, вызывая повышенный износ. Чтобы не допускать чрезмерного загрязнения масла, необходимо тщательно следить за состоянием маслофильтрующих устройств двигателя, своевременно заменять фильтр тонкой очистки и промывать центрифугу.
В работающих маслах всегда накапливается вода. Больше всего ее попадает из камеры сгорания с прорывающимися газами, так как при сгорании 1 кг топлива образуется около 1,2—1,4 кг воды. Кроме того, вода иногда проникает в картер двигателя через неплотности в системе водяного охлаждения, конденсируется из воздуха при резком снижении температуры (например, при охлаждении двигателя после работы). Накопление воды повышает коррозионность и ухудшает смазывающие свойства масла. Поэтому, чтобы не допускать накопление воды, нужно следить за исправностью системы, вентиляции картера. Пуск и прогрев двигателя должны быть возможно короче, а тепловой режим двигателя следует поддерживать оптимальным.
В работавших маслах могут быть обнаружены также серная и сернистая кислоты, образующиеся при сгорании серы топлива, которые резко увеличивают коррозионный износ. Перечисленные изменения свойственны маслам, работающим в любых двигателях. Но для каждого из них характерны и свои особенности. Так, в карбюраторных, наряду, с загрязнением и окислением свойства масел заметно ухудшаются из-за накопления в них тяжелых остатков бензина. В карбюраторных двигателях тяжелые фракции полностью не сгорают, а конденсируются, стекая в картер, смывая по пути смазочное масло. В зависимости от качества топлива и технического состояния двигателя в масле может накопиться до 5—10% несгоревшего топлива. Это снижает вязкость масла, ухудшает его смазывающую способность и может привести к нарушению жидкостного трения. Если двигатель работает на этилированном бензине, то в масле может быть обнаружен свинец, входящий в состав антидетонаторов.
При правильной регулировке топливной аппаратуры и хорошем техническом состоянии деталей цилиндро-поршневой группы дизелей масло топливом, как правило, не разжижается. Однако здесь степени сжатия, а значит температура и нагрузки значительно выше, чем в карбюраторных двигателях, что способствует ускоренному образованию продуктов окисления, находящихся в масле как в растворенном, так и взвешенном состоянии. Не менее значительные изменения вызваны сильным загрязнением масла продуктами неполного сгорания топлива (сажистыми частицами), а также окислами серы. Именно здесь быстро и значительно увеличивается коррозийность масел из-за накопления минеральных кислот.
Дизели работают на более бедных, чем бензиновые двигатели, горючих смесях: для сжигания 1 кг топлива в них подается в 1,5 раза больше воздуха. В результате ускоряется загрязнение масла пылью из окружающей атмосферы, что приводит к большему накоплению осадков, загрязняющих систему смазки двигателей и увеличивающих износ, а также вызывающих нагарообразование в цилиндропоршневой группе.
На изменение свойств масел существенное влияние оказывает техническое состояние двигателя. Скорость окисления и загрязнения значительно выше при работе масел в изношенных двигателях, когда увеличен прорыв газов в картер и повышена температура деталей, а так же при работе трактора (автомобиля) с перегрузкой или с неустановившимися нагрузками.
В результате старения и загрязнения меняется и внешний вид масла — оно темнеет. Если рассмотреть каплю работавшего масла при сильном увеличении, то будет заметно, что в ней находится множество взвешенных частиц различного размера. При использовании в двигателе масла с большим количеством продуктов загрязнения быстро образуются нагары и лаки. Постепенное накопление высокотемпературных отложений в поршневых канавках приводит в итоге к залеганию, а потом и к пригоранию колец. При этом увеличивается прорыв газов в картер, возрастает расход масла и износ цилиндропоршневой группы, снижаются мощность и экономичность. Нагары и лаки плохо проводят тепло, поэтому при их накоплении двигатель перегревается, а это в свою очередь вызывает ускорение процессов окисления. Понятно, что чем лучше эксплуатационные свойства масел, выше эффективность введенных в них присадок, тем медленнее оно стареет.
При работе двигателя введенные в масло присадки срабатываются. Скорость процесса зависит от типа и теплонапряженности двигателя, его технического состояния, условий эксплуатации, качества используемого топлива и многих других факторов. Прежде всего, присадки расходуются на выполнение своих основных функций, а образующиеся вещества задерживаются маслофильтрующими устройствами. Кроме того, в процессе работы двигателя масло угорает, вместе с ним теряется и часть присадок. Своевременные доливы масла взамен угоревшего позволяют в некоторой степени поддерживать концентрацию присадок на требуемом уровне.
Срабатывание присадок приводит к изменению многих показателей качества масла: снижается щелочное число, ухудшаются моющие свойства, повышается коррозионность и т.д.
Большое влияние на изменение свойств масел оказывает не только уровень форсирования дизеля, но и содержание серы в топливе. Если при работе форсированного двигателя на малосернистом топливе заметны интенсивные изменения показателей качества масла и менять его нужно было бы не через 480, а через 240 ч, то, при использовании высокосернистого топлива свойства масла ухудшаются недопустимо. Очевидно, в этом случае необходимо применять масла с более высокими эксплуатационными свойствами.
Таким образом, в работавшем масле происходят глубокие изменения: накапливаются продукты превращения углеводородов масел, загрязнения, попавшие с воздухом и топливом, увеличивается количество агрессивных соединений. Во всех случаях качество масла ухудшается быстрее, если оно неправильно подобрано для двигателя данного типа и его качество не отвечает требованиям ГОСТ.
Однако несмотря на глубокие изменения качества при работе масла в двигателях основной его углеводородный состав меняется незначительно. Если из масла удалить все механические примеси и продукты окисления, общее количество которых обычно не превышает 4—6%, то вновь можно получить базовое масло хорошего качества. Именно на этом принципе и основана регенерация (восстановление) и повторное использование масел, что позволяет при правильной организации работы значительно сократить расход дорогостоящих и дефицитных масел.
Влияние старения масла на изменение технического состояния автомобиля
Количество и состав образующихся в процессе эксплуатации примесей в масле (смазке), изменение его физико-химических свойств оказывают существенное влияние на износ и нагарообразование, а в конечном счете на техническое состояние агрегатов автомобиля, на пробег автомобиля до текущего ремонта. Совершенно очевидно, что срок службы масла, износ и надежность работы деталей зависят от исходных физико-химических свойств масла и изменения его эксплуатационных свойств в процессе старения. Необходимо знать закономерность старения масла в двигателе по времени и влияние старения на эксплуатационные свойства масла.
Изменение эксплуатационных свойств масла в процессе старения
Естественно, что наиболее интенсивное старение масла в зоне поршневых колец, где тонкая пленка масла имеет высокую температуру и концентрацию продуктов сгорания топлива, особенно сернистого. В результате нейтрализации кислых соединений продуктов сгорания сернистого топлива снижается щелочность масла. Окислы в присутствии воды дают сернистую и серную кислоты, которые, в свою очередь, при взаимодействии с углеводородами масла и продуктами их окисления образуют сульфоновые кислоты. Если щелочной присадки мало, то роль металла присадки выполняют материалы стенок цилиндров, поршневых колец, при этом увеличивается коррозионный износ.
Кроме того, происходит полимеризация сульфоновой кислоты с образованием сажеподобного полимера, твердого и нерастворимого в масле. Это усиливает абразивный износ. По зарубежным данным, наличие основной массы частиц размером 23 мкм может служить основанием для замены масла.
концентрация водородных ионов.
Определение щелочности масла производят по ГОСТ 1136265 потенциометрическим титрованием спиртобензольного раствора масла 0,1 н (децинормальным) раствором соляной кислоты.
Щелочность масла уменьшается из-за расхода присадки на диспергирование поступающих в масло нерастворимых загрязнений. Наиболее сложные условия работы масла в двигателе. При работе двигателя на постоянном режиме и постоянной скорости поступления кислых сернистых соединений скорость расхода щелочности снижается по мере уменьшения концентрации щелочного компонента присадки в масле, как это и следует из закона действующих масс. На рис. 11 приведены примеры снижения щелочности с в зависимости от времени работы т двигателя. При снижении щелочности ниже значения ст1п (браковочный признак) увеличивается коррозионный износ за счет неполной нейтрализации кислот; масло следует заменить. Срок службы масла зависит при прочих одинаковых условиях от начальной щелочности; чем больше серы в топливе, тем выше должен быть уровень начальной щелочности.
Таким образом, процесс старения масла в условиях двигателя внутреннего сгорания зависит от; теплонанряженности двигателя (температура, давление и количество кислорода в единице объема); параметров масляной системы (объем масла в системе, режим слива, кратность циркуляции, эффективность фильтров тонкой очистки); условий работы двигателя (режим, содержание серы в топливе, защита от попадания пыли, воды, топлива, изношенность двигателя); качества исходного базового масла, концентрации и композиции присадок.
[5].
непрерывно растет. При длительной эксплуатации из-за накопления в масле большого количества продуктов окисления и механических примесей органического происхождения увеличивается вязкость масла: при 0,020,07% примесей вязкость увеличивается на 27%, а при 0,150,5% на 1020%. Это увеличивает износ двигателя в момент пуска.
При наличии на двигателях фильтров тонкой очистки общий уровень загрязнения масла, как правило, остается низким, и возрастание примесей не приводит к вредным последствиям. При центробежной очистке масла общее содержание примесей
значительно выше, в результате чего могут пригореть кольца, образоваться большие отложения на деталях.
Иногда при длительной работе масла пригорают кольца, имеются значительные отложения всех видов в двигателе. Видимо, это получается потому, что органические компоненты примесей не стабилизируются по времени, как другие показатели. Однако рост органических компонентов примесей настолько медленный, что при современной системе очистки масла влияние этого фактора может сказаться при сроках службы масла, во много раз превышающих существующие. Все это относится к правильно подобранному для двигателя данной марки маслу.
Обнаруженное при работе двигателя большое шлакообразование, нагарообразование и другие дефекты сигнализируют о низкой стабильности масла и неудовлетворительной работе маслоочистнтелыюго устройства. Низкий качественный состав примесей в масле является показателем его низких противоизносных свойств. Практически f>„ в эксплуатации изменяется в широких пределах: 520 для дизельных двигателей при применении разных партий масла одного сорта, что свидетельствует о большом различии в качестве масел одного и того же сорта и о недостаточной в большинстве случаев их стабильности.
Изучение механических примесей под микроскопом показало, что неорганические частицы размером менее 5 мкм снабжены достаточно толстым органическим покровом. Неорганические частицы большого размера (более 5 мкм) не имеют такого толстого покрова. Фильтры тонкой очистки задерживают наиболее крупные частицы g малой удельной поверхностью и потому с плохим адсорбирующим свойством. АСФО (автомобильный суперфильтр-отстойник), к сожалению, задерживает и крупные скопления органических компонентов, полезных для снижения износа.
Столь большое внимание, которое уделяют качественному составу примесей, объясняется большим влиянием его на интенсивность изнашивания двигателей. В случае когда абразивные частицы не имеют на своих поверхностях слоя адсорбционных органических соединений, износ больше. Наилучшей, очевидно, будет такая структура, при которой абразивные частицы полностью изолированы от трущихся поверхностей коллоидной защитой. Дальнейшее увеличение относительного содержания органических компонентов уже не будет оказывать значительного влияния. К тому же возрастание суммарного количества механических примесей сверх определенных пределов может вызвать загрязнение двигателя. Наблюдениями и исследованиями установлено, что изменение химического состава самого масла и другие факторы также оказывают влияние на интенсивность изнашивания трущихся поверхностей. Но влияние качественного состава примесей имеет преимущественное значение.
Таким образом при старении масла на интенсивность изнашивания деталей влияет не общее содержание механических примесей, а соотношение органических и неорганических его компонентов. Вот почему, хотя при центробежной очистке (ЦБО) в масле механических примесей больше, чем при АСФО, износ деталей меньше, так как ЦБО больше удаляет неорганические примеси, а АСФО частично и органические компоненты. При этом абразивные частицы размером менее 5 мкм покрываются адсорбционной пленкой и способствуют снижению интенсивности изнашивания. Более крупные абразивные частицы должны быть удалены фильтром или отстоем слитого масла. Нельзя думать, что качественный состав масла можно улучшить добавкой таких (до 5 мкм) частиц в масло. Адсорбция продуктов окисления масла на механических примесях происходит непосредственно в процессе износа металлических поверхностей. Поэтому, если продукты износа ввести в предварительно окисленное масло, то коллоидной защиты на частицах не образуется. Противоизносное действие масла не улучшается при технологической недоочистке масляных фракций.
гс/ч (для дизелей 0,010,1 гс/л-с-ч) и содержании загрязнений в масле х долей целого [14].
На рис. 12 приведены данные по изменению содержания механических примесей в процессе эксплуатации двигателя автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555. Уровень механических примесей, изображенный на рисунке в виде кривых, характеризует состояние фильтра очистки масла. На современных двигателях (например, ЯМЗ) устанавливают световые сигнализаторы включения редукционного (перепускного) клапана фильтра грубой очистки.
Величину наибольшей допустимой концентрации механических примесей в масле определяют по экономическому критерию, который является основным при оценке периодичности замены масла.
Последствия несвоевременной замены масла в двигателе
Почти все автолюбители знают, что масло нужно менять. Кроме законченных блондинок, которые и машиной то управляют с трудом. Мы будем исходить из того, что вы знаете о необходимости замены масла. А также из того, что вас этот момент, как минимум интересует. Теперь давайте разберемся, зачем меняют масло, и какие последствия вас могут ожидать, если масло не заменить вовремя.
Своевременная замена масла в двигателе вашего автомобиля гарантирует его нормальную работоспособность. Периодичность замены зависит от модели автомобиля и типа используемого масла. Как правило масло меняют после пробега в 8000-10000 км. Для начала напомним, для чего вообще мы меняем масло в двигателе. Масло обволакивает смазываемые детали двигателя, оставляя на поверхности движущихся относительно друг друга элементов, так называемый защитный слой (очень тонкий слой масла). Этот слой помогает уменьшить силу трения между ними. Масло практически исключает трение деталей при работе двигателя. Это позволяет значительно уменьшить износ деталей и продлить их срок службы. Но у любого масла есть свой ресурс, после которого свойства значительно ухудшаются. Кроме уменьшения трения масло выполняет функцию охлаждения двигателя. С течением времени оно разжижается и значительно хуже отводит тепло.
При большом пробеге на одном масле оно разжижается и хуже справляется с трением деталей. При увеличении трения все узлы двигателя испытывают значительно превосходящие нагрузки. В лучшем случае это будет грозить повышенным расходом топлива и снижением срока службы деталей, а вот в худшем – мотор может «застучать». При появлении стука в двигателе капитального ремонта уже не избежать, а его стоимость вряд ли кого то порадует.
Что сокращает срок службы масла?
Есть такое понятие, как «старение масла». Оно говорит о том, что со временем, в двигателе сгорают присадки и накапливаются загрязнения. В итоге, масло становится «грязным», то есть теряет свой цвет, структуру и свойства. А значит, перестает выполнять те функции, которые на него возложены. Поэтому, необходимо слить старое масло и залить в двигатель новое. Также нужно не забыть заменить масляный фильтр, который также перестает выполнять свои функции, в результате загрязнения.
Самым большим испытанием для масла является городская езда на короткие расстояния, которая не позволяет маслу в двигателе нагреться до оптимальной температуры.
В итоге в масло беспрепятственно попадает большое количество топлива, что приводит к истощению присадок масла. А присутствие в масле воды вызывает изменение характеристик моторного масла. Таким образом, гражданам, которые часто ездят по городу или на короткие расстояния, следует обращать особое внимание на состояние масла. Так как именно при такой эксплуатации автомобиля масло подвергается наибольшему износу.
Естественно, что продолжая ездить на уже отработанном масле, вы наносите тем самым большой вред двигателю. Ведь масло не выполняет возложенных на него функций. Это приводит к коррозии, повышенному износу запчастей, и даже перегреву двигателя. Еще одним возможным результатом может быть засорение масляных каналов.
Чтобы не пришлось прибегать к дорогостоящему ремонту, необходимо руководствоваться некоторым правилам. Во-первых, не допускайте слишком длительного простоя вашего автомобиля без работы. Если двигатель не заводить продолжительное время, то все масло стекает в картер и после старта мотор работает практически всухую.
Во-вторых, не пропускайте сроки замены масла. Если, по каким-либо причинам, вы не смогли во-время заменить масло, то это грозит серьезными последствиями. Сразу, конечно, паниковать не стоит. Если вы пропустили замену масла на 1-2 тысячи км, то вашему мотору это ничем не грозит. Лишние 5-10 тысяч на старом масле уже более опасно.
Кроме пробега стоит смотреть и просто на срок масла. Даже при небольшом пробеге нежелательно ездить на одном масле более года, поэтому при достижении этого срока также необходима замена.
Как часто нужно менять масло в двигателе?
Периодичность замены масла у каждого автомобиля индивидуальна. Это должно быть описано в инструкции по эксплуатации вашего авто. Если же вы пользуетесь фирменным СТО, вас должны уведомить об этом мастера. Если вы незначительно просрочили замену масла, не стоит сразу паниковать. Одна-две тысячи километров не нанесут серьезного вреда двигателю. А вот более двух тысяч, пройденных на отработанном масле, могут уже серьезно сказаться на ресурсе вашего двигателя.
На территории Украины и СНГ, давно уже рекомендуется чаще менять масло, уменьшая пробег, заложенный в инструкции по эксплуатации авто. Это обуславливается качеством топлива, которое не соответствует общепринятым нормам и стандартам. Если вы будете следить за пробегом и вовремя менять масло, двигатель будет работать ровно, а машина не подведет вас в нужный момент.
С какими проблемами придется столкнуться при несвоевременной замене масла?
Эксплуатация автомобиля со старым маслом может повлечь за собой очень серьезные последствия. В этой статье мы расскажем о самых распространенных поломках.
Проворот шатунных вкладышей
Наиболее распространенной причиной проворота шатунных вкладышей, является несвоевременная замена масла. Отработанное моторное масло плохо влияет на систему смазки и рабочие механизмы. В результате происходит засорение масляного канала. Чем больше отработанного моторного масла скопилось, тем большим нагрузкам подвергаются шатунные вкладыши, а, следовательно, и излишнему нагреву, что приводит к провороту шатунных вкладышей.
Износ деталей турбокомпрессора
Эксплуатация автомобиля с отработанным моторным маслом может привести к повреждению ротора. В роторе, при использовании отработанного масла, происходит износ вала турбокомпрессора и подшипников, что приводит к образованию на них глубоких царапин.
Кроме того, использование загрязненного моторного масла приводит к образованию борозд и ведет к разрушению подшипников, что влечет за собой повреждение вала и корпуса турбокомпрессора. В дополнение, загрязненное моторное масло вызывает засорение каналов смазки турбокомпрессора, что приводит к ее заклиниванию.
Износ деталей двигателя
Наиболее распространенной причиной износа деталей двигателя, является плохое качество смазки, когда моторное масло имеет низкую вязкость. Это приводит к разрыву так называемой масляной пленки между цилиндром и поршнем. Так как отработанное моторное масло не может справиться с нейтрализацией сажи и кислотных соединений, образующихся при сгорании.
Также износ деталей происходит из-за отсутствия смазки двигателя или ухудшения его качества, что приводит к резкому повышению температуры отдельных деталей двигателя, и длится это до тех пор, пока взаимодействующие части не расплавятся.
Кроме того, несвоевременная замена масла может привести к изгибу или даже разрушению клапана. Результатом повреждения клапана может быть утечка газа в камере сгорания.
Последствия несвоевременной замены могут быть очень серьезными, так как масло в двигателе не только уменьшает силу трения между трущимися деталями, но и понижает температуру между ними
Замена моторного масла с точки зрения здравого смысла.
1. Вкратце о том, зачем нужно масло в двигателе.
Прежде чем начать разговор о замене моторного масла, напомню вкратце о функциях, которые масло выполняет в двигателе автомобиля (за подробностями в статью о свойствах моторного масла). Это будет нашей, так сказать, отправной точкой. Итак, масло в двигателе:
- защищает детали мотора от преждевременного износа
- очищает мотор от различной грязи, образующейся в процессе работы.
- отводит тепло в зонах, где не подведена охлаждающая жидкость.
- сохраняет эластичность различных резинополимерных деталей (в первую очередь сальников).
Защита от износа — основная функция моторного масла, под неё масло и заточено в основном. Т.е. масло должно обеспечить достаточной прочности и вязкости масляный клин между трущимися деталями двигателя. Если этого не будет, срок жизни мотора будет исчисляться часами, а под нагрузкой минутами. Ну и конечно, энергопотери в смазанных трущихся парах гораздо ниже, чем в трущихся «на сухую».
Очищение мотора — не менее важная задача, выполняемая маслом, поскольку неотмытая с поверхности детали грязь, сильно ухудшит теплообмен, увеличит трение, уменьшит пропускную способность маслопроводных каналов, твёрдые частицы начнут активно разрушать трущиеся поверхности… В общем, грязь — главный враг мотора, причём, неистребимый враг, поскольку её образование — неотъемлемая часть работы ДВС. Маслам ничего не остаётся, кроме как отмывать эту грязь и «носить» в своём объёме, не давая ей слипаться в большие куски, способные навредить двигателю. Наиболее тяжёлые частицы (например, металл) оседают в поддоне картера, вынесенные из зон трения потоком масла.
Теплоотведение — важно для сохранения расчётного температурного режима цилиндропоршневой группы, поскольку охлаждающая жидкость туда не подводится.
Ну и эластичность сальников и других резинок также важна, хотя в контексте замены масла большого значения не имеет. Если, конечно, не заливать в мотор гадость, не содержащую в себе никакой защиты для резины. В этом случае, конечно, рано или поздно сальники потекут и вопрос замены масла будет снят с постановкой вопроса его постоянного долива:).
2. Факторы, влияющие на износ масла.
По функциям пробежались, теперь пройдёмся по факторам износа.
Есть три группы факторов, портящих масло в двигателе:
- термическое воздействие
- химическое
- механическое
Термическое воздействие — это разложение масла на свои составляющие при нагревании до высоких температур. Известно, что чем больше обороты у двигателя, тем выше температура деталей вокруг камеры сгорания, в частности, поршня и клапанов. Здесь масло и подвергается перегреву, значит, езда на больших оборотах портит масло быстрее, чем на средних и малых.
Химическое воздействие — возникает при контакте и взаимодействии масла с частицами топлива и продуктами сгорания, а также воздухом и водой. В основном, всё это добро попадает в масло прорываясь через поршневые кольца в картер, превращаясь в так называемые картерные газы. При высоких температурах химические реакции взаимодействия протекают гораздо активнее, образуя различные агрессивные вещества вплоть до серной кислоты. Высокие обороты двигателя увеличивают количество газов, прорвавшихся в картер. Получается такой негативный «синергетический эффект», когда большие обороты увеличивают температуру (а с ней и термическое разложение масла), количество химически активных компонентов в картере (дающих увеличение химического разложения масла) и дополнительную активизацию реакций из-за увеличения температуры масла до 130-150 градусов и выше. Дополнительное проникновение газов в картер (и масла в камеру сгорания с его сгоранием:)) происходит когда двигатель ещё не прогрет до рабочей температуры, и тепловые зазоры между стенками не выбраны до расчётных величин.
Механическое воздействие — это разложение масла в зонах пограничного трения, когда молекулы основы разрушаются, теряют свою структуру под воздействием ударных и сдвиговых нагрузок, тем самым спасая от разрушения непосредственно детали двигателя. При высоких оборотах этот вид износа масла тоже работает активнее в единицу времени. Также механически повреждают масло частицы пыли и стружки, попавшие в зоны трения.
Итак, в качестве основных причин повышенного износа масла мы имеем:
- езду на высоких оборотах
- езду на непрогретом двигателе
- езду по запылённой местности
- езду с изношенным двигателем
3. Сроки замены масла. Адекватность интервалов замены, рекомендуемых производителями масел/автопроизводителями.
Что можно сказать по поводу сроков замены масла, рекомендуемых производителями этого самого масла: цифры, указанные в рекламе, да и на банке, соответствуют выработке ресурса масла БЕЗ УЧЁТА вышеуказанных факторов износа. А реально в работе машины все они присутствуют, и оказывают очень большое влияние на износ масла. Поэтому даже 15 тысяч километров, это очень много даже для синтетики. Кстати, 15 тысяч — интервал, рекомендуемый многими автопроизводителями, что вроде бы должно успокаивать. Однако нужно принимать во внимание, что тем же производителям машин невыгодно, чтобы их продукция ездила по миллиону километров до капремонта. Идеальна для них ситуация, когда машина фатально ломается сразу после окончания гарантийного срока. Можно продавать человеку новую машину. Однако, человек может и не захотеть покупать машину такого производителя, так что нужно, чтобы такой расчётный ресурс имели машины (да и не только машины) всех производителей. Тогда деваться потребителю будет некуда. И ведь договорились, ещё в начале 2000-х.
С другой стороны, производители масел утверждают, что делают отличное масло, с «суперновыми формулами» и прочей маркетинговой лирикой. И, если речь идёт о добросовестных производителях (что отнюдь не тождественно понятию «раскрученного» брэнда:)), они, действительно, делают хорошее масло, тут придраться не к чему. Вся проблема в том, что за 15 000 км любое, даже самое хорошее масло израсходует весь свой ресурс и превратится в отработку, на которой вы и проездите 500-1000 км до очередной замены, убивая двигатель.
Между прочим, все основные открытия и внедрения в сфере автомасел были сделаны давно, ещё в 20 веке, никаких панацей с тех пор открыто не было. Те же базовые масла, те же присадки по большей части. Единственное движение происходит в сфере улучшения «экологичности» масел, поскольку этого требуют всё ужесточающиеся нормативы. Но с точки зрения ресурса это как раз может иметь негативный побочный эффект, как например ситуация с уменьшением серы в дизельном топливе (сера обладает смазывающими свойствами, без неё топливная аппаратура выходит из строя быстрее). Обычно говорят, что двигатели стали более совершенными, поэтому и масло ходит дольше. Но ведь и нагрузки на масло в современных двигателях стали больше. Так что здесь никакого выигрыша по ресурсу нет.
Что получается в итоге: совершенный двигатель плюс классное масло… да всё вообще должно вечно работать и не ломаться:). И чтобы так не было, просто увеличили интервал между заменами масла.
Спецы из топовых масляных брэндов на технических семинарах в своё время давали такие интервалы: 8000 для минералки, 10000 для полусинтетики и 12000 для синтетики. Если интересно, есть график потери свойств масла, обратите внимание на то, как себя ведёт синтетика.
4. Взаимозаменяемость различных масел при замене.
В вопросе взаимозаменяемости помимо собственно заменяемости кроется ещё один вопрос: нужно ли промывать двигатель при замене масла? Ну или при переходе с одного масла на другое…
Для начала о замене одного на другое… Если бы из двигателя сливалось сто процентов объёма отработанного масла, не было бы вообще никаких вопросов, заменяй на здоровье. Но в процессе замены в картере остаётся около 6% старого масла (плюс-минус), на нейтрализацию которого расходуются присадки свежего масла. Промывкой это масло, конечно, можно удалить, но вместо него останется тот же объём промывочного масла, которое вообще не приспособлено для работы в двигателе, т.е. по сути тот же шлак, требующий расхода присадок для своей нейтрализации. Производители масел говорят, что они закладывают определённый запас присадок для этого. Так что с этой точки зрения промывка не нужна. Кстати, если масло меняют в сервисе на специальной установке через щуп, то об остатках можно не беспокоиться, таким способом выкачивается практически всё старое масло.
Если же речь о том, чтобы отмыть грязь в двигателе, то современные масла обладают хорошими моющими свойствами (опять же все серьёзные брэнды, а не только те, что кричат об этом в рекламе:)), поэтому даже очень грязный двигатель через несколько замен хорошего масла станет чище. Это даже лучше, чем куча грязи одномоментно смытая в двигатель промывкой и забивающая масляные каналы.
Только не нужно забывать о том, что присадки, расходуемые на отмывку и удерживание старой грязи, дополнительно снижают ресурс масла, поэтому при грязном двигателе масло нужно менять ещё чаще. Скажем, на 1000 км.
Доливка: настоятельно рекомендуется доливать такое же масло, как то, что уже залито в двигатель. Вернее даже не такое же, а именно это масло. Если его нет, в синтетику заливайте синтетику, в минералку — минералку. НО! После этого крайне желательно поменять масло при первой возможности, или хотя бы ещё сократить интервал замены на 1000-1500 км. Если же долито масло с другой основой, то рекомендация по замене «как только, так сразу» переходит в разряд обязательных.
Основные факторы, влияющие на срок службы масла
1. Вид горючего оказывает значительное влияние на продолжительность работы масла в двигателе. В карбюраторных двигателях с меньшей степенью сжатия и меньшей жесткостью работы масло работает дольше. Но очень сильно увеличивает срок службы масла газообразное топливо. Оно сгорает, не оставляя жидкого остатка, который, стекая в поддон, перемешивается с маслом. Масло сохраняет качество при вдвое большем пробеге: 24 и 48 тыс. км для ГАЗ-24, 15 и 30 тыс. км для ЗИЛ-130.
2. Тип масляного фильтра определяет тонкость фильтрации, задержива-ние примесей, негативно влияющих на качество масла. Желателен, например, такой фильтр, который удерживал бы частицы, диспергированные моющими присадками и пропускал последние. Так, фильтр НАМИ-ВГ-10 обеспечивает работу масла при пробеге автомобиля 18–24 тыс. км, а фильтр КФМ всего 9–12 тыс. км. Высокие фильтрующие свойства показывают центробежные фильтры (центрифуги) – ≈ 15 тыс. км.
3. Конструкция системы вентиляции обеспечивает отвод газов из картера в атмосферу. Таким образом, уменьшается вредное действие газов, прорвавшихся в картер в из камеры сгорания и ухудшающих качество масла, особенно окислов серы у дизельных двигателей. При закрытой системе газы циркулируют внутри двигателя. Моторное масло, имеющее высокие антиокислительные свойства работает в двигателе ЗМЗ-24-01: 24 тыс. км при открытой системе вентиляции и 18 тыс. км при закрытой.
4. Синтетические масла имеют срок службы значительно более 20 тыс. км пробега автомобиля, а некоторые образцы служат 80–100 тыс. км без смены. В этом нет ничего удивительного, ведь эти масла изготавливают искусственно с наперёд заданными свойствами. Расход синтетических масел на угар на 30–40% ниже, чем у минеральных [12]. Поэтому нелишне подсчитать: может быть дешевле один раз купить дорогое, но качественное и долгоработающее масло, чем несколько раз дешёвое, для обеспечения одного и того же пробега автомобиля.
Кроме перечисленных факторов, на срок службы влияют физико-химические свойства масел, качество присадок, условия эксплуатации, техническое состояние двигателя и другие.
При установлении сроков службы масел и определения пригодности масла к дальнейшей эксплуатации, применяют так называемые браковочные показатели, значения которых должны быть в допустимых пределах (табл. 2.7).
Предельные значения показателей качества моторных масел
Показатель качества | Бензиновые двигатели | Дизельные двигатели |
1. Изменение вязкости, % минимальное значение максимальное значение |
Окончание табл. 2.7
Показатель качества | Бензиновые двигатели | Дизельные двигатели |
2. Содержание примесей, нерастворимых в бензине, %, не более | 1,0 | 3,0 |
3. Щелочное число, мг КОН/г не менее | 0,5–2,0 * | 1,0–3,0 * |
4. Снижение температуры вспышки, о С, не более | ||
5.Содержание воды, % не более | 0,5 | 0,3 |
6. Содержание топлива, %, не более | 0,8 | 0,8 |
7. Диспергирующие свойства по методу масляного пятна, усл. ед., не менее | 0,3–0,35 | 0,3–0,35 |
*Большие значения для масел высших групп.
Метод «масляного пятна» – экспресс-метод без применения лабораторного оборудования. Необходима лишь фильтрованная бумага «синяя лента». Сразу после остановки двигателя капля масла со щупа наносится на фильтрованную бумагу. Через 2 часа образуящаяся хроматограмма может быть использована для оценки диспергирующих свойств.
На хроматограмме различают: центральное тёмное пятно (диаметр – d) и кольцо, очерченное нерастворимыми в масле продуктами загрязнения вокруг центрального пятно – диаметр Д (рис. 2.4) чем больше площадь диффузии, тем выше оценивается диспергирующая способность масла.
Рис. 2.4. Метод «масляного пятна» для оценки диспергирующих
свойств масла (ДСМ):
а – низкий уровень ДСМ; б – высокий уровень ДСМ.
Уменьшение ширины зоны диффузии указывает на срабатывание присадки или наличие в масле воды. Для оценки диспергирующей способности работающего масла определяют площадь зоны диффузии на хроматограмме по выражению:
где: d – средний диаметр центрального ядра;
Д – средний диаметр внешнего кольца зоны диффузии, мм.
Полученная величина является численным показателем диспергирующего свойства меньше 0,3 усл. ед. При этом необходима смена масла.
Основные эксплуатационные характеристики моторных масел для бензиновых и дизельных двигателей приведены в табл. 2.8, 2.9 и 2.10. В таблицах указаны класс вязкости и эксплуатационные свойства по зарубежной классификации.
Таблица 2.8
Масла моторные универсальные
Марка | ГОСТ, ТУ | Класс вязкости по SAE | Экспл. класс по API | Экспл. класс по ГОСТ 17479.1 | Вязкость при 100 о С, мм 2 /с | Индекс вязкости min В. С. 1 сорт | Темпер. вспышки в о. т., о С, min В. С. 1 сорт | Темпер. застыва-ния, о С, max | Щелоч-ное число, мг КОН/1г, min | Золь-ность суль-фат-ная, % масс, max | Масс. доля актив-ных элем., %, min |
М-8-13 | ГОСТ 10541-78 | 20W-20 | SD/CB | B | 7,5…8,5 | –25 | 4,2 | 0,95 | Са 0,16 Zn 0.09 Fe max 0.09 | ||
М-5з/12Г | ТУ 38.301-29-93-98 | 10W-30 | SF/CC | Г | 11,0 | –30 | 5,0 | 1,0 | Са 0,15 Zn 0.09 | ||
М-5з/14Г | ТУ 38.301-29-93-98 | 10W-40 | SF/CC | Г | 14,0 | –30 | 5,0 | 1,0 | Са 0,15 Zn 0.09 | ||
М-6з/14Г | ТУ 38.301-29-93-98 | 15W-40 | SF/CC | Г | 14,0 | –30 | 6,5 | 1,2 | Са 0,23 Zn 0.10 Fe max 0.11 | ||
Лукойл М6з/12Г | ТУ- 0253-011-00151 742-95 | 15W-30 | SE/CC | Анало-гов нет | 11,5..-12,5 |
Окончание табл. 2.8
Марка | ГОСТ, ТУ | Класс вязкости по SAE | Экспл. класс по API | Экспл. класс по ГОСТ 17479.1 | Вязкость при 100 о С, мм 2 /с | Индекс вязкости min В. С. 1 сорт | Темпер. вспышки в о. т., о С, min В. С. 1 сорт | Темпер. застыва-ния, о С, max | Щелоч-ное число, мг КОН/1г, min | Золь-ность суль-фат-ная, % масс, max | Масс. доля актив-ных элем., %, min |
Лукойл-люкс полусин-тетичес-кие | ТУ-0253-017-00148-599-2001 | 5W-40 | SJ/CF | Анало-гов нет | 12,5–14,5 | –35 | 9,0 | 1,3 | Ca 0,18 Zn 0,10 Fe max 0,12 | ||
Лукойл-супер полусин-тетичес-кие | ТУ 38.301-29-107-2000 | 10W-40 | SG/CД | Анало-гов нет | 12,5–16,3 | –30 | 9,5 | 1,3 | Ca 0,18 Zn 0,11 | ||
Лукойл-супер мине- ральное | ТУ-38.301-29-107-2000 | 15W-40 | SG/CД | Анало-гов нет | 12,5–16,3 | –25 | 9,5 | 1,3 | Ca 0,18 Zn 0,11 | ||
Лукойл-супер мине- ральное | ТУ-0253-018-00148599-2001 | 15W-40 | SG/CF-4 | Анало- гов нет | 12,5–14,5 | –30 | 8,5 | 1,5 | Ca 0,28 Zn 0,12 Fe max 0,12 |
Масла для бензиновых двигателей
Марка | ГОСТ, ТУ | Класс вязкос-ти по SAE | Экспл. класс по API | Экспл. класс по ГОСТ 17479.1 | Вязкость при 100 о С, мм 2 /с | Индекс вязкости min В. С. 1 сорт | Темпер. вспышки в о. т., о С, min В. С. 1 сорт | Темпер. застыва-ния, о С, max | Щелоч-ное число, мг КОН/1г, min | Золь-ность суль-фатная, % масс, max | Масс. доля актив-ных элем., %, min |
М-8-В1 | ГОСТ 10541-78 | SD | В1 | 7,5–8,5 | –25 | 4,0 | 0,95 | Ca 0,16 Zn 0,09 P 0,09 | |||
М-8-Г1 | ГОСТ 10541-78 | SE | Г1 | 7,5–8,5 | –30 | 8,5 | 1,3 | Ca 0,23 Zn 0,10 P 0,10 | |||
М-12-Г1 | ГОСТ 10541-78 | SE | Г1 | 11,5–12,5 | –20 | 8,5 | 1.3 | Ca 0,23 Zn 0,10 P 0,10 | |||
М-6з/10-В | ГОСТ 10541-78 | 20W-30 | SD/CB | B | 9,5–10,5 | –40 | 5,5 | 1,3 | |||
М-6з/10-Г1 | ГОСТ 10541-78 | 20W-30 | SE | Г1 | 0,5–10,5 | –32 | 10,5 | 1,65 | Ca 0,30 Zn 0,10 P 0,10 | ||
М-5з/10-Г1 | ГОСТ 10541-78 | 15W-30 | SE | Г1 | 9,5–10,5 | –38 | 5,0 | 0.9 | |||
М-6з/12-Г1 | ГОСТ 10541-78 | 20W-30 | SE | Г1 | 11,5–12,5 | –30 | 7,5 | 1.3 |
Таблица 2.10
Масла моторные для дизельных двигателей
Марка | ГОСТ, ТУ | Класс вязкос-ти по SAE | Экспл. класс по API | Экспл. класс по ГОСТ 17479.1 | Вязкость при 100 о С, мм 2 /с | Индекс вязкости min В. С. 1 сорт | Темпер. вспышки в о. т., о С, min В. С. 1 сорт | Темпер. застыва-ния, о С, max | Щелоч-ное число, мг КОН/1г, min | Золь-ность суль-фатная, % масс, max | Масс. доля актив-ных элем., %, min |
МТ-16П | ГОСТ 6360-83 | – | – | 15,5–16,5 | –25 | 4,0 | 0,6–1,0 | ||||
М-8-Г2 (к) | ГОСТ 8581-78 | 20W | CC | Г2 | 7,5–8,5 | 95 90 | 210 200 | –30 | 6,0 | 1,15 | Са 0,19 Р 0,05 Zn 0,05 |
М-10-Г2 (к) | ГОСТ 8581-78 | СС | Г2 | 10,5–11,5 | 95 85 | 220 205 | –18 –15 | 6,0 | 1,15 | Са 0,19 Р 0,05 Zn 0,05 | |
М-14-Г2 (к) | ТУ 38.401-58-98-94 | СС | Г2 | 14,0–15,0 | –25 | 6,0 | 1,15 | Са 0,19 Р 0,05 Fе мах 0,05 | |||
М-10-Г2 (цс) | ГОСТ 12337-84 | СС | Г2 | 10,0–11.0 | –1 | 9,0 | 1,5 | Ca 0,28 Zn 0,045 P 0,04 | |||
Лукойл М-8-ДМ | ГОСТ 8581-78 | 20W | СD | Д | 8,0–8,5 | –30 | 8,5 | 1,5 | Ca 0,3 Zn 0,09 | ||
Лукойл М-10-ДМ | ГОСТ 8581-78 | СD | Д | 11,4 | –18 | 8,2 | 1,5 | Р 0,3 Zn 0,09 |
Глава 3
Трансмиссионные масла
Двигатель автомобиля вырабатывает механическую энергию, снимаемую с коленчатого вала. Затем крутящий момент необходимо передать к ведущим колёсам или другим потребителям. Эту задачу выполняет силовая передача (трансмиссия). Для обеспечения работы трансмиссии разработан класс смазочных материалов – трансмиссионные масла (ТМ).