36 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взрывозащищенный двигатель в чем отличие

Что такое взрывозащищенные электродвигатели

Что такое взрывозащищенные электродвигатели

Промышленное, горнорудное оборудование часто эксплуатируется в неблагоприятных условиях.

Стандартами безопасности введены особые требования к конструкции моторов, работающих в средах, образующих легковоспламеняющиеся, взрывоопасные газо- и паровоздушные смеси. Чрезвычайные ситуации могут возникать в помещениях и на открытом воздухе.

Что такое взрывозащищенные электродвигатели? Это моторы, имеющие дополнительную оболочку, не проницаемую для взрывов. Основная цель защиты – предотвращение контакта искрообразующих элементов с опасной средой.

Кроме того, если взрывается двигатель, содержимое корпуса не разлетается, а остается внутри прочной оболочки. Пожаростойкий материал выдерживает высокое давление, не дает распространиться огню. В результате окружающая среда, находящиеся рядом люди полностью защищены от последствий взрывного удара. Поэтому такие двигатели называются безопасными.

Виды электромоторов со взрывозащитой

Большинство моделей моторов, имеющих взрывозащиту, относятся к трехфазным асинхронным двигателям. Электродвигатели делят на три категории для эксплуатации в условиях образования:

  • рудничного газа и горючей пыли;
  • взрывоопасных смесей;
  • взрывоопасных пылевых сред.

Маркировка взрывозащиты включает номер категории, «рабочие» вещества, область применения. Кроме того, различные серии рассчитаны на эксплуатацию в определенном диапазоне температур. Производители выпускают оборудование, предназначенное для умеренного, холодного, тропического климата.

Преимущества взрывозащищенных электродвигателей

  • Надежность. Корпус, комплектующие изготавливаются из полиметаллических и композитных материалов. Моторы устойчивы к механическим повреждениям, ударным нагрузкам.
  • Высокий КПД. Надежные кабельные соединения обеспечивают работу оборудования, защищенную от коротких замыканий и потери мощности.
  • Удобное управление. Электронный блок обеспечивает быстрый запуск, точную диагностику, мгновенное переключение режимов. Различные протоколы используются для обмена доступа с удаленными терминалами, системами автоматизации.

Кабельные линии защищенных двигателей также отличаются наличием взрывозащиты. При монтаже проводов используются специальные металлические кольца. Кроме того, некоторые модели взрывозащищенных электродвигателей имеют дополнительные фильтры. Эти барьеры предотвращают попадание внутрь корпуса инородных предметов.

Область применения

Защищенные двигатели используют в:

  • газовой;
  • горнорудной;
  • нефтехимической;
  • угольной промышленности;
  • энергетике;
  • других отраслях.

В нефте-, газодобыче, на химических заводах, атомных электростанциях моторы с взрывозащитой являются частью вентиляционного, насосного, топливного оборудования. Электродвигатели устанавливаются на задвижках проводной арматуры, грохотах, дозаторах, трубопроводах, лебедках, компрессорах, конвейерных, компрессорных линиях.

В шахтах, горных выработках работают забойные, подъемно-транспортные, углесобирающие механизмы, самоходные вагоны, проходческие комбайны, скребковые конвейеры, дробилки, вентиляторы с безопасными электромоторами.

Каталог

  • Электродвигатели
  • Редукторы
  • Аккумуляторные батареи
  • Мотор-редукторы
  • Муфты
  • Подшипники
ООО «Техноэкссервис»

Широкий ассортимент продукции ведущих торговых марок России, Украины и Беларуси в сфере промышленной электротехники

Взрывозащищенный двигатель в чем отличие

Поставка высокотехнологичного промышленного оборудования для автоматизации производственных процессов во всех отраслях промышленности

Электродвигатели взрывозащищенные

Итальянская компания Cemp — лидер в производстве асинхронных электродвигателей и насосов. За более чем пятьдесят лет компания Cemp разработала широкий модельный ряд электродвигателей для взрывоопасных сред, включая взрывозащищенные и искробезопасные двигатели. Кроме того, Cemp располагает инженерными и производственными возможностями для создания двигателей по спецификации заказчика.

Номинальная мощность от 0,12 до 200 кВт.
Высота оси вращения вала от 63 до 315 мм.
Напряжение питания 220/380 В, 380/660 В, 50-60 Гц.
Класс защиты IP55, IP65.
Категория ATEX — 1M2, 2G, 2GD.
Группа I (шахты), IIB, IIC.
Температурный класс T3, T4, T5, T6.
Ex-d, Ex-de.
Трёхфазные, одно и двухскоростные.
Согласно Норм: IEC 60034-1,5,6,7,8,9,12,14, IEC 60072.
Согласно Норм: IEC 61241-0, IEC 61241-1, A21 – tD.
Согласно Норм: IEC 60079-0, IEC 60079-1, IEC 60079-7.
Однофазные (габарит от 63 до 100).

Вентилируемые, не вентилируемые, исполнение PAD.
Однофазные.
Трёхфазные, одно и двухскоростные.
Согласно Норм: IEC 60034-1,5,6,7,8,9,12,14, IEC 60072.
Согласно Норм: IEC 61241-0, IEC 61241-1, A21 – tD.
Согласно Норм: IEC 60079-0, IEC 60079-1, IEC 60079-7.
Ex-d, Ex-de.
Температурный класс T4, T5, T6.
Группа IIB, IIC.
Категория ATEX — 2D, 2G, 2GD.
Класс защиты IP55, IP65.
Напряжение питания 220/380 В, 380/660 В, 50-60 Гц.
2-x, 4-x, 6-ти, 8-ми полюсные или
двухскоростные 4/2, 8/4, 4/6, 6/8.
Высота оси вращения вала от 56 до 80 мм.
Номинальная мощность от 0,06 до 1,5 кВт.

Каталог взрывозащищенных
электродвигателей в алюминиевом корпусе

Номинальная мощность от 0,18 до 55 кВт.
Высота оси вращения вала от 63 до 250 мм.
2-x, 4-x, 6-ти, 8-ми полюсные
или двухскоростные 4/2, 8/4, 4/6, 6/8.
Напряжение питания 220/380 В, 380/660 В, 50-60 Гц.
Класс защиты IP55, IP65.
Категория ATEX — 2G, 2GD.
Группа IIB, IIC.
Температурный класс T3, T4, T5.
Ex-d, Ex-de.
Согласно Норм: IEC 60079-0, IEC 60079-1, IEC 60079-7.
Согласно Норм: IEC 61241-0, IEC 61241-1, A21 – tD.
Согласно Норм: IEC 60034-1,5,6,7,8,9,12,14, IEC 60072.
Трёхфазные, одно и двухскоростные, для инвертора.
Дисковый электромагнитный тормоз постоянного или переменного тока.

Номинальная мощность от 0,12 до 1,5 кВт.
Высота оси вращения вала от 63 до 80 мм.
2-x, 4-x, 6-ти, 8-ми полюсные
или двухскоростные 4/2, 8/4, 4/6, 6/8.
Напряжение питания 220/380 В, 380/660 В, 50-60 Гц.
Класс защиты IP55, IP65.
Категория ATEX — 2D, 2G, 2GD.
Группа IIB , IIC.
Температурный класс T4, T5.
Ex-d, Ex-de.
Евронорм: IEC 60079-0, IEC 60079-1, IEC 60079-7.
Согласно Норм: IEC 61241-0, IEC 61241-1, A21 – tD.
Согласно Норм: IEC 60034-1,5,6,7,8,9,12,14, IEC 60072.
Трёхфазные, одно и двухскоростные, для инвертора.
Дисковый электромагнитный тормоз постоянного или переменного тока.

Номинальная мощность от 0,12 до 200 кВт.
Высота оси вращения вала в чугунном корпусе от 63 до 315 мм.
В алюминиевом корпусе от 63 до 200 мм.
Напряжение питания 220/380 В, 380/660 В, 50-60 Гц.
Класс защиты IP55.
Категория ATEX — 3G.
Группа IIB, IIC.
Температурный класс T3.
Ex-nA.
Согласно Норм: IEC 60079-0, IEC 60079-15.
Трёхфазные, одно скоростные.

Высота столба жидкости до 4, 8 м.
Группа IIB , IIC.
Ex-d, Ex-de.
Центробежные электронасосы.
Согласно Норм: IEC 60079-0, IEC 60079-1, IEC 60079-7, EN 1127-1, EN 13463-1, EN 13463-5.
Расход более 200, 300 л/мин.
Длина приемного стержня 90 – 550 мм, 170 – 350 мм, 170 – 550 мм.
Специальное исполнение.

Согласно норм: IEC.
Габарит электродвигателя (алюминий) 63 ÷ 200.
Габарит электродвигателя (чугун) 225 ÷ 315.
Защита IP55.
Мощность 0,12 ÷ 132 кВт.
Трёхфазные, одно и двухскоростные.

Согласно Норм: IEC 61241-0, IEC 61241-1, A22 – tD.
Габарит электродвигателя (алюминий) от 63 до 200.
Габарит электродвигателя (чугун) от 63 до 315.
Категория ATEX — 3D.
Группа II.
Защита IP55.
Мощность от 0,12 до 200 кВт.
Трёхфазные, одно скоростные.

Согласно Норм: IEC 60079-0, IEC 60079-1, IEC 60079-7.
Ex-d, Ex-de.
Габарит электродвигателя 63 ÷ 315.
Категория ATEX — 2G, 2GD.
Группа IIB , IIC.
Температурный класс T3, T4, T5.
Согласно Норм: IEC 61241-0, IEC 61241-1, A21 – tD.
Защита IP55, IP65.
Согласно Норм: IEC 60034-1,5,6,7,8,9,12,14, IEC 60072.
Мощность от 0,12 до 200 кВт.
Трёхфазные.
Самоохлаждаемый (IC411), принудительного охлаждения (IC416).

Согласно Норм: IEC 60079-0, IEC 60079-1, IEC 60079-7.
Ex-d, Ex-de.
Габарит электродвигателя от 56 до 80.
Категория ATEX — 2D, 2G, 2GD.
Группа IIB, IIC.
Температурный класс T4, T5, T6.
Согласно Норм: IEC 61241-0, IEC 61241-1, A21 – tD.
Защита IP55, IP65.
Согласно Норм: IEC 60034-1,5,6,7,8,9,12,14, IEC 60072.
Мощность от 0,06 до 1,5 кВт.
Трёхфазные, одно и двухскоростные.
Однофазные.
Самоохлаждаемый (IC411), принудительного охлаждения (IC416);
невентилируемые (IC418), исполнение PAD.

Взрывозащищенные электродвигатели специального исполнения

Механические варианты

Защита IP 56, IP 65, IP 66
Специальные валы и фланцы
Без клеммной коробки (открытые вводы)
Однонаправленные подшипники, закрытые подшипники, специальные подшипники.
Клеммная коробка сбоку.
SPM-тест (измерение вибраций)
Нагреватель.

Электрические варианты

Специальное напряжение и частота
Термозащита биметаллик (НЗ, НО), термистор (РТС), резистор платиновый (РТ100)
Однофазные с постоянным конденсатором
Однофазные с центробежным выключателем

Аксессуары

Принудительная вентиляция (IC 416)
Енкодер (100 ч 10 000 ppr)
Датчик подшипника (габарита 63 ч 100, 64 или 96 ppr)

Тормоза

Дисковые, постоянного тока
Дисковые, переменного тока
С ручным растормаживанием
Нагнетательные (торможение при заряженности, габарит от 63 до100)

Взрывозащищенные электродвигатели: типы и описание

Взрывозащищенные электродвигатели используются в средах, где имеются легковоспламеняемые газо- и паровоздушные смеси. Часто это предприятия нефтеперерабатывающей, химической и газовой промышленности. Материалы изготовления таких устройств отличаются высокой прочностью и имеют оболочку, непроницаемую для взрывов, благодаря чему гарантируется устойчивость к повреждениям снаружи.

Устройство

Взрывозащищенные электродвигатели являются полностью герметичными установками. Они охлаждаются вентиляторами, которые нагнетают воздух снаружи на ребристую поверхность. Часто материалом изготовления конструкции является чугун и сварная листовая сталь.

У двигателей имеются подшипники, оснащенные постоянной смазкой. Периодичность смазки должна неукоснительно соблюдаться. В случае если подшипники в двигателе герметичные, то есть не требующие смазки, необходимо с особым вниманием следить за рабочей температурой, так как любое ее отклонение скажется на сроке эксплуатации деталей.

Обычные взрывозащищенные электродвигатели имеют свободные валовые концы удлиненной формы, оснащенные шпоночными пазами. На валах имеется центральное отверстие с резьбой, которое вытягивает или, наоборот, втягивает вал.

Распределительная коробка установлена на верхней части мотора, с той стороны, где находится взрывозащищенный узел принудительной вентиляции для электродвигателя. Двигатели с коробкой имеют шесть дополнительных клемм для подключения различных датчиков, нагревателей и прочего. Могут также предусматриваться переходники и другие соединительные элементы.

Обычные двигатели рассматриваемого типа работают при частоте в пятьдесят Герц, температуре до сорока градусов и высоте более тысячи метров над уровнем моря. Напряжение при этом составляет от 380В до 415В.

Двигатели для газов

Двигатели для газов являются огнестойкими и имеют обычную клеммную коробку или устройство повышенной безопасности. Они пригодны для различных сред и могут эксплуатироваться при более высоком температурном режиме.

Двигатели подключают входами кабелей, которые имеют особые стандарты качества. Они должны быть выполнены таким образом, чтобы защитные свойства не были изменены.

Без клеммной коробки

Если соединительной коробки электродвигатель взрывозащищенного исполнения не имеет, корпус закрывают пластиной. Такие двигатели могут быть:

  • с плитой, бронированным кабелем и кабельным сальником (бронированный кабель выходит в зажатом муфтой виде из таблички, для питания мотора используются свободные кабели, также выходящие с муфтой);
  • с плитой и кабелепроводом (в этом случае кожух закрыт стопорной муфтой на выходе кабеля, от нее отходит кабелепровод);
  • с плитой и свободными кабелями (кожух также закрыт стопорной муфтой, откуда из двигателя выходят свободные кабели).

Без вентилятора

В конструкции может предусматриваться вентиляция, сопряженная с мотором. Вентилятор находится на расстоянии не менее пяти миллиметров от неподвижных частей двигателя. При эксплуатации нужно быть уверенным, что соблюдается температурный режим на протяжении всей работы.

Вентиляция в двигателе может и отсутствовать. При этом имеются некоторые ограничения: в зависимости от режима эксплуатации электрический двигатель переводится на половинчатую мощность либо работает меньший период времени при нормальной мощности.

С дополнительной вентиляцией

Охлаждение может обеспечиваться и за счет дополнительного двигателя, стойкого к воздействию огня. В этом случае подключается датчик температуры, который способен в случае нарушения режима отключить механизм.

На дополнительную вентиляцию к устройству должна присутствовать отдельная сертификация, отображенная на задней стороне мотора.

Для низких температур

Такие взрывозащищенные электродвигатели способны работать при температуре от минус двадцати до минус пятидесяти градусов. В них должны быть встроены антиконденсационные резисторы мощностью от пятидесяти до двухсот Ватт. Чтобы правильно использовать механизмы, электрика должна быть устроена таким образом, чтобы она могла приводить двигатель к температуре выше минус двадцати градусов. Если имеются подогревательные резисторы, то они должны быть способны работать при отключенном двигателе.

Все метизы изготовлены из нержавеющей стали, и если их требуется заменить, то качество должно быть не ниже первоначального. Из этого же материала изготовлены вентиляторные крышки, а охлаждающие вентиляторы выполнены из алюминия.

При использовании защитной смазки для муфт учитывается и используется такое средство, которое в полной мере соответствует температурному режиму при эксплуатации. Используемые кабели для электрического питания также должны быть пригодны для работы в температурном режиме эксплуатации. То же самое касается всех изоляционных материалов двигателя.

Для питания от инвертора

Если взрывозащищенные двигатели питаются от инвертора, то температура регулируется термисторами, находящимися в обмотке. Их зажимы должны быть подсоединены к размыкающему реле, чтобы при достижении не предусмотренных условиями эксплуатации температур механизм отключился от питания. Такое устройство может быть расцеплено только ручным способом.

Перед тем как запускать трехфазные асинхронные взрывозащищенные электродвигатели с инвертором, проверяют номинальные показатели на предмет соответствия реальным. Преобразователь частоты подбирают с таким расчетом, чтобы двигатель не находился на пиках напряжения и не превышал номинального значения 2.8, иначе обмотки очень быстро придут в негодность.

Однофазные

Электродвигатель взрывозащищенный асинхронный может быть и однофазным. Для этого используется пусковой конденсатор, который размещают внутри клеммной коробки. Если он отделен от двигателя, то ему необходимо обеспечить взрывобезопасный кожух. Его характеристики указываются на двигателе.

Конденсатор должен быть постоянно присоединен к обмотке и быть способен сразу же разряжаться при отключении питания. Желательно не доводить его состояние до необходимости замены, так как она может стать причиной изменения характеристик самого двигателя.

Ремонт взрывозащищенных электродвигателей

Все ремонтные работы должны осуществляться по тем критериям, которые указаны в инструкциях и руководствах к устройствам. Желательно, чтобы они проводились компанией-производителем. Если ремонт будет делать сторонняя организация, то помещения должны быть оборудованы соответствующим образом, а специалисты должны обладать всем набором технических знаний о защите двигателя.

Если же работа проводится с компонентами взрывозащищенности, то при ней нельзя изменять качественные характеристики, к примеру, размеры соединений, вентиляционный тип и тому подобное. Если какая-либо запасная часть меняется, то взамен должна быть установлена оригинальная.

Проводимые операции могут быть разной сложности.

  • Ремонт восстанавливает неисправные части для возвращения в пригодный для эксплуатации вид, согласно техническим документам.
  • Осмотр предполагает проверку работоспособности прибора, если, например, он пролежал какое-то время на складе без включения.
  • Техобслуживание представляет собой запланированный осмотр и замену необходимых запчастей для сохранения двигателя в рабочем состоянии.
  • Улучшение предполагает замену или добавление какой-либо детали, не противоречащей предписанным стандартам.
  • Модификация включает в себя изменение материальных, форменных или функциональных характеристик.

Конструктивные изменения имеет право вносить только производитель взрывозащищенных электродвигателей. После проведения ремонтных работ на двигателе устанавливают табличку, соответствующую стандартам, с указанием наименования организации, серийного номера фирмы и даты ремонта.

Монтаж взрывозащищенных электродвигателей

Монтаж взрывозащищенных электродвигателей должен осуществляться в строгом соответствии с инструкцией по монтажу, которая прилагается к изделию при поставке с завода-изготовителя (в комплекте с техническим паспортом и руководством по эксплуатации). Сборка двигателя выполняется в заводских условиях, и необходимость разбирать оборудование обычно не возникает.

Монтаж взрывозащищенных электродвигателей — предварительный этап

Прежде, чем приступить к монтажу, необходимо убедиться:

  • в отсутствии обрыва обмоток;
  • в том, что показатели сопротивления изоляции соответствуют норме.

В случае обнаружения проблем агрегаты подлежат разбору. В частности, при пониженном значении сопротивления изоляции потребуется провести процедуру сушки. При этом устройство ввода придется снять, чтобы обеспечить циркуляцию воздуха.

По завершении сушки обмоток полагается проконтролировать, насколько плотно прилегают взрывонепроницаемые оболочки, и не превышает ли зазор указанные в инструкции значения. Установка взрывозащищенных электродвигателей может производиться только после того, как все неполадки устранены.

Установка взрывозащищенных электродвигателей серии ВАО: виды проводов

Взрывозащищенные модели двигателей из серии ВАО обладают следующими характеристиками:

  • мощность до 315 кВт;
  • напряжение от 380 до 600 В.

Для двигателей этой серии существуют 6 типов вводных устройств (подразделение на типы происходит по критерию диаметра трубной резьбы в месте подсоединения бронированного кабеля с соответствующим сечением).

Технология подведения к взрывозащищенным двигателям кабелей и проводов описана в инструкции к оборудованию. Если используется кабель марки АБВГ или БВГ, то возможна прокладка от основной трассы:

  • открытым способом (на профилях или лотках);
  • без дополнительных защитных приспособлений;
  • без учета высоты прокладки.

Если расстояние от нижней муфты до места, где крепится кабель, значительное, то кабель прокладывают по специальному лотку. При условии, что это расстояние не превышает 0,7 м, дополнительных креплений не потребуется.

Средства защиты кабелей

Кабели таких марок, как, например, ВРБГ или ВВБГ (могут быть и бронированные, и небронированные) должны быть расположены не ниже 2 м от поверхности пола (или от площади обслуживания) и нуждаются в защите от воздействий механического характера. В качестве защиты могут применяться:

  • газоводопроводные трубы;
  • стальные короба;
  • монтажный профиль.

Трубы в этом случае должны иметь указанную в проекте привязку и соединяться с водным устройством посредством нажимной муфты, равномерно притянутой болтами к корпусу или же к кабельной муфте. Если диаметр трубы не совпадает с размерами отверстия в муфте, то используют переходную гайку (футорку).

Если основание электрического двигателя подвержено вибрации, то, во избежание повреждений, применяются специальные переносные кабели (гибкие, с резиновой изоляцией).

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Bmw x5 e70 какой двигатель выбрать
Ссылка на основную публикацию