19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внешние признаки неисправности грм двигателя

Основные неисправности ГРМ двигателя

По мере разогрева двигателя в процессе его работы происходит различное удлинение деталей привода и клапанной группы. В результате может нарушиться плотная посадка клапана в седле, что отрицательно повлияет на показатели двигателя и техническое состояние клапана. Поэтому для нормальной работы двигателя между деталями клапанной группы в холодном состоянии предусматривают тепловой зазор, значение которого зависит от температурного режима работы двигателя, конструкции ГРМ и материалов деталей привода и двигателя. В связи с этим для каждого конкретного двигателя тепловые зазоры устанавливают, исходя из опытных данных.

Наиболее заметный внешний признак неисправности ГРМ — стук в зоне расположения клапанов, распределительных зубчатых колес и распределительного вала. Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к обгоранию клапанов, преждевременному износу деталей клапанной группы, коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала, а также к осевому перемещению этого вала.

Тепловые зазоры в клапанах изменяются вследствие их нагрева, изнашивания и нарушения регулировок. Когда зазор увеличен, клапаны открываются не полностью, в результате чего ухудшаются наполнение цилиндров свежим зарядом и очистка их от продуктов сгорания, а также повышаются ударные нагрузки на детали клапанного механизма.

При недостаточном зазоре клапаны неплотно садятся в седла (полностью не закрываются), вследствие чего происходят утечка газов, образование нагара с обгоранием рабочих поверхностей седла и клапана. В процессе сжатия из-за неплотной посадки клапанов рабочая смесь может попадать в выпускной газопровод, а в процессе расширения газы, имеющие высокую температуру, могут прорываться во впускной газопровод, вследствие чего в газопроводах возможны хлопки или вспышки. Это является признаком неплотной посадки клапанов.

Причиной нарушения плотности посадки клапанов кроме изменения тепловых зазоров могут быть зависание стержней клапанов в направляющих втулках, нагар или повреждения на фасках клапанов и седлах гнезд, потеря упругости или поломка клапанных пружин. При полном разрушении клапанных пружин у двигателей с верхними подвесными клапанами (все рассматриваемые здесь двигатели имеют именно такой клапанный механизм) происходит рассоединение клапана с пружиной («рассухаривание»), после чего клапан падает в цилиндр.

В результате всех неисправностей уменьшается мощность двигателя, увеличивается расход топлива, нарушаются фазы газораспределения.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит назначение автомобиля?

2. Перечислите основные части автомобиля и основные технические характеристики автомобиля.

3. По каким параметрам классифицируют автомобили? Дайте классификацию автомобилей.

4. Какие максимальные нагрузки на ось грузового автомобиля приняты в России? Что такое колесная формула?

5. Как строится система индексации автомобилей?

6. Какие компоновочные схемы автомобилей и автобусов вы знаете и чем они определяются?

7. По каким признакам классифицируют автомобильные двигатели?

8. Из каких механизмов и систем состоит двигатель?

9. Что называется степенью сжатия, рабочим объемом цилиндра и рабочим объемом двигателя?

10. Что называется рабочим циклом? Как он осуществляется в четырехтактном карбюраторном двигателе?

11. Как осуществляется рабочий цикл в четырехтактном дизеле?

12. Назовите характеристики поршневого ДВС.

13. Для чего служит КШМ и из каких основных элементов он состоит?

14. Каков порядок крепления двигателя на раме?

15. Расскажите о блоке цилиндров КШМ.

16. Расскажите о головке блока КШМ.

17. Расскажите о цилиндропоршневой группе КШМ.

18. Расскажите о шатунах, подшипниках КШМ.

19. Расскажите о группе коленчатого вала КШМ. Для чего предназначен маховик?

20. По каким показателям определяют техническое состояние КШМ?

21. Назначение ГРМ и основные типы ГРМ.

22. Назовите основные части ГРМ.

23. Из каких элементов состоят приводы ГРМ?

24. Из каких деталей состоит клапанная группа?

25. Перечислите основные неисправности ГРМ и назовите способы их устранения.

Литература:

1. Богатырев А. В, и др. Автомобили/ А. В. Богатырев, Ю. К. Есеновский-Лашков, М. JI. Насоновский, В. А. Чернышев. Под ред. А. В. Богатырева. — М.: КолосС, 2004. — 496 с.: ил.

2. Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

3. Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

Возможные неисправности ГРМ

Основными неисправностями газораспределительного механизма (ГРМ) являются:

· нарушение тепловых зазоров клапанов (на двигателях с регулируемым зазором);

· износ подшипников, кулачков распределительного вала;

· неисправности гидрокомпенсаторов (на двигателях с автоматической регулировкой зазоров);

· снижение упругости и поломка пружин клапанов;

· износ и удлинение цепи (ремня) привода распределительного вала;износ зубчатого шкива привода распределительного вала;

· износ маслоотражающих колпачков, стержней клапанов, направляющих втулок;

· нагар на клапанах.

Можно выделить следующие причины неисправностей ГРМ:

· выработка установленного ресурса двигателя и, как следствие, высокий износ конструктивных элементов;

· нарушение правил эксплуатации двигателя, в том числе использование некачественного (жидкого), загрязненного масла, применение бензина с высоким содержанием смол, длительная работа двигателя на предельных оборотах.

Самой серьезной неисправностью газораспределительного механизма является т.н. зависание клапанов, которое может привести к серьезным поломкам двигателя. Причин у неисправности две. Применение некачественного бензина, сопровождающееся отложением смол на стержнях клапана. Другой причиной является резонанс, ослабление или поломка пружин клапанов. В этом случае при достижении поршнем верхней мертвой точки клапан не успевает сесть в «седло». Данная неисправность на современных автомобилях встречается достаточно редко.

Отдельно необходимо сказать о неисправностях гидрокомпенсаторов. При использовании жидкого или сильно загрязненного масла гидрокомпенсатор перестает выполнять свою основную функцию, а именно автоматически компенсировать зазоры в ГРМ. Дальнейшая эксплуатация двигателя может привести к заклиниванию гидрокомпенсаторов.

Нарушение теплового зазора на двигателях с регулируемым зазором может произойти по причине износа подшипников и кулачков распределительного вала, износа зубчатого шкива привода распределительного вала, а также вследствие неправильной регулировки.

Неисправности ГРМ достаточно сложно диагностировать, т.к. сходные внешние признаки могут соответствовать нескольким неисправностям.

Большинство неисправностей газораспределительного механизма приводит к нарушениям фаз газораспределения, при которых двигатель начинает работать нестабильно и не развивает номинальной мощности.

Объясните необходимость зазоров в клапанах механизма и последовательность операций при их регулировке.Зазоры необходимы для того чтобы клапана не зажало при нагреве (тепловой зазор).

Тепловые зазоры в механизме газораспределения регулируйте на холодном двигателе не ранее чем терез 30 мин после его останова.

Регулируйте тепловые зазоры в следующем порядке: Для КАМАЗ — 1—5—4—2—6—3—7—8.

— снимите крышки головок цилиндров;

— проверьте момент затяжки и при необходимости втяните болты крепления головок цилиндров;

— установите фиксатор маховика в нижнее поение;

— снимите крышку люка в нижней части картера пления;

— вставляя ломик в отверстия на маховике, проворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком;

Читать еще:  Холодный запуск дизельного двигателя мерседес

— проверьте положение меток на торце корпуса муфты опережения впрыскивания топлива и фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления. Метки должны находиться в верхнем положении. Если риски находятся внизу, выверите фиксатор из зацепления с маховиком, проверни коленчатый вал на один оборот, при этом фиксатор ен войти в зацепление с маховиком;

— установите фиксатор маховика, в верхнее положение;

— проверните коленчатый вал по ходу вращения (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика) на угол 60° (поворот маховика на угловое стояние между двумя соседними отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 30°), т. е. в положение I. При этом клапаны 1-го и 5-го цилиндров закрыты (штанги клапанов легко проворачиваются от руки);

— проверьте момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров и при необходимости затяните их;

— проверьте щупом зазор между носками коромысел и торцами стержней клапанов 1-го и 5-го цилиндров. Щуп толщиной 0,3 для впускного и 0,4 для выпускного клапанов должен входить с усилием (передние клапаны правого ряда цилиндров впускные, левого ряда — выпускные);

— для регулирования зазора приспособлением ослабьте гайку регулировочного винта, вставьте в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установите требуемый зазор. Придерживая винт отверткой, затяните гайку и проверьте величину зазора;

— дальнейшее регулирование зазоров в клапанном механизме проводите попарно в цилиндрах 4 и 2 (положение II), 6 и 3 (положение III), 7 и 8 (положение IV), проворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на 180° (см. табл. 3);

— пустите двигатель и проверьте его работу, при правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме не должно быть;

— установите крышки люка картера сцепления и головок цилиндров.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Ремонт и техническое обслуживание механизма газораспределения

Ремонт и техническое обслуживание механизма газораспределения

Проверка технического состояния механизма газораспределения заключается в оценке состояния его деталей. Состояние деталей оценивают по уровню шума и стукам, расходу сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры, падению компрессии, по упругости клапанных пружин, а также по измерению изменений разряжения во впускном трубопроводе. По шуму и стуку определяют износ и растяжение цепи и звездочек привода газораспределительного механизма. Кроме того, шумы свидетельствуют об износе подшипников и опорных шеек распределительного вала, об увеличенном зазоре в клапанном механизме, который является следствием нарушения регулировки или износа деталей газораспределительного механизма.

На основании увеличенного расхода сжатого воздуха и падения компрессии устанавливают нарушение герметичности клапанов вследствие износа посадочных поверхностей их седел и головок. Расход сжатого воздуха определяется при помощи прибора К-69М. По причине того, что расход сжатого воздуха свидетельствует не только о неисправностях в газораспределительном механизме, но и о неисправности в кривошипно-шатунном механизме, для уточнения причин повышенного расхода воздуха проводят дополнительное измерение расхода сжатого воздуха после заливки в цилиндр небольшого количества моторного масла. Если при повторном измерении расход сжатого воздуха восстанавливается до требуемой величины, то это свидетельствует о том, что детали клапанного механизма находятся в удовлетворительном состоянии, если расход не восстанавливается, то необходимо произвести ремонт клапанного механизма.

По результатам измерений делается вывод о необходимости разборки и ремонта механизма газораспределения. Проверку упругости пружин клапанов осуществляют без снятия их с двигателя. Для проверки пружин на двигателе нужно снять клапанную крышку, затем установить поршень цилиндра в ВМТ. После этого при помощи прибора КИ-723 измеряют усилие, которое необходимо для сжатия пружины. Если усилие окажется меньше допустимого, то необходимо произвести замену пружин. Кроме замены пружины в некоторых случаях под нижнюю опорную тарелку подкладывают дополнительную шайбу.

Для обеспечения эффективной работы двигателя необходимо проводить проверку и регулировку тепловых зазоров в приводе клапанов. При увеличенном тепловом зазоре появляется частый металлический стук клапанов, который отчетливо слышится при работе двигателя на холостом ходу. В результате этого происходит интенсивное изнашивание торцов стержней клапанов, наконечников стержней или регулировочных шайб. Кроме этого увеличенный тепловой зазор приводит к уменьшению мощности двигателя, так как уменьшается время нахождения клапанов в открытом положении, в результате этого ухудшается наполнение горючей смесью и очистка цилиндров от отработанных газов. При небольшом зазоре или при его отсутствии у выпускных клапанов появляются хлопки из глушителя, а у впускных клапанов — из карбюратора.

Для предотвращения перечисленных выше неисправностей необходимо периодически проверять и регулировать тепловые зазоры. Проверку и регулировку зазоров в приводе клапанов осуществляются на холодном двигателе, температура которого составляет 15-20 °С.

Кроме вышеперечисленных мероприятий необходимо ежедневно при контрольном осмотре автомобиля после прогрева двигателя обращать внимание на отсутствии стуков при различной частоте вращения коленчатого вала. После первых 2000 км пробега автомобиля, а в дальнейшем через 30 000 км нужно подтягивать гайки крепления крышки подшипников распределительного вала в установленной последовательности. После каждых 15 000 км пробега нужно проверять степень натяжения и состояние ремня привода распределительного вала и при необходимости натягивать его. Если на ремне обнаруживаются различные складки, трещины, расслоения, замасливания, а также разлохмачивания, то такой ремень может разорваться при работе двигателя, и он должен быть заменен до этого срока. При замасливании ремень тщательно протирают ветошью, которую предварительно смачивают бензином.

После каждых 30 000 км пробега необходимо проверять и при необходимости регулировать величину теплового зазора клапанов. При необходимости (при появлении частого металлического стука) проверку и регулировку величины теплового зазора клапана проводят раньше 30 000 км пробега. Кроме этого каждые 60 000 км пробега следует производить замену зубчатого ремня привода распределительного вала и маслоотражательных колпачков.

Принцип работы ГРМ

Как понятно из названия, механизм управляет фазами газораспределения ДВС, то есть синхронизирует впрыск топливно-воздушной смеси, выпуск отработанных газов. Вращение коленчатого вала через шестерни, цепь или ремень ГРМ передается на распредвал, который управляет согласованным движением кулачков, открывающих впускные и выпускные клапаны.

Схематическое изображение устройства одного из возможных вариантов ГРМ

Конструктивно механизм состоит из десятков деталей. Кроме распределительных валов в него входят клапаны, сухари, толкатели, коромысла, штанги, тарелки, пружины, регулировочные элементы, системы поворота клапанов. Вращение кулачков распредвала обеспечивает раздельное осуществление фаз впрыска, сжатия, сгорания топлива (рабочего хода), выброса отработанных газов.

Конструкции ГРМ разделяют по расположению клапанов (нижнее, верхнее, смешанное). Для современных легковых моделей характерно использование ГРМ системы DOHC, с двумя клапанами на цилиндр. Каждый из двух распределительных валов открывает отдельный ряд клапанов, уменьшая инерцию коленчатого вала. Такая конструкция ГРМ увеличивает мощность двигателя, допустимое число оборотов.

Читать еще:  Hyundai accent тагаз тюнинг двигателя

Десмодромные ГРМ дорогих моделей управляются бортовыми компьютерами (электронными управляющими блоками). В них применяются электромагнитные клапаны, по команде микропроцессора меняющие режим работы двигателя. Это снижает расход топлива, помогает снимать с мотора оптимальную для режима движения мощность.

Ременной привод газораспределительного механизма

В настоящее время существует два варианта реализации привода ГРМ: ременной и цепной. Первый считается более распространенным и простым в обслуживании. Система насчитывает несколько шкивов, установленных на распределительных и коленчатом валах, а также водяной насос. Механизм также включает в себя систему натяжения и обводной (паразитный) ролик. Дополнительные натяжители нужны для того, чтобы ремень работал строго на своем месте без перекоса. Ролики – это, по сути, подшипники качения, которые периодически тоже необходимо менять.

Стоит понимать, что ремонт ремня ГРМ как таковой не выполняется. Последний подлежит только замене. Что касается регламентных сроков замены механизма, то все зависит от завода изготовителя. В большинстве случаев ремень ГРМ меняют каждые 150 тысяч километров, но в тяжелых условиях эксплуатации, к которым можно смело отнести пробег машины по территории РФ, необходимо проводить замену каждые 90-100 тысяч километров. Ремонт ремня ГРМ и других составляющих не рекомендуется делать еще по той причине, что обслуживание газораспределительного механизма довольно дорогое, особенно это касается двигателей V6 и V8. Так как ремонтные работы не дают никаких гарантий по сроку службы, то можно попасть на внеплановую замену. Комплект замены: ремень, обводной и ведущий ролик, водяной насос и сальники.

ГРМ: ремонт «Рено» и других автомобилей

В большинстве случаев, процедура замены газораспределительного механизма на всех автомобилях практически идентична. Речь идет о моторах с рядным расположением цилиндров. Если у вас V6 и выше, то выполнить самостоятельную замену будет на порядок сложнее.

Возьмем в качестве примера автомобиль «Рено Сценик» с силовым агрегатом типа К4М. На нем многие водители рекомендуют менять ГРМ не реже чем каждые 80 тысяч километров. Если с разборкой все более или менее понятно, то при сборке узла очень важно правильно выставить метки. Чтобы это сделать, необходимо продублировать метки со старого ремня и желательно начать установку с распределительного вала. Дальше ремень прокидывается через обводной и натяжной ролик с помпой. Если фазорегулятор снят, то, скинув ремень с помпы, его необходимо установить. Для удобства монтажа многие водители снимают шестерню коленчатого вала и устанавливают ее в последнюю очередь. Ремонт ГРМ 16-клапанного мотора имеет лишь то отличие, что необходимо синхронизировать два распределительных вала. Сделать это просто, ведь на каждом из них имеются соответствующие метки. Аналогично проходит замена и на автомобилях ВАЗ, независимо от мотора. Самостоятельно провести такой ремонт возможно только при наличии специального инструмента и оборудования. Хотя кто-то способен и «на коленке» отремонтировать привод.

Возможные неисправности ГРМ

Судить о неисправности газораспределительной системы можно по следующим внешним признакам:

  1. Уменьшение компрессии, хлопки в трубопроводах. Происходит по причине неплотного прилегания клапанов к седлам из-за образовавшегося нагара, раковин на рабочей поверхности, при деформации головок клапанов, прогорании клапана, поломке пружин, заедании стержня во втулке или отсутствием зазора между клапаном и коромыслом.
  2. Падение мощности и резкие металлические стуки происходят из-за неполного открытия клапанов. Причиной неполадки выступает большой тепловой зазор или отказ гидрокомпенсатора.
  3. Износ шестерни распредвала, втулок и осей коромысел, направляющих втулок клапанов, заметное осевое смещение распределительного вала.
  4. Выход из строя цепи, зубчатого ремня, а также успокоителя для цепи, и натяжителя для зубчатого ремня.

Поломки ГРМ и их причины

Внешними признаками поломок элементов газораспределительного механизма становятся металлические стуки в головке блока, падение мощности двигателя, синий цвет выхлопа, выстрелы глушителя, звонкие детонационные стуки, перегревы мотора.

Клапаны, погнутые в результате обрыва ремня

К причинам неисправностей ГРМ автомеханики относят износ деталей (при выработке ресурса двигателя), нарушение правил эксплуатации силового агрегата (экстремальные нагрузки, работа на максимальных оборотах), использование загрязненных смазок, бензина с примесями, смолами.

Это ведет к появлению распространенных поломок газораспределительного механизма:

  • повышенному износу подшипников;
  • нагару на клапанах;
  • увеличению тепловых зазоров клапанов;
  • деформациям пружин клапанов;
  • неисправностям гидрокомпенсаторов;
  • зависанию клапанов;
  • удлинению цепи ГРМ;
  • обрыву ремня ГРМ;
  • износам зубчатого шкива, направляющих втулок, стержней клапанов, маслоотражающих колпачков.

Диагностика износа ГРМ усложняется сходством симптомов с неисправностями других систем двигателя. Для точного определения поломки необходим демонтаж головки блока цилиндров. При запоздавшей диагностике назревающих поломок к серьезным последствиям приводят обрывы ремня ГРМ, зависание клапанов.

Зависание клапанов бывает вызвано нагаром, резонансом, ослаблением пружин клапанов. Неисправность требует полной разборки механизма, в крайнем случае – замены клапанов. Обрыв ремня ведет к загибу, деформации клапанов, направляющих втулок, отрыву штоков. Может понадобиться замена клапанов, капитальный ремонт всего двигателя (включая замену поврежденного блока цилиндров).

Внешние признаки и соответствующие им неисправности ГРМ

Признаки неисправностиНеисправность
· Металлический стук в головке блока ци- линдров на малых и средних оборотах. · Снижение мощности двигателя· Нарушение теплового зазора клапанов. · Износ подшипников, кулачков распредели- тельного вала
· Металлический стук в головке блока ци- линдров на холодном двигателе. · Снижение мощности двигателя· Неисправности гидрокомпенсаторов
· Шум в районе привода распределитель- ного вала. · Выстрелы в глушитель· Износ и удлинение цепи (ремня) привода распределительного вала. · Износ зубчатого шкива привода
· Синий дым отработавших газов. · Снижение уровня масла в картере двига- теля. · Снижение мощности двигателя· Износ маслоотражающих колпачков, стерж- ней клапанов, направляющих втулок. · Неисправность КШМ
· Звонкие металлические стуки (детонаци- онные стуки) при разгоне автомобиля. · Работа двигателя с перебоями· Нагар на клапанах. · Неисправности КШМ. · Бензин низкого качества
· Кратковременные провалы в работе хо- лодного двигателя. · Снижение мощности двигателя. · Перегрев двигателя· Снижение упругости и поломка пружин кла- панов. · Зависание клапанов
· При работе двигателя прослушиваются хлопки: во впускном коллекторе в глушителе· Нарушение герметичности: впускного клапана выпускного клапана
· Двигатель не запускается· Нарушены фазы газораспределения. · Недостаточная герметичность клапанов

Регулировки газораспределительного механизма. Проверка и регулировка теплового зазора между бойком коромысла и торцом стержня клапана производится при температуре двигателя 20…25 ºС в следующей последовательности.

1. Снять клапанную крышку.

Читать еще:  Хорошие фирмы по продаже контрактных двигателей

2. Проверить и при необходимости довести усилие затяжки гаек, крепления головки блока до требуемого значения.

3. Установить поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия (оба клапана закры- ты). Установка поршня производится по меткам на шкиве коленчатого вала и блоке цилин- дров или с помощью специального установочного штифта (рис. 29). Вращая коленчатый вал (специальным ключом) по часовой стрелке, совместить установочную метку 1 на звездочке распределительного вала с установочным приливом 2 на корпусе подшипников распредели- тельного вала. При этом поршень четвертого цилиндра находится в ВМТ в конце такта сжа- тия и оба клапана закрыты.

Рис. 29. Установка поршня первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия для регулировки клапанов: 1 – установочная метка на звездочке распределительного вала; 2 – установочный прилив на корпусе подшипников распределительного вала

4. Измерить зазоры между бойком коромысла и торцом стержня впускного и выпуск- ного клапанов (рис. 30). Проверка осуществляется специальным металлическим щупом (толщина которого должна соответствовать значению теплового зазора, указанному в ин- струкции по эксплуатации данной марки автомобиля). При нормальном значении зазора щуп должен перемещаться между клапаном и коромыслом легким усилием руки.

Рис. 30. Проверка теплового зазора в ГРМ: а – ГРМ с роликовыми рычагами (рокерами); б – ГРМ с двуплечими рычагами (коромыслами); 1 – щуп; 2 – регулировочный винт; 3 – контргайка ре- гулировочного винта; 4 – коромысло; 5 – наконечник нажимного винта

5. При необходимости отрегулировать зазор во впускном и выпускном клапанах. Ре- гулировка осуществляется в следующей последовательности:

· отпустить контргайку регулировочного винта;

· вставить щуп между клапаном и коромыслом;

· поворачивая ключом регулировочный винт, установить требуемый зазор (при ко- тором щуп будет перемещаться усилием руки);

· удерживая регулировочный винт в установленном положении, затянуть контргай- ку.

6. Поворачивая коленчатый вал каждый раз на угол α = 720 / n (где n – число цилин- дров данного двигателя), аналогичным образом отрегулировать клапаны остальных цилин- дров в соответствии с порядком их работы.

7. Установить клапанную крышку, запустить двигатель и прослушать работу клапан- ного механизма.

Регулировка натяжения цепи (или ремня) привода распределительного вала. От натяжения цепи (или ремня) привода распределительного вала в значительной степени зави- сит работа ГРМ, поэтому необходимо периодически проверять и регулировать натяжение цепи (ремня).

Регулировка натяжения цепи осуществляется в следующей последовательности: от- пустить стопорный болт натяжника на 1/2…2/3 оборота; провернуть коленчатый вал на 3…4 оборота (при этом натяжное устройство автоматически установит необходимую степень натяжения цепи); затянуть стопорный болт натяжника (см. рис. 9).

Регулировка натяжения зубчатого ремня осуществляется в следующей последова- тельности: снять верхнюю защитную крышку; ослабить болты крепления кронштейна натяжного ролика и плавно провернуть коленчатый вал на 2…3 оборота (при этом пружина кронштейна автоматически установит необходимое натяжение ремня); затянуть болты креп- ления кронштейна и установить защитную крышку (см. рис. 10).

Основные дефекты деталей ГРМ и способы их устранения. Основными дефектами распределительного вала являются изгиб (биение), износ опорных шеек и шейки под распре- делительную шестерню, износ кулачков. Если биение (изгиб) превышает допустимые значе- ния, то вал правят под прессом или списывают. Изношенные шейки шлифуют на меньший диаметр до одного из ремонтных размеров, а опорные втулки устанавливают новые – ре- монтного размера. Опорные шейки вала, вышедшие из ремонтных размеров, могут быть вос- становлены хромированием или осталиванием до номинального или ремонтного размера. Небольшой износ кулачков устраняют шлифованием, а значительный износ – наплавкой сормайтом № 1 с последующим шлифованием.

У толкателей изнашиваются цилиндрическая и сферическая поверхности. Изношен- ные толкатели заменяют или восстанавливают. Цилиндрическую поверхность (стержень) до ремонтного размера восстанавливают шлифованием или хромированием. При этом отвер- стие у направляющих толкателей обрабатывают разверткой под размер устанавливаемых стержней или для запрессовки ремонтной втулки. Износ сферической поверхности устраня- ют шлифованием по шаблону, выдерживая установленную техническими условиями высо- ту.

В коромысле клапанов изнашиваются втулки, которые заменяют на новые, растачивая в них отверстие до номинального или ремонтного размера. В новой втулке сверлят масляные отверстия. Изношенную сферическую поверхность носка коромысла шлифуют.

Основными дефектами клапанов являются износ и обгорание рабочей фаски, дефор- мация тарелки (головки), износ и изгиб стержня. При изгибе стержня и деформации тарелки клапан правят на специальном приспособлении или заменяют новым. Изношенный стержень клапана можно восстановить хромированием или осталиванием с последующим шлифовани- ем до номинального размера. Изношенный торец стержня клапана шлифуют до получения гладкой поверхности. При значительном износе или обгорании рабочей фаски клапан заме- няют новым. Незначительный износ или обгорание рабочей фаски клапана устраняется его притиркой к седлу. Притирка клапана к седлу осуществляется следующим образом. ГРМ разбирают, отсоединив ось коромысел от головки цилиндров, затем снимают ее в сборе с ко-

ромыслами, стойками и другими деталями. На головку цилиндров устанавливают приспо- собление (рис. 31) для снятия и установки клапанных пружин. Сжав клапанную пружину, вынимают клапанные сухари и снимают приспособление с головки цилиндров. Со стержня клапана снимают освобожденные детали (клапанные пружины с опорной шайбой), вынима- ют клапан из направляющей втулки, очищают его от нагара и промывают.

Рис. 31. Снятие и установка клапанных пружин приспособлением: 1 – приспособление А.60311/R; 2 – монтажная доска А.60335

Для притирки клапанов используют специальные или самостоятельно приготовленные притирочные пасты. Тонкий слой пасты наносят на фаску клапана, стержень клапана смазывают чистым моторным маслом и устанавливают клапан в седло. При помощи прити- рочного приспособления или коловорота с присосом клапану сообщают возвратно- вращательное движение. Слегка нажимая на клапан, поворачивают его на 1/3 оборота, затем приподнимают, снова прижимают и поворачивают на 1/4 в обратном направлении. Периоди- чески поднимая клапан, наносят на фаску новые порции пасты. Притирку заканчивают, когда на фасках клапана и седла появятся сплошные матовые пояски шириной 1,5…3 мм. После притирки клапан, седло, канал и направляющую втулку промывают керосином и насухо вы- тирают. Качество притирки можно проверить до и после сборки клапанного механизма. До сборки: поперек фаски мягким графитовым карандашом через одинаковые промежутки наносят 15…20 рисок. Вставив клапан в седло и сильно прижав, его поворачивают на 1/4 оборота. Если все риски окажутся стертыми, то качество притирки удовлетворительное. По- сле сборки: переворачивают головку и в камеры сгорания наливают керосин. Если через 3 мин не будет обнаружено просачивания керосина, то качество притирки удовлетворитель- ное.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию