0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внезапно что то застучало в двигателе

Что делать, если появился стук в двигателе?

Автор: Дмитрий Сапко

Природа неполадок двигателя может быть разной, ведь этот агрегат автомобиля оказывается самым подверженным различных негативным влияниям. Климатические проблемы, неаккуратная эксплуатация автомобиля, плохое качество топлива и расходных материалов — все это сказывается на работе агрегата. Потому если в вашем авто появился стук в двигателе, нужно сразу же определить его причину и отправиться на СТО для устранения неполадки.

Чтобы выявить, какой именно узел в вашем автомобиле стал причиной стука в двигателе, нужно изучить возможные проявления этого звука, понять природу и сравнить с реальной ситуацией. К примеру, стук в двигателе может быть ритмичным или хаотичным, внутренним или наружным, а также отличаться по силе и интенсивности. Разберемся с возможными причинами такого проявления.

Внутренний ритмичный стук в двигателе — поломка системы поршневой группы

Если постукивание происходит через определенное количество времени, звук явно доносится из внутренней части силового агрегата, значит, виновником такого проявления стала поршневая группа вашего автомобиля. Этот механизм является наиболее подверженным влияниям плохого масла или топлива, а также слишком резкой эксплуатации.

Вызвать стук в поршневой группе может целый набор факторов. Некоторые частые неполадки даже описаны в руководстве по эксплуатации автомобиля. Наиболее частые проявления такого стука связаны со следующими причинами:

  • автомобиль часто начинал интенсивно эксплуатироваться при плохо прогретом агрегате — изогнулись шатуны;
  • износился блок цилиндров, один из поршней получил люфт;
  • износился сам поршень, счесался или надкололся при резкой тряске;
  • двигатель был физически поврежден, картер наехал на камень;
  • из-за нерегулярного обслуживания масло накопило много абразивных частиц и стерло верхний слой металла.

Вариантов неполадок при таком проявлении может быть масса, а устранить большую часть можно с помощью дорогостоящего капитального ремонта агрегата. Но не спешите расстраиваться, ведь внутренний стук в двигателе может исходить также от клапанов или от соединения с ведущими полуосями.

Виновником стука может стать турбина, что зависит от ее конструкции и типа. В любом случае, перед принятием серьезных решений следует провести диагностику машины на станции и определить возможные проблемы. Часто диагностика дает ответы на все возникающие вопросы и позволяет решить проблему без дорогостоящего ремонта.

Как определить, зависит ли стук именно от двигателя?

Далеко не всегда наши слуховые возможности могут безошибочно определить особенности возникновения того или иного стука, а также место его происхождения. Часто приходится принять ошибочное мнение, ведь водитель всегда склонен думать, что непонятный стук в автомобиле означает нечто плохое.

Но нередко оказывается так, что стук, который мы изначально приписали силовому агрегату, совершенно не связан с системой двигателя. Это может оказаться искривление валов, поломка определенных подшипников или даже проблема с ходовой частью машины. Существует несколько способов определить причастие двигателя к постукиваниям, а самый эффективный из них следующий:

  • остановите автомобиль (движение с неизведанными стуками недопустимо);
  • заглушите двигатель, дайте ему немного остыть, а затем снова запустите;
  • немного прогрейте агрегат на малых оборотах и заметьте, есть ли стук;
  • сначала плавно нажмите на педаль газа, обратите внимание на поведение звуков;
  • затем резко нажмите на педаль акселератора и отпустите ее — заметьте поведение двигателя на этот раз.

Стуки в силовом агрегате чаще всего являются причиной вращения поломанных механизмов. Чем больше оборотов мы даем двигателю, тем чаще будет стук. Если же ритмичность неприятных звуков никак не меняется во время всех этих процедур, двигатель к вашей проблеме, скорее всего, не имеет никакого отношения.

Следует проверить прочие возможные неполадки, которые вызывают стуки и являются причиной дискомфорта водителя в поездке. Часто при полной диагностике удается обнаружить такие неполадки, которые встречаются один раз на миллион случаев, так что стук в области двигателя сложно диагностировать однозначно.

Что делать и кому звонить, если застучал двигатель?

В любой ситуации, если вы услышали неприятные стуки силового агрегата, не стоит продолжать движение на автомобиле. Следует остановиться и продолжить транспортировку авто только с помощью другого автомобиля — на буксире или на эвакуаторе.

Не стоит даже заводить двигатель лишний раз, ведь можно усугубить неполадку. И уж точно не следует разбирать агрегат самостоятельно в условиях гаража и пытаться исправить поломку. Список действий, который вам необходимо выполнить в данном случае, следующий:

  • транспортировать автомобиль безопасно до хорошей станции технического обслуживания;
  • выполнить полную диагностику силового агрегата;
  • выявить список неполадок, которые повлияли на возникновение такого проявления;
  • создать план ремонта автомобиля и выполнить устранение всех проблем.

На профессиональном СТО даже по характеру звука зачастую могут определить возникшую проблему, потому стоит просто обратиться к специалистам и получить помощь в выявлении и устранении стука. Самостоятельно заниматься ремонтом можно лишь в том случае, если у вас есть требуемый опыт и достаточное количество инструмента.

Для работы с двигателем потребуется специализированное оборудование, которое поможет отыскать проблему и быстро ее устранить. А непрофессиональное вмешательство чревато еще более дорогими и неприятными последствиями.

Чего точно не нужно делать при наличии непонятного стука в двигателе, так это снимать на видео и рассуждать о возможных проблемах, пока агрегат работает и самоуничтожается, как на следующем ролике:

Подводим итоги

Высокое качество и надежность современных автомобилей относительны. Если вы эксплуатируете машину в коммерческих целях, двигатель может прослужить лишь несколько лет. Да и в дорогих технологиях современных производителей может оказаться множество слабых мест. Столкнувшись с проблемой стука в силовом агрегате, не принимайте поспешных решений и не занимайтесь самодеятельностью — доверьте работу настоящим специалистам.

Случалось ли на вашем опыте столкнуться с такой проблемой, как стук в двигателе, и какие решения были приняты для его устранения?

Если двигатель стучит. (Окончание. Начало в №8, 2000)

АЛЕКСАНДР ХРУЛЕВ, кандидат технических наук

В предыдущем номере журнала мы рассмотрели причины возникновения различных стуков в двигателе и выяснили, от чего зависят характер и интенсивность этого звукового сопровождения. Но главное — это суметь определить конкретную неисправность двигателя, приводящую к тому или иному характерному стуку.

Напомним основной вывод, который мы сделали ранее, — стук появляется в результате недопустимого увеличения зазоров в сопряженных деталях двигателя и является одним из симптомов его неисправности. Логично допустить и обратное: по характеру стука, его изменению в зависимости от режима работы двигателя можно определить причину неисправности и в конечном счете даже указать поврежденную деталь.

К сожалению, решить эту задачу не так просто. Более того, может оказаться, что возможных решений имеется сразу несколько, например, когда стуки похожи, а причины их возникновения разные. Поэтому для того, чтобы не запутаться, мы попытаемся описать некую общую схему поиска неисправности по характеру стука.

Прежде всего отметим: неисправности двигателя, являющиеся причиной стуков, имеют разную природу. Чаще всего стуки появляются в результате естественного износа деталей при больших пробегах. Однако нередко детали получают повреждения при неграмотной эксплуатации или неквалифицированном техобслуживании, что также служит поводом появления стуков. Но для нас это не главное — в конечном счете важно знать.

Что же стучит в двигателе?

Стук как следствие увеличенных зазоров в сопряжениях деталей — самый распространенный случай. О нем мы уже подробно рассказывали в предыдущей статье. Чаще всего такая картина характерна для двигателей с большими пробегами и, соответственно, износами деталей. То есть основная причина стука в данном случае — естественный износ при длительной эксплуатации. Правда, возможны и другие причины, связанные с нарушением правил эксплуатации и ремонта, но для данного случая это будет скорее исключением, чем правилом.

Стук в результате перекоса деталей, в отличие от предыдущего случая, сам по себе не возникает. Чаще всего этому способствует человек. К примеру, прогиб шатуна в результате гидроудара после форсирования лужи или установленная механиком при сборке заведомо кривая (в прямом и переносном смысле) деталь. Нарушение геометрии деталей всегда приводит к значительному росту нагрузок на них. При этом ухудшаются условия смазки, нарушается температурный режим работы деталей. В результате — быстрый износ, увеличение зазоров, и как следствие — стук.

Стук может возникать и в сопряжениях с нормальными зазорами. Такое случается при разрушении пленки масла между трущимися деталями в результате превышения допустимых нагрузок.

Известно, что слишком малые зазоры между сопрягаемыми деталями приводят к уже упомянутым росту нагрузок, температуры и ухудшению условий смазки. Сами по себе малые зазоры не возникают, а чаще всего являются делом рук чересчур «радивых » мотористов, стремящихся обеспечить в двигателе как можно более «плотные » соединения. Иногда стук данной категории может возникнуть и в результате эксплуатации перегретого двигателя.

Стук при соприкосновении несопряженных деталей — последний и весьма экзотический случай. Причина — сильная деформация одной из деталей. Например, гидроудар в цилиндре так «укорачивает » шатун, что поршень начинает задевать за противовесы коленвала в нижней мертвой точке. В ремонтном деле тоже не без чудес. Представьте: край окантовки прокладки головки свисает в цилиндр (такая вот прокладка!), а поршни чуть выступают вверх над плоскостью блока. Результат очевиден. А про неверную установку фаз, особенно на дизелях, когда клапаны «немного » достают до поршней, и говорить нечего — бывает. Хотя и довольно редко.

Читать еще:  Шкода октавия расход топлива 1 6 двигатель

Для чего мы приводим подобные примеры? Чтобы попытаться объяснить: помимо характера стука и его изменения в зависимости от режима работы двигателя правильно определить причину стука помогает анализ обстоятельств, при которых он впервые появился.

Но, так или иначе, а проанализировать в одной журнальной статье причины и внешние проявления всех стуков — задача практически нереальная. Поэтому остановимся только на самой распространенной категории стуков — тех, что связаны с большими зазорами в сопряжениях деталей. По ним в большинстве случаев удается достаточно точно определить неисправность без разборки двигателя.

«По ком стучит. » двигатель?

Интенсивность стука в общем случае зависит от частоты вращения, нагрузки и температуры двигателя. Вначале рассмотрим только равномерный стук с частотой, равной частоте вращения коленчатого вала.

Как показывает практика, при увеличении частоты вращения интенсивность стука растет, если рабочие поверхности деталей уже достаточно изношены. При малых износах, а следовательно, и зазорах высокая частота вращения, наоборот, может и «заглушить » стук. Поэтому при определении причины стука важно выяснить влияние нагрузки и температуры двигателя.

Увеличение нагрузки двигателя приводит к усилению стука в кривошипно-шатунном механизме и поршневой группе, т.е. там, где действуют пропорциональные ей силы. А вот температура в этой ситуации влияет по-разному — с ее ростом вязкость масла падает, и, к примеру, поврежденный подшипник в кривошипно-шатунном механизме начинает стучать сильнее. В то же время дефектный поршень при нагревании расширяется, а зазор в сопряжении с цилиндром уменьшается, что вызывает «затихание» стука.

Стуки, интенсивность которых не зависит от нагрузки, как правило, явно усиливаются с ростом частоты вращения. Подобные стуки могут быть вызваны ударами клапанов о поршни, попаданием посторонних предметов в цилиндр между поршнем и головкой блока, дефектами подшипников балансирных валов. При этом с ростом частоты вращения возрастают нагрузки на дефектные детали, возможна их деформация под действием сил инерции. Температура здесь усугубляет дело из-за снижения вязкости масла и температурного расширения более горячих деталей.

Стуки с частотой, меньшей, чем у коленвала, обычно связаны с распределительным механизмом. С ростом температуры их интенсивность усиливается из-за увеличения зазоров в механизме привода клапанов. Влияние частоты вращения здесь может быть разное. Нагрузка, как правило, влияния не оказывает, за исключением стука гидротолкателей, который нередко усиливается под нагрузкой. Этот факт, кстати, может сбить с толку: дефект шатунного подшипника иногда дает практически тот же стук с частотой, вдвое меньшей, чем у коленвала, усиливающийся под нагрузкой и с прогревом.

Интенсивность неравномерных стуков (частоту которых уверенно определить трудно) с ростом частоты вращения обычно снижается, а на изменение нагрузки не реагирует. Так происходит, например, при износе упорных подшипников валов, ослаблении посадки или дефектов в шкивах и маховиках (последние иногда «затихают » при включении передачи или выключении сцепления).

Перечисленные выше стуки связаны с естественным износом, а также с нарушениями правил эксплуатации и обслуживания двигателя. В то же время по неопытности и неграмотности механика во время ремонта двигателя могут быть внесены такие дефекты, которые при обычной его эксплуатации не встречаются. Это уже упомянутая «кривая » прокладка головки блока, несоосность постелей коленвала или распредвала, непараллельность осей отверстий шатуна, неперпендикулярность осей цилиндров и коленвала и многое другое. В таких случаях диагностика стука часто превращается в ребус, разгадать который непросто. Хотя, справедливости ради, заметим, что общие закономерности стука справедливы и здесь.

Некоторые стуки создают иллюзию совершенно конкретного дефекта. На самом же деле причина стука совершенно иная.

О том, что стук гидротолкателей иногда очень похож на стук шатунных вкладышей (и наоборот), мы уже сказали. Вот еще пример: резкий стук под нагрузкой у дизеля очень похож на шатунный, а на самом деле неисправна топливная аппаратура. Или такой случай: механик при сборке забыл затянуть болт шкива распредвала. Грохот, появившийся через некоторое время, был больше похож на стук коленвала, и только случайность «спасла » двигатель от повторной разборки.

Встречаются и курьезы. Владелец автомобиля, приехав на СТО, потребовал сделать «застучавшему » двигателю капремонт. Его удивлению не было предела, когда ему показали дефект ручейкового ремня, вызвавший стук при контакте дефектного участка со шкивами и роликами.

Подобных примеров множество. Но уже ясно, что многие «хитрые » дефекты плохо вписываются в рамки каких-либо схем диагностики стучащего двигателя. Поэтому большинство встречающихся на практике неисправностей под силу диагностировать только опытному персоналу СТО. Но здесь, как ни парадоксально, кроется еще одна сложность на пути к правильно поставленному диагнозу.

Диагност или моторист?

Куда попадает автомобиль со стучащим двигателем, если приедет на иную СТО? Правильно, на участок диагностики. Вот здесь и возможны первые проблемы.

Дело в том, что многие диагносты по природе своей не мотористы, а электронщики. Что и неудивительно, ведь разбираться им приходится в основном именно в электронных системах управления двигателем.

Поскольку электронный блок или датчик — еще не двигатель, то самая большая практика диагностики и ремонта электронных систем никак не заменит практику моторного ремонта с его маслом, грязью и прочими «прелестями». Вот почему хороший «электронный » диагност может не знать истинной причины стука. Даже вооруженный стетоскопом (который, безусловно, у него есть), чтобы точнее определить источник стука.

Что уж тут говорить о начинающих? Известны случаи, когда владельцу автомобиля со стучащим двигателем вручали распечатку, где все было ОК, и, разведя руками, отправляли восвояси.

А нужно, в общем-то, не так уж много — дефекты в механической части двигателя, в том числе стук, должен диагностировать моторист. Соответственно, поставить правильный диагноз «стучащему » мотору смогут скорее всего лишь на той СТО, где на практике ремонтируют двигатели.

По правде сказать, мотористы бывают тоже разной квалификации. И поскольку стук, как мы выяснили, дело «темное», то «приговорить » двигатель к сложному и дорогому, но ненужному, ремонту, весьма просто. Грамотный специалист никогда не скажет, послушав двигатель: «это стучит поршень». Скорее всего, укажет вероятность той или иной неисправности — опыт практика не допустит категоричности.

Но все это — когда машина уже приехала на СТО. А если до сервиса далеко? И вообще, можно ли ехать куда-либо.

Если двигатель стучит?

С застучавшим в пути двигателем вряд ли удастся что-либо сделать на месте. Можно проверить уровень масла — с недостатком смазки чаще всего и связаны повреждения деталей, вызывающие стук.

Далее следует выяснить две вещи: усиливается ли стук под нагрузкой и как быстро он прогрессирует по времени движения. Если ответы положительные, то скорее всего повреждены подшипники коленвала. Ехать дальше с таким дефектом опасно — двигатель вскоре будет выведен из строя с перспективой сложного и дорогого капитального ремонта. Поврежденный шатунный подшипник будет сильно перегреваться, и тем сильнее, чем больше обороты и нагрузка, пока перегретый до 700-800оС шатун не оборвется по одному из сечений нижней головки и не пробьет блок цилиндров. После этого, не исключено, ремонтировать будет уже нечего. Поэтому лучше сразу брать машину на буксир или вызывать «техничку».

Правда, известны отдельные случаи, когда двигатель со «стучащим » коленвалом «проезжал » немалое расстояние. Двигаться подобным образом водителям удавалось на самых минимальных оборотах и нагрузках, чтобы шатун как можно меньше стучал по шейке коленвала. К сожалению, у вала в подобном случае все равно оказывается слишком большой износ, и его уже не удается спасти.

Разного рода «затихающие » стуки, как правило, не столь опасны и позволяют добраться до места ремонта. Некоторые из них (например, «холодный » стук поршня) могут проявляться в двигателе без видимых изменений не один десяток тысяч километров. Поэтому в принятии решения о дальнейшем движении определяющим фактором должно явиться наличие увеличения интенсивности стука. Если таковое замечено, движение необходимо прекратить, а двигатель заглушить. Есть шанс, что детали не успели получить необратимых повреждений. Считайте, что вам крупно повезло и ваши затраты на ремонт будут минимальны.

Стук в двигателе- Причины и последствия

Если двигатель внутреннего сгорания вдруг начал стучать, рекомендуется провести диагностирование, чтобы выявить возможные неисправности и причины их возникновения. Стук в двигателе считается одной из наиболее тревожных ситуаций, т. к. может означать, что автомобилю требуется дорогостоящий ремонт. Как правило, стук возникает в результате деформаций деталей силового агрегата, полученных при износе или сильном ударе. При этом в местах взаимного соприкосновения деформированных элементов резко увеличиваются нагрузки с последующим разрушением.

Читать еще:  Электрический топливоподкачивающий насос низкого давления дизельного двигателя

Возможные причины появления стука в двигателе

Чтобы точно найти причину, необходима квалифицированная проверка двигателя внутреннего сгорания при помощи специального диагностического оборудования. Основные причины, встречающиеся чаще всего:

  1. Дефекты, полученные при изготовлении автомобиля (на новой машине).
  2. Некачественный ремонт (например, в условиях обычного гаража).
  3. В картер двигателя залито моторное масло несоответствующей марки.
  4. Использование некачественного бензина или дизельного топлива.
  5. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства (перегрузки мотора, агрессивная езда и пр.).

Появился стук в двигателе без явной причины, это происходит после длительного пробега, в результате постепенного износа рабочих узлов и деталей, превышающего предельно допустимые значения. При возникновении нестандартных звуков мастер должен убедиться, что их издает не коробка передач или другой механизм трансмиссии, а именно двигатель. По характеру звучания опытный механик определяет место возникновения и степень сложности поломки. Это касается двигателей внутреннего сгорания любого типа: карбюраторного, инжекторного, дизельного.

Первичная диагностика стуков в двигателе

Чтобы убедиться, что непривычные звуки исходят от мотора, нужно:

  • установить транспортное средство над смотровой ямой или на эстакаду;
  • выжать педаль сцепления;
  • отсоединить двигатель от коробки передач и трансмиссии;
  • проверить состояние деталей и узлов, наиболее вероятных виновников появления посторонних стуков (опор двигателя, водяной помпы, генератора и пр.);
  • демонтировать детали, вызывающие подозрение;
  • если нестандартные звуки не прекратились, это означает, что основная проблема состоит в самом моторе.

Разновидности стуков в двигателе

Опытные автомеханики различают нестандартные посторонние звуки, появляющиеся при работе двигателя внутреннего сгорания, на слух по ряду признаков:

  1. Сила ударов.
  2. Нарастание интенсивности звуков.
  3. Частота гармоники.
  4. Цикличность.

В зависимости от силы звуков, доносящихся из работающего агрегата, рекомендуется выполнить следующие действия:

  • если удары очень сильные, которые невозможно заглушить никаким доступным способом, лучше всего выключить мотор и доставить транспортное средство при помощи буксира на ближайшее СТО;
  • при средних ударах, которые не слышны при включении музыки в салоне авто, допускается медленное самостоятельное передвижение в ремонтную мастерскую;
  • допускается диагностировать причину ударов не сразу, если шумы, доносящиеся из ДВС при открытой крышке капота в условиях полной тишины, еле уловимы на слух.

Что означает интенсивность ударов

Если явный стук в двигателе внутреннего сгорания появился неожиданно и не исчезает с течением времени, это означает, что рабочие детали интенсивно разрушаются по причине эксплуатации машины в условиях повышенных нагрузок. Результат разрушений – превышение предела циклической усталости металла.

Если стук начался с еле заметных проявлений и, с течением времени, стал постепенно усиливаться до невозможного грохотания, это свидетельствует о постепенном истирании и изнашивании металлических поверхностей.

Важно: Интенсивность нарастания звучания ударов, зависит от режимов, в которых работает транспортное средство: нагрузка на силовой агрегат, частота вращения коленвала. При превышении допустимых нагрузок на двигатель внутреннего сгорания усиливается износ деталей цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Главный признак появившихся дефектов в этих группах элементов – возрастание интенсивности посторонних звуков, превращаясь в настоящий грохот, при повышении нагрузок.

Интенсивность нестандартных звучаний двигателя также зависит от качества смазывания узлов трения. Перечень работающих пар, в которых плотно взаимодействуют детали:

  • поршни с поршневыми пальцами;
  • распредвал с головкой ГБЦ;
  • втулки с клапанами;
  • цилиндры с поршнями и пр.

Благодаря полезным свойствам моторного масла, существенно снижаются силы трения между сопрягаемыми металлическими поверхностями. При увеличении нагрузки на двигатель подача смазочного материала возрастает. Считается, что вследствие скопления большого количества смазки в области работы изношенных узлов и деталей, интенсивность ударов и шумовых эффектов снижается.

Характеристики стуков в двигателе

Звуки, доносящиеся из двигателя внутреннего сгорания, различаются по гармонике. Они бывают звонкими и глухими.

Характерный металлический стук в двигателе раздается, если:

  1. Происходит соприкосновение деталей, вращающихся с большой скоростью.
  2. Материал их изготовления – твердосплавные стали.
  3. Если при их сопряжении отсутствует качественная смазка.

Глухой стук в двигателе слышен при таких условиях:

  1. Взаимодействующие детали изготовлены из сталей различной твердости.
  2. Небольшая амплитуда движения сопряженных элементов.
  3. В местах их взаимодействия имеется демпфирующий (смягчающий удары) слой смазочного материала.

Важно: Звонкий стук в двигателе, доносящийся из верхней части силового агрегата, говорят о биении клапанов. Звуки, напоминающие шелест, вызваны проблемами ремня ГРМ (газораспределительного механизма). Поршни и цилиндры издают стуки среднего или низкого тонов.

О цикличности стуков двигателя

Частота ударов, доносящихся из работающего двигателя внутреннего сгорания, может совпадать с оборотами коленчатого вала или носить случайный характер. При совпадении частот напрашивается вывод о дефектах деталей и узлов, работающих, в соответствии с цикличностью мотора. Это касается элементов следующих систем и механизмов:

  • газораспределительная система;
  • кривошипно-шатунный механизм.

Случайные удары, как правило, вызваны проникновением инородных предметов, обломков изношенных деталей и узлов в полость силового агрегата.

Технические причины возникновения стуков в двигателе

В процессе длительной эксплуатации транспортного средства, возникает большое количество дефектов и неисправностей, которые часто являются причиной появления шумовых эффектов, нестандартных звучаний, вызывающих оправданную тревогу у водителей. Среди многочисленных признаков и причин встречаются наиболее вероятные факторы:

  1. Детонация двигателя, сопровождаемая характерным металлическим стуком.
  2. Выход из строя элементов мотора, вследствие износа.

Детонационные взрывы случаются из-за сбоев в распределении топливовоздушных смесей в полости рабочих цилиндров. Вместо равномерного сгорания, топливо взрывается, при этом деформируются стенки цилиндров, выходят из строя поршни.

Основные причины возникновения детонации ДВС:

  • большое скопление толстого нагарного слоя в нижней части поршня и на стенках цилиндра, что приводит к повышению коэффициента степени сжатия топливной смеси;
  • сбой регулировок момента возгорания горючего;
  • используется топливо несоответствующего качества;
  • неисправности, выход из строя свечей зажигания;
  • несоблюдение условий эксплуатации транспортного средства, что приводит к дополнительным нагрузкам на двигатель внутреннего сгорания;
  • перегрев элементов цилиндропоршневой группы;
  • неисправности узлов и деталей системы выхлопа.

Совет: Для сведения к минимуму количества случаев детонации мотора, не рекомендуется использовать режим ускорения при преодолении крутых подъемов.

Если стуки в двигателе внутреннего сгорания вызваны износом, причины следует искать в следующем:

  1. Выход из строя пружин клапанов.
  2. Повышенный износ кулачковых механизмов распредвала.
  3. Неисправности подшипников – коренных, шатунных, служащих опорой коленчатого вала, увеличение зазоров.
  4. При истирании поршней увеличиваются зазоры между кольцами, стенками цилиндров.
  5. Износ деталей распределительной системы приводит к увеличению зазоров между кулачками и приводом, при этом ремень ГРМ начинает провисать.

Если явного износа элементов двигателя не выявлено, а стук все равно присутствует, это означает, что:

  • детали расположены с некоторым перекосом и работают с заеданием;
  • узлы деформированы;
  • вязкость моторной смазки не соответствует заявленным характеристикам, на металлических поверхностях трущихся деталей не образуется защитная масляная пленка.

В какой мере стук в двигателе зависит от его температуры

Рабочая температура двигателя внутреннего сгорания играет не последнюю роль при определении причин возникновения инородных звуков.

Негромкий стук в двигателе при запуске на холодную часто постепенно исчезает после прогрева. Это вызвано небольшим износом естественного происхождения. По законам физики геометрические размеры узлов и деталей при нагревании претерпевают изменения, имеющиеся зазоры благополучно заполняются. Мотор при запуске не страдает от таких стуков, но перед началом движения он нуждается в качественном прогреве.

Неприятный стук в двигателе на горячую часто возникает после его прогрева. Причина такого явления – застывшее моторное масло, которое не успело заполнить зазоры между изношенными деформированными узлами и деталями силового агрегата. По мере набора оборотов двигателя внутреннего сгорания, смазочный материал разжижается. При этом восстанавливаются демпфирующие качества горячего масла: вязкость, текучесть, способность образовывать защитную пленку и пр. В результате, стук в двигателе при наборе оборотов заметно снижается или полностью прекращается.

Стук в двигателе на холостых оборотах

Если замечено, что стук двигателя внутреннего сгорания возникает в режиме работы на холостом ходу, а при воздействии на педаль акселератора это звучание набирает силу, необходимо срочно проводить диагностику и ремонт силового агрегата. Чаще всего это вызвано сбоем регулировок клапанов. Среди автомобилистов существует выражение «стучат клапана». Это означает, что не отрегулирован зазор между кулачками распределительного вала и управляющими рычагами приводного механизма.

С целью профилактики появления характерных металлических стуков, рекомендуется проводить регулярную корректировку зазоров клапанов. Рекомендуемые сроки – после каждого пробега, равного 10 – 15 000 километров.

Резюме

Если во время движения неожиданно застучал двигатель внутреннего сгорания, водитель не всегда сможет справиться с возникшей проблемой. Первым делом рекомендуется проверить объем моторного масла при помощи специального контрольного щупа. Часто случается, что после пополнения недостающего количества смазочной жидкости, удается избавиться от грохота, стука в двигателе.

Если же этого не случилось, и долив масла на помог, придется доставлять транспортное средство в сервисный центр. В зависимости от характера звучания шумов, водитель принимает решение по выбору средства доставки автомобиля: при помощи буксирования, своим ходом или воспользоваться услугами специального эвакуатора.

Читать еще:  Форд транзит горит индикатор неисправности двигателя

Стук в двигателе — что делать?

Многим автолюбителям знакома ситуация, когда ни с того ни с сего что-то начинает стучать в двигателе. Так как на интуитивном уровне понятно, что ни до чего хорошего этот стук довести не может, водителям приходится «бежать» в автосервис. И правильно делают, что «бегут».

Стук в двигателе автомобиля может возникнуть по разным причинам, но главная всегда одна: раз в двигателе стучит, значит, одна деталь бьется о другую, как правило, из-за нарушения уровня зазора. В зависимости от того, какие детали стучат и какой между ними зазор, достаточно быстро может произойти выход из строя самого двигателя.

Итак, какие могут быть причины стука? Во-первых, как выше говорилось, из-за увеличившегося зазора. Такое увеличение чаще всего связано с длительной эксплуатацией автомобиля. Во-вторых, стучать могут «кривые» детали, то есть стук возникает из-за перекоса деталей. Обычно перекос происходит из-за механического воздействия на детали либо со стороны водителя, либо со стороны механиков. В-третьих, стучать могут и детали, между которыми нормальный зазор, когда разрывается масляная пленка. В-четвертых (но это уже экзотика), могут стучать и детали с нормальным зазором, но тогда причина в деформации одной из деталей.

Рассмотрим подробнее самый распространенный случай — нестандартный зазор. Если внимательно проанализировать, в каких ситуациях стучит громче, а в каких стук затухает, можно понять, что именно в двигателе неисправно. Стук зависит от трех показателей: температуры двигателя, нагрузки и частоты вращения. При увеличении частоты вращения стук может усиливаться, если детали уже в крайне плохом состоянии, но если износ незначительный, то, скорее всего, шум от частоты вращения заглушит стук. Нагрузка на двигатель может по-разному влиять на уровень стука. В зависимости от того, затухает или увеличивается стук, можно диагностировать неисправные детали. Повышение температуры двигателя способно увеличить или остановить стук и тем самым дать дополнительные данные.

Что же делать, если двигатель застучал? Прежде всего, не паниковать, необходимо постараться установить причину стука. Ведь практике известны курьезные случаи, когда водитель, неправильно считая, что двигатель стучит, отдавал его на капитальный ремонт, а выяснялось, что причина стука вовсе и не в двигателе. Поэтому необходимо прислушаться, где стучит и как, при каких условиях стук усиливается, а когда уменьшается. Для чего все это? Чтобы определиться, как добраться до автосервиса (хотя, конечно, можно и до гаража): своим ходом или на эвакуаторе. Специалисты утверждают, что в большинстве случаев продолжать движение при появлении стуков нельзя, потому что это может разрушить детали еще до того, как машина попадет к специалисту.

Если стало понятно, как добираться до станции технического обслуживания, важно узнать, какая станция занимается ремонтом двигателей. Почему? Потому что многие диагносты имеют мало представления о том, что знают мотористы, поэтому им сложно будет поставить правильный диагноз и еще сложнее — сделать качественный ремонт. Поэтому свой автомобиль необходимо отдавать в руки только опытного моториста, который сможет не только правильно диагностику провести, но и ремонт произведет на должном уровне. Здесь всегда надо помнить, что отделавшись небольшим ремонтом на неспециализированных станциях, можно успокоиться, утратить бдительность и не заметить, как небольшой стук перерастет в необходимость делать капитальный ремонт.

Итак, стук в двигателе хоть и опасен, но при своевременной диагностике и следовании нехитрым советам с ним можно справиться.

Проголосовали 15 человек

6
1
7
1
0

Комментарии (9):

Войти через социальные сети:

Олег Антонов (Мастер)

я не собираюсь комментировать эту статью которая написана копирайтером, у меня нет на это времени. Не будь дураком не старайся отвечать на эти статьи. Будь умнее, промолчи. Я вообще не рассматриваю этот портал сколько-нибудь полезным для себя с целью получения знаний в отличии от ВАС. У меня в мастерской без этого работы хватает.
Ваша информация бессценна для меня. Удачи!

Максим Залицкий, только один вопрос. Кто написал статью, которую Вы предложили к публикации под своим именем?

Стук в двигателе, а, может быть, и не в двигателе. Мало ли соприкасающихся деталей. Так что же делать? Не паниковать — т.е. ждать пока хороший стук наружу выйдет и себя покажет? Тогда уж точно эвакуатор надо вызывать. А если уж дилетант, то лучше посигналить встречным и попутным водилам гаечным ключем. Обязательно остановятся, соберется целый консилиум и дадут дельный совет или помогут на месте.

Олег Антонов — ты наверно родился экспертом по всем вопросам. статья написана не для таких

Олег Антонов,
«Кто бы спорил с очевидным?» — Далеко не для всех это так очевидно, как для Вас. Я, например, сам технарь, сам кое-что починить могу, но причина стука в двигателе для меня полная загадка. А статья написана не для опытных механиков, а для полных профанов, которые отвертки от паяльника не отличат.

Что же касается «маслЕной пленки» — я тоже заметил эту опечатку. Однако, мы с Вами не учителя русского языка (во всяком случае, здесь мы не в этом качестве), не стоит так уж придираться. Как говорится, не судите да не судимы будете.
Кстати, в советские времена даже для профессиональных машинисток две опечатки на страницу считались нормой.

Совет «полудилетанта». Если в Вашей стране есть национальный автоклуб (вроде американской ААА), есть смысл вступить. Если понадобится — и топливо подвезут, и «прикурить» дадут, и колесо сменят если сами не умеете, и услуги эвакуатора предоставят. А заодно и посоветуют что делать: не обращать внимания и продолжать движение, самостоятельно ехать на ближайшую станцию или ждать эвакуатор.

Стук в двигателе — что делать

Принять решение можно ли двигаться в сторону а/с своим ходом или вызвать эвакуатор. Если затрудняетесь что предпочесть, звоните в а/с, там зададут наводящие вопросы и посоветуют.

Обычно перекос происходит из-за механического воздействия на детали либо со стороны водителя, либо со стороны механиков. В-третьих, стучать могут и детали, между которыми нормальный зазор, когда разрывается масленая пленка. В-четвертых (но это уже экзотика), могут стучать и детали с нормальным зазором, но тогда причина в деформации одной из деталей.

Как говорят опытные водители — хороший стук себя покажет!

Море общих фраз и абсолютно, вообще, ничего конкретного. Особенно странно это читать от владельца блога автомобилиста.

Стук в двигателе может возникнуть по разным причинам, но главная всегда одна: раз в двигателе стучит, значит, одна деталь бьется о другую, как правило, из-за нарушения уровня зазора. Кто бы спорил с очевидным?

Итак, какие могут быть причины стука? Можно догадаться? Наверное, что-то стучит!

Обычно перекос происходит из-за механического воздействия на детали либо со стороны водителя, либо со стороны механиков.
Интересно было бы посмотреть на процесс механического воздействия на детали двигателя со стороны водителя. Еще интереснее — со стороны механиков, если учесть, что «Многим автолюбителям знакома ситуация, когда ни с того ни с сего что-то начинает стучать в двигателе«. Механики под капотом сидят?

В-третьих, стучать могут и детали, между которыми нормальный зазор, когда разрывается масленая пленка.
Скорее всего, масляная.

В-четвертых (но это уже экзотика), могут стучать и детали с нормальным зазором, но тогда причина в деформации одной из деталей. Это уже настолько экзотика, что хотелось бы пример деформированной детали с нормальным зазором.

Рассмотрим подробнее самый распространенный случай – нестандартный зазор. Если внимательно проанализировать, в каких ситуациях стучит громче, а в каких стук затухает, можно понять, что именно в двигателе неисправно.
Ответ-то хоть какой-нибудь будет — что же стучит? Очевидно, нет.

Температура двигателя способна только увеличить стук и тем самым дать дополнительные данные. Смелое заявление. А как быть со стуком клапанов при увеличенном зазоре? На холодную стучит, потом исчезает. А цокот гидрокомпенсаторов при холодном запуске?

Что же делать, если двигатель застучал? Прежде всего, не паниковать, необходимо постараться установить причину стука. И как же это сделать? Очень просто — не паниковать!

Если стало понятно, как добираться до станции технического обслуживания Вам стало? Мне — нет.

Поэтому свой автомобиль необходимо отдавать в руки только опытного моториста,
— Здравствуйте! Вы опытный моторист?
— Нет, я так, что могу — чиню, что могу — ломаю.

Итак, стук в двигателе хоть и опасен, но при своевременной диагностике и следовании нехитрым советам с ним можно справиться. Во всей статье я смог найти только один совет — не паниковать. Вот уж, действительно, нехитрый.

Оценка статьи: 2

Олег Антонов, «Механики под капотом сидят?» — нет, или механики, или водитель произвели механическое воздействие до начала эксплуатации автомобиля.
Спасибо, кое-что поправили.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию